Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ван Гог. На пороге вечности |
английское название: |
At Eternity's Gate |
год: | 2018 |
страны: |
Великобритания,
Швейцария,
Ирландия,
США,
Франция
|
слоган: | «A Grain of Madness is the Best of Art» |
режиссер: | Джулиан Шнабель |
сценаристы: | Жан-Клод Каррьер, Джулиан Шнабель, Луиз Кугельберг |
продюсеры: | Джон Килик, Чарльз Антониоз, Макс Арвелайз, Мурад Белькеддар, Ник Бауэр, Франсуа-Ксавьер Декраен, Жан Дюамель, Николас Лермитт, Дипак Наяр, Марк Шмидхейни, Торстен Шумахер, Фернандо Суличин, Клер Тейлор, Ясмин Кирнер, Ричард Мэнселл, Карл Споерри |
видеооператор: | Бенуа Деломм |
композитор: | Татьяна Лисовская |
художники: | Лоик Шавано, Карен Мюллер Серро, Сесиль Ватело, Стефан Крессен, Sonia Gloaguen |
монтаж: | Джулиан Шнабель, Луиз Кугельберг |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $552 233 |
Сборы в США: | $2 294 915 |
Мировые сборы: | $11 257 695 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 сентября 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Фильм показывает нам последние годы жизни Винсента Ван Гога. Режиссёр (Джулиан Шнабель, среди прочего снявший 'Скафандр и бабочку' про парализованного человека) создал фильм так, что кажется, будто события развиваются в короткий временной отрезок. Однако в реальности они заняли гораздо больше времени — и это стоит понимать при просмотре, иначе покажется, что нервные потрясения и встречи с людьми наполняли совершенно каждый день Ван Гога.
Зрителю демонстрируют более чем двухлетний период жизни великого художника (1888 — 1890 годы, время его творческого расцвета): тут вам и несбывшиеся мечты Ван Гога основать братство художников, и его переезд на юг Франции, и ссора с Полем Гогеном, и история про отрезанную мочку уха, и пребывание художника в психиатрической больнице... И последние дни его жизни.
Однако мне не очень хочется пересказывать вам дальнейший сюжет — в этом нет никакого смысла. В фильме и так всё есть — смотрите и наслаждайтесь. Я же скажу о другом. На мой взгляд, фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' надо или смотреть внимательно — или вовсе не приближаться к нему. Почему же?
Этот фильм — слишком интимный, атмосферный, и даже, не побоюсь этого слова, чувственный. Уникальный характер фильма достигнут благодаря нескольким факторам: актёрская игра (особенно прекрасен Уиллем Дефо в образе Ван Гога), трогательная, красивая музыка, разговоры главного героя с людьми (которые его никогда не понимают и считают Ван Гога полоумным, а его картины — мазнёй и глупостью) и также визуальный ряд.
Обратите особое внимание на диалоги. Вот Ван Гог в начале говорит с Полем Гогеном, и Гоген роняет такую фразу: '(они) называют себя художниками, а по сути — кучка бюрократов'. Поль Гоген небезосновательно презирает практически всех собравшихся в баре художников — за исключением Ван Гога, так как последний, как и Гоген, ищет себя и стремится выразить себя в картинах, а не заработать денег и прославиться.
Или вот Ван Гог разговаривает с хозяйкой гостиницы: хозяйка не знает, кто такой Шекспир, и сознаётся, что ей проще читать лёгкую и простую литературу — когда есть время после работы. И женщина искренне не понимает, как может Ван Гог читать Шекспира и восхищаться им, если сам же говорит, что некоторые моменты из Шекспира — для него загадка! Надо ли объяснять, насколько точно этот диалог показывает разницу между простым человеком и гением?
Таких диалогов в фильме много: со служанкой, с братом Тео, с врачом, со священником... Кроме них, обратите ваше внимание и на визуальный ряд. В фильме есть несколько моментов, где режиссёр нагнетает депрессивности и тревоги (шатающаяся камера, тревожные цвета), однако больше всего в фильме всё-таки света — солнечного света, который так любил Ван Гог.
Есть в этом кино момент, который мне больше всего нравится: с 22-й минуты по 30-ю, когда Ван Гог выбирается в бескрайние солнечные поля, и там рисует, рисует, рисует... А в конце дня он смотрит на заходящее солнце и плачет. Это ли не буддийское сатори — внезапное просветление, краткий миг, когда мир вдруг открывается во всём подлинном великолепии?
Подобное сатори случается как раз-таки на природе, когда ты сильно устал от жизни и хотел бы уже умереть — и вот какая-нибудь абсолютная, казалось бы, мелочь (скажем, качающийся на ветке воробушек) прошибает тебя насквозь, и ты становишься идиотом из одноимённой книги Достоевского. Ты плачешь и простираешь руки свои в эту бесконечную синеву, и мучит тебя ровно одна мысль: всему этому ты совсем чужой... Понимаете?
Художников вообще — на свете много. Но большая их часть — ремесленники, то есть умелые и стойкие труженики своего дела. Есть и шарлатаны — без них никуда. Однако все они, ремесленники и шарлатаны, скучны. Потому скучны, что взаимозаменяемы. Как винтики. Умрёт один — и его место всегда займёт другой. Жизненно, не правда ли? Но незаменимые есть — и это гении человечества, после смерти которых остаётся зияющая пустота. И хорошо, когда судьба даёт гениям шанс подарить потомкам наследство — как это сделал Ван Гог, оставив нам свои картины.
Проблема, однако, в том, что при жизни гения обычно невозможно распознать — слишком уж много стало подделок, симулякров и копий, и слишком уж он, гений, неприметен и тих среди миллиардов бит информации. Универсальный и справедливейший судья здесь — Время. Только Время расставляет всё по местам, и становится понятно, кто достоин войти во врата Вечности, а кто так и сгинет без вести в густом тумане небытия. Так вот.
Винсент Ван Гог — личность каких поискать. Таких как он — единицы. Единицы есть тех, кто наугад протаптывает какую-то свою тропинку в тёмном лесу человеческой жизни. По сути, Ван Гог — это горьковский Данко: он тоже вырвал своё сердце и осветил нам дорогу из тёмного леса. Да, некоторые из поздних картин Ван Гога ('Урожай', 'Подсолнухи') и правда будто бы наполнены солнечным светом — хотя в то же время художника бросало в мрачные тона, и он рисовал тёмные, депрессивные произведения (см. 'Пшеничное поле с воронами').
Видимо, Ван Гога в последние перед смертью годы кидало из стороны в сторону — а может, так происходило с ним вообще всю жизнь? Он тянулся к свету, но окружала его в основном тьма и зловещие вороны над полями... Винсент рисовал свет — и мечтал о нём, и лелеял его, однако последними его словами перед смертью были, по легенде, всё-таки эти: 'Печаль будет длиться вечно'.
Но Винсент Ван Гог всё же нашёл свою колею и выбрался из чужой — и за это ему честь и хвала. Однако бремя свободного и уникального человека оказалось для него непосильным — если верить в версию самоубийства художника. Кстати, в фильме Джулиана Шнабеля показана другая версия смерти — убийство, и она тоже вполне вероятна, так как Ван Гог раздражал и пугал местных жителей и, возможно, от него решили однажды избавиться.
Как бы там ни было, Ван Гог не вынес жестокого бремени подлунного мира — и в 1890 году, в самый разгар лета, в июле, он навсегда ушёл от нас в Страну пшеничных полей и спелых подсолнухов. В страну, где всё пронизано солнечным светом и где совсем нет зловещих ворон.
И да простит меня Винсент Ван Гог за то, что я помочь ему не смог.
12 апреля 2022
Необычный байопик (фильм-биография) от Джулиана Шнабеля – первый просмотренный фильм этого режиссёра. Удачный, не смотря на редкие выходы в прокат фильмов. Поэтому про характерные особенности говорить сложно.
Сам сюжет рассказывает нам о творчестве Ван Гога, причем определенный этап жизни, когда Винсент формировался как художник. Трагическая судьба, непризнанного гения современниками. Достаточно необычная подача для биографического фильма: не скучная и сухая, как это бывает, а живая и красочная. Главное удалось показать художественную и философскую части жизни художника. Художественная часть заключается во вдохновении художника живой красочной природы, точнее её естественной красоты и самобытности. Игра желтых и оранжевых тонов, лучи солнца, ложащиеся на вспаханные поля, леса и чистое голубое небо. А философская часть – экзистенциональный кризис главного героя, который видит то, что не видят другие и старается выложить на плотно с помощью красок. К тому же затрагиваются главные вопросы философии: отношение красоты и Бога, что есть человек и иные. Сам Ван Гог вёл отшельнический образ жизни, ни с кем не общался, кроме своего брата Тео и с Полем Гогеном (современник и еще один представитель импрессионизма). Сюжет раскрыл не только основные черты характера художника, но и его отношение к делу и его творческий путь как художника.
Стоит отметить достаточно необычные «фишки» оператора, начиная с раскачивающейся картинки – довольно смелый зум, изменения положения камеры. И, так называемый, эффект «очков» – «желтых очков» показывающий взгляд самого художника. Все это освежает картинку и отражает ментальное состояние главного героя.
Отдельно хочется отметить игру Уиллема Дефо, который является одним из самых лучших трагических актеров. Гениев сложно сыграть, но ему удалось, именно переход из обычного творческого состояния в некий психоз, спровоцированный триадическими поворотами судьбы. Кто как не Дефо может показать боль от разочарования и радость восхищения от написания картины. Полное перевоплощение от внешнего вида, до характера художника. Смена его состояний и колебания.
