Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эрнан |
английское название: |
Hernán |
год: | 2019 |
страны: |
Испания,
Мексика
|
режиссеры: | Норберто Лопес Амадо, Джулиан Де Тавира, Альваро Рон |
сценаристы: | Джулиан Де Тавира, Мария Хаэн, Курро Ройо, Amaya Muruzabal |
продюсеры: | Хосе Мигель Баррера, Sydney Borjas, Джулиан Де Тавира, Miguel Gutirrez, Хосе Мария Ирисарри, Fidela Navarro, Джейм Бернардо Рамос, Курро Ройо, Гонсало Сагардиа, Ricardo Salinas Pliego, Benjamn Salinas, Mikel Garca Ferreira, Amaya Muruzabal, Габриэла Велантан |
видеооператоры: | Хосе Луис Печарроман, Бету Касильяс |
композитор: | Федерико Хусид |
художники: | Хосе Луис Агилар, Моника Нюмайер, Наташа Фернандез |
монтаж: | Ана Лаура Кастро, Giacomo Prestinari, Фернандо Гуариньелло, Алехандро Ласаро |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 ноября 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Начинается сериал с эпизода, когда Эрнан Кортес собирает отряд в Теночтитлане, чтобы ударить по высадившемуся на побережье посланнику губернатора Кубы Панфило де Нарваэсу.
Затем нам показывают сражение, где десяток людей Кортеса рубят мечами пару десятков людей Нарваэса. Затем они врываются в палатку к генерал-капитану, ветерану завоевания Кубы, который вместо того, чтобы руководить войсками, почему-то читает молитвы. А потом ведет себя совершенно неадекватно: бросается на вооруженных людей, за что и получает шпагой в глаз. Панфило, действительно потерял глаз в той схватке, но не таким образом. К слову, очевидец и участник тех событий конкистадор Берналь Диас в своей «Правдивой истории завоевания Новой Испании» сообщает, что Панфило располагал целой армадой из 19 кораблей, на которых прибыло 1400 солдат. «…одних пушек было более 20 с громадным запасом пороха, ядер, кремней… всадников было 80, арбалетчиков — 90, аркебузников — 70». Ничего этого в низкобюджетном мексиканском сериалы мы не увидим.
Малый бюджет и, как следствие, отсутствие зрелищности – главный недостаток фильма. В сценах, требующих привлечения массовки, мы никогда не видим в кадре больше 50 человек. А массовка нужна практически везде, ибо конкистадоров, даже после больших потерь при бегстве из Теночтитлана, оставалось 450 человек. А индейцев – и союзников, и врагов – были многие тысячи.
Другая спорная часть сериала – флэшбеки и флэшфорварды. Повествование прыгает с 1519 года на 1520-й, причем в некоторых сериях каждые три минуты. Создатели явно злоупотребляют этим кинематографическим приемом. Только в последней восьмой серии обе сюжетные линии совмещаются на отступлении Кортеса из Теночтитлана. Бойня во время Ночи печали 30 июня – 1 июля 1520-го служит кульминацией картины.
В сериале немного использована компьютерная графика. Показаны виды индейских городов Семпоалы и Теночтитлана с храмовыми пирамидами и движущимися фигурками людей. Авторы показали нам столицу империи ацтеков посреди огромного озера, соединенную с берегом длинными дамбами.
Отсутствие зрелищности авторы стараются компенсировать большим вниманием к историческим деталям, которые они черпали из первоисточников:
1) Индейцы варят и едят похлебку из рук и ног людей, принесенных в жертву богам.
2) Некоторые солдаты, особенно перешедшие к Кортесу от Нарваэса, перед бегством из Теночтилана набивают себе карманы золотом, а бывалый вояка Кристобаль де Олид объясняет им, что оно потянет их на дно, что впоследствии так и случилось.
3) Во время отступления из Теночтитлана жена Альварадо донья Луиза хватает меч и сражается наравне с мужчинами. Похожий эпизод описывал францисканский монах Хуан де Торкемада. Он утверждал, что среди конкистадоров в «Ночь печали» храбро сражалась с мечом в руке одна испанка — Мария де Эстрада.
4) Бегло показали даже недомогающего негра-раб, завезшего в Мексику оспу, от которой умрет десятый тлатоани Куитлауак и многие тысячи индейцев.
Но есть ошибки в тех же деталях. Например, дворец Монтесумы. В описаниях современников стены украшали искусно выделанные ковры, испанцы спали на кроватях со всеми постельными принадлежностями. В фильме же мы видим пустые комнаты без мебели с циновкой на полу. В сериале дворец Монтесумы по убранству не отличается от помещений, где испанцев принимает толстый касик Семпоалы. К Монтесуме стекались богатства со всех провинций Анауака, а нам показывают императора в аскетичной обстановке. Надо полагать, что это не лень и невежество авторов, а ограниченность бюджета.
