Спасение
6.6
6.1
2015, драма
Россия, 1 ч 34 мин
16+

В ролях: Полина Гришина, Каролина Грушка, Казимир Лиске, Ванчук Фарго, Ангчук Фунтсог
и другие
Молодую католическую монахиню сестру Анну из Польши отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот, первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно незнакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Спасение

год: 2015
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Андрей Найденов
композитор:
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $65 844
Дата выхода
Мировая премьера: 13 октября 2015 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Спасение», 2015

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Спасение», 2015

На мой взгляд, религиозный путь — это в некотором роде каркасная дорога со своими заборами. Каждый выход за пределы этого сформулированного государства — новая доза вопросов и искушений, которые необходимо осознанно обрабатывать, укрепляться в вере, не теряя свою аутентичность, задачи и цели.

Мы постоянно находимся в социальных требованиях, ожиданиях и правилах. Каждый человек сталкивается с выбором, что принимать, а что нет. При этом отвечает на вопрос, что мы, собственно, из себя представляем и чем отличаемся от окружающих людей.

Я думаю, что проход к себе — через самосозерцание. И именно этот путь внутреннего изучения я увидела у главной героини фильма. И это удивительно тонкая и деликатная, кинематографичная работа. Трогательность, чистота и плотная наполненность Анны притягивает, вдохновляет и побуждает. Тепло и трепетно.

9 из 10

25 августа 2018

Представьте себе, Вы жили в одном ограниченном мире, а на окружающий смотрели только через призму строгих правил и понятий. И вдруг Вам выдается шанс остановить старый мир и познакомиться с новым, совершенно отличающимся от всех тех образов, которые складывались у Вас в голове долгое время. Что человеку предстоит испытать, столкнувшись с подобным? На эту ситуацию решили взглянуть создатели философской драмы-притчи «Спасение».

Синопсис Молодую католическую монахиню из Польши сестру Анну отправляют с особой миссией в церковный приход где-то в Гималаях. Всю свою жизнь она прожила в аскетическом мире женского монастыря. И вот перед ней открывается шанс познакомиться с совершенно новым миром с его незнакомой культурой и религией, что дает ей почву для размышлений и переосмысления тех многих вещей, в которые она верила.

Стоит отметить, что «Спасение» фактически является фильмом одной роли, в котором другие появляются лишь в отдельных эпизодах. Говоря об игре Полины Гришиной хотелось бы отметить, что ей вполне сносно удалось передать то сложное психологическое состояние, в котором пребывала главная героиня. Сестра Анна, которая посвятила всю свою жизнь лишь служению Богу, уже просто забыла об обычной мирской жизни, способной доставлять все ту же радость и любовь, которые, как считала Анна, можно было обрести лишь в монастыре.

Обычный зритель, который посмотрит этот фильм, наверняка, потом скажет: «Да это же просто вынос мозга!». Действительно, режиссер Иван Вырыпаев снял не классическое жанровое кино, а нечто сложное, что предстоит осмыслить. Собственно говоря, режиссер не вкладывает какой-то потаенный смысл в те или иные эпизоды, а лишь пытается передать то состояние, в котором пребывает человек, когда осознает, что все, во что он верил, не имеет прежнего смысла. При этом Иван Вырыпаев дает четко понять, что нет необходимости отказываться от всего, во что ты верил, а продолжать верить в это, при этом наслаждаться жизнью.

Как известно, Иван Вырыпаев также выступил и сценаристом фильма. Сюжет «Спасение» он построил по принципу самой настоящей притчи. Все эти ответвления с важной церковной миссией не имеют никакого значения, потому что на передний план выходит тот долгий путь, который проделывает Анна в поисках самой себя. Приехав в незнакомую ей страну, она знакомится с её культурой, с её обычаями, ранее неизвестной религией. Через общение с незнакомцами, она осознает, что помимо её мира существует совершенно другой, в котором люди привыкли общаться, слушать музыку, заниматься сексом — то естественное, что ей внушали как порок. В конце концов, героиня не откажется от веры, но будет смотреть на мир уже другими глазами.

Итог Будем честны, «Спасение» — кино не на рядового зрителя. Многое в нем покажется странным (взять хотя бы эпизод с НЛО), многое скучным — действий в нем не так много. Но при всем при том, если его не просто смотреть, а слушать и осмысливать увиденное и услышанное, но невольно ты задумываешься над теми вещами, которые проходят лейтмотивом через всю картину.

8 из 10

30 сентября 2017

Разговор о вечном…

«Встреча с собой — самое сложное испытание» — так звучит слоган к данному фильму, от чего мысленно задаюсь вопросом: «Но если это испытание, то почему фильм называется спасение?»

Долгое время я не решался и не находил возможности посмотреть новый фильм Ивана Вырыпаева. Мне сложно объяснить причины, но вот наконец появился шанс и внутренний настрой для вечернего просмотра.

Начало фильма выглядит интересно и увлекательно. В первую очередь здесь заслуга самой актрисы Полины Гришиной, исполнившей роль монахини, которая приехала из Польши в Тибет. Девушка очень привлекательная, нежная и светлая. А ее невинный взгляд приятно радует своей чистотой и блеском.

Но вот проходит время и мы наблюдаем, как бедная девушка оказывается жертвой обстоятельств и ей приходится задержаться на несколько дней в маленьком отеле горного массива. Дальнейшие действия, меня, если честно, сильно утомили. Безмолвные походы, прогулки, лазание по горам и безмятежные посиделки на камнях целенаправленно загоняют в сон. Мне, как зрителю, было сложно осознавать происходящее, чтобы понять замысел режиссёра. Я мысленно задавал себе вопросы: «В чем тут дело? Где конфликт, сюжет и что вообще происходит?» Перед нами показывают духовные страдания и некие мучения юной девушки, после которых окончательно загоняют зрителя в тупик. Но потом происходит неожиданное прозрение, словно небольшой лучик света пробился сквозь непроглядную мглу сомнений мрачного безмолвия.

Режиссёр очень тонко и деликатно со всей присущей аккуратности приоткрывает нам героиню. Мы видим ее настоящую, мы видим уже не монахиню, а родного и близкого нам человека. Хотя режиссёр всего лишь скинул тёмные одеяния с ее хрупких плеч, оголив до необходимого понимания, но уже в этот момент мы видим в девушке нечто другое, а точнее другую, простую, родную и близкую нам по духу. И вот только после этого начинается основная часть всего повествованиях. И здесь совсем не идёт речь о каких-то действиях или происходящих событиях. Мы становимся участниками длительных диалогов с различными путниками и людьми, которые встречаются на пути нашей героини. Первый и основной диалог о душе происходит с девушкой, которая сидит на ступеньках буддийского храма. Очень долгий и монотонный диалог с повторяющими выражениями и словами. Это очень пронзительный и верный диалог, точечный и правильных во всех смыслах слова. Два мнения и два взгляда о том, что гложет многих из нас в этом мире.

А через некоторое время героиня вновь оказывается в центре бесконечного диалога, но уже с мужчиной на веранде своего отеля. Они говорят о музыке, о жизни, о своих желаниях, любви. Они говорят обо всем сразу и в то же время ни о чем, потому что, собирая из частиц общего разговора, складывается некая структура особого понимания нашего бытия. Вещи не сложные, но очень важные для каждого из нас. Герои нам так близки. Мы их так сильно понимаем, что они становятся одним целым в наших глазах, они становятся нами, а мы растворяемся в них.

Мне, конечно, довольно-таки трудно письменно объяснить происходящее на экране, так как здесь больше слушаешь не ушами, а чувствуешь душой каждый кадр, каждую сцену, каждое слово.

Что касается дальнейших действий, когда девушка сидит ночью на скале под небесным сиянием, предположу, что здесь всего лишь режиссёрское отступление и некий полет фантазий.

Но вот уже финал и мы ждём новый диалог, финальный третий разговор, который подытожит все, что накипело, произошло, творилось, чувствовало и волновало всех. В лице третьего собеседника выступает сам режиссёр, от чего просто зашкаливает в мозгу от любого сказанного слова. В итоге мы видим самый короткий диалог, но со словами, которые зритель унесёт с собой и оставит в душе на всю жизнь.

