Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пессимист |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Жизнь пугает, но вдохновляет» |
режиссер: | Миша Холод |
сценарий: | Миша Холод |
продюсеры: | Ольга Золикова, Пафнутий Рощин, Ашот Гезалян |
видеооператор: | Василий Иванов |
композитор: | Алексей Глазков |
монтаж: | Миша Холод |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $11 472 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Посмотрел картину уже несколько дней назад и до сих пор не могу перестать о ней думать. Давно не видел фильма, который захотелось бы пересматривать. Казалось бы, все так просто. Всего три персонажа, несколько мест и главное, не происходит ничего такого… Никто никого не убивает, никто не умирает, ничего скандального, кричащего. А между тем, история проникает в тебя. Слова, взгляды, вопросы, отношения — не просто трогают. Их невозможно выкинуть из головы. О них хочется думать, хочется перемалывать, домысливать.
Про пьесы Чехова говорят: «Люди сидят за столом, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». «Пессимист» — это история, где люди сидят за столом, пьют чай, а в это время их души проживают свои сложные, полные противоречий и конфликтов, жизни. И самое интересное, эти переживания настолько точно переданы, их так явственно ощущаешь, что, смотря фильм, совершенно забываешься и уходишь в них с головой. Современное авторское кино часто отличает монотонность, растянутось. Здесь же история рассказана увлекательно, ее смотришь с неотпускающим напряжением. Повороты сюжета непредсказуемы, при том, что сюжет этот развивается на каком-то внутреннем уровне.
Режиссер рассказывает свою историю с какой-то утонченной виртуозностью. Тебя уносит в этот мир, а ты даже не замечаешь, как проходит час сорок. Актеры просто фантастические. Бабушка в исполнении Татьяны Ткач — обаятельна, остроумна, красива. Ее шутки злы, но мудры. Чувствуется, что еще недавно это была женщина что надо. На нее хочется смотреть бесконечно. Константин Телегин — очень необычный актер с внешностью и притягательной, и отталкивающей одновременно. Он наблюдает, он гипнотизирует и в то же время он влюблен в этих двух разных женщин, как может быть влюблен художник в красоту, в природу. Мария Хрущева в роли Жени удивительна. Ее героиня вызывает то сочувствие, то негодование, то восхищение. Все герои неоднозначны, в них есть и прекрасное и нелепое. Они бывают великодушны, а бывают мелочны и эгоистичны. Именно таковы настоящие реальные люди.
Меня удивило, как неожиданно и небанально раскрыты темы фильма. Трудности понимания возникают не потому, что кто-то из героев злодей или подлец. Понять друг друга и себя оказывается едва ли возможным потому, что мы так устроены. Каждый заперт в своем одиночестве и во то же время каждый из нас тоскует по другим людям и стремится к ним. Ужас старения и выброшенности из жизни, воплощенный в образе бабушки, ощущается отчетливо и остро. Страх взросления, растерянность перед недетским и непонятным миром, который испытывает Женя, знаком каждому и передан с правдивой жесткостью. Смятение зрелого художника перед загадками жизни, его желание постигать и преобразовывать мир вызывают сопереживание и жажду думать.
Картину отличает очень необычная авторская интонация. Она одновременно горькая и мудрая, насмешливая и сострадательная, ироничная и печальная. В картине много по-настоящему смешных шуток. В некоторых сценах герои беззаботны и радостны как дети. В других эпизодах они погружают нас в глубокие бездны своих личностей.
«Пессимист» — это по-настоящему красивый фильм. Там нет долгих планов природы или модных головокружительных пролетов камеры. Но поражает красота лиц, движений, какая-то изысканность, поэтичность в каждом кадре. Камера не отвлекает своим движением, а позволяет всмотреться, проникнуть в показанную жизнь.
