Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На острие |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Эдуард Бордуков |
сценаристы: | Александр Егоров, Михаил Какубери, Антон Шеенсон, Анна Соболевская, Игорь Гордашник, Эдуард Бордуков |
продюсеры: | Елена Гликман, Михаил Дегтярь, Ирина Медведева, Анна Гудкова |
видеооператор: | Михаил Милашин |
композиторы: | Дмитрий Емельянов, Олег Белов |
художники: | Денис Исаев, Надин Дей |
монтаж: | Екатерина Пивнева, Александр Кошелев |
жанры: | драма, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $1 463 264 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Очень интересная спортивная драма о двух российских саблистках.
Фильм, безусловно, очень красивый: красивый и очень изящный вид спорта, красивые актрисы, красивая сильная история. Но я бы назвала этот фильм «Бой с Тенью».
Одна из самых интересных тем - это тема конкуренции Александры и Киры. Александра - зрелая спортсменка на заре своей сольной карьеры. Кира — молодая, отчаянная, дерзкая юниорка. Александра – светская львица, утонченная аристократичная столичная прима. Кира – дикий самородок из провинции. Да, очень яркий, очень талантливый, очень стильный и красивый, но все же неотесанный природный дикий алмаз. И мы с интересом наблюдаем встречу двух противоположностей, единых в своей сути: аристократизма и провинциальности, зрелости и молодости, отточенности и дерзости, профессионализма и таланта, устойчивости и отчаяния.
При всей своей разности, две героини очень похожи между собой. Похожи своей силой воли, стремлением к победе, внутренней силой, отчаянием и одиночеством, страхом и уязвимостью.
Очень интересно на примере взаимоотношений этих двух героинь наблюдать процесс возрастных инициационных процессов - смены статуса в случае с Александрой и получения признания своего места в системе в случае с Кирой. На протяжении фильма две женщины проходят сложнейший психологический путь: одна – перехода в новый статус Старшей Женщины, Наставника; другая признания и помощи в социализации. Мы видим, как нелегко им обеим. И, тем не менее, они справляются, проходя очень непростые внутренние процессы, ломку и сопротивление.
Это очень похоже на те процессы, которые проходят мать и повзрослевшая дочь в определённый период своей жизни. И мы часто можем наблюдать, как еще не постаревшая мать пытается конкурировать со своей повзрослевшей дочерью, не находя в себе сил перейти в новый статус Зрелой Женщины. А молодые девушки вместо признания силы, опыта и статуса своих матерей борются с ними за право на свою жизнь.
В случае с Кирой все это усугубляется еще и тем, что родная мать предала ее. И Кира не знает - как это получать поддержку и помощь от старшей женщины, быть принятой, быть частью женской команды, частью женской гендерной общности. Она борется с Александрой не на жизнь, а на смерть, пытаясь уничтожить ее, потому что она не знает других способов занять свое место.
Очень интересна тема женской Силы и агрессии. Часто в нашем социуме проявление женщиной агрессивности и силы не приветствуется, а местами даже табуируется. У нас скорее идеализирован образ инфантильной беспомощной покорной женщины. Её противоположностью является отталкивающий образ грубой брутальной тетки. А вот здорового образа сильной, уверенной в себе, успешной статусной женщины у нас практически нет. Он стал понемногу появляться в последнее время, но пока он только прорисовывается и больше присутствует на экранах, чем в реальной жизни. Но если же все-таки такая женщина находит свое место в социуме, то мужчине рядом с такой женщиной приходится соответствовать. Ну что ж, надеюсь это будет хорошим стимулом для развития общества в целом, а не камнем преткновения для больных амбиций отдельных индивидуумов.
Очень интересными мне показались в фильме и мужские фигуры. Тренер авторитарен, брутален и как старый солдат «не знает слов любви». Отец Киры, безвольный алкоголик из провинции, но своей любовью он дает Кире колоссальную поддержку и силу веры в себя. На их фоне очень выгодно выглядит муж Александры. Это хороший, здоровый образ сильного, спокойного, мудрого, поддерживающего мужчины, равного, умеющего находится не в зависимости или автократии, а в сильных равных отношениях с такой же сильной неординарной женщиной.
Очень интересен эпизод в фильме, когда тренер ставит Александру перед выбором быть сильной или быть «хорошей». Это очень распространённая дилемма для многих. Но эти понятия не противоречат друг другу. Хотя если в вашем понимании быть «хорошей» - это значит быть всем удобной, тогда да, быть сильной не получится.
И еще важно понимать, что Сила не равна Жестокости. Твердости – в определенных моментах да, но не жестокости и беспринципности. А Любовь не равна Жалости. Жалость к другим или к себе не является проявлением любви, это скорей проявление высокомерия и трусости. А любовь может быть сопряжена с сожалением, но не с жалостью – между этими двумя понятиями пропасть. В фильме хорошо показана эта грань.
Очень интересны диалоги Киры и Александры о том зачем и почему они идут к своим целям. Ведь на самом деле на этом пути на Эверест горы реальных трупов, сломанных судеб, травмированных покалеченных людей, детей… Для достижения этой цели люди идут на нечеловеческие запредельные жертвы, через боль, страх, отчаяние, лишения…
Чаще всего это очень одинокие и отчаявшиеся в душе люди. Для них стать «лучшим» - единственный способ получить признание и принятие. Но тот, для кого они «стараются», обычно не признает их результатов, обесценивая их или восхищаясь ими только тогда, когда те делают что-то совсем запредельное. Так рождается нарциссическая акцентуация, и формируются люди, которые совершают невозможное и двигают этот мир вперед.
Вообще, тема конкуренции нормальна и естественна для первой половины жизни, когда молодой человек обучается и строит свою карьеру. Там она на своем месте и абсолютно аутентична. И без здорового права конкурировать и азарта молодому человеку достаточно сложно пробиться в жизни, выстроить свою карьеру и занять достойное место под солнцем. Но ближе к 40 жизненная стратегия обычно меняется с экспансивной и конкурентной на более стабильную и самодостаточную. В нашем менталитете, где зрелость называется старостью и считается чем-то постыдным и является аналогом беспомощности, такой переход может восприниматься как отход от дел и проигрыш. Но это вовсе не так. Если бы мы умели ценить и уважать Старших, это воспринималось бы именно так, как оно должно восприниматься – как переход в более высокий и почетный статус.
Выше я писала о том, что назвала бы этот фильм «Бой с тенью». Для Александры эти события реально стали именно таким боем. Встретив в Кире достойную соперницу, так похожую на саму Александру, ей пришлось встретиться со своими непрожитыми страхами и болью. И помогая Кире пройти этот путь, Александра сама проходила и отпускала непрожитые травмы, отпечатавшиеся в ее психике и мешающие ей идти дальше. Как минимум, отстояв Киру перед тренером, она отстояла и себя. Если раньше у нее не хватало на это сил, и за себя постоять было сложно, то через историю с Кирой она вязла реванш за все предыдущие годы. Это было очень немаловажно для нее.
Вот такая вот получилась нетривиальная история взросления двух сильных и ярких женщин, каждой на своем этапе непростого пути.
3 июня 2022
Какие три вещи нужны для хорошего фильма. Три раза сценарий. Оценка сценария 'ноль'. И это даже на фоне современных русских фильмов. Нелегко снять интересный фильм про спорт. Первое, что можно вспомнить на вскидку это 'Озорные повороты' (1959) и всем известный 'Рокки', который всё-таки не совсем про спорт. Тут же всё в 'лучших' традициях современного российского кино. Всё остальное, низкая постановка боёв, идиотские диалоги, это уже следствие. Если бы я пошёл на этот фильм в кинотеатр, было бы жалко потраченных денег на билет.
Объяснить в кино правила фехтования саблей? Зачем. Режиссёр и сам их не знает. А ведь можно было это сделать.
Весь смысл фильма, в том, чтобы сделать всё вопреки. Победа, сломанные ноги. Ведь если ты победил со здоровыми ногами, то это как бы уже не совсем победа. Потому что если показать в кино реальную спортивную работу, то кино будет похоже на 'День сурка'.
Герои живут не в нормальных квартирах и общежитиях, а в каких-то лофт апартаментах с неистовым сине-красным освещением.
Склоки главной героини с отцом, зачем они?
Подбор актеров. На самом низком месте, если с женскими лицами всё более или менее нормально, то мужские роли. Ну какой тренер из актёра играющего тренера? Режиссёр вообще видел тренеров по фехтованию? Однозначно нет. Почему бойфрендом главной героини должен быть небритый комментатор?
Но, как фильм популяризующий фехтование, мягко сказать не самый популярный в России спорт, очень хорош. Может быть кто-то его посмотрит и займётся фехтованием.
7 ноября 2021
Смотрю практически все фильмы о спорте, так как сам в профессиональных командах работаю не один десяток лет. Но и за другими фильмами тоже внимательно слежу, некоторые пересматриваю по многу раз.