Очень запомнилась сцена диалога Винсента (Уилльем Дефо) и священника (Мэдс Никкельсен) – столкновение двух позиций, двух взглядов на жизнь. «Для меня красота – это природа, а природа – Бог». Стоит один раз посмотреть и все понять.
Жизнь выдающихся людей, порой тягостна и сложна, а еще сложнее её показать в естественном виде.
7 марта 2022
К своему счастью или несчастью просмотрел этот фильм только после просмотра «Ван Гог. С любовью, Винсент», который и выпущен на год ранее, чем обозреваемая кинокартина. Поэтому, возможно, моя оценка фильма «Ван Гог. На пороге вечности» и оказалась настолько низкой, хотя дело не только в этом.
Что хотел показать фильм «Ван Гог. На пороге вечности»? Показать настоящий образ Ван Гога? Но ещё далеко до просмотра всех этих фильмов я крайне случайно ознакомился с биографией этого художника через книгу Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». В фильме Ван Гог показан будто наивный ребёнок, открытый миру, которого все предают и унижают, а ему только требуется родительская ласка в виде «обнимашек» со своим братом Тео. Возможно, это отчасти правда, но в то же время это никак не вяжется полностью с образом Ван Гога, который жил до этого в бедном бельгийском шахтёрском посёлке проповедником, где старался вести борьбу за права трудящихся. Для меня Ван Гог из известных фактов в его биографии это далеко не глуповатый «ребёнок» или «дитя природы», а взрослый и думающий человек, который только слишком остро и сильно воспринимает страдания даже очень чуждых людей. Да, актёр в фильме очень сильно и похоже сыграл Ван Гога, но дальше «выпрыгнуть» ему не позволяют рамки всего фильма, рисующего из него шаблонный образ наивного дурачка, ловящего на палец бабочек.
Если в фильме хотели передать образ всех картин Ван Гога, то для меня это полный провал по сравнению с «Ван Гог. С любовью, Винсент». Я очень далёкий любитель любого музейного искусства, знаком со всем крайне поверхностно, но если вы хотите знать почему людям нравится искусство Ван Гога, то лучше смотреть его картины и знаменитые репродукции, а не его биографию. Если вы хотите узнать его как историческую личность, то зачем тогда смотреть в данном фильме все эти ненужные длинные и унылые пейзажи с постоянными походами Ван Гога в жёлтой шляпе по полям Франции, если можно сразу посмотреть его картины? Ведь его картины известны не фотографической точностью, а именно субъективностью передачи образа автором, который ну никак не изобразить без самих картин художника.
А тут как раз этот фильм по передаче настроения картин, безусловно, проигрывает фильму «Ван Гог. С любовью Винсент», который рисовали несколько лет масляными красками на холсте из репродукций и в схожей манере с художником. Для меня в фильм «Ван Гог. На пороге вечности» всё было окончательно опошлено, когда Ван Гог и Гоген во время разговора о серьёзных художественных вещах совместно помочились с обрыва, будто выражая всё своё презрение и несерьёзность к сказанному во время их диалога. Тем самым создатели «Ван Гог. На пороге вечности» показали, что относятся к таким разговорам в фильме, как к «пустышке», что, скорей всего, и есть на самом деле. Для меня сцена обмочения двух известных художников никак не образ их полного слияния с природой или их бунта против академической живописи.
Что же в итоге получается? Ни хорошей передачи настроения картин Ван Гога, ни полное историческое изучение его биографии, так как затрагиваются всего несколько последних лет его жизни, да и то куцо. Весь фильм забит наискучнейшими длинными походами Ван Гога по пейзажам с долбящей по ушам пианинной музыкой да краткими биографическими моментами, которыми, я думаю, не будет «осчастливен» зритель, требующий больше конкретики.
Смотрите другие биографические кинокартины о Ван Гоге, смотрите его картины, а не эту фильм-«пустышку».
5 августа 2020
Возможно, это обусловлено спецификой жизни Ван Гога и его мировосприятия, но фильм хоть и бесконечно душевный и красивый, к сожалению, довольно скучный и, честно говоря, утомляющий и неинтересный.
Очень рваное, неровное повествование, почти постоянно скачущая и болтающаяся слева-направо камера, режущие глаза очень близкие ракурсы, прямо вплотную к персонажам — в сумме означает, что к концу фильма начинает болеть голова и немного подташнивать. Фильм очень монотонный и вязкий, в нём буквально утопаешь, как в болоте, и ждёшь, как бы поскорее из него выбраться.
Единственное, что порадовало и оставило хоть какое-то положительное послевкусие, так это сам Ван Гог в исполнении потрясающего Уильяма Дефо. Во-первых, это очень точное попадание в плане выбора актёра, потому что он просто вылитая копия Винсента. А, во-вторых, Дефо великолепный актёр, и также великолепно отыгрывает все душевные переживания и психологические скитания Ван Гога.
Его отрешённость и абстрагированность от всех и вся, его откровенное отшельничество, муки творчества и непризнанность этим поколением. То, что он чувствует себя опережающим время и эпоху, но оттого вынужден быть вечно непонятым изгоем. Всё это прекрасно видно, просто вглядываясь в его мимику.
4 из 10
2 мая 2020
Один из лучших фильмов о Художнике, его истоках творчества, его экзистенциальном одиночестве; о не-человеческом (хоть в ницшеанском, хоть в евангельском смысле слова) подвиге любви к миру, который в каждом мгновении твоей жизни отказывает тебе во взаимности. Впрочем, от Джулиана Шнабеля другого и не ждал. Режиссер избежал соблазна стилизовать видеоряд под художественные приемы своего главного персонажа, но тем не менее работа оператора и общая визуализация поражает своей внешней завершенностью и согласованностью с внутренним миром живописца. Ну и Уиллем Дефо сделал, пожалуй, свою лучшую работу со времен «Последнего искушения Христа».
7 апреля 2020
Картина снята потрясающе!
Отлично передается колорит, присущий мировосприятию художника. Особое внимание уделяется сценам, позволяющим прочувствовать тонкую душевную организацию Ван Гога в момент его единения с природой и холстом.
Зритель наблюдает за происходящим размытым взглядом художника. Вероятно, этот прием используется, чтобы показать непростые взаимоотношения творца с реальностью и своим сознанием. Вспыльчивый и страстный, Винсент порой забывает об окружающих. Он остается наедине со своим внутренним миром. Многие считает его психически больным, и Ван Гог, действительно, нездоров. Он оказывается одержимым искусством.
Данный фильм предлагает возможность подсматривания за творческим процессом художника. Вследствие удачного выбора актера Уиллема Дефо на роль главного героя, почти кажется, будто это настоящий художник, живший в 19 веке. Зритель помещается рядом с живописцем и наблюдает за характерной для Ван Гога манерой письма: новым, живым и динамичным штрихом. Процесс заряжает энергией, и создается впечатление, что полотно зарождается при физическом присутствии зрителя около художника.
В целом, изображение непростой и трагичной судьбы художника, так и не признанного при жизни, передано довольно точно. Винсент Ван Гог был бедным и простым человеком, носившим дырявые носки и жившим на содержании у брата Тео. Художник общался с провинциальными, отчасти, глупыми людьми, не понимавшими его творческие интенции. Он родился немного раньше, чем это нужно было для мирового искусства. Лишь после смерти о Ван Гоге стали говорить как о новаторе и серьезном живописце.
Его притягательная, душевная и загадочная натура оставляет теплый след в душе многих, даже несмотря на каплю безумия, которая горячила кровь художника. Благодаря фильму зритель приближается к личности творца и раскрывает великую тайну его полотен. Картина оставляет после себя легкий привкус печали, а в момент финальной сцены волоски на теле поднимаются из-за мурашек.
10 из 10
2 апреля 2020
Джулиан Шнабель с самого начала себя зарекомендовал как человек творческий, находящийся в постоянном поиске собственной реализации и оценки публики. До того как он стал уделять наибольшее время кинематографу, он был довольно популярным художником, славящимся своим стилем неоэкспрессионистизма. Также он показал себя и скульптором, а его детища выставлялись во многих авторитетных музеях и на выставках. К кинематографу Джулиан Шнабель вплотную подошёл в 1996-ом году, когда по собственному сценарию поставил картину «Баския», повествующую об американском художнике Жан-Мишеле Баския и, собственно, друге самого Шнабеля. Картина была неплохо встречена, в особенности в критической среде, за что и была в числе номинантов на приз Венецианского кинефестиваля. В 2000-ом вышла ещё одна независимая работа Шнабеля «Пока не наступит ночь» с Хавьером Бардемом в главной роли. И вновь главный герой был выходцем из творческой среды. А в 2007-ом году к Шнабелю пришёл самый громкий успех (если не сказать оглушительный) — его картина «Скафандр и бабочка» с Матьё Амальриком и Эмманюель Сенье в главных ролях была восторженно принята как публикой, так и у критиков. Ворох престижных наград и номинаций были вполне заслуженными.
Шнабель в свойственной ему манере взял небольшой перерыв на три года после успешных «Скафандра и бабочки», а затем снял драму с оглядкой на социально-политическую обстановку в Ираке «Мирал». И внезапно картина прошла практически незамеченной. Да и скупые отзывы в основном кренились в сторону отрицательных оценок работе Шнабеля. При этом художник и скульптор не брал в «Мирал» за основу сюжета биографию какой-либо известной личности. Видимо, посчитав это ошибкой, в 2018-ом, то есть спустя целых восемь лет после «Мирал», Шнабель вернулся к излюбленному жанру — драматическому байопику. И для экранизации он взял персонаж известный каждому человеку на планете. Им стал Винсент ван Гог. Тот самый о котором ходит множество мифов и домыслов. Типа того, что он продал при жизни лишь одну картину, а великим художником, работы которого продаются и поныне по бешеным деньгам, стал уже после смерти; или что ван Гог в приступе безумия, напившись абсцента, вызвавшего галлюцинации. В общем, известен ван Гог не только своим творчеством, но легендарной аурой, создавшейся уже после кончины великого постимпрессиониста.