И все-таки, в картине, еще много загадок. Я думаю, это одна из тех вещей, которым удалось, с одной стороны, уловить современность с ее конкретными актуальными чертами и проблемами, а с другой, вырваться за пределы сегодняшнего дня. Я уверен, что буду смотреть «Пессимиста» не один раз. И чувствую, что меняясь со временем, буду находить в этой истории что-то новое и нужное.
10 из 10
25 апреля 2016
До предпремьерного показа данной картины в «Англетере», я относился к нашему авторскому кино, мягко говоря, недружелюбно. Мне изрядно надоели никчёмные потуги современных режиссёров во что бы то ни стало шокировать, показать «правду-матку», затронуть доныне табуированную тему. К сожалению, российский арт-хаус чаще всего представляет собой «чернуху» и актуальную «пошлятину», которую так любят на заграничных кинофестивалях. Уж очень там любят посмотреть на «настоящую» Россию. Эти натуралистические жизнеописания русской глубинки, с соответствующими ей диалогами (причём мне, выросшему в провинции в неблагоприятных условиях, понятно, что в большинстве случаев, это лишь претензия на реалистичность), стали настолько востребованы, что в нашем кино просто не остаётся места для фильмов интеллигентных, умных, поэтичных. «Пессимист» не последовал за модными тенденциями. И за это ему большая благодарность.
То что «Пессимист» выбивается из общего потока стало понятно сразу. Завораживающие долгие кадры, которые так приятны для глубокого осмысления и прочувствования, резко отличаются от клипового монтажа современных киноработ, где зрителю не дают времени подумать. В небытовых, хорошо продуманных мизансценах есть что-то архетипическое, какие-то едва уловимые символы. Многочисленные крупные планы приковывают внимание, и позволяют насладиться актёрской игрой. Диалоги в данной работе весомы и значимы, что также сейчас большая редкость. Но больше всего порадовал юмор — тонкий и умный, без опостылевших «сортирных» шуток. У создателей получилось снять незаурядный фильм обойдя стороной сексуальные, политические и религиозные темы. Никакой эксплуатации популярными темами — режиссёру интересен в первую очередь человек, его душевные переживания, его сила и слабость, его глаза, мысли, слова.
Начну с названия. Почему картина называется «Пессимист»? И кто он — этот пессимист — внучка, бабушка или режиссёр? Я думаю, каждый из них. Здесь мы видим три вида пессимизма: пессимизм молодости — разочарование Жени в своих детских мечтах, в своих способностях, и в связи с этим её неуверенность в себе (отсюда и возникает желание забеременеть, чтобы реализовать себя в ребёнке); пессимизм старости — неосуществлённые возможности, потерянное время, безвозвратно утраченные красота и молодость; кризис среднего возраста — застой в творчестве и любви. Всё это соединяется в воображении Миши в единый образ Пессимиста, того кто видит этот мир в мрачных тонах, того кто испуганно предощущает появление «призрака».
Актёрская игра — замечательно, вдумчиво. Герои представлены в развитии, причём, изменения разительны. Персонаж Константина Телегина из разочаровавшегося, потерянного и неуклюжего человечка превращается в безжалостного игрока, возмутителя душ и циничного наблюдателя крушения чужих судеб. Женя (Мария Хрущёва) являясь вначале милым растерянным, но счастливым ребёнком, постепенно огрубевает и блекнет. Как за спасительный круг она хватается за любовь, точнее, за надежду на любовь, но и она оказывается очередной иллюзией. Нина Ильинична (Татьяна Ткач) — холодная старая леди, ведущая ежедневную борьбу со скукой и болезнью, обретает интерес к жизни в неожиданно завязавшейся игре. Но в итоге горькое осознание того, что жизнь не шахматная доска и не научная теория, и в ней нельзя всё предугадать и рассчитать, сбрасывает с бабушки непроницаемость, заставляя её, наконец-то, глубоко чувствовать, страдать.
