Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мёртвые ласточки |
год: | 2018 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Нечистая сила — плохая компания» |
режиссер: | Наталья Першина |
сценарий: | Наталья Першина |
продюсеры: | Светлана Кучмаева, Сергей Зернов |
видеооператор: | Максим Голубев |
композитор: | Александр Супрунов |
художник: | Ирина Сапожникова |
монтаж: | Ольга Прошкина, Наталья Першина |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 ноября 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
– Кумушка Шишимора, ты болотная аль лесная?– (стучит дятел) – Значит, лесная.
– Это ж просто дятел.
– Сам ты, Саша, дятел.
Ну, вот, собственно, максимально краткий синопсис фильма.
А если серьёзно, то вот ужастики, хорроры и всякое такое – это вообще не моё от слова совсем, и я, как натура впечатлительная, эти жанры стараюсь вежливо обходить стороной. Хотя, мистические триллеры иногда (максимально редко) смотрю. И так совпало, что последнее время у меня «волна русского кино», я много слышала положительных отзывов про «ласточек», что это наш фольклорный ужастик, и всё-таки решила посмотреть. И я действительно не разочарована.
Солисту театра Саше (Женя Шварц) нужно срочно на некоторое время свалить из города и он уговаривает театрального осветителя Кулика (Олег Билик) поехать с ним на рыбалку. Дескать, ты сам когда-то сулил, что будет клёв, приглашал. А в тех местах, оказывается, дед Кулика когда-то был егерем, и осталась от деда избушка в лесу, в месте, куда добраться можно только на лодке, где вокруг – ни души. Только ду?хи. Завязка для ужастика почти типичная, но всё-таки смотрится в итоге фильм абсолютно аутентично и самобытно. С самых первых кадров, где звучит песня в народных мотивах, где взору предстаёт река и бескрайние леса – всё это настраивает на колорит. И эта атмосфера держится весь фильм, нагнетаясь в своей мрачности и мистике.
На самом деле, весьма странный факт того, что с нашим огромным пластом фольклорной нечисти, мрачных былин и жутких сказок, кино с этими мотивами у нас почти не снимается. На ум приходит уже довольно давний фильм «Книга мастеров» – сказочный и красивый, но всё же с попыткой «голливудизировать» и сюжет, и героев, и из недавнего – трилогия про Последнего Богатыря, больше клонящаяся в комедийно-сказочное повествование. А чего-то тёмного и мистического – правильно вспомнить старый «Вий» (нового брать не хочется) и очень проходной «Яга. Кошмар тёмного леса» 2020 года. И…всё? Но Наталья Першина взялась за тему с этой стороны и не прогадала, ведь в итоге вышел, пусть не на 100% идеальный, но хороший, очень хороший «славянский хоррор».
Из плюсов фильма однозначно выделю атмосферу. Дух русской глуши, где и правда верится, что Хозяин Леса может забрести на ночной огонёк, а Кикимора заслушаться пением. Основными локациями является избушка егеря в чаще леса и берег реки – натурные съёмки добавляют своей глубины. И, казалось бы, в достаточно статичном пространстве создаётся особая динамика – неспешная, но затягивающая. Что ещё здорово – я так и не поняла, есть ли в фильме хромокей, но, по-моему, его нет вовсе, то есть это игровое кино в абсолютно естественных условиях. Ещё плюс в отсутствии скримеров. Нужный эффект достигается не за счёт неожиданного выскакивания неведомой фигни, а из-за планомерного нагнетания происходящего. И в итоге вздрогнуть может заставить просто выпрыгнувший заяц. К плюсам можно отнести и сам сюжет в целом – многие моменты, конечно, довольно клишированны, но это не мешает и не бросается в глаза, и в общем виде смотрится органично, и наблюдать за происходящим на экране лично мне было действительно интересно, хоть и жутковато. Ещё несомненным плюсом является игра актёров. Дуэт Жени и Олега на контрасте своих персонажей и их характеров сделал весь фильм. По сути, сюжет и проходит через взаимодействие их героев, с коротким или совсем крошечным участием остального каста, среди которого необходимо упомянуть Валерия Баринова и Александра Баширова.
К минусам можно придирчиво приписать сюжетно непробиваемый скептицизм Саши, который после резко и неожиданно, что называется, проникается. И ещё у обоих героев буквально отсутствует инстинкт самосохранения, но это, своего рода, типичное для жанра поведение. Концовка меня огорчила (но не разочаровала!), но последняя сцена была весьма напряженная и неожиданная.
