Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большой |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Валерий Тодоровский |
сценарий: | Анастасия Пальчикова |
продюсеры: | Елена Кожанова, Анастасия Бирюкова, Петр Тодоровский, Дмитрий Давиденко, Валерий Тодоровский, Антон Златопольский, Максим Коропцов |
видеооператор: | Сергей Михальчук |
композиторы: | Павел Карманов, Анна Друбич |
художники: | Владимир Гудилин, Александр Осипов |
монтаж: | Алексей Бобров |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 372000000 |
Сборы в России: | $4 029 886 |
Мировые сборы: | $3 990 117 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 2017 г. |
на DVD: | 10 июля 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Увы, и я добавлю ложку дегтя.
Я люблю фильмы про балет: 'Я вас любил', 'Мания Жизели', 'Велисы', 'Анна Павлова'. Великое искусство! Изящество, чувственность, красота в своем абсолюте, за которыми стоят годы рабского труда, непрекращающаяся боль, жесточайшая конкуренция и как следствие горы трупов.
История лучше, чем ее проработка и картинка лучше, чем ее звуковое сопровождение. То, что история до боли наивная, простая, даже заезженная, - это хорошо, так душа лучше разворачивается навстречу прекрасному. Беда в том, что то ли на прекрасное времени не хватило, то ли денег, то ли незрелые метания главной героини удовлетворили авторов настолько, что они решили не иллюстрировать их искусством танца. Сценарий откровенно плохой. Не знаю, сколько авторы потратили времени на 'находку' - дать легендарной балерине, героине Алисы Бруновны, имя Улановой, отчество - Плисецкой и некоторые реплики Вагановой, на то, чтобы поместить главную героиню в Шахтерск, подобно шахтерскому городку Билли Эллиота (тут надо сказать, что почти вся эта история буквально слизана с одноименного английского мюзикла о мальчике, мечтающем о балете, вместо того, чтобы стать мужиком и, как папка, по вечерам пить пиво в пабе, даже заканчивается все теми же кулисами перед выходом на главную партию в 'Лебедином'), а также, чтобы придумать подружку-конкурентку, как в 'Черном лебеде', но только все это не выглядит как многолетний труд. Да, это можно рассматривать как роман-воспитание, но, вряд ли, как роман-воспитание будущей легенды балета. Вот в начале героиня растягивается, не понятно, зачем, но это интересно. Чего такого же специфического больше в картине не будет. Занятия в классе прилизанные, репетиции никакие. Интерьеров Большого, костюмов, сценического действия - всего этого катастрофически мало. Музыка Чайковского - только на титрах.
Интрига с деньгами хороша, право слово, удивила, но не знаю, можно ли рекомендовать фильм только за нее и за параллельную историю Галины Михайловны, которая хоть и нереальна, но трогает.
Разочарование именно потому такое сильное, что есть в этом фильме что-то доброе, вечное, но в зачаточном состоянии. Может, в изначальной идее, может, в мастерстве Тодоровского, может, в желании всякого русского гордиться национальным искусством балета, артистами балета, Большим?
5 из 10
(мало для такого фильма)
1 февраля 2024
Перед началом просмотра этого фильма, я ожидала увидеть интересную историю Большого Театра, его мощь и величественность, но сюжет свелся к истории одной балерины, что меня немного разочаровало.
В фильме поднимается тема выживания в коллективе, ведь известно какая жесткая дисциплина и особый порядок царит в таких школах. И вообще, балет это очень тяжелый труд и монотонность. Было жалко этих тощих девчонок, борющихся за место под солнцем.
Еще одной темой фильма становятся отношения с близкими людьми главной героини Юли Ольшанской. Ее мать и родственники не верят в нее и пытаются навязать чувство вины, а ведь для достижения целей и успеха так нужна поддержка близких.
Не очень понравилась внешность актрисы на роль главной героини, грузная, нет легкости какой-то, породы.
Хотелось бы отметить прекрасную игру Алисы Фрейндлих, она играет преподавателя в театре, а в прошлом успешную балерину, но вот только не показали ее в молодости, как она танцевала.Думаю было бы интересно.
Фильм можно посмотреть тем, кто хочет посмотреть на красивые тела, грацию движений и заглянуть за кулисы Большого.
7 августа 2023
Поражает высокий рейтинг этого фильма.
Что хочет увидеть зритель, приступая к просмотру картины о балете? Верно, искусство, огни рампы, тяжёлые багровые кулисы, позолоченную лепнину балкончиков в зрительном зале, красивый классический балет, хочет услышать классическую музыку. Что из этого есть в фильме «Большой»? Правильно, ничего.
Мне показали историю гениальной танцовщицы, которая попала в большой балет из провинциального города и неблагополучной семьи. Заезжено? Ещё как. Но ведь даже банальщину можно снять интересно и сочно.
Однако, «Большой» — откровенно унылое, скучное и безбожно пустое произведение… неискусства. Искусство должно вызывать эмоции. Эта поделка не вызывает ничего.
Начну с моральной составляющей. Итак, главная героиня случайно попадает в академию балета. Неказистая девчонка грубит всем, кого видит, ну надо ведь как-то показать её грустное прошлое, правда? Если провинция, то непременно семья алкашей, ведь не_алкаши только в Москве, по мнению товарища Тодоровского.
Главной героини всё летит в руки само. Её педагог в исполнении Фрейндлих всячески хитрит и изворачивается, лишь бы «гений» попал в лучшие проекты, да на первые партии, вот только самому «гению» ничего даром не нужно. Страсти в глазах по нулям, экспрессии в игре сто с минусом. Мне ни разу не показали, что она реально обожает балет и помешана на своём любимом деле. Да даже не показали, что это её любимое дело. Дама просто плыла по течению, ей давали блага, она брала. Всё. И чему учит такой посыл? Не старайся, не бейся головой о стену, стараясь стать профи?
Давайте-ка вспомним картину «После тебя» с Безруковым. Как тот сыграл танцора Темникова, ух! Личность. Фанат своего дела. Веришь в его мастерство и его драму. А тут… пшик. Куда больше зрительского переживания получает главный антагонист, которая по задумке сценаристов не такой природный талант, зато реально фанатка балета, трудяга, трудоголик. Главная героиня не вызвала ничего, а временами даже бесила.
Как вы поняли, актёрская игра так себе.
Снято некрасиво, не сочно, не «живо». Если балет такой унылый, то почему он так покоряет сердца многих?
Тодоровский, остановись! Ну не получается у тебя красочное тематическое кино. В этом фильме нет ни музыки, ни классического балета, ни — о, ужас! — Большого театра.
Что это было? Два с лишним часа… на что?
Не тратьте время, лучше сходите на балет в театр.
2 из 10
24 февраля 2021
Знаете, я свою жизнь связала с балетом. И мне интересно смотреть какие-либо фильмы, связанные с танцами, особенно с классическими. Смотрела и «Танцевальную академию», и «Черный лебедь», и все части «Шаг вперед», а фильм «Большой» я пропустила. И вот, я сегодня нашла его в подборке. Никогда не скажу, что фильм плохо снят. Наоборот, он показывает историю пути главной героини Юли в балерины, без всякого пафоса и лжи. У нас с ней схожие истории. Наверное, поэтому я полностью погрузилась в фильм и смотрела его с огромным интересом. Юля, также как и я, с нуля пытается раскрыть в себе потенциал. И знаете, когда я смотрела этот фильм, все трудности, которые встречались на пути у героини, я преодолевала вместе с ней. Она стремилась достигнуть своей цели, в этом она большая молодец. Не каждый человек сможет с нуля начать заняться совершенно сложным, ни с чем не сравнимым искусством, таким как балет. Большинство людей забрасывают это дело, даже если это их великая мечта. Сдаются. Опускают руки. Юля не такая. Она достигала своей вершины, стремилась к этому, и я не перестаю удивляться ей. Я восхищаюсь этой юной, и в то же время талантливой балериной. Во время пути развития героини как балерины, я молилась и переживала за неё. Если посмотреть с другой стороны, я переживала за вымышленного человека, за героя фильма. Вот в этом-то и заключается хорошая работа режиссёра, благодаря которой зритель переживает за героя как за близкого человека. Хочу поблагодарить Валерия Тодоровского за создание такого жизненного фильма. В отличие от режиссеров иностранных фильмов, таких как «Шаг вперёд», Тодоровский сумел создать совершенно новую историю, которая не является плагиатом работ других режиссёров. Фильм очень притягивает, мотивирует мечтающих о звёздном будущем людей добиваться своей цели, преодолевать все трудности и невзгоды на своём пути. Рекомендую его к просмотру абсолютно каждому человеку.
