Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чужая молитва |
английское название: |
Chuzhaya molitva |
год: | 2017 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Ахтем Сейтаблаев |
сценарий: | Николай Рыбалка |
продюсер: | Иванна Дядюра |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
«Чужая молитва» — драматическая лента украинского режиссёра Ахтема Сейтаблаева, которая демонстрирует историю крымской татарки, скрывавшей еврейских детей от нацистской окупационной власти в Крыму.
Картина максимально реалистична, ведь не показывает героиню актриссы Лилии Яценки, как женщину, сразу решившуюся на самый настоящий героизм. Её решения побуждаемые совестью, которая просыпалась каждый раз, когда она видела еврейских детей у себя на пороге. Режиссёр побуждает нас понять, что все те люди, которых история ставит будущим поколениям в пример, такие же, как мы. Просто, определённые события кардинально меняют наши взгляды и ценности.
Последние минуты «Чужой молитвы» показывает, что смена тоталитарной власти мало когда приводит к позитивной социальной динамике. Оккупировали Крым нацисты — притесняли евреев. Хотя, геноцид вряд ли можно назвать простым притеснением. Отвоевала его Советская Армия, обвинила Крымских Татар в колаборационизме и депортировала в Сибирь. Картина демонстрирует людей максимально такими, какими они есть. Да, пожалуй немцы показаны максимально стереотипно и жестоко, но данный образ не далёк от истины.
Примечательно, что и сам Сейтаблаев сыграл в фильме небольшую роль журналиста, берущего интервъю у одного из свидетелей событий, описанных в фильме. В лишний раз подчёркивается, что он не только талантливый режиссёр, но и неплохой актёр.
Данное творение получило разные оценки, как от критиков, так и от зрителей, так что рекомендовать картину всем зрителям очень тяжело. Ведь, поделить трагедию целого народа может не каждый, как и подобные киноленты, в целом.
10 из 10
9 августа 2018
Историю крымской татарки Саиде Арифовой и 88 спасенных ей еврейских детей, автором которой стала сама жизнь, сотканная из трагического и смешного, человеческих добродетелей и пороков, величия и низости, наверное, не выдумал бы и сценарист с очень богатой фантазией. Это был очень благодарный материал и почти готовый сюжет, в котором оставалось очертить лишь некоторые направления и детали. Судьбы детей, которых чуть не раздавили карательные машины двух империй, и на пути у которых встала лишь хрупкая, но отважная Саиде, тронули до глубины души.
В своем очередном режиссерском проекте Ахтем Сейтаблаев, уже не в первый раз совместивший режиссуру с сыгранной ролью, сделал все безупречно. Искренне и с надрывом осмыслив трагедию своего народа в «Хайтарме», он с не меньшей убедительностью и искренностью показал трагедию народа еврейского. Во всей ее полноте, ибо практически каждый персонаж «Чужой молитвы» — образ собирательный, в том числе и представители еврейской общины Бахчисарая, за которыми без труда угадываются тысячи, миллионы: как сумевшие уцелеть, так и погибшие в застенках и концлагерях. Именно поэтому глубокий смыслом, полный важных посылов фильм Сейтаблаева, несмотря на свою камерность и отсутствие голливудского размаха, тем не менее, поражает своей скрытой эпичностью, что лишний раз говорит и в пользу режиссера, и в пользу сценариста Николая Рыбалки, которые тщательно проработали персонажей и сумели зацепить историей всех занятых в ленте актеров.
Главными из которых стали, безусловно, дети. Работа с детьми на съемочной площадке — непростая задача для любого режиссера, и даже самым авторитетным не всегда это удается. Со стороны постановщика тут важны такт, интуиция, чуткость, понимание, а главное простота и искренность, потому что дети чувствуют фальшь как никто другой. Все эти качества нашлись у Ахтема Сейтаблаева и благодаря этому со стороны деток последовала незамедлительная отдача в виде той же простоты, искренности, а в качестве дополнительного бонуса — полного отсутствия какой-то робости и зажатости: перед камерой ребята чувствуют себя абсолютно свободно и играют словно самих себя. Равнодушным не оставляет никто из них, но чуть больше других запоминаются, пожалуй, Ицхак и маленькая Сара.
Однако прониклись, как я уже сказал, и взрослые. Лилия Яценко, для которой «Чужая молитва» стала фактически дебютом в полном метре после ряда успешных работ в сериалах, сыграла, возможно, знаковую роль в своей кинокарьере. Ее героиня привлекает, прежде всего, тем, что нам не показывают идеал, святую с нимбом. Саиде — живой человек и при всем своем сильном характере, выдержке ей не чужды слабости и сомнения. Выбор, перед которым она поставлена, не пожелаешь никому: спасти чужих детей, подвергнув смертельной опасности свою семью, своих воспитанников. И лично я вряд ли бы взял на себя смелость ее осуждать, сделай она другой выбор.
Вообще, тяжелый выбор стал лейтмотивом картины. Его приходится тут делать, по сути, всем, начиная с отца еврейского семейства и заканчивая собственно детьми. Все эти сцены, которые в-основном и составляют сюжет «Чужой молитвы», невероятно эмоциональны и потрясают своей, правдивостью, душевной болью, без которой невозможно смотреть на многие из них.
Показателен в фильме и олицетворяющий зло немецкий офицер в отличном исполнении Адриана Цвикера — еще один хороший собирательный образ. Режиссер совсем не обеляет этого героя, показывая его поступки во всей их цинизме, бесчеловечности и жестокости. Но одновременно очевидно и его, режиссера, желание разобраться в персонаже, понять, какими мотивами он руководствуется, что им движет. И в результате оставляет ему шанс: где-то очень глубоко, под всем наносным внимательный зритель может разглядеть человеческое. Намеки на это видны во многих его сценах с Саиде, а наиболее ярко это демонстрирует их последний эпизод, где в герое Цвикера почти выдвигается на первый план человек, может, и не злой по природе, но запутавшийся, заблуждающийся, который ошибся в своем выборе, ступив на путь легкий, а не правильный. Что, впрочем, ни в коей мере не может служить ему оправданием, и режиссер тоже однозначно акцентирует на этом.
Наконец нельзя не сказать и о религиозном смысле картины, вынесенном в ее название. Создатели ненавязчиво подводят зрителя к мысли, что хотя на свете множество религий, главное в общении с Богом, каким именем его не называй, остается искренность и открытое сердце, стремление творить добро и стараться видеть в ближнем хорошее. И какими словами, на каком языке произнесена молитва, — неважно. А значит, чужой молитвы просто нет, любая из них может стать своей.
Для меня фильм Сейтаблаева, несомненно, останется одним из лучших в украинском кино. Уверен, что фильм о «киборгах» который он сейчас снимает, также получится мощным в драматическом и эмоциональном планах.
10 из 10
29 июня 2017