Поразительный и вдохновенный фильм предназначен исключительно для настоящих ценителей авторского кинематографа. Не думаю, что рядовой зритель по достоинству оценит предложенную режиссёром концепцию, потому она ему будет невыносимо скучна и затянута. Сложный и в то же время простой фильм с простым пониманием нашего с вами спасения в этом сложном и многогранном мире.

Приятного просмотра.

9 из 10

9 июня 2017

Operator, please

Театральный режиссёр Иван Вырыпаев периодически выходит на поле кинематографа и снимает кино, жанр которого определить очень сложно, да и хоть сколько-нибудь похожие фильмы найти затруднительно. Огромный ему поклон за Эйфорию, Кислород, Танец Дели.

Но почему же во время просмотра Спасения мне казалось, что кино — это что-то чужое для Ивана? Почему это кино выглядит таким топорным на фоне гениальных предыдущих работ, когда было достаточно одной больничной скамьи? На самом прозаическом фоне рассказывались истории, да такие, что ты, взрослый человек, вдруг вслух выкрикивал говорил «вау!» и удивлялся мудрости автора.

В Спасении же Иван слишком много экспериментирует с чисто кинематографическими приёмами, что ему не очень-то удаётся. Длинные молчаливые эпизоды, где сестра Анна просто куда-то идёт, что-то разглядывает — не что иное, как просто растягивание времени, никакой смысловой нагрузки они не несут. А дважды повторяющийся момент с подъёмом на гору полностью это подтверждает. Для чего 2 раза? Чтобы увеличить хронометраж?

В общем, фирменных Вырыпаевских диалогов тут 2 штуки, они всё так же хороши. Всё остальное — лишнее.

7 из 10

4 января 2017

«Все, что я продаю — это искренность»

Все фильмы Ивана Вырыпаева сильно отличаются друг от друга. «Эйфория» — картина, где главными и практически единственными значимыми элементами были пейзажи и музыка. «Кислород» — текст, виртуозно преподнесенный с помощью новейших технологий. «Танец Дели» — диалоги между героями, находящимися в ограниченном пространстве, что вызвало немалые споры о том, к чему ближе эта работа — к кино или театру. «Спасение» по стилю не похож ни на один из перечисленных фильмов.

В центре сюжета — девушка, которая «спасается» от, как ей кажется, враждебного мира в католическом монастыре. По поручению монастыря она отправляется в место с совершенно чуждой ей культурой, край Ладакх в тибетской части Индии. Однако вместо конфликта католической и буддийской культур в душе у героини возникает совершенно новое ощущение себя в мире. Под воздействием самого места, а также разговоров со случайными знакомыми в её сознании происходит некий переворот. Её внутренний мир перестает конфликтовать с внешним, она обретает гармонию. И в этом состоянии девушка впервые по-настоящему осознаёт присутствие Бога.

Как уже говорилось выше, по стилю фильм сильно отличается от трех предыдущих работ Вырыпаева. Он достаточно аскетичен, в нем нет ярких красок, громкой музыки, эмоционального напряжения. Картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Стоит отметить поразительную достоверность, с которой передано пространство. Буквально ощущаешь себя в Тибете, вдыхаешь горный воздух и любуешься рассветом вместе с главной героиней. Прекрасная игра актеров, в особенности Полины Гришиной, заслуженно удостоенной премии «Кинотавр» за лучшую женскую роль, и то, что фильм снят на английском языке, усиливает ощущение присутствия. Удивительно, как органично удалось вписать в структуру фильма сцену появления НЛО. Этот фантастический эпизод не вносит никакого диссонанса в реалистичность картины и полностью соответствует её стилистике.

Но, несмотря на все его достоинства, фильм действительно не для всех. И даже не для всех поклонников творчества Ивана Вырыпаева. Многих будет раздражать отсутствие внешнего действия, неестественность диалогов, кажущийся умозрительным сюжет. Но всё перечисленное искупается искренностью, с которой рассказана эта история. В каждом кадре чувствуется, насколько то, о чем говорится в фильме, важно для его создателей. Это ни в коем случае не проповедь, это просто искреннее желание высказаться на тему, небезразличную гораздо большему числу людей, чем может показаться на первый взгляд. В качестве слогана к этому фильму пришлись бы очень кстати слова Ивана Вырыпаева, сказанные им в Центре современной драматургии и режиссуры в Ижевске: «Все, что я продаю — это искренность».

28 ноября 2016

Помню, на сеанс фильма пришла одна. После работы. Народу не то чтобы много. Самое оно для вдумчивого просмотра картины. Скажу сразу, ждала фильм с нетерпением и, как только выключили свет в зале, я погрузилась…

Во-первых, на что сразу же обращаешь внимание — это конечно операторская работа и сами виды, от которых дух захватывает. Даже если не вникать, о чем фильм, можно наслаждаться уже этим.

Во-вторых, сама идея. Тут и близкая мне тема поиска, и сомнения (убеждаюсь, что мне ближе люди сомневающиеся, чем уверенныеи уверовавшие). И только вдумайтесь, католический приход в Тибете. По крайней мере любопытно поглядеть.

В-третьих, для тех, кто уже посмотрел и ничего не понял, или понял, но не все, или понял и хочет еще. Есть небольшое дополнение к фильму, диалог с Далай-Ламой, размышления Вырыпаева и описание того, как фильм снимался. Там задумка кинохудожника разжевана очень подробно, только успевай проглатывать.

10 из 10

16 июня 2016

Очень нетипичная монахиня

Анна нелюдима, тревожна в присутствии людей, это видно сразу.

Монахиней ей почти не нужно ни с кем общаться, только со знакомыми. А если и заговорит с незнакомцами, то это обычно очень короткие разговоры, лишенные человеческой простоты, тепла, односложные.

Скрытная, безэмоциональная, незаметная. По лицу не получается ничего счесть, что за человек, оно ничего не выражает. Когда она общается, то вызывает ассоциации с куклой. Она как в танке, или крепости, на очень большом расстоянии от всего, всех.

Очень умна. Очень необычно в разговоре с американцем задала вопросы — как ученый, изучающий неживую вещь под микроскопом. Т. е. вопросы глубокие, «промозглые», до самой сути, но без чувственной, настоящей человечной заинтересованности.

Героиня почему-то пребывает в постоянном напряжении: блеклое однообразное выражение чувств, застенчивые жесты. Расслабление, наслаждение от текущего момента при прослушивании музыки периодически сменялось настороженностью, думанием. Будто она всегда готова к чему-то.

О себе всегда сказать нечего, кроме того, что из Польши. У собеседника же выспросит всё. Т. е. присутствует как бы такая схема отношений: сама берет, но взамен не даёт ничего- в виде эмоций, чувств. Над простыми вопросами долговато раздумывает.

В фильме сделан акцент на молодой внешности героини. Это может быть как символ отказа героини от обычной жизни, «её не потрепала жизнь».

Она как будто не с этой планеты, но это не из-за монашества, а от того, от чего она туда, скорее всего, сбежала.

В общем, на основе того, как было это сыграно, могу пофантазировать, что героиня могла стать монахиней как раз по причине наличия проблемы в своих отношениях с людьми. Это подтвердили наблюдения и американца. Есть преднамеренный уход от ее решения. Или хочет изменить себя таким способом, найти ответы на вопросы. Без активной работы над собой. Это как бы заход с другой стороны, изнутри, духовный.

Актриса героини чем-то мне напомнила другую актрису, Марию Шалаеву.

4 июня 2016

«Все, что я продаю — это искренность»

Все фильмы Ивана Вырыпаева сильно отличаются друг от друга. «Эйфория» — картина, где главными и практически единственными значимыми элементами были пейзажи и музыка. «Кислород» — текст, виртуозно преподнесенный с помощью новейших технологий. «Танец Дели» — камерный фильм, монологи, происходящие в ограниченном пространстве, что вызвало немалые споры о том, кино это или театр. «Спасение» по стилю не похож ни на один из этих фильмов.