Режиссура — на очень высоком уровне, особенно, если учесть, что это дебют. Заметно влияние Бергмана, и это большой плюс. Миша Холод рассматривает здесь перепитии творческого процесса, то как жизненные впечатления преобразуются в произведение искусства. Поэтому борьба двух муз за внимание художника — это отображение его внутреннего конфликта, противоречий, раздирающих его во время созидания. Чтобы создать нечто великое творец должен испытывать яркие положительные и сильные отрицательные эмоции, впитывать самое высокое и самое низменное. При этом нередко приходится что-то убивать внутри себя, даже самое любимое, чтобы довести замысел до воплощения, а это воплощение до совершенства.
«Что такое призрак? — Душа». Главный герой прокрадывается в чужие души, чтобы навечно запечатлеть эти «призраки» в своём произведении. Эти привидения — неотступные тени прошлого. Фантомы настоящей жизни, которые устремляют свой взгляд обратно в реальность. Происходит этакий круговорот жизни и искусства, взаимное проникновение. «Жизнь пугает, но вдохновляет».
Браво!!!
10 из 10
14 апреля 2016
Сюжет «Пессимиста» — это небольшой фрагмент из жизни трех людей (режиссера Миши, интеллигентной пенсионерки Нины Ильиничны и ее внучки, вчерашней студентки-беглянки Жени), имеющий, однако, судьбоносное значение для всех троих. Как и бывает в жизни, случайная встреча приводит к неожиданной развязке.
Для меня очень важным показалось то, что персонажи фильма — это вполне реальные люди: такую бабушку легко можно встретить в петербургской аптеке или книжном магазине, и сотни девушек, таких, как Женя, гуляют по Невскому, а из двора-колодца нет-нет да выглянет погруженный в свои мысли бородатый человек — такой, как Миша. Они не выдуманы, они живут среди нас, и, может быть, они — это мы и есть. Перед просмотром мне казалось, что главной фигурой будет герой Константина Телегина, и что «пессимист» — это всё о нём, однако, в процессе просмотра стало понятно, что все три фигуры героев равнозначны, это такое «трио» без основного, главного солиста. При этом каждый из героев на протяжении фильма своего рода «эволюционирует», и в финале они уже совсем не те, кем были раньше…
Так о чём же этот фильм? Однозначный ответ, по-моему, дать невозможно. Меня как зрителя просто взяли за руку, отвели в старую квартиру на Васильевском и пригласили поучаствовать в разгадывании «вечных» ребусов, таких как: «Кто я в этом мире?», «Зачем я?», «Что я могу дать другим и должен ли?» и много-много других, причем без банальщины и «прописных» истин. И потом меня отправили в одиночное плавание посреди «моря» этих вопросов, а уж найду ли ответы, и какими они будут, зависит только от меня…
Миша Холод показал мир настоящих людей, где каждый прав по-своему, и нет виноватых, кроме себя самого, мир без «шелухи» надуманного, мир реальных связей между совершенно разными, — кровно родными или сведенными волей случая, — людьми, мир, в котором есть любовь и есть недопонимание…
Поразила игра актеров, давно так не проникалась (особенно впечатлила игра Татьяны Ткач, спасибо ей огромное, конечно же, не умаляя талантов других актеров). Также отмечу тонкий юмор, он подан ровно в тех дозах, чтобы снять некоторое напряжение и не превратить фильм в комедию. Финал открытый, было о чем подискутировать после просмотра.
8 из 10
12 апреля 2016
Впечатления при просмотре кинодебюта и профессионально снятого фильма чаще всего совершенно разные. Как бы дебютанты ни старались посягнуть на ту или иную высоту — далеко не все могут справиться с поставленной задачей. У меня стойкое ощущение, что эту историю Миша Холод снял по реальным событиям. Главного героя тоже зовут Мишей, он тоже кинорежиссёр. Сам сюжет — до мозга костей бытовой, не обременённый какими-то немыслимыми поворотами, степенный и размеренный, как гладь озёрной воды. Так могло быть. Почти с каждым. В это я не могу не поверить.