Джулиан Шнабель в содружестве с известным сценаристом Жан-Клодом Каррьером решил не экзальтировать публику и так уже на половину выдуманной биографией Винсента ван Гога. Вместе этого он предложил глубокую драму, обрамлённую сложным психологическим состоянием великого художника, величие к которому придёт уже после того, как он опробует смертный одр. И избрал стилистику и атмосферу холодного, словно на постоянном сквозняке, состояния главного героя, который находил утешение лишь в общении с женским полом: он быстро влюблялся, но также быстро разочаровывался в избранницах, при этом будучи весьма скромным и неловким в романтических связях, что, несомненно, ломало и так уж истерзанную психику художника. Его любовь к алкоголю также не прошла мимо сюжетного действия, но при этом это вовсе не уклон, а лишь констатация горького факта из биографии великого таланта. Часть картины уделена и отношениям Винсента с младшим братом Тео ван Гогом. И если пристально всматриваться в структуру картины, то вполне можно увидеть знакомые очертания из известной трилогии «Три цвета», созданной ещё одним гением (не по праву забытым) Кшиштофом Кьесловским.
Но, признаться, вся эта холодная, вызывающая озноб и депрессию атмосфера лично мне пришлась не по вкусу. Конечно, понятен тот факт, что тем самым Джулиан Шнабель хотел передать внутреннее состояние главного героя, дабы зритель имел возможность буквально ощутить его муки и терзания. Однако, такой подход больше вызывает судороги, нежели желание глубоко и тщательно анализировать картину. К тому же задействованные длительные сцены, лишённые каких-либо диалогов, будто бы принуждают отвлечься и отбросить апатичные мысли, навеянные атмосферой фильма. С другой стороны, все слова, что есть в ленте, напротив, вызывают интерес. В особенности запоминаются диалоги Винсента с братом. И, конечно, жуть берёт, когда Винсент ван Гог оказывается на грани сумасшествия (есть такое поверье, что гениальность и безумие разделены очень тонкой гранью). И тут надо отдать должное высокому профессионализму Уиллему Дэфо, воплотившему столь сложный персонаж. Актёр в который раз продемонстрировал свою разносторонность и дар настоящего драматического актёра. Не зря же Дэфо был в числе номинантов на «Оскар» за свою искусную работу.
Но всё же при том, что у ленты Джулиана Шнабеля имеются ярко выраженные положительные стороны (в особенности игра Уиллема Дэфо), всё же та дремучая атмосфера, нордическая стилистика, порой слишком затянутые сцены не вызывали положительных эмоций и не было особого интереса. И остался нераскрытым вопрос, что же так старался нам передать Шнабель? Помешательство творческого человека? В принципе, об этом можно было и так догадаться. Поэтому особой глубины и выразительности эта работа всё же не имеет. И в этом «Ван Гог. На пороге вечности» имеет общие черты с другой биографической драмой «Дикарь» о жизни другого великого художника — Поле Гогене.
5 из 10
P.S.: Интересно, что полное имя Винсента ван Гога — Винсента Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh), а образ его воплотил Уиллем Дэфо (Willem Dafoe). Так что их можно назвать немного тёзками. Символично!
27 марта 2020
Общее впечатление: Первое что бросается в глаза — необычная сумбурная съемка. Очень странные виды, как природы, так и крупных планов лиц. Порою создавалась ощущение, что я смотрю глазами художника, оно и понятно, иногда съемка шла от 1-го лица. И погружение в такую атмосферу — колоссальное. Ведь так все эмоции передаются лучше. По началу картины меня сбивало это с толку, признаюсь честно, не всегда я расположена к таким видам. Но смею заметить, что съемка такая же индивидуальная как и сам Ван Гог. Необыкновенный художник, который видел прекрасное в повседневных вещах, простых, там, где проходящий мимо человек мог сказать «Фи, ничего необычного», Ван Гог видел неприкрытую красоту природы.
Это кино не совсем вся жизнь Ван Гога, лишь часть, затронутый отрезок, но зритель видит насколько критично относились к его работам люди и простые спешащие по делам женщины, и врачи, и школьники, и даже знатоки искусства. Обидные слова брошенные художнику, могли забить в нем талант, однако, Ван Гог продолжал творить, ведь он не мог иначе. Именно бескрайние поля, цветы запечатленные быстрыми мазками, ясный день, привлекали внимание художника, формировав его особый стиль. Одержимый живописью, он проводил много времени на природе, в уединении, хоть рисовал он быстро, но большую часть наслаждался спокойствием.
Пожалуй, Ван Гог был несчастен, это проявлялось в его болезни (страдал психическим расстройством) и непризнании. И поведение великого художника отлично показал Уиллем Дефо. Очень многое читалось по лицу актера, мимика главное оружие и ясно было без слов, что в данный момент испытывает персонаж.
Музыкальное сопровождение, словно волны океана, наплывом протянулись про минутам, то резко, то еле слышно можно уловить звуки классической музыки. Но напряженные музыкальные моменты отлично подобраны в ритм фильму.
В итоге, кино необычные, эксцентричное своей подачей, но интересное на вкус, ведь внутренний мир художника так хрупок, обидно что гения признали только после его смерти.
8 из 10
19 декабря 2019
Винсент Ван Гог определенно один из самых известных художников за всю историю, а судьба нидерландского гения была очень и очень трагична. Казалось бы, идеальное сочетание для производства стандартного голливудского байопика (возможно, так и было в предыдущих попытках), но не в этот раз.
Режиссером картины выступил Джулиан Шнабель — художник-неоэкспрессионист, а с 1996 года еще и режиссер. Его дебютная картина повествовала о Жане-Мишеле Баския, трагично известном художнике, который сотрудничал с Энди Уорхоллом и вместе с Джулианом Шнабелем стоял у истоков неоэкспрессионизма. И если «Баския» был талантливым дебютом и скорбью по другу, то «На пороге вечности» — это уже крепкая работа известного режиссера, посвященная своему кумиру, но по-прежнему такая же личная и интимная.
Сюжет рассказывает о периоде жизни Ван Гога с момента, когда он переезжает в Арль и до его смерти, то есть о последних годах его жизни. Однако, сразу хочу отметить, что треть фильма мы будем смотреть как Уиллем Дэфо в роли Винсента будет ходить по живописным местам, искать натуру и рисовать. Но это совсем не скучно!
Во-первых, Уиллем Дэфо в роли Ван Гога бесподобен. Есть такая стандартная дежурная фраза об очень хорошей игре актера, что он не сыграл ее, а прожил. Вот тут она идеально подходит. И вроде бы Дэфо не походит совсем на Ван Гога, и нет никакого грима скрывающего этот факт, и разница в годах у них значительная (62-летний Дэфо играет 37-летнего Ван Гога), но ты смотришь фильм, и нет никаких сомнений, что это самый настоящий Винсент Ван Гог.
Во-вторых, натурные места невероятно прекрасны. Как им такими не быть, ведь съемки фильма проходили именно в тех местах, где жил и писал свои картины Ван Гог. Здорово, что они остались такими же, как и 130 лет назад.
В-третьих, потрясающая техническая часть. Отличная колористика картины, особенно когда светлый яркий день, кадр так и полнится воздухом, свежестью и жизнью. Интересная операторская работа (Бенуа Деломм), к которой нужно будет привыкнуть, так как много близких планов, камера всегда в движении, принимает странные ракурсы, подчеркивая душевную неуравновешенность художника. Часто будут эпизоды снятые через желтую линзу — любимый цвет Ван Гога, но так же символизирующий сумасшествие.
В-четвертых, это очень талантливый саундтрек, который подчеркивает фильм, идеально его дополняет. Композитором выступила Татьяна Лисовская и это ее дебют. Выше всяких похвал.
В фильме отличные диалоги, в которых раскрываются вопросы об искусстве, эволюции искусства, о прекрасном и безобразном, о роли художника, его предназначении. Один из самых запоминающихся диалогов будет у Винсента Ван Гога с священнослужителем в исполнении Мадса Миккельсена, в котором Ван Гог размышляет на тему, что его творчество для людей, который еще не родились. Очень мощно и трогательно.
Актеры второго плана все отличные. И Мадс Миккельсен, и ОскарАйзек (Поль Гоген), Руперт Френд (Тео) и Эмманюэль Сенье (мадам Жину). Очень симпатично смотрелся в эпизодичной роли Матье Амальрик, сыгравший доктора Гаше.
Таким образом, перед нами авторское полотно Джулиана Шнабеля, который с большой любовью пишет портрет своего кумира. Уиллем Дэфо играет одну из лучших своих ролей, потрясающий артист. Фильм может быть слегка медитативным, неспешным, но смотреть его одно удовольствие, благодаря актерской игре, музыке, технической части фильма. Думаю, что эстетика и мысли фильма должны многим запасть в душу и сердце, точно так же как и творчество самого Винсента Ван Гога.
