Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дама пик |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Павел Лунгин |
сценаристы: | Валерий Печейкин, Стивен Уолш, Александр Лунгин, Павел Лунгин |
продюсеры: | Дмитрий Рудовский, Евгений Панфилов, Фёдор Бондарчук, Павел Лунгин |
видеооператор: | Леван Капанадзе |
художники: | Павел Пархоменко, Екатерина Дыминская, Евгения Панфилова |
монтаж: | Каролина Мачиевска |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Сборы в России: | $502 105 |
Мировые сборы: | $507 782 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 ноября 2016 г. |
на DVD: | 7 марта 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
Эту картину, которая как и многие другие в нашей стране была проспонсирована фондом кино и снималась при поддержке Министерства культуры РФ, ни в коем случае нельзя смотреть с серьёзным выражением лица. Но прошу заметить, фильм не заявлен как комедия, хоть и забавит зрителя знатно.
Фильм начинается с голоса Ивана Янковского, который в каждом его проекте никогда не выражает абсолютно никаких эмоций, даже если он играет оперного певца. Хотя стоит отдать должное: открывать рот, изображая пение, у него выходит отлично.
Посмотрев всего десять минут сей шедевра, зритель сможет удивиться нелогичности диалогов между персонажами, возникнет чувство, что авторы хотели, чтобы зритель додумывал всё сам, и не особо трудились над раскрытием героев через их речь. Бессмысленность иногда поражает, но если у других авторов, например у Тарантино, простота разговора играла на руку и придавала картине некий шарм, то здесь это выглядит глупо и пусто.
Дальше - хуже. Очевидно, режиссёр хотел показать, что обладает каким-то особенным кинематографическим взглядом, добавляя в свою работу ракурсы и кадры, которые напоминают картинки с сайта Пинтрест. Это не плохо, но к сожалению, все эти красивые картинки не уникальны, хоть и создаётся впечатление, что авторы хотят признания, что они сняли артхаус. Операторская работа и монтаж - самое разочаровывающее в этом фильме, даже несмотря на все предыдущие недостатки. То, как камера перескакивает с одного на другое, может вызвать приступ эпилепсии даже у человека, который этим недугом до этого не страдал. На каждые десять минут фильма, как мне кажется, приходится штук 150 склеек, что, как я полагаю, не прибавляет фильму в качестве.
Персонажи сами по себе оставляют желать лучшего. Они пустышки, которых никак не раскрывают. Есть Андрей, он одержим Софией и идеей спеть партию Германа. Есть София - талантливая певица, которая любит играть в азартные игры и тратит на них все деньги, оставаясь ни с чем. Есть девушка Андрея, она племянница Софии и ненавидит её. Всё. Это все характеристики героев, больше нам о них ничего не рассказывают. Их мотивация тоже не всегда ясна. Слепая уверенность персонажа Янковского в выигрыше, совершенно не обоснована. Если у Ричи в 'Карты, деньги, два ствола' герой точно знал, как определить величину карт на руках у соперника, и знал как победить, то здесь персонаж глупо надеется на удачу. И если персонаж Ричи продул только потому, что противник был нечестен, то в 'Даме пик' герой просто был слишком самонадеян.
Хотелось бы рассказать об одном единственном плюсе этого фильма. Плюс, который и подтолкнул меня на его просмотр, - это съёмка сцен в театре, а именно самой оперы. Очень привлекательные декорации, интересная работа со светом. Как любитель театра, я осталась очень довольна.
Разочарованием же стала сцена, где главный герой хотел совершить самоубийство на сцене, но у него не вышло. Эта идея взята из 'Бёрдмэна', у меня в этом нет абсолютно никаких сомнений. Но если в фильме 2013-ого года эта сцена показывала рост героя, то, как он изменился, несла ему славу и похвалу, то в картине Лунгина никто будто бы и не обратил внимания на истекающего кровью мужчину на сцене.
Даже написав эту рецензию, я всё равно не смогла ответить на все вопросы, которые у меня есть к этому фильму. Не советую его к просмотру, если хотите ознакомиться с 'Пиковой Дамой', лучше сходите в оперу, или в театр, или прочитайте оригинальное произведение, но точно не смотрите это кино. Если же вы никогда не смотрели, не читали, не слышали о 'Пиковой даме', всё равно не смотрите, если не хотите впустую потратить два часа своего времени.
5.5 из 10
25 декабря 2021
Конечно, это странный фильм. Всё в нём условное, ненастоящее, театральное — и интрига, и пространство, и пластика, и общая замкнутость мира: вставки современной Москвы смотрятся очень странно рядом с казино и долларами, кажущимися реликтом какой-то другой эпохи (мне двадцать один, я хождение доллара в России застала только по книжкам). Это не «Текст», со всех сторон любовно осматривающий Москву (и Лобню) две тысячи девятнадцатого, и не «Топи», в которых вещный мир, несмотря на зыбкость и сомнительность всего происходящего, всё-таки реален и осязаем. Здесь и тела какие-то вывернутые, и эмоции странные, и всё превращается в театр там, где театра быть не должно, в то время как закулисья и быта почти не видно: такой театр без изнанки, с одной только лицевой стороной.
Главный герой — очередной мальчик, который прочитал в жизни одну книгу (а лучше бы остановился на букваре); Иван Янковский в этой роли хорош, но я ангажирована и готова простить ему и «потомушо», и затравленный взгляд исподлобья, слишком уж он магнетически красив. Ксения Раппопорт здесь живее и ярче всех, глаз не оторвать, хотя роль её героини не вполне ясна.
Собственно говоря, основная слабость фильма в том, что чья бы то ни было роль не вполне ясна — не совсем понятно, что именно он пытается сказать. Но в напряжении держит будь здоров, и за некоторыми сценами следишь, затаив дыхание; отдельно хороши, при всей своей странности, лопающаяся луна и тихая песня в самом конце. Многие вещи можно было бы раскрыть лучше, у них есть потенциал, но как будто бы в двухчасовом фильме не хватило пространства: трудно рассказать все истории разом, они не помещаются и из-за этого мнутся, потому что, например, Лизе экранного времени не хватает явно.
Это совсем не экранизация Пушкина и даже не адаптация оперы Чайковского — скорее уж классический сюжет о том, как жизнь вдруг начинает подражать искусству до полного сумасшествия; можно было бы рассказать эту историю лучше, но и в том, что получилось, есть своя холодная, искажённая прелесть. Отчасти похоже на «Северный ветер» Ренаты Литвиновой — другую театральную историю с несколько искусственными страстями, за которой, несмотря на местами явную слабость сценария, всё-таки не скучно смотреть.
13 июля 2021
В попытке разгадать логику мальчишки Германа, показалось, что вся суть данного постмодернистского прочтения Пушкина заключается в том, чтобы показать, какими способами действующие лица сознательно или же будучи манипулируемыми (в случае Лизы) пытаются доказать прежде всего самим себе, что они право имеют на определённый профессиональный статус, славу и всё прилагающиеся к ней символы успеха. Проигрыш нового Германа, в том числе и то, как он в дальнейшем уничижительно распорядится собой и своим последним достоянием — не мистика и не случайное совпадение. Это программа, которой немножко помогли осуществиться со стороны, хотя выглядит она как история одной отдельно взятой обсессии.
С другой стороны автор интерпретации слегка иронизирует над тем, как преуспевающие в первом поколении из-за комплекса дворняжки переходят границы разумного в стремлении соответствовать занимаемому месту в жизни. Пытаются отождествить себя с бывшими богатыми… Софья Майер — властная, притягательная и вместе с тем вульгарная дива, по манере общения напоминающая Примадонну российской эстрады. Новый Герман-Андрей происходит из семьи лимитчиков, о чём свидетельстввует спальный раён из воспоминаний детства и ещё вульгарный говорок, который в действительности давным-давно должен был выветриться за годы муштры, что в музыкальных училищах да консерваториях и не таких отсталых и провинциальных переделывали.
Ну и разумеется, акцент на том, что вся наша жизнь — игра. Смысловое сосредоточие на её современных правилах и на том, кому какая роль в ней отведена: «Ты превратила оперу гениального Чайковского в балаган, в китч!»
Шарж на столкновение рачётливой корысти западной цивилизации с жаждой жизни, наивностью и неискушённостью новых потребителей и участников делового мира. И, как у Пушкина в «Пиковой даме», притча о невозможности о невозможности преодолеть судьбу, стать тем, кем ты по внутренней природе своей не являешься.
4 июня 2019
При первом просмотре — мороз по коже и слёзы на глазах. Но уже при втором мухи отделились от котлет, и стало совершенно очевидно, что эти эмоции относятся не к «Даме пик» Лунгина, а к «Пиковой даме» Чайковского.
О, эта «Пиковая дама»! Греческая трагедия на русской почве. Классический образец клиники саморазрушительных страстей. С детства — лучшая провокация на «плохое поведение» в противовес обывательской пошлости. Лучшее музыкальное произведение в мире. «Пиковая дама» — the best! «Пиковая дама» — forever! Но не «Дама пик».
Старания Янковского и Раппопорт достойны лучшего применения в кинематографе. Девушку, игравшую Лизу (фамилию, естественно, не помню), в кино применить нельзя никаким боком.
5 из 10
8 декабря 2018
Если бы не все эти положительные рецензии критиков, из которых хоть бы один, зараза, упомянул тот факт, что в этом фильме есть джигиты из автосервиса, и что артист на главную роль не выговаривает гласные буквы…
Впрочем, о чем.
Кто сейчас в российском кино их выговаривает.
Гласные буквы ушли, как пережиток прошлого.
