Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
ТАМТАМ: Музыка смутного времени |
год: | 2017 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Иван Бортников |
видеооператоры: | Влад Куракин, Дарья Казанцева, Николай Резниченко, Зоя Петрова, Александра Валуева |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Посмотреть документальный фильм об альтернативной музыке из девяностых, мне захотелось отнюдь не из-за темы, а из-за того, что я узнал, что режиссер Иван Бортников является учеником мастерской Алины Рудницкой — автором нашумевшей картины «Кровь». Но если Рудницкая снимает фильмы в стиле наблюдения, то все ее ученики, фильмы которых я видел, среди них тот же Бортников, Куракин и Петрова, для своих полнометражных дебютов выбрали стилистику интервью.
«ТАМТАМ» абсолютно не похож на работы Рудницкой и это скорее плюс ей, как преподавателю, ведь взяв набивший формат «говорящие головы» Бортников не проиграл. А это означает, что учеба у мастера не прошла даром. Видно, что в своей работе молодой режиссер стремится к массовому зрителю, поэтому рассказывает объемную историю ярко, с огоньком и на высокой скорости.
Конечно можно предъявить режиссеру, что он, в отличии от элитарных режиссеров нулевых, снимает не в стиле наблюдения, но стоит понять, что историю произошедшую 20 лет назад, по другому снять просто нельзя! Только интервью, только хроника, только монтаж. С монтажом у Бортникова все в порядке, история движется без дополнительных линий и основной конфликт почти всегда в фокусе зрительского внимания.
Интервью получились убедительными. Видно, что герои не без удовольствия рассказывают режиссеру самые сокровенные вещи, тем языком, которым они говорят в жизни, хотя разница в возрасте между ними и Бортниковым в 20—30 лет. Единственный мой упрек к режиссеру заключается в том, что он не смог ограничить по времени тему наркотиков, которая определенно держит зрителя в напряжении, но явно отходит от заданной темы. Ведь этой частью режиссер описывает не сколько дух клуба «ТАМТАМ», а приметы смутного времени.
Фильм получился убедительным и публика пришедшая на показ в Питере стоя хлопала, а ведь среди этой аудитории, были многие музыканты и тусовщики того времени и они этот фильм приняли. Поэтому стоит поздравить режиссера фильма с удачным дебютом.
9 февраля 2018
Совершенно веселый и бодрый фильм о тусовке в клубе «Тамтам». Это типа первый музыкальный клуб России, многие здесь начинали и т. п. Типа культ и классика. Мне симпатична вся эта тема с панками и прочими прелестями того времени, я сгонял на этот фильм, не побоюсь сказать — дважды, один раз даже заплатил кровные триста рэ за вход, но не пожалел об этом. Настолько не пожалел, что даже решил зарегаться в Кинопоиске и оставить отзыв на этот фильмец спустя почти месяц, хотя раньше отзывов не писал и юзал Кинопоиск только в оффлайн режиме, поскольку вся эта тема с оценками меня не прельщает. Вообще довольно сложно писать об этом фильме, поскольку в нём помимо чёткой хронологической линии есть еще много всего ценного чисто с меломанской точки зрения, но я попробую расписать что меня здесь действительно зацепило. Эмоционально. Прошу воспринимать это как чисто субъективный опус. Я люблю кино о музыке, хотя, смотрю, к сожалению, не часто. Эта картина меня приятно удивила. Поэтому моё имхо, если интересно.
Можно было сделать долгую и нудную энциклопедию (по типу «Русского рока» на Пятом, или еще хуже — в духе сериала «Scary Boom в андеграунде») обо всём этом тамтамовском явлении серий так на пять, но создатели умудрились впихнуть это всё, пусть и многое задев только вскользь, в один двухчасовой фильм. На премьерном показе в Питере режиссер как-то несколько виновато описал фильм как «нечто снятое за 10 тысяч рублей!» (моя нищебродская месячная зарплата выше в 2,5 раза!), и я конечно приготовился к худшему. Я видел «Панки 90-х» и ожидал чего-то подобного — плохо сделанного, но хотя бы веселого и адского. Но в случае с этим фильмом всё оказалось куда серьезнее, и это было видно с первых кадров. Возможно, здeсь сказывается наличие кинообразования у создателя, но фильм действительно сделан достойно, и чёрт возьми, это похоже на фильм. Вроде как это дебют режиссера, поскольку больше я не нашел никакой инфы о его фильмах.
Что касаeтся самой съемки, то я не заметил ни в одной из сцен использования так надоевшего постановочного света на интервью и скучных интерьеров студии, что на мой взгляд только плюс, картинка не выглядит безлико и стерильно, все интервью близки к стилистике живого репортажного дока. Поэтому такой «анти-би-бисишный» подход в фильме на «панковскую» тематику только играет на руку. Больше проникаешься атмосферой, больше доверия к людям. Всем задeйствованным музыкантам нравится сниматься и давать интервью, это видно, они достаточно открыты, и от этого каждый становится запоминающимся героем. Начиная от художника, разрисовавшего «Тамтам» (имя, увы, забыл) и заканчивая быковатым, но дико обаятельным солистом «Бироцефалов». Ненавижу музыку этой группы, но фронтмен у них реально тащит отдельные эпизоды фильма на себе. Как ни странно — очень артистичный человек.
