Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гроза |
год: | 2017 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Андрей Могучий |
композитор: | Александр Маноцков |
художники: | Вера Мартынова, Светлана Грибанова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 16 мин |
Современный театр предполагает новые формы подачи классики, поэтому чего-то ординарного от спектакля, выдвинутого на премию «Золотая Маска»-2017 в 7 номинациях я не ждала. Было интересно узнать, как художественный руководитель БДТ и режиссёр «Грозы» Андрей Могучий поставил пьесу, которая больше 150 лет не сходит со сцен театров.
А сделал он мистериальный концептуальный спектакль с аскетизмом в декорациях и костюмах! Но главное — с нестандартной подачей текста: актёры в «Грозе» произносят часть своих слов нараспев, на потешный манер и с народным говором, а исполнитель роли Бориса Григорьевича оперный певец Александр Кузнецов — баритоном. И всё это выглядит очень гармонично и креативно.
По словам режиссёра, не последнюю роль в возникновении такой задумки сыграла фольклорная ритмика самой пьесы.
«Тёмное царство» вымышленного городка Калинова в «Грозе» — это 95% черноты сценического пространства, откуда героев выкатывают на платформах будто неподвижные лубочные фигурки. Во мраке сцены лишь Катерина в исполнении Виктории Артюховой — в ярко-красной одежде, как тревожное виктимное пятно, а никак не «луч света». Вероятно, именно из-за смещения вектора восприятия главная героиня «Грозы» впервые предстала передо мной как неотъемлемая часть того мракобесия, что царит в пьесе Островского. Если с большинством жителей Калинова всё ясно: они рассказывают друг другу о людях с пёсьими головами, что живут за морем, и называют грозу — «божьим наказанием за грехи», то невежество Катерины — жертвы домашнего насилия, выливается в рабское смирение и невозможность допустить мысли о лучшей жизни.
Кажется, в актуальности «Грозы» сегодня сомневаться не приходится.«Буду терпеть, пока терпится», — говорит Катерина, и в финале, видя из сложившейся ситуации лишь один выход — смерть, идёт к обрыву в буквальном смысле радуясь и танцуя, как к освобождению.
В пьесе Островского герои не имеют развития. Андрей Могучий привнес в образ Катерины этот недостающий, на его взгляд, личностный механизм, благодаря которому запуганная и меланхоличная в начале спектакля героиня приходит к его финалу посветлевшей, душевно умиротворённой, пусть и коротким дуновением счастья.
4 декабря 2017