Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Князь Марух. Дорога мужества |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Хусейн Дауров |
сценарий: | Хусейн Дауров |
продюсер: | Хусейн Дауров |
видеооператоры: | Александр Никанов, Петр Ангелов |
композиторы: | Каплан Сташ, Аслан Апажа, Темболат Керефов, Идар Налоев, Аслан Тлебзу |
монтаж: | Хусейн Дауров |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч |
Начну с того, что изначально не собирался смотреть фильм «Князь Марух. Дорога мужества» прежде всего из-за того, что создан он не профессионалами: снялись не актеры, снял журналист. Чего можно было ожидать? Но первые отзывы все-таки подвигли меня к просмотру и уже на второй неделе проката посетил сеанс…
Сказать что фильм превзошел мои ожидания, это ничего не сказать! Эмоции зашкаливали! На одном дыхании! Проходив под впечатлением 2 дня, поймал себя на мысли, что фильм не для разового просмотра и снова в кинотеатр. И так 3 раза и каждый раз как первый. Браво! Снимаю шляпу перед создателями - не профессионалами!
Актерская игра антагониста очень впечатлила. Эльмурза Еномуков амбициозен, горяч и достаточно прозрачен, действует открыто и порой напролом… Характер типичного абадзеха. Его помыслы ясны - создать «государство в государстве» и ради этого он готов пойти по «головам», что свойственно многим нашим современным чиновникам и поэтому он понятен сходу.
Что же до главного героя? «Князь Марух сказал, князь Марух сделал»… С первой же минуты все говорят о нем, все вокруг него вертится: а сам он - немногословен. Ему нечего сказать или есть что скрывать? К середине фильма мы получаем ответы на эти вопросы и образ Маруха начинает уже импонировать. Он человек дела, держит слово, разговор ведет соответственно статусу - с ровней, радеет за народ… Т. е. именно этот характер сегодня измельчал! Режиссер как бы нам говорит - «Вот он, с кого надо брать пример!»
Изначально было понятно, что эти два типа людей не уживутся рядом и с нетерпением ожидаешь развязки и она произошла. «Нашла коса на камень», и нетрудно догадаться кто «коса», а кто «камень»…
Касаемо остальных персонажей… На первый взгляд их здесь показалось слишком много. Можно было бы обойтись и без некоторых разовых образов, но они настолько яркие и колоритные, что ловишь себя на мысли: без них фильм смотрелся бы куцевато.
Женские персонажи, «три девицы» подружки настолько дополняли друг дружку, и какой контраст составили между дочерью старого князя - просто поразительно!
Итак: фильм «Князь Марух. Дорога мужества» - это первое национальное черкесское кино, где картинка и музыка дополняют друг друга, где вместо пафоса - жизненная история с сюжетной линией, где кодекс воина-черкеса 'Уорк-Хабзэ', показан во всей красе и без прикрас! Это кино с сильным характером, где каждый кадр и каждая реплика напоминает, что значит быть Черкесом, а значит Человеком!
Спасибо создателям за неоценимый вклад в культурное наследие адыгов! Отдельная благодарность за родной язык и диалекты! У нас действительно появилось народное кино!
1 ноября 2022
Черкесия XIX века. Её манящий облик соткан из множества образов, описываемых историками, писателями, журналистами, но очень редко Адыгэ хэку классической эпохи оживает на экране, ведь далеко не каждый режиссер возьмет на себя смелость погрузить зрителя в ту противоречивую и трагическую эпоху.
Новый художественный фильм «Князь Марух. Дорога мужества» позволит зрителю воочию прикоснуться к прошлому народа Адыгэ. Автор сценария и режиссер Хусейн Дауров тщательно воспроизводит мир Черкесии 30-40-х годов XIX века с этнографической точностью. Здесь нет лишних деталей; начиная от диалектов черкесского языка, на которых говорят герои фильма, принадлежащие к разным локальным группам адыгов и заканчивая реальными коллекционными образцами вооружения, везде просматривается соблюдение аутентичности погружения в повседневную жизнь эпохи.
Парадоксально, что среди актёров практически нет тех, кто имеет за плечами опыт работы в театре и кино. Тем поразительнее волшебство их перевоплощения, наблюдаемое на экране. Актёры не играют, они живут жизнью своих предков. Князь Марух в исполнении Руслана Тешева – обобщенный образ той Черкесии, что вечно искала своё место в мире, мужественно, шаг за шагом преодолевая пространство и время, утрачивая иллюзии с потерей близких, дорогой ценой обретая коллективную мудрость.
Отнюдь не на вторых ролях предстают в фильме образы черкесских женщин, хрупкость и сила которых оттеняют мужество их избранников, позволяя им оставаться самими собой. Взирая на героинь «Маруха», начинаешь сознавать, что именно поражало в них авторов Запада и Востока, столетиями воспевавших черкешенку как непревзойдённый идеал Женщины.
