Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Домой |
год: | 2019 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Нариман Алиев |
сценаристы: | Нариман Алиев, Новруз Хикмет, Марыся Никитюк |
продюсеры: | Анастасия Иващук, Александра Костина, Мишель Меркт, Анна Соболевская, Владимир Яценко, Анна Соболевская |
видеооператор: | Антон Фурса |
художники: | Владлен Одуденко, Ася Сутягина |
монтаж: | Александр Черный |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $40 093 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Главный герой фильма Алим вместе с отцом везёт тело старшего брата, убитого на войне, домой в Крым, чтобы похоронить его согласно мусульманской традиции.
Фильм собран из очень многих компонентов, которые для меня являются особенностями хорошего кино. Это прекрасная режиссура (для меня это значит, что в фильме нет лишних эпизодов), гуманистическая тематика (которая здесь выражена в уважении к умершему, стремлении достойно похоронить его) и, важнее всего, — тема покаяния, внутренней работы над собой. Алим меняется от начала к концу фильма. Студент факультета журналистики, довольный тем, что неплохо успевает в изучении украинского языка, в ходе поездки он благодаря отцу Мустафе углубляется в свою семейную традицию, выраженную в традиционном патриархально-мусульманском восприятии мира. Для Алима, таким образом, название фильма имеет двойной смысл — это дорога в родной Крым и дорога к себе через приобщение к традиции отцов.
Эта дорога для Алима была бы невозможной без уважения к Отцу. Авторитет отца настолько велик, что создаёт в картине целое мировоззренческое поле, через которое трактуются все события и происшествия, случающиеся на дороге. Мустафа весьма религиозен, поэтому для него статус отца — это ответственность перед Аллахом. И эта ответственность такова, что для Мустафы не имеют значения никакие внешние преграды — ни государства, ни границы, ни мир, ни война. С помощью Мустафы и его следования традиции фильм приобретает своё универсальное звучание — эта история могла бы произойти в любой точке мира.
Исполнитель роли Мустафы, Ахтем Сейтаблаев, метко обозначает социальный контекст показанной истории: «Патриархальный способ жизни — это единственный путь для самозащиты в условиях, когда тебе необходимо выжить». Вдумаемся в эти слова. Путь домой проходит по опасной, подчас враждебной территории — ради соблюдения традиции Мустафе приходится нарушать какие-то законы. Мустафа прямо обвиняет жену старшего сына Назима в его гибели. Место вне семьи для Мустафы — это место смерти. Поэтому он так стремится вернуть Алима домой. Так дорога домой приобретает признаки бегства, видится как попытка замкнуться в мире близких тебе людей. Подобный ракурс не был бы возможен в благополучном месте или хотя бы месте, наполненном надеждой на благоприятные изменения. Алим уже учится смотреть на мир глазами отца, и поэтому ничто внешнее не дарит ему надежду: в лучшем случае просто отвлекает, как Маша, зовущая купаться на реку, в худшем — нападает и крадёт деньги.
Дорога домой как бегство из чужого места, забравшего твоего сына или брата, постепенно погружает Алима и Мустафу не столько в самих себя, сколько в их родное пространство — удалённую от городов и дорог крымскую степь. Пока руководит Мустафа, зрителю неоднократно демонстрируются сцены заката. В финальной сцене, после тяжёлой ночи, руководство принимает на себя Алим. И в этот момент наступает восход солнца. Поначалу мне казалось, что фильму недостаёт надежды, тем более что погребальный текст, читаемый Алимом («Никто, отведавший напиток смерти, уже никогда не проснётся»), — это вовсе не «Ты еси воскресение и живот, и покой…» Но сцена рассвета, видимо, и есть той самой надеждой, рождающей в Алиме другого человека, то самое патриархальное начало, которое поможет ему выжить далее. Любопытно было бы в конце картины увидеть Алима где-то через год после событий. В итоге перед нами большая редкость для современного кино — весьма консервативная и патриархальная история, облечённая в прекрасную визуальную оболочку.