9 из 10
8 октября 2019
Утонченно, возвышенно, модно. Джулиан Шнабель, Уиллем Дэфоу, Маддс. С такими именами по плечу решение любых проблем. Тем более имя Винсента ван Гога известно наверное каждому жителю нашей планету. Оставалось только снять визуально насыщенную историю, перемежая предположения о том, каким видел окружающий мир великий мастер и фрагменты из его известной всем биографии. Собственно, так все и получилось.
Фильм иногда кажется вдохновенной попыткой погружения во внутренний мир Мастера. Дэфоу похоже идеально подходит на роль художника. Ни одной ошибки — будто эта роль дело всей его жизни. Миккельсен заставляет нас вспоминать о Понтии Пилате и теме приставаний к детям. Эманюэль Сенье я и попросту не узнал. И разве такого расклада мало для хорошей оценки. Вот оно — настоящее искусство.
А вот и нет. Слишком уж амбициозной оказалась цель. Очевидно, что у Шнабеля были самые высокие притязания. Он стремился создать нечто великое, безусловное и точно «заразил» своим перфекционизмом всех членов съемочной группы. Видно, что старались все, дополняя при этом друг друга. Однако именно по причине указанного перфекционизма, чрезмерной рафинированности этот фильм и нужно судить весьма самым строгим образом. Ну вот, кстати, отличается ли он существенным образом от снятого несколькими годами ранее «Родена»? Обе ленты возвышенны, вдохновенны, биографичны и не более того. Рассказывая о неимоверно известных персонах авторы не стремятся удивить зрителя, перевернуть стереотипы. Отнюдь. Эти ленты лишь укрепляют сложившиеся догмы. Ну право, мне было совсем неинтересно следить за впадающим в безумие человеком, отрезавшим свое ухо. И стоит ли всерьез обсуждать биографические факты, источники и прочее?
Увы, Шнабель сделал лишь сделал роспись на красочной шкатулке позабыв ее открыть. Такая вот, понятная для Америки, упрощенная история искусства укрепляющая мифы и возводящая стену между копиями и подлинниками. Впрочем, для Уиллема Дэфоу роль вышла действительно знаменательной. Вне зависимости от оценок фильма его талант и вдохновение затмевают многие просчеты создателей.
5 из 10
11 сентября 2019
Ван Гог близок к концу своей жизни. Его картины не продаются, но он по-прежнему живёт только своим собственным искусством. Последний период творчества Винсента состоит из знаменитейших работ, которые визуализированы в фильме, заставляя знатоков полотен восклицать: «Это же «Спальня в Арле»! А это тот самый автопортрет!». Теодорус, младший брат Винсента и арт-дилер с юных лет, видит невероятную художественную ценность в работах непризнанного мастера. Тео в фильме выглядит куда более представительно и даже могущественнее, чем реальное лицо. В голову и не приходит, что герой британского актёра Руперта Френда окончит свою жизнь в сумасшедшем доме через несколько месяцев после смерти старшего брата.
Во множестве поздних работ Ван Гога заключены как яркие и тёплые цвета, так и ощущение безысходности. Он всеми силами стремится к солнечному свету из тёмных парижских кафе, где собираются художники. Однако гению препятствует враждебный мир, где его новаторскому мастерству нет места. Ван Гог в своей исступлённости так же близок к Богу и вечности, как и в любви к жёлтым солнечным лучам. Название фильма говорит о выходе за порог обыденности в невесомый мир, где с высоты вечности можно найти смысл в уродливых корнях деревьев, кипарисах, старых башмаках.
Сюжет сопровождается встречами художника с Полем Гогеном, врачами, «арлезианкой», пастором, солдатом. Винсент искренне делится своими переживаниями с ними, что наполняет фильм многочисленными рассуждениями и монологами о творчестве художника.
Уиллем Дефо превосходно передал и возвышенное состояние Ван Гога в Арле, и его страх перед видениями и помрачениями рассудка. Каждый по достоинству оценит его актёрскую работу, получившую награду на Венецианском фестивале.
Операторская работа может местами шокировать неподготовленного зрителя. Трясущаяся камера передаёт изображение в формате вспышек в сознании и памяти Ван Гога, мы видим мир его глазами. Размытость нижней границы кадра в некоторых сценах и повторения слов героев — эти и другие художественные решения смотрятся (и слышатся) странно. Поэтому зритель либо полностью погружается в мир гения, либо холодно воспринимает историю психической болезни.
Ходит множество слухов о том, что Винсент видел мир по-другому, то ли из-за одарённости, то ли из-за психического расстройства, то ли от абсента. Он растворился в вечности — и сейчас каждый знает хотя бы одну его картину, которые при его жизни в глаза называли уродливыми. Мог ли скромный и отчаявшийся художник помыслит не о парижском, а о мировом успехе и о ценности бухгалтерской книги с гравюрами?
7 из 10
7 августа 2019
О Ван Гоге в последнее время снимают немало. Совсем недавно вышел уникальный фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». И вот на экранах появилась ещё одна удивительная картина. Снял её по собственному сценарию известный художник Джулиан Шнабель. На роль Ван Гога он пригласил 62-летнего Уиллема Дефо, возраст которого на целую четверть века старше возраста художника к моменту его трагической гибели.
Фильм охватывает примерно тот же период, что и «С любовью, Винсент» — где-то с 1888 по 1890 годы, когда художник переехал из Парижа в Арль. Здесь он пребывал в крайней нужде, но написал огромное количество картин — где-то около 200. Некоторое время рядом с ним жил его близкий друг Поль Гоген (Оскар Айзек). Именно в этот период рассудок Ван Гога помутился и он отрезал себе ухо, после чего попал в психлечебницу. В фильме эти периоды повреждения сознания визуально подчёркиваются тем, что нижняя часть кадра оказывается размытой, что мне совершенно не понравилось, ибо восприятию вредит, а символизм происходящего можно было как-то и иначе подчеркнуть.
Собственно фильм получился не столько биографическим, сколько остросоциальным. Главное противостояние картины не между художником и его помрачённым рассудком, а между художником и обществом (и не только творческой богемой, но и обывателями, к искусству не имеющему никакого отношения), которое отвергает его практически во всём: его картины не только не признают — их называют отвратительными, гадкими, Ван Гогу отказывают даже в праве называться художником, его избивают, швыряют в него камни, его повергают в глубочайшую нищету, для его изгнания из города подписывают петицию. Именно общество доводит художника до приступов безумия. Некоторые моменты до боли напоминали процесс по обвинению в злостном тунеядстве над Иосифом Бродским, где поэту отказывалось в праве называться поэтом.
Уиллем Дефо создал потрясающий образ художника. Он совсем не похож на Ван Гога в исполнении Тима Рота («Винсент и Тео» Роберта Олтмена) — дерзкого, порывистого, уверенного в себе. Ван Гог Уиллема Дефо глубже, он сродни Достоевскому — это человек высоко духовный, глубоко страстный, деликатный, с нежной и склонной к болезненным надрывам душой, чутко настроенной на красоту окружающего мира, что становится главным конфликтом между ним и Гогеном, который не принимает заверений художника, что он проявляет своё видение гармонии и совершенства вселенной через себя, а требует художеств «из головы». И как ни обидно, что при жизни Ван Гог не получил признания, но в фильме он уверен, что родился не в своё время («Бог ошибся»), и будет время, когда его картины будут признаны. Только в самые тяжёлые моменты его будут мучить сомнения в собственном таланте.
За эту роль Дефо получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в картине на Венецианском кинофестивале.
Второстепенные персонажи эпизодичны, но их роли исполнили звёздные актёры: Руперт Френд (брат Тео), Мадс Миккельсен (священник) и Матьё Амальрик (доктор Поль Гаше).
Интересно, как Шнабель попытался воспроизвести творческую манеру Ван Гога на экране — чёткие быстрые тонкие мазки, который раскритиковал Гоген, назвав полотна художника больше скульптурой, чем живописью. Мне это напомнило слова писателя-фантаста Лю Цысиня:
«Особенно глубокое впечатление на нее оказало то, как Ван Гог воспроизвел на полотне космос. Художник подсознательно чувствовал, что пространство имеет структуру. В то время Чэн Синь не очень хорошо разбиралась в теоретической физике, но знала, что, согласно теории струн, космос, как и все материальные объекты, состоит из множества микроскопических вибрирующих струн. Вот их-то и нарисовал Ван Гог. В его картинах всё пространство, будь то горы, хлебные поля, дома и деревья, было наполнено мельчайшими вибрациями. «Звездное небо» оставило неизгладимый след в душе Чэн Синь, и сейчас, по прошествии четырехсот лет, на Плутоне, эта картина снова потрясла ее».
8 из 10
5 августа 2019
Ван Гога в наше время ассоциируют с картинами, но что если я скажу о том, что одноименный фильм байопик снят так, как-будто его снял сам художник. Все эти кадры закатов, восходов, дождей и т. д., пронизанные лучами света, доставляют визуальное наслаждение, а музыка звучащая на фоне, это мелодичное пианино, только удваивают его.
Не могу не отметить прекрасную игру актёрского состава. Уиллем Дефо прекрасно передал эмоциональные переживания и состояние героя. Персонаж Мадса Миккельсена помог Ван Гогу разобраться в себе, хоть и явно не без трудностей со стороны священника, а Руперт Френд(Тео Ван Гог) старался поддержать, не всегда успешно. Эти три персонажа мне запомнились более всего и я считаю их самыми яркими. Также просто не могу обойти тот факт, что сам Дефо чрезвычайно похож на самого художника, что конечно идёт в плюс.