Появление фильма «Князь Марух. Дорога мужества» столь же неожиданно, сколь и ожидаемо. Казалось бы, о каком историческом кино может идти речь при отсутствии в республиках Северного Кавказа отлаженного механизма кинопроизводства, каждая из составляющих которого – от сценария до проката – неподъёмна в наш меркантильный век. Преодоление этих препон – свидетельство прихода в национальный кинематограф принципиально нового поколения, обладающего не только талантом, но и здоровыми амбициями замахнуться на небывалое.
Результат этого подвижничества и представлен на экране.
На экране, по ту сторону которого идёт дорогой чести и славы князь Марух. Надеемся, что у нового фильма, как и у главного его персонажа, будет столь же долгая и славная история…
20 октября 2022
Князь Марух - отличный фильм показывающий контраст, между современными реалиями и бытом Адыгов тогда, и сейчас. Режиссер Хусейн Дауров - перенёс нас из современных реалий в период княжества и укладов 'Уорк Хабзэ' - Кодекс Чести Черкесского Дворянства. Причем сделал это, весьма гармонично, акцентируя на тонкостях обычаев и обрядов Адыгского народа. Фильм не только демонстрирует данные аспекты, но и опирается на исторические факты. Что делает его уникальным в своем жанре. В картине также учитываются диалектические особенности Адыгского Языка. Присутствует уместный юмор, интересный сюжет, отличная операторская работа лаконичный монтаж, хорошее музыкальное сопровождение. Объективно, это серьезный полнометражный проект, который заслуживает внимания.
Сюжет в фильме, повествует о путешествии Князя Маруха воина, вернувшегося из Египта, который отправляется в путь по Бжедугии и Абазинии для того, чтобы объединить, или по крайней мере попытаться минимизировать, разделения между одним народом которые были тогда, и присутствуют и по сей день. В процессе данного путешествия Князь будет сталкиваться с различными препятствиями, недопониманием и враждебным настроем со стороны своих соплеменников, так как нарушение 'Уорк Хабзэ', особенно в тот период (19 век) было неприемлемым, особенно для Князя. Но главного героя, не пугают трудности а скорее наоборот, еще больше мотивируют рушить все стереотипы. Антагонист, Ельмырза, в лице Хусейна Даурова. Является нетепичным клишированным злодеем, и показывает своим примером, что даже врага нужно уважать. В целом, фильм был очень хорошо воспринят на родине, и за ее пределами. Отличный режиссерский дебют! Жду продолжения и желаю Хусейну Даурову дальнейших успехов в этом нелегком деле!
9 октября 2022
УОРКИ- ЭТО СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ, А СОВСЕМ НЕ ТО, ЧТО ВЫ ПОДУМАЛИ
« Князь Марух. Дорога мужества» реж. Х.Дауров
Первые шаги каждой национальной кинематографии, как правило, ознаменовываются видовым фильмом о красотах природы и документальным обзором национальной истории. С первыми игровыми картинами бывают варианты. Случается, что молодая кинематография хочет сразу броско заявить о себе на мировой арене, берет в компаньоны иностранного производителя и выпускает блокбастер, главным элементом которого является экзотика. Один «Великий воин Албании Скандерберг» чего стоит! Вариант второй (и более частый) молодое кино делается для внутреннего употребления. Осмыслить исторический путь и сегодняшний день малочисленного народа внутри семьи, а уж потом выносить национальную экзотику на всеобщее обозрение. Скажем, кино Якутии, будучи уже признано во всей России, все же по большинству производственных единиц, так и пребывает в этом состоянии. На всероссийский экран выходит процентов 5 от снятого в Якутии, а все остальное смотрят только жители республики. И все-же главная цель: представить свой народ с его обычаями, традициями, ценностями, свою историю всему человечеству. Себя показать, да и посмотреть на себя глазами других.
В том, что историю басмаческого движения и борьбы с ним житель Таллинна стал воспринимать как родную, есть большая заслуга киностудии «Узбекфильм». А помните, как стремительно ворвалось в глоссарий россиян загадочное слово «абрек» сразу после премьерного телепоказа грузинского сериала « Берега». И я уж молчу про слово «фазенда». «Князь Марух. Дорога мужества»- строго говоря, не первый адыгейский фильм. Первая попытка была сделана ее три десятка лет назад. Но случился фальстарт. И вот – более тщательная и фундаментальная проба показать адыгский характер и страницы родной истории.