Фильм «На острие» просто картонный. Половину времени приходится прислушиваться к разговору персонажей — псевдошепелявому у Ходченковой, проглатывающему все окончания у Милоставской, уровня школьной самодеятельности у «комментатора».
Эмоции и истерики мимо, как у плохих актёров, старающихся брать «голосом» когда это вообще не надо. И диалоги! Да не говорят так спортсмены, тренеры! Обычная история, когда диалог пишется на бумаге, без представления, как он будет звучать голосом.
Шуточки типа «Что, заснула?», «Зал славы рок-н-ролла?» — испанский стыд.
И про спортивную тему. На первой же тренировке ГТ сборной (кстати, а почему он один в команде — без помощников, ассистентов?) почему-то в пиджаке. Один раз показали какого-то врача, потом кинезиотейп клеила Ходченкова (клеила неправильно). Да и зафиксировать должны были сустав в саппорт — не до дискотек точно. Кстати, сцена с двумя насильниками вполне к месту, можно было ещё выжать с их трусливым бегством и переломом в этот момент главной героини.
Сами поединки не трогают совсем: обычные схватки по телевизору смотрятся более интригующе. Тут уже «комментаторы» доставляют: там вторым Наталья Кларк вроде сидит, так её хоккейные комментарии тоже трудно слушать. Чуть добавить разъяснение тактики, стилей уж точно бы не помешало. По фильму вообще не видно разбор соперников — перед полуфиналом Ходченкова рассказывает про кореянку, тренер не делает ничего! Да в штабах соперников на атомы разбирают!
Режиссёр так и не составил пазл из шести сценаристов и двух консультантов — олимпийских чемпионов, хотя операторская работа вроде ничего (немного полумрак грузил, конечно). Спецэффекты тоже мимо. Музыка в начале вроде заводила, ГГ с наушниками, обращает в свои вкусы других спортсменок — куда потом музыка эта делась?
Актеры не знали, как себя ведут в раздевалке, что происходит перед выходом на бой. Режиссёр никогда не был в олимпийской деревне — Ходченкова перед финалом звонит из какого-то люкса просто: в реальности условия у спортсменов на Олимпиаде гораздо прозаичнее.
Под конец сообразили, что надо добавить драмы и динамики: тут и примирение с папой, и разворот команды против решения тренера. сцена в баре с переключением баскетбола на фехтование.
Если индивидуальный финал ещё как-то вытянули по накалу, Милославская хоть поменяла своё постоянное выражение лица, то командных финал вообще ни о чём. Да в полуминуте финальных реальных видеозаписей концовок поединков эмоций и «настоящести» больше, чем во всём фильме.
Плохо.
11 марта 2021
Как же я обожаю такие сильные и потрясающие фильмы от российских режиссёров. Фильмы, которые реально стоят потраченного времени. Данной драме я просто аплодирую стоя.
Офигенный российский спортивный фильм режиссёра Эдуарда Бордукова. В главных ролях: Светлана Ходченкова, Стася Милославская и Сергей Пускепалис.
Про данный вид спорта — фехтование на моей памяти фильмов еще не было. И знаете, а ведь это довольно-таки интересный и увлекательный вид спорта.
Что касаемо самого фильма, думаю, вы уже поняли, что я просто в восторге. Главные актрисы сыграли изумительно, безумно интересно наблюдать за их соперничеством, ведь никому не нравится быть на вторых ролях, когда всегда были только первые, когда ты живешь ради побед и когда они цель всей твоей жизни.
Каждый их поединок очень напряженный, каждый их поединок нереально занимает и захватывает, каждый их поединок предугадать просто невозможно.
Очень советую данный фильм, поверьте, время вы точно не потеряете. Приятного просмотра!
10 из 10
8 марта 2021
«На острие», именно так называется новый фильм Эдуарда Бордукова. Сюжет картины сталкивает лбами двух девушек-фехтовальщиц, Александру Покровскую и Киру Егорову. Первая давно в лучах славы, вторая — амбициозная молодая девушка, «русская пантера» в мире фехтования. На кону поездка на Олимпиаду, заветная цель для любого спортсмена. Естественно, ни одна из девушек не хочет уступать место другой и начинается настоящая борьба.
Уже с первых минут фильм держит зрителя в напряжении. В историю врывается Кира и своими действиями показывает свою хищную суть. Молодая фехтовальщица готова идти напролом ради того, чтобы попасть на Олимпиаду. Александра Покровская же тоже не промах. Новый интересный соперник становится неким пинком, пробуждает в чемпионке животный инстинкт. Спортсменка с интересом пересматривает бои Егоровой и делает записи в блокноте. «Наконец нашёлся достойный противник?», — говорит муж Покровской.
Фильм построен на приёме антитезы, у героинь чередуется черная и белая полосы жизни. Покровская получает награду, Егорову же калечат на тренировке, молодая фехтовальщица получает признание, участвует в фотосессии для журнала, давно признанная спортсменка усердно тренируется в зале, Александра выигрывает поединок, Кира получает травму.
Интересно наблюдать и за тем, как меняется отношение спортсменок к друг другу, как к концу фильма они становятся командой, получают золото Олимпиады.
Визуал также заслуживает отдельного внимания. В «На острие», как и в сериале «Триггер», с помощью «пасмурной» цветокоррекции, большого количества панорам, деталей и интересных переходов (через маску для фехтования) ярко выражается психологизм, что делает картину более глубокой и интересной.
Актёрская игра, на мой взгляд, — украшение этой киноработы. Светлана Ходченкова, исполнившая роль Александры Покровской, попала в роль на 100%, опыт работы в Голливуде говорит за себя.
Стася Милославская, исполнившая роль Киры Егоровой, ничем не отстаёт от своей коллеги. Я даже словила себя на мысли, что эта картина раскрывает историю не только героинь-фехтовальщиц, но и самих актрис. Опытная, как Покровская, Ходченкова и амбициозная, как Егорова, Милославская.
Не могу не отметить мудрого тренера в исполнении Сергея Пускепалиса, он то точно знает, как из «обезьянки», сделать чемпионку, а из победительниц — единую сильную команду.
В истории каждая из девушек стремиться показать свое превосходство в честной дуэли. Это настоящий спорт в чистом виде, разбавленный крепкой жизненной драмой, придавшей остроту сюжету.
«На острие» стоит посмотреть не только любителям спортивных киноработ, но и просто зрителям, которые умеют отличать превосходную драматургию, неожиданные сюжетные повороты и отличную актерскую игру. Все это в этом фильме имеется, поэтому могу смело пожелать вам приятного просмотра!
28 января 2021
Сюжет: здесь описано противостояние олимпийской чемпионки — саблистки Саши Покровской (Светлана Ходченкова) и новичка Киры Егоровой (Стаси Милославской).
Фехтование на Олимпийских играх. Надо же — кто бы мог представить! Фехтование было создано, чтобы дворяне могли отстоять свою честь, спаррингуя не на кулаках, как крестьяне, а на более высоком уровне. И самое главное — если уж взял рапиру в руки, будь готов сражаться до конца — выжить или умереть в бою. В современном спорте — фехтовании — никто уже за свою жизнь не сражается: на лице — защитный шлем, тело в прочной экипировке — да еще и пристегнуто специальным тросом, вместо острия на рапире — шарик. Во избежание травм, так сказать. Все действо на арене сводится к тому, кто из участников быстрее коснется другого. Какой ужас и какое убожество мысли! Коснется! По сути, два спортсмена, которые ничем не рискуют, производят нападательные маневры, и вот если уж первый другого коснулся, то второй не может ответить — раунд окончен! Это уже не бой, это фарс! Какой смысл в этих нелепых телодвижениях? Еще более нелепы олимпийские виды спорта — это там, где на санках с ледяной горки съезжают или там где помощники усиленно трут лед впереди плавно скользящего снаряда — по сути, там, где все за человека может сделать природная инерция.
Еще комик Тимур Каргинов однажды рассказывал про свои впечатления о неком фильме, мол он был настолько неинтересен, что можно придумать любую концовку, ну что-то вроде как «главного героя сбил голубь, а главная героиня родила электропечь». Вот такой каламбур, который подходит к описанию фильма «На острие»: саблистки тренируются перед Олимпиадой, а потом соревнуются — кто-то побеждает, кто-то проигрывает. Зрителю вовсю пихают в экран мелодраму, мол лучшая саблистка может дружить с новичком, хотя тренер ее предостерегает, мол «если ты едешь на Олимпиаду за золотом, то нужно ехать и побеждать. У акулы нет друзей!». Ну и все в таком духе — фильм без неожиданностей — ровный и прилизанный.
Скажу пару слов о Светлане Ходченковой — она в свои 37 лет в великолепной физической форме. К тому же трудно актеру-не-спортсмену научиться двигаться с рапирой. Играть ей в мелодраме, правда, нечего, но, думаю, она смогла получить удовольствие от работы.