Досадно другое. «Пессимист», пытаясь быть хорошим арт-хаусным фильмом неопытного, но старательного и аккуратного режиссёра, в итоге остаётся лишь отчаянной попыткой найти благородную почву голыми руками, не имея с собой лопаты. Проще говоря, здесь наблюдаются самые типичные ошибки дебютантов, страшащихся отойти хоть на шаг от сценария к импровизации, отчего история из потенциально любопытной задумки превращается в отчаянно скучный и странный фарс с глубокой драматической подоплёкой.
Да, это по-питерски атмосферная картина. Здесь очень хорошая операторская работа. Визуально всё выглядит иной раз потрясающе, если это слово можно уместить в четыре стены и разбросать на три человеческих образа. Сами актёры чудесно вписываются в отведённые им роли. За всё это режиссёра можно только похвалить. Как послушного ученика, читавшего многое из классики и пытающегося каждую мизансцену обустроить так, чтобы нельзя было придраться. При этом не пренебрегая минимализмом, сосредоточенностью на лицах и эмоциях, ради чего даже особый формат кадра заготовлен заранее.
Проблема заключается в другом. За час сорок минут фильм, пусть даже арт-хаусный, должен запомниться зрителю, как-либо встряхнуть его, заставить над чем-то задуматься (если не несёт развлекательного характера). Пессимистичность «Пессимиста» в том, что я уходил после сеанса таким же пустым, как и пришёл. С горящими от операторских планов глазами, с отпечатавшейся на сетчатке атмосферой интеллигентного, бытового, спрятанного от глаз туристов Петербурга. Но с пустой головой и спокойным сердцем.
Чтобы найти причины казуса, нужно обратиться в первую очередь к сценарию. Мужчина. Бабушка. Внучка. Никто не просит сделать из этого конфликта типичный американский «любовный треугольник», где все бы в конце друг с другом переспали, а может, было бы даже убийство. Никто не просит примешивать сюда особые виды похоти и коварства. Только вот чего-то всё равно не хватает… Хотя сама суть сюжета в конце концов была передана: кинорежиссёр вошёл в жизнь двух женщин не просто так. В ходе затянувшейся интриги он, помимо некоторых собственных перемен, изменил что-то непосредственно в женщинах. Проще говоря, «ария» из той «оперы», когда третий человек нужен двоим персонажам не для того, чтобы дополнить собой их союз, как кажется поначалу, а для того, чтобы своим появлением вскрыть давно захороненные проблемы отношений, натянутых между ними. Как расщепляющий атомный элемент в хрупком ядре.
Более опытный режиссёр нашёл бы способ перенести этот сценарий на экран с большей пользой, с большей кинематографической свободой, позволяющей зрителю по-настоящему проникнуться историей, не быть в стороне. Здесь же кино от начала до конца напоминает театральную постановку, в которой все действия, реплики, движения столь же театральны, слишком правильны, слишком чётко распределены, отчего «Пессимист» пытается дышать, жить полной грудью, кричать свою правду, но вместо этого беспомощно задыхается, как выброшенная на берег рыба.
Сам конфликт тем временем даже если не требует какой-либо дополнительной остроты, в своей самостоятельной основе остаётся, скажем так, недожатым, неполноценным. Всё, что удаётся вынести из фильма, так это то, что разница поколений между женщинами — страшное дело. А для вскрытия душевных нарывов просто нужен мужик. И ещё не известно, что на уме у мужика. Поэтому финал выглядит как внезапный обрыв: да, лететь с него неожиданно, да, подобного исхода нельзя было предугадать. Но почему-то не удивляешься. Наверное, потому что до этого история не захватывала так, чтобы окунуться в неё полностью.
Каким бы спорным ни был дебют Миши Холода, хочется пожелать ему дальнейших творческих успехов, как и всем задействованным в проекте кинотворцам. Главное — не сдаваться, учиться на ошибках, нарабатывать необходимый опыт. И тогда будущее покажет новые горизонты.
5 из 10
3 апреля 2016