- О чем «Пиковая дама»? — спрашивает великая оперная певица в изображении красивой женщины Ксении Раппопорт, чей роковой облик подкреплен положенным набором записной фам-фаталь: красными нарядами, помадой и маникюром.
- «Пиковая дама», — говорят нам ее красные губы и выразительные smokey-eyes, — это история о деньгах.
На упоминание Чайковского немного смягчается и соглашается прибавить к деньгам еще одну вечную ценность:
- Ну ладно, еще о сексе.
Что ж, каждые времена и народы имеют те ценности, которых заслуживают.
Но снимать об этом фильм, который длится два часа… Экран трещит от конвульсивных попыток натянуть новую российскую сову на пушкинский глобус.
- Я Герман, я Герман! — вращая глазами и тщательно выпячивая желваки на скулах, силится убедить зрителя очередное экранное непотребко.
- Ты Герман, ты Герман! — вторят ему красные губы и какая-то бледная девица, выписанная из сериала «Дочки», «Матери» или что там еще, я не в курсе, чем сейчас услаждают российского зрителя по ТВ, кроме рассказов о том, как мы встали с колен и ща кааак шагнем.
- Нет, я лучше Германа! — передумывает персонаж с желваками. — Я хочу петь, поэтому я должен выиграть в казино.
Ближе к финалу опять передумывает и называет оперу, в которой вроде как мечтал участвовать, «жалкой постановкой», потому что на самом деле он мечтал вовсе не об этом, а выиграть в казино мильон, чтобы купить бриллиантовое ожерелье мерзкой старухе, которой он принадлежал с самого детства.
И нет, это не тяжелые наркотики. О, если бы это были тяжелые наркотики.
Это нормальная такая логика современного российского кино.
Нормальный такой сценарий.
Нормальный такой Минкульт, который дал на все это денег. Ну понятное дело, не на фильмы же Виктора Шамирова ему их давать. У Шамирова истории не про деньги и не про секс. А деньги, как известно, тянутся к деньгам. Снимайте про них или про водку и Минкульт поможет.
И меня больше не удивляет, что это Лунгин, когда-то снявший «Такси-блюз» и «Луна-парк». Когда они были, эти блюзы с луна-парками. Сколько с тех пор воды утекло, не говоря уж о деньгах.
Вот «Золотой орел» за лучшую мужскую роль, выданный человеку, который разговаривает без пауз и гласных: «Штатымне сзала?» и до посинения стискивает челюсть, изображая борьбу то ли денег с жестоким роком, то ли секса с деньгами, то ли холодной воды за право голоса (фильм как-то не очень определился с тем, о чем он) — вот его «Золотой орел» еще меня удивляет.
Но уже не слишком.
Современное российское кино постепенно воспитывает суровый стоицизм. Во мне уже воспитал, скоро будет вообще ничем не удивить.
Не плачь, зритель, воспитает и в тебе.
Сегодня я, а завтра ты.
6 марта 2018
В очередной раз решила я дать шанс современному отечественному кинематографу, в очередной раз я разочарована.
Трейлер «Дамы пик» видела в кинотеатре, фильм показался заманчивым, я оставила у себя в голове его с надеждой при случае посмотреть. Узнав, что фильм снял автор «Острова» Павел Лунгин, я надеялась, что эта история не оставит меня равнодушной. Но с каждой минутой просмотра мои надежды крушились в песок.
Что мне не понравилось.
1. Провальная игра. Нет, Ксения Раппопорт прекрасна, она вообще бриллиант современного русского кино, и свою роль здесь она вытянула, как могла. Можно сказать, что фильм вообще очень во многом избежал полного провала. Но главной героиней все же была не оперная прима, а ее подопечный и по совместительству молодой любовник, певец Андрей. Вот тут в плане актерской игры полнейший провал. Я понимаю, что дед Ивана Янковского был велик, но это не повод брать на главную роль. Совершенно одинаковая во всех случаях мимика наркомана, никакой пластики, надрыва. Ну да, посветил молодым крепким задом, но, честно, этого мало для главной роли.
2. Отсутствие логики. И правда, такого от Лунгина я не ожидала. Логика в фильме хромает. Андрей перестает быть похожим на Германна, пои этом он знает, что Германн в итоге потерпел катастрофу. Откуда бедный оперный певец, который не имеет особо важных ролей в театре, берет 47 тысяч у. е. на первую игру? И за какие заслуги ему так просто дают 300 тысяч этих же у. е. горячие кавказские парни?
Касаемо Софьи, тут тоже вопросы. Она нереальная прима оперы, которую встречают на родине после 27 лет жизни вне страны. Пардон, но сколько же лет этой приме? Даже если она покорила сцену в 25, то на момент возвращения ей должно быть больше 50. Но Раппопорт как-то не тянет на такой возраст. Эти логические тупики можно продолжать и продолжать. Куча вопросов без ответов.
3. Самое большое разочарование. Фильм этот точно не понравится никому, кто смотрел шедевр «Черный лебедь». Потому что «Дама пик» это абсолютная калька с голливудского кино, но калька очень плохо сделанная. Вспомним, там тоже театральная история, где главная героиня пытается достичь совершенства в образе черного лебедя, где она ломает себя, свой внутренний мир, который этому образу сопротивляется. Там у нее тоже есть постановщик-провокатор, который подталкивает балерину к изменению сознания. Но во всем этом есть большая разница с тем, что мы увидели в «Даме пик». Нина ломает свою психику ради искусства, она и без того была лучшей балериной, но ее перфекционизм не допускает фальши, хотя внутренние чувства ее сопротивляются темного образу лебедя.
Андрей же делает это не ради искусства, а ради денег и славы, сознание себе не ломает, сам сразу решив для себя, что надо пройти путь Германна и сам ищет себе неприятности на задницу.
И если соблазнения постановщика для Нины это шок, то для Андрея завалить свою наставницу в постель — просто звено в плане покорения сцены, это не шаг к достижению совершенства.
Тут уж скорее Софья служит искусству, найдя себе легкую жервту, которую просто довести до нервного состояния.
Даже концовка в этих фильмах похожая. Но если в «Черном лебеде» все логично и завершено, то в нашем варианте все перекручено-закручено.
Поставлю пятерку только за несравненную Ксению Раппопорт и великую оперу Чайковского.
5 из 10
19 февраля 2018
Вот все в этом фильме плохо: от подбора и игры актеров, до сюжета.
Главный герой с одним и тем же выражением лица на протяжении всего фильма. Уныло. Его молодая подруга — тоже самое. Играла эмоции только гримером (покраснение вокруг глаз). Ни одной нормальной работы актеров второго плана (возможно, кроме мецената. Но надменное лицо даже мой дворник может неплохо изобразить).
Декорации хороши. Музыка — блеск (но это заслуга сами понимаете кого).
Сюжет. Тут все сравнивают с забугорным «Черным лебедем». Не согласен. Там паранойя показана здорово, здесь на уровне детского утренника. Повороты сюжета абсурдные и нелепые. Особенно все, что касается телодвижений бандитов. Про хождение денег (певицы, певца, мецената, бандитов) вообще тихий бред сумасшедшего. Если это афера, то в чем она заключалась? Кто там в «наваре» (кроме мецената?), какой резон певице? Если не афера, то вообще что это и зачем?
Но есть одна вещь, ради которой стоит смотреть. Игра Ксении Раппопорт. Всегда сомнительно относился к ее таланту, а здесь она просто бесподобна. Только промахнулся режиссер. Получилась вовсе не стареющая княгиня Голицына, а стопроцентная Настасья Филипповна из «Идиота» Достоевского. Но от этого она не становится менее прекрасной.
Она вызывающе алчна и бесчеловечна. Ослепительно красива и притягательна. Демонесса — ни дать не взять. Она смеется не только над Германом, над всем миром. Хоть и сама неизлечимо зависима от игры и алкоголя и, конечно же, денег. Она воплощение зла, но не влюбиться в нее невозможно. Она идеальна. Ее женская энергетика, шарм, уверенность в себе отключают мозги мужчин вокруг. Влюбиться и умереть от горя.
За весь фильм нет ни одной проходной сцены с главной героиней, везде Раппопорт отыграла блестяще. Плюс грим и костюмы. Любовные утехи сняты роскошно с сильной энергетикой страсти героев (кстати зад героя был лишним), но без пошлости и сисек (чаще ставка делается именно на обнаженку).
В общем смотреть стоит только из-за главной героини, она богиня. Остальные сцены можно перематывать смело, сюжет все равно провальный.
Оценка по десятибальной? Без оценки. Как футболисту, который вышел на замену за 5 минут до конца и не успел даже коснуться мяча, но старался.
23 января 2018
Популярная оперная певица Софья Майер по приезду в Россию считает поставить «Пиковую Даму» Чайковского на сцене. Попутно она знакомится со своей племянницей, которая собственно и должна будет играть свою роль в пьесе. Также у нее есть парень Андрей, который просто жаждет для себя роль Германа в этой пьесе. Вокруг них троих завертится небывалая круговерть, где будут проверены и разум и страсть и любовь.
Таков сюжет нового фильма Павела Лунгина «Дама Пик». Картина сочетает в себе драму о стремлении к мечте, триллерную составляющую об одержимости этой самой мечтой. И, конечно, о силе любви. По просмотру невольно вспоминаешь фильм Даррена Аранофски «Черный лебедь», где черные гнетущие краски буквально срывали с главной героини её покров. Тоже самое происходит с героем Янковского — Андреем. Его одержимость играть на сцене Германа просто переходит в сумасшедшую игру между жизнью и смертью, где победителем должен стать только он, потому что, как известно, Герман на третий раз проиграл. Но окунувшись в роль Германа, Андрей перестает видеть, где грань реальности и разумного, сумасброда и здравого смысла. Продолжая впитывать в себя всего Германа, Андрей теряет самого себя. И теперь главная для него цель — сыграть этого самого Германа на сцене, дабы покорить весь мир. А там уже и деньги и слава.
