Зашкаливающий рейтинг сериала. Сериал удивительно красиво снят, актёры играют как боженьки и... и за четыре года моя рецензия первая. Так что же не так? Предупреждаю, что я бросил смотреть на 7 серии и прочитала про продолжение в интернете, а моя рецензия - попытка разобраться, почему такой хороший сериал так дичайше скучно смотреть.
Прежде всего, события ходят по кругу. У нас есть противник, его побеждают, и сразу возникает новый. Как-то попытаться перетянуть прежнего противника на свою сторону? Не-а. Ну, следует отдать должное, герои не забывают про прошлое, что меня обычно дико бесит в фантастических сериалах, где создатели вечно делают вид, будто прошлых событий не происходило. Однако и в этом сериале все прошлые элементы сразу выводятся из сюжетной канвы. Есть проблема? Она решается, а затем выбрасывается как не нужная, она никак не повлияла на сюжет. То есть любое наше вложение эмоций в сюжетную проблему 'вознаграждается' тем, что нас подводят к мысли - напрочь никому ваши переживания и эмоции тут не интересны.
Второй фактор - довольно быстро обнаружившийся секрет удочерённой после катастрофы девочки Пайпер. И это отвратительный секрет, до седьмой серии (и пока читала пересказ сюжета) я надеялась, что про секрет попросту наврали. Потому что есть фантастика, есть допущение, а есть детская сказка. И секрет - как раз сказка. Это как если бы вы смотрели напряжённый триллер про битву инопланетян и динозавров с развитыми технологиями, а всё бы закончилось тем, что их бы победили гномики волшебной пыльцой. Возможность подобного секрета предполагала бы громадное количество новых возможностей, технологий и интриг заинтересованных лиц. Но у нас якобы весь такой взрослый мир, а секрет - уровня старых советских детских фильмов.
И я понимаю, что именно не так. Сериал полон атмосферы игры Beyond: Two Souls, но вот внутренняя тайна продумана на уровне 'плохие дяди и тёти творят плохие вещи'. И продумано оно так потому, что креаторам хотелось иной разгадки, чем в игре.
И нет, мне не кажется сходство. Если я назову следующую игру геймдизайнера Дэвида Кейджа, то сдам тем самым и секрет этого сериала. И, скорее всего, создатели этого сериала вдохновлялись той неназванной мной игрой (я даже уверена, так как с момента выхода той игры и до появления этого сериал прошёл как раз год, но так как прохождение той игры я не смотрела, то и провожу параллели с Beyond - из-за схожести). И Дэвид Кейдж не идеальный сценарист, я находила массу логических несоответствий в его играх. Но у него есть то, до чего креатором 'Явления' как до Луны пешком.
Он великолепно продумывает эмоциональную карту каждого эпизода. Если кто знает игру Beyond, то в курсе, что в классической версии эпизоды перемешаны, мы из современности постоянно попадаем в прошлое главной героини. У меня масса претензий к игре, но я уже года четыре вспоминаю то один момент из неё, то другой. Потому что мы видим, как жила главная героиня, какие эмоциональные события, сформировавшие её личность, повлияли на неё.
На 'Явление' выкинуто громадное количество денег, мой поклон продюсеру, который заставлял стадо сценаристов не забывать про предыдущие события, написанные коллегами. Актёры - выше всяких похвал. Но эмоциональная карта - нулевая. Вот главная героиня, узнав тайну девочки, начинает сомневаться и считать, что от неё лучше избавиться. Она прекрасно играет одними глазами. Вот есть эпизод принятия решения и... и мы не разделяем с ней эти чувства, равно как и сама Пайпер в том эпизоде показывает одну эмоцию - 'я хорошая девочка, мимими'. Вот ещё есть эпизод, как настоящая дочь главной героини узнает о суперспособностях своей приёмной сестры и записывает на телефон как та мыслью двигает вещи. Что чувствует девушка? А это не важно креатором, это технический эпизод, чтобы посредством записи ещё один человек узнал про секрет Пайпер. Потому что единственная эмоциональная интрига сериала - как очередной персонаж отнесётся к происходящему, когда узнает о секрете Пайпер. На третьем персонаже я взвыла от скуки. На четвёртом бросила просмотр. Спасибо креатором, что не стали насиловать клише 'родитель привёл нового ребёнка, а старый ребёнок ревнует', но как именно семья привязалась к Пайпер, не показано. Всех заслуг Пайпер - она миленькая.