Фильм пронизан печалью Винсента «Я нахожу в печали удовольствие. Это чувство куда сильнее, чем радость» и действительно, картина через это чувство демонстрирует весь остальной спектр переживаний. Тяжёлое психическое состояние персонажа хорошо работает, добавляя драматизма. Все срывы показывают нестабильность героя, что добавляет интереса.
Несомненно это очень хороший фильм, хоть и не все смогут его смотреть, но это ровно также, как и с произведениями Ван Гога. Кому-то эти бродящие кадры покажутся чем-то неправильным, а кому-то гениальным.
10 из 10
4 июля 2019
Нет, это не фильм-биография, а ожившая картина. Это не зрительский зал, а сцена.
Я и подумать не могла, что душа Винсента Ван Гога сблизится с моей. Хотя я критик вовсе не живописи, но осмысливать творения художников пытаюсь. И порой могу с восхищением воскликнуть, глядя на создание то ли Поля Гогена, то ли Мане:«Гениально!». Именно так я чувствовала и во время просмотра «Ван Гога. На пороге вечности». Режиссёр не просто пересказал известные факты из жизни легенды: с рождения и до его смерти. Но дал нам принять его облик, посмотреть на мир его глазами. Фантастика. Камера то мятежная, то статичная. Она через руки оператора будто передаёт душевное состояние героя, который в начале жертвенно ищет себя, своё предназначение и в конце находит. А в целом, в воздухе витает эта возвышенность и одухотворенность… Такая, какая бывает только у людей творческих и талантливых. Краски гармонично переплетаются друг с другом, превращая ленту в настоящее произведение искусства.
Я искренне любовалась каждой секундой, ибо ощущала эту умиротворённую атмосферу. А позже долго не могла вернуть своё сознание в реальный мир, мне даже захотелось рисовать. И фильмы я стала небольшие снимать в той же технике жизни, как это делали в «Ван Гоге», который, кстати говоря, ну очень уж похож на «С любовью, Винсент». И знаешь, читатель, я давно заметила, что хороший фильм, как хорошие духи: раскрывается постепенно, показывая нашему взору всё новые и новые грани, доныне остававшиеся в тени; и в памяти запечатлевается на долгое время. Предлагаю, нет, даже настаиваю на том, чтобы ты сам это проверил. Чтобы ты преобразился в Винсента Ван Гога, как это сделал замечательный Уиллем Дефо, и прошёл путь примирения с самим собой через кино.
23 июня 2019
Фильм приоткрывает отдельные аспекты жизни знаменитого художника Винсента Ван Гога: его любовь к живописи, мотивах его любви к живописи, мировоззрение, а также взаимоотношения с окружающими его людьми.
Хотя фильм полон ярких красок, свойственных полотнам художника, он в довольной степени пессимистичен, каким, впрочем, и был Ван Гог. Красота природы, людей, мира — жестким образом переплетались с крайней степенью нищеты и сумасшествия. Как раз последнему и уделена должная и самая яркая толика внимания, в которой Дефо показал себя с наилучшей стороны как актер.
Не зная отдельных фактов его биографии, но будучи знакомым на семинарах по культурологии с его работами вплоть до разбора сюжета картин, меня поразило, насколько несчастным был этот человек. В эпоху XIX века психически больных людей лечили самым что ни есть варварским способом — обливание ледяной водой головы при условии полной неподвижности, прогулки до мозолей на ногах по свежему воздуху и другие не показанные в фильме методы. Будь жив он сейчас, его страдания, безусловно, были бы облегчены, но смогли бы мы наблюдать эти крупные мазки на холсте поверх других крупных мазков, переплетение красок, сюжет, в итоге рождающий шедевр? Вряд ли.
Ван Гог был обречен родиться великим художником, стать первооткрывателем нового направления в живописи и рисовать всю жизнь, так и не став в достаточной степени популярным.
Его разговор со священником в финале — это итоги, которые он подводит под своими работами, приводя в пример цитаты из Евангелия и малоизвестные факты, сейчас плотно сокрытые в архивах Ватикана.
Жаль, что многие люди знают его лишь как художника, отрезавшего себе ухо. «На пороге вечности» определенно может помочь расширить кругозор и узнать о Ван Гоге практически все, что нужно знать. Два часа фильма пролетают за один миг, а в конце понимаешь — лучше Дефо никто бы этой роли не исполнил, а лучшей биографической постановки, переплетающей факты с мировоззрением, и не было создано за все время существования кино.
13 июня 2019
Год назад мы имели удовольствие лицезреть замечательную анимационную работу «Ван Гог. С любовью, Винсент», языком картин художника рассказывающую почти детективную историю из его жизни. Поведать о последних днях Ван Гога, на этот раз в формате игрового кино, захотел Джулиан Шнабель, известный своими драмами о трагических судьбах реальных людей («Пока не наступит ночь», «Скафандр и бабочка»). «На пороге вечности» не стремится к языку банальных байопиков, сделав ставку на эмоциональную передачу мироощущения творческого человека в наиболее острой для него жизненной фазе — например, что-то подобное стремился изобразить Брюно Дюмон в «Камилле Клодель 1915».
Название фильма «На пороге вечности» (или, точнее, «У врат вечности») отсылает к одной из последних картин Ван Гога, известной также как «Старик, опустивший голову на руки», образ на которой так подходит к описанию перманентного измученного состояния непризнанного при жизни гения, терзаемого страстью, доходящей до безумия, и страдающего от непонимания обществом. Основной акцент Шнабель предсказуемо делает не на сюжет, отказываясь углубляться в традиционные для подобных историй конфликты, более-менее обрисовав лишь взаимоотношения Ван Гога с братом Тео и Полем Гогеном. Главных героев тут два — бесподобный Уиллем Дефо и экспрессивнейшая камера Бенуа Деломма. Заполучивший за свою игру четвертую номинацию на «Оскар» актер в этом фильме определенно сыграл одну из лучших ролей, самозабвенно погрузившись в исступленное сознание художника. Кажется, этой картине вообще не нужен никакой сценарий — Дефо словно сам сплошной киноязык ленты, пускай не шибко глубокой и не для каждого увлекательной, но удивительно живой и осязаемой. Тонко чувствующий персонажа в мельчайших деталях, он ловко улавливает болезненное состояние Ван Гога, балансирующего на грани здравого смысла и помешательства, жившего и творившего будто исключительно в ожидании собственной смерти.
Что касается операторской работы, к которой высказывались претензии относительно неудобоваримой для глаза и вестибулярного аппарата техники, то, на личный вкус, Деломм вызывал дискомфорт лишь парой лихорадочных сцен. В остальном же его манера съемки, опирающаяся не только на ударную экспрессию кадра, но и на изумительную композицию и цветовую гамму, делает фильм очень чувственным, дышащим, предельно живым и лишенным фальши. Благодаря оператору мы не просто ощущаем горячечное состояние главного героя, но и понимаем, что именно его вдохновляет: растения, поля, букет цветов в вазе, корни деревьев, случайная крестьянка на сельской дороге — все это передается на экран невероятно живописно и максимально текстурно. Привыкшим к событийным биографическим драмам из серии «жизнь замечательных людей» зрителям, скорее всего, работа Шнабеля придется не по вкусу, поскольку попытка заставить смотреть на мир исключительно глазами художника почти два часа и не всегда в комфортных условиях может показаться испытанием. Но, с другой стороны, после просмотра понимаешь, что о Ван Гоге вряд ли можно снять иначе, и этот красивый, печальный и блестяще сыгранный экспириенс совершенно точно пополнит копилку выдающихся картин о выдающихся художниках.
17 мая 2019
Обзор на фильм Джулиана Шнабеля под названием «Ван Гог. На пороге вечности».
Винсент Ван Гог… Сколько в этом имени историй, слухов о его жизни, случаев, а самое главное-значения. Он дружил с Полем Гогеном, предпочитал писать свои картины на природе, его работы никто не признавал, считая, что они слишком вычурные, непохожие на другие. Много кто играл в кино этого великого художника, но по-настоящему живого Ван Гога мы получили только в 2019 году..
А почему?
Начнём с того, что снял эту ленту, что ни странно, художник по имени Джулиан Шнабель, и снял её великолепно, каждый кадр ощущается, как отдельная картина, и это прекрасно. Также в этом фильме снялся небезызвестный Уиллем Дефо, который великолепно исполнил роль Ван Гога. Чего уж там говорить: если актёр во время сцены плачет не просто так, а из-за горя своего персонажа, то это значит только одно: перед нами настоящий мастер. От Дефо не отстают его коллеги по работе: Мадс Миккельсен, Оскар Айзек и другие актёры играют правдоподобно и заставляют поверить в их героев. Снята картина безупречно, за что спасибо оператору. Музыка просто восхитительна. Она гармонично сочетается с действием на экране. Вот и весь секрет настоящего кино о великом художнике.
Фильм не для всех, поэтому рекомендуется к просмотру поклонникам Шнабеля, Дефо, Ван Гога и всем тем, кому не безразлично такое кино
10 из 10
13 мая 2019
Непонятный и невостребованный при жизни Ван Гог представлен здесь человеком с надрывом, угловатым и болезненным. Никакой рафинированности, создатели позволяют зрителям почувствовать в некоторых моментах отторжение к этому художнику, в других пожалеть его, в третьих задуматься об его таланте и его же представлении о мире.
«На пороге вечности» нельзя назвать артхаусом, но это кино снято не для широких масс, и вовсе не потому, что оно какое-то там заумное, излишне метафоричное, нет. Просто в нём нет клише, нет любовной линии, нет истории становления (как часто бывает в биографических голливудских лентах).