Поможет ему в этом та самая оперная певица Софья Майер, для которой Андрей просто игрушка. И насмешливо, немного с ехидством, она покажет ему всю прелесть этого мира. Увидит ли Андрей во всем этом подвох и злую шутку? Нет, он Герман, больше не Андрей. И рассудок вернётся к нему только после того, когда он поймет, что перед ним реальная жизнь, но будет уже поздно. Русская рулетка не ждет. Одна пуля, два человека и смерть — вот и все нужные ингредиенты внезапной случайности. Повезет ли ему на этот раз?
Должен отметить, перед вами еще один неплохой российский фильм, который приятно смотреть. Его хлесткая подача, отличная игра актёров, сюжет и броская драма не дают оторвать глаз на протяжении всего просмотра. Больше всего конечно впечатляет игра Янковского. Выверенный образ психологически запутанного человека показан очень хорошо. Сцены с изобилием неуверенности, безрассудства и неуравновешенности Андрея самый смак всего фильма. Четкие образы, декорации, атмосфера безысходности и саспенса — здесь есть все составляющие хорошего триллера. Для российского кино всё-таки прилично.
14 декабря 2017
Фильм интересен не столько своим сюжетом, хотя интрига и завораживает, но она часто казалось предсказуемой. Интересны режиссерские ходы, метафоры, которыми режиссер высмеивает определенные типажи.
Типаж психа-эгоманьяка демонстрирует желание человека жить всю жизнь напоказ. Образ циничной стервы удался Рапопорт, каждый раз удивляешься, как женщина может быть настолько бездушной. И это один из фетишей нашего времени.
Как сложился сюжет и чем все закончилось — это для меня второстепенно. Главно то, как показаны реальные эмоции и отношения в самом процессе. Переживания за героев могут достичь накала.
Одним из мастерских ходов считаю метафорический язык, связь жизни и театра. У меня возник вопрос после просмотра «Где заканчивается театр и начинается жизнь?»
10 сентября 2017
Пару дней назад впервые прочитала «Пиковую даму» А. С. Пушкина, после чего решила обязательно закрепить материал просмотром фильма.
Фильм «Дама пик» мне понравился. Весь актерский состав для меня был нов: я не видела работ Раппопорт и Янковского, а также исполнителей, сыгравших роли второго плана. Но это было точное попадание в образы, созданные Пушкиным. Андрей (Янковский) — это типичный Германн. Он странен, он жаждет денег и готов на все ради них. Янковский прекрасно сыграл роль, что порой думаешь, это все талантливая игра, или он и в жизни такой? И, конечно, Раппопорт — сыгравшая властную, роскошную женщину и оперную певицу, умеющую покорять сердца и завладевать разумом.
О чем это фильм? Для меня о деньгах, о мечте и страсти.
То, кем мы стремимся стать, не всегда то, что мы действительно хотим. Что хотел герой Янковского? Быть Германном, чтобы разбогатеть, как он? Или быть Германном, чтобы стать прославленным оперным певцом? Ответ очевиден. В погоне за мечтой можно потерять себя. Он стал Германном, полностью повторив его судьбу.
Отсюда вывод следующий: не нужно придумывать себе идеалы и слепо им подражать. В конце концов у каждого свой путь. А еще внимательно следите за тем, о чем вы мечтаете. Мечты имеют обыкновение сбываться…
6 сентября 2017
Очень долго откладывал просмотр фильма Павла Лунгина «Дама пик», и вот недавно решился таки… Теперь я отчётливо понимаю, что удерживало меня, несмотря на зубодробительный трейлер и множество восторженных отзывов. Боязнь разочарования в великом мастере. Потому как даже Вуди Аллену иногда изменяет удача.
Ничуть не умаляя заслуг Лунгина как одного из талантливейших отечественных режиссёров, всё же должен сказать, что фильм если не разочаровал, то и не обрадовал. Местами просто насмешил вопреки лихо закрученному сюжету. На мой взгляд, можно было закрутить интереснее. Благо, что материал, послуживший основой сценария, более чем обязывает. Пушкин всё-таки…
Так вот с Пушкина и начну. Тем, кто никогда не читал бессмертное произведение Пушкина, происходящее на экране могло показаться полной галиматьёй. Ну, или непонятной игрой ни на жизнь, а на смерть. Впрочем, даже тем, кто читал, вряд ли до конца открылся замысел режиссёра. И в этом беда фильма. Пожалуй, сценарий слабоват для психологического триллера. А Лунгин замахнулся именно на триллер. Психологический. Понимаю, что «Дама пик» далеко не экранизация повести Пушкина, и даже не постановка оперы Чайковского, но уж лучше что-то одно из двух, чем сомнительный постмодернистский шарж.
Совершенно нет желания пересказывать содержание картины, ибо предыдущими рецензентами это сделано уже много раз. Остановлюсь лишь на нескольких сценах, так или иначе не оставившим меня равнодушным. Первое появление в кадре Софии Майер было действительно многообещающим. Не стану скрывать, что являясь давним поклонником Ксении Раппопорт (видел её не только на экране, но и на сцене театра), слежу за всеми её новыми работами в кино. Поэтому привык, что проходных ролей у такой блестящей актрисы нет. Она одна из немногих современных кинозвёзд, которая не просто создаёт экранные образы, но и вписывает их в историю российского кинематографа. И уж ей ли не справиться с ролью оперной дивы, мировой знаменитости, тем более что был уже опыт («Юрьев день» Кирилла Серебренникова). Однако, чем ближе была развязка, тем неинтереснее мне становилась судьба её героини в фильме Павла Лунгина. Почему? Наверное, потому что режиссёр так и не смог по-настоящему раскрыть характер «роковой женщины» и мотивы её поступков. Странно, но настигло ли Софию Майер возмездие за то зло, что она совершила (до сих пор не пойму, почему эта дама вообще сподобилась на такое), осталось за кадром. А вот в «Елене» Звягинцева возмездие витало в воздухе, его можно было ощутить нервными окончаниями даже через экран телевизора…
Хотя, в целом к игре Ксении Раппопорт вопросов нет. Она в буквальном смысле перевоплотилась в злодейку-искусительницу. В объектив камеры много раз попадают её глаза — демонические глаза, то ли одержимой, то ли сумасшедшей женщины. Но вот смех Софии Майер местами меня нервировал. Актриса явно переигрывала.
Главная мужская роль досталась молодому Ивану Янковскому, что само по себе правильно. Такие роли должны играть молодые, а наутро после премьеры просыпаться знаменитыми. Собственно, сложно оценивать работу Янковского, так как несмотря на все старания, герой его получился настолько недосказанным, что старик Фрейд в гробу перевернулся, наверное. Ведь и в синопсисе к фильму, и по задумке авторов фильма уникальный тенор Андрей, мечтающий о больших ролях и протирающий штаны на «скамейке запасных» в оперном театре, мало того, что человек амбициозный, но и мистическим образом связан с главной героиней Софией Майер… Ни того, ни другого в фильме я не увидел. Вместо амбициозности — неуравновешенность, закомплексованность и обречённость, а так называемая связь на экране ограничивается только любовной сценой и многозначительной фразой в финале, будто бы герой ещё в детстве стал принадлежать Софии. Для меня два этих персонажа всё-таки остались не связанными друг с другом никакими судьбоносными узами, а их отношения в фильме подчинены исключительно воле режиссёра.
Почти до середины фильма я мучился, на кого же внешне похож Иван Янковский. И нашёл, что он чем-то напоминает молодого Хельмута Бергера. Только масштаб таланта скромнее будет. Но у нашего парня всё ещё впереди, я думаю. Да и Висконти не помешал бы. Не в прямом смысле, конечно. Ведь почти у каждого актёра есть режиссёр, который этого актёра «делает».
Кстати, если бы у меня было сорок семь тысяч долларов, стал бы я страдать и впадать в истерику от того, что в каком-то там театре сижу без ролей… Не знаю. Каждому своё, наверное. Но подкупить режиссёра или худрука уж точно попытался бы!
Ах, Лиза, бедная Лиза, она же Мария Курденевич! Настрадалась от родной тётушки и непутёвого жениха. Впрочем, когда давний друг и по совместительству спонсор Майер (ну, а с какой радости?) Олег (Игорь Миркурбанов) преподносит в подарок новоиспечённой оперной диве восковую фигуру её сценической героини, то всякое сочувствие и весь хвалёный мистицизм рушатся, ибо возникают неизбежные параллели с Софией. Стоило ли так, право?..
Если говорить о театре в кино, то сцены репетиций и непосредственно спектакля, когда звучит божественная музыка Чайковского, по-настоящему завораживают. Всё-таки есть в фильме отрезки, которые удались на славу. И я согласился бы смотреть весь этот театр целых два часа, если бы у режиссёра хватило смелости и фантазии создать сюжет вокруг закулисья… Но вместо этого на подмостках появляются какие-то криминальные элементы и жестоко расправляются с проигравшим. Может, действительно из Парижа именно так видится Россия? Это я про Лунгина, который живёт в Европах.
В общем, рекомендую на ночь фильм «Дама пик» не смотреть. А от Павла Лунгина зритель вправе ожидать более убедительных работ.
6 из 10
22 августа 2017
Не в первый раз убеждаюсь, что к просмотру фильма необходимо подходить без всякого предварительного изучения актёрского состава, рецензий критиков, полученных призов, слухов и т. п. Вот и к просмотру данного кинофильма я приступила неожиданно, имея о нём только воспоминание о виденном по телевидению трейлере.
