Хронос
6.9
2022, фантастика, приключения, семейный
Россия, 1 ч 38 мин
12+

В ролях: Сергей Пускепалис, Иван Жидков, Анастасия Балякина, Михаил Горевой, Юрий Назаров
и другие
Герои столкнутся с обстоятельствами, позволяющими исправить ошибки прошлого и повлиять на собственное будущее.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Хронос

год: 2022
страна:
Россия
слоган: «Будущее нельзя изменить? В прошлое нельзя вмешиваться? А где оно, настоящее?»
режиссеры: ,
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператоры: Дмитрий Горевой, Кирилл Сперанский
композиторы: ,
художники: Роман Михеев, Александр Бурков
монтаж: , ,
жанры: фантастика, приключения, семейный
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $212 782
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, приключения, семейный

Постеры фильма «Хронос», 2022

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Хронос», 2022

Возрождение экранизации советской фантастики

'Хронос' состоит из трёх самостоятельных новелл, снятых по мотивам рассказов Кира Булычева: 'Поломка на линии', 'Можно попросить Нину?', 'Шум за стеной'.

Произведения Кира Булычева прекрасны сами по себе, но к сожалению в наши дни всё меньше времени уделяется чтению. Экранизация его рассказов - замечательная возможность приобщить подрастающее поколение к творчеству Булычева.

Сколько можно вспомнить фильмов по рассказам Кира Булычева? 'Гостья из будущего', 'Тайна третьей планеты' (хоть и мультфильм, но всё же), 'Лиловый шар', 'Через терни к звёздам'. .. их конечно больше, но по сравнению с 436ю книгами, написанными советским фантастом, фильмов ничтожное количество! И 'Хронос' - замечательное начало экранизаций его рассказов.

Первый фильм 'Поломка на линии 'адаптирован' под современного зрителя: герой перенесён из коммунальной квартиры в мир недалёкого будущего, однако посыл и смысл остались неизменны. 'Можно ли изменить прошлое?', 'можно ли повлиять на будущее?', 'и как это скажется на настоящем?' - эти вопросы остались неизменными (и вряд ли изменятся даже в далеком будущем).

Второй фильм 'Временная связь' (рассказ 'Можно попросить Нину?') тоже несколько отличается от оригинального рассказа, но незначительно и только для того, чтобы 'быть ближе к современному зрителю'. Основной сюжет остался тот же: телефонный разговор современного человека, живущего сытой и спокойной жизнью и девочки из Москвы 1942 года. Фильм заставляет пересмотреть свои жизненные ценности, задуматься о своём жизненном пути.

Третий фильм остался в том же послевоенном 1946 году, как и рассказ Кира Булычева, но получил свою долю корректировки. Изменены главные герои: чету стариков из рассказа заменили молодая вдова с ребёнком и молодой человек, хранящий ему одному известную тайну 'шума за стеной' в коммунальной квартире. Также в фильм был добавлен отрицательный персонаж, директор завода, живущий в этой же коммуналке, которого у Булычева не было. Сделано это опять же для повышения зрелищности картины (да простят меня все читающие Булычева и все те, кому сам рассказ кажется идеальным), ведь для молодого поколения рассказ про двух стариков, доживающих свой век с 'дверью в лето', может показаться ужасно скучным.

Мне кажется 'Хронос' - только начало новой волны экранизаций, и экранизаций хороших, с добрыми смыслами рассказов Булычева, переданными на экранах. Конечно кому-то эти новеллы могут показаться 'неестественными', не такими, как мы привыкли видеть (та же 'Гостья из будущего' смотрится совсем по другому), но не стоит забывать, что первые шаги всегда тяжелы, особенно в таком деле.

Будем с нетерпением ждать других рассказов Булычева, показанных нам на экранах и надеется на то, что фильмы найдут отклик в душах людей, как когда-то нашли его рассказы поистине великого советского писателя Кира Булычева!