6 из 10
4 марта 2021
Ну что ж, а сейчас настал довольно важный и интересный момент лично для меня: я посмотрел свой первый украинский фильм. Если быть точнее, украинско-татарский. Почему я сделал это только сейчас? Вопрос интересный, и, если честно, не знаю, почему. Вот бывает просто не приходит в голову и все. Но благодаря моему одному хорошему другу, сегодня я оценил «Домой/Додому/Homeward/Evge» (у него столько названий, потому что это принципиально важно, т. к. в фильме разглядываются две основные стороны: украинцы и крымские татары). У меня очень давно не было такого, что после просмотра мне сразу же хотелось пойти писать рецензию, которые я и так писать не умею, но!
Фильм отличный. Правда. Откуда берутся эти предвзятые мысли о том, что если фильм снят не Европой или Голливудом, то он… хуже? слабее? дешевле? Сложно сказать что-то определенное без спойлеров. Нам показывают семью, отца и младшего сына, которые пытаются вывести своего погибшего на войне брата и сына соответственно, чтобы похоронить на своей родине, в Крыму. Сразу хочется отметить, что здесь нет никакого политического подтекста. То есть он есть, но разглядывается это все со стороны простого татарского мужика, который по своим религиозным взглядам желает провести обряд захоронения у себя на родине, и его младшего сына, который уехал учиться в Киев, и для которого Украина уже играет важную роль в жизни. И этот фильм просто от и до построен на конфликтах: конфликт между отцом и сыном, основанный на том, что сын покинул дом, из-за чего они не близки, но которых объединяет общее горе и общая кровь. Конфликт национальный обиды за отобранный дом. Конфликт между жизнью и смертью.
Фильм постоянно задает вопросы, хотя эти вопросы почти никогда не озвучиваются. Все это происходит через взаимодействия персонажей и их характеры. Что такое семья? Что для тебя дом? Важно ли то, кем ты являешься по национальности? Что есть основой, определяющей тебя? Но главный вопрос, который я разглядел в этом фильме, это значение смерти. Может показаться, что вся картина только и об этом, но она равносильно говорит как о смерти, так и о жизни. Как о живых людях, так и о мертвых. Как о прощении, так и об обиде. «Домой» — полностью симметричный фильм, и это проявляется в каждом его кадре.
Сложно сказать больше без контекста, хочется еще подметить высокий уровень постановки, оператор постарался на славу, и что меня поразило больше всего, — я никогда не видел, чтобы кто-то настолько грамотно оправдал отсутствие саундтрека контекстом. В хорошем смысле. Этот фильм от и до является траурным, и это просто великолепный ход со стороны режиссера, Наримана Алиева. По моменту с музыкой в машине поймете, что это действительно задумка?
«Домой» явно тяжелое кино, но я такое и люблю больше всего. После которого у тебя осадок еще на день вперед, которое заставляет задавать вопросы, и искать ответы. Очень рад, что это первый фильм украинского производства, который я посмотрел, и это только начало.
8 из 10
24 марта 2020
Кто бы мог подумать, только в украинском кинематографе существуют просветы, что могут удержать внимание и быть даже шедеврами. Сам не знал, что такое случится, но фильм «ДОМОЙ» служит явным примером качественного умения впитать в себя лучшие элементы киноязыка и перенаправить это просто в великолепную драматургию.
ИСТОРИЯ одного отца, который со своим младшим сыном едет забирать старшего, который был убит на Востоке Украины. Очередная пропаганда на первый взгляд, только тема войны здесь оттесняется максимально и никакой речи связанной с конфликтом стран даже нет. Была только чистая драматургия и конфликт отца с сыном на почве тотального непонимания потребностей и приоритетов. Прописана каждая деталь в характере, присутствует мотивация и закрытие каждого драматического элемента. Явный пример того, что поучительное кино сразу бросается в глаза и формирует представление. Этот фильм способен его формировать.
ВИЗУАЛЬНО фильм удерживает своим цветом и постановкой атмосферного кадра. Бюджет был относительно небольшой, только даже с таким бюджетом можно сделать хорошо, имея прямые руки и светлую голову. Здесь много статичных кадров, которые сделаны «с картинки» и по теории. Не было никакого новаторства, а только хорошая история.
АКТЁРЫ играли превосходно, хотя практически с полным отсутствием опыта. Это осложняет задачу для режиссера, ибо сложно работать с непрофессионалими. Не знаю, что он с ними делал, только ему удалось «достучаться» и эти люди поняли свою задачу, при этом выжимая максимум со своих героев.
Этот фильм можно смело назвать шедевром и не бояться «украинского» клише.
24 июля 2019