Итог по пяти сезонам можно подвести.
Mocro Maffia — термин, описывающий различные преступные организации, которые в основном состоят из людей марокканского происхождения. Эти организации специализируются на торговле большими партиями кокаина и синтетических наркотиков через Испанию, Португалию, Нидерланды и Бельгию, откуда они распространяются по всему европейскому континенту, таким образом, являясь одним из самых доминирующих участников европейской наркоторговли. Термин Mocro существует с 1990-х годов и является марокканско-голландским сленговым термином, который описывает человека с марокканским иммигрантским прошлым, как в Бельгии, так и в Нидерландах. /Из сети/
Нам это ничего не напомнит, но многие события сериала, как и персонажи, напоминают голландцам о реальных событиях, которые в основном происходили в их стране в 2010-х. Что вообще там происходит в этих Нидерландах? Выросшие в этой стране марокканцы, так и не ассимилировались после переезда их родителей и дедушек за последние полвека. Они живут замкнутыми анклавами, своих не выдают по принципу омерты.
Омерта — действующий в Южной Италии среди организованной преступности кодекс молчания, чести и поведения, основным положением которого является полный отказ от содействия преступников государству. /Из сети/
При этом само Марокко является своего рода современным Афганистаном для Европы, если говорить о наркотиках. Особенно на севере страны, которая примыкает к Гибралтарскому проливу. Тут, как известно, высокий поток грузов, которые идут из и в Средиземное море и дальше морские пути следуют в Южную Америку и в Северную/Западную Европу, где и стоят удобные порты Нидерландов посреди основных современных западных стран Европы с богатым населением, часть которого любит употреблять всякое. После того, как окончательно пало колониальное прошлое, свободный Марокко, особенно в северной своей части пришёл в упадок. Нищета стала плодородной почвой для различных преступников, занимающихся в том числе выращиванием и распространением по миру запрещенных веществ (немалая часть экономической активности в бедных районах государства напрямую связана с наркотиками). Удачным для них подспорьем стало то, что некогда европейцы активно привлекали на свои заводы тех же марокканских гастарбайтеров (когда эти заводы ещё работали, то есть до того, как основные производства были перенесены для удешевления и в кавычках защиты природы в Китай, а сегодня и в более привлекательные по разным причинам Штаты).
Вот и подкосило наше уже голландское марокканское этническое население переориентация страны их нынешнего пребывания, Нидерландов, на импорт товаров, когда местные предприятия стали закрываться в угоду иным, более высокоспециализированным образованиям и финансовым институтам, которыми исконно руководит преимущественно белое население (и этот немаловажный эпизод нам в сериале показали). Многие низкооплачиваемые места для работяг закрылись. Зато открылись огромные порты, через которые проходят тысячи контейнеров с грузом ежедневно. Возможно, каждую секунду с контейнеровозов сгружается один контейнер. При этом на доскональную проверку такого контейнера может уйти несколько минут с помощью специальных сканеров, то есть лишь небольшой процент грузов досматривается. Посему провезти через порт запрещённый груз, особенно с помощью своего человека-работника порта или с помощью подкупленной охраны/полиции довольно-таки просто. И этот момент нам показали уже в сериале ранее. И бандиты готовы платить за пропуск груза десятки тысяч евро, учитывая, что они могут заработать всего на одной успешной партии тяжёлых наркотиков миллионы.
Наркомафия развивалась не одномоментно. Когда-то в портах полиция находила всего несколько тонн запрещенных веществ за весь год. Потом десятки. В текущем десятилетии счёт идёт уже на более чем 100 тонн в год, как я понимаю. И это только то, что удаётся задержать. Сколько в реальности проходит через порты наркотиков никто не знает, но явно на порядок больше, чем перехватывается правоохранителями.