Скачущая камера, размытые пейзажи французских полей, желтеющих осенних деревьев, сиреневых цветов в стакане — всё снято подвижно, словно оператор и есть глаза Ван Гога. Операторская работа на высоте и временами даже куда выше содержания фильма. Это какая-то магия: сочетания цветов, красок, природа во всём своём многообразии. Подкупает и то, что создатели уделили огромное внимание тому, как художник создавал картины. Это такая редкость для биографических фильмов. А здесь работа происходит прямо на глазах зрителя.
Ван Гог опережал время. Его творчество было далеко от консерватизма и классики. Это было броско, угловато, сугубо «на любителя». И после смерти художника такие любители появились. Всё, что ранее высмеивали в его полотнах, стало определённым стилем.
Мерзопакостные дети высмеивали его, закидывали камнями, за что руки бы им оторвать, но родители этих «вундеркиндов» возопили бы о «этожидетки!». Грустно это. Грубость и озлобленность подобных людей и стала причиной ещё большего помутнения рассудка, ощущения Ван Гогом своей ничтожности и ненужности.
У фильма есть свой стиль, позволяющий лучше понять и отражающий творчество главного героя. Местами было нудно, но посмотреть эту картину стоит. Классическая музыка хороша.
6 из 10
27 апреля 2019
Этот фильм полон любви. Во всех ее ипостасях.
Самая совершенная, полная, безоговорочная и безусловная любовь в каждом кадре, в каждом слове, взгляде режиссера на эту историю и художника, покорившего не одно сердце своими нереальными картинами.
Я обожаю Ван Гога уже давно, это чувство будет со мной всегда. С тех пор, как увидела впервые репродукции его картин в какой-то книге лет в 14, наверное, мама показала. Сейчас он один из трех нежно любимых мной художников, я восхищаюсь его работами. Сложно оторвать взгляд от мазков на его картинах. Несколько лет назад я была на интерактивной выставке, и смотреть на экранах в три моих роста на эти невозможные ирисы, или на цветущий миндаль, или поля и просторы, написанные его рукой — это было настолько невероятно, что я плакала от восторга и не могла насытиться. Вот с этим фильмом абсолютно то же самое.
Восхитительно эмоционально и неописуемо прекрасно передан свет его картин. В какой-то момент вы просто проваливаетесь в небо над его головой, вы смотрите на мир его глазами, буквально находитесь в его голове. Насколько это ценно, что снимают именно такие фильмы. Вы не можете противостоять такому потоку любви, потому что, боже, у вас нет столько сил вообще.
Уиллем Дефо не был в числе любимых мной актеров, и я не следила за его фильмографией, но тут он гениален. Мне кажется, сам Винсент сказал бы ему спасибо за такое исполнение. Он живет этой жизнью на экране, он передает наивность и искушенность, доверчивость, желание бежать от всего и в то же время встречать трудности лицом к лицу, все те противоречия, которые, думаю, составляли личность великого гения. Гении не такие как мы, простые смертные, гении, которые творят целую Вселенную своими руками, буквально одним взглядом, проживают миллиард жизней за короткие часы своей жизни, они кометы на нашем небе. Мы до них никогда не дотянемся. Но мы можем видеть.
10 из 10
26 апреля 2019
Что пытался донести до людей Винсент Ван Гог? Ответ очевиден: мир. Это может быть настолько ёмким и настолько точным описанием искусства Ван Гога, что «На пороге вечности» и не нужен был бы вообще, как самостоятельное произведение. Тем не менее, фильм существует и правильно доносит до зрителя квинтэссенцию творчества выдающегося художника: именно эта кинолента (наверное, даже больше, чем недавний «Ван Гог. С любовью, Винсент») позволяет прочувствовать зрителю то, каким образом восхищенная повседневность преобразовывалась в мистический дух и чувственность.
«На пороге вечности» не претендует на то, чтобы показать зрителю законченную историю. Это драма, состоящая из моментов, фрагментов, эпизодов и впечатлений и хотя в центре трагедии стоит Ван Гог, запертый наедине со своими психическими заболеваниями, скорее всё равно кинолента повествует в первую очередь о природе вдохновения. Образ Ван Гога в фильме честный, остроумный и в то же время романтичный.
Винсент, изображенный ярким и сильным Уиллемом Дефо, представлен человеком, буквально влюбленным в трансцендентность природы. Начинается всё как традиционная биография: Ван Гог в Париже устраивает «показ» картин где-то в тёмной пивнушке, но даже та публика не в состоянии оценить его работы. Художник находится на грани отчаяния, но встречает Гогена, рекомендующего переехать из Парижа в провинцию. Во французской глуши Ван Гог наконец-то осознал, что находится дома и начинает творить.
Камера постоянно следует за Ван Гогом: вот он бродит по колышущимся пшеничным полям в соломенной шляпе, вот он пишет картины на открытом воздухе. Звучит немного банально, но иногда кино надо полагаться на банальность: пускай «На пороге вечности» не безупречен, это всё равно полное видение творческого процесса. Фильм достаточно сложен, чтобы изобразить творца как депрессивную личность, и достаточно откровенен, чтобы обсудить природу и страсть к живописи. Кинолента под действием эмоций буквально оживает на глазах.
Со времён «Последнего искушения Христа» у Дефо не было достойной роли, позволяющей сочетать агонию и радость, проявлять преданность актерскому Мастерству с большой буквы. «На пороге вечности», вероятно, стал лучшей актерской работой Дефо за последние несколько лет. Как утверждала съемочная группа, Уиллем черпал описание образа из настоящих писем Винсента Ван Гога, которые художник написал своему брату Тео. Дефо представляет легендарную персону в задумчивом и одиноком виде, но всё же рациональность в личности присутствует: искусство, переполняющее душу этого человека, льётся через экран.
Диалоги, как и природа и медиативность происходящего, напористы и проницательны. Здесь найдется место и оживленным монологам Винсента о его творчестве, и беседам с привередливым Гогеном и мрачным дебатам со священником, считающим картины Ван Гога безобразными. Именно во время этого разговора чувствуется полная идентификация Винсента с полётом творческой мысли как таковой: всё же есть мир обыденный, а есть мир чувств, который и затронул художник.
Фрагментированный взгляд на душу Винсента Ван Гога, запечатленный в стиле фильма — духовного путешествия, операторской съемки «от первого лица» и экспериментального подхода к некоторым моментам пресловутого стори-теллинга, является сложным и медиативным опытом, но всё же мощным. В «На пороге вечности» избегают нытья, вместо этого сосредотачиваясь на последствиях чувств эмоций и страха перед самим собой центральной личности. В результате получился немного грустный, потерянный в самом себе фильм, разительно отличающейся от типичного байопика. Благодаря этому фокусу, конечно, сценарий упускает шанс углубить отношения между Ван Гогом со своим братом, Гогеном или иными второстепенными лицами, однако глубокие и вдумчивые диалоги и монологи наводят на мысли о природе искусства и существования вообще.
7 из 10
7 апреля 2019
- Мне казалось, что художник должен учить других…
— Да, но вот чему? Посмотри, что это за линии, ты совершенно не думаешь о технике, твои картины выглядят как скульптура… Пойми, никто не захочет учиться рисовать, вдохновившись скульптурой, как бы дорого она ни выглядела…
Кино — это жизнь или душа? Это визуализация переживаний, чувств и эмоций или же сухая последовательность интересных с точки зрения истории фактов? Какова же главная цель кино: направить нас на правильный путь или же описать его во всех красках жизни?
После просмотра первого за долгое время настоящего «нефестивального» фильма именно такие вопросы являются основными для каждого зрителя, выходящего из кинотеатра. Несмотря на то что в последние годы было снято много фильмов о Ван Гоге (в том числе и очаровательный «С любовью, Винсент»), картина Джулиана Шнабеля выделяется на их фоне своей уникальностью, режиссер будто открывает для нас мастера заново. Мы наблюдаем за художником, который работает с невероятным самозабвением, в любую погоду, сжигаемый своим стремлением к идеалу и южным солнцем Франции. Но что же хотел сказать Джулиан Шнабель, показывая нам свою интерпретацию столь популярной у кинематографистов истории жизни сейчас уже Великого художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога?..
…
Фильм «Ван Гог. На пороге вечности» охватывает время, когда Винсент практически без гроша в кармане переезжает из Парижа в Арль (1888 г.), где после суровой зимы берет в аренду знаменитый «жёлтый дом». Пребывание художника в этом небольшом прованском городке, «арльский период», связан также с именем знаменитого художника Поля Гогена. Именно здесь Винсент начал уходить от импрессионизма, погружаясь в постимпрессионизм. В Арле родилась его серия натюрмортов «Подсолнухи», а также картины «Спальня в Арле», «Красные виноградники в Арле», «Розовый персик в цвету» и портреты, в которых он осваивал новую технику, — в общей сложности более двухсот полотен.
