«Я называю Нидерланды наркогосударством 2.0. Мы не Мексика с 14 тысячами трупов, но со стороны теневой экономики идет постоянная атака на общественный правопорядок, и есть беспрецедентное количество высокопоставленных людей, находящихся под охраной: политики, судьи, прокуроры, сотрудники полиции, журналисты. Все еще сохраняется серьезная угроза со стороны организованной преступности.» — (с) Ян Струйс, председатель полицейского профсоюза Nederlandse PolitieBond.
Литературных романов, кинофильмов и телесериалов на тему организованной преступности и наркоторговли было снято несметное число, и в таком огромном числе как проходных, так и достойных произведений искушенному фанату темы не так-то легко найти что-то достойное, если подавляющее число произведений уже прочитано/просмотрено. Тем приятнее удивиться коллаборации онлайн-кинотеатров «Амедиатека» и «КиноПоиск», что в конце концов подарило возможность ознакомиться с настоящей жемчужиной европейского криминального кино, о которой ранее вообще ничего не было известно — и, разумеется, речь идет о «Марокканской мафии» (Mocro maffia, 2018).
Проблема с миграционным вопросом перед Нидерландами стоит не менее остро, чем перед иными европейскими странами. И, как обычно, причиной тому становятся мигранты арабского и африканского происхождения, которые буквально наводнили европейские столицы в последнее время. В частности, марокканцы стали перебираться в Нидерланды в середине 1960-х, чаще всего — с севера страны, из горного региона Эр-Риф. В тех местах сохранились порядки многовековой давности, и потому очень сильны клановые связи. До 1970-х многие жители Эр-Рифа работали на марокканских виноградниках и заводах. Когда страна провозгласила независимость, они стали терять работу в сельском хозяйстве, на шахтах и сталелитейных предприятиях, ранее принадлежавших европейским консорциумам. Одни занялись торговлей, другие стали выращивать коноплю, а их уехавшие родственники превратились в базу для переправки наркотиков на перспективные рынки бывшей метрополии. До второй половины 1980-х наркобизнес носил относительно невинный характер. Все изменилось, когда популярность начал набирать кокаин. Крупнейшие южноамериканские картели вышли на связь с марокканскими коллегами и сделали им предложение, отказаться от которого было просто невозможно.
Этот краткий экскурс в историю марокканской организованной преступности в Нидерландах наглядно демонстрирует две важные для понимания сериала вещи: мир, в который нас погружают авторы, отнюдь не вымышленный, и марокканские мигранты были для местных правоохранительных органов плюс-минус такой же проблемой, что и итало-американцы для американской полиции в середине прошлого века.
Почти документальная достоверность происходящего подкрепляется соответствующим визуальным рядом, напоминающим одновременно такие значимые итальянские сериалы о наркомафии, как «Гоморра» и «НольНолльНоль» за авторством Стефано Соллимо. Необходимо, конечно, признать, что здесь главные действующие лица получились куда более яркими и харизматичными персонажами, чем бандиты из «Гоморры», поэтому за ними наблюдать даже интереснее.
Хотя в сущности быт, деятельность и история марокканской мафии не сильно отличается от неаполитанской. Более того, сценарий данного многофигурного проекта вобрал в себя лучшие элементы из различных жанровых работ, многие из которых стали классикой. Так, история становления протагониста (и, одновременно, антагониста) Джуада Анчарда в исполнении Ахмеда Аккаби очень напоминает тот самый тернистый путь, который прошел Майкл Корлеоне в бессмертном шедевре Френсиса Форда Копполы. Разница состоит лишь в том, что Майкл родился принцем преступного мира, которому суждено было унаследовать огромную империю, а Джуад вырос в короля Амстердама из обычной «шестерки». Тут же надо отдать должное Аккаби — даром что сравнительно неизвестный на международном уровне, актер буквально блистает в образе крестного отца марокканской мафии, причем не переставая развивать своего персонажа на протяжении всего действия картины. С каждым новым сезоном новые испытания все больше его закаляют и ожесточают, превращая парня, который раньше хоть что-то чувствовал, дружил и влюблялся, в бессердечного бандита, которому нужна только власть и уважение. Никого не напоминает, не правда ли? Да и его гардероб — образ Джуада в последних двух сезонах «Мафии» превращается в эдакого арабского Аля Пачино, на которого актер становится похож даже внешне.
Но не только мафиозная сюжетная линия двигает историю, хотя она тут ключевая. «Марокканская мафия» — это и история становления лидера отдельно взятого мафиозного клана, и история о мести (непрекращающийся конфликт между Джуадом и Романо), и история взросления (рассказанная через призму разных подростковых персонажей, взрослеющих на улице), и противостояния правоохранительной системы наркоторговле (тут уже местами вспоминаются то великолепный «Нарко» от Netflix, то «Убийца» Дэни Вильнева — последний скорее визуально, во впечатляющих экшн-сценах последних сезонов). Причем проект не стоит на месте: от ключевых персонажей сценаристы избавляются безо всякого стеснения, сродни «Игре престолов», причем так же жестоко и неожиданно, заставляя зрителя изрядно понервничать. В целом же история как будто написана известным криминальным публицистом Роберто Совиано, настолько реалистично смотрится происходящее в кадре.
Ближе к финалу в визуальном плане картинка доходит буквально до совершенства: в тусклых, темных, пастельных тонах, но выглядит очень стильно и сочно, напоминая проекты Стефано Соллимо. В наиболее ожесточенных боевых сценах (вроде побега одного из героев из-под стражи) — напоминает дилогию «Убийц», снятую Дэни Вильневом и все тем же Соллимо.
Помимо исполнителя главной роли хочется похвалить как его оппонентов в лице Валида Бенмбарека, Манделы Ви Ви и Насрдина Дхара. А также второстепенных актеров: молодую актрису Нору Эль Куссур (на долю этой милашки выпали довольно сложные и эмоциональные эпизоды), Роберта де Хога в роли лучшего друга Джуана, его «консильери» в исполнении невероятно харизматичного Халида Альтерча и многих других. Персонажей здесь много, поэтому удается упомянуть лишь наиболее запоминающихся.
Женских героинь здесь не так много, но есть довольно сильные персонажи с волевым характером, хотя в основе своей «Марокканская мафия» так и остается классической мужской криминальной сагой на стыке «бандитского» кино Нового Голливуда и итальянского неонуара от Соллимы.
8,5 из 10
«Амстердам хуже Неаполя. Если вы спросите меня, какое самое коррумпированное место, где мне довелось побывать, то ответ будет не Неаполь или Лагос, а Лондон и Амстердам. И я говорю не о коррупции на уличном уровне. В вашей стране (Нидерланды) коррумпированы не чиновники или полиция, а сама система.» — (с) Роберт Савиано, итальянский журналист и писатель
3 ноября 2023