В центре сюжета — девушка, спасающаяся от, как ей кажется, враждебного мира в католическом монастыре. По поручению монастыря она отправляется в место с совершенно чуждой ей культурой, край Ладакх в тибетской части Индии. Однако вместо чувства конфликта католической и буддистской культур у главной героини возникает совершенно новое ощущение себя в мире. Под воздействием самого места, а также разговоров со случайными знакомыми в её сознании происходит некий переворот. Её внутренний мир перестает вступать в конфронтацию с внешним, и она обретает гармонию. И в этом состоянии героиня впервые по-настоящему осознаёт присутствие Бога.

Как уже говорилось выше, по стилю фильм сильно отличается от трех предыдущих работ Вырыпаева. Он достаточно аскетичен, в нем нет ярких красок, громкой музыки, эмоционального напряжения. Картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Стоит отметить поразительную достоверность, с которой удалось передать пространство. Буквально ощущаешь себя в Тибете, вдыхаешь горный воздух и любуешься рассветом вместе с главной героиней. Прекрасная игра актеров, в особенности Полины Гришиной, заслуженно удостоенной премии «Кинотавр» за лучшую женскую роль, и то, что фильм снят на английском языке, усиливает это ощущение присутствия. Удивительно, как органично удалось вписать в структуру фильма сцену появления НЛО. Этот фантастический эпизод не вносит никакого диссонанса в реалистичность картины и полностью соответствует её стилистике.

Несмотря на все перечисленные достоинства, этот фильм действительно не для всех. И даже не для всех поклонников творчества Ивана Вырыпаева. Многих может раздражать отсутствие внешнего действия, кажущаяся неестественность диалогов, определенная умозрительность сюжета. Но всё это искупается искренностью, с которой рассказана эта история. В каждом кадре чувствуется, насколько то, о чем говорится в фильме, важно для его создателей. Это ни в коем случае не проповедь, это просто искреннее желание говорить на темы, небезразличные гораздо большему числу людей, чем может показаться на первый взгляд. Здесь вспоминаются слова Ивана Вырыпаева, сказанные им на фестивале молодёжной культуры «Артквадрат» в Ижевске: «Все, что я продаю — это искренность». Наверно, эта фраза была бы лучшим слоганом для презентации этого фильма кинопрокатчикам.

16 апреля 2016

Ощущай

В последнее время на экраны вышло сразу несколько картин о служителях церкви. Вспомнить хотя бы суровую ирландскую драму Голгофа или оскороносный фильм Павла Павлековского Ида, который производит впечатление своей концентрированной строгостью. Матовый, почти пасторальный черно-белый фильм, в котором строгость во всем — от названия, до композиции кадра. Кинематографический интерес к данной теме во многом вызван духовной красотой служителей культа и общей религиозной эстетикой.

Вот и Иван Вырыпаев снял свою картину о святости. Но святость здесь далеко не главное — она лишь внешнее условие. Фильм об ощущениях.

Вполне понятно, почему Вырыпаев снял такое кино. Многие его фильмы завязаны на особом мироощущении героев. Об этом его короткометражная новелла «Ощущать»: не нужно ничего понимать, да и попробуй пойми это всё — просто ощущай. Главная героиня Спасения — робкая, безмолвная монахиня из Польши, которую отправили служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Она впервые за 25 лет покидает монастырь и оказывается на другом конце планеты. Анна пытается понять этот мир через диалоги с незнакомцами, но слишком разные модели восприятия действительности уводят разговоры в область комичного.

Этот мир, в котором человек сравнивается с пылесосом — невозможно понять. В попытке по крайней мере ощутить его, Анна на время примеряет роль простого человека. Прибывая в этой роли, перевоплощенная монахиня вступает в, пожалуй, самый комичный и остроумный диалог с американским музыкантом. Вырыпаев использует довольно распространенный приём столкновения разных миров, что характерно для подобных сюжетов. Разговоры о рок-музыке и попытки объяснить «чем занимаешься» невольно наталкивают на мысли о (не)возможности героини остаться в этой роли если не навсегда, то хотя бы на время.

Фильм построен по принципу беседы. Хотя за все экранное время зритель услышит лишь 4 полноценный диалога — нет сомнений в том, что внутренний диалог продолжается и в безмолвии. Крупные планы на фоне колоритных пейзажей Тибета, слегка покачивающаяся камера — вызывают приятный эффект погружения и ощущение динамики высокогорного пространства.

Многие обвиняют Спасение в отсутствии глубины и театральности некоторых сцен. Но здесь стоит сказать, что Вырыпаев прежде всего драматург, а не кинорежиссер, о чём он открыто и заявляет. Но фильм от этого вовсе не теряет своей ценности, прежде всего эстетической. Сам режиссер в интервью говорит, что «Спасение» это фильм о России. Но, как оказалось — об этом совсем не обязательно знать. Даже без этого глубокого знания картина может многое сказать и показать эстетически и духовно развитому зрителю.

Неужели обязательно искать во всем глубинный смысл? Почему нельзя просто получить удовольствие от просмотра приятного и красивого кино?

8 из 10

11 апреля 2016

«Мы все время выбрасываем мусор, а нужно взять и выбросить пылесос».

Что такое человек? Роль, форма или пылесос? Такими вопросами задается польская монахиня вместе со своей собеседницей в Гималаях.

Эти горы — цель и мечта многих людей по всему миру независимо от вероисповедания. Человек может не быть буддистом, и при этом, видеть в Тибете выход из замкнутого цикла жизни по законам, в которых что-то ему кажется несовершенным или неправильным. Этот выход ведет к себе, своей тени и к принятию себя.

В Гималаях монахиня узнает не только то, что она не просто форма, наполненная чем бы то ни было, но и то, что она прекрасна. Ее собеседники открывают ей новые истины насчет ее же и мира, в котором она живет. Так, новый знакомый говорит девушке, что «внутренний мир и внешний мир — это одно и то же». И если в начале она признается в разговоре по телефону, что ей страшно, то чем больше она узнает о себе, тем спокойнее она становится, и тем больше она может увидеть.

Плюсы фильма — гипнотические виды Гималайских гор и контраст черного одеяния монахини на их фоне, бережное рассмотрение довольно щекотливого вопроса — веры и религии, неторопливое повествование, через которое зритель может прочувствовать реальность происходящего на экране. Этот же плюс становится и минусом. В некоторых местах неторопливость граничит с затянутостью, а наблюдение за монахиней становится чересчур близким.

Отдельного упоминания заслуживает игра Полины Гришиной, исполнившей роль монахини. Она оказалась настолько хороша, что получила главный приз за лучшую женскую роль на Кинотавре. Что же касается режиссера, фильмы Ивана Вырыпаева («Кислород», «Танец Дели») — оригинальны и не однотипны. Сам он в интервью говорил, что видит смысл «Спасения» в диалоге, постижении и принятии окружающего мира и другой культуры, а также в понимании, что бог — везде.

В целом, можно сказать, что «Спасение» — красивое, медитативное, философское кино, безусловно, достойное просмотра.

29 марта 2016

«Холодят мне душу эти выси, нет тепла от звёздного огня…»

И снова в мире пустота,

и ровно-ровно сердце бьётся.

Душа, как снятая с креста,

чиста — не плачет, не смеётся.

Ольга Красникова

Современный российский кинематограф постепенно заполонило «младое, незнакомое» кочевое племя: Пётр Буслов обретает «Родину» на Гоа, Роман Волобуев снимает Морру и иже с ней во Франции, а Вырыпаев, как старик Хоттабыч, на нековре, но самолёте переносит свою и без того интровертированную «беспокойную Анну» в гималайские пейзажи Ладакха. Дауншифтинг полного метра? Кто и в какие странноприимные края отправится дальше искать «для вдохновения ключи»? Поживём — увидим.