Монтаж очень остроумный, быстрый. Очень неплохо смотрится модное широкоформатное кадрирование. Звук местами подкачивает, но это если совсем придираться. В целом технически это крепкая четверка, а если учитывать объявленный бюджет, то и вся четверка с плюсом. (Xотя лично мне кажется режиссер несколько приуменьшил бюджет, поскольку фильм выглядит дороже своих десяти тысяч)
Ну ладно, хватит выпендриваться и вести финансовые расследования, вернемся к фильму, и тому почему он меня так задел. Мне, как ни парадоксально, понравилась его литературность. Попробую объяснить, что я имею ввиду. Как мне видится, «Тамтам» — это такой маленький документальный кинороман с чёткой привязкой к месту (клубу) и времени, и именно этим он меня и зацепил. Короче говоря, в этом фильме несмотря на документальную основу и наличию полностью документальных героев, есть некая литературная основа. Он этим и цепляет, что сцены и интервью словно заранее расписаны и расставлены в нужном месте. Четкая хронология, минимум ненужных отступлений. Поэтому фильм не разваливается на отдельные куски, как это часто бывает в подобных музыкальных фильмах.
Вот все сейчас хвалят «Здорово и вечно». Я видел его уже дважды, и второй просмотр меня скорее разочаровал. Фильм действительно слаб технически, его сложно смотреть неподготовленному или незнакому с творчеством героя зрителям. Я показывал его моему приятелю из Канады, который Летова не знает, но отлично знает русский. На пятнадцатой минуте он заснул, без шуток. А вывозит его в глазах русского зрителя лишь культовость самого Егора, и то что собирала это немного неказистое, но все равно важное кинополотно его жена — а уж она-то имеет право.
Однако если сравнивать ленты с точки зрения кино, режиссерского инструментария, выражения месседжа и киноязыка, лично я могу сказать (по крайней мере за себя) то, что «Тамтам: Хроники смутного времени» лучше во всех отношениях. И монтаж, и звук, а самое главное здесь присутствует внятная законченность. А всё потому что выбран более адекватный язык повествования, без особого артхауса и черно-белого лоу-фая. В фильме есть всяческие околопсиходелические вставочки, но они лежат гармонично. Но иногда кажется что режиссер (или монтажер) немного перебащивает с эффектами — пикалками, вжухами и футажами, которые как костыли поддерживают аудиовизуальный ряд. Но в какой-то момент к такому комиксовому повествованию привыкаешь, к тому же эти эффекты, надо отдать должное, выглядят куда свежее, и сделаны круче, чем подобные эффекты в уже упоминавшихся «Панках 90-х». Я, кстати нисколько не ругаю последний, а скорее люблю его, но странною любовью… Объективно он сделан не очень, но зато создатели ухватили в нём много жизненных, хоть и чернушных моментов. Зачастую это ценнее всяких красивостей.
Фильм про «Тамтам» тоже весь такой развеселый и панковский, жизненных моментов с бухающми прямо в кадре героями здесь нет, зато есть более серьезные и продуманные интервью с ярко подобранными и не набившими оскомину героями. Видно что для режиссера гораздо важнее история, хотя он периодически растекается по древу в той же «главе проблемной» (если вы видели фильм, то поймете) и ведет несколько параллельных линий, не всегда идеально стыкующихся.
Но в целом темпо-ритм очень хороший, с кинематографической точки зрения лента куда изящнее и изобретательнее «Панков 90-x» и фильма о Летове вместе взятых. Из конкурентов лично мне вспоминается лишь «Переверни пластинку» — вылизанная стерильная документалочка о культе виниле. «Пластинка» выглядит «дороxо и боxато» по сравнению с «Хрониками», судя по всему из-за более дорогих камер, но это, пожалуй, единственное преимущество. По части истории, и самое главное юмора «Тамтам» далеко впереди.
16 ноября 2017
Девяностые — тяжелое время для творческой личности. Именно такая мысль приходит на ум, когда выходишь из зала после просмотра этой картины. Но, не смотря на то, что эти годы, режиссер картины называет в заголовке «смутными», именно в такое нестабильное время появляется действительно честная, эмоциональная, жесткая и нестандартная музыка, которая является закономерной реакцией на боль.
Бортникову в этом фильме удалось многое. Во-первых, он смог передать дух и атмосферу культового клуба, о котором и спустя 20 лет после его закрытия ходят легенды и пишутся книги. Во-вторых, режиссер уловил правильный ритм и смог навязать свой пестрый стиль повествования, удерживая на протяжении почти двух часов зрительское внимание выверенной драматургией и эффектным монтажом. В-третьих, он удачно вписал, чисто музыкальную историю в исторический контекст, и показал взаимосвязь музыки и социально-общественных явлений, при этом отстраняясь от собственной оценки.
Наполнив повествование атрибутами времени — рекламными роликами, кинохроникой, новостными сводками — авторы картины смогли уловить нерв этого периода российской истории. После интервью лидера панк-группы The Пауки — Борис Ельцин забирается на танк. А потом Стас Богорад рассказывает о том, как записывал первый альбом со своей группы во время путча девяносто первого года. Все эти драматургические противопоставления, продуманно выстроены по ходу хронометража кинокартины, и всякий раз срабатывают в нужный момент.
В ленте практически нет закадрового текста. Он появляется только в тех местах, где режиссер предпочитает использовать цитаты из книг или старых газетных интервью. Основой же повествования служат монологи музыкантов и просто свидетелей жизни клуба, среди которых, культовые деятели питерского андеграунда, такие как, например, Леха Никонов или Серафим Макангила.
Картина вполне удобоварима и для зарубежного зрителя, поскольку внешне не выдает маленький бюджет. Пролеты камеры над Санкт-Петербургом и дополнительная анимация создают впечатления масштабности, а концентрация событий вполне тянят на приключенческий роман.
9 августа 2017