Так вот «Дама пик» — очень крутое кино. После первого просмотра возникло желание повторить его, чтобы рассмотреть детали. Ни на минуту не возникало ощущение скуки или отвлечение на посторонние мысли. Фильм имеет целостный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой, и интригу — чем же дело кончится?
Единственная помарка — не очень убедительная артикуляция Ксении Раппопорт при исполнении оперных арий. Но данный момент не портит впечатление, поскольку она это делает всего пару-тройку раз (в отличие от остальных главных персонажей, которых не заподозришь в непрофессиональной оперной работе).
Фильм имеет очень красивый и эффектный визуальный ряд, который наряду с исполнением актёрских задач создаёт общее впечатление от картины.
Всем, кто ценит полноценные интригующе мистические картины, очень рекомендую этот фильм. Фильм не претендует на гениальность, но способствует работе мысли зрителя на заданную тему. А это — самая главная ценность любого художественного произведения.
10 из 10
10 июля 2017
Уже в который раз при просмотре отечественного кино возникает ощущение постоянно нависающего над всей съемочной группой беспощадного дэдлайна. Будто сценарий как таковой отсутствует, а сроки то горят, и весь процесс похож на голую импровизацию, надо отметить не самую удачную. Герои картонные, как робототехника переключаются тумблером из одного режима в другой, трансформация личности, внутренние терзания, переговоры с совестью, ничего этого зритель не видит, «хороший полицейский» превращается в «плохого» по щелчку пальца. Это и результат бездарной игры молодого состава фильма и провал режиссера, который не смог нехватку таланта задрапировать, раз уж взял в свою команду паренька «по знакомству». Забавно смотреть как получивший главную роль по фамильному признаку Иван Янковский пытается разыгрывать трагедию простого парня без связей и денег в мире богемного шоу-бизнеса.
И ладно бы фильм был очередным полнометражным роликом с YouTube, как частенько происходит с современными русскими картинами. Но в качестве режиссера выступил САМ Лунгин, а главная женская роль у Раппопорт, которая как премиальный парфюм, своей игрой создает потрясающий, насыщенный шлейф. Как сформировался такой разнокалиберный состав, мне не ведомо.
А еще эти кавказцы-решалы, у которых наш герой так неаккуратно позаимствовал 350 тысяч долларов. Набивший аскомину, шаблонный образ зла, на манер русской мафии в американских боевиках.
Единственное, что порадовало за 120 минут действа, так это оперные партии, декорации и костюмы театральной постановки, стоившей двух сломанных человеческих жизней.
Возникло желание после просмотра этого фильма-эскиза, отправиться слушать оригинальную оперу в красивом вечернем наряде, в уши и на шею бриллианты, на глаза пелену томной страсти, и вперед уверенной походкой от бедра, чтобы на пару часов примерить маску великосветской дамы. А потом бегом домой, обратно в плюшевую пижаму и шерстяные носочки, ведь быть собой истинное счастье.
19 июня 2017
После шикарного трейлера я очень хотел посмотреть данный фильм. Трейлер, словно, сумасшедший экшн будоражил своей психологической нитью, но после просмотра очередной раз осознал, на сколько бывает сногсшибательный трейлер и не совсем фееричное кино. Я, конечно, не хочу сказать, что фильм плохой и неинтересный. Он замечательный, как драма, но неубедительный, как психологический триллер.
Сама постановка выглядит очень качественной и стильной, она радует глаз, от которой и хочется смотреть дальше до самого конца. Но весь психологизм был куда скрыт, съеден или спрятан в глазах молодого Янковского. Актриса Ксения Рапопорт смотрелась эффектно, но не слишком ярко, хотя могла добавить немного искры для большей радости зрительского внимания.
После просмотра у меня сложилось впечатление, что этот фильм вовсе не о герое Германе и о его трагедии, а здесь больше трагизма у молодой Лизы в исполнении Марии Курденевич. Вот где настоящий ужас и печаль. Именно Лиза переживает психологическую травму и пытается пережить ее, пропустить через себя и жить дальше. Вот именно здесь вся прелесть гениальной режиссёрской постановки. Не знаю, случайно ли так получилось, или это была истинная цель и задача режиссёра, кто знает. Но фильм безусловно стоит того, чтобы его увидеть. Лично я считаю, главной промашкой и ошибкой фильма, это его хронометраж — два часа. Вот, если бы сократить и слегка урезать, то получилась бы шикарная вещь на все времена.
Кстати, я очень часто вижу во многих фильмах, как успех дуэли (русской рулетки) в фильме «Охотник на оленей», не даёт покоя многим режиссёрам и сценаристам. Вот и здесь не обошлось от смертельного состязания, где два человека решают свою судьбу одной пулей на потеху толпе.
Приятного всем просмотра!
Цитата из оперы «Пиковая дама»: «Что наша жизнь — игра!»
21 апреля 2017
После долгих лет иммиграции в Россию возвращается всемирно известная оперная дива Софья Майер. Её цель — поставить в родном оперном театре «Пиковую даму». Графиню будет играть она сама, роль Лизы исполнит племянница Софьи, ненавидящая свою тётку, а Германа должен исполнить главный режиссёр театра Головин. Однако с этим распределением не согласен амбициозный молодой тенор Андрей. Он считает, что он — это Герман во плоти, и теперь он готов пойти на всё, чтобы доказать свою правоту Софье Майер.
На этапе принятия решения «смотреть — не смотреть» новый фильм Павла Лунгина «Дама Пик» не оставлял никаких шансов на длительные раздумья. Во-первых, привлекала сама фигура Лунгина, как постановщика таких, пусть спорных, но ярких и заметных картин, как «Царь», «Остров» и «Такси-блюз». Во-вторых, вызывало интерес участие в этом фильме одной из самых талантливых актрис современной России Ксении Раппопорт. В-третьих, интриговала сама задумка — бессмертное произведение «Пиковая дама» на грани фантазии и реальности, из-за чего этот фильм в сети постоянной сравнивали с отличным психологическим триллером Даррена Аронофски «Чёрный лебедь», который мне, к слову, очень понравился. Однако, к сожалению, многие из моих ожиданий этой картине так и не удалось в полной мере удовлетворить.
Вообще, конечно, впечатления очень смешанные. Например, мне понравилось в этом фильме всё, что было связано с визуальной составляющей, атмосферой и музыкальным сопровождением (ещё бы). Лунгин применил множество классных постановочных решений, сделал модную, сочную картинку, и, что особенно порадовало, фактически поставил оперу внутри фильма: то есть, создал декорации, распределил роли, разыграл и снял ключевые сцены этого бессмертного произведения. Всё это было сделано очень стильно и ярко. Сценарий ленты — серединка на половинку. Вроде есть интригующая завязка, интересные сюжетные повороты, но при этом финал ленты читается сильно заранее, да и глубины особой я в сюжете не уловил. Ну да, парень сдвинулся на почве олицетворения себя с Германом, ну да «тварь я дражащая или право имею» (хоть это и Достоевский, но линия читается явственно). И что? И всё.
Но что особенно неприятно поразило, это актёрская игра. Я знаю, как умеет играть Ксения Раппопорт, я видел с ней достаточно много фильмов, и, например, в таких лентах, как «2 дня» или «Незнакомка» Ксения доказывает своё право называться блестящей, талантливой актрисой. Но образ, созданный ею в картине «Дама Пик», я, к моему большому сожалению, не могу внести в Золотой Фонд ролей Ксении Раппопорт. На мой взгляд, её оперная дива Майер выглядела очень натужно, неестественно, зажато. Тоже самое можно сказать и про молодого Янковского, который сыграл весьма неровно — временами его безумие выглядело очень впечатляющим, а временами он явно переигрывал. Но самый кошмар — это роли второго плана, особенно, в исполнении Марии Курденевич и Игоря Миркурбанова. Откуда Лунгин выкопал этих исполнителей мне решительно не понятно, но сыграли они, как мне кажется, просто безобразно, чем постоянно портили впечатление.
В итоге получился фильм из разряда, как я люблю это говорить, «размах на рубль, удар на копейку». Очень жаль. При таком уровне технического воплощения, можно было бы чуть больше внимания уделить сценарию и подбору актёрского состава. Но получилось, как получилось. То есть, достаточно средне.
7 из 10
12 апреля 2017
Возможно, этот фильм о том, что даже боги — люди. Они смертны, даже если им удается обводить её вокруг пальца. Они жаждут, даже если получают все, чего хотят. Они добиваются своего и при этом проигрывают. Они любят, но научаются ходить по головам, чтобы покрыться звездной пылью. И они — это мы.
Понимаю, всё всегда субъективно. И фильм этот понравится лишь тем, кто найдет, за что уцепиться. Вот я нашла (и это даже не красивый скуластый Янковский, а уж поверьте на слово, он хорош). Дело в том, что в фильме едва ли есть герой, которому можно полностью симпатизировать. Почти все персонажи здесь так или иначе неприятны, но при этом они очень живые: их понимаешь и чувствуешь, и осознаешь, что с изнанки у каждого талантливого и даже сверх, более чем успешного и едва достигшего звёздности есть свои собственные слабости и желания.
Слушая же арии из оперы «Пиковая дама» в исполнении солистов Большого театра, начинаешь верить — человек способен прыгнуть выше головы, колонизировать Марс, достичь бессмертия и мира во всем мире, если существуют те, кто умеют петь так.