12 февраля 2024

Тройка рассказов

Люблю я раннего Булычёва. В те годы он не только писал фантастику, но и читал её, и переводил. А если перевод не получалось пристроить... то писал похожие рассказы. Уже на нашем материале. В итоге, получались хорошие в плане ассортимента рассказы, но если вы начнёте глядеть их на Фантлабе, то в качестве похожих рассказов будут произведения Саймака, Хайнлайна и прочих. Я не обвиняю любимого автора в плагиате, просто бывают такие сюжеты, которые ты используешь как референсы. А в те времена тиснуть перевод было очень сложно. Так что хоть как-то до нас доносились зарубежные рассказы.

Булычёв был гуманитарием, оттого его фантастика имела мало технической стороны, что облегчало работу режиссёрам — его городские сказки было дёшево и просто экранизировать. Самая дорогая экранизация — «Гостья из будущего» стоила миллион рублей, что по тем временам было довольно средне. Дешевый фильм в СССР стоил 300 тысяч в среднем. А про Озерова и Бондарчука лучше не заикаться, если учесть дешёвую массовку от министерства обороны СССР. Там выходили миллиарды. А вот фантастику в те годы снимать дорого не любили.

Вот и сегодня его городские сказки можно экранизировать весьма дёшево, внедряя неплохие сюжеты и идеи в массы.

Задумка продюсеров же «Хроноса»* — слить воедино три ранее экранизированных рассказа в один полнометражный фильм. Этакий альманах объединённый одним автором. Этакие вещи делали в 1980-е. Вспомните тот же узбекский «Вельд». Но в наше время склеить для полного метра фильм из трёх короткометражек — довольно дешёвое, но окупаемое занятие. Учитывая, что фильмы уже отбивать себя не должны.

Рассказа три:

«Поломка на линии». Хорошо, что не погрузили персонажа в обстановку 1968 года, а он вышел из ближайшего будущего. Так что инженер везде инженер. Ну и история с Черняевым в исполнении Юрия Назарова очень хороша. И не надо говорить, что никто не читает олдовую фантастику. Я люблю такое почитать. Там в тени Беляева и Адамова много интересных персонажей.

«Можно попросить Нину?» Этот рассказ экранизировали семь раз. От телефильма конца 1970-х до поделки школьников 2010-х. Тут версия с покойным ныне Пускепалисом. Самое интересное, что рассказ экранизируют каждый раз почти слово в слово (диалог персонажей), с оглядкой на персонажа и текущую эпоху, а также декорации. Эта версия неплоха, но я, как читатель, предпочитаю первую. Без этих прикручиваний текущего года к 1942.

«Шум за стеной». Ну, тут всё происходит в 1948 году и перемещение во времени там как бы есть, в тот момент, когда злодей находит у мальчика модель Боинга-707. Тут отличий по максимуму, но сценаристы поработали хорошо и палку не перегнули.

В целом фильм вышел неплохой. Особенно, если не читать или помнить рассказов. Игра актёров убедительная, адаптация эпох нормальная**. Фильм поглядеть можно, но не стоит ждать ни новых «Чужих» или «Назад в будущее». Создатели не хотели портить рассказы. Вообще, сам Булычев считал, что экранизировать слово-в-слово не стоит. Книга — это книга, кино — это кино. Но где та грань, где одно переходит в другое? Вот тут и начинается мастерство сценариста.

* А так хотелось, чтобы «Реку Хронос» экранизировали. Но это явно невозможная штука.