При дворце был огромный сад и зверинец. В саду «держали все породы птиц, какие только встречаются в тех краях… Все это сияло изумительным оперением, особенно мелкая птица… были там и попугаи, у которых перья были пяти цветов…». А в зверинце содержались ягуары, пумы и змеи, которым скармливали внутренности принесенных в жертву. Ни попугаев, ни зверей нам не покажут. Но это не пренебрежение авторов историей, а нехватка бюджета, которая не позволяет размахнуться.
Более-менее объективно отражена личность Кортеса. Показаны жестокость (сцена, где он велел отрубить кисти рук пленным индейцам-тлашкальтекам), жажда золота, хитрость и обходительность во взаимоотношениях с подчиненными, с касиками и Монтесумой. В целом Кортес оставляет впечатление положительного персонажа, храброго воина, который не сдается после разгрома на дамбе, благородного идальго, до конца преданного испанскому королю и возложенной миссии.
К слову, в современной Мексике предводитель конкистадоров не пользуется популярностью. Ацтекских вождей Куитлауака и Куаутемока почитают, как национальных героев. Им ставят памятники, их именами названы улицы и города. Даже тласкальский монарх Хикотенкатль считается патриотом, хотя он был союзником завоевателей. А вот памятников Эрнану Кортесу, без которого в Центральной Америке до сих пор ели бы людей, нет. Эта идеологическая ситуация сложилась сразу после обретения Мексикой независимости от Испании в 1821-м.
В сериале уделено внимание религиозным мотивам конкистадоров. Есть эпизоды, где они убеждают правителей Семпоалы и Тласкалы отказаться от человеческих жертвоприношений ложным богам, которые есть демоны, и принять истинного Господа. Есть сцена с крещением девушек-индианок и наречением их христианскими именами.
Видно, что актеры стараются передать напряжение в трудных ситуациях, которых у конкистадоров было с избытком. Фехтование поставлено неплохо, а вот применение огнестрельного оружия показано слабо. А ведь оно было главным преимуществом испанцев. Боевым сценам не хватает массовки. В основном это все те же 10-20 конкистадоров против 20-30 индейцев. Наверное, самое большое число статистов мы видим в сражении между конкистадорами и тлашкальтеками в 3 серии. Оборону испанцами дворца Ашаякатля, вылазки и штурм главного теокалли авторы решили «не заморачиваться» и вообще не снимать. Ограничились сценкой, где один единственный индеец засадил из пращи по голове двум испанцам на крыше. Затем они втроем сделали вылазку в пустой город, и Берналь Диас проткнул шпагой «злодея», после чего истошно кричит, изображая душевные терзания. На самом же деле испанцы и ацтеки в те дни убивали друг друга сотнями, окрестности императорского дворца были завалены трупами, и вылазки делались не тремя солдатами, а сотнями. Сражение на дамбе в «Ночь печали» также выглядит театрально и затянуто.
Заканчивается сериал эпизодом, когда остатки армии Кортеса вырвались с дамбы. Показать осаду и штурм Теночтитлана объединенным войском испанцев и индейских народов, где с каждой стороны участвовали уже десятки тысяч человек, тысяча каноэ и 13 бригантин, авторы благоразумно не пытаются.
Вот и получается, что дорогие голливудские фильмы, эпичные и увлекательные, вроде Апокалипто Мэла Гибсона, страдают отсебятиной и недостоверностью. И напротив, низкобюджетные незрелищные картины, как этот сериал, больше концентрируются на исторических деталях.
Сериал представляет интерес для тех, кто интересуется историей испанской конкисты в Мексике и биографией Эрнана Кортеса. Для широкой публики, любящей «забить под пивко любимый сериальчик», он будет скучноват.
За внимание к историческим деталям
7 из 10
19 января 2024
Наконец-то испанцы начали снимать о своей истории достойные фильмы! Впрочем, традиция берет начало с великолепного 'Капитана Алатристе', и как видим, продолжается.
Имя Кортеса нам известно с не очень хорошей стороны: жестокий завоеватель, искатель золота, проливший потоки крови.
Но на экране перед нами благородный и образованный человек, красавец идальго, отважный в бою и вполне благоразумный в мирных делах. Да, золото его интересовало. Но есть ли в мире - до сего дня - такой правитель, которому бы не нужны были деньги?
Дурным ореолом вокруг имени Кортеса мы обязаны врагам Испании - Нидерладам и Англии, которые еще в 16-17 веках стали распространять об испанцах 'черную легенду'. И отголоски её дошли до наших дней. Сверхмрачное представление об инквизиции - тоже заслуга объединенных сил 'англичанки и голландки' и вообще протестантского мира.
Сериал 'Эрнан' очень успешно опровергает эти, к сожалению, устойчивые представления. Конкистадоры - первопроходцы, они завоевывали земли для Креста и Короны в ужасающих условиях. Против них были и природа, и племена индейцев, и голод, и болезни. Индейцы воевали и между собой самым кровавым и диким способом. Кортес оказывается посреди этого ужасающего клубка бедствий...
Фильм снят в актуальной сегодня реалистичной манере, но слишком далеко он не заходит. Боевые сцены выше всяких похвал.
7 марта 2022