Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тесла |
английское название: |
Tesla |
год: | 2020 |
страна: |
США
|
слоган: | «Дерзкий. Сложный. Гениальный» |
режиссер: | Майкл Алмерейда |
сценарий: | Майкл Алмерейда |
продюсеры: | Джефф Гам, Майкл Алмерейда, Криста Кэмпбелл, Лати Гробман, Майра Фаур Ауад, Джефф Райс, Rene Frigo, Пер Мелита, Мариу Пейшоту, Исен Роббинс, Марджи Геддес, Хавьер Гонзалез, Тревор Шорт, Doron Weber, Ли Брода, Джеффри Гринштейн, Ави Лернер, Лонни Рамати, Ури Сингер, Роберт Ван Норден, Джонатан Юнгер, Юджин Лонг |
видеооператор: | Шон Прайс Уильямс |
композитор: | Джон Песано |
художники: | Карл Спрэг, София Месичек, Триша Пек |
монтаж: | Кэтрин Дж. Шуберт |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $96 043 |
Сборы в США: | $93 147 |
Мировые сборы: | $459 051 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
О Николе Тесле знал мало. Фактически ничего. Поэтому о «хозяине» переменного тока, его открытиях и жизни хотелось узнать из фильма. Познакомиться с ним через экран кинотеатра, так сказать.
Не совсем понятно, положительным или отрицательным героем хотели представить Николу создатели, потому что из фильма выходит, что великий инженер и изобретатель был социофобом-неудачником. Возможно, его характер и поступки были таковыми на самом деле, но почему в таком случае нельзя сконцентрировать сюжет вокруг успехов Теслы, чтобы не выставлять такую «светлую голову» в таком невыгодном свете?
Что ещё бросилось в глаза:
Съёмки на фоне плакатов и макеты вместо настоящих объектов. Уж очень заметно отсутствие реализма в некоторых моментах. Вроде герои стоят в поле, где вокруг живописная природа, но невооружённым глазом видно, что это фальшь. Ощущение, что актёров заставили играть на фоне большого плаката. Использование уменьшенных макетов настоящих объектов и попытка заснять их в натуральную величину относится к этому же пункту.
Перенасыщенность картины множеством имен. Они, конечно, важны, ведь в байопике никак иначе нельзя, но имён много, а почти все герои так похожи друг на друга, что к середине фильма пытаешься догнать нить повествования в сложившейся мешанине.
Песня героя Итана Хоука в конце. Что это было? Зачем? Почему под такую музыку? Этот момент даже описывать не хочется. Он нелеп и не поддаётся разумному объяснению.
Возможно, всё так и было. Возможно, Тесла и был таким странным человеком. Возможно, в его жизни неудачи превалировали над успехами. Тогда за такой откровенный показ фильму нужно ставить огромный плюс. Не отрицаю я и то, что Хоук мог переиграть и показать нам слишком робкого и испуганного Теслу. Но уж за необъяснимые режиссёрские ходы я точно сниму несколько баллов.
6 из 10
2 сентября 2020
В наши дни изобретатель Никола Тесла более популярен, чем в свое время. Ещё бы: в 1943-м Тесла умер в одиночестве в нью-йоркском отеле без гроша в кармане, а сегодня его считают провидцем — неуклюжим, неловким, но гениальным спасителем человечества, которого задавили и использовали проклятые капиталисты, а современники попросту не поняли. И при просмотре нового фильма-биографии о выдающемся пионере электроэнергетики становятся очевидными две вещи: во-первых, жанр простого и бесхитростного байопика медленно уходит в прошлое, а во-вторых, Тесла, как личность и реальная историческая персона, всё же далек от эксцентричной карикатуры, какой его обычно воплощают в популярной культуре. Интересно, что для осознания второго факта, пришлось прибегнуть к столь же, как и центральная персона, эксцентричному кинопроекту.
Отложив в сторону нетрадиционные аспекты киноверсии о жизни Теслы, кинолента предлагает узреть портрет знаменитого изобретателя. Особое внимания удостоились 1884-й год, когда Тесла эмигрировал в США и устроился на работу к Томасу Эдисону, и 1905-й, когда проект всей жизни Теслы — его башня, провалился. Хотя действие охватывает и большую часть материала, на котором основана «Война токов», акцент здесь всё же другой: «Тесла» заинтересован в личности ученого, а не в изучении его карьеры, в связи с чем сценарий фокусируется на частично вымышленном взаимодействии Николы с известными персонами того времени. Промышленники Томас Эдисон и Джордж Вестингауз, банкир Дж. П. Морган и актриса Сара Бернар — они играют в экранной биографии Теслы большую роль, хотя в реальной жизни, вероятно, всё было куда прозаичнее.
Если каждую сцену из «Теслы» рассматривать по отдельности, то это становится похоже на типичный биографический фильм. В совокупности всё совсем не так. «Тесла» — крайне хитрый проект с ловкими людьми у руля. Например, Энн Морган, дочь банкира Дж. П. Моргана, в сценарии играет второстепенную роль, время от времени появляясь, чтобы выступить как совесть изобретателя (в реальной жизни она якобы была влюблена в Николу, но он не ответил ей взаимностью). При этом Энн ещё находится и в каком-то футуристическом месте вне времени, где она напрямую объясняет зрителю, что Тесла всё ещё остается популярным и в 21-м веке, приводя ссылки из Google в качестве доказательств. А как насчет сцены, в которой представлена своеобразная дуэль Теслы и Эдисона с помощью, кхм, рожков с мороженым? «Этого на самом деле не было», — тут же говорит та самая Энн из будущего, однако раз так, то зачем это добавлять в фильм? Смысловой нагрузки в этом мало, а зрителя подобное особо не развлекает; скорее вызывает чувство смущения и непонимания происходящего.