Для своей работы бандиты используют зашифрованную связь, зашифрованные мессенджеры небольших частных компаний, владельцев или главных менеджеров которых подкупают, то есть у мафии есть собственные зарубежные сервера для связи, которые полиция не может прослушивать никак (или ранее не могла). Этому моменту во многом посвящены все предыдущие сезоны сериала. В реальности несколько таких телекоммуникационных компаний было раскрыто спецслужбами европейскими в прошлом десятилетии, а с серверов была получена огромная база данных по переписке (вместе с ключами шифрования), что позволило узнать о связи южноамериканской, мексиканской, марокканской и прочих европейских уже мафий - это тоже уже было показано в сериале.
Вооружение. На вооружении мафии присутствует всё современное автоматическое оружие, различные взрывчатые вещества и даже переносные реактивные установки. Они спокойно ходят в бронежилетах, что в последних сезонах продемонстрировано и в нашем сериале.
Убийства видных общественных деятелей. В нашем сериале по разным причинам эту тему затрагивали немного. Но в реальности в последние лет десять в Нидерландах (ранее Голландии) произошло минимум несколько резонансных убийств и покушений на общественных деятелей и членов СМИ, которые активно распространяли информацию о марокканской мафии, её нескольких основных кланах и главарях, с которых немного и списаны наши основные главные герои в сериале. Учитывая всё это, становится ясно, почему авторы сериала решили поставить утверждение о том, что любые совпадения с реальными лицами в сериале случайны. Они просто боятся за свою жизнь. И не зря. Я помню даже историю о том, как одного из почти внештатных членов съёмочной команды Нарко устранили наркобароны за помощь в проведении не слишком понравившемся им сериале. Да, опасное это дело, обличать кого-то из тех, у кого много оружия и кровожадных бойцов в команде. И я теперь слишком много знаю информации... С опаской оглядываюсь через левое плечо, теперь через правое... Уфх, пока никого нет за спиной. А ведь я столько информации через фильмы, сериалы, инет узнал обо всём этом за последние лет десять. Слишком много знаю, как и вы. Мы слишком много знаем. Может, стереть память?
_
Пятый сезон в каком-то смысле подводит под всем вышеописанным черту. Нам в принципе уже всё рассказали, показали масштаб, принцип работы преступных организаций Европы и международной мафии в целом, частично об отмывании денег тоже поведали. Но всё равно ждём шестой сезон. Нам всё ещё надо больше сделать для разоблачения банд. По сюжету нашего сезона полиция добивается всё больших, но ещё недостаточных подвижек на этом поприще, используя для этого международную кооперацию и новейшие электронные способы слежки.
6 июля 2024
В духе Карты, деньги, два ствола (хотя уже не девяностые, но у нас даже в сериале бандиты в трениках популярных западных брендов маячат) сериал делает неожиданные ходы, особенно под конец сезонов. Некоторые знаковые герои неожиданно уходят под землю, падают с пулей в голове. А некоторые персонажи, словно гусеницы в бабочки (только наоборот), превращаются из хороших в плохишей, как одна девушка, которая отомстила-таки за то зло, которое с ней сделали, под конец прошлого сезона. И теперь она рвёт и мечет, хотя была пай-девочкой.
В нашем сезоне мы видим попытку другого персонажа перевоплотиться, уйти с плохой дорожки на путь мирной религиозной стези (восточная религия опять вернулась в сериал после затишья во втором сезоне). И как по воле случая, с ним в одной тюрьме посадили врага, который хочет мести. Месть - вообще основа, фундамент сериала. Месть в этом сериале укореняется. Месть взводит курок и убивает, расстреливает многих в этом большом, многосезонном кино, которое на самом деле смотрится как единое целое без дробления.
Это гениальный в чём-то фильм. Хорошо, что ему дали развиться и не погубили в зародыше. Аплодисменты, аплодисменты (аплодирующий смайлик несколько раз копипастим сюда).