И проблема не в актрисе, а в сценарии. В Beyond мы знали о прошлом героини, о том, что она хочет и почему она пережила полный слом прежних ценностей. А что хочет Пайпер? А она макгаффин. На постере поместили, как она обнимает приёмную мать и предполагается, что эта главная героиня Джо как раз и действует за счёт сильной эмоциональной связи с девочкой, сильно рискуя ради её спасения. Но эта связь не показана ни с одной стороны. Есть только один блестящий момент в конце первой серии, когда Пайпер сознательно идёт на боль в целях остаться в приёмной семье. Он не супероригинальный, такое есть и в 'Терминаторе 2', и в 'Универсальном солдате', но мы можем сочувствовать, можем понять её. Всё, закатайте губу, больше таких моментов на протяжении семи мною просмотренных серий не будет. Будет нечто боле-менее, когда Пайпер попытается сбежать, поняв, что Джо её боится. Вы забудете об этом минут через пятнадцать - ноль последствий, ноль внятности. И это вторая полностью погубленная линия - Пайпер не прописали как личность.
А на что тогда смотреть? Нельзя сидеть и думать, как бы ты поступил, получив такую силу, так как злодеи слишком гротескны, а распространение тайны идёт не по законам взрослого мира, хотя количество убийств свидетельствует, что, харе, тут всё вроде как по серьёзке. Эмоциональные связи, на которых всё держится, возложили ТОЛЬКО на Эллисон Толман, наплевав даже на девочку, вокруг которой всё вертится. В общем, можно смотреть на игру актёров, на потрясающую постановку, на красивые эффекты и, наверное, н/ф-антураж тоже должен доставить удовольствие фанатам.
12 мая 2023
«Явление» — американский фантастический сериал, производства телеканала ABC. Шериф небольшого провинциального городка Джо Эванс (Эллисон Толман) прибывает в ночи на место авиакатастрофы легкого двухмоторного самолета и обнаруживает рядом с ним совершенно невредимую девочку лет 12 (Алекса Суинтон). У девчонки амнезия и она не помнит даже своего имени. Тем временем, буквально на следующее утро девочку пытаются похитить, а место крушения быстро прибирают какие-то спецслужбы. Понимая, что тут что-то не чисто, шериф решает приютить несчастного ребенка у себя дома.
Поначалу «Явление» производит впечатление сверхъестественного мистического сериала, но уже в третьей серии (при 13 сериях шоу это вряд ли можно назвать спойлером) нам сообщают, что Пайпер (так назвали девочку) является андроидом, роботом, который выглядит как человек, но не знает об этом, и проект превращается в обычную научную фантастику. Однако вся эта фантастическая составляющая тут лишь в качестве ширмы, за которой прячется что-то наподобие семейной драмы, правда, довольно посредственной.
Джо Эванс разведена, но находится в неплохих отношениях со своим бывшим мужем. Его, кстати, играет Дональд Фэйсон (всеми любимый Тёрк из «Клиники», который в свои 45, продолжает выглядеть так же, как и 20 лет назад). Отец Джо Эд (Клэнси Браун) болеет раком. А ее дочка Миа (Эшли Ауфдерхайд) сдруживается с Пайпер. Помимо них будут в сериале и другие отцы и дети и прочая бытовуха. Все эти семейные истории с одной стороны насыщают сериал событиями и диалогами, с другой — они почти никак не раскрывают персонажей и не задают каких-то новых неизвестных нам вопросов.
Что касается фантастической части сериала, то и она оставляет желать лучшего. Андроиды появились в кино и на телевидении уже давно и за это время различные этико-психологические аспекты коммуникации между человеком и искусственным интеллектом были показаны во всей красе. Так что и тут «Явление» не может похвастать оригинальностью. Лишь интрига о происхождении Пайпер, да некие сюжетные повороты заставляют смотреть сериал дальше.
Нельзя сказать, что «Явление» представляет собой мыльную драму, но и до уровня современных сериалов он не дотягивает, больше смахивая на телепроекты 20-летней давности, в которых не стоит задумываться о природе вещей. Ко всему прочему, сериалу порой не хватает масштабности, как по мысли, так и по художественному воплощению. Пока не понятно будет ли второй сезон, но первый имеет полноценный финал без клиффхэнгера (хотя и дает возможность для дальнейшего развития), который не заставляет зрителя проклинать шоураннеров, так и не разъяснивших, что к чему.
19 марта 2020