Художественные заслуги авторов, конечно, отмечаются бюджетной необходимостью, но и они временами подводят. Не имея средств на создание дорогостоящих декораций, пришлось использовать фоны-фотографии и «зеленый экран». При этом их неестественность намеренно подчеркивается, как, впрочем, и добавление других анахронизмов. Опять же, это интересный художественный прием, но непонятна его цель, кроме как создание очевидной фантазии, что также бьёт по восприятию. Тесла, конечно, был человеком будущего, и создатели имели право соединить в своем фильме прошлое и настоящее, однако всё вместе это приводит к критическим резонансам восприятия при просмотре.
А вот актерская игра — сильная сторона «Теслы». Итан Хоук создает героя, которому неудобно находится в собственной шкуре. Его Тесла полон идей и изобретений: некоторые блестящие, а некоторые — безумные. Как следствие, у Теслы Хоука нет времени на постижение тонкостей социального взаимодействия. Вместо укоренившегося и знакомого образа невинного мечтателя зрителю демонстрируют разочарованного в бытии стоика, «слышавшего, как двигаются планеты».
«Тесла» вышел нетрадиционным фильмом, может, что и авангардным, и этот подход не столько возбуждает фантазию, сколько шокирует и даже разочаровывает. Вероятно, показать жизнь необычного человека можно только необычным образом и в формате игрового кино это, пожалуй, достойная дань уважения, но подобное сыграло злую шутку с создателями фильма и заставляет прочувствовать горькую иронию: Тесла, который не всегда знал, каким образом удачно претворить свои идеи в жизнь, словно вёл за руку сценаристов, страдающих от этой же проблемы. И, возможно, уместно и то, что по окончанию фильма Никола Тесла остается такой же загадкой, какой и был до просмотра. Новомодные приемы вроде обильного использования «зеленого экрана», разрушений «четвертой стены» и кульминационного момента, в котором Никола Тесла галлюцинирует и размышляет о своих жизненных проблемах через песню Everybody Want To Run The World делу явно не помогают: нестандартная кинематографическая тактика для оживления исторических фактов приводит к тому, что «Тесла» — неординарная постановка для неординарных зрителей, которая здорово контрастирует с устоявшимися представлениями о байопиках и, в частности, с другим недавним и более обыденным биографическим фильмом о той же эпохе — «Опасным элементом».
6 из 10
29 августа 2020
Увидев трейлер с треком в жанре synthwave (Trlogy — Electric flame) и неоновым видеорядом я загорелся желанием посмотреть этот фильм. Во-первых, я люблю synthwave (музыка в стиле 80-х, навевающая воспоминания о старых видеоиграх и фантастических фильмах), а во-вторых Никола Тесла — сам по себе интереснейшая историческая личность, овеянная легендами. Идея совместить «бога электричества» с фантастической эстетикой 1980-х показалась мне гениальной, оттого просмотр этого фильма был в приоритете.
Фильм, увы, не оправдал ожиданий, представив собой полу-документальную нарезку событий из жизни величайшего электротехника, при этом без связного сюжета. Именно по данной причине «Тесла» значительно уступает недавней «Войне токов», про эпическое противостояние Томаса Эдисона (постоянный ток) и Джорджа Вестингауза\Николы Теслы (переменный ток). В «Тесле» до обидного мало динамики и технических данных в отличии от вышеупомянутой «Войны токов», где события и персонажи раскрыты в полной мере. Забавно, что актёры, подобранные на роли Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза в «Тесле» подходят куда больше, чем их коллеги из «Войны токов». Но это, к сожалению» не спасает фильм, к тому же этим персонажам уделено не так много времени.
К исполнителю роли Николы Теслы, Итану Хоуку, у меня нет нареканий, разве что внешне он на него совершенно не похож. У актёра получилось изобразить человека, который не то что родился слишком рано, но будто бы вообще из другого мира, отсюда его замкнутость, ворох фобий и другие причуды. Герой, как выразился один из персонажей, «живёт в своей голове» и с неохотой идёт на контакт, зато у него уйма идей и проектов, опережающих время, которые чудаковатый но гениальный иммигрант стремится воплотить в жизнь.
Фильм снят как полу-документальный, где в перерывах между событиями Анна Морган, дочь покровителя Николы Теслы, рассказывает нам о самом герое и его окружении, показывая картинки из… Интернета, а некоторые сцены представлены как театральные декорации, где задний фон абсолютно статичен, из-за чего возникает сходство с низкобюджетными документальные передачами по ТВ. В фильме хватает анахронизмов, например та же Анна Морган с ноутбуком или Томас Эдисон со смартфоном, будто всё происходит в сознании Николы Теслы, в котором настоящее переплетается с будущим, каким он его видит.
«Тесла» — это история о человеке, который в мыслях жил в будущем и пытался сделать его настоящим, дабы перестать чувствовать себя не в своей тарелке. Несомненно, будь у него больше возможностей, будущее наступило бы гораздо раньше и наша история пошла бы по иному пути. Фильм на пару раз, поскольку, как уже писал, он значительно уступает по качеству вышеупомянутой «Войне токов».
22 августа 2020