10 из 10
11 декабря 2020
Не показано в фильме, чего хочет главная героиня. К чему стремится? Где показано или сказано, что она любит балет? Нигде. Антагонистка — Карина — любит, стремится, борется, и этим вызывает уважение и большее сопереживание. Вообще в фильме мало балета, мало классической музыки, мало самого Большого театра. Показ тренировок — это ни о чем! Ольха (прозвище главной героини) их просто отбывает. Взяли, получается, трудную судьбу девушки из провинции, которая добивается успеха в столице. И все. Зачем балет брать тогда было? Ольха неестественно на сцене выглядит (не актриса! а именно героиня!), она не тянет на балерину. И не стремится тянуть! Сейчас поясню. В фильме «Приходите завтра» талантливая провинциалка приезжает поступать на вокал. Так там видно, что она любит петь, хочет петь и готова ночевать в академии, лишь бы ее прослушали. И она становится такой, какой мечтала. А в этом фильме что? Правы те, кто писал, что сняли просто мылодраму. Думаю, что на Тодоровского просто надавили. По какой-то причине он уступил и взял такой средний сценарий в работу. Нет, не плохо! Просто средний. Тодоровский-то всего самого лучшего достоин! А тут…
22 октября 2020
Фильм зацепил. Но не сразу. Бывают такие картины, к которым возвращаешься лишь спустя время. В моём случае прошло четыре месяца с момента просмотра.
Фильм снят в необычной (хотя и модной нынче) манере — чередование флэшбеков из разных этапов жизни героев. Маленькая девочка приезжает поступать в танцевальное училище; две подруги-соперницы — не только в балете, но и в личной жизни — танцуют «на спор»; спивающийся наставник даёт ценные указания юной ученице; главная героиня готовится к выходу на сцену Большого театра… Подобный приём, складывая мозаику в голове у зрителя, недвусмысленно подчёркивает — сюжет здесь не главное, важна атмосфера.
На мой взгляд, это не столько фильм о балете и творческом пути, сколько о вечной теме одиночества. Двух девушек-соперниц, Карину и Юлю, разделяет не социальный статус, не деньги и не талант. Юля одинока с первого дня пребывания в Москве. Именно одиночество, по мнению создателей фильма — самый большой барьер в жизни, который трудно перескочить даже с разбегу. Вроде бы Юля не сирота — но матери нет никакого дела до танцевальной карьеры дочери. Все маломальски близкие люди хотя бы раз отступались от неё, кто-то из эгоизма (мать Карины), кто-то в силу обстоятельств (героиня А. Фрейндлих). Юля ещё слишком неопытна, чтобы принять чужие слабости и недостатки — зато явно испытывает комплекс «недообнятого» человека. Видимо, это и служит причиной, почему она каждый раз психологически срывается, когда жизнь даёт ей уникальные шансы.
Грустный вывод, к которому подводит фильм — в жизни мало обладать талантом, чтобы взойти на Олимп. Если отсутствует группа поддержки, непременно споткнёшься где-нибудь по дороге.
12 июля 2020
Вы когда-нибудь были настолько нищим и голодным, что готовы были доесть хорошую еду за другими в кафе, пока никто не видит? Однажды в Макдоналдсе напротив меня подсел юноша с кучей бургеров, съел парочку, видимо, наелся, и оставил полный поднос нетронутых сочных булок прямо передо мной. Со стороны могло показаться, что мы вместе обедали, потом он ушёл, а я осталась доедать. В моих руках был какой-то дохлый гамбургер, денег было в обрез, и есть хотелось ужасно. Я смотрела на эти его остатки, не моргая, минут десять. Но так и не решилась дотронуться.
Главная героиня фильма, юная воровка Юля Ольшанская из бедной семьи, где мама, работая домработницей, приносит домой надкусанные бутерброды с красной рыбой и икрой от своих хозяев, чтобы накормить детей. И все с аппетитом доедают, даже не думая. Попадая в балетное училище, первое, от чего её отучает строгая наставница, доедать в столовой еду за другими учениками. «Ты балерина. А ведёшь себя, как бомжиха!».
Потрясающие актёрские работы. Моцарта и Сальери сыграли профессиональные балерины Маргарита Симонова и Анна Исаева. Первая — словно героиня из «Шоугёрлз» (1995) Пола Верховена — такая же естественная природная стихия, без дворянской утончённости. Вторая — словно наследница царской семьи, белая кость. Отдельный восторг гениальным Алисе Фрейндлих, воплотившей образ педагога-перфекциониста балетного училища, и Александру Домогарову, спившемуся балеруну, нынче обучающему стриптизёрш (и снова привет «Шоугёрлз»). Перегар чувствуется по нашу сторону экрана.
Жизненное кино получилось, с толикой цинизма. Да, есть мерзость в жизни, нищета, безысходность, люди заболевают, спиваются, живут без просвета. А есть работа над собой. Нечеловеческие усилия. Дисциплина. Тяжело, но тоже живут. А есть талантище. И можно быть богатой, красивой, успешной, работать на износ, но такого результата, как у более талантливого человека, не получить. И ещё этот фильм о человечности. Когда ты видишь, что можно вытащить, спасти, помочь — и просто делаешь это, не ожидая ничего взамен. И это не потому, что ты такой клёвый и звездатый. Просто по-другому не можешь жить.
Рекомендую.
29 февраля 2020
Увидела оценку фильму «Большой» 6,8 баллов и не поверила своим глазам. По-моему, фильм просто замечательный и заслуживает более высокой оценки и внимания зрителей. Картина не сводится к демонстрации суровых будней балерины. Это история касается всех нас, поскольку она о человеческой сущности.
Каждый герой проходит испытание честолюбием. Что заставляет маленьких девочек вкладывать столько сил и здоровья, осваивая искусство балетного танца? Сначала это матери, которые делают внушения своим дочерям о романтичности профессии. А потом, как мне кажется, девочки попадают в среду конкуренции, и этот крючок их крепко держит. Каждой хочется стать первой в классе, получить сольную партию, а во взрослой карьере стать примой-балериной. Гордость в сочетании с амбициями мотивируют человека к колоссальному труду. Но, достигая успех, обретает ли кто-то из героев счастье?
Единственный счастливый человек в фильме — это костюмерша Таня, которая, проучившись в академии 8 лет, сказала «хватит» и отказалась от карьеры балерины. И она же говорит ключевую фразу: «А никаких сказок, Ольха. Думаешь, так сразу примой станешь, придется пахать, доказывать как с самого начала. А у Карины тоже сказок никаких нет. Антуан к жене уедет, а она здесь останется». И ведь, правда, жизнь обеих девушек, Юли и Карины, совсем не похожа на сказку. На сцене они творят волшебство своим танцем, но цена успеха — личное счастье. И это касается всех: старая наставница в исполнении Фрейндлих добилась в профессиональном смысле всего, но под конец жизни осталась одинокой вредной старухой. Первый учитель главной героини, потерпев неуспех, спился. А современная звезда балета Антуан чувствует себя глубоко несчастным человеком из-за первых звоночков, предвещающих закат карьеры.
Меня удивили отношения, которые установились между Кариной и Юлей. Они восемь лет прожили в одной комнате, они как сестры, но в то же время они сильнейшим образом конкурируют между собой. И какое из двух чувств сильнее — любовь или ненависть — это вопрос. У Юлии Ольшанской огромный талант, сильный характер и тяжелая судьба. Но лично у меня к ней не возникло симпатии. Карина — антагонист главной героини. Как мне кажется, по задумке режиссера ее персонаж должен оттенять характер Юли, но не вызывать симпатии. Однако у меня сформировалось больше симпатии к Карине, чем к Юле. Возможно потому, что Анна Исаева, исполняющая роль Карины, действительно балерина. Именно ее танец показывают в кадре дольше и крупным планом. А по сюжету Юля талантливая балерина, но ее танец в кадре лишь издалека и мало по времени. Возможно, ее танец исполняла дублерша. Обе девушки честно работали все годы обучения в академии, зажали всю волю в кулак, ради своей цели. Понятное дело, что у обеих характер сложный, но все-таки понятия справедливости и добра в их непростых отношениях в итоге взяли верх. Об этом говорит поступок Карины, когда она отказалась от роли в спектакле, тем самым вернула Ольшанской шанс — предоставила ей станцевать премьеру в Большом театре.