В завершении хотелось бы добавить в качестве плюса то, что «Мёртвые ласточки» – это не просто ужастик ради ужастика, нагоняющий страх ради страха. Если отбросить внешнюю и явную составляющую – он, как и все сказки и мифы, несёт в себе вполне цельный и сформировавшийся смысл, мораль, над которыми можно поразмыслить в итоге. Что нечисть – она не плохая по своей сути, а лишь воздаёт по тому, как ты сам к ней отнесёшься. Что зло вовсе не обязательно страшное и неведомое чудище, а скрывается в обычном человеке.
17 апреля 2022
Это моя первая рецензия на фильм в жизни и думаю начать её с забавного факта, что фильм «Мертвые ласточки» мне посоветовала мама, которая и привила мне горячую любовь к такому жанру как хоррор.
Отечественный пул русских фильмов ужасов вообще больная тема для поклонников хоррор культуры ибо слишком уж много откровенного мусора вкинули откровенно бездарные режиссеры в и без того умирающий жанр. Бесконечные попытки в графон, вторичность, отсутствие внятного саспенса, и, прости господи, скримеры стали настолько вездесущи, что смотреть не то что отечественные, но и западные хорроры стало как совсем уж печально. Но и иногда среди гор откровенного хлама можно найти и настоящий алмаз, и фильм Натальи Першиной «Мертвые ласточки» как раз относится к этой категории.
Начну с плюсов:
1. Саундтрек. Он великолепен. Смешение дарк-эмбиента, звуков леса и славянского пения заслуживает отдельной похвалы. Музыка в фильме тягуча и она создает огромную часть атмосферы без которой фильм не был бы так хорош.
2. Сеттинг. В русском кино были попытки перенести славянскую мифологию на рельсы хоррора уже предпринимались, но увы получилось внятно это только у классического Вия. Фильм Першиной задал новую планку в этом направлении ибо замысел автора получился более чем. Атмосфера глухого леса, древнего славянского язычества и жуткие мотивы мифологии отлично сплетены в этой картине. Я бы даже сказал, что почти идеально.
3. Актеры играют довольно хорошо.
4. Почти полное отсутствие компьютерной графики и скримеров (за это отдельное спасибо режиссеру).
Минусы:
1. Слабоватое раскрытие персонажей. Но это сугубо субъективщина и не факт, что вам покажется также.
2. Несколько скомканная концовка.
Итог: Лучший отечественный фильм ужасов за много лет и отличный дебют режиссера в жанре. Надеюсь Наталья Першина не забросит свое движение в данном направлении и выдаст еще годноту. Буду ждать и верить в её талант.
8/10
1 марта 2021
.. Меня всегда удивляло, почему мы пытаемся копировать Голливуд именно в жанре мистики… Ведь они там все сущие младенцы по сравнению с нашей воистину космической руссконародной мифологией… Их злые клоуны даже рядом не закуривали с нашими болотными кикиморами и чащобными лешими, чьи демонические, по-настоящему- жуткие образы доведены до идеально- чёрного совершенства — долгими веками наблюдения за непридуманными монстрами… Глупо же не пользоваться таким исключительным преимуществом перед заокеаньем!… Тем необъяснимее тот феномен, что отечественные кинематографисты столь редко обращаются к русской мифологии, даже притом, что разовые попытки на вроде попсового «Последнего богатыря» бьют все рекорды проката…
… А вот дебютантка Наталья Першина попробовала и у нее получилось!…
В этом фильме божественно всё.
Шикарно передан зловонный дух и мистицизм многоликого русского Леса с его неистребимой нечистью. И что особенно ценно, передан без акцента на мерзость! (Видно, что автор совсем не упивается подробностями зла, как свойственно многим садо- хорристам, а показывает его ровно столько, сколько необходимо для донесения мысли произведения). Также, автору ни разу не изменяет чувство меры (главный бич всех производителей ужастиков! — когда в какой-то момент нет-нет, да «пахнёт» кукольным театром, и переодетые в чудовищ актёры вызовут улыбку вместо страха…)). Всего ВМЕРУ.
А что ещё важнее прекрасной, наотлично, картинки, так это изнанка фильма.
Он, в отличие от множества кошмаристых опусов, ставит целью не напугать, а научить. Как поступать не нужно. И что будет, если ты начнёшь заигрывать с бесом. Что будет, если кроме тебя в твоём мире больше никого не останется, и твоя гордыня забудет про берега… Что будет, если в юном теле ангела сгниёт заживо подлая и прожжённая насквозь душонка. Что будет, если ты не одумаешься даже тогда, когда вся вселенная зарыдает у тебя в голове зычным голосом.
Ласточки родятся и умрут непосредственно у тебя в горле. Вот что будет…
***
Очень рекомендую фильм.
По-моему первый удачный российский опыт качественного хоррора со смыслом. (если я чего-то не пропустила).