Плюс сериал, чувствуется, растёт в масштабе. В самом начале он как-то смотрелся скудно, слишком маленько. Какие-то грошовые разборки, малый объем наркобизнеса, но теперь всё разворачивается покрупнее. Зло становится больше, жирнее. Ставки крупнее, а значит, будет больше смертей, больше людей втянется в жернова смерти.
В остальном Нидерланды - ладная страна, судя по этому кино по части инфраструктуры. Все дома ровные. Дороги везде ровные, без ям, даже без трещин, даже на задворках городских. Всё чистенькое такое, прям переехать жить хочется сюда. Только климат серый, слегка холодный в основном, прям Питер. Ладно, пускай и у нас всё будет ровно. Да будет так. И переезжать не придётся.
5 июля 2024
Наркотикам, убийствам, насилию, немного сексу и обнажёнке, алчности и жажде сенсаций... всему такому чисто модному сегодня в определённых кругах европейскому посвящён сериал. Ну, они сами снимают же это.
Забавно, название сериала Mocro maffia читаю как Мокрая мафия на русский лад. И это ему подходит ещё больше, так как мокрухи тут достаточно намечается.
Хотя сериал и подчёркивает, что все события и тырым-пырым вымышлены, но думается мне, что тут много слишком просто правды про Европу и европейскую жизнь. Она настолько режет глаза, что пришлось её смягчить вставкой о вымышленных событиях. Короче, я тоже такой плашкой на всякий случай снабжу свою рецензию:
Все события, описанные в рецензии являются вымышленными. Любые совпадения с реальными государствами, городами, обстоятельствами и сериалами случайны. Я всё выдумал... или нет.
Ну всё. Теперь можно спокойно писать всё что хочешь. И тебе ничё не будет. Ты же поставил плашку.
Если брать Нидерланды, то марокканцы тут занимают всего 2% населения. Из них, может, только сотая часть - преступники (всего несколько тысяч человек по моим личным прикидкам, а прикидываю я на глазок). Это при том, что население всего Королевства Нидерландов примерно как одна московская агломерация. И вот эти преступники, как кажется, которых в стране с гулькин нос, держат в страхе всю страну, как кажется... или снабжают остальное белое население порошком, средний класс, как говорит сам фильм.
Травка и проститутки стали символом Амстердама (столицы и крупнейшего города Нидерландов, ранее Голландии), как говорит сам фильм, сокрушаясь по этому поводу. Потом пришли и тяжёлые наркотики вместе с крышующей их мафией, в том числе марокканской. Вместе с большими деньгами наркотического происхождения пришли и битвы не с кулаками уже, а с автоматическим оружием.
Хотя это всё, может, временно. Большинство иммигрантов всё равно со временем ассимилируются, просвещаются, понимают, что мирной жизнью по закону куда большего можно достичь и сохранить собственно жизнь свою и семьи. Но тут отметим, что сериал заявляет, что гастарбайтеры в Голландию пришли ещё аж в 70-ые, когда местные власти с бизнесом решили так проблему нехватки дешёвой рабочей силы. Мужчины же работники иностранного происхождения не спешили уезжать, перевозили семьи, и жёны их рожали уже прям на месте много детей. Что-то мне это напоминает.
Да, Голландия уже не та. Это теперь Нидерланды, а Нидерланды - это вам не Голландия. Мы ходим по всяким злачным местам, местным гетто. Мы понимаем, что нам всю жизнь врали про Европу и европейскую жизнь, до сих пор врут. Европа по сути всё тот же мир, то есть один в один как остальной мир. И сие есть правда. Тут употребляют наркотики только так и наркотрафик только растёт, как и производство наркоты. Беспомощное местное правительство ничего не может сделать даже с парой тысяч марокканских преступников, не говоря уже об остальных. Может, оно в доле? Х-м-м-м... Кто их знает. Факт лишь в том, что Амстердам с его современными портами, в том числе в соседних городах, стал одним из главных воротищ наркотрафика в Европе. И он только растёт год от года, год от года... И все значимые задержания преступников тут происходят практически только тогда, когда одна банда сдаёт по тем или иным причинам правоохранителям другую - такой эпизод есть и в этом сериале.