5 из 10
20 января 2021
Думаю мало кто будет спорить с тем, что российский кинематограф нынче не критикует лишь ленивый. За последние годы ситуация немного изменилась и количество достойных работ начало увеличиваться. Тем не менее, репутация даёт о себе знать и для многих зрителей новинки априори воспринимаются плохими лентами. Единственным спасением для отечественного кинематографа являются лишь военные и спортивные драмы, на создании которых кинематографисты «съели собаку». Еще одним подтверждением этому можно отметить данный фильм режиссера Эдуарда Бордукова.
Сюжет данной ленты развивается вокруг лучшей саблистки мира Александры Покровской. Она богата, знаменита и счастливая. Но что бы войти в историю, ей остается сделать последний шаг — взять олимпийское золото. Но путь ей преграждает девятнадцатилетняя Кира Егорова, девушка из провинции, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Ее цель — занять место Покровской. Начинается отчаянная схватка не только на турнирах, но и в жизни. Обе одержимы и ни одна из них не желает сдаваться.
Похвально, что авторы данной ленты не стали рассказывать историю жизни очередного легендарного спортсмена. Вместо этого, сосредоточив внимание вокруг оригинальной истории и оригинальных героев. Тем более похвально, что авторам картины удалось написать действительно не плохой сценарий.
Учитывая то, что основой истории является противостояние двух главных героинь, авторы данной ленты максимально вложились в характеры главных героев и это дало о себе плоды. Авторы картины написали действительно интересных, харизматичных и абсолютно противоположных друг другу героинь, каждая из которых охотно держит интерес и интригу на протяжении всей ленты. Давая повод до последнего гадать касательно того, победит ли далеко не молодая и опытная Александра, или же молодость и дерзость Киры возьмет вверх. Но и этого оказывается мало. Во второй половине фильм моментально трансформируется в некую историю преодоления. Тем самым, отражая всю суть спорта и жизни как таковой. Что великих результатов можно добиться только через кровь, слёзы, пот и страдания и что ничего просто так никогда не достается.
Режиссер данной ленты Эдуард Бордуков снял на удивление отличный фильм, за который как принято говорить «не стыдно». Картина получилась очень цельной, размеренной и действительно интересной. Добиваясь этого не только стильной клиповой картинкой с отлично подобранным саундтреком, но и динамичной и захватывающей манерой повествования. Добиваясь того, что почти два часа экранного времени пролетают за пару мгновений.
Учитывая то, что сердцем данной ленты является противостояние двух главных героинь, перед создателями данной ленты встала сложная задача — найти талантливых актрис, способных вытянуть на себе фильм и достойно воплотить на экране столь сильных с точки зрения характера героинь и с выбором они явно не прогадали. Светлана Ходченкова и Стася Милославская продемонстрировали полное погружение в свои образы на экране и действительно сильную игру. Особенно Милославская, которой наконец-то подобрали персонажа, способного раскрыть в ней настоящую актрису, а не девушку «играющую саму себя» из фильма в фильм. Остальные актеры потерялись на фоне столь мощного дуэта. Пусть и сыграли вполне не плохо.
8 из 10
На острие — это еще один пример того, что отечественные кинематографисты умеют снимать отличные спортивные драмы. Картина очень стильно снята, смотрится на одном дыхании, актрисы демонстрируют полное погружение в свои образы и за противостоянием двух главных героинь смотришь на одном дыхании. Шедевром картину назвать нельзя. Но посмотреть её определенно стоит.
17 января 2021
Перед нами очередная отечественная поделка про наши спортивные подвиги, правда, на сей раз речь идёт не о сравнительно далёком советском прошлом, а о вполне себе недалёком российском. Впрочем, думаю, данное кино стоит того, чтобы о нём поговорить подробнее. Итак: «На острие».
1. Зрелищность. В плане зрелищности главной проблемой данного фильма стал именно выбор темы. Куда уж в этом плане современному фехтованию до баскетбола, хоккея или футбола! Не шахматы, конечно, хотя, как показал один недавний пример, и про них можно снять вполне захватывающе, но всё-таки. Поэтому тут творцам пришлось выкручиваться изо всех сил, в частности используя наиболее зрелищные приёмы, постоянно прибегая к волшебному слову «монтаж», а то и напрямую фантазируя. Нет, серьёзно, я вот не помню ни одного (!) случая в реальном поединке, чтобы бойцы в прямом смысле слова прыгали на соперника, а тут у нас подобное демонстрируется сплошь и рядом. Это, конечно, киноусловности, но выглядит, скажем так, странновато.
2. Режиссура. Гражданин Бордуков до этого момента успел отметиться достаточно неплохой молодёжной спортивной драмой «Коробка» и ещё парой-тройкой проектов, оставшихся совершенно незамеченными. Так что это, по большому счёту его дебют в масштабном дорогом пафосном кино. Как и большинство дебютов, выглядит он крайне неровно. Складывается полное ощущение, что все сцены фехтования и сцены с Ходченковой снимал один человек, куда как более профессиональный, а сцены, где Ходченковой нет — абсолютно другой, пришедший в большое кино либо прямиком со студенческой скамьи, либо из клиподельского цеха, настолько они примитивно решены, да ещё битком набиты просто кучей клише и штамповок, стянутых буквально отовсюду.
3. Актёрская игра. От неё впечатление точно такое же, как и от режиссуры — то есть всё очень и очень неровно. Сначала о плюсах. По-моему, мне впервые после ранних работ у Говорухина понравилась Ходченкова в роли Покровской. Не без недостатков, но в целом, выступила она здесь на очень достойном уровне. К тому же ей достался, на мой взгляд, самый сценарно прописанный персонаж и она его реализовала, можно сказать, на все сто. Далее, традиционно хорошо отыграл Пускепалис, но это вообще абсолютно его типаж — крепкий мужик, который суровый снаружи и добрый изнутри. Ну и неплохо получились два второстепенных мужских персонажа — муж Покровской и папа Егоровой.
А вот далее речь пойдёт о минусах. Главный из них — конечно же, Кира Егорова, в отвратительном исполнении очередной девушки актёра Петрова с труднозапоминающейся фамилией. Полное впечатление, что у нас появился прямой конкурент на коронное амплуа актрисы Акиньшиной, то бишь «здравствуй, дерево!». Даже в тех моментах, когда она по роли хамит или даже пытается выдавливать из себя некие эмоции, складывается ощущение, что девушка просто спит на ходу. Ещё более ужасно выглядит гражданин, пытающийся изображать из себя сначала некоего комментатора, а затем и молодого человека этой самой Егоровой. Впрочем, в их совместных сценах они выглядели на редкость гармонично в плане полнейшей профнепригодности.
4. Сценарий. Его писали аж 6 (!) человек. Непонятно, кто из них за что отвечал, но всё вышло точно как с актёрской игрой. Покровская, её муж, папа Киры, тренер Гаврилов, прописаны довольно неплохо. Но Кира?! Скажите, вот на фига всю первую половину картины она выглядит как редкостная тварь, у которой нет буквально ни одной положительной чёрточки?! На фига?! Почему все без исключения эпизоды с её участием, особенно из неспортивной жизни, производят такое мерзкое впечатление? Далее, зачем пихать во вторую половину фильма кучу клише из американских спортивных драм, набивших оскомину ещё в 90-е? Ну и отдельно хочется высказаться про соотношение с реальными событиями.
В кои-то веки здесь не было сакраментальной фразы «фильм основан на реальных событиях», даже фамилии у всех героев другие. А знаете почему? Потому что из реальных событий здесь более-менее правдиво показаны только финал Олимпиады и один из полуфиналов (Покровской). Несколько слов о том, как это было на самом деле.
Итак, прототипы наших героинь — Софья Великая (Покровская) и Яна Егорян (Егорова, которой для фильма политкорректно изменили национальность). Великой на момент Рио был 31 год (а не 34, и муж у неё борец, а не скрипач, да и ребёнок уже был), Егорян — 22 (а не 19). Зачем нужно было менять возраст героинь? Конечно же для пропихивания очередной доставшей уже всех штамповки — чемпиона, находящегося на пороге завершения карьеры (реальная Великая, к слову, не закончила выступать до сих пор!), начинает вытеснять молодая шпана, пришедшая буквально с улицы. А в 22 как-то с улицы приходить в большой спорт уже поздновато. Реальная Егорян к моменту Рио уже имела за плечами 4 титула чемпионки Европы (в команде) и полный комплект наград с чемпионата мира (в том числе бронзу в индивидуальном турнире). Неплохо для человека, якобы ниоткуда!
Про маленький городок — малую родину — это просто феерический бред и очередной жирнющий штамп. Егорян родилась в маленьком городке Тбилиси, затем переехала в ещё более маленький Ереван, а всю сознательную спортивную жизнь прожила в Химках. Но самая феерия «реализма», как оказалась, ждала нас в конце. Дело в том, что в полуфинале Егорян сражалась вовсе не с кореянкой, а команда в финале — вовсе не с француженками. В реальности в обоих случаях нашим спортсменкам противостояли представительницы… Украины, каковых из фильма просто взяли и политкорректно выбросили. Вот такая вот она, достоверность.
