Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Герои не умирают |
английское название: |
Les héros ne meurent jamais |
год: | 2019 |
страны: |
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Од Леа Рапен |
сценаристы: | Од Леа Рапен, Джонатан Кузини |
продюсеры: | Амри Бакшич Чамо, Адис Дьяпо, Мишель Меркт, Клеман Мисерез, Сильви Дантон, Бенуа Кенон, Алехандро Аренас |
видеооператор: | Поль Гийом |
художник: | Henriette Desjonqures |
монтаж: | Джульетт Александр |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
«Герои не умирают» я посмотрела в последний день фестиваля My French Film Festival, и этот фильм стал финальным аккордом праздника французского кино, длившегося месяц. Картина смотрится более чем достойно на фоне ранее виденных мною четырех, и является наиболее серьезной и мрачной по настроению из них всех. Ей присуща какая-то безрадостность, дополняющая идею «последней надежды» — реинкарнацию, как она подана в этой истории. Позитивно настроенный зритель, досмотрев этот довольно депрессивный фильм, может и не загрустить, потому что фильм дает право зрителю решить, «да» или «нет», но пессимиста он не вдохновит, да и реалиста тоже.
С первых кадров «Герои» обманывают своего зрителя: трясущаяся подчеркнуто любительская камера, обзором которой мы знакомимся с главными героями, настраивает на несерьезный лад псевдодокументального репортажа журналистов-любителей в поисках беззаботных приключений. Но отпускной настрой сбивается самим местом, выбранным ребятами для своих съемок: следы от бомбежек едва ли можно считать подходящей темой для легкомысленной затеи. И если походы с камерой по кладбищу и не воспринимаются жутко, то все в совокупности характеристики места и живущих там людей создают ощущение нескончаемого горя, наступающего вновь и вновь. Ища доказательства реальности реинкарнации одного конкретного человека, герои сталкиваются с подтверждением другой — жуткой — реинкарнации войны, казалось бы, затихшей десятилетия назад, но до сих пор присутствующей во всем зримо и незримо: в бесконечных рядах одинаковых могил, в отметинах на домах, в молодых деревцах местного леса, что колышет ветер, где земля нашпигована минами, но главное — в сердцах людей, не начавших жить дальше, а, кажется, навсегда застрявших в жутком прошлом. Но особенно впечатляет сцена с заброшенной и полуразрушенной олимпийской бобслейной трассой, ставшей линией фронта на той войне. Олимпийские игры есть воплощение и триумф мирной жизни, но война забирает и их, разрушает, низводит до абсолютного ничего, и эта демонстрация ее могущества ужасает.
Интересно и то, как меняется взгляд на суть и мотивы героев, которые, как оказывается, далеки от просто съемки видоса для какого-нибудь видеосервиса. Так, реинкарнация перестает быть досужим домыслом и забавой, а становится последней надеждой на…что? На жизнь, на возможность жить, если все остальные исчерпаны. Реинкарнация человека ставится в противоположность реинкарнации явления, ведь перерождение человека — жизнь, а явления (в данном случае, войны) — смерть. С другой стороны, главный герой Иоаким не просто слепо верит в реальность реинкарнации, он стремится ее пройти сию минуту, будто это действие убережет его от его собственной, видимо, полной проблем жизни.
Но главный вопрос вовсе не в реальности реинкарнации, а в вере в нее. Не так важно, есть ли логическое объяснение происшествий, случившихся с главным героем. Важно лишь то, верит он в них или нет, и верят ли остальные. Финал я бы назвала открытым: его можно трактовать и как реальность, и как фантазию, особенно с учетом сюжетного решения спутниц героя в середине фильма. Но даже и это не важно, важно лишь то, что в финале для героев победу одерживает вера, граничащая с самообманом. Однако, эта вера делает их хотя бы на какой-то миг счастливыми в пропитанной горем стране.
Странный и обманчивый фильм, начисто лишенный всякой музыки, бескомпромиссно показывающий горе и боль, тем подчеркивающий, как много ее могут принести лишь 5 лет войны. Видимо, состояние Иоакима должно резонировать с настроением жителей страны, куда он попадает, и этот резонанс должен усилить в нем до того не до конца осознаваемое желание найти подтверждение его странной теории. Фильм тихо эмоционален, спокоен, но именно эти его черты особенно сильно влияют на зрителя, пробуждая какую-то нотку тревоги, беспокойства. Здесь совсем нет реального позитива и настоящей, не иллюзорной, надежды. Но так бывает, и, думаю, это хотели показать создатели картины.
16 февраля 2021