** Булычёв умел создавать произведения на все времена, когда времена меняются.

24 апреля 2023

Такие фильмы напоминают о порядочности и честности советского человека

Этот фильм состоит из трёх новелл. И все эти новеллы посвящены человеческой памяти, фантазии и воображению. Все эти три новеллы пересекает тема «Великой Отечественной войны». Режиссёры Просвирнин и Аболмасов сделали сюжеты про человеческую память. Это отношение современных россиян к ВОВ, к голоду, к порядочности советских людей. Мораль фильма проста: «В нашем сердце живёт доброта, любовь. А в нашей голове целый мир фантазий о будущем, о прошлом, о настоящем». Для современного россиянина мысли о прошлом — это как ностальгия по СССР. Можно ли изменить будущее? Конечно можно, если менять настоящее и не забывать прошлое. Режиссёры Просвирнин и Аболмасов сделали акцент на воспоминаниях о Великой Отечественной войне. Современные россияне, не забывайте, что в войну очень ценится еда, порядочность и патриотизм! Сила духа советского человека во время ВОВ — это особая тема в истории России.

О чём мечтает современный россиянин? О том, чтобы легко проводить время. Современная жизнь — это мир, где для релаксации нужно придумывать всё время свежие идеи. Лёгкость современной России и голод во время ВОВ — это два антагониста в фильме. Меня сюжет картины ввёл в ступор. Я в восторге от экранизации Кира Булычёва, но фильм немножко наивный. Мне вспомнилась песня Владимира Высоцкого «Баллада о детстве». Эта песня очень хорошо характеризует новеллу «Шум за стеной». Современные люди забывают голод порождённый Великой Отечественной войной. Такие фильмы напоминают о порядочности и честности советского человека.

Режиссёры Просвирнин и Аболмасов сделали фильм-напоминание: «Надо всегда оставаться человеком, даже во время войны». На меня этот фильм произвёл впечатление. Но он слишком наивный. Наверное, это из-за возрастного ценза 12+.

Порядочность — это качество важно и для прошлого, и для настоящего, и для будущего. Этот фильм является политкорректной фантастикой для современной России.

24 августа 2022

Размышляя над рекой времени

Фильм состоит из трёх новелл, объединенных темой проницаемости времени, временных путешествий и контактов - важной темой в творчестве Булычёва-фантаста. 'Точкой сборки' становятся 1942-1943 годы, в каждом из трёх сюжетов они так или иначе фигурируют.

Следовательно, тема национальной истории, её восприятия у разных поколений также присутствует в концепции фильма Романа Просвирнина и Дмитрия Аболмасова.

'Хронос' - пример практически полного отказа от экшена. Это - смелый и рискованный шаг. Кинообывателю, если он не made in USSR и не поклонник Булычёва, и сюжет, и стилистика, и динамика повествования могут показаться пресными.

Сразу и коротко отмечу актёрскую игру как достойную. Можно спорить с виденьем режиссёром образа, но нельзя отрицать убедительность актёра в тех границах, которые ему обозначены. И в целом, благодаря, вероятно, выбору актёров на роли и закадровой работе с ними три новеллы не контрастируют, а скорее, как и заявлено продюсерами, создают единое пространство - мир Кира Булычёва, каким его видят создатели проекта.

В первой новелле, 'Поломка на линии' 'правило семи минут' (в которые нужно прочно захватить внимание зрителя) в отношении меня сработало лишь частично: я заинтересовалась в самый последний момент этого отрезка, когда главный герой обнаруживает в стене самопополняющийся клад старинных вещей. До этого момента персона интеллигента, душу готового продать за старые книги, и его жизнь не впечатляли. Не создался, не собрался цельный образ.

Да, был в позднем советском обществе такой очень колоритный типаж - читающий постоянно, постоянно с риском и ухищрениями достающий из 'самиздатов' и 'тамиздатов' книжные новинки интеллектуал. Постоянно обсуждающий прочитанное и обдумывающий - даже во сне.

Вымер. Где-то к началу нулевых, по моим наблюдениям.

На современном экране его заменил хипстер - более понятный новому поколению, но сильно смазавший драматургию и кульминацию рассказа Булычёва, в котором конфликт устроен так, что внешне, в поведении интеллектуалы времён Великой Отечественной и 60-70х это ещё одно поколение и племя, а вот ценности у молодёжи уже неуловимо трансформируются. Такое вот предчувствие обмещанивания, размена души. Чтобы понять это, нужно или обладать достаточными фоновыми знаниями, или приобрести их в ходе просмотра фильма. Но, думаю, дополнительных рисков и сверхзадач авторы бы уже не потянули, поэтому просто сделали новеллу 'разогревной', чтобы настроить зрителя на не привычные ему настроение и проблематику.