Пора подводить итоги. Кино вышло просто предельно неровным, главная героиня всю первую половину фильма откровенно бесила, да и во вторую выглядела не сильно лучше, сценарий набит кучей штампов, к реальным событиям кино имеет более чем косвенное отношение… Что в плюсе? Сцены фехтования, вся линия с героиней Ходченковой, ну и всё-таки неплохое послевкусие.
6 из 10
17 января 2021
Наше кино однозначно на подъеме. «На острие» — очередной отличный фильм. Он не первый в ряду относительно свежих российских фильмов, посвященных спорту. Я пока не имел возможности посмотреть другие, поэтому, в основном, мое мнение о типичных спортивных фильмах опирается на те стандарты, которые заданы американским кино.
«На острие» не идеален. Но что перекрывает все минусы фильма — это сценарий, блестящая актерская игра Ходченковой, а также уверенный аккомпанемент молодой актрисы Стаси Милославской.
По описанию фильма как-то сразу пессимистически настроенная часть меня нарисовала спортивную версию фильма «Черный лебедь» (2010). Как приятно ошибаться.
Спортивные фильмы почти всегда берут эмоциями и цепляют. Особенно беспроигрышной выглядит ситуация, когда в отечественном фильме речь идет о сборной России и об Олимпиаде. Сложно гасить внутри эмоции, которые пробуждают в нас спортивные перипетии.
Приятно, что фильм обращает внимание на фехтование. У нас есть возможность познакомиться поближе с этим видом спорта. Но более важно, что на примере фехтования, нам показываются драматические периоды жизни спортсмена (любого спортсмена) на его символическом пути к олимпу. Зритель обычно видит спортсмена только на соревнованиях (теперь еще и в социальных сетях), а девяносто пять процентов работы: преодолений себя, боли, переживаний, сомнений, страхов, злости, отчаяния, борьбы — остается за кадром.
Сценаристы постарались и показали зрителю многое из того, что обычно остается в тени. И это важно, потому что понимание трудностей спорта ведет к уважению труда спортсменов. Также показан очень важный момент, который наступает в карьере любого спортсмена и как этот момент переживется психологически. Проблема здесь видится лишь в том, что зритель, далекий от профессионального спорта, вряд ли будет способен заметить все нюансы. Особо следует выделить среди таких неочевидных, но очень важных (в первую очередь, психологически) для спортсмена моментов, инстинкт убийцы. Каждый спортсмен, наверное, сталкивается в своей карьере с подобной ситуацией и должен делать выбор, который, вроде бы, очевиден, но так иногда труден.
Вообще, сценарий проработан очень хорошо. Фильм выходит за типовые жанровые рамки. Очень много психологических моментов учтено. Здесь есть и конфликт, и драма, развитие персонажей и катарсис. В общем, все то, что и должно быть в хорошем сценарии. Также приятно удивили сценарные ходы — сюжет не читается до самого конца и это однозначная заслуга сценаристов — они серьезно поработали!
Радует, что фильм не калькирован, и, хотя и является, по сути, «еще одним из ряда», но раскрывает многие моменты, которые в других спортивных фильмах не раскрываются. Также он, повторюсь, нестандартен в плане сюжетных ходов, и содержит совершенно нечитаемую и от того очень интересную игру (не актерскую — о ней чуть позже) между двумя главными героинями фильма: Александрой и Кирой.
Среди неидеальностей, о которых было упомянуто вначале. Результатом чрезмерного увлечения авторов фильма центральной сюжетной линией (и именно из-за этого она такая сильная и запоминающаяся) становится пренебрежение второстепенными сценами. Они выглядят шаблонно, кадры в этих сценах пусты (экономили на декорациях?), движения актеров механичны. Однако центральная линия фильма настолько хороша, что не смущают ни слабые второстепенные линии сценария, ни неуместный рэп, ни странный бойфренд Киры. Такое ощущение, что центральная линия сценария и второстепенные линии писались разными людьми.
Личности обеих главных героинь фильма очень интересны: со своими внутренними конфликтами, проблемами и переживаниями. И это тоже заслуга сценаристов.
Светлана Ходченкова прекрасно сыграла свою роль. В этом фильме она просто блистает. Выразительно, ярко и драматично. Ей достался сложный, волевой персонаж, а испытываемые в финале эмоции передать было, кажется, очень тяжело, но она справилась замечательно.
Персонаж Киры более линеен, но этот напор также требовалось сыграть. С чем Милославская справилась хорошо и оставила приятное впечатление.
На удивление запоминающимся получился персонаж отца Киры, который исполнен Евгений Сытым. Вроде бы, он появляется на экране несколько раз, но к нему проникаешься симпатией. Талант.
Режиссер прекрасно поработал с главными героинями, а вот остальным моментам уделил меньше внимания. Тоже можно сказать и об операторской работе.
В целом, получился на удивление хороший и глубокий психологический фильм. Замечательно!
14 января 2021
Не хочу говорить о данной картине много. Она заслуживает того, чтобы её непременно посмотрели и оценили самостоятельно. Понравится ли вам фильм — зависит от вашего характера и взгляде на то, кем необходимо оставаться в случае выбора между целью и путем ее достижения.
Светлана Ходченкова, как и во многих других картинах, смогла идеально передать внутренние переживания и внутреннюю борьбу с самой собой. Сложно представить кого-либо иного на месте ее героини. Она строга, уверена и человечна. В ней на грани находится желание и возможности побеждать.
В то же время Стася Мирославская полная противоположность. Её характер: «Либо всё, либо ничего». Однако то, что могло ее сломать, сделало ее сильнее. Да и дебют в роли и таком кинематографе как нельзя удивил. Оказалось, что ее внешность стала лишь приятным дополнением всей картины.
Я более, чем удивлена и впечатлена картиной. Считаю, что фильм можно и нужно посмотреть всем: от мала до велика.
Спасибо за фильм всей команде.
Оставайтесь людьми в это непростое время!
10 января 2021
Не буду повторять уже написанное. Скажу о главном, что — на мой взгляд — делает этот выдающимся явлением в нашем кино.
Молодая борзая саблистка дерзко вламывается в элиту. При этом, как водится, считает себя круче неба и не признает других за людей. Это нормально, жизнь всего мира ведь начинается с него, любимого.
Опытная спортсменка ощущает вызов, не приемлет эту младую наглость. Спокойно анализирует и находит выход. Жесткий — но молодые и борзые иначе не понимают.
Тут самое главное. Можно было бы забыть о малолетке и идти к своей цели. Ведь цель — это все в профессиональном спорте. И в какой-то момент фильма в это реально веришь, чувствуешь правду этого постулата.
Но это не вся правда. Опытный спортсмен и умный человек это осознает, причем эмоционально нелегко. Ходченкова хорошо это играет. Она понимает, что это будущее ее вида спорта и что борзость — это свойство молодости, которое с годами либо ломает спортсмена, либо переплавляется в другие черты профессионала.
Поэтому она находит правильный выход из ситуации — она помогает молодой саблистке. Улучшая при этом свое психологическое состояние в ходе подготовки к Олимпиаде.
Это именно тот момент, ради которого я пишу этот текст. С формальной философской точки зрения это банально. Конфликт, который разрешается снятием. Т. е. новым решением, вбирающим в себя полезные свойства обеих сторон конфликта (внешне противоположных).
Но нашим сценаристам эта идея была не по зубам. Поэтому очень рад наконец увидеть практическое понимание и реализацию такого способа разрешения конфликтов.
Фильм не идеален. Но его посыл, суть плюс сценарий и игра актеров (Пускепалис хорош!) с лихвой перевешивают недостатки.
8 января 2021
На мой взгляд, российский кинематограф нашел для себя верное направление, в котором у него отлично получаются фильмы — СПОРТИВНЫЕ ДРАМЫ. Мне кажется, они подходят по темпераменту каждому русскому человеку — ежедневно сталкиваемся с множеством препятствий, нас ломают, отбрасывают, но мы продолжаем идти вперед, не сдаемся и побеждаем! Поэтому такие категории фильмов колеруют с нашей повседневной жизнью, дают заряд энергии, сил и мотивации, особенно которых нам не хватает после всех событий, произошедших в 2020 году.
Картина повествует о событиях, произошедших на Олимпийских играх в 2016 году, когда наши девушки Яна Егорян и Софья Великая сошлись в этой изящной фехтовальной схватке. Обычно перед фильмом я стараюсь прочитать о той реальности, которая произошла, чтобы быть в курсе событий и понимать, как будет развиваться сюжет. В этот раз времени на ресерч не было, я пошла в кинотеатр без своей стандартной подготовки, и не пожалела! Знаете почему? Потому что не знала, кто выиграет, от этого было смотреть еще интереснее, и лента в несколько раз стала для меня более захватывающей!