Картина суровая, длинная, но очень хорошая, потому что снимает маски и поднимает ряд важных вопросов. А ребенка своего я в балет ни за что не отдам.
26 декабря 2019
Фильмы про спорт и искусство — мои тайные слабости, поэтому я просто не могла пройти мимо «Большого». Данный проект выглядел многообещающе, но в какой-то момент что-то пошло не так.
История рассказывает нам о талантливой девочке из провинции, которая чудесным образом попадает в Большой театр. Сюжет охватывает её жизнь начиная с этого самого события и продолжается вплоть до её взросления. Юля имеет необыкновенный талант, но всё далеко не всегда складывается так, как ей хотелось бы.
Если говорить о построении сюжета, то тут всё не так уж и плохо. Диалоги иногда слабоваты, но, в целом, решения персонажей понятны. Нет каких-то особенно заметных ляпов или недочётов, но нельзя сказать, что история вызывает сопереживание. Второстепенные персонажи прописаны нормально. Да, главная героиня приятная, пускай и дикая девочка, но в подобных ситуациях, к сожалению, неплохого, среднестатистического сюжета недостаточно.
Главной проблемой данного проекта стал актёрский состав. В погоне за достоверностью, создатели приняли роковое решение. Они взяли на главные роли настоящих балерин, которые, как мне показалось, даже не прошли курсы актёрского мастерства. Екатерина Самуйлина и Маргарита Симонова исполнили главную героиню в разных возрастах и вышло у них это до безумия плохо. Нет, они не халтурили, а просто откровенно переигрывали, поэтому передаваемые эмоции казались не настоящими надуманными. Анна Исаева, сыгравшая соперницу и подругу главной героини была не так плоха, но тоже грешила переигрыванием.
Казалось бы, такие красиво поставленные сцены балета должны были бы окупить всё вышеперечисленное, но нет. Можно было взять нормальных актрис, а сцены балета снять с дублерами. Да, вынужденная мера, но, например, «Тоне против всех» это ничуть не повредило, и фильм вышел хорошим. На одной технической части проект построить нельзя, к сожалению. Вы рассказываете историю не исключительно про балет, а про человека, чьи эмоции должны вызывать сопереживание.
В целом, этот фильм можно посмотреть, но он далеко не обязателен к просмотру.
5 из 10
3 января 2019
Давно не получал такого удовольствия от отечественного фильма. По оставшемуся послевкусию и приятному настроению, я бы сравнил «Большой» с «Упражнениями в прекрасном» или с «Географ глобус пропил». Хочется ради этого настроения пересмотреть фильм еще раз (что я и сделал спустя месяц после первого просмотра).
Несмотря на замах темы, нет пафоса ни в героях, ни в повествовании. Очень честно показана наша местами нелицеприятная действительность, все персонажи очень живые, понятные и становятся к концу фильма почти родными.
Читал много критики в адрес фильма. Да, возможно есть какие-то недостатки чисто сценарные, но придираться можно к любому, даже самому гениальному фильму — было бы желание. В случае с «Большим», желания придираться не возникает. Хочется другого. Тот редкий случай, когда хочется специально, например, зарегистрироваться на кинопоиске, чтобы написать «спасибо» авторам.
Отдельно хотелось бы выделить актерский состав. Понятно, что от таких прекрасных актеров, как Фрейндлих, Домогаров, Теличкина — мы не ждем ничего кроме гениальной актерской игры. И конечно они не обманывают ожиданий ! Но хотелось бы выделить так же яркий дебют потрясающих молодых актрис Анны Исаевой и Маргариты Симоновой. Они обе идеально вписываются в свои роли, складывается впечатление, что Валерий Тодоровский нашел тех девушек, про которых снят фильм, настолько их героини получились убедительны, а игра талантлива.
Очень надеюсь увидеть Маргариту и Анну в новых кино-проектах!
16 августа 2018
Впервые за долгое время посмотрела фильм в кинотеатре. В зале мы были одни! Билеты именно на «Большой» были дешевле остальных фильмов. Неужели ставки на русское кино изначально так невелики? Обидно даже. Не скажу, конечно, что я в восторге, но мне понравилось, потому что все, что снимают об искусстве — высокое, красивое, нежное что ли. Особенно балет. Не хочется часто смотреть о том, что и так видишь каждый день вокруг себя. Общаги, люди неотёсанные, их диалоги, мол вот вам жизнь как она есть. Хочется именно увидеть нечто возвышенное, светлое, белое. Но как показывают нам такие фильмы, что и в этом высоко-белом есть свои темные места. Не без этого.
Понравилась мне не главная героиня, а ее соперница, истинная балерина. Легкая, грациозная, плавная. Юля, хороша в детстве, но как-то ей все просто дается. Неужели, если у человека талант, ему много прощается и можно работать спустя рукава? Как бы и мне хотелось где-нибудь в параллельной жизни прожить их балетную жизнь, прыгать и лететь, кружиться в воздухе и ловить восторженные овации.
14 июня 2018
Этот фильм рассказывает не о балете, к сожалению. Ожидалось увидеть немного о творчестве, про балет, про то как его создают, про трудности постижения балетного танца, о значении и тайне балетных фигур и т. д. Ведь наш Большой театр один из ведущих балетных театров в мире, один из старейших театров.
Авторы «Большого» опустили тему русского балета, а коснулись лишь темы бытового закулисного базара, интриг между исполнительницами, и совсем незатронутой осталась тема мужского балета, хотя его из Большого театра никто не исключал.
Зато мы видим крупным планом непривлекательное и невыразительное лицо героини Ольшанской. Слышим её ужасный голос и грубую речь, и не только её, и других учениц и педагогов балета, пожилых женщин, с низкими мужским голосами. Где же эльфы и ангелы? Вы их тут не увидите.
В фильме показаны две параллельные линии женских образов: девушки балерины и педагоги-соперницы. Обе девушки- ведущие балерины театра, но нас все время пытаются убедить только в великом таланте простоватой Юлии Ольшанской, талант которой очень трудно разглядеть, так как нам вообще балета не показывают. Правда, будет короткий конкурсный танец двух девушек перед французским балетмейстером, но и в нем Юлия Ольшанская выглядит не на высоте, а как тривиальная балерина из кордебалета, на мой взгляд. Её соперница Карина более привлекательна не только внешне, а в её движениях, пластике, хотя нас пытаются убедить в её механичности. Однако вы сможете выбрать любую на ваш вкус балерину и сторону их педагогов, и за них болеть. Весь сюжет построен на конкуренции между строптивыми балеринами и между опытными профессионалами.
По ходу фильма затрагивается история прихода в Большой театр будущей балерины Юлии Ольшанкской, так как именно она для режиссера является великой балериной.
Личная жизно Юлиной соперницы — Карины Куркиной мало показана, да и в негативном свете, типа других радостей и целей у балерин по жизни нет, разве что бабские интрижки и самоутверждение на сцене. Такие вот низкие дела.
Совершенно не понравилась роль, которую исполняла Алиса Фрейндлих; её твердая упертость в своей правоте, нежелание понять коллегу по работе. Нет в этом образе творческиого подхода к искусству, нет гибкости умного педагога, потому более привлекательной становится героиня Валентины Теличкиной, на мой взгляд. У неё есть внутреннее переживание, способность уступать, убеждать, понимать других людей, а не только железные нервы. Несомненно, что аморальная сторона всех героев фильма оставляет желать лучшего.
Кому интересно на все перечисленное посмотреть в длинном заунывном фильме, можете приступать к просмотру. Но несмотря ни на что, за тему Большого театра, за то, что затронули и попытались осветить реальную жизнь артисток театра, хоть и с неприглядной стороны.
6 из 10
Спасибо.
30 мая 2018
На легендарных актёрах не удержать посредственного фильма: Теличкина и Фрейндлих великолепны и сами по себе и весьма убедительны в своих персонажах.
Молодёжь же вовсе не заслуживает никакого упоминания, но этому виной не её собственные бесчисленные профессиональные недостатки, но и безжизненный сценарий, полностью оказавшийся не способным вдохнуть жизнь в юных главных героинь.
К ещё большему сожалению, не обошлось и без плагиата, поскольку сценарий, попросту слегка подкорректированный, взят из фильма 2000 года, «Авансцена».