Впрочем, уцепиться в этом фильме можно и за мелочи, каждая из которых, словно ниточка выводит на что-то большее. Тогда этот фильм о дорогих красивых машинах и ничего не стоящих брильянтах, об огромном пустом доме, о взорванной Луне, о таланте, о связях, о риске, об удачи и невезении, о чуде и о предательстве… О любви и о смерти, ведь, в конечном счете, все истории на Земле всегда только об этом. Даже мы с вами — об этом. Правда он ещё, по-моему, об аде внутри и пустоте снаружи, или всё совсем наоборот. А вам как кажется?
7,5 из 10
30 марта 2017
История страсти и безумия, любви и предательства, риска и отчаяния. «Дама пик» Павла Лунгина с Ксенией Раппапорт и Иваном Янковским преподнесла зрителю неплохой психологический, красиво поставленный триллер, в котором основная цепочка событий привела зрителя на сцену Большого театра, где среди великолепных декораций молодой певец Андрей (Янковский), исполнит главную партию всей своей жизни — партию Германа.
Фильм понравился в первую очередь красотой театральных декораций и костюмов. «Дама пик», пожалуй, хороший пример того, где виден результат миллионных вложений в бюджет. Последняя и самая важная часть фильма, сосредоточившаяся на дне премьеры постановки, преподносит зрителю великолепное сочетание креативности в плане оформления сцены, а оперные партии пусть и несколько утомляют человека, не привыкшего к ним, но все же доставляют удовольствие громогласностью и слой человеческих голосов.
Картина Павла Лунгина являет собой хитросплетение интрижек в человеческом обществе, предлагая своеобразный коктейль из любви, алчности, хождения по головам других людей ради собственной выгоды, предательства, дружбы с детства, не знания меры по части игры в азартные игры, поисков виноватых среди своего окружения при жалении самого себя любимого.
Наряду с положительными чертами характеров и демонстрацией их недостатков Лунгин представляет на суд зрителя лицемерные испражнения главных героев, где Андрей (Иван Янковский) готов стать подстилкой и через постель получить желаемое, Софья Майер (Раппопорт) плетет грязные интрижки внутри своего же коллектива, получая удовольствие от того, что ей лижут и целуют ноги, смакуя то, как она доставляет боль самым близким себе людям, Олег (Миркурбанов), хоть и следит за тем, чтобы его денежные вложения не уходили на ветер, совсем не прочь сломать кому-нибудь жизнь, вовремя не остановив его и предпринимая при этом малейшие попытки остановить человека от критического шага… Здесь же и разбитое сердце, нашедшее, если верить финалу, успокоение в богатеньком папике и став, по сути, такой же подстилкой как и Андрей. Здесь же скотское и высокомерное отношение Всеволода Головина (Симонов) к более молодому, а значит более азартному и рисковому оппоненту…
Словом, «Дама пик» — это серьезный набор человеческой психологии, которую интересно наблюдать и которую интересно изучать как в совокупности, так и по отдельности.
Единственное, не очень понравилось исполнение своей роли Янковским. По характеру и манере говорить он был похож на Мэлса из «Стиляг», представший с таким же словно напыщенным восклицанием в голосе…
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10
26 марта 2017
Особенно хорош сценарий. В том смысле, что Лунгин традиционно не удержался и сделал несколько совершенно необязательных шагов вниз по уровню, навстречу более широким слоям зрителей. Забыв, что реально широкие слои обитают гораздо глубже. А так — и планку приопустил, и сторонников не приобрёл.
И всё же фильм получился. И по исполнению — лихо, энергично, с отличными актёрскими работами. И по замыслу. Замысел вообще крутой: драму Пушкина на музыку Чайковского, параллельно на сцене и в жизни, разыгрывают реальный Германн и реальная графиня. Германн — классический середнячок, милостиво допущенный в высшие сферы, не понимающий, что он здесь навсегда, генетически чужой, наивно предполагающий, что членский билет богемы можно купить. Графиня — лишь начинающая стареть снаружи, но уже давно одряхлевшая душой дива, для которой казино гораздо остросюжетнее жизни, затевает с Германном/Германном игру в Пиковую Даму сразу на двух площадках и едва не погибнув (едва не проиграв) срывает банк.
И снова оказывается прав Пушкин: в этой жизни Германны не выигрывают.
14 марта 2017
«Дама Пик» — это не нечто новое и оригинальное, а всего лишь отечественная версия «Черного Лебедя». Без всякой доли предвзятости, «Черный лебедь» в разы превосходит по качеству (режиссура, актерская игра, сценарий) наше очередное недоразумение.
Я люблю психологические фильмы, и с уважением отношусь к создателям, которые берутся воплотить в жизнь самые необычные замыслы. У Павла Лунгина есть достойные работы подобного жанра, но «Дама Пик» — это промах по полной программе.
Весь замысел очевиден с самого начала и то как разворачиваются события к концу фильма даже неинтересно. Сценарий страдает, нет ни серьезных диалогов, ни сцен, которые бы отражали внутренний мир героев, ничего. С первых минут главный герой, Андрей, ведет себя как зомбированный параноик, что в начале, что в конце — выражение лица не меняется в принципе. Нет никакой психологической трансформации (а фильм то на самом деле об этом), сплошной поток безумных неуместных сцен и фальшивя игра. Возвращаясь к сравнению с «Черным Лебедем», хочется отметить, что как раз зарубежные авторы постарались показать зрителям героиню и полностью раскрыть персонаж, пусть даже в таком психоделическом формате. А в «Даме Пик» нам, наверное, намеренно показывают героев-пустышек, чтобы легче воспринималось.
Актерская игра оставляет желать лучшего. Про главного героя в исполнении Ивана Янковского я уже высказалась, тут собственно и обсуждать нечего. А вот Ксения Раппопорт — фигура неоднозначная. Я видела ее в схожем жанре в фильме «Двойной час», и мне очень понравилось. Наверное потому что опять же итальянские киношники более грамотно снимают такие фильмы. В «Даме Пик» она старается, и это видно… а зрителю не должно быть этого видно. Нераскрытый образ, отсутствие предыстории героини очень портит общее впечатление. София Майер — не просто оперная стерва, это состояние души, образ жизни и способ мышления. Но только не в этом кино. Макияжа в стиле «смоки айс» и безумного смеха недостаточно для того, чтобы стать Дамой Пик.
Увы, Господа, в очередной раз соотечественники печалят зрителей своей кошмарной работой. Очень жаль.
13 марта 2017
Дама Пик
Посмотрела новое кино П. Лунгина, впечатление хорошее. Фильм приятный: многое от жизни, закулисной, фантазий богемы; есть странности, но в самой жизни много загвоздок и неровностей.
Ксения Раппопорт поразила сходством с нашим педагогом по полифонии: чертовское обаяние, блестящий профессионализм, безупречный вкус, пошлость и нескончаемые намеки.
Герман был прекрасным; пение чудесное, выбранная музыка (именно эти фрагменты оперы П. Чайковского «Пиковая дама», из партии Германа), как бы в его исполнении (записывали более 80 человек Большого театра), уводит и не отпускает. Молодое красивое тело в кадре смотрелось очень убедительно: голый Янковский, в роли тенора Андрея в чужих «бусах», разглядывающий себя в зеркале, как «себялюб», Нарцисс — момент ярко представляет его типаж. Не считаю это лишним кадром фильма (читала отзывы и рецензии: эта сцена — прямо камень преткновения).
Лиза — довольно контрастный персонаж, прикольная получилась: среди певцов нет таких скромняг, конечно (на моем веку, по крайней мере), но среди музыкантов в целом, такой образ имеет место быть.
В роли «странностей» выступают разъяренные азиаты, которые с энтузиазмом играют в «Русскую рулетку»; с натяжкой, друг-меценат возможен, как и «кавказская мафия».
Фильм — параллель «Черному Лебедю», где артист всем своим существом пытается следовать по пути сюжета, осуществляя мечту, вживания в роль: проживание персонажа, вплоть до физиологии, эмоций, мышления, следования по «пути Раскольникова», отчаянного и отчаявшегося преступника.
Под конец начинаешь сомневаться в том, для чего, почему и как Герман ставит себя в такое неудобное положение, потом начинаются копания в голове, вспоминаешь сюжет Пушкина и Чайковского (а сюжеты очень разные, мотивы и исходы), и вспоминается личное твое отношение к Герману, думаешь как бы, «так тебе и надо», а герой фильма, между делом, начинает раздражать и удивлять; про себя твердишь: «остановись, парень!», но Андрея-певца несет. Сам процесс того, что задумываешься о Германе, Андрее, себе, сопоставляешь, — это уже кайф. Романтизм в фильме есть.
Ария Далилы из Самсона, с которой начинается фильм, и периодически встречающаяся на протяджении, до сих пор продолжает звучать в голове, что очень здорово.
Спасибо! Неплохое отечественное кино.
10 марта 2017
Все было бы хорошо, если бы не было так грустно… Если бы этот фильм снял молодой, начинающий режиссер, то многое и ладно бы. Но поскольку это Павел Лунгин, то не ладно. Очень много вопросов к сценарию. Что-то не вяжется, но сюжет интересный сам по себе.
Герой хотел стать Германном, зная о том, что тот все проиграл в оригинале. Если бы герой не проиграл — был бы не настоящий Германн, а проиграть значит обречь себя на катастрофу, чего он тоже не хотел. Ладно бы не знал сюжет этой драмы, но ведь знал же… То есть, чего он хотел, так и не ясно.
Кавказские бандиты это отдельная тема. Как может парень который поет в оперном театре вообще с ними пересекаться, у него даже машины нет! Друг детства, даже который его спас якобы, ну очень недостоверно, это совершенно разные люди из разных кругов, и во взрослой жизни, тем более с таким характером как у героя, они бы не встретились. Про любовь тоже ничего не ясно, любила ли героя Лиза совершенно непонятно, только в конце хотела спасти, но как-то неубедительно.