Учитывая громадные временные интервалы в создании национальных картин, режиссер Хуссейн Дауров постарался использовать свой шанс по максимуму. Сделать картину интересную как для жителей республики, так и для тех, кто проживает от Кавказа вдалеке. Для этого исторический эпизод из начала 19-го века он пытается оформить в стиле жанра массовой культуры. «Князь Марух»- это классическое роуд-муви с элементами вестерна и мелодрамы. Дорога мужества- это путь вернувшегося из Египта князя Маруха по Бжедугии и Абазинии. Зачем эта поездка в одиночку нужна молчаливому и печальному князю? Чего искал и чего добивался? Это поймут только жители Адыгеи. Дело в том, что два века назад адыгейско-черкесское общество пребывало в феодальном состоянии. Раздробленными кланами правили князья, которые между собой находились в крайне сложных отношениях. Европейское правило «вассал моего вассала- не мой вассал»- образчик простоты и логики на фоне социальной структуры адыгов средневековья. Тфокотли, уорки, шаотлигусы, дижинуго, тлекотлеши, пши - это я нашел в интернете по запросу «социальные статусы жителей Адыгеи и Черкессии 19-го века». Половину из этих слов я увидал в титрах фильма, после чего почувствовал себя примерно так же, как при чтении описания современных компьютерных игр, то есть дебилом. Но отношения между собой всех этих тфокотлей и шаотлигусов отличались крайней сложностью. Кто для кого раб, кто для кого враг, кто кому может приказывать, а кому нет- вся эта запутанность и вылилась в итоге в уникальный кавказский этикет- неписанный кодекс чести, когда убивать даже заклятого врага нельзя, если он не при оружии. И вот на таком историческом фоне отправляется в свое путешествие на вороном коне князь красавец- вдовец.
Князя будут пытаться убить – не потому, что он кому-то помешал, а потому, что так требует кодекс чести. Те, кто убивал, в итоге же будут его и выхаживать- это тоже правило из того же свода. Князь полюбит простолюдинку - и это станет еще одним вызовом средневековому обществу. Но найдутся варианты, при которых и любовь можно будет сохранить, и общество не раскалывать.
Фильм этот показывали на закрытии Дней адыгского кино в Москве в Белом зале Дома кино. И он был полон. При этом, кажется, русские субтитры в тот вечер нужны были только мне. Во всяком случае, зал разражался хохотом или дружно выдыхал за две секунды раньше меня- когда я только начинал читать новый субтитр. Кабардино- адыгейско-черкесская диаспора Москвы пришла послушать родную речь. Каждый раз, когда на экране появлялся герой на лошади, герой с саблей, герой с пистолетом, героиня с кувшином, героиня с неведомым мне музыкальным инструментом- в зале становилось светло: все фиксировали эту красоту на свои телефоны. Снимать в зале никто не запрещал. В течение всех двух часов показа народ вставал, выходил, заходил, приносил кофе из буфета, пересаживался от одной группы знакомых к другим, чтобы с новыми собеседниками обсудить увиденное. И все это не от скуки и не от неуважения к создателям. Пути к признанию произведения искусства бывают разные: где-то полная тишина, а на Кавказе- живая речь, параллельная кинокартине. И «Князь Марух» сделан с учетом этой специфики: действие никуда не спешит, подобно князю Маруху, который двигается на своем чудесном вороном коне по дорогам Бжедугии и Абазинии не галопом и не рысью, а медленной поступью.
Юмор тоже для своих. Что такого смешного во фразе: « Он не кабардинец. Кабардинцы - все такие щеголи»- убейте не пойму! Но зал умирал со смеху. Что значит фраза девушки: « А если я тебе в девичьей в тапочках встречу?» - для меня -тайна. Но выражение лица у собеседника девушки и вздох в зале намекал, что встреча в тапочках страшнее заявления в прокуратуру. Короче, путь к сердцу коренных народов Кавказа фильм точно нашел. Для сторонних наблюдателей – поединки. Рукопашные, на саблях, на пистолетах. Профессиональное режиссерское мастерство у Даурова еще не достигло того уровня, чтобы создавать из них монтажные аттракционы. Все дуэли и драки, по большей части, сняты с минимумом монтажных склеек преимущественно на общих планах. От костюмов героев за версту веет экспонатами этнографического музея, а не повседневно-носимой одеждой. Египетский эпизод – флэшбек и вовсе за гранью добра и зла и напоминает карнавал в любительской театральной студии. Но это – первые шаги молодого кино. И детские болезни никто не отменял. И Усейн Болт не сразу побежал стометровку за 1 минуту. Но в глазах родителей спотыкающийся и неуклюжий малыш уже тогда был чемпионом. И эту миссию: первого фильма о национальном характере «Князь Марух» выполняет честно. Во всяком случае, народная аудитория его приняла и полюбила. Зрителям других национальностей слова «тлекотлеши» и «дижинуго» учить пока рано. Должно пройти время и прийти профессиональное мастерство.
19 сентября 2022