Ранее о фехтовании я вообще ничего не знала, а в моей памяти где-то отложилось имя Софьи Великой, потому что, на мой взгляд, такая красивая фамилия сочетается с этим королевским, по моему мнению, видом спорта. Так что в этом случае не читайте о событиях той Олимпиады, тогда картину будет смотреть в несколько раз более захватывающе и эмоциональнее!
Конечно же, не могу отметить потрясающих главных героинь в исполнении Светланы Ходченковой и Стаси Милославской. Мне было интереснее наблюдать за Александрой Покровской, поскольку те волнения и переживания, которые она испытывает, а те поступки, которые совершает, достаточно сильные и смелые, но самое главное она всегда поступает по-честному и борется до конца! Это достойно уважения!
Хочу еще раз поблагодарить создателей фильма за то, что подарили нам такую безумно мощную историю и перевернули представление о фехтовании!
31 декабря 2020
Это шикарная спортивная драма. Это драма про характеры спортсменок. О чём фильм? О том, что каждая «обезьянка» мечтает стать человеком. Покровская (её играет Светлана Ходченкова) знаменита и богата. Но ей нужно олимпийское золото (ведь ей 34 года). В фильме сталкивается опыт и характер. Меня потрясли слова обращённые к новенькой в сборной России: «Здесь у всех есть характер». В фильме показано, что «обезьянки» тоже люди. Эти люди хотят жить, но в спорте они превращаются в «обезьянок». Кира Егорова (её играет Стася Милославская) — новый хищник: спорт для неё игра. Это настоящий Д`Артаньян среди женщин. Фильм сталкивает опыт, искусство фехтования и дерзость, молодость, инстинкт хищника. Покровская опытная саблистка, но у неё есть мечта — олимпийское золото.
В фильме показана дерзость, которую несёт молодость. У молодости есть инстинкт хищника. У чемпионов мира есть опыт. Что победит? Этот фильм надо обязательно смотреть до конца. Драма разыгрывается, как в шахматной игре. С каждым ходом интрига усиливается. Мне понравилась эта драма. Это хит от режиссёра Бордукова. Режиссёр сделал правильную ставку — опыт и молодость. Характеры «обезьянок» показаны через фехтование. Сценаристов 6 человек. Это хорошо сказалось на сценарии. Стася Милославская великолепно играет молодость и дерзость. Она постоянно дерзко со всеми общается.
Интрига — олимпийское золото — разыграна великолепно. Фехтовальный спорт показан манящей картинкой. Может кто-нибудь после этого фильма станет фехтовальщицей. Спортивные драмы в России хорошо воспринимаются. Фильм великолепный. Меня потрясла фраза: «Никто не любит тренеров». Характер у спортсмена должен быть, иначе как добиться победы?
Опыт и молодость — зачем так сталкивать характеры спортсменов? Мне понравилось, что эти события из фильма были в реальности в 2016 году. Реальность и вымысел великолепно переплетены в фильме.
24 декабря 2020
За последнее время отечественные кинематографисты не балуют меня как зрителя качественными лентами. Поэтому, когда шел смотреть «На острие» испытывал определенную настороженность, а вдруг снова разочаруюсь?
Фильм сразу задает высокий градус напряжения, когда юная саблистка врывается в размеренную спортивную карьеру чемпионки мира Александры Покровской. Острая на язык, не признающая авторитетов, обладающая сумасшедшей скоростью спортсменка производит фурор на соревнованиях и попадает в сборную страны. И тут начинают показывать кухню большого спорта, как выйти на пик формы, сколько крови и пота надо пролить, чтобы завоевать медаль, плюс добавляется психологические аспекты жизни спортсменок.
Не скажу, что сценарий получился гениальным, но вполне добротным, без розовых соплей, но с камбэками, которые не смотрелись инородными телами, что можно отнести к плюсам. Очень хорошо подобран саундтрек, который не раздражает, а наоборот придает динамики.
И наконец добрался до украшения фильма — актерской игре. Светлана Ходченкова исполнившая роль Александры Покровской, давно не производила на меня такого хорошего впечатления. Прям стопроцентное попадание в роль, психологический надлом, после успокоения и обретение «инстинкта убийцы» на дорожке проходят перед глазами зрителя и дают картину душевного состояния ее героини. За досадой и злобой следует обретение себя как человека, не только в спорте, но и в жизни. Под стать ей и ее соперница в исполнении Стаси Милославской, которой восхождение на Олимп спорта, тоже сопряжен с обретением человечности и укрощении собственной злости. Для нее наука побеждать, это преодоление себя, своего эго. И вот за этим дуэтом наблюдать просто удовольствие. Не могу не отметить мудрого тренера в исполнении Сергея Пускепалиса, он то точно знает, как из «обезьянок», сделать чемпионку. И столкновение амбиций ему только на руку, к чему он и стремится в команде, дабы команда была единой.
После просмотра осталось приятное послевкусие, т. к. давно не смотрел спортивного фильма, где смоги передать нюансы и закулисье большого спорта. Плюс сам по себе сабельный спорт показан очень красиво и интересно.
7 декабря 2020
Голливуд крайне переживает за свои деньги и не рискует выпускать свои блокбастеры в кино. Смотреть нечего. Поэтому есть время глянуть, что же вызывает интерес у зрителей в кино в этот не простой период.
Так, что тут у нас? «На острие», вау, что это? Отечественная спортивная драма! Снова «Легенда N17» под другим названием? Ладно, глянем.
На этот раз две главные героини в составе сборной по фехтованию. Две дамы не простые. Одна малолетняя дура, другая старая. Вы уж извините, персонажу 34 года — в спорте это солидный возраст. Даже в самом фильме это признают, так что не обижайтесь. Почему дуры? Ну, потому что они себя так ведут. Малолетняя постоянно на всех беспричинно проявляет агрессию, ходит по клубам, бухает и спит с монотонно говорящим комментатором. Печально, что в фильме её никто в чувства так и не привёл. Что касается Старой, то она также огрызается на всех, но в меньших количествах. Вся её агрессия исходит из того, что карьера подходит к концу и сменить её может та малолетняя дура. Изливает всё это своё говно старая дура главным образом на мужа, который ей пытается помочь, но она…. Она — женщина. Ну, не знаю я другой причины, чего ей не хватает. Фильм это не стал раскрывать.
Наши героини, как я уже сказал, спортсменки. Спортсменок я на экране не увидел. Увидел, плохо подобранных актрис. Для сравнения сам фильм в конце демонстрирует кадры настоящих спортсменок. Посмотрите, как они сложены и сравните их с актрисами, у которых стройные, модельные ноги, предназначенные для ковровых дорожек, но никак не для махания саблей. Я вот даже нисколько не удивился, что в фильме одна из них упав на попу, повредила колено. С такими ножками, девочки, металлическими прутиками не потыкать друг в друга. Ножки нужно качать. Про неловкие движения в сценах тренировок я вообще молчу. И правда, зачем максимально готовится к роли, когда фильм по формуле «Легенда N17». Массовому зрителю сегодня много не нужно.
Что касается данного вида спорта. Думаю его достаточно сложно экранизировать интересно. Но дай это сделать нашим творцам, и они нас не разочаруют, сделая хуже. «Какой быстрый удар!» — говорит комментатор своим безэмоциональным голосом. И нам показывают не быстрый удар, а «slow-mo». Когда уже это закончится, а? Сколько можно этим приёмом играться, бестолковые вы наши?! Нет, нужно больше кадров, как героини медленно надевают шлем, берут саблю, делают выпад, убирают саблю и снимают шлем. И потом снова. Раз-два-три, раз-два-три…
Я не просто так сравниваю данный фильм с «Легендой N17». Картина 2013 года показала, где кроится золотая жила и поэтому началось: «Движение вверх», «Тренер», «Чемпионы», «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее», «Лёд», «Лёд 2» и т. д. Все по одному шаблону, с теми же героями, с теми же конфликтами, даже с теми же кадрами. Фу! Как самим-то не противно?!
Создателям следовало бы уже давно дописывать ещё один жанр к имеющейся уже — спортивной драме. Этот жанр — фантастика. Не могу я назвать другой причины, по которой создатели так себе противоречат. Видимо, всё-таки, прав Женя Баженов и сценаристы не могут без белой дорожки по утрам. Героиня получает травму колена (упав на попу). Диагноз не радует — три месяца восстановительных работ. Тренировки посещать нельзя, ибо есть риск порвать связки! Дальше сценарист решил немного отвлечься и уже через несколько сцен наша героиня в поте лица тренируется со всеми. Ведь на кону Олимпийские игры! На вопрос зарубежного журналиста: «Как вам удалось так быстро восстановится?!» Наша девочка отвечает (приготовьтесь): «У нас самая лучшая медицина». Вот тут я просто выпал из кресла от смеха. Да, вон как наше здравоохранение справляется. Блин, смешно. Смешно…
Ах, тут ведь ещё Олимпийские игры в Рио. Значимость этого события в фильме практически отсутствует из-за кучи всего наверченного за два часа. Поэтому наблюдать, открыв рот, за финальным поединком, может только тот, кто первый раз смотрит кино. Создатели даже не сподобились как-то самим снять Олимпийские игры. И правда, зачем? Ведь можно вставить кадры с реальных игр, даже не попытавшись это как-то прикрыть.