Ксения Раппопорт, хоть и красиво, но очень молодо выглядит для дивы, вернувшейся через столько много лет, ей должно быть не меньше пятидесяти, а то и больше. И постельные сцены очень странные, ничто не предвещало вообще. Никто никого не хотел и не соблазнял, и вдруг в одной постели.
И наконец-то, главный вопрос. Что случилось с актером, утвержденным на роль Германа в начале? Как это он так кстати заболел? Вот просто взял и случайно заболел? Разве такое бывает в свете важности всей этой постановки?
И конец. Каким образом София забрала деньги, и что там вообще произошло непонятно.
Красивые декорации на сцене, и дом мецената, хоть и странный, но другой бы не вписался в картину в целом. И музыка, конечно же, великолепна, и отрывки из арий.
Но Лиза на певицу вовсе не похожа, голос и мимика не совпадают. Голос отдельно, а Лиза сама по себе.
И последний вопрос. Так как ничего не известно об истории героя, кроме того что он провалился под лед, то конечно же интересно, как можно скопить 47 тысяч долларов, не играя главных ролей? Неужели разбивая лампочки в мастерской?
В целом, сложилось впечатление, что Павел Лунгин не любил этот фильм, и не хотел его снимать. Разве что его заставили, или заплатили…
25 февраля 2017
«Долой голливудских фильмов засилие
У Пушкина тоже есть сцены насилия» (с)
Это действительно так, в русской классике можно найти множество сюжетов, которые голливудским сценаристам и не снились. И идея перенести «Пиковую даму» Пушкина в современные реалии очень интересна. Мог бы выйти отличный триллер с элементами драмы и даже хоррора.
Мог бы. Но не вышел.
Но по порядку. В Москву из-за заграницы возвращается оперная дива София Майер. Возвращается она, чтобы поставить на родной сцене легендарную оперу «Пиковая дама». София — особа очень эксцентричная и эгоцентричная, живет в загородном доме любовника, где коллекционирует восковые изображения себя. Есть у нее и скелет в шкафу, — София обожает азартные игры и спускает в казино все свои деньги. В России певицу встречает племянница Лиза. Давным давно София разрушила карьеру ее матери, о чем Лиза напоминает нам каждые пять минут, к месту и не к месту. У Лизы есть возлюбленный — оперный певец Андрей, которому катастрофически не везет в жизни. У него удивительный голос, но он не приносит владельцу ни славы, ни денег. И ради роли Германна в «Пиковой даме» Андрей решается продать душу. Как и пушкинский герой, все свое будущее он ставит на три заветные карты — тройку, семерку, туз.
Надо признать, что действие фильма идет по нарастающей, по всем законам жанра. После скучного начала, от которого хотелось зевать, концовка получилась интересной, даже захватывающей. Ксения Раппопорт как всегда великолепна, Иван Янковский выглядел очень бледно по началу, но потом вроде разыгрался. Исполнительница роли Лизы никакая. Хотя, может, так оно и было задумано.
Всю интригу убивают ужасные, невнятные диалоги. Совсем не пушкинские. И очень растянутое действо. Уложенное в час с небольшим, оно могло бы получиться динамичным. А так, первую половину фильма хотелось уснуть, и лишь ближе к финалу картина становится по-настоящему интересной.
6 из 10
17 февраля 2017
Классика самая забубённая порой отчаянно нуждается в том, чтоб от морщинистого лица её отлепили мушки, стёрли с него румяна, сняли бы с лысеющей головы её чепец с огненными лентами, а со старчески кривобокого тулова — фижмы, робу и корсет позднейших почтительных прочтений — и вгляделись бы в неё голую во всей её обработанной временем анатомии. Чтобы под ностальгической милотой бутафории времен, в которые «не было ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни милых дам-камелий, наивных времён масонских лож, мартинистов, тугендбунда Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных» проступила пульсирующая, потная, пористая плоть живой и узнаваемой нами по физиологической логике наитья жизни. Чтобы мы могли примерить на себя те страсти и те движения души и дать им свой гормонально-эмоциональный отклик, а не фальшиво-жеманные писки в душном воздухе теплиц, пахнущем пачульными духами книжных легкомысленных страниц. Поскольку та же «Пиковая дама» не легкомысленна ни разу. Это история о русской жажде детерминизма во всём, вплоть до сугубо пробабилистской сферы азарта, и русской же наивной вере в свои ловкость, оборотистость, обаяние в деле привлечения на свою сторону волатильностей и случайных величин. О русской семейственности и всех хтонических её деривативах история. И о страсти, самой сильной, сексуальной, требовательной и беспощадной из всех страстей — хризомании, алчности то есть к деньгам и сопряженной с ними власти.
Карточная колода и вообще очень прозрачно, очень философски символична: она одновременно устанавливает жёсткую, бюрократически скучную и неумолимую табель о рангах всех фигур, в которой бедолага-валет, хоть и проподнятый над безликими, презренными шестёрками, всегда, всегда ниже своей дамы, а дама всегда, всегда ложится под туза — и служит инструментом реализации всего случайного, то есть тасовки социальной иерархии через произвол карточных выигрышей и проигрышей. Более того, используемая в гадании, карточная колода становится инструментом, позволяющим подсмотреть в замочную скважину собственной судьбы, перехватить обманно ту информацию, знать которую нам не положено, и саботировать чистоту случая. «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность,' — предостерегает Германна «Новая физиология карт», но тот не слушает предостережения, горделиво, с истинно русским разночинным самомнением уверенный, что он-то сумеет обратить это тайное недоброжелательство себе на пользу, сделав в его монолите исключение для себя одного — и выиграет, и перепрыгнет через тоскливую иерархию чинов, в которой томится, через свет небес зелёно-бледный, скуку, холод и гранит, ночь, улицу, фонарь, аптеку обыденности — в недоступные, неприкасаемые, над всеми властителями довлеющие тузы.
Вообще разлитая по пушкинской повести «тайная недоброжелательность» пиковой дамы — это, собственно, и есть тот элемент внешней среды, который делает жизни маленьких, на детерминизм традиционных добродетелей рассчитывающих людей окончательно невыносимой. «Ужасом, рассказанным светским тоном» называла Ахматова «Пиковую даму». А русский ужас, русский хоррор, архетип его — это всегда противу всех приличий долго зажившаяся старуха, сидящая бесцельно и злобно на мешке с деньгами и старческим своим безлюбым эгоизмом заедающая молодые жизни, подневольно или намеренно, из вызова судьбе, оказавшиеся в её орбите. И нет из этой орбиты иного выхода, как терпеть и угождать, и подставлять покорно шею под вампирьи старухины зубы, страстно ожидая её смерти — и дождавшись, превращаться с неумолимостью укушенного вампиром в такую же старуху. Потому что с осмелившимся бросить ей вызов, с пытающимся втереть ей шулерски очки наглым обаянием старуха поступит ещё безжалостней, выпив уже не кровь, но разум, толкнув под руку, чтоб убил, чтоб оступился, чтоб одёрнулся.
Российское довление старухи над сценической культурой, в эстрадном сегменте совершенно буквальное, с моськами и воспитанницами у ног и сменяющими друг друга недолгими германнами, — как нельзя лучше ложилось на пушкинскую канву молодого озлобления к не дающему жизни, воздуха, свободы, и денег, денег, денег старшему поколению, озлоблению, после Пушкина постепенно табуированному, но Пушкиным совершенно сочувственно санкционированному — и в «Скупом рыцаре», и в «Дубровском», и в «Пиковой даме». Однако сценарная команда Лунгина оказалась озлобленной более всего против не по чину возжелавшего Германна, опасного для плотно усевшихся на свои комфортабельных и наличностью текущих местах, а потому подлежащего по возможности скорейшей нейтрализации, стерилизации, утилизации и удалению голосового жала, а то ишь какой выискался — луну он разбивает своим тенором. Тайная недоброжелательность к молодым парвеню из спальных районов становится у Лунгина совершенно оправданной, совершенно легитимной, совершенно всеми уважаемыми людьми разделяемой, оттого и старуха у него стильна, кудрява и дымноглаза, и туалеты её алы и атласны, и жилище её антично, фонтанно, фрескостенно, и куклы её оживают, если ей того нужно. Эти старики в принципе не собираются уступать своих мест. Никаких «сегодня ты, а завтра — я!» Всегда будут только они.
11 февраля 2017
Посмотрел «Даму пик» Лунгина, которая зеркальный ответ «Черному лебедю». Совершенно не понял, к чему такое уж нарочитое следование сюжету «Пиковой дамы» в фильме про постановку спектакля. Ну совершенный уроборос. Формальное следование сюжету влечет совершенно умозрительные повороты, отсутствия всякой психологической мотивации (ну типа 300 000 валюты дают пареньку без обеспечения). Чудовищный сценарий, при всех несомненных достоинствах составных частей. Юный Янковский очень фактурен, технически очень хороша в своей роли Раппопорт, да и на втором плане содержатель казино неброской манерой все мне напоминал то ли старого Рурка, то ли старого же Челобанова. Нет вопроса к осветителям и гримеру, соответственно, музыка Петра Ильича бессмертна и чуть облагораживает. Отчего Лунгин не обратил взор вспять и не вспомнил, как вольно, блистательно и раскованно он импровизировал на гоголевские темы в «Деле о мертвых душах»?
5 из 10
6 февраля 2017
Популярная оперная певица Софья Майер по приезду в Россию считает поставить «Пиковую Даму» Чайковского на сцене. Попутно она знакомится со своей племянницей, которая собственно и должна будет играть свою роль в пьесе. Также у нее есть парень Андрей, который просто жаждет для себя роль Германа в этой пьесе. Вокруг них троих завертится небывалая круговерть, где будут проверены и разум и страсть и любовь.