Мы смотрим на всё это в сериале как от лица преступников, так и от лица практически независимой местной журналистики. Мы немного лезем в социалку. Мы смотрим, как банды борются за сферы влияния, убивая и мстя за убийства. Забавно, как деньги разделяют людей, ну и бабы тоже друзей.
В остальном кажется, что сериал неправдоподобен, слишком темнит, даже в картинке: она тут тёмная, серая постоянно, мрачная какая-то. Все яркие тона приглушены нарочно. Это же относится и к сюжету. Нидерланды же ведь классная страна вроде. Все же в Европу тащатся и от неё тащатся. Зачем такое снимать?
3 июля 2024
«Я называю Нидерланды наркогосударством 2.0. Мы не Мексика с 14 тысячами трупов, но со стороны теневой экономики идет постоянная атака на общественный правопорядок, и есть беспрецедентное количество высокопоставленных людей, находящихся под охраной: политики, судьи, прокуроры, сотрудники полиции, журналисты. Все еще сохраняется серьезная угроза со стороны организованной преступности.» — (с) Ян Струйс, председатель полицейского профсоюза Nederlandse PolitieBond.
Литературных романов, кинофильмов и телесериалов на тему организованной преступности и наркоторговли было снято несметное число, и в таком огромном числе как проходных, так и достойных произведений искушенному фанату темы не так-то легко найти что-то достойное, если подавляющее число произведений уже прочитано/просмотрено. Тем приятнее удивиться коллаборации онлайн-кинотеатров «Амедиатека» и «КиноПоиск», что в конце концов подарило возможность ознакомиться с настоящей жемчужиной европейского криминального кино, о которой ранее вообще ничего не было известно — и, разумеется, речь идет о «Марокканской мафии» (Mocro maffia, 2018).
Проблема с миграционным вопросом перед Нидерландами стоит не менее остро, чем перед иными европейскими странами. И, как обычно, причиной тому становятся мигранты арабского и африканского происхождения, которые буквально наводнили европейские столицы в последнее время. В частности, марокканцы стали перебираться в Нидерланды в середине 1960-х, чаще всего — с севера страны, из горного региона Эр-Риф. В тех местах сохранились порядки многовековой давности, и потому очень сильны клановые связи. До 1970-х многие жители Эр-Рифа работали на марокканских виноградниках и заводах. Когда страна провозгласила независимость, они стали терять работу в сельском хозяйстве, на шахтах и сталелитейных предприятиях, ранее принадлежавших европейским консорциумам. Одни занялись торговлей, другие стали выращивать коноплю, а их уехавшие родственники превратились в базу для переправки наркотиков на перспективные рынки бывшей метрополии. До второй половины 1980-х наркобизнес носил относительно невинный характер. Все изменилось, когда популярность начал набирать кокаин. Крупнейшие южноамериканские картели вышли на связь с марокканскими коллегами и сделали им предложение, отказаться от которого было просто невозможно.
Этот краткий экскурс в историю марокканской организованной преступности в Нидерландах наглядно демонстрирует две важные для понимания сериала вещи: мир, в который нас погружают авторы, отнюдь не вымышленный, и марокканские мигранты были для местных правоохранительных органов плюс-минус такой же проблемой, что и итало-американцы для американской полиции в середине прошлого века.
Почти документальная достоверность происходящего подкрепляется соответствующим визуальным рядом, напоминающим одновременно такие значимые итальянские сериалы о наркомафии, как «Гоморра» и «НольНолльНоль» за авторством Стефано Соллимо. Необходимо, конечно, признать, что здесь главные действующие лица получились куда более яркими и харизматичными персонажами, чем бандиты из «Гоморры», поэтому за ними наблюдать даже интереснее.