Ох, устал я уже. Так можно долго всё это мусолить. Пора бы уже подытожить. Картина очень слабая, настолько слабая, что сложилось ощущение, что сценарист, не успевая со сроками, написал это за час, сидя в туалете «Фонда кино», на коленке, снюхивая одну дорожку за другой для снятия стресса. Собственно, так снят и сам фильм.
3 из 10
6 декабря 2020
При просмотре отечественных кинолент теперь волей-неволей ищешь глазами одну очень примечательную бирку: «Фонд кино». Не обнаружив «черной метки» можно вздохнуть с облегчением. Бывают приятные исключения, но практика последних лет показывает, что сюжет будет хромать на обе ноги, персонажи будут не раскрыты, а историческая составляющая будет подана так, что участники реальных событий либо ужасаются, либо переворачиваются в гробу.
«На острие» рассказывает о вымышленной истории, которая вполне имеет право на существование. Фильм рассказывает о соперничестве двух лучших фехтовальщиц мира — двух русских девушек. Александра Покровская — 37-летний ветеран, выигравший все возможные титулы кроме золота олимпиады, ее соперница — Кира Егорова — молодая и дерзкая выскочка, по уровню своего таланта превосходящая матерого оппонента. Одна рождена убивать, но совершенно теряет голову в приступах гнева, а вторая — хитра, мастеровита, организована, но начисто растерявшая былую хватку.
И вот уже здесь возникает чувство легкости, когда понимаешь, что история выдумана, она не оскорбит и не заденет реальных спортсменок. Возможно имеют место различные намеки, но все же имена вымышленные и за это уже спасибо.
Драма не несет в себе особых откровений, фильм вряд ли так уж захочется пересматривать снова и снова. Но он о соперничестве, о воле к победе и снят он на редкость добротно. Задействуется совершенно разный спектр эмоций. Чувства, которые вызывает режиссер у зрителя весьма примитивные. Например, нам показывают, что победа должна быть прежде всего заслуженной, и это очень сильно отличается от устоявшейся концепции «победы любой ценой». Кроме того, в фильме присутствует мысль о необходимости баланса, достичь которого по-настоящему сложно. Кира эффектна и результативна в своей скоростной манере, но без умения защищаться и организованности — она легкая мишень. Покровская напротив тактически безупречна, но ей не хватает огонька и задора своей противницы. В жизни так случается постоянно, кто-то не может контролировать свой гнев, а потому ходит на грани, а кто-то хоть и прекрасно обучен, но не может реализоваться из-за своей пассивности.
Светлана Ходченкова в своем интервью рассказала о том, что она вжилась в роль, прочувствовала свою героиню. Но вновь складывается ощущение, что режиссер просто правильно подобрал актрису. Ведь это не школа актерского мастерства, где происходят постоянные эксперименты, а педагоги требуют от учеников перевоплощения. Все банальнее, просто Ходченкова играет саму себя, вряд ли во всем, но все же впечатление создается именно такое. Они со Стасей Милославской вообще захватили экраны в последние годы, но про это забываешь, потому что эстетически они смотря очень гармонично.
Стоит отметить и спортивную составляющую. Вспомним горе «Стрельцова», фильм про футбол, но показан он настолько убого и отстраненно, что об этом не хочется говорить. Конечно нужно быть специалистом, чтобы оценить все то, что происходит в кадре, но это было фехтование. Скорее всего не без ляпов, но фехтование, а это по-настоящему важно.
Минусы:
- Тренировки сборной вряд ли соответствуют реалиям, режиссеру захотелось показать кровь. Без нее никуда, все-таки не шахматы, но здесь чуть-чуть не туда.
- Ситуация с попаданием Киры в сборную все-таки чересчур отдает фантастикой.
Это небольшие камни в сценарий, но они не то чтобы прям долетают.
7 из 10
5 декабря 2020
Долго размышляла над цветом своей рецензии. Остановилась на позитивном — зеленом, хотя многое в фильме не понравилось. Но было в нем и то, что запомнилось.
И это, конечно, фехтование. Не самый популярный вид спорта. Непонятный… скучный какой-то. Так мне думалось раньше. И если случалось попадать на трансляцию соревнований фехтовальщиков, интереса они у меня не вызывали.
С задачей популяризации этого вида спорта режиссер справился отлично. По крайней мере, в доступных словах разъяснил что к чему, элементарные правила игры и некоторые закулисные штучки.
Так что теперь на состязания саблистов смотреть буду с большим вниманием.
И это огромный плюс для меня.
А вот сама история… Очень поучительная, переживательная и даже патриотическая. Но такая скучная и клишированная.
Саблистка Александра добилась в фехтовании всего, что только возможно. Кроме золотой олимпийской медали. И для достижения мечты остался у Саши один единственный шанс — ее последняя Олимпиада. Но не тут-то было… В команду приходит юное дарование Кира, которая с лету начинает обставлять королеву по всем фронтам. Та, в свою очередь, простить такого не может.
И вот тут-то все мы ждем развития сюжета, достойного «Черного лебедя» Аронофски, к примеру. Драмы ждем и триллера, что уж скрывать.
Расслабьтесь, это российский фильм о спорте.
Оно, в общем-то, неплохо. Но и до хорошо еще очень далеко.
3 декабря 2020
На днях я посмотрел новую российскую драму про спорт под названием «На острие». Мне, как человеку, который занимается фехтованием уже 11 лет было интересно посмотреть, как этот спорт покажут на большом экране. Итак, в основу сюжета легло противостояние двух саблисток — Софьи Великой и Яны Егорян, которые боролись за золото олимпиады в Рио-де-Жанейро. Однако фильм не повторяет события реальной жизни, создавая свою вселенную, персонажи которой имеют со своими прототипами лишь некоторые схожие черты.
Сюжет рассказывает о противостоянии двух саблисток — Александры Покровской, которую сыграла Светлана Ходченкова и Киры Егоровой в исполнении Стаси Милославской. Кира — молодая спортсменка, только что переехавшая в Москву и готовая идти по головам, чтобы добиться своих целей. Ей противопоставляется Александра Покровская. Добившаяся в спорте почти всего, она жаждет только одного — золото Олимпиады. На противостоянии этих спортсменок и строится сюжет фильма. Основа любого спортивного фильма — это хорошо прописанные характеры персонажей-спортсменов, а с этим ленты «На острие» большие проблемы. Первую половину картины мы можем наблюдать лишь истерики персонажей в свободное от фехтования время, а также гнилое поведение главных героев. Так картина показывает лучших спортсменов страны, но разве не стойкость и сила духа являются важнейшими качествами лидеров сборной?
Слабые характеры персонажей могла спасти хорошая актерская игра. В целом, отлично это получилось у Светланы Ходченковой, которая хорошо сыграла опытную спортсменку в этом противостоянии. Однако актерская работа Стаси Милославской не впечатляет. Она должна была отыгрывать абсолютное хладнокровие и безразличность ко всем окружающим, но вместо этого можно наблюдать лишь каменное лицо и дутые губы, которые сопровождают ее вплоть до финала картины. На примере актерской работы Жан-Поль Бельмондо в фильме «На последнем дыхании» можно понять, что Стася Милославская отыгрывает очень слабо. Его задача также частично заключалась в том, чтобы показать безразличие своего персонажа ко всему, что его окружает, ведь он бандит, заинтересованный спасением своей жизни. С его стороны видно изменение персонажа, которое приводит к резкому порыву эмоций в конце. Стася Милославская же показывает одно лицо на весь филь и лишь в концовке у неё появляется эмоция радости. Как по мне, её актерская работа не раскрывает её персонажа как хладнокровного. К второстепенным персонажам фильма вопросов также нет, каждый из них стоит на своём месте.
Отдельно бы хотелось отметить спецэффекты фильма. Они здесь очень смешны и неуместны. Молнии, показанные при ударах не только не имеют ничего общего с реальностью, но и вредят атмосфере киноленты, ухудшая впечатление от просмотра. Также очень выделяется дешёвый хромакей, показанный на различных гран-при по ходу сюжета. Размытый задний фон совсем не впечатляет.
Перейдем к операторской работе. Местами бои, конечно, хорошо отсняты, однако для человека, который не знаком с фехтованием будет сложно понять, что вообще происходит на дорожке. Проще было использовать фронтальную съёмку, как делается на всех соревнованиях.
И напоследок, расскажу про техническую составляющую фильма. Это, наверное, один из худших аспектов ленты. Дублерами в фильме были настоящие фехтовальщики, но при этом уровень боёв, показанный на экране, можно увидеть разве что на детском турнире. Олимпийские чемпионы не раскрываются как настоящие фехтовальщики. Никакой скорости, элементарные приемы, отсутствие какой-либо идеи на дорожке. Создатели непрофессионально подошли к постановке боёв в фильме.