Впрочем, сейчас речь не об этом, а о самой меланхоличной картине самого авангардного российского режиссёра, которая, будь она книгой, начиналась бы с фразы: «Жил-был Иван Вырыпаев, слыл знатоком модерна и «Танца Дели», а потом вдруг остановился, задумался и станцевал менуэт под названием «Спасение»'. 25-летняя же польская монахиня, по долгу служения церкви заброшенная на «Малый Тибет», впервые осознаёт, что ни о танцах, ни о песнях, ни о музыке (и не только группы «U2») ничего не знает и в помине. Тело Анны гнетёт вовсе не высота в 4000 тысячи метров над уровнем моря — это душа её от приближения горнего мира трепещет в сомнениях. Путешествуя по окрестностям, девушка беседует с первыми встречными, и из их слов в неё проникает такой оглушительный хаос, что делает непостижимое для её понимания окружающее пространство ещё загадочнее.

Лишённый фирменной экспрессии, авторский стиль Вырыпаева всё же узнаваем. В первую очередь, благодаря парадоксальности мысли (диалог о человеке-пылесосе) и картинки (монахиня, расхаживающая по улицам в подряснике, шапке бини, бутсах и с рюкзаком за плечами, или, простите, непосредственно в кадре справляющая нужду на унитазе); во вторую — традиционному сквозному говорению персонажей.

«Спасение» — это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм «Иерей-сан. Исповедь самурая»). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.

Попытка изумительно красива — этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; на экране превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: «пыльное» синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, чьи юные годы прошли в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.

Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд — в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Картина, призванная было спеть гимн духовности, растворяется в туманной дымке гор и благовоний местных храмов и многоцветным колесом-мандалой катится по чистым землям будд прочь от славянского менталитета. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.

Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма «Авриль» Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал «Спасения» — утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни келейной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что «при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи «непостижного света». Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.

О, есть неповторимые слова,

кто их сказал — истратил слишком много.

Неистощима только синева

небесная и милосердье Бога.

(Анна Ахматова)

16 марта 2016

Это самый простой, не побоюсь этого слова, примитивный фильм Вырыпаева — это касается смысловой нагрузки, которая прозрачна настолько, что становится скучно, да и художественный подход отсутствовал, конечно, если не брать в расчёт красивые пейзажи, ну уж здесь постаралась матушка природа, люди искусства совсем не при чём. Но такое мнение складывается сугубо на фоне остальных работ режиссёра, поэтому киноманская некомпетентность будет только на руку любознательному зрителю.

Фильм о поиске себя. Точнее об обнаружении своей личности, её живости, желании узнать себя поближе. Религия и её прямая функция уничтожать, обезличивать, «стадозировать» Человека и превращать того в овощ, не способствует личностному развитию — вот такое открытие постигло главную героиню, добропорядочную монашку (других не бывает). Но это если в грубой форме и не отрицаю такой возможности, что конфликт интересов мною надуман, всё же так было смотреть намного интересней. В новой обстановке она обещала больше молиться, так проще жить, но вместо этого, переболев, решила познакомиться ближе с тем миром, который создал её Бог (по мне это очень интимный вопрос, поэтому для каждого он свой). Встречает людей, общается, видит себя со стороны задаётся главным вопросом — кто я?, и как водится, ответы ищет в скитании и одиночестве. Там, в горах, она благодарит Бога за эту красоту (на море делаю тоже самое) и понимает, что служение и вера немного разные вещи, поэтапно разные, что Бог всегда с нами, в чём всегда нужно и важно уметь сомневаться, другого пути к монашеству нет. И это есть главная проблема церкви — в своё лоно она принимает ещё несформировавшихся людей и зачем-то мучает их своими догмами, делая из них марионеток, бубнящих заученные мантры, а не одухотворённых личностей, которые способны реально помочь. Помните, это моё субъективное мнение.

Всем желаю приятного просмотра!!!

12 марта 2016

http://laromakaro.livejournal.com/563640.html Взято в чужом блоге- рецензия Ларисы Макаровой

Вчера нас дети водили в кино. Смотрели в зале на 14 мест, на диванах, со столиками. Сзади сидела пара в возрасте, которая общалась громовым шепотом на юридические и бытовые темы. Еще они шуршали. Просто все время шуршали и раздражали. Я сдержалась и даже не оглянулась, чтобы испепелить взглядом, дальше будет ясно, почему.

Смотрели мы фильм режиссера И. Вырыпаева «Спасение». Мне показалось, что режиссеру лет 20 с хвостиком, но точно не больше 30. Потом выяснила, что он мой ровесник. Спойлерами фильм не испортишь, поэтому расскажу. Польская молоденькая монахиня приезжает служить в Тибет. Летит на самолете, едет в такси, заселяется в гостиницу, откуда ее должны, но не могут забрать из-за непогоды. Пару дней она бродит по окрестностям, потом ее забирают таки и доставляют к месту службы, где она встречает русского фотографа, которого играет режиссер. И ничего не происходит.

Теперь о том, почему я решила, что режиссеру Ивану годков всего ничего. Более беспомощной картины из тех, что претендуют на смысл, я еще не встречала. Ну или не помню. Что хотел автор сказать, не ясно, потому что ничего так и не сказал. Зато в фильме есть все, что нынче быть должно. Не хватило только косяка, его заменили местной водкой. Наверное, по закону про косяки нельзя. Есть христианство, адепты которого сами не знают, верят они или нет. Есть Тибет, потому что сейчас без Тибета никак. Раньше можно было вставить Индию, но она уже в зубах завязла. Есть рокмузыкант. Буддийские монахи. Самолет. Рюкзак. Добрые азиаты. Инопланетяне. Бэкпекеры. Прозрение. Порядок можно применять любой, потому что все равно все в кучу и между собой не связано. Даже прозрение можно воткнуть в любое место, так как оно не является следствием ничего.

Я на автора немного обиделась. Он зрителя не уважает. Жует, жует одно и то же. Я два раза не повторяю, два раза не повторяю. Чтобы любой дурак понял. Хотя, кажется, Иван претендует на фестивальное, интеллектуальное. Приемы, используемые для донесения мысли, оригинальностью тоже не блещут. Монахиню раздевают, кладут спать в трусах и почему-то в огромных носках. Наверное, чтобы показать, что под подрясником у монахини есть тело, если вдруг кто не догадается. Мерзнут у тела почему-то только ноги. Правда, тело не ест, только пьет. Наверное, чтобы слишком не приземлять. Ну и раз тело пьет, то оно должно писать. Процесс показан достаточно подробно. Из-за этого я рада, что тело не вкушало пищи, потому что потом вдруг бы пришлось смотреть, как оно какает.

Монахиня все время ходит в горы, чтобы побыть одной, справиться с искушением. Наверное, отсылают нас к искушению Христа, но тут было недостаточно прожевано, я поперхнулась и не поняла, хотя и повторено было дважды, повторено дважды.

Но хочу и спасибо автору сказать. Он проверяет зрителя два раза за фильм: «А вы что подумали?». Я все плохо думала, а героиня нас обманывает, остается чистой и верной.

Перед финалом, заканчивающимся встречей с русским фотографом, который в темноте ходит и снимает храмовые фрески (очень забавные) с рук, сестра Анна уже и клобук снимает, и сидит нецеломудренно. Зритель уже все решает, но нет, но нет. Второй раз обманывается.

Что хочу автору сказать. Тема сисек не раскрыта. Это хорошо. Монахиня не уходит в мир, простоволосая и сияющая. За это спасибо. Это даже небанально как-то. А что фильм не получился — ну ничего, ничего. В следующий раз. Жена у вас очень красивая, автор, зато. Но косяка явно не хватает, чтобы проникнуться. Хорошо бы выдать и героям, и зрителям.

Министерству культуры спасибо, что второй Левиафан не профинансировало. Лучше уж и правда такое кино поддерживайте, если пока ничего другого нету.

Удивительно, как много я написала на пустом месте. Надо работать над ясностью слога.

Можно ли говорить про финал, что он заканчивающийся?

26 февраля 2016

О чувстве Бога

Фильм «Спасение» свеж и очень красив. Глазу красива очень натуральная и живая картина, посыл же красив для души. Посте просмотра не хочется слов и обсуждений, не хочется споров, в картину не хочется ничего добавлять, из нее не хочется что-то выкидывать. Просто помолчать и подумать. Подумать о боге и религии, причем не о какой-то конкретной, будь то христианство, буддизм или иудаизм, а о религии в целом, о влиянии ее на человека.