…
И хотел ли режиссер что-то сказать зрителю? Нет, это кино, как и мир самого Винсента, создается только буквально «переданными в кадре» эмоциями и внутренним состоянием художника, которые заставляют камеру дышать, а теплый южный ветер Франции проникать в кинотеатры по всему миру. Джулиан Шнабель, сам являясь художником, главной целью при создании фильма ставит возрождение красоты и мимолетности мира Винсента. Ручная съемка, съемка «с плеча», эффект «Fish-eye» и столь необходимый для настоящего художника натуральный свет, передающий каждый оттенок природы La provence, лишь только визуализируют именно сам образ принятия жизни Ван Гогом, его особенное видение мира, но не его жизненный путь. Биографический аспект, конечно же, важен для понимания глубины каждого кадра, «прорисованного» Бенуа Деломмом, но не стоит именно эту кинокартину оценивать как любой другой «байопик», фильм о жизни знаменитых людей. «Ван Гог. На пороге вечности» — это, в первую очередь, не «тяжелый историческо-биографический» сюжет, а именно местами громоздкая, как и «штукатурочная, скульптурная» живопись Ван Гога, тяжелая для неподготовленных глаз картина. Все изображения, которые наполняют кадр, накапливаются слой за слоем и отпечатываются у тебя в памяти буйством красок и жирными мазками. Для их осознания важна тишина мысли, а не влечение режиссера и сценаристов «вместить» все яркие детали жизненного пути Человека в заявленные два часа…
Но тишина мысли, как ни странно, в этом фильме подчеркивается музыкой, что во многом замедляет ход художественного повествования, но наполняет его своеобразной атмосферой притягательного мира художника. Очень тяжелое наложение произведений Татьяны Лисовской на картины, созданные Джулианом Шнабелем и Бенуа Деломмом, может показаться и нагромождением, но пустым его никак нельзя назвать, ведь именно в музыке кинокартины отражается стремление Винсента Ван Гога опередить самого себя, завладеть временем и успеть подарить этому миру возможность увидеть истинную красоту.
Мастерски прописанные диалоги так же дополняют эту тишину. Не являясь рабами сюжета, они определяют развитие образов персонажей и их жизненных целей. Великолепные диалоги и творческие споры между Ван Гогом и Полем Гогеном прерывают тишину мысли картины, давая возможность Джулиану Шнабелю все же прошептать зрителю заветные слова о светлом предназначении искусства на фоне французских olives, valles, montange… Джулиан Шнабель, добавив диалог Ван Гога и священника, в котором прозвучала фраза «Иисус тоже до 33 лет был почти никому не известен», подарил нам надежду на то, что, покидая этот мир, великий мастер знал свое истинное предназначение и принимал тот факт, что он был рожден для поколений, которые пока что не появились на свет.
— Мне казалось, что художник должен учить других…
Что же является доминантой в фильме «Ван Гог. На пороге вечности»? Эта картина -сама жизнь души великого художника. Это визуализация его переживаний, чувств и эмоций. Но какова же главная цель этого кино: направить нас на правильный путь или же описать его во всех красках жизни? Или же открыть таинство вечности — вечности души человека, которая подарила миру возможность видеть красоту природы и искусства, жизни и смерти, вдохновения и свободы…
- Скажи мне, почему ты считаешь себя художником?
- Я ничего не могу делать кроме этого, поверьте, я пробовал…
- И ты думаешь, что твои картины будут вечны?
- Сейчас я лишь только пытаюсь понять свое отношение к вечности…
1 апреля 2019
Сложно только начать. Трейлер уже нас готовит к тому, что фильм поймет только любитель произведений гения. А трейлер как оказалось плохо передает саму картину. Суть не раскрывает и только путает. Думаешь про себя: «Нужно подготовиться, будут грузить страданиями». В действительности же все строго наоборот. Фильм плавный, лиричный. Любуешься природой, светом, цветом. Выходишь из зала и дышишь полной грудью. Да, есть напряженные моменты и душевные страдания. Но видите ли вы это в картинах Ван Гога? Фильм об отношении художника к своему делу. О призвании и о пути.
Надо отдать должное режиссеру и оператору. Особая изюминка фильма — попытка найти мгновения вдохновения Ван Гога и передать их экран. Много экспериментов с положением кадра, особенно в начале фильма. Фокус экспериментов направлен на игру с естественным солнечным светом в пейзажах. Полдень и закат. Угадываешь мотивы и даже цвета из сюжетов художника. Непросто избавиться от ощущения, что в этих экспериментах есть что-то лишнее, непонятное, чересчур гиперболичное. Узнаются акценты режиссера из его более ранней работы «Скафандр и бабочка», но в новой картине все очень свежее. Вообще, «свежесть» — хорошо описывает происходящее в фильме.
Актер Уиллем Дефо показывает нам Ван Гога в последние его годы жизни в Арле, времени наибольших жизненных тягот и обретения своего уникального видения света. «Я люблю рисовать и всегда это делал. Сколько себя помню, я всегда был художником,» — рассказывает Винсент Ван Гог о своем предназначении. Уиллем Дефо органично вошел в эту игру света, тени и красок. Потрясающая работа на уровне психофизики. Разумеется, это не взгляд историков. Это взгляд актера, который сам несет собой художественную интерпретацию. Уиллем ничего нам не объясняет, но плавно подводит к воссозданному образу. Актер чутко показывает нам невероятную преданность делу Ван Гога. Одна из финальных сцен, где мы видим Винсента в лечебнице, разговаривающего со священником, прекрасно иллюстрирует это почти фанатичное стремление Ван Гога передать то, как он видел мир. Сама сцена — некоторая отсылка к прошлой жизни художника. «Я не могу заниматься ничем другим. Поверьте, я пытался,» — это фраза звучала бы очень пафосно, если бы мы не знали, что Винсент и сам стремился стать священником в ранние годы.
Целостность фильма была бы нарушена без остальных персонажей и сцен. Они обернули игру в что-то историческое и законченное, добавив очень важный ингредиент, от которого и появляется эта свежесть. Ингредиент, кажущийся избитым в наше время, но не в этом фильме. Это любовь к ближнему, готовность протянуть руку помощи.
Все вместе дает нам ту редкую свежесть при всей трагичности. Рекомендую после фильма прогуляться в солнечную погоду с широко открытыми глазами, а вернувшись домой, беспричинно обнять родного человека.
9 из 10
6 марта 2019
Ван Гог. На пороге вечности. Ещё один биографический фильм, рассказывающий нам о жизни (или как в данном фильме) отрывке из жизни знаменитого человека. В данном случае нам повествуют часть жизни обычного человека, который был одержим живописью, который всегда при удачно сложившемся случае пытался да что-нибудь нарисовать. Изобразительное искусство было для него всем — жизнью, хлебом, лучшим другом. Ведь он был человеком со специфическим характером, его не интересовали другие науки или профессии, а если и интересовали, то не на долго. По поводу плохого отношения с окружающим миром, то здесь можно все объяснить одной простой поговоркой: «если хочешь что-то сделать — сделай это сам» — Винсент мало кому доверял, мало кому открывался, если ему и нужен был человек, то только ради позирования для очередной картины. Так же этим можно объяснить смысл названия фильма — «На пороге вечности» — в данном случае вечность это память, известность, почитание, восторжение. Перед своей смертью Ван Гог попросил одну служанку передать трактирщице книгу с многочисленными его рисунками для дальнейшей (скорее всего) продажи, но эта служанка просто оставила книгу пылиться на полке. И только спустя сто с лишним лет эта книга была найдена. И только спустя столько времени Винсент Ван Гог обрёл то, чего так хотел приобрести в жизни. А в своем времени он так и остался стоять «на пороге вечности»…
Хочется сказать большое спасибо режиссеру Джулиану Шнабель за то, что взялся снять картину и показать свое виденье истории художника-постимпрессиониста. Ведь до сих пор идут споры на счёт конца жизни Ван Гога.
А так же хочу отметить хорошую операторскую работу Бенуа Деломм. Динамичная камера, разные углы обзора, не часто такое увидишь в других картинах. Так же понравился ход, а именно показать мир» глазами психопата» на который он смотрит через жёлтые линзы. Такая маленькая аналогия с людьми, смотрящие на мир через розовые очки.
7 из 10
6 марта 2019
Один из немногих фильмов ушедшего «Оскара» который в большей части своего диалога к зрителю включал эстетику, нежели потребительское удовлетворение. «Ван Гог. На пороге вечности» — в отличии от большинства голливудских байопиков погружает зрителя в своего протагониста нежели пытается на скорую руку прочесть как можно больше дат и фактов из биографии великого творца.
Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога возможно отметился своей лучшей ролью в карьере, а Джулиан Шнабель подтвердил, что является одним из немногих режиссеров современности преданным независимому видению кино. История начинается с момента, когда непризнанный еще даже в узких кругах художников Ван Гог ограничивает себя от сообщества художников, а позже, при помощи своего брата и Поля Гогена выходит на предназначенный ему путь.
Деталей из биографии художника совсем не много в фильме, и в отличие от других знаковых фигур любого искусства, режиссер дает свое видение и пытается указать на то, что именно делало Ван Гога другим от остальных. Бескрайние, глубокие, философские диалоги, панорамные съемки — все это часть медитации в пространстве созданного Джулианом Шнабель. В кино было немало попыток рассказать о жизни Ван Гога, но что делает данный фильм особенным — это непринятие героем Дефо своего безумия.
Чего только стоит финальный разговор со священником в больнице — возможно один из лучших диалогов в кино в ушедшем году, данный фильм не имел шансов развернуть кампанию сопоставимой другим номинантам последнего «Оскара», но номинация Уиллема Дефо — как луч света в политизированном и коммерческом «Оскаре». Итог — отличный независимый фильм, насыщенный мыслями и эмоциями.
8 из 10
26 февраля 2019
Кажется, снимать фильмы про Ван Гога уже стало настоящим мейнстримом. Оно и понятно, такой необыкновенный художник со своеобразной биографией, непринятый при жизни, но возвеличенный после смерти…
Тем не менее, у Джулиана Шнайбеля получается снять интересный фильм. Во многом за счет точки зрения. Я имею в виду, с одной стороны, головокружительную (это сейчас не красивое словцо, меня правда от нее практически укачало) операторскую работу, а с другой стороны, то, как подается почти вся информация в фильме — фактически глазами художника.