В заключении скажу, что данная лента не несёт в себе никакой художественной ценности. Картину нельзя назвать мотиватором, ведь кроме банальных фраз по типу «ты сможешь», «иди к своей цели и всё получится» услышать нельзя. Одним из плюсов фильма можно считать то, что он популяризует фехтование как спорт, за что хочется сказать спасибо.
4 из 10
3 декабря 2020
Профессиональный спорт очень жестокая вещь. Мне когда-то приходилось заниматься стрельбой из лука, но в какой-то момент стало понятно, что если пойти дальше, то можно не только морально обломиться, но даже сломать свою жизнь. В связи с этим мои приоритеты на будущее изменились, однако многие молодые люди продолжили свое восхождение к спортивным вершинам, поставив на кон все, что у них есть. И результат был самым разным.
Кому-то удалось выиграть чемпионский титул, вдохновляя своими свершениями молодежь, а других подкосили постоянные травмы и неудачи. Но, так или иначе, я отдаю должное всем, кто не побоялся уйти в большой спорт, и тем более уважаю тех, кто добился всех поставленных целей. Именно поэтому я стараюсь не пропускать мимо внимания ни одного спортивного фильма, которые заслуживают интерес. Мне честно понравилось «Движение вверх». Были не хуже «Легенда» и «Боец». Теперь на экраны вышел «На острие», который на поверку оказался не хуже своих предшественников, а местами даже лучше.
Сюжет фильма сталкивает лбами двух девушек-фехтовальщиц, Александру Покровскую и Киру Егорову. Первая давно в лучах славы, она аристократ от большого спорта и у нее есть все шансы завоевать Золото Олимпиады. Вторая — амбициозная молодая девушка, которую справедливо называют наследницей Александры. Но Кира не спешит пропускать старших вперед к мечте. Она берет свое по праву и не отступит до тех пор, пока чувствует запах «крови».
Уже с первых минут этот фильм держит нас в напряжении. Как только в историю врывается Кира и своими действиями показывает свою хищную суть, оторваться от происходящего будет сложно. Молодая фехтовальщица готова идти напролом ради того, чтобы попасть на Олимпиаду. Но и Александра не промах. Ей тяжело, она привыкла к размеренным тренировкам, покою и стабильности, и тут вдруг ее выдергивают из зоны комфорта и заставляют прямо-таки выгрызать свое право на победу. При этом каждая из девушек стремиться показать свое превосходство в честной дуэли, где все зависит от них самих. Это настоящий спорт в чистом виде, разбавленный крепкой жизненной драмой, придавшей остроту сюжету.
Отдельного упоминания в контексте спортивной драмы заслуживает образ тренера. От него во многом зависит будущее спортсменов. Здесь его сыграл Сергей Пускепалис. Мне понравилось то, что это не такой себе советский идеалист, добрый дядюшка, который всегда обнимет и произнесет вдохновляющую речь. Тренер в исполнении Пускепалиса имеет свою философию, он даже может показаться коварным антигероем. В этом его фишка, которой актер блестяще воспользовался.
Эта история смотрится правдиво потому, что одним из создателей фильма оказался Михаил Дегтярь, мастер спорта СССР по фехтованию на саблях. Он как никто другой знал, что находится там, за кулисами, куда никогда не попадет простой смертный. Свои воспоминания и переживания он вложил в создание фильма, и поэтому он выглядит настолько достоверным. Я не спорю, что местами здесь кое-что додумано, вымышлено, но в общем мои впечатления таковы, что «На острие» гораздо более правдивый спортивный фильм, чем иной голливудский байопик. Судить я могу еще и потому, что в моей жизни спорт долгое время занимал ведущие позиции.
«На острие» стоит посмотреть не только любителям спортивных драм, но и просто зрителям, которые умеют отличать превосходную драматургию, неожиданные сюжетные повороты и отличную актерскую игру. Все это в данном фильме имеется, поэтому могу смело пожелать вам приятного, эмоционального просмотра.
8 из 10
2 декабря 2020
Несколько лет назад мне посчастливилось посмотреть один из лучших отечественных фильмов о спорте, который назывался «Коробкой». Это было история юных уличных футболистов, которые хотели стать настоящими звездами и ловили каждый отпущенный им шанс. Фильм был ну очень интересный, зрелищный и буквально пробивал на эмоции не только девушек, но и парней.
Когда же я узнал, что режиссер «Коробки» Эдуард Бордуков взялся за съемки спортивной драмы о фехтовании, то решил в обязательном порядке его посмотреть. Так вот «На острие» получился даже интересней и глубже, нежели прошлый фильм режиссера, и на это есть целый ряд причин.
Сам сюжет рассказывает о противостоянии опытной фехтовальщицы с молодой соперницей. На кону поездка на Олимпиаду, заветная цель для любого спортсмена. Еще вчера беспрекословным лидером сборной была Александра, но теперь на ее место сватают Киру. Естественно, ни одна из девушек не хочет уступать место другой и начинается настоящая борьба, которая затягивает в себя с головой.
Роль Александры сыграла Светлана Ходченкова, которую все мы прекрасно знаем. Она сыграла достойно и уверенно, с аристократическим величием. Но вместе с тем она тоже девушка, она не железный робот и ей приходится непросто в сложившихся реалиях.
Ее соперница Кира в исполнении Стаси Милославской не менее интересная героиня. Будучи новичком среди элиты российского фехтования, Кира понимает, что все зависит в первую очередь от нее самой. То, как она себя поставит, отразится на всей последующей карьере. А значит надо давить, пробиваться, недосыпать ночей и в целом делать все, чтобы доказать свои амбиции в открытой дуэли. Но долго ли так может продолжаться?! Можно ли выдерживать такой ритм на длительной дистанции? Вопрос сложный.
Я однозначно рекомендую «На острие» к просмотру. Фильм получился просто отличным, мне было интересно следить за драмой двух эффектных личностей, каждая из которых достойна особого внимания. Так что приготовьтесь к зрелищу, которое точно вас зацепит.
8 из 10
2 декабря 2020
Какой же все-таки элегантный, красивый и вместе с тем опасный вид спорта фехтование. Каждый раз, когда его показывают по телевизору, я стараюсь не пропускать трансляцию, потому что это самый настоящий танец смерти, завораживающий воображение. Чтобы стать здесь настоящим чемпионом, необходимо иметь инстинкт убийцы и ради достижения своей цели идти вперед несмотря ни на что. Да, когда-то давно, в прошлом, поединки на саблях оканчивались если не гибелью одного из соперников, так тяжелыми травмами. Сейчас все происходит гораздо гуманнее, однако страсти, бушующие между противниками, не только не ослабли, а даже усилились. И на примере героинь фильма «На острие» мы увидим во всей драматической красе, что же это за спорт и почему им стоит восхищаться не меньше, чем заправским голливудским триллером.
Александра Покровская (Светлана Ходченкова) уже не первый год находится в списке самых лучших фехтовальщиц страны. Она потратила немало времени и усилий, чтобы достичь высот и не собирается уходить на покой до тех пор, пока не завоюет последнюю крупную медаль в карьере — Золото Олимпийских игр. Может быть Саша уже не так молода, но ее рука тверда, цели расставлены грамотно и ничто не может ее остановить. Однако внезапно на пути Александры становится особая соперница…
Девятнадцатилетняя Кира Егорова (Стася Милославская) приехала в столицу из провинции. Она еще совсем юна, но в ее глазах горит тот самый Инстинкт убийцы, который она направила в нужное русло. Не замечая соперников, Кира рвется вперед, в Олимпийскую сборную и собирается во что бы то ни стало потеснить саму Александру. Естественно, бывалой спортсменке и всеми признанной звезде фехтования такое не по нутру и начинается противостояние, которое точно нельзя пропустить мимо внимания.
Скажу честно, во время просмотра фильма у меня то и дело сердце ходило ходуном! Кто бы мог подумать, что за пределами видимости камер может происходить настолько сильная, непредсказуемая драма. А ведь это правда, профессиональный спорт далеко не легкая прогулка для мечтателей. Здесь место под солнцем необходимо просто выгрызать. И как же больно опускать вниз с пьедестала, когда тебя обходят молодые, стремительные и непоколебимые.
Фильм понравился мне не только выбранной спортивной тематикой, но и тщательной подготовкой к съемкам. Видно, как ловко актрисы пользуются шпагами. Они просто великолепно чувствуют себя в зале и не пользуются услугами дублеров. По крайней мере ничего такого лично мной не было замечено… Работа проделана на славу, ты сидишь и будто смотришь на реальные соревнования. До самого конца ощущается напряжение и страсть. И только после финальных титров ты приходишь в себя и стараешься осознать, что это было лишь кино. Но он так похоже на правду!