Молодая монахиня Анна, на чью долю выпало испытание отправиться в далекий путь что бы по окончании его продолжить службу в небольшом приходе в гималайских горах, такая молодая и хрупкая на вид, но, несмотря на это она производит впечатление человека уверенного в себе. Она взволнована, но не боится, ее вера в себя и в бога крепка.

По пути из польского монастыря в тибетский приход она сталкивается с испытаниями и искушениями в виде физического недомогания и знакомства с новыми людьми, ведущими чуждый для нее образ жизни, сталкивается с далекой для нее культурой и религией. В этот момент, я думаю, Анна понимает для себя единство всего, понимает и впервые может оценить насколько богат и разнообразен мир. Но вера молодой монахини не пала жертвой этой оценки, я думаю, она просто научилась принимать неизвестное и новое.

Для себя я решила что этот фильм о новом взгляде. Фильм о смиренном принятии мира, о познании, о силе личности, о смелости и, конечно же, о вере.

Я не хочу давать каких либо оценок касательно подбора актеров, игры, режиссуры или сценария. Я ничего не могу сказать относительно технических моментов, на мой взгляд фильм просто красив, как есть.

9 из 10

26 января 2016

Образ России и то, что Вырыпаев рассказывает в интервью о своем фильме, для меня прошли мимо. Вообще все выглядит так, будто это было додумано потом для придания некоторого дополнительного интереса.

Молодые монахини всегда вызывали у меня вопросы и жажду «подсмотреть» их быт. Глянуть на мир их глазами: что им интересно, что волнует, восхищает, отвращает. Этот непопулярный стиль жизни, назовем это так, заставляет современного человека удивляться: «Совсем молодая, а губит лучшие годы…» и т. д.

Анна очень искренняя с собой и другими, а фильм — просто возможность за ней понаблюдать. Некоторым не понравились длинные безмолвные сцены, подробности вроде похода в туалет, показанного нижнего белья и прочее.

Но Анна наедине сама с собой: она в трусах, потому что носит трусы и подразумевается, что никто не смотрит, она ползает по скалам, потому что ей хочется этого, перекладывает вещи- так ей кажется лучше. Никто не гонит ее встречать рассвет, она не играет сама для себя роль путешественницы или человека, которому надо что-то найти или понять.

Покупает кроссовки просто как обувь, шапку для удобства: цвет и форма не имеют значения, а также то, как она в них выглядит. Давно ли кто-то из нас делал действия без оглядки на то, как он при этом выглядит в своих и чужих глазах?

В диалоге про пылесос затронут замечательный вопрос, который так или иначе приходит ко всем людям: а можно ли перестать собирать свою жизнь в виде воспоминаний и опыта? Что есть человек в каждый момент его существования? Что на самом деле остается у нас спустя время и помогает ли это нам идти дальше?

Как атеистке, мне жаль, что вывод Анны в финале именно такой, но это ее право и желание. Я ожидала, что масштабы и осознание себя скажут ей что-то о возможностях и перспективах…

Тем не менее приятно сознавать, что люди, такие маленькие на фоне Тибетских гор, — существа любопытные и любопытствующие, хотя и очень разные.

8 из 10

12 января 2016

Арт-хаус — это не долгие нудные кадры

Арт-хаус — это мысль. Вообще странно применять какие-либо клише и названия для фильмов, фильм или хороший, или посредственный, на худую беду он может быть совсем плох, и статус «арт-хаусного» никак не спасет. Я бы и рад бы был отложить в сторону все категории, но мне Иван Варыпаев не оставляет выбора. Такое ощущение, что он сам изо всех сил старается доказать, что его фильм «интеллектуальный», «элитарный», «арт-хаусный».

А получился слабым. Вообще плохой. Плеваться начинаешь с 20 минуты.

1) Да модно снимать теперь «живой» камерой, но тут-то почему нет штатива? Статичные планы и все подергиваются, для какой это цели? Типа взгляд живого человека или что? Художественно не оправдано, да масса фильмов так и снимается, но здесь-то какое оправдание? Потому что «арт-хаус»?

2) Полфильма героиня обнимается со скалами и ползает по ним. Зачем я должен смотреть на это? У Тарковского в «Ностальгии» герой шел со свечкой по дну бассейна и был в этом смысл! Был смысл в долгих кадрах «Соляриса» и вообще в массе фильмов. Здесь же просто она ползает по камням, смотрит мечтательно в даль, обнимается с глыбами, сидит ждет самолет в аэропорту, сидит на ступенях, просто идет по городу. Да куча бесполезных, пресных как старая горбушка кадров.

3) Кадры природы мало того, что вставлены порой откровенно не к месту, так еще и повторяются. Здорово снять широкоформатный кадр на прекрасную камеру, но это ведь не значит, что он к месту.

4) Да и что у монахини уровень интеллектуального развития ниже среднего? Не надо быть рок-фанатом, чтобы знать U2, и в конце-концов — да что такого, что кто-то их не знает? Что ты, Чарли, сто раз ее спросил шутит она или нет? Что за белесый разговор, натуженно — арт-хаусный? А разговор про пылесос, что ты Анна въезжаешь-то сто лет в то, что тебе хотят сказать? Да и как вопросы исповеди, веры и смысла жизни просто свести к пылесосу? Более примитивной метафоры сложно представить. С легкой руки уравняли исповедь и психолога, что за недалекость? Духовных скреп бы вам добавить, маестро:D

5) Рок-музыкант обязательно с хохолком и в кожанке, даже в Тибете. Он и спит видимо так, ну что они рокеры такие. Девушка-хиппи раскинула ноги на 190 наверное градусов, а футболка ну почти показывает грудь, чтобы проявить наглядно зрителю контраст нравов. И что за начало разговора про секс с монахиней? Кто писал этот диалог? Почему 5 минут они обсуждают одну и ту же вещь? Почему там бессмысленные фразы?

6) Не снимай про то, о чем понятия не имеешь. Анна — не монахиня. В чем ее монашество? Она вообще не верующий человек, да посмотри ты, Иван, хоть фильм «крестный путь», там девочке 15 лет и она в разы более верующая, чем твоя монахиня, которая даже помолиться нормально не может. Когда болеет, она не молится, а пьет аспирин и валяется в трусах. Она на камне просто сидит и куда-то смотрит. Понаблюдайте, как режиссер, за монахами, почувствуйте, что такое вера. Это не в рясе ходить, это внутренняя сила, это мироощущение, где все это в монахине?

7) Главная героиня вообще какой-то фантом. Безхарактерное существо, мотивов которого не понять. Она в рясе и не монахиня. Чтобы подчеркнуть ее «ботаничность», ей еще и очки одел режиссер. А когда она типа немножко начинает «чувствовать краски жизни», она очки снимает. ГЕНИАЛЬНО! Сняла — одела — четкий индикатор. В какой момент в ней происходит перемена? Когда она стругает в туалет? Когда она в него ходит? Когда шла вдоль дороги на фоне природы? Когда увидела летающую тарелку? Где момент изменения сознания? А какое сознание было до этого? Кто она вообще? Она не спорит с хипстером, не отвечает ей кротко и достойно свою позицию. Рокеру не говорит ничего, кроме своего неведения какой-то рок-группы. Может быть, она должна была измениться, когда парень играл на гитаре? И все что ли? Она, видимо, первый раз слышит музыку, и никогда не чувствовала восторга от музыки Баха или Моцарта? У нее монастырь для аутистов что ли?

Зачем вы ее раздели? Зачем мне смотреть на прекрасные ноги героини? Да, симпатичные, да под рясой, оказывается она прелесть. И что? Хотите сказать она свою жизнь похоронила? Что за банальный взгляд?

Почему она никогда не вступает в разговор? Она в упор не видит людей и не вступает в диалог.

8) Почему в конце, когда вы появляетесь в кадре, вы заводите такой до ужаса неестественный диалог? И что за нереальный ответ у Анны? Она откуда сделала этот вывод?