Очень жаль, замахнулись на «Большой», а получился маленький, невразумительный, да ещё и обман. Если хотели использовать чужой материал, это надо было делать виртуозно, чтобы никто не догадался! Но так явно и нелепо…
Тот гений, несомненно, кто может создавать,
Но гений тот вдвойне, кто ловко выдавать
Способен чужое за своё и гордо возглашать:
«Вот детище моё!»
26 апреля 2018
Первый вопрос после просмотра фильма: «Актёры играют так слабо, потому что это балерины или балерины такие невзрачные, потому что они актрисы?» Если фильм о балете, а тем более о великой школе и великом театре, то зритель ждет определённого уровня. Но кроме вялых репетиций так ничего и не дождётся (А так хотелось, чтобы в финале грянула бессмертная музыка и мощный танец!).
Так может фильм и не об этом? Может он о становлении талантливого подростка, который смог выбиться на вершину благодаря упорству, трудолюбию и жесточайшей дисциплине? Снова не про это! Хамоватая, грубая, необязательная девочка, способная в нужную минуту подвести коллектив, оскорбить преподавателя, накричать на однокурсниц и напиться перед важной репетицией. Бывший танцор разглядел её гениальность, когда она делала невнятный нижний брэйк на базарной площади?! С такими данными нужно было пристраивать девчушку в шапито. И это, если я правильно поняла, положительная героиня. А отрицательная — талантливая, упорная и целеустремлённая танцовщица, единственными недостатками которой являются хорошее образование и обеспеченная семья. Сценарий фильма писался несколько лет… Вы серьёзно? Даже страшно подумать, что было бы, если бы его написали за несколько месяцев. Флэшбеки неуместные, сюжетные линии плохо проработаны, некоторые вообще оборваны. Вот уж точно не Кристофер Нолан!
И над всем этим серым несуразным студнем возвышается Алиса Фрейндлих. Бриллиант, который светит сквозь массу статистов, сквозь переигрывающего Домогарова, сквозь картонную Теличкину.
3 из 10
2 апреля 2018
Сильнейшая балетная школа, Большой театр, дух искусства, красота, величие и мастерство. За классическими сюжетами и торжественными декорациями проживают жизнь реальные люди — тем и интересны фильмы о балете, что показывают «изнанку» успеха, личную историю. Вот, что хочется видеть.
ОСТОРОЖНО, дальше будут спойлеры.
В фильме все сплошная ложь и провокация, картонным персонажам не веришь, как и ситуациям, в которых они оказываются. Какая мораль заложена, какая идея? То, что малолетнее хамло, бывшая воровка Ольшанская может спокойно сводить в могилу преподавателей и будет танцевать на сцене Большого? Что жизнь всегда даст второй, третий, пятый, десятый шанс? Можно делать все, что захочется: прогуливать репетиции, кричать на преподавателей, регулярно подводить всех, вести такой образ жизни, чтобы на репетициях хватало сил только ползать, рисковать жизнью, прыгая с крыш, потому что так захотелось? Все равно, в конце концов, каждого ждёт ещё один шанс, прима-балерина уступит своё место на сцене, ведь судьба к провинциальной хамке несправедлива, видите ли! И потом, без подготовки, выступление все равно пройдёт прекрасно, блестящий талант не пропьёшь! Да не бывает такого, на одну такую девочку найдётся сто других более талантливых, умных и старательных! Никто не будет держать такую проблему, выпускать ЭТО на сцену. Нет у меня сочувствия и понимания глупости, а в фильме на этом построена вся сюжетная линия! Талант это нечто большее, чем врождённые способности, это живой ум, сила воли, трудолюбие и полная самоотдача, готовность расти над собой, развиваться как личность. Только так люди добиваются настоящего мастерства. Мне обидно за всех прекрасных балерин, за их старания, когда нам показывают такой «пример». Если на сцене Большого выступают Ольшанские, то с нашим великим балетом все очень и очень плохо. Я не знаю, что хотели показать создатели фильма, но это полнейший ужас.
2 из 10 за прекрасную Алису Фрейндлих
10 марта 2018
Вчера на канале «Россия 1» состоялась телевизионная премьера полной режиссёрской версии фильма «Большой». Ну что сказать… Если бы я не знал, что Тодоровский снял фильм о Большом театре, если бы не видел анонс этого показа и включил телевизор, пропустив начальные титры, то клянусь, посмотрев минут 5—10 был бы в полной уверенности, что на экране очередной в своей бесконечности и неотличимости один от другого мелодраматический сериал. Это считывается безошибочно, поскольку канал уже приучил зрителя к определённой стилистике и языку своих мыльных опер. Нельзя сказать, что они сильно отличаются от подобной продукции других производителей, но всё же некий, едва уловимый флёр, заданный изначально Тодоровским-продюсером, даёт возможность зрителю за считанные минуты по нескольким репликам диалога уловить соответствующую интонацию и тут же решить, жать кнопку дальше или остановиться и смотреть. Наверно можно и нужно отнести сей факт к продюсерским победам. И если Валерий Тодоровский-художник в данном случае сознательно уступил своей деловой ипостаси, то к автору нет вопросов. Просто потому, что Автора нет. Так же, как нет автора у телесериалов. Они все «на одно лицо». За редчайшим исключением. И это не хорошо и не плохо, просто закон жанра.
На этом можно было бы и закончить рецензию, учитывая прошлые немалые заслуги режиссёра и мою любовь к его творчеству. Но именно уважение к несомненно большому художнику и тем, кто так же с нетерпением ждёт его новые работы, побуждает конкретизировать.
АКТЁРСКАЯ ИГРА. Фрейндлих всегда Фрейндлих! В том смысле, что актриса такого масштаба дарования и такого профессионализма даже на слабом сценарном материале (об этом ниже) может создать образ. И она создала. Сделала всё, что было возможно. Шедевра не получилось, но в сравнении с остальными действующими лицами её персонаж живой и объёмный, не смотря на рваный рисунок роли. Но это не её вина. Неплоха, разумеется, Теличкина. Как мазок одной краской. Большей возможности ей тоже не дали, но старая школа и тут не подкачала. На остальных смотреть невозможно. Включая Домогарова. До невозможности плоско. И ладно балерины, они по определению играть не умеют, но остальные…
РЕЖИССУРА. А какая, собственно, режиссура? В чём? На протяжении всего фильма было ощущение, что Тодоровкий поручил снимать картину очередному сериальному наёмнику, а сам уехал в отпуск. Работы с актёрами нет. С оператором тоже. Снято добротно (давно руку набили) и по-сериальному невыразительно. За исключением одного кадра. Это когда героиня Фрейндлих сидит на приёме у некоего кремлёвского начальника. Длинный, уходящий в перспективу стол с рядами микрофонов и маленькая фигурка женщины на дальнем конце. То, что хозяин кабинета остался за кадром только дополняет образ. Это единственный момент, где видна рука режиссёра. Но всё впечатление от сцены, к сожалению, смазано «сериальным» диалогом. «У меня проблема», говорит она. «Да какая это проблема», отвечает он. Зачем эта фраза, если всё уже сказано картинкой?
СЦЕНАРИЙ. Не случайно этот пункт последний. К нему всё сводится. И к нему же, как ни странно, есть вопросы. Даже если учесть, что написан он в сериальном ключе. В таком случае всё должно быть максимально доходчиво разжёвано, как в приведённом выше примере. И подобных сцен много. Совершенно неправдоподобных в своей прямолинейности (при всей претензии фильма на реализм!), но необходимых для сюжета. Например, как одна из стриптизёрш собирает деньги на билет до Москвы главной героине. Или очень топорно написанная сцена в квартире героини Фрейндлих, где зрителю излишне нарочито показывают, что у неё болезнь Альцгеймера. Можно было куда изящнее, тем более, что сюжет даёт такую возможность.
Но если уж так (ок, зритель принял правила игры), тогда совершенно непонятны некоторые сюжетные коллизии. Зачем ещё девочкой она устраивает целую пожарную тревогу и выходит из стен академии в вечерний город? Затем нам показывают, как она идёт по улице и следующим кадром — она опять в комнате. Что это было? Почему она уже повзрослев и потеряв невинность пренебрегает генеральным прогоном (!!!) выпускного спектакля, где у неё решается судьба!? Ради чего? Ради секса? Из-за неземной любви? Так её зрителю никак не показывают. Но даже если она как бы подразумевается авторами (?), всё равно это никак не тянет на мотив. Ведь он же не говорит: если ты сейчас уйдёшь из квартиры между нами всё кончено. Тогда почему? Получается, что на одной чаше весов приятный вечер с парнем, на другой — годы учёбы и главная роль в выпуском спектакле, на которую есть другая претендентка и которая является решающим шагом всей дальнейшей карьеры. И всё псу под хвост? Так не бывает. Никто же не требует от неё этой жертвы! Глупость какая-то. Но ведь героиня совсем не инфантильная дурочка, способная ради минутной эмоции перечеркнуть всю жизнь. Да, она импульсивна, взбалмошна, своенравна, но при этом вполне себе прагматична и целеустремлённа. Не складывается. Нет мотива для поступка, и сцена становится абсурдной. А дальше — приторной, когда героиня всё же «опомнилась» (с чего?) и ринулась догонять… А зритель «бежал» вместе с ней, переживая «успеет — не успеет»… И она выбегает на сцену в самый разгар прогона, босая… Мне кажется, что даже для плохого сериала это слишком.