***
ПыСы: дико красивый, конечно, мальчик в главной роли! Респект за кастинг!!!
10 из 10
6 июля 2020
Ну вы, блин, даёте!
«Особенности национальной охоты», 1995, реж. А. Рогожкин
Разве виноваты мы, что родились в России? И требуется нам иногда самая малость, чтобы не потерять почву под ногами, ощущение родины, мира: тихая речка, лесное маленькое озеро и немудреная снасть.
«Особенности национальной рыбалки», 1998, реж. А. Рогожкин
А разве не «Каменный цветок»(1946) рассказанный Александром Птушко когда-то, сейчас предстаёт пред нами? Разве не самонадеянный, возгордившийся своим талантом Данила-мастер, нам демонстрируется тут и сейчас? В преломлении. А хозяйка Медной горы, залюбовавшаяся юношей, не нынешняя ли это госпожа Шишимора? Чего тебе хочется? Люб ты мне, голубь молодой. Пожелай лишь, исполню. Похоже?
Можно и «Снежную королеву»(1966) при пристальном вглядывании распознать. Кай, мастерящий едва ли не Лего-конструкцию в забытьи времени, места, себя… И Снежная Барыня упивающаяся своей властью над «вундеркиндом-конструктором»…
Приятным, ностальгическим, добрым, повеяло от «Мёртвых ласточек» (вот только название — «мёртвые», несколько коробит). И Михаил-топтыгин говорит «здрасте», и заяц, с поджатыми ушами в страхе прискакал, и волки щетиной щётки зубов скалятся. А самое главное, лесная сказка, нечистью малохоженного места, открывается кладовыми. Леший, Кикимора, Домовой, ожившие страхи ночного леса путанной трелью не знакомых голосов. Для нас, городских жителей, не знакомых. И шорохи, и треск, и видения всё тут грамотной «страшилкой» для восприятия. И перебора нет никакого. Без расчленения бензопилой обошлись, без залитых кровью ходячих упырей справились.
Русские же мы. Русские. И хорошо когда наше, отечественное звучит голосом старины без уподобления басурманской скороговорке-пустоголовке. Где и мысль то, порою, отыскать бывает, ой как сложно. Где мораль кривдой прорастает от расчёта за монетой без доброго, нравственного, истинного. И подмена добра, выгодой выпирает щерясь. «Мёртвые ласточки» вдруг улыбнулись и «Особенностями национальной охоты»(1995), и «Особенностями национальной рыбалки»(1998). В самом деле, какая же русская душа не тоскует в городском каменище по простору в тиши природы. За зверем ли идти, за рыбой ли стремиться, какая разница? Отдохнуть. Оттаять душой от сутолоки толкотни мегаполиса. Поудить или пострелять в паре с кем-либо, ухи сварить, чарку-другую на грудь принять и побаять, и побубнить о том о сём, сняв камень с сердца.
Лес ли, озеро ли — всё чистилище от копоти в наш век. От нагара копоти цивилизации. Нет с нами теперь Михалыча, нет того самого генерала Иволгина, но другие охотники устремляются «по его» тропам. И заимка Кузьмича угадывается в дедовом наследстве. И на крючок — можно щуку. И на заряд — можно «утку-другую»… Но шалить тут не следует. Смотрителей мест хватает. Заигрался — накажут. Непременно накажут. И гостей — хлебом-солью, а от нечистой силы — оберегом и спрыскиванием ключевой воды в лицо.
Двое на рыбалке. Двое выпущенные в природу. С разными ролями. Один — свет дающий, другой — талантом наделённый. Но у одного любовь в сердце, у другого — жаба ледяная.
Почти «Новогодние приключения Маши и Вити»(1975) получились. Сказка на новый лад.
Звон золотых Империалов пробудил звон золотых талеров из «Сказки рассказанной ночью»(1981).
А финал хотелось бы словами всё того же самого генерала Иволгина окрасить:
- Все болезни — от бескультурья. Вода — это колыбель разумной жизни. Я просто возвращаюсь к истокам бытия… получая от этого несказанное удовольствие…
Спасибо режиссёру за напевы старины. Спасибо за сладостную поволоку русской песенной речи. За сказку для взрослых, спасибо. За быль с небылью вперемешку наследия предков, тоже, спасибо-спасибо-спасибо.
7 из 10
29 ноября 2019
Солисту театра (Е. Окороков) необходимо скрыться из города на несколько дней и вместе со своим другом (О. Билик) они едут в лесную глушь, в места, где дед героя Билика служил егерем и где дед погиб. Места настолько глухие, что там еще есть возможность столкнуться не только с беглыми заключенными, но и с древними духами лесов.