Таков сюжет нового фильма Павела Лунгина «Дама Пик». Картина сочетает в себе интересную драму о стремлении к мечте, триллерную составляющую об одержимости этой самой мечтой, и конечно о силе любви. По просмотру невольно вспоминаешь фильм Даррена Аранофски «Черный лебедь», где черные гнетущие краски буквально срывали с главной героини её покров. Тоже самое происходит с героем Янковского — Андреем. Его одержимость играть на сцене Германа просто переходит в сумасшедшую игру между жизнью и смертью, где победителем должен стать только он, потому что, как известно, Герман на третий раз проиграл. Но окунувшись в роль Германа, Андрей перестает видеть, где грань реальности и разумного, сумасброда и здравого смысла. Продолжая впитывать в себя всего Германа, Андрей теряет самого себя. И теперь главная для него цель — сыграть этого самого Германа на сцене, дабы покорить весь мир. А там уже и деньги и слава.
Поможет ему в этом та самая оперная певица Софья Майер, для которой Андрей просто игрушка. И насмешливо, немного с ехидством она покажет ему всю прелесть этого мира. Увидит ли Андрей во всем этом подвох и злую шутку — нет, он Герман, больше не Андрей. И рассудок вернется к нему только после того, когда он поймет, что перед ним реальная жизнь, но будет уже поздно. Русская рулетка не ждет. Одна пуля, два человека и смерть — вот и все нужные ингредиенты внезапной случайности. Повезет ли ему на этот раз?
Должен отметить, перед вами еще один хороший российский фильм, который приятно смотреть. Его хлесткая подача, отличная игра актеров, запоминающийся сюжет и броская драма не дают оторвать глаз на протяжении всего просмотра. Глубоко утонуть в фильме проще простого. Больше всего конечно впечатляет игра Янковского. Выверенный образ психологически запутанного человека показан очень хорошо. Сцены с изобилием неуверенности, безрассудства и неуравновешенности Андрея самый смак всего фильма. Четкие образы, великолепные декорации, атмосфера безысходности и нагнетание на зрителя — здесь есть все составляющие хорошего триллера. Вам стоит только начать просмотр, и гарантирую, оторваться в дальнейшем будет не так просто.
5 февраля 2017
Прошло уже около 25 лет с момента выхода «Такси Блюз», режиссерского дебюта Павла Лунгина, а мастер все продолжает методично исследовать тему «дна», копая каждый раз в новом направлении. Так, если в «Такси Блюз» фокус изучения был сосредоточен исключительно на низшем классе, то в «Даме Пик» еще и присутствует гламур. Сюжет в сюжете, аллюзии к «Пиковой Даме» Пушкина и переложенная на прозу известная опера Петра Чайковского, тоже в свою очередь берущая истоки у литературного произведения великого русского классика — вот главные составляющие этой загадочной ленты о бушующих страстях и амбициях, таланте, вероломстве и азарте, снятой под «безумную», как охарактеризовал ее сам Лунгин, музыку Петра Ильича.
Тема «маленького человека», часто затрагиваемая в классической русской прозе, в нынешний век конкуренции и возможностей оказалась задвинута далеко на заднюю полку литературы и кино, и даже когда оттуда и достается, то в силу массового изменения ментальности рассматривается под смещенным на 180 градусов углом. Если Гоголь в «Шинели», Достоевский, Чехов некогда воплотили в своих «маленьких» героях собирательный образ среднестатистического русского человека, то сегодня таких людей называют на американский манер лузерами, а по-нашему неудачниками. Явление перестало быть интересно само по себе, а только лишь в контексте проблемы самореализации. Будь повесть об Акакии Акакиевиче написана в наши дни, последний должен был бы непременно встать с колен и доказать себе и миру, что он тоже не промах. В этом плане Павлу Лунгину, перенесшему действие знаменитой оперы Чайковского в современность, удалось сочетать классическое старое с новыми реалиями. В его Германне одновременно есть и что-то от Раскольникова и других «пигмеев», рожденных авторами предыдущих столетий, и вполне типичные для сегодняшнего времени черты. Предприимчив и порой нагл, он, в отличие от главного действующего лица «Шинели», ставит перед собой большие цели.
Всегда вдохновлявший Лунгина контраст между блеском и нищетой, достигший своего апогея еще в «Олигархе», в «Даме Пик» заиграл новыми красками. Героев можно условно разделить на представителей дна и элиту, чей путь к успеху и интересует режиссера. Честная игра против беспринципности — ключевая антитеза, вокруг которой вертится все действо. Яркие, глубоко раскрытые характеры (кроме, пожалуй, покровителя-фаворита оперной дивы Олега, нужного скорее в качестве живой декорации, чем в каком-либо ином) взаимодействуют друг с другом на двух параллельных уровнях — в реальной жизни и внутри поставленной Софьей Майер оперы, где каждый из них гротескно воплощает себя самого. Театрализованное оперное действо — кульминация, имеющая ассоциативный отсыл не только к Пушкину, но еще и к библейскому сюжету об Адаме, Еве и змее, где у участников треугольника совпадают роли, но не пол. Внутри полной вакханалии из продуманных, масштабных декораций, нагнетающей драматизм музыки и профессионального пения главный женский персонаж (Софья Майер) под слоем белого грима вдруг, как некогда Дориан Грей, являет зрителю свое истинное лицо.
«Дама Пик» — это кино, где главный герой не является ни «хорошим», ни «плохим»; где финал известен уже в начале, что нисколько не умаляет интригу; и которое при всем аллюзионном внешнем антураже по своей сути является абсолютно жизненной и прозаичной историей о людских слабостях и недостатках.
10 из 10
23 декабря 2016
Я пытаюсь понять в каком состоянии наш кинематограф, если наши критики, даже Антон Долин, на полном серьезе фильм хвалят. Награждая его эпитетами — жанровое кино, глубокий психологический триллер, лихо закрученный сюжет. А главное, что фильм умело балансирует на грани массового и элитарного кино. Поэтому сборы меньше 500 тысяч долларов, при затраченных почти четырех? Умело балансирует. Ага. Как же.
Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и об этом догадывается Софья, оставившая для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля.
Уже со сцены прибытия Софьи Майер в Москву я понял, что меня ждет очень плохой фильм. Оперная певица выходит из аэропорта и ее ждут сотни фанатов, скандирующие ее имя? Вы серьезно? Ее Rolls Royce 1936 года везут на поезде в Москву, вслед за обладательницей? Вы серьезно? Главный герой в точности тупо повторяет действия Германа из Пушкинского романа и это должно вменяемо смотреться в современной Москве? Вы серьезно? ТО ли Лунгин далек именно от масскульта, то ли далек от современной жизни, но все в его фильме напрочь искусственно.
Совершенно искусственное подпольное казино, они так не выглядят уже лет 30, совершенно чужой текст в устах героев, когда Мария Курденевич (мне печально, но это очень слабая роль) и Иван Янковский повторяли в адрес Ксении Раппопорт слово — «сука», мне хотелось расхохотаться, совершенно карикатурные бандиты — армяне. Павел Семенович, что это? Бандитами в России могут быть только кавказцы? А если и они, то настолько дурновкусные? Вы забыли как блестяще живописали их в Олигархе? Это дурацкая калька с Балабановских «черножопых» в трамвае чести вам не делает.
Но самое невероятное, что фильм практически является полной копией Черного Лебедя. Точно такая же одержимость ролью. Там балет, тут опера. Точно такая же эротическая связь страждущего с дающим, точно такая же линия психического расстройства и самое несуразное, что ТОЧНО ТАКОЙ же финал по сути. Но там где Даррену Аронофски хватает чувства меры закончить картину, Лунгину ее недостает. Черный лебедь пугал, потрясал, ужасал (прошу ничего не писать тех, кому он не близок. нас давно рассудили сборы, премии, награды, место фильма в истории, и миллионы зрителей), Дама Пик оставляет в полном недоумении.
Из плюсов — музыка, костюмы, феерическая игра Ксении Раппопорт. она подтвердила свой статус, даже в слабой картине. Момент ближе к концу фильма, где она в гриме старухи -графини — это Голливуд. Когда-то Лев Додин сказал, я считаю, что для таких артистов как Петр Семак российское кино слишком мелкое. Так вот оно мелкое для Ксении. В нашей стране не снимают фильмы ее уровня, поэтому ее итальянская карьера отмечена всем миром, а тут она вынуждена соответствовать общему среднему уровню. Игорь Микрурбанов — царь. На данный момент — мой любимый театральный артист России, абсолютно зловещий, мрачный, убедительный, харизматичный, и он тут на своем месте. Но как же ему тесно в плоском сценарии! Как же много можно было вытащить из такого героя… Иван Янковский — красавец! Реальный красавец. Вот кто может и должен быть секс символом страны. За него не стыдно. Но давление, которое оказывается, отсылки к отцу, и конечно, деду, играют плохую службу. Местами он очень хорош. Но весь фильм, увы, не вытягивает. Много самоповторов. Но потенциал большой.
За весь фильм мне понравилось минут 15. Сцена из самой оперы, и сцена с русской рулеткой. Где два русских парня стреляются при толпе китайцев. Напряженно. Смачно. Правдиво. Так и будет через 30—40-50 лет. НО. И это повтор. Владимир Сорокин закрыл эту тему навсегда. Сначала в Дне опричника, потом в Сахарном Кремле, ну а в гениальной повести Метель, он не оставил шансов хоть кому либо, хоть как-то высказаться на этот счет. Я вынужден признать, что это был самый скучный фильм за последние годы. Полагаю, со мной не согласятся многие. Ваше право. Я разочарован максимально, насколько вообще можно разочаровываться от ожиданий.