Вы же были в Тибете, вам же должно быть известно, что окружающий мир не меняет человека. Не могут изменить человека красивые горы или облака низко над землей. Не меняет его и простое посещение буддистских лавок или храма. Залезь хоть на самый высокий уступ в Тибете, закури там хоть сто сигарет. Хоть сто раз скажи себе «я приехал сюда просто понять себя» и ничего ты не поймешь. Иллюзия растает как дым в воздухе. От себя не убежишь — вот такая страшная и прописная истина. Вы ведь это тоже понимаете. Ваша героиня — хиппи понимает, что не надо быть пылесосом и при этом пьет и сумбурна и в целом несчастна. Даже в Тибете. Даже понимая, что она не пылесос.

Фильм стоит вдалеке от прекрасных картин мирового кинематографа.

3 из 10

4 ноября 2015

Когда вера дышит на Ладакх…

Она, красивая, искрящаяся сексуальной энергией, скрытой под сутаной, 25-летняя Анна, садится в автобус N 175, следующий по маршруту до аэропорта им. Ф. Шопена. Пункт назначения — край Ладакх в тибетской Индии.

Кто смелее? Тот, кто считает, что понял свои ошибки и нашел способ их не делать? Или тот, кто отрекся от «этого» мира и освободил себя от возможности ошибаться? Тот, кто понял, что внутренний и внешний мир — это одно и тоже? И внешний мир приносит проблемы, нужно не допускать его до своего пыльного мешка?

Если Бог есть, то где он? В какой момент нужно уловить его присутствие? В церкви, когда слышишь молитву, или когда сам ее читаешь, или когда приехал в неизведанный край, остался один на один с горами, прошелся по улицам, встретился с затерзанными странниками? Одну из которых одолевает шизофреническая идея, что она пылесос, другой подсознательно душит в себе потенциал Пола Дэвида Хьюстона. Мир смотрит на Анну, даже если она думает иначе. И проникает в сознание с мыслями незнакомцев, с водой с аспирином, во сне на высоте 4000 метров над уровнем моря. Проникает нетравматически, не раня девственную плеву ее мирского восприятия. Она чистый ребенок, непосредственна и невозмутимо признает, что не знает современной музыки, не понимает, к чему клонит 25-ти…27-ми, но выглядящая на 40 незнакомка. Зачем им эти рассуждения, если они не приносят облегчения, а только еще туже набивают внутренний мешок?

Созерцательный фильм, который на первых кадрах кажется цветной Идой, повергает в священный трепет, когда осознаешь, какой трюк проделал с нами режиссер: каждого из нас, зрителей, он оставил в зале наедине с собой среди каменистого пейзажа, озвучил вопросы, которые и так не сходят с уст изо дня в день, выделил нам по полтора часа на размышления: Как ты живешь? Хорошо? Что значит «хорошо»? Just fine? Или за этим «хорошо» скрывается одна из самых трудных просьб: «Помоги мне»??? Каждому по вере его воздастся. Усомнился, значит убедишься. Запутался, значит разберешься. Ушел, значит вернешься.

Там, за пределами пузыря, нет спасения. Они мучаются вопросами, считают себя пылесосом и страдают, что не являются частью всемирно известной группы, когда она, Анна, утомленная лишь горной болезнью, свободная от рабства, пыли и терзаний, прочитав молитву, выходит из церкви и, сидя на ступеньках, может сказать себе, что Бог есть. В этом-то у нее никогда сомнений не возникнет.

8 из 10

12 октября 2015

Глоток мысли от Вырыпаева

Ну, во-первых, совет всем, кто думает этот фильм смотреть и уже знаком с творчеством режиссера — отбросьте все что вы знали о нем ранее. Фильм получился новый и другой. Не надо его сравнивать с любимым мной, например, танцем Дели или непонятным (мне) Кислородом. Это какой-то новый Вырыпаев.

Во-вторых — хоть убейте не смогла увидеть эту глубокую мысль, которую сам режиссер озвучивал «фильм о России», да никакой там России не было — фильм о каждом, фильм о внутреннем поиске Бога и себя.

История совершенно созерцательная, жизненная простая, да и сюжета особо нет, просто наслаждаешься тишиной, прекрасными видами, и теми историями которые происходят с героиней. Мало их там — всего три, но вам будет достаточно.

Примечательно и то, что автор вроде как (если верить его словам) хотел показать нам образ девушки у которой конфликт с внешним миром.

Не видно там этого конфликта, зато виден совершенно обычный и понятный конфликт, который мы все с вами переживаем — а кто я?

Неужели я то, что я делаю?

Неужели я — это моя профессия, моя вера, мои принципы?

Где за всей этой внешней шелухой — настоящие смыслы?

И милая Анна, которая приехала за 1000 километров в Гималаи — находит ответы на все вопросы, в середине фильма есть такой момент, на котором если вас зацепит — значит фильм понравится, а нет так и не поймете о чем была речь.

Скажу так — я в восторге, когда эта милая девушка надев сумасшедшую шапку и удобные кроссовки, шагала по горам, я шла рядом с ней.

Фильм — глоток потрясающего смысла, глубокой идеи о том, как важно найти себя и поверить в себя. И тогда все вокруг приобретает новый смысл.

Ну и концовка на редкость неожиданная и меткая.

Просто супер, жаль брутальные уральские «лица» не оценили моего восторга и люди с сеанса выходили с плохим настроением.

А я выходила точно зная, что пылесосом никогда уже не буду. Всем смотреть!

12 октября 2015

Фильм-середина.

«Спасение» Вырыпаева. Между чисто фестивальным кино и массовым, между потрясающими видами и живой, не всегда художественно впечатляющей камерой. Начинается как роуд-муви, где-то превращается в «подглядывание», а между ними — 15-минутные ключевые диалоги. Состав в «Спасении» уже зарекомендовавший себя — типичный голос вырыпаевского кино, Каролина Грушка, Казимир Лиске, потрясающая музыка от Самсонова. И плюс открытие — художница Полина Гришина, собственно, главную роль она и исполняет. «Спасение» — о пути и укреплении. Монахиня оказывается на Тибете, среди местных верований, предоставленная сама себе, и начинаются вопросы и раскопки)

Героиня Грушки выводит ей теорию, что человек — пылесос, который периодически вытряхивает накопившуюся пыль и грязь, освобождает место, и копит новую. А главная-то цель — вообще не быть пылесосом.

А Казимир Лиске просто поражает игрой на гитаре, пением.

Сама сестра Анна восхищается природой и пытается примирить внутренний мир с внешним, присматривается, интересуется, но в итоге приходит к главному — Бог есть)

А до меня дошел секрет, как же понять, что тебе нужно. Рефлексия по-вырыпаевски. Найти собеседника, говорить, не думая, обо всем, что на душе, повторять это, зацикливать, задавать вопросы, не задавать, не отвечать на них, затем отвечать и давать ответ себе. В итоге приходить к какому-то смыслу или приходить к тому, что лучше бы вообще ни к чему не приходили.

И, кажется, шажок на пути к пониманию и спасению — искренние размышления.

8 из 10

Потому что крутая музыка, потому что невероятные диалоги, но… зачем третий, совсем нереальный эпизод?

12 октября 2015

После «Спасения» приходится окончательно признать — я не понимаю, как Вырыпаев мог сделать «Эйфорию». Воздушную, художественную, тонкую, красивую. На контрасте с остальной его работой и в кино, и в театре (про который он прямым текстом подтвердил именно то, за что я его ругал,- «театр это вид литературы»), словно другой человек делал.

После текстоцентричных «Танца Дели» и «Кислорода» трейлер «Спасения» дарил надежду на возвращение к художественности «Эйфории». Но нет, опять лобовой удар и проповедь, а кино — всего лишь «средство расширения аудитории».