И таких странных неувязок в сценарии много. Ещё одним, бесспорным, доказательством слабости сценария, является его предсказуемость. Как только Фрейндлих подарила героине серьги, сразу стало понятно, чем это кончится. При такой-то памяти. Когда героиня рассказывает сопернице, почему та заняла её место в выпускном спектакле, логично предположить, как та поступит в ответ…
В итоге, почти весь сценарий состоит из сцен трёх типов: предсказуемых, немотивированных и ненужных. Остаётся только пожимать плечами от недоумения. Ведь кино строится по определённым законам. Если это сказка — по одним. Если реализм (разговоры про пописять, про дефлорацию…) — по другим. Если абсурд — по третьим. А тут получилась сборная солянка. И нет ощущения, что варилась она осознанно, с какой-то целью, поскольку дальше мелодраматической истории сюжет картины не идёт. Никакого более глубокого тематического слоя не прочитывается. И если он задумывался Тодоровским, то остался не выраженным.
10 марта 2018
Говорят, что несмотря на проработанный сценарий, съемочный процесс фильма был очень короток. А кроме того и полная версия пострадала при монтаже. Вероятно, именно по этим причинам фильм и выглядит скомканным или недоработанным. Уже писали о перетасованности сюжетных линий, фрагментарности флэшбэков и отрывочности нарратива. Так что поделюсь эмоциональными впечатлениями от самого содержания.
А они двойственны. И, с одной стороны, лента, как будто, стремится увлечь зрителя балетной «кухней», соревновательной интригой, эстетикой высокого танца; с другой стороны, — фильму явно не хватает энергии для воплощения этого стремления. Возможно, что в режиссерский замысел как раз входило — передать некую разочарованность от соприкосновения с академическим искусством, его пошлость и сволочковость.
Главное, что из меня выжало печальку — это несоответствие таланта Юли Ольшанской — главной героини — масштабу её личности. И напротив, в сопернице пошлой героини, Карине, можно легко разглядеть задатки настоящей примы балета. Я говорю о волевых и нравственных качествах. Это она, Карина, носится с быдловатой провинциалкой как с писаной торбой, помогает ей устроиться в быту, помогает в учебе, таскает за собой и подтягивает. Она идет на личную жертву ради Юли. А последняя, так и не выросла из гадкого утенка. Кордебалета быть артисткой — это её потолок. Не оправдала она и возлагавшегося на неё доверия своего педагога, роль которой исполнила Алиса Фрейндлих. Самая трогательная и убедительная роль в этом фильме. Не оправдывает она и ожиданий зрителя. А знаменитый её прыжок мы видим лишь дважды за два часа ленты, да и то со спины, то есть, явно не в авторском исполнении. Это ещё один минус: мастерство актрисы, исполнительницы главной роли, тоже заметно и весьма проигрывает по зрелищности «второй» Карине.
А главное, понимаете, изначально картина будто бы задает тон этакой «легенды 17», только в балете. Всё думаешь: «ну вот, сейчас героиня себя проявит и её можно будет полюбить, а полюбив, простить ей всю пошлость её натуры, грубость, неблагодарность, недисциплинированность. Сейчас она раскроется и — как там, даже старик хватается за клюшку и дети выбегают на каток, так и тут, — многие девочки захотят примерить пачку и надеть пуанты на ноги». Но увы. Однако, надо заметить реалистичность именно такого хода событий. А говоря словами возможного прототипа героини: «это боль».
В целом, не исключаю, что раскрытие сюжета соответствует замыслу режиссера. Но зрительских ожиданий явно не оправдывает. Оставляя его разочарованным. Можно было бы усложнить сценарий любовной драмой, которая бы скрасила негативные стороны героини, разнообразила бы её характер, заставила бы переживать. Но какая драма может быть у современной выскочки-недозвезды? Переспать с первым встречным — и вся драма. И опять, именно Карина и тут предстает этаким эталоном преданности балету, беззаветной верности сцене в ущерб личной жизни. И я одного не понимаю как зритель, — почему, собственно, не она главная героиня фильма? Но я понимаю как циник, что именно так и бывает. Опыт жизни красноречивее любого кино.
И всё таки, всё таки — кино должно, если не окрылять зрителя, если не развлекать его чувства, если не вдохновлять его мечты, то, по-крайней мере, не оставлять его разочарованным. Если фильм не способен увести человека от обыденности — это и есть обыденность, а не фильм. Экранизировать пошлость будней занятие сомнительное, на мой взгляд. Не стану делать рецензию отрицательной, но:
6 из 10
- с натягом.
7 марта 2018
Насколько широка и многогранна тема балета, настолько узко и примитивно ее показал Тодоровский.
Сюжетная линия выстроена словно это типичный сериал по тв, про тяжкую судьбу и удивительную удачу, но это могло бы быть не плохим фундаментом, если бы сценаристы хотя бы попробовали оправдать и за мотивировать все действия героев.
Диалоги пусты как дешевом романе, нет ни одного четко выстроенного персонажа, все инфантильны и слабо верующие в свою сверхзадачу, а простыми словами это надуманные образы состоящие из шаблонов: плохой-хороший, талантливый или не очень.
Главная героиня заявлена, как дерзкая, не много дикая и сильная натура из провинции, но в итоге это пустышка с неоправданными действиями и поступками.
Героиня второго плана не раскрыта вовсе — быстро сменяющаяся ее манера поведения от милой подруги до стервы — никак не понятна.
Глаза и душу радует Алиса Фрейндлих, которая заставляет поверить в нее всего лишь открыв рот на первой фразе, но к сожалению она не может вывезти на себе этот фильм. Ее гасят пустые глаза коллег по кадру, совершенно серые и безвкусные речи, мимика мертвого актера- убивает любую великую фрейндлих.
Не понятно по какой причине фильм затянут, словно хочет вылиться в сериал. Операторская работа хороша лишь в кадрах на сцене, хотя это не дотягивает до черной лебеди Аронофски, далее кадры статичны и просты.
Музыкальная партитура блистательна, но эта заслуга не Валерия Тодоровского, а Чайковского.
Самое главное в любом фильме для зрителя- это чтоб его не делали дураком, чтоб не чувствовал что его обманывают плача так не естественно и умирая так смешно. Так вот, в этом фильме я чувствовала себя очень маленькой и глупой, потому что перед глазами и перед душой мелькал обман.
Когда-то у Валерия Тодоровского получилось снять два прекрасных фильма «Любовник» и «Качели», и очень странно и прискорбно что теперь он снимает такое кино. Если это можно так назвать.
1 из 10
9 февраля 2018
Рецензия именно что нейтральная — таково моё впечатление о фильме.
То есть его практически всю дорогу смотришь с интересом, но одновременно без потрясений. Следишь за историей жизни героев и… всё.
А в финале так и вовсе не можешь сформулировать — о чём фильм? Обычно, чтобы ответить на этот вопрос, полезно обратиться к названию. Но при чём тут вообще «Большой»?
95% фильма посвящено балетному училищу, а не Большому театру (переход в который вообще не ощущается как событие!). Вроде как по плану создателей все помыслы героинь (и зрителей!) должны быть устремлены к этой балетной мечте, главному театру мира. Но это понимаешь лишь теоретически, а внутри ничего не ощущаешь.
Возможно, это связано с тем, что главной героине как будто вообще нет дела до этого Большого театра. Её туда будто на аркане тянут. А для неё самой вообще балет что-то значит?.. Понятно, что название «Большой» — это маркетинговый ход для привлечения зрителей. Но он же служит и причиной зрительского разочарования. Лучше бы назвали поконкретнее к теме.