Подарками любителям булычевских экранизаций здесь выглядят сценки, где при чтении оживает старая фантастическая книга.

Вторая новелла фильма, из которой и вырос полнометражный проект, названа 'Временная связь' - и как-то очень в лоб; оригинальное название рассказа 'Можно попросить Нину?' мне нравится гораздо больше. Другое дело, что формулировка 'можно попросить такого-то' давно покинула телефонный этикет, - а герой осовременного рассказа Булычёва общается уже не по домашнему телефону, а по мобильнику.

Да и типаж самого героя тоже изменён, опять же, на более характерный для современности образ - человека из среднего класса, поднявшегося в рыночный век, но воспитанного в семье если уже не ветеранов, то 'детей войны'.

Не скажу, что некоторое хронологическое изменение сюжета, 'ошумление' его камерности вызвало сильное отторжение. Скорее - понимание трудностей адаптации к современному зрителю - зрителю-без-корней. И в этой адаптации были свои режиссёрские находки, которые в некоторой степени компенсировали сожаление от потерь.

Третья новелла, пожалуй, самая значимая в фильме. Так сказать с сильным лирико-философским посылом. Немного назидательным для фантастики как жанра, но зато чётко сформулированным для нового поколения. Видимо, для такой аудитории сценаристы и изменили фабулу, героев и идею оригинального рассказа 'Шум за стеной'.

У автора это история о двух одиноких (по разным причинам) пенсионерах, столкнувшихся с чудом и вечным томлением души: если чудо разделить не с кем, то оно блекнет и приносит мало радости. А если разделишь - потеряешь и чудо, и, скорее всего, тех, кому ты это чудо доверяешь. Испытание тайной - трудное испытание.

В истории Булычёва нет мистики, нет временных парадоксов, разве что пространственный: не объясняемая, а лишь намеченная идея параллельных миров, соприкосновения разных планет (на момент создания рассказа она была довольно свежа и не столь раскручена кинематографом). Здесь и мелодрамы практически нет, то есть она обрывается, едва начавшись, что вносит особенную, щемящую ноту в повествование.

В киноверсии действие перенесено в первые послевоенные годы, герои моложе, между ними возникают чувства, и ребёнок, который в рассказе играет не столь важную роль, становится важным участником событий.

Появляется не только пространственный, но и временной парадокс, даже два, плюс сильный мистический элемент - тут, по-моему, сценаристы перемудрили.

И ещё появляется злодей. Он не просто творит гадкие делишки, на которые способен, вообще-то, любой человек в любую эпоху и в любой стране. Нет, это такой типичный злодей режима, доносчик и шпиономан. Гротескный, конечно, однако многими уже воспринимаемый как правдивый и даже обязательный персонаж фильмов о ХХ веке и СССР.

С ним эскапизм финала выглядит как умышленное, идейное, политизированное мифотворчество, жертвоприношение авторского замысла стереотипам, запрудившим экраны, полки, а с ними и некогда самый свободный и мечтательный российский жанр - фантастику. Увы.

Впрочем, в киноновелле меня лично кое-что приятно удивило: свет часто имитирует свет в 'медленных', интеллектуальных позднесоветских фильмах, даже иногда на шедевры Тарковского намекает. (у Булычева, кстати, с его 'Сталкером' перекликается рассказ 'Спасите Галю!'). И цветовое решение, на мой взгляд, неплохо погружает в мир начала пятидесятых.

Но музыка, точнее её монтаж, наоборот, меня как зрителя озадачил.