Таким образом, фильм фокусируется не столько на биографии художника, сколько на его необыкновенном творческом видении, а фильм наполняется невыразимой красоты пейзажами.
На самом деле, у меня возникло впечатление, что образ Ван Гога вышел слишком сглаженным, не похож Ван Гог на робкого романтика в своих письмах к брату, скорее, это был человек, как бы это парадоксально не звучало, с необычайно трезвым умом, позволяющим ему делать довольно глубокие выводы, другое дело — чего касались его интеллектуальные поиски.
Тем не менее, мне очень понравился Гоген в исполнении Оскара Айзека, отстраненный и несколько эгоистичный.
Одним словом, это очень интересный фильм, ставящий перед собой сложную задачу — передать видение мира художником и, на мой взгляд, оригинальным образом с ней справляющийся.
24 февраля 2019
Фильм как попытка осознать творческий метод Ван Гога. Почему он писал так как писал? Художник в нем созидал человека или человек художника? Что он видел вокруг себя? Как он видел? Как он чувствовал? Какую технику использовал и почему? Режиссер Джулиан Шнабель проводит исследование личности мастера для себя и зрителей.
Фильм красивый. С экрана струятся лучи солнца, слышится шелест травы и листьев. Цветовая гамма яркая и сочная когда действие разворачивается летом. Приглушенная и холодноватая когда наступает зима.
Снято всё в фирменном стиле Шнабеля с трясущейся камерой, крупными планами лиц, рук, ног. Во время просмотра может и укачать.
В фильме собран цветник актеров, многие из которых работают с режиссером уже не в первый раз, например, Сенье и Амальрик. Мне понравился Руперт Френд в роли Тео Ван Гога. Приятно видеть, что карьера этого интересного актера развивается.
Вообще кажется, что Шнабель сам пишет картину и даже лица актеров использует как холст. Особенно лицо Уиллема Дефо с залегающими тенями или освещённое солнцем.
Всегда приятно видеть в номинациях на «Оскар» подобные фильмы, получающие таким образом доступ к более широкой прослойке зрителей.
19 февраля 2019
Сам по себе Ван Гог мне всегда импонировал, как и многие другие наверное творческие личности, у которых сложилась, если так можно выразиться, загадочная что ли жизнь. Перед походом я не сомневался, что мне нужно увидеть эту картину, но я все-таки боялся пробелов в знании о том, как в целом сложилась жизнь великого художника.
Тем не менее, у меня даже сложились некие ожидания о крутом и интересном биографическом фильме, в котором нам поведают, чем же дышал Ван Гог, что он такого видел и почему так популярен по сей день.
Уиллем Дефо играл хорошо на протяжении всего фильма, считаю его достаточно харизматичным особенно для этой роли, не говоря уже о хоть и незначительном, но все-таки внешнем сходстве. Кроме него, собственно и сложно было бы кого-то отметить в этом фильме.
К концу фильма создается впечатление, что это фильм не столько о самом Ван Гоге, как личности, сколько о том, как он воспринимает этот мир. Честно, такое сложно смотреть, надо быть любителем/фанатом подобного.
Мне понравилась идея(!) операторской съёмки, но реализация была не так хороша, как могла быть на мой взгляд. Сама съемка опять же была направлена на то, чтобы показать Ван Гога «изнутри». Очень здорово, но не хватило.
На протяжении фильма играет классная, а главное качественная музыка. Более того, я удивился, когда узнал, что это русский композитор(сыграли мои стереотипы). То есть, звуковому сопровождению определенно плюс, но сведение могло быть чуть лучше.
Кстати, забыл совершенно сказать, что пару раз за фильм смотрел на время, потому что показалось, что фильм все-таки затянут, хотя концовка была вполне себе (то есть, серединка в качестве наполнителя немного подкачала).
Под конец скажу, что такое раскрытие фильма отвело сам фильм в очень специфичное русло, поэтому на него найдутся оценки абсолютно любого рода, от единицы и до миллионов из десяти. Но моя оценка остановится все-таки на пяти из десяти, что лично для меня говорит о том, что фильм заслуживает просмотра, но понравится не всем.
5 из 10
19 февраля 2019
Очень часто биографические картины, посвящённые талантливым художникам, в силу своей бедной визуальной и эстетической составляющей не могут передать весь тот гений автора, которому и были посвящены. К счастью, «Ван Гог. На пороге вечности» таким фильмом не стал, а даже наоборот смог передать то особое виденье, дарованное Винсенту, которое он старался отразить в своих картинах. Отдельно хочется выделить великолепную операторскую и монтажную работу: хаотичная камера «Догмы 95» нарративно показывает душевные метания протагониста, крупные планы в диалоговых сценах демонстрируют вокальный контроль и ставят смысловые акценты, панорамирование завораживает и буквально сходит с полотен Гога, а субъективная камера во 2—3 акте смогла передать искривленное, но такое красочное мировосприятие художника. Монтаж же в основе представляет как приятные косые склейки, так и довольно нестандартные интеллектуальные переходы, которые способствуют разнообразию видеоряда. Но такой поразительный эффект погружения стал возможен ещё и за счёт актёрской игры Дефо, достойной без сомнений Оскара, и музыки, такой трогательной и завораживающей, гнетущей и загадочной, как и картины мастера. Но есть ли у фильма Шнабеля минусы? Безусловно. Эти проблемы кроются в сценарии, а именно почти полном отсутствии сюжета и слишком наивных (хотя и трогающих) диалогах, которые и так замедляют неспешное повествование.
Новый «Ван Гог» представляет собой словно сошедшую с холстов кинореальность, прельщающую и успокаивающую зрителя и наполненную хоть и простыми, но честными размышлении о творчестве и том, какие трудности ему сопутствуют.
В сухом остатке фильм по большей части это эстетический аттракцион, который понравится далеко не всем, но я считаю, что подобным фильмам надо давать шанс или хотя бы просто ими наслаждаться, без превознесения оных.
8 из 10
18 февраля 2019
Фильм «Ван Гог. На пороге вечности» — это не столько история о самом великом художнике, сколько о пути его души, подарившей миру неописуемые творения, история переживаний и слабости, страха и вдохновения, безмерного одиночества и человеколюбия приведшего к концу.
Фильм невероятно эстетичен и гармоничен. Сам стиль съёмки в самом начале просмотра немного сбивает: постоянно трясущаяся камера, которая то и дело показывает крупным планом лица людей, настолько крупным, что при просмотре начинаешь чувствовать острую неловкость, забывая при этом улавливать эмоции героев.
Сцены из «реальности» перемежаются со сценами творчества, «актом рисования» которое перед зрителем предстаёт в образе некоего потока сознания: бегущий Ван Гог на встречу закату, Ван Гог ловящий потоки воздуха и обмазывающий своё лицо грязью. Всё это выглядит невероятно забавно и поразительно в тот же час.
Уиллем Дэфо — прекрасен. Его бездонные синие глаза наполненные невообразимой всему человечеству грустью пленяют и заставляют сочувствовать. Одними глазами он показывает глубокое страдание творческой души и жажду творить наперекор всему. Вытянутое лицо, рыжая борода и простодушность — он словно сошёл с картин художника.
Оскар Айзек — приятная неожиданность в роли Поля Гогена, повлиявшего на творчество Ван Гога. Его роль короткая, но немаловажная и пронзительная.
Фильм и его настроение дополняет музыка. Спокойная и ненавящевая она подключает зрителя в тот самый «поток сознания» во время длинных сцен без слов (коих в фильме достаточное количество).
Картина Джулиана Шнабеля — это прекрасный пример искусства в кино, но плохой пример кино в искусстве. Мне не хватило интереса. Уже примерно через 20 минут после начала фильма, несмотря на бешенную органичность и красоту начинаешь нервно ёрзать на месте и то и дело отвлекаться. Такие фильмы необходимо смотреть обязательно, но перед этим нужно обязательно настроиться, потому что такие фильмы не смотрят — в них погружаются душой с тем, дабы прочувствовать настроение героя. Я, к моему глубокому сожалению, не сумела копнуть вглубь, надеюсь, что у вас получится.
17 февраля 2019
Хотели бы, вы наблюдать за тем как великий творец создает шедевр? Думаю, ответ очевиден. И пока не изобретена машина времени, кинематограф дает такой шанс. В прошлогодней картине Джулиана Шнабеля вам предоставляется возможность посмотреть на последние годы жизни Винсента Ван Гога.
Сюжет. Повторюсь фильм про последний отрезок жизни Ван Гога. Неторопливое и умиротворяющее повествование, сменяющееся резкими приступами безумия художника, создают неповторимую атмосферу одиночества. Также сюжет порадовал неоднозначным финалом, основанным на недавно возникшей альтернативной версии смерти художника.
Актерская игра. Уильям Дефо прекрасно справился с задачей показать большинство эмоциональных переживаний художника. На крупных планах актер максимально реалистично передал палитру чувств гения. За это готов ему аплодировать стоя.
Операторская работа. Главной особенностью фильма является необыкновенный стиль операторской съемки. Живая камера и определенные ракурсы создают впечатление, будто бы ты безмолвно наблюдаешь за Ван Гогом из-за плеча, словно сын за своим отцом во время работы. Также хочется отметить, как оператор виртуозно скрывал левое ухо во второй половине фильма.
Фильм оканчивается сценой Ван Гога в гробу. Но мы-то знаем, что в этот момент Ван Гог открыл врата в вечность. Картина, безусловно, заслуживает просмотра, если вы хотите прочувствовать безумие и гений великого Ван Гога.
16 февраля 2019