В сценарии есть ряд странностей. Самая первая — что главная героиня начинает своё обучение примерно лет с 10—12 (так выглядит девочка). Это трижды поздно, в балетное училище она бы не поступила, несмотря ни на какие там природные данные. Балет — это не только природные данные. На вступительных экзаменах совершенно непонятно, чем она так покорила преподавательницу. Ну, Фрейндлих играет это покорение «за себя и за того парня», а в кадре мы видим просто гибкую девочку, без волшебства.
Махинация с деньгами тоже выглядит самым нелогичным образом. Девушка проворачивает её буквально за пару месяцев до своего гарантированного устройства в Большой театр, где в качестве примы она смогла бы зарабатывать большие деньги. Что сподвигло её так спешить? Сценарист не придумал, а зритель — в недоумении. Ведь вполне возможно было сочинить какую-нибудь срочную операцию для матери, к примеру… А ещё эта бедная-пребедная студентка, получив всего неделю каникул до дипломного спектакля, зачем-то едет в свой далекий Шахтинск. Половина времени явно уйдёт на дорогу туда и назад. Сценарист был вообще бедным студентом, чтобы так бездарно тратить деньги? Понятно, что вся эта поездка организована, чтоб показать зрителю, как бедно живёт семейство Юли. Вот все эти сценарные подпорки очень видны в течение фильма.
Небрежный момент: когда героиня во весь опор несётся в Большой театр, нам показывают, как она выбегает из подземного перехода совершенно в другом месте: в кадре чётко видна гостиница «Пекин» на Триумфальной площади. Это могут заметить не только москвичи в седьмом поколении, но и обычные гости столицы.
Так же меня весь фильм не покидало ощущение, что я смотрю на не очень удачную копию Анжелины Джоли. Ну, не повезло девчонке быть на неё похожей. Так что, других девчонок не было? Что с кастингом? Вторая актриса (Карина) — также не красавица, с неправильными чертами лица, но на сцене, в образе Лебедя — она просто то, что надо. От неё будто сияние исходит, она — та самая Прима.
Но авторы внушают зрителю, что главная звезда — Юля. У неё там какой-то особенный прыжок. Это всё — опять в теории и в компьютерной графике на крыше. Собственно, сам танец её ничуть не завораживает. Кстати, может и заворожил бы, если бы больше показали (но не показали толком).
Конечно, необязательно подробно показывать балет — можно, наоборот, сделать его фоном для показа жизни героинь вне школы. Но так и жизни нет! Любовные линии брошены. Мать-алкоголичка и учитель-алкоголик — картонные шаблоны. То же самое — мама с Рублёвки.
Думаю, что этот фильм понравится только тем, кто вообще ничего не смотрел про балет. Рекомендую ознакомиться со стареньким документальным фильмом «Пленники Терпсихоры», получите искреннее удовольствие. Там вам будет и «Левиафан» Пермского балетного училища, и местная Фрейндлих, и кровавые слёзы, и что интересно — много смешного.
Почему моя рецензия не красная, а нейтральная? Несмотря на всё вышеизложенное, фильм снят прекрасно (и понятно, что снимать танцующих людей — вообще-то сложно!). Очень важно, что все актёры работают органично, нет наигранных интонаций, которые резали бы слух. Это — очень и очень много для современного кино! И это не зависит от бюджета, это зависит от мастерства режиссёра. В общем, посмотреть всю эту историю было интересно. Но к сожалению, никакой страсти, никаких слёз горя и радости в ней не оказалось. А от фильма с таким названием этого очень ждёшь. Второй раз не посмотрю, но один раз посмотрела с интересом.
4 февраля 2018
К третьему фильму в этом году появляется некая пресыщенность рассказами про жизнь балерин. Но, так ли безнадежен «Большой» (театр) и отражает ли он действительное положение вещей на настоящий момент? Нашумевшая «Матильда» с размахом и прелестью «рвет» все рейтинги в 2017г., но годом ранее вышло другое кино про жестокую жизнь танцовщиц-лебедей на сцене. Опять же, возвращаемся к творению Валерия Тодоровского, которого можно назвать одним из лучших режиссеров современного российского кинематографа. У него уже на счету десяток фильмов, которые я могла бы назвать просто гениальными и не похожими на все остальные. «Кислород», его музыкальные «Стиляги», которые не раз пародировались на вечеринках, «Детям до 16» про современную молодежь, «Кандагар», «Географ глобус пропил» и это еще не все. В общем, в его послужном списке не одна картина, разные жанры, люди, эпохи.
Сюжет разветвляется на две временных линии, где мы можем наблюдать юность и уже взрослый период жизни Ольхи (по крайней мере совершеннолетний период). Чем зацепили первые 15 минут, так это выходками малоденькой актрисы Екатерины Самуйлиной. Тогда это была молоденькая девчушка, которая приехала с педагогом Потоцким (небезызвестный Александр Домогаров). Что неприятно, так это то, что жестко «пахнет советчиной», хотя мы уже живем в эру современного кинематографа. Это проявляется во всем: в методике преподавания, стенах школы, общении внутри коллектива. Сталкиваясь с другой преподавательницей Галиной Михайловной Белецкой (Алиса Фрейдлих) мы видим гениальную игру актрисы, которая настолько вжилась в роль, что можно поверить, что она выжила из ума потихоньку. Но, таких великих людей просто так не списывают со счетов. Например, Унтилова (Валентина Теличкина), которая явно держит всех в «ежовых рукавицах». Вот с ней у Юльки и начинаются самые жесткие перепалки, но это весело наблюдать, когда сила воли и характер побеждают, а не простое раболепие перед вышестоящими. Первый минус — Юля (Маргарита Симонова) вырастает не в самую привлекательную рыжую (как она стала рыжей?! Покрасилась?), не похожую на себя в детстве. Может и танцевать ее научили, но провинцию из нее не изгнали.
В противоположность главной героини ставится грация, упорство и буквально человек, который живет балетом — Карина (Анна Исаева), которая когда-то показала маленькой девочке на чердаке, как правильно называется каждая позиция. Как будто по классике богатая девочка дружит с бедной, параллельно — это не мешает им соревноваться. В течении двух часов у них случается не одна стачка характерами. Они крутят батманы, борются за ведущую роль в балете, чуть ли не теряют девственность на зло друг другу.
-Это я девственности лишилась от растяжки. Не от Кирилла из электрички.
Самое интересное начинается, когда появляется третий персонаж — Антуан (Николя ля Риш). Он у нас и на становление личности Ольхи повлиял, и на многих других, пока они репетировали свою постановку. Здесь проскальзывает много человеческого. Диалоги между героями простые и за жизнь. Когда ты делаешь выбор между личной жизнью, семьей, балетом. Приходится различать, где настоящие чувства, а где просто борьба за первый состав. В действительности, балет — это БОЛЬШОЙ (труд). Всегда думаешь, как эти хрупкие девочки, которых мерят по растяжке, вывороту ноги, каждому движению, ширине бедер, размеру груди имеют столько силы воли, ради того, чтобы их заметили и оценили по достоинству. Это очень красивое искусство, которое требует настоящих жертв.
16 января 2018
Большой-потрясающая жизненная драма, которую стоит увидеть. Юля-простоя девушка, из маленького городка, хотела выйти на большую сцену, в качестве балерины…
Через что ей пришлось пройти, через какие испытания судьбы, через какие душевные страдания, трудно даже представить. Лично мне ее стало жалко.
Фильм рассказывает о непростой судьбе человека, который пытается доказать свой талант.
И порой как трудно это получается.
То, что нам показали в этом фильме-это лишь доля того, чего можно показать. Через что проходят эти бедные девочки и ребята, ради сцены…
Из минусов драмы, хочется отнести формат показа, или не знаю, как точно это называется, когда показывают воспоминания людей из детства, это как-то сбивает с просмотра.
Из плюсов, это потрясающая игра простых и великих артистов балета, которые на время, одели маски актеров. У них это получилось великолепно.
А также, маэстро российской эстрады: Александр Домогаров и Алиса Фрейндлих, от них не возможно оторвать взгляда. Великие артисты! Но больше всех в этом фильме мне понравилась игра Алисы Фрейндлих-великолепная игра, отличная актриса.
И конечное главный положительный момент, это потрясающая классическая музыка из известных арий. Она действительно помогает задуматься о многом…
Посмотрите этот фильм, он действительно заслуживает внимание!
И еще раз хочу отметить главную героиню-балерину, которая великолепно перевоплотилась. На ее примере, хочется верить только в лучшее! Огромное ей спасибо за эту игру. Все как в жизни.