Ну нельзя же так буквально передавать фабулу! Даже хорошим музыкальным материалом! (а материал действительно очень и очень неплох). Судите сами. Вот появляется злодейский персонаж - и тут же резко звучит 'злодейская' тема. То есть как бы говорит зрителю: 'Вот злодей. Он - точно злодей. И сейчас он будет творить свои злодейства, смотри!' Или героиня в тревоге бежит по лестнице в туфлях на тоненьких каблучках. И музыка добросовестно передаёт бурную тревогу на нескольких секундах (!) киновремени.

При всей воздушности и акварельности новеллы такой буквализм выглядит нарочитым и умаляет впечатление. Звуковая партитура фильма порой дробит цельное визуальное повествование, что для лирики оказывается не лучшим решением.

Однако ощущается такой дисбаланс, когда у зрителя есть опыт сравнения киноязыка разных эпох. Поэтому если в фокусе целевой аудитории всё же младшее поколение, для которого булычевская и ефремовская фантастика terra incognita, ну, в лучшем случае 'папкина юность', то вздохи по перемолотому адаптацией и оставшемуся за бортом не уместны. Сам факт достаточно бережного обращения с текстом и идеями автора уже делает фильм значимым, хотя и не громким событием года, лета, и даже, возможно, поворотной точкой в истории отечественной кинофантастики.

21 августа 2022

Счастье и добро живет среди нас

Можно ли повлиять на будущее? Реально ли изменить прошлое? И как уловить настоящее?

Ответы на эти вопросы ищут герои фильма «Хронос», которые сталкиваются с необычными обстоятельствами, размытием границ между мирами и невероятными парадоксами времени.

Экранизация рассказов Кира Булычёва, по произведениям которого ранее были созданы культовый советский фильм «Гостья из будущего» и знаменитый мультфильм «Тайна третьей планеты», удачно раскрывает тему путешествий во времени и связи разных эпох. Фильм стал адаптацией трёх рассказов писателя: «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?» и «Шум за стеной».

Сюжет рассказывает не только о парадоксах времени, но также о добре, отзывчивости и благородстве. В картине, объединившей три удивительные, душевные и добрые истории, снялись знаменитые российские актёры Сергей Пускепалис, Михаил Горевой, Юрий Назаров, Иван Жидков и Анастасия Балякина. Впечатлила зрителей и игра начинающих актёров: самой юной звездой фильма стал 9-летний Евгений Писарев, который появился в третьей новелле и сыграл главную детскую роль.

4 августа 2022

Теперь для ностальгии понадобился Булычёв...

Фильм «Хронос» – получился не фильмом и вовсе, но чем-то достаточно произвольно слепленным из трёх условно-фантастических рассказов Кира Булычёва.

Фрагмент № 1. Хороший монтаж. Вот просто замечательный монтаж. Больше о первом фрагменте сказать нечего. Но клип на какой-нибудь бодренький пост-панк из этого всего мог бы выйти отличный. Во всяком случае – тогда бы точно не возникли претензии – ни к актёрской игре, ни к недостроенному сеттингу, ни к логике происходящего.

Фрагмент № 2. Сам-то рассказ великолепный. Но – чего ради экранизировать произведение, где всё строится исключительно на диалоге(!), именно во время которого мы узнаём и понимаем персонажей? Здесь же – от диалога не осталось почти ничего. Да и ведёт его предельно скучно сделанный персонаж. Я уж не говорю о финале с маловнятной подборкой хроники сомнительного качества. Зачем? Для чего? Притянули пафоса ради? Уныло и неубедительно.

Фрагмент № 3. Чуть более похоже на полноценное художественное кино, чем первые два фрагмента. То есть, перед нами – эдакая карго-фантастика на минималках. Хотя бы – на сей раз - с неплохими актёрскими работами. А в остальном – пустышка с картинкой «под сороковые». Женщина – хороший мужчина – плохой мужчина. Хороший любит детей, плохой пытается насиловать. С кем уплывает «в закат» женщина? Очень сложный «выбор» не так ли? Но самый главный вопрос: какое всё это имеет отношение к «Шуму за стеной», собственно, Кира Булычёва? Правильно, никакого, кроме – одной потыренной фишки. А ведь какой был внятный и добрый рассказ!.. Да, я могу понять логику авторов: есть мужчина и женщина – значит, должна быть любовная история; 40ые годы – значит, должны быть НКВДшники. Логика!