Как итог скажу, что «На острие» — это один из лучших спортивных фильмов отечественного производства. Кроме того, у создателей получилась сильнейшая драма двух непримиримых характеров, которые были просто обязаны между собой столкнуться и подарить нам незабываемые эмоции.
9 из 10
1 декабря 2020
Как патриоту отечественного кино, единственное, что мне остается, это верить в него — большим, увы, помочь не могу. Ходить в кино, не глядя на разгул пандемии, платить за билет, наслаждаться/ужасаться свежими картинами. И если, посещая что-то вроде «Гудбай, Америка», где из гарантий — никаких, кроме Нагиева, я не удивляюсь унылому и монотонному речитативу главных героев, то наши фильмы о спорте жду. Вот честно, с утра иду на любимую работу, думаю: вечером же киношка, интересно поглядеть, чем на этот раз нас удивят отечественные гении пленки. Даже ни в коем разе не ерничаю — обожаю «Легенду N17», которую только по телевизору мельком видела раз сто, горячо люблю «Движение вверх», от накала страстей которого в конце фильма самой хотелось выпрыгнуть из кресла и понестись за баскетбольным мячом. Две части «Льда» тоже зашли — там, конечно, слез побольше, но смысл есть, та самая пронзительная нота, за которую можно простить шаблонные косяки. Так вот, «На острие» я собиралась поставить в один ряд с этими, уже полюбившимися картинами. С натяжкой могу сказать: не прогадала. Вот не хватило чуть-чуть. И я объясню, чего именно, вы ж меня знаете, легкое недовольство — наше все.
Действие, что называется, разворачивается — с места в карьер — без продолжительных отступлений и трагических пауз, чем нередко грешит наш кинематограф (я родом из Беларуси, но разделять подход не вижу смысла — наши регулярно и с удовольствием чуть ли не под копирку все перебивают). Красивые, молодые, энергичные, яркие девчата соревнуются между собой за звание лучшей «дамы с саблей». Помимо массовки с выпученными глазами вечно докучающей Софьи Эрнст, взор зрителя услаждает всем известная Светлана Ходченкова (богиня же, правда, почему она меня постоянно визуально раздражает — мои проблемы) и молодая да ранняя Стася Милославская, от которой на пару с Петровым не отбиться в многочисленных трейлерах русского кино. Света изображает титулованную, уверенную в себе спортсменку: она собрала все кубки, которые только можно утащить в свою нору в стиле хай-тек, Стася — дерзкую, молодую, с напрочь отсутствующими тормозами Киру — 19-летнюю русскую пантеру», с какими-то явно преувеличенными проблемами с отцом и склонностью к экзальтации и саморазрушению. Девушки альфы, понятное дело, сразу невзлюбили друг друга (про это еще трейлер талдычил) — каждая хочет быть первой, отступать тоже никто не станет — профессиональные спортсмены люди хоть и слабо образованные (в большинстве своем), но крайне упертые (это нельзя не уважать). Дамы тренируются, демонстрируют свои лучшие лидерские качества, однако дамоклов меч висит над судьбой каждой из них: Светина героиня уже старовата для большого спорта — и предстоящая олимпиада должна стать последней в ее головокружительной карьере, а Кира слишком импульсивна, чтобы профессионально одерживать победы.
Антагонизм двух главных героинь — на этом зиждется основная канва повествования. Динамизм не дает заскучать — не глядя на то, что, в общем-то, кроме баталий фехтовальщиц, динамики как таковой и нет, только разговоры на камельке. Ну так-то тоже надо уметь, скажу я вам, помню период, когда вообще, что не фильм — засыпала в кинотеатре. А тут как-то незаметно, шаг за шагом, реплика за репликой, сценарист увлекает нас за собой, заставляя не то чтобы прям сильно переживать, но прикинуть: кто в итоге окажется обладательницей заветного золота?
Ходченкова чуть ли не играет саму себя, только в другой сфере — спокойного, уверенного в себе профессионала, который если и доказывает что-то, то уже только себе. Очень органичный, выверенный, красиво и с достоинством поданный персонаж. Лично я, когда вижу Свету, всегда пою в голове «Ты просто космос, Стас!» но это не отменяет того факта, что за столько лет она правда уже научилась играть. И делает это легко и красиво.
Восходящая звезда Стася, которую я, кстати, пару месяцев назад видела в «Стрельцове» с ее вездесущим бойфрендом, тоже недурна. Меня всегда напрягает этот конвейер, когда один артист переходит из одного фильма в другой в одном небольшом периоде: будто он, бедный, не спит, не ест, только снимается. Это назойливая востребованность в русских проектах всегда кем-то проплачена, ну нет иных вариантов. Но как бы ни было тут, этот 25-летний малыш молодец: как следует дула губы, изображала ярость и непокорность судьбе, жажду жизни и энергию, которая есть только у молодости. Очень приятные черты лица, этакий дикий волчонок, в искренность внутреннего пожара которого веришь.
Большой плюс фильма в том, что я, невежда, узнала, как проходят такие соревнования. Мне-то, деревне, представлялось, что вышли, саблями помахали, разошлись — здорово продемонстрирована в деталях техническая составляющая. Отлично обыгран тренер — этого дядьку я тоже видела в каких-то российских сериалах, от него прямо веет каким-то несокрушимым спокойствием и уверенностью. Наверное, таким и должен быть настоящий тренер — без послаблений, без подачек — ставка только на усердие и волю.
Натяжка, о которой я бредила в первом абзаце своих измышлений — это финал. Он предсказуем, он однозначен. Сама не знаю почему, но в финальном поединке для меня не было нерва, хотя сыграно отлично, и паузы расставлены метко, и картинка впечатляет. Но не зашло. Мир большого спорта сжался до мирков двух главных героинь, и так уже было третий раз за фильм. Это не стало той самой «короночкой» картины, а было просто продолжением первой минуты фильма. Мне не хватило какого-то накала страсти, к концу все становится в духе уже ставшего обыденным феминизма — сестра за сестру, плечо к плечу, какие-то совершенно нелогичные ультиматумы. К тому же как-то не шибко проработана линия с отцом, который в кадре ж вроде и не плохой мужик — старается, многое делал для своей вспыльчивой дочери, однако подвергается преувеличенному остракизму. Лишние эмоции там, где они не так уж и важны.
Но в целом это хорошее, качественное кино, которое один раз приятно посмотреть. Здесь нет явных белых пятен, режущих глаза, нет недопонимания между зрителем и режиссером. Здесь отличный музыкальный ряд, так даже и не скажешь, что картинка отечественная, у нас страсть как любят запустить фоном похоронные дудки, выражающие всю бренность бытия. Кино, на мой вкус, должно не только развлекать — повторяю в сотый раз — пусть оно даже массовое, оно должно учить. Храбрости там, смелости, выдержке. И здесь это есть: не пасовать перед трудностями, идти до конца, оставаться человеком в любых обстоятельствах.
На мой взгляд — профессиональные спортсмены — это сверхлюди. Это колоссальный труд, над которым я преклоняюсь. И об этом нужно говорить, это нужно показывать. Последние кадры настоящей олимпийской хроники — чистые мурашки!
1 декабря 2020
Умеют наши побеждать не смотря ни на что, а если ты ещё и своего победил, что вдвойне сложнее…
Не буду расписывать сюжет, так как спойлерить не есть круто, а аннотацию кому интересно и так прочтёт. Но отмечу: игра актеров на достаточно высоком уровне, музыка цепляет и подогревает накал эмоций. Возможно, и ситуации такие тоже имеют место быть в жизни. К дикарке Милославской (такие, действительно, или не задерживаются в спорте, или их ломают, или добиваются ошеломительных высот и если не меняют своё отношение к жизни, то быстро скатываются с «Эвереста») и к матери-тигрице (иначе не скажешь) Ходченковой почти нет никаких претензий, на довольно достойном уровне показаны построения их отношений от слепого соперничества и до крепкой командной дружбы. «Проигрыш» Александры напомнил, чем-то Олимпиаду Загитовой и Медведевой, хотя сомневаюсь, что они прошли такой же эмоциональный путь в отношениях.
Да обидно, но думаю из героини Светланы выйдет прекрасный тренер, все же ушла она поистине достойно без угрызений совести, что тоже важно для любого спортсмена. Как и хотела.
Тренер мне не понравился, но это мое личное восприятие тренера, а актерская игра была хорошей. На моменте, когда девушки встали на сторону Александры и Киры, немного повеяло феминистским восстанием, но это даже в плюс данной ситуации, как по мне. Сарказм девушек сначала тоже радовал, главное не терять хватку.
Русский кинематограф определено умеет снимать спорт. драмы потому, что ничто так не эмоционально, как борьба за победу нашей страны на Олимпиадах. Пересмотреть позже можно и потраченного времени на просмотр тоже не жалко.
Из недостатков могу отметить только излишнюю истеричность героини Милославской, но славу Богу нрав ей к финалу укротили, иначе непонятно как бы она тогда победила. И чрезмерно много темного антуража тоже смотрелось лишним.
27 ноября 2020