Как бы другие этот фильм не осуждали, я его поставлю в список лучших. Актеры Большого, в жизни и на сцене-великие и большие артисты! Спасибо им за это.
Особая благодарность, Валерию Тодоровскому. Этот фильм поможет в жизни многим не сдаваться, не смотря ни на что!
10 из 10
17 ноября 2017
Картина мне показалось скучной и неправдоподобной и даже несколько оскорбляющей мир балета и тех, кто в нем живут. Темы фильма о таланте, преодолении трудностей, правильном выборе так до конца и не раскрываются, и виной тому несколько карикатурное изображение «околобалетной» жизни и крайне поверхностный взгляд на людей, преодолевающих огромные препятствия ради достижения своей мечты. Картина больше напоминает мыльную оперу с простым по идейному содержанию, но, в то же время, витиеватым сюжетом, с отсутствием художественного драматизма. Главные героини фильма не соперничают друг с другом, не преодолевают себя, трудности, которые подбрасывает им жизнь, а живут в обывательской среде, по своей же глупости или отсутствию моральных качеств, необходимых выдающимся человеку, какими хотят представить главных героев авторы картины, просто поддаются всем жизненным обстоятельствам.
Постараться и создать атмосферу трудностей с помощью деталей авторы отказались, жизненные обстоятельства представлены очень грубо и топорно, к примеру, с порога мать главной героини заявляет, что варит борщ без мяса, и подсовывает бутерброды надкусанные с чужого стола, ну это, простите, совсем уж пошло выглядит.
Не хочется судить актеров, но их героям не очень веришь, эмоции выглядят порой очень наигранными, возможно, здесь больше вина сюжета. Отсылки к прошлому героини по ходу фильма выглядят очень нелепо и не перекликаются с основной сюжетной линией, зритель теряет драматическую линию, переживать главной героине просто не представляется возможным.
10 ноября 2017
Разочарование. Люблю Тодоровского, но это явно не лучшая его работа. История не получилась, может из-за не совсем удачного каста (за исключением великой Фрейндлих), может из-за того что режиссера заставили почти на час урезать картину, может из-за того что балета в фильме мало…
Не вызвала контр-героиня неприязни, ровно, как и ни капли сострадания героиня, а из-за этого было скучно смотреть на безликие характеры: стерва — не такая уж и стерва, девушка с принципами — не такая уж и принципиальная, алкоголик (талантливый танцора в молодости) не понятен и не раскрыт. Интересно было смотреть на великую старушку-педагога… но фильм (увы) не о ней.
Нет, это не треш, но и не драма заслуживающая внимания.
3 из 10
И ворчал: «Там три темы сразу!
Дочитав последнюю фразу,
Не поймешь, кто в кого влюблен,
Кто, когда и зачем встречался,
Кто погиб, и кто жив остался,
И кто автор, и кто герой, —
И к чему нам сегодня эти
Рассуждения о поэте
И каких-то призраков рой?»
А А Ахматова «Поэма без Героя»
8 ноября 2017
Некоторым образом антитеза «Черного лебедя». Тот был безумным, рваным, насыщенным каким-то околосексуальным бредом хаосом на балетную как бы тему, а у Тодоровского вышла скучная, ровная и добросовестная картина насчет того, что провинциалка пробилась на большую сцену. Профессионализм режиссера вне всяких сомнений, но картину трудно хвалить без использования профетических аргументов («там нет чернухи», «нет перебора» и проч.)
Что есть? Хорошие две центральные пластичные балерины, которым отсутствие актерской киношколы ничуть не мешает быть органичными в кадре. Остальное все достаточно стандартно. Кадры с девочкой в селе и Домогаровым нужно было вырезать безо всякой жалости. Алиса Бруновна уже достигла такого величия, что умиляться тем. как она сыграла старушку даже как-то и неловко. Проходная для нее работа. При ровной повествовательной интонации авторские оживления сюжета в виде истории с сережками или опозданием на генеральный прогон являются натянутыми. Ярких, запоминающихся сцен нет вовсе.
По результату получилась легко забываемая пустышка на балетную тему, которая не дает никаких оснований для рефлексии на тему трудностей развития таланта, самопреодоления и прочего, если зрителем не является Дмитрий Быков. который в принципе любит Тодоровского чрезмерно и хвалит априори.
5 из 10
7 ноября 2017
Вокруг фильма «Большой» В. Тодоровского ходило очень много положительных отзывов. Именитый режиссер, интересная задумка и восклицания моих знакомых по этому фильму заставили его посмотреть. Не могу сказать, что я полностью довольна картиной. Но с теми людьми, которые называют его шедевром, я не соглашусь. Но давайте разберемся во всем подробнее.
Во-первых, хочется отметить, что фильм не пользуется популярностью у молодежи. В кинотеатре, где я смотрела картину, были люди, которым за 45 лет. А это показывает определенный уровень отношения наше молодежи к культуре и искусству.
Во-вторых, мне не очень понравилось, как преподносится расстановка эпизодов в фильме. Определенный момент повествования прерывается и переносит нас на некоторое время в прошлое, а потом возвращает, только уже в очень далекое будущее. Это очень мешает, т. к. теряется сюжетная линия, и у зрителя возникают смутные ощущения.
В-третьих, я ждала большего соперничества и напряженных отношений между главными героинями -Юлией и Кариной. К сожалению, я этого не увидела.
И наконец, в-четвертых, если все что показано в фильме на самом деле происходит в балете, то это просто тихий ужас: пьющие, вульгарные и матерящиеся балерины. К чему хорошему может привести их поведение! Как такие люди могут донести людям что-то высокое ! Да ни как! Для меня балерина — это отождествление гармонии, легкости, грации, женственности и культуры. Конечно, понятно, что их профессия очень сложная, но не труднее, чем другие. И это не повод превращаться в вульгарных женщин.
6 из 10
5 ноября 2017
Я призналась бы ему в любви. Валерию Тодоровскому. Как зритель — Мастеру. Он снял глубокое тонкое кино. Безжалостное местами. Но кажется мне, абсолютно эмоционально честное.
Фрейндлих — Королева. Бездонная в своей актёрской мощи. Непостижимая в нюансах: как она делает это? Я не знаю. И знания мне не нужно, чтобы искренне ею восхищаться. Их дуэт с Теличкиной — восторг. Две примы. Обе проникнувшиеся степенью авторитетных балерин на все сто.
Домогаров: прекрасно преподнёс («сыграл» тут не подходит) человека, безнадежно и невозвратно отодвинутого в сторону. Человек этот не праздно пьян, он пьёт горькую «потому что». Осознающий, что всё главное (чем душа жива) не состоится, не сбудется с ним. В нём тягостность, усталость. И он никакой не добрый фей, конечно, для главной героини. Попутчик. Неудобный, но желательный. Угасая, даёт ей шанс прикоснуться к мечте, приблизить желаемое. Домогаров настолько естественен, что амплуа героя-любовника меркнет в сравнении с этой работой у Тодоровского.
О чём для меня эта картина? Рождение шанса. Рокировка шансов. То, чем жив изнутри большой балет — это такое, по-моему, на грани… как остановка сердца и воскрешение вновь. Это энергия из глубин. Трудоспособности и своевременной жертвы недостаточно, нужен талант. Но талант зависит от обстоятельств. Торжество случая — и вверх. Или «как все». Или вспышка, а после забвение. Жесточайшая… не игра даже, а непредсказуемая обстоятельственность жизни в том или ином обрамлении. Очень живое, очень человеческое кино. Будучи просто зрителем, я так люблю тонкий экранный мир, где вижу, ощущаю проявления внутреннего человека. А во внутреннем Валерий Тодоровский Мастер.
10 из 10
2 ноября 2017
Фильм понравился. Не ожидал, что так будет.
Хотя, почему не ожидал? Когда я ещё в трейлере увидел, что в фильме снимается великая Алиса Фрейндлих, я понял — кино с такими людьми уже не может быть плохим. Валентину Теличкину я помню лишь по небольшой роли в легендарном «Начале» Глеба Панфилова. Эти две грандиозные личности, воспитанные в традициях советского кинематографа, способны вдвоём сделать хорошее кино. Но и молодые актёры и актрисы, игравшие танцоров балета, смотрятся не менее органично в этом фильме.