Увидев перед просмотром слова Вырыпаева, что главная героиня олицетворяет Россию, после фильма я шутил: «Сейчас все объясню. Монашеская юность — советские времена. Отъезд из монастыря — падение железного занавеса, страна знакомится с миром. Диалог с Грушкой про пылесос — перестройка, избавление от идеологического мусора. Дальнейшее раскрепощение. Диалог с американским музыкантом, разговор про U2 — знакомство с западной культурой. Стыд за прошлое. Изменение стиля, языка (превращение монашки в хипстера в желтой шапке). Открытость свободе, покорение вершин. Полеты мысли (вплоть до летающих тарелок). А потом опять откат назад, да еще и более дикий (католический приход в Тибете с азиатским Христом). А надо общаться, открываться миру, учиться!»

Ну, пошутил и пошутил. Но прочитав ряд интервью самого Вырыпаева, ужаснулся, как близок оказался. Иван Александрыч и здесь опять прямолинеен, антихудожественен, догматичен, как заведенный твердит «коммуникация, контакт» и продолжает воспроизводить чужие идеи (см. Уилбер, интегральная духовность).

Не режиссер, а проповедник-сухарь. А публике достаточно увидеть картинки Тибета, услышать смазливую песню под гитару и пустой псевдоэзотерический диалог про «ты не пылесос». Остальное не замечается, а отношение с искусством кино — вообще по боку.

Вот, например:

«- Это фильм не про Тибет, а про Россию, хотя русской темы там нет — я таким его задумывал. Нет потому, что я хотел добиться метафоричности. Сейчас, после долгого периода, когда страна была закрыта, мы сталкиваемся с другими культурами. Сегодня, в силу технологий, мир перемещается к нам. Посмотрите, как мы испугались: чего стоит одна война — мы не готовы соприкасаться с чужими культурами, мы держим оборону, для нас это трудно. Поэтому нужно научиться налаживать коммуникацию, это тема номер один, номер два и номер три.

- Для меня это фильм о моей стране. Прежде всего о моей стране. Образ моей страны я представил в виде главной героини. Я попытался показать, как выглядит наша главная российская проблема — коммуникации с «другим» миром. И как важно наладить эту коммуникацию, но не потерять себя.»

Ну хоть помолчи, дай людям вложить в твою проповедь свои смыслы — увидеть что-то большее, не ограничивай своими линейными смыслами. Но нет. Талдычит, как заведенный. Долбит, как на партсобрании.

«- Уже хватит искусства. Заниматься искусством и в театре, и в кино мне уже не интересно. Когда искусство ради искусства, когда просто делают искусство. Искусство — это средство, с помощью которого надо делать более важные вещи.

- Главным, ключевым для меня является тема. А через что она выражена, для меня всегда имело очень посредственное значение. Сюжет, форма — это лишь способ, средство.

- Я не снимаю фильмы, на которые идут, чтобы насладиться чистым искусством кино.

- Где слово, там я дома, а где камера — нет

- Я не вправе считать себя полноценным кинорежиссером. Это не мое основное занятие. Я все-таки в первую очередь драматург. Кино же для меня — прежде всего, возможность обратиться к большей аудитории.»

Ну, хоть честно.

А теперь самое интересное. Только что в рамках Амфеста показывали «Кумико — охотница за сокровищами». Так вот этот фильм, очевидно, совершенно не преследуя целей Вырыпаева, ничуть не хуже доносит и его «тему»! Японская социопатичная девушка с проблемами в семье и на работе, погрузившись в нездоровые фантазии, отправляется в Штаты, чтобы найти чемодан с деньгами, который Стив Бушеми зарыл в конце «Фарго». На пути ей встречаются персонажи, которые пытаются кто как помочь, но в силу проблем с той самой коммуникацией и собственных иллюзий, девушка не в состоянии найти общий язык, причиняет им разные неприятности, и в итоге… смотрите сами.

И вот, ей-богу, в «Кумико» легко можно увидеть все, что Вырыпаев пытается сказать «Спасением» (а многое — даже лучше): хочешь — историю взаимоотношений России с окружающим миром, хочешь — темы проблем коммуникации, хочешь — собственно то, о чем сам фильм без притянутостей (одиночество, сокровища всегда с нами, внутри, надо замечать людей, протягивающих нам руки, не гнаться за бесплодными фантазиями и т. д. и т. п.)

В этом и есть основное отличие искусства, многопланового, художественного, скромного, открытого множественным интерпретациям, от публицистики (а именно этим, по сути занимается Вырыпаев в «Спасении»), хотя «Кумико» — фильм совсем не идеальный.

Отдельно подчеркну, что со взглядами Вырыпаева согласен, разделяю его ценности и интенции, но такое отношение к искусству принять не могу. Уж лучше тогда просто статью написать, эссе — действенней и честнее.

26 сентября 2015

Ты не пылесос!

Новый фильм Ивана Вырыпаева «Спасение» стоит посмотреть по многим причинам. Ивана Вырыпаева называют самым интересным, и даже культовым режиссером российского кино. К тому же он бывший иркутянин, так что для нас-иркутян его фильмы имеют двойной интерес. Иван Вырыпаев работает в жанре авторского арт-хаусного кино, поэтому его фильмы не для широкого круга зрителей. Тем не менее, каждая его картина это громкое событие и очередной виток взросления самого режиссера. Кажется, что он приступает к съемкам фильма после очередного озарения-просветления, перед началом нового этапа в своей жизни.

О том, что фильм из разряда арт-хаусного кино, понимаешь по первым 20 минутам картины. Начало фильма достаточно монотонное — без музыки, диалогов и поворотов сюжета. Зрители видят монахиню Анну, которая из Польши приезжает по делам церкви в Тибет. Долгие молчаливые передвижения героини, тихие дни проживания в тибетской гостинице, плюс мрачноватый видеоряд, состоящий из черных и охристых оттенков, все это поначалу создает не самое лучшее впечатление. Нетерпеливый зритель, после окончания долгого предисловия мог бы сказать: «Ну, наконец-то начался фильм!». Однако посмотрев всю картину, понимаешь, что эта тишина была специально создана для того, чтобы показать контраст между двумя состояниями Анны — до Тибета и после него. Такое ощущение, что до двух дней в Тибете она жила в своем ограниченном мире, в нем была вера, молитвы, жесткое разделение на черное и белое, правильное и неправильное. Она считала, что ее мир чист и безупречен с точки зрения морали, поступков и действий, а за стенами монастыря — мир испорченных, заблуждающихся людей, погрязших в мирских страстях, утративших веру в добро и Бога, и вобще ведущих неправедный образ жизни. Но люди, которых она встречает в Тибете и произошедшие события, кардинально меняют ее отношение к миру.

До начала развития сюжета, зрители слышат только громкий интершум и видят монотонные перемещения монахини. Это очень похоже на то, как мы воспринимаем мир, если человек живет во внутреннем конфликте, потому-что видит только себя, свой образ жизни, свою цель, не замечая ничего вокруг. Не замечая жизни, и той радости, любви, красоты и мудрости, которых дарят люди, природа, события, весь мир каждую минуту. По сути человек служит своему Эго, которое говорит о том, что ему надо быть идеальным — безгрешным, правильным, благочестивым и идти к своей цели. И это желание быть идеальным, приводит к бесконечному внутреннему конфликту. Как известно в мире нет ничего идеального, когда-же человек стремится к идеальности, он обрекает себя на постоянные переживания и стрессы. После того, как исчезают мучавшие героиню вопросы, когда меняется ее видение мира, за кадром зрители слышат музыку, а видеоряд становится боле ритмичным и увлекательным.

Внутренняя трансформация Анны начинается после случайной встречи с девушкой хиппи. Она говорит монахине о том, что приезжает в Тибет, чтобы «все отпустить». Анна спрашивает: «Что это значит?». «Это значит — стряхнуть всю пыль, весь негатив, накопленный за всю жизнь» — отвечает хиппи. Она сравнивает человека с пылесосом, который вначале накапливает пыль жизни — проблемы, ошибки, стрессы, а затем приходит к психотерапевту, священнику, в свою семью и стряхивает весь этот негатив на них, очищая свою душу. Этот процесс накопления и очищения от жизненной пыли продолжается всю жизнь. Что же делать в такой ситуации? Как избавится от вечного колеса накопления негатива и очищения от него? Все очень просто — нужно выбросить из головы внушенную обществом идею, о том, что суть жизни — в накоплении проблем и грехов, от которых можно избавится только при помощи священников и психологов, книг, фильмов, сериалов, разнообразных увлечений, семьи и друзей. Об этом говорит Анне случайно встреченная в Тибете девушка.