Хотя в сущности быт, деятельность и история марокканской мафии не сильно отличается от неаполитанской. Более того, сценарий данного многофигурного проекта вобрал в себя лучшие элементы из различных жанровых работ, многие из которых стали классикой. Так, история становления протагониста (и, одновременно, антагониста) Джуада Анчарда в исполнении Ахмеда Аккаби очень напоминает тот самый тернистый путь, который прошел Майкл Корлеоне в бессмертном шедевре Френсиса Форда Копполы. Разница состоит лишь в том, что Майкл родился принцем преступного мира, которому суждено было унаследовать огромную империю, а Джуад вырос в короля Амстердама из обычной «шестерки». Тут же надо отдать должное Аккаби — даром что сравнительно неизвестный на международном уровне, актер буквально блистает в образе крестного отца марокканской мафии, причем не переставая развивать своего персонажа на протяжении всего действия картины. С каждым новым сезоном новые испытания все больше его закаляют и ожесточают, превращая парня, который раньше хоть что-то чувствовал, дружил и влюблялся, в бессердечного бандита, которому нужна только власть и уважение. Никого не напоминает, не правда ли? Да и его гардероб — образ Джуада в последних двух сезонах «Мафии» превращается в эдакого арабского Аля Пачино, на которого актер становится похож даже внешне.
Но не только мафиозная сюжетная линия двигает историю, хотя она тут ключевая. «Марокканская мафия» — это и история становления лидера отдельно взятого мафиозного клана, и история о мести (непрекращающийся конфликт между Джуадом и Романо), и история взросления (рассказанная через призму разных подростковых персонажей, взрослеющих на улице), и противостояния правоохранительной системы наркоторговле (тут уже местами вспоминаются то великолепный «Нарко» от Netflix, то «Убийца» Дэни Вильнева — последний скорее визуально, во впечатляющих экшн-сценах последних сезонов). Причем проект не стоит на месте: от ключевых персонажей сценаристы избавляются безо всякого стеснения, сродни «Игре престолов», причем так же жестоко и неожиданно, заставляя зрителя изрядно понервничать. В целом же история как будто написана известным криминальным публицистом Роберто Совиано, настолько реалистично смотрится происходящее в кадре.
Ближе к финалу в визуальном плане картинка доходит буквально до совершенства: в тусклых, темных, пастельных тонах, но выглядит очень стильно и сочно, напоминая проекты Стефано Соллимо. В наиболее ожесточенных боевых сценах (вроде побега одного из героев из-под стражи) — напоминает дилогию «Убийц», снятую Дэни Вильневом и все тем же Соллимо.
Помимо исполнителя главной роли хочется похвалить как его оппонентов в лице Валида Бенмбарека, Манделы Ви Ви и Насрдина Дхара. А также второстепенных актеров: молодую актрису Нору Эль Куссур (на долю этой милашки выпали довольно сложные и эмоциональные эпизоды), Роберта де Хога в роли лучшего друга Джуана, его «консильери» в исполнении невероятно харизматичного Халида Альтерча и многих других. Персонажей здесь много, поэтому удается упомянуть лишь наиболее запоминающихся.
Женских героинь здесь не так много, но есть довольно сильные персонажи с волевым характером, хотя в основе своей «Марокканская мафия» так и остается классической мужской криминальной сагой на стыке «бандитского» кино Нового Голливуда и итальянского неонуара от Соллимы.
8,5 из 10
«Амстердам хуже Неаполя. Если вы спросите меня, какое самое коррумпированное место, где мне довелось побывать, то ответ будет не Неаполь или Лагос, а Лондон и Амстердам. И я говорю не о коррупции на уличном уровне. В вашей стране (Нидерланды) коррумпированы не чиновники или полиция, а сама система.» — (с) Роберт Савиано, итальянский журналист и писатель
3 ноября 2023