Сюжет не отличается оригинальностью. Я даже не побоюсь такого сравнения — Юля Ольшанская — эта та же, по сути Фрося Бурлакова, но только в балете. Так же приехала из глубинки с замахом на Москву. Так же обладает потрясающими данными, которые могут разглядеть, почувствовать лишь такие профессионалы, как Галина Михайловна Белецкая.
Галина Михайловна сначала кажется такой вздорной, ругачкой, безумно требовательной старухой, которая хочет заморить своих подопечных неимоверными нагрузками и диетой. Но когда слышишь «Держим жемчужинку! Обнимаем облачко!», понимаешь — это гений своего дела, который хочет, чтобы другие так же всецело отдавались балету и служили искусству, подобно солдатам, как служила она в своё время.
Юля по прозвищу Ольха вынуждена почти весь фильм бороться. За выживание, в буквальном смысле. За выживание, как балерина. Провинциалка, у которой родители живут, буквально, в нищите, которую привёл спившийся наставник, бывший артист балета. Тут тебе и подстава со стороны подруг, и многочисленные сделки с совестью, и неприязнь со стороны директрисы, и борьба со своей природной непосредственностью, читай борьба с самой собой. И даже тот финал, который был в общем-то ожидаем, ничего не гарантирует.
Провинциальный Шахтинск, родной юлин город, показан слишком уж чернушно. Одни серые дома, спившееся население, никаких перспектив, вечно скандальная юлина мать, возможно, показаны для контраста с величественностью, помпезностью и роскошью Большого театра, одной из ведущих сцен мира. Это, видимо, привычка Тодоровского со времён «Страны глухих». Да и в «Стилягах» тоже всё утрировано. Ну и здесь мы тоже это видим.
В общем, и «Большой» — это фильм о том, что «Время лёгких успехов прошло… пройдёт… должно пройти». Я бы не стал рассматривать фильм, как какую-то сказку о золушке в очередной интерпретации. Успех, слава — очень хитрые вещи, сегодня Юля на высоте, в Большом театре, а завтра — кто знает, что? Ля-Скала? Метрополитен Опера? Или Шахтинск опять? Станет ли она второй Белецкой? Или так и останется Ольхой? Никто не знает.
А ещё фильм о нашем талантливом народе.
Что ж, фильм, как я уже сказал, понравился, хотя, немного затянутый. Чуть поднинамичнее бы. Чтоб не засыпать. А так — смотреть можно.
9 из 10
21 октября 2017
Если не относиться к «Большому» как к попытке воспеть отечественный балет, а рассматривать его как классическую историю о преодолении, в которой человек, несмотря на все преграды и обстоятельства следует за мечтой, фильм смотрится вполне органично.
Пожалуй, в данной работе Тодоровского не так много оригинального, своего. Все строится на известных приемах, по проверенным лекалам: трудное детство в захолустье, странная семья, искра таланта, счастливый билет, мучительная работа над собой, жесткая соперница, а в финале — награда за упорство и веру в свои грезы. Это такая себе крепкая цеховая драма, где сам жанр диктует необходимость тех или иных составляющих.
- Ну, а в меня можно влюбиться?
Разнообразие, а следовательно и новизну, вносят несколько деталей: 1) привлекательная своей непривлекательностью главная героиня 2) хорошая игра актеров (особенно Фрейндлих) 3) рваная фабула, постоянно отсылающая зрителя в разные временные отрезки 4) удачно прописанные отношения между персонажами.
Здесь режиссер не напирает на канон — за белизной пачек стоят слезы, кровь, пот и интриги. Тут скорее попытка показать девочек, отдающих себя одному из самых захватывающих и тяжелых видов искусства, когда вокруг большой бурный мир, столько соблазнов и страстей.
- Понимаешь, с такими, как я, сказок не случается.
Меня все устроило — и атмосфера, и картинка, и раскрытие темы. Приличный фильм для семейного просмотра.
7 из 10
4 октября 2017
Очень интересный фильм получился у Тодоровского (в чем я, впрочем, и не сомневался)
Вопреки скептическим прогнозам,«Большой» вовсе не является российской пародией на «Черного лебедя», и даже, можно сказать, не имеет с фильмом Аронофски ничего общего.
Конечно, здесь тоже есть эпизоды, поражающие эпичностью и величественностью — сцены, снятые в Большом театре. Но большую часть фильма и его очарования составляет, так сказать, закулисная жизнь балерин. Учеба, переживания, конфликты, личная жизнь и муки жизненного выбора — все это очень правдоподобно и ярко показано.
Если «Черный лебедь» — это праздничная сторона балета, красивая и возвышенная в каждом кадре, то в «Большом» можно увидеть настоящую жизнь и настоящую боль, которая далеко не всегда связана с картинными кровавыми мозолями, и куда чаще ранит душу, а не тело.
Абсолютная звезда в этом фильме, разумеется, вовсе не одна из юных балерин, а восхитительная Фрейндлих, идеально передавшая трепетное отношение старой балерины к балету. Тут и сварливое «Ноги у вас есть?! Хоть бы их не было — хотя бы жалко вас было бы!», и сразу же очень жизненное и правдоподобное «Держим жемчужинку! Обнимаем облачко!»
Хотя Фрейндлих — далеко не единственное прекрасное, что есть в фильме, но есть в нем немало (в том числе по хронометражу, фильм, мягко говоря, не коротенький), так что упоминать все, что понравилось, не буду. Запомнился особый «балетный тотализатор», во время которого живущие в общежитии академии девушки ставили деньги на то, кто из главных героинь дольше прокружится в фуэте. Но в целом, о двух с лишним часах времени, проведенных в кинотеатре мне лично жалеть не пришлось.
20 сентября 2017
Это что, про балет? Про классический? А где атмосфера, ритм, кураж, очарование? Не слышу копытного топота пуантов (крупный план), не вижу порхающей левитации фей (общий план). Ну или всего этого недостаточно. Нет даже темы цвета небесного свода. Не то, чтобы я по ней скучаю, но из песни слов не выкинешь. В итоге скреповый разворот супротив перверсивного тренда оборачивается крупным наветом на жизнь и балет сразу.
Раритетные видео с молодой Улановой безжалостны: современный балет вырос неизмеримо. Технически. Спортивная (гимнастическая) компонента вот-вот станет доминантой. Но пока это язык тела, на котором к нам со сцены взывает искусство, воздушные акробаты в пачках или без них остаются прежде всего артистами. Причём в том жанре, который, как никакой другой, сродни эксгибиоционизму. И да, это проявление главным образом женского, демонстративно-истерического начала (меткость, с которой ещё Гиппократ обозначил известное душевное расстройство словом ὑστέρα, поражает)! Потому-то голубые девиации особей XY в данной сфере не эксклюзив, а выражение типического. Балет по средствам выразительности — женский жанр, точно также, как живопись — мужской.
Вот почему хамоватая пацанка, в образе которой появляется главная героиня — это неоправданная эксцентрика в том, что касается балета. Её резкость, решительность, готовность пренебречь интересами множества людей, принять на себя ответственность и даже активный пикап — всё это в сочетании с отсутствием кокетства, игривости, способности грезить, плакать и боготворить лишает женский характер типологических черт. Даже повторение героиней паркурных подвигов учителя — это снова пацанство. Уж лучше бы она была стервой, зато женщиной… Так среди танцовщиц Дега есть откровенно неказистые, но ни одну из них художник не лишил женского обаяния. Подобный талант был и у Тодоровского старшего.
Ну и к чему было городить огород вокруг балета. Неорганично. Оформление шоколада «Вдохновение», заимствованное постером, хорошо угадывается, овеянный легендами русский балет — нет.
Всё остальное также «не в той позиции». Хаотично-мозаичный монтаж рождает много вопросов. Например, о том, куда у режиссёра монтажа запропастился Алкозельцер? Сам сценарий уж очень простоват и максимально приближен к уровню коротающей время до ужина домохозяйки. И похоже, без особых усилий со стороны сценаристки. К тому же фильм тормозит и пробуксовывает. В частности, на бытовухе. Минуточку! Это ведь «Золушка»! Меркантильно-кухонные разборки здесь должны быть на втором плане. Модельная фабула не позволяет им всерьёз соперничать с Феей-крёстной. А здесь вдруг под ударом оказывается вся судьба… Несоразмерно.
Всякие балерины бывают, скажет кто-то из повидавших. Ну конечно. Камера-обскура легко и естественно превращается в… кунст-камеру! Любуйтесь, ротозеи, на диковинное! Вот только это уже будет не про балет, а про тех, кто в некотором роде из ряда вон. Ну, примерно так и вышло.
17 сентября 2017