И вот что ещё важно:

Кир Булычёв вряд ли был именно советским(!) автором. Во многом даже наоборот – анти-советским. А тут – милота, ностальгия и «раньше трава была зеленее». С чего так вдруг? Неужели – ни о чём другом уже и снимать нельзя «по мотивам Булычёва»? Откройте хотя бы сборник «Встреча тиранов» – и перечитайте внимательно и «Смерть этажом ниже», и «Показания Оли Н.», и «О страхе» в конце концов! Кир Булычёв – может быть вполне современным(!) автором, экранизации которого могут быть весьма и весьма актуальными.

И уж точно полнейшим издевательством выглядит название «Хронос». Потому что у Кира Булычёва в самом деле – есть такой литературный цикл «Река Хронос», к которому текущий фильм внезапно не имеет никакого отношения и из которого действительно – можно бы было сделать великолепный кино-проект.

Кажется, до сих пор – наиболее убедительной игровой экранизацией Булычёва является теле-фильм «Осечка» 1992 года. Но это так, к слову.

29 июля 2022

Альманах добра

В «Хроносе» три истории. Первая рассказывает о парне, который так любит читать, что не успевает расплачиваться с долгами. Однажды он находит тайник, который может помочь ему исправить финансовое положение. Вторая история про момент, когда временные границы стерлись между мирами и два человека смогли созвониться. Третья часть – сюжет о том, что если любишь, то все получится.

Давно потеряв статус самой читающей страны, зрители частенько не уделяют должного внимания экранизациям, даже если их авторы были любимы и почитаемы. Кир Булычев редкое исключение из правил. Мультфильмы и фильмы по его произведениям любимыми и почитаемы многими. Новая попытка сделать его истории настоящей киновселенной пока выглядит «Черным зеркалом» с положительным, светлым оттенком. Если британско-американский проект говорит о технологиях и людях пугая зрителей, то «Хронос» скорее рассуждает об обратном, что всегда можно найти выход, позвонить, напомнить и зажечься мечтой, которая поможет осуществить все, что угодно.

Главные роли в «Хроносе» сыграли Сергей Пускепалис («На острие»), Дмитрий Ендальцев («Просто представьте, что мы знаем»), Анастасия Балякина («Восьмидесятые»), Михаил Горевой («Красный призрак») и Иван Жидков («Две жены»). Свои голоса историям Кира Булычева подарили - Софья Лебедева («Последний министр») и Виктория Качуровская, ставшая голосом колонки Коры. Наталья Кислицына («Бригада») и Юрий Назаров («Душегубы») сыграли в «Хроносе» небольшие, но важные для сюжета образы.

«Хронос» сосредоточение знаний, воспоминаний и того, как возможно выглядела бы наша альтернативная вселенная. В ней герои еще не растеряли благородства, храбры и готовы помогать, подставить плечо и вместе отправиться в неизведанное. А в ожидании новых встреч и новелл можно пересмотреть «Хронос», чтобы отследить все отсылки и пасхалки на миры, героев и других писателей, которые разбросали создатели фильма по своему проекту.

21 июля 2022

Фантастика Хронос на большом экране с 2022 года, его режиссерами являются Роман Просвирнин, Дмитрий Аболмасов. Кто снимался в кино, актерский состав: Сергей Пускепалис, Иван Жидков, Анастасия Балякина, Михаил Горевой, Юрий Назаров, Дмитрий Ендальцев, Софья Лебедева, Евгений Писарев, Андрей Матвеев, Эльбор Чернов, Наталья Кислицына, Роман Ладнев, Олег Чудницов, Дмитрий Варшавский, Денис Казандайкин.

Страна производства - Россия. Хронос — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.