Затем монахиня встречает американского музыканта, который шутя, представляется вокалистом группы «U2». Анна понимает, что он ее разыграл и спрашивает: «Вы мечтаете играть в группе U2?». Казалось-бы музыка — это мир тщеславных и амбициозных людей, мечтающих прославится и создать супер-мега-шедевр. Но музыкант отвечает, что он совсем не мечтает играть в знаменитой группе Юту. Зачем ему это? У него прекрасная группа, замечательная семья, он любит свою работу, он не хочет ничего менять в своей жизни. В довершении всего монахиня, гуляя ночью в окрестностях Тибета, видит невероятное зрелище — над одним из пиков Тибета прямо у нее на глазах зависает инопланетный корабль. Обычно инопланетян и средства их передвижения изображают не очень эстетически привлекательными, в фильме-же корабль инопланетян великолепен.

Пробыв два дня в Тибете, у Анны словно открываются глаза. Она начинает видеть и понимать то, о чем даже не подозревала в течение своей 25-летней жизни. Оказывается за стенами ее монастыря, за пределами ее внутреннего религиозного мира, тоже есть и совершенство, и мудрость, и красота, и любовь, и добрые, мудрые, чистые люди. Например, девушка хиппи оказывается даже умнее и мудрее ее — человека из «духовного» мира, а случайно встреченный музыкант, живущий в амбициозном мире шоу-бизнеса совсем лишен тщеславия и эгоцентризма — он не стремится стать рок-звездой, ему нравится его простая, но при этом интересная жизнь. Финальным аккордом фильма становится фраза Анны — «Бог есть», в ответ на вопрос случайного знакомого — «Что она поняла в Тибете?».

Мне кажется это фильм о том, как люди заполняют свои головы идеями, навязанными обществом, и верят, что это и есть истина и правда жизни. Между тем они приводят их к внутреннему конфликту, разобщенности, чувству одиночества, совершено бессмысленным переживаниям и страданиям. Они забывают о том, что Бог это любовь, это не страдания от несовершенства, и это не религиозные догмы и идеи. А любовь, как известно не имеет национальности и религиозных отличий, она основа мира, она и есть сама жизнь, в ее непредсказуемости, изменчивости, красоте и великолепии. Да, бог есть, и он везде, потому-что весь мир наполнен любовью, которая, как молитва, спасает человечество от отсутствия толерантности, от всех заблуждений, она удерживает его от падения в бездну саморазрушения. Вот такие размышления возникли у меня после просмотра весьма интересного и очень светлого фильма Ивана Вырыпаева «Спасение». Новый фильм Ивана Вырыпаева не разочаровал, и на мой взгляд совсем не хуже его предыдущей картины «Танец Дэли», так что рекомендую всем любителям авторского кино, не пожалеете.

Алиса Селезнева

26 сентября 2015

С миссией в Тибет!

В Тибете на высоте 4,5 км есть католический храм, в котором службы проводит католический священник-тибетец и больше ста прихожан тибетцев. Именно в это место посылают с миссией молодую католическую монахиню, сестру Анну (Полина Гришина).

Фильм «Спасение» — это медитация длинной в 1 час 34 минут. Образ девушки в католическом облачении так резонирующей с завораживающим пейзажем Тибета, спокойный смиренный закадровый перевод, в котором мы узнаем голос самого режиссера Ивана Вырыпаева — всё это заставляет не просто смотреть фильм, а созерцать его.

По словам режиссера картины, эта кинолента не столько о религии или о Боге, сколько о коммуникации, знакомстве разных культур друг с другом. Фильм посвящается тем, кто идет по пути, тем для кого духовный путь — это его ежедневный труд.

Главная идея фильма заключается в финальной сцене, где турист из России (Иван Вырыпаев) спросит монахиню о том, что открыла она для себя в этих местах, после небольшой паузы он получит ответ…

Лишь окунувшись в другую культуру, познав иную религию, проделав длинное путешествие главная героиня смогла постичь простую истину: Бог не только в храмах, его присутствие можно чувствовать не только в святых местах; он везде, здесь и сейчас с нами.

24 сентября 2015

Внутренний мир и внешний мир — это одно и тоже.

Долгожданное «Спасение» моего любимого творца Ивана Вырыпаева вполне оправдало себя. Насколько я знаю, изначально задумка фильма пришла 6 лет назад и не предполагала в основном немого повествования главной героини на весь тайминг. Это должен был быть документальный фильм с участием многих персоналий: католических священников и буддийских монахов, а также самого Его Святейшества Далай-ламы. Ну и, соответственно, их комментарии о религии. Но мировые реалии меняются, настроение западных инвесторов на фильм тоже. В итоге получилась совсем другая история.

Я не ощутила восторга от ленты, она скорее оставила спокойное умиротворение, что тоже ценно! Мне понравился образ главной героини Анны. Это молодая католическая монахиня из Польши, которая приехала в Азию с миссией от церкви, а получила ответы для себя. Кто знал, что одна закрытая дорога Тибета откроет для нее другую жизнь. По мне, внешне актриса похожа на самого Вырыпаева! Ее образ — это контраст! Чистоты, белого лица, монашеских одежд и индийского красочного мира. Кстати о местах съемок в Азии — они восхитительны! Особенно, горы индийского Тибета, на которые Анна забирается как на свою голгофу. В поисках Бога или чтобы услышать себя?

Немое повествование — это всегда ответственность, внимание зрителя не должно быть утеряно. А мы его наблюдаем на протяжении первых 30 минут (т. е. треть фильма)! Ведь поначалу это больше композиционная нагрузка, нежели вербалика. Но видимо не зря Полина Гришина (Анна) получила приз за лучшую женскую роль на Кинотавре, она держит зрителя до конца.

Вообще, ленты Ивана — это всегда философия через коммуникацию, поиск мироздания и понимания себя. «Спасение» стоит смотреть хотя бы ради трех его образующих диалогов:

1. пылесос как метафора людей.

В фильме задано немало актуальных вопросов, которые просты, но приводят к внутреннему ступору каждого! В сцене у храма происходит первый случайный диалог Анны и туристки «на веселе» (Каролина Грушка). Почему нас нужно спросить три раза «Как твоя жизнь?» чтобы дошло, что твое в ответ «хорошо» лживо. Почему мы всю жизнь носим с собой внутреннее «дерьмо»(с), чтобы потом его обязательно выпалить на других? Почему мы не можем все отпустить? Психолог из Каролины, кстати сказать, вышел гениальный.

2. диссонанс с U2 и пронзительная песня Лиске.

На этот период фильма Анна уже не та, что прежде. Она сняла рясу, ей захотелось стать, как все обычные люди вокруг, где-то, как туристы, приехавшие на Тибет за внутренним успокоением. Еще одна внезапная встреча с музыкантом Чарли из США(Казимир Лиске) и ее пазл собирается дальше. Ей не захотелось говорить, кто она, в то утро ей захотелось быть просто Анной из Польши. А пошла бы она прежняя в номер к незнакомому мужчине послушать его музыку? Вряд ли.

3. финальный диалог с Вырыпаевым и четкая точка!

P.S. Я смотрела фильм в кинотеатре «35 мм» и меня расстроило плохое качество экрана в зале. Во многих моментах картинка была не так эффектна, какой могла бы быть. Да! Появление летающей тарелки в фильме по мне было лишним. Видимо это был аффективный полет фантазии режиссера на горах Тибета.

8 из 10

19 сентября 2015

Драма Спасение на широком экране впервые с 2015 года, его режиссером является Иван Вырыпаев. Кто снимался в кино, актерский состав: Полина Гришина, Каролина Грушка, Казимир Лиске, Ванчук Фарго, Ангчук Фунтсог, Диана Замойская, отец Эдвард, Иван Вырыпаев.

Страна производства - Россия. Спасение — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.