Где-то так звучит краткое содержание фильма «Мертвые ласточки», а слоганом можно было бы взять строчки из В. Высоцкого «Песня про нечисть» — «В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах..»
На самом деле перед нами достаточно плотный, хорошо снятый и достаточно интересный триллер, в котором режиссеру удалось передать напряжение сюжета за счет постепенного нагнетания атмосферы, а использования фольклорных персонажей и эпизодические роли Баширова и Баринова только добавляют колорита данному фильму
С минусов — определенные провалы в сюжете и в действиях героя Билика (уж сильно долго они вдвоем не могли уйти из дома), в определенный момент герой Окорокова как бы «замирает» и становится статичный в развитии сюжетной линии, достаточно скомканная концовка.
Как дебют режиссера — 10.
Но как в целом фильм — твердая 7.
23 ноября 2019
Отечественное кино давно и безнадежно принято ругать, относиться к нему с заведомым недоверием, сравнивать с западным с разгромным счетом не в пользу наших. Причин немало, и есть среди них одна не слишком очевидная, но чрезвычайно важная — в своем, отечественном кино зритель подсознательно надеется увидеть настоящее свое, живое, самобытное — самого себя хочет найти и увидеть — киноделы же суют нам формально локализованные поделки, сваянные по общерыночным лекалам без искры Божией (а зачастую и вовсе мертворожденные копии западных хитов), но при этом не жалеют елея, фальшиво пытаясь вписать свои поделки в национальный контекст, пытаясь эрзацем утолить ту самую жажду своего. В этой ситуации любой «свой», по-настоящему отечественный, фильм — это радость и неожиданность, захватывающее чувство открытия и благодарности создателям.
Таковы «Мертвые ласточки» Натальи Першиной.
Сказал бы кто, что дебютный фолк-хоррор молодого российского режиссера буду смотреть в напряженном внимании — в жизни не поверил бы, слишком уж плотно вытоптана площадка бездушными поделками, которым нет числа. Но те формально копируют стертые сюжеты, опытным путем пытаясь рассчитать оптимальную дозу спецэффектов и моментов-скримеров, а здесь — живая, сумбурная несколько, как подлинная жизнь, но интуитивно понятная и безусловно захватывающая история двух характерных (блестящее попадание Окорокова и Билика в образы!) героев, проваливающихся в потустороннее архаическое пространство, откуда не уйдешь, пока не дашь сам себе ответ — кто ты на самом деле и чего стоишь.
Фильм блестяще воплощает темную ткань древних народных быличек и бывальщин — есть такой жанр невыдуманных рассказов о потустороннем, которые еще во второй половине прошлого века рассказывали этнографам жители советских деревень (один из лучших сборников — «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» В. П. Зиновьева»). Та же леденящая обыденность, реальность потустороннего, его осязаемость и близость. Под стать этому — скупость фактурной обстановки «Ласточек», лес с рекой да изба: глядя на нее, дышащую настоящим и подлинно являющуюся одним из героев фильма, всякий пошлый «сиджиай» вспоминаешь как страшный сон. Обычный заяц, оказывается, может напугать гораздо сильнее, чем любая компьютерная образина. Вопрос атмосферы. А здесь ею дышит все.
Оператор умудряется поймать сменой кадров тонкую ткань безумия, разделяющего героев — зритель легко и ненарочито теряет ощущение реальности, перестает понимать, что видит один герой, что — другой и что творится на самом деле. По сути благодаря мастерству создателей зритель сам оказывается в творящемся на экране кикиморовом мОроке — и это, должен сказать, эффект посильнее «тридэ» или «аймакса».
В отличие от быличек, лишенных морали и просто рассказывающих о сверхъестественном, в столь же древних народных сказках есть выкристаллизовавшиеся за тысячелетия идея и посыл — наивные в своей лаконичности моральные максимы: что такое хорошо и что такое плохо. Есть они и в «Ласточках», причем столь же живые и лаконичные настолько, что всерьез думаю о том, чтобы показать фильм детям (маркировка 12+, никакой пошлой крови и кишок, обязательных для уважающих себя хорроров). Как писал выше, из этого потустороннего пространства герои могут выбраться лишь познав себя — и мы вместе с ними видим, кто чего стоит, и что за преступлением следует наказание.
Сумбурность мысли моей рецензии — тоже комплимент фильму: на часах половина четвертого ночи, фильм не отпускает и хочется рассказать о нем тем больше, что на соответствующей странице «Кинопоиска» нет еще ни одной рецензии. Кино же заслуживает самой высокой оценки — по-настоящему свое, самобытное, отечественное и глубокое. И уму и сердцу.
23 октября 2019