17 декабря 2016
Только ленивый не сопоставлял новую ленту Павла Лунгина «Дама пик» с «Чёрным лебедем» Даррена Аронофски, однако, с «Чёрным лебедем» картину связывает лишь мощный легендарный материал, лежащий в основе сюжета и завязка, заявленная в трейлере.
Не скрою, трейлер произвёл на меня куда большее впечатление, нежели сам фильм. С другой стороны, обманутые ожидания обернулись приятными сюрпризами!
На самом деле, история не сводится к единственному несчастном актёру, потерявшем голову в погоне за ролью его мечты. Персонажей в фильме много и каждому уделено должное внимание. Они многогранны, их невозможно разделить на чёрное и белое, в их существование в реальной жизни очень легко поверить, что дарит фильму огромный плюсик в карму.
Мне очень жаль, что в актёрских работах Ивана Янковского достойный внимания фильм «Дама пик» теперь всегда будет соседствовать с низкосортными «Ночными стражами», благодаря которым мне было сложно всерьёз воспринимать его игру добрую часть фильма…
Кинозал, увы, был наполовину пуст, и это в выходной-то день. Однако, пока основная масса зрителей штурмовала кассы кинотеатров в очереди за билетами на «Фантастических тварей», а сайт кинотеатра не справлялся с он-лайн бронированием, на сеанс фильма Павла Лунгина «Дама пик» собралась исключительная публика!
Все присутствующие зрители были просто на подбор: возрастные пары, интеллигентные люди, ни одного стакана с поп-корном, ни одного невыключенного мобильного телефона… Люди, отстоявшие ОГРОМНЕЙШУЮ очередь, чтобы посмотреть не кассовый блокбастер, а новый фильм любимого режиссёра на большом экране. Заглядение! Такая публика дорогого стоит!
И опять же, в очередной раз не могу не обратиться к людям, сетующих на русских кинематограф, мол, как же всё плохо…
Дорогие мои, хорошие, сходите и проголосуйте рублём за качественное, умное кино и его станет больше. Я искренне советую всем не упускать возможности, посмотреть «Даму пик» на большом экране, погрузиться в атмосферу алчности, страсти и сумасшествия, получить эстетическое удовольствие и, в конце концов, послушать шикарную музыку и прекрасно исполненные арии…
P.S.:.. . а потом прийти домой и посмотреть «Незнакомку» с волшебной Ксенией Раппопорт…
14 декабря 2016
На что мы обращаем внимания, прежде чем посмотреть фильм? Синопсис и трейлер. Первый оказался интересным, а второй завораживающим, но запомните, никогда не доверяйте трейлерам, потому что они могут сыграть с вами очень злую шутку. По трейлеру мы понимаем, что нас ждет реально интересный сюжет, но увы и ах. А в тех моментах, когда актеры начинали петь, то явно заметно, что поют совершенно не они, а просто открывают рот под слова, за этим было неприятно наблюдать. Вспомните хотя бы такие зарубежные мюзиклы, как «Отверженные» и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», в которых актеры пели сами, и по себе картины были очень интересными.
Что касается актеров, то тут тоже не все гладко. Да, можно привести пример с недавним «Орлеаном» Андрея Прошкина, где все герои так или иначе вели себя аморально, но если в «Орлеане» понятно, что там какая-то своя атмосфера, то в нашем случае ничего не ясно зачем и для чего так делать. Всех описывать не буду, скажу только про одного актера, на которого возлагал надежды — это Иван Янковский. После «Ночных стражей», где он сыграл главную роль, я понял, что актер из него «так себе», но решил дать ему шанс в «Даме Пик». Он частично оправдал себя, если бы сюжет и другие актеры были хорошими. Янковский сыграл помешанного на роли Германа парня Андрея, который готов на все, чтобы получить заветную роль. Андрей очень неприятный тип, и то как он ведет себя со своей девушкой порой вообще вводит в недоумение, насколько может быть помешан человек на своей мечте.
Конец фильма тоже оставляет смутное ощущение, поэтому лучше даже не смотреть его вовсе. Надеюсь, что Россия все-таки сможет чем-то удивить.
8 декабря 2016
Прежде чем говорить непосредственно о фильме, хочется оговорить три пункта, собственно, предшествовавшие самому походу в кино и формировали первоначальное впечатление о постановке.
1. Хорошей экранизации классики не было уже очень давно. В 21 веке, пожалуй, не было еще ни одной, которая заслуживала бы хоть сколько-нибудь серьезной оценки. Касается это как недорогих фильмов молодых режиссеров, так и мастеров, съевших не одну собаку, в том числе и на поприще экранизации. Например, Бортко и Хотиненко. Однако в чем несомненный плюс даже слабых экранизаций классики — увеличение популярности первоисточника, то есть литературного произведения. Кино, как более доступное искусство для молодежи, оказывает в данном случае огромную услугу своему старшему товарищу — литературе. И уже хотя бы поэтому стоит ценить то, что кто-то берется за экранизацию классики.
2. Павел Лунгин — режиссер, близкий к тому, чтобы стать живым классиком отечественного кино. Не уровня Тарковского, Данелия, Шукшина и иже с ними. Даже не уровня Кончаловского и Сокурова. Ниже. Но все-таки — классиком. Где-то не хватает таланта и глубины, но идейные и духовные ориентиры его верны, хороши, уважаемы. А тут еще и Ксения Раппопорт в главной роли. Ксения Раппопорт — этим все сказано.
3. Метаповествование (или metafiction, что звучит чуть вернее) — это всегда крайне интересно и захватывающе. Прием, заслуживающий большого уважения, большого интереса, но и требующий от создателя соответствующих усилий, глубины мышления. К тому же в данном случае метаповествование еще более «мета» — театр в кино.
Страсть — лейтмотив всего фильма. Все персонажи одержимы страстью. И эта страсть совершенно болезненна. Думается, что источником ее является скука или же пресность жизни. И вряд ли такое изображение стоит ставить в заслугу Павлу Лунгину.
Глобальной проблемой нашего кино становится(а, впрочем, уже стало) отсутствие на экране настоящих людей. Нормальных, если хотите. Нас с Вами. От режиссера Лунгина стоило бы ждать этих самых настоящих людей, которые бы жили, страдали, переживали, менялись. Но…
София Майер. Гениальная певица, знаменитая на весь мир. Властная, взбалмошная, уверенная, надменная, расчетливая, развращенная, сумасшедшая. Что ею руководит? Страсть. К деньгам, сексу, театру, пению, славе, острым ощущениям. Безусловно, сильный персонаж, сильно исполненный сильной актрисой. Но история ее выглядит брошенной на полдороги и должного развития не получает.
Ее племянница. Тоже одержима страстью. К — парадокс — апатии. Андрея она то ли любит, то ли нет — совершенно не понятно. Софию она вроде ненавидит, но, в таком случае, ненависть ее странна. В театре она то ли хочет, то ли не хочет играть, о чем, кстати, неоднократно говорится в фильме. Зачем она соглашается играть и петь партию Лизы, если терпеть не может Софию и не хочет быть звездой? А вдобавок — сама признается, что не может играть эту роль в этой постановке. Да кажется и не хочет.
Наконец, Германн. Думается, что и смысл, и задумка состояли в том, чтобы показать, как актер Андрей постепенно становится одержимым, сходит с ума, все больше отождествляя себя с персонажем Германна. И сколь талантливая мысль — показать постепенно нарастающую паранойю и одержимость, превращение Андрея в Германна, принятие на себя его жизни и судьбы, и огромное падение-выход из этого персонажа с одновременным крахом актера, певца и человека Андрея. Мощно!
Вместо этого — мы видим уже сошедшего с ума Андрея, превращение которого происходит не ментально, не характером, не внутренне, а лишь по воле и слову сценариста. Не говоря уже о грубом лице актера Янковского, отпускающего наивные и высокопарные фразы, манерно кривя рот, что вкупе дает именно такую реакцию, какую демонстрирует Майер/Раппопорт — истерический смех. По иронии судьбы, думается, что Великий Дед Ивана Янковского справился бы с ролью просто изумительно, а слабости сценарии скрасились бы природным очарованием и харизмой актера.
В результате, выходит довольно манерное притягивание за уши литературного произведения к сюжету фильма. Персонажи не живые — деланные. Связи с произведением Пушкина — нет. Как следствие — мы получаем очередной фильм-историю, коих множество, кои ровно на один раз. Ведь что заставляет пересматривать фильм? Вовсе не сюжет — его мы запоминаем с первого раза, повторять его не нужно. Исключительно игра актеров — совокупная работа режиссера, оператора и, собственно, актеров. Это, что называется, актерское кино. Это именно то, когда веришь, когда чувствуешь, когда понимаешь. Таковым был кинематограф СССР. Сейчас же мы снимаем лишь истории, сюжетики, с интригой, с необычной (читай — банальной и скучной) концовкой. А играть в них нечего.
Два часа на экране пляшут манерные куклы, словно выбравшиеся манекены из «гробов» Майер, чтобы устроить бал-маскарад. Гротеска, надо сказать, вообще хватает в фильме. Где-то он оправдан, в большинстве случае — нет. Совершенно нелепые мафии — русская, кавказская, азиатская. Зачем? Почему? Для чего? Еще более нелепые флэшбеки главного героя.
Неоспоримо одно — фильм сделан качественно. Некоторые места — прекрасная работа операторов. Декорации театра в постановке — блеск. Два часа триллера — есть. Вместе с тем — слабый фильм, очень поверхностный.
30 ноября 2016