Иррациональный человек
Irrational Man
6.8
6.6
2015, комедия, мелодрама, драма
США, 1 ч 35 мин
18+

В ролях: Хоакин Феникс, Джейми Блэкли, Паркер Поузи, Нэнси Кэрролл, Эллисон Галлерани
и другие
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла. На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя. Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Иррациональный человек

английское название:

Irrational Man

год: 2015
страна:
США
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператор: Дариус Хонджи
художники: Санто Локосто, Карл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма, криминал
Поделиться
Финансы
Бюджет: 11000000
Сборы в России: $744 950
Сборы в США: $4 030 360
Мировые сборы: $27 391 084
Дата выхода
Мировая премьера: 15 мая 2015 г.
на DVD: 1 февраля 2016 г.
на Blu-ray: 1 февраля 2016 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма, криминал

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Иррациональный человек», 2015

Видео: ТВ-ролик (Иррациональный человек, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
ТВ-ролик
Видео: Фрагмент (Иррациональный человек, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент
Видео: Фрагмент №3 (Иррациональный человек, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №3
Видео: Трейлер (украинский язык) (Иррациональный человек, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер (украинский язык)
Видео: Фрагмент №2 (Иррациональный человек, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №2

Постеры фильма «Иррациональный человек», 2015

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Иррациональный человек», 2015

ДОСТОЕВСКИЙ И ПАВЛИК МОРОЗОВ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Просмотр более позднего 'Coup De Chance' напомнил мне о том, что я еще не видела много фильмов Вуди Аллена. Что ж, буду наверстывать упущенное.

О серьезном Аллен, как всегда, рассказывает с налетом иронии и даже сюрреализма. Примечательно, что рассказ в «Иррациональном человеке» ведется от двух разных лиц, представляя зрителю две разные точки зрения на одни и те же события.

В сорок пятом фильме Вуди Аллена Хоакин Феникс предстает перед зрителем необычно упитанным. Поначалу мне даже казалось, что на живот ему приклеили подушку, однако потом все подозрения об искусственном происхождении лишнего веса профессора философии рассеиваются. Хоакин Феникс, прибавивший килограммы по собственной инициативе в процессе вживания в роль, считал, что именно так, с пузом, должен выглядеть человек, страдающий от микса депрессии и затянувшегося кризиса среднего возраста. Я всегда восхищалась актерами, которые ради роли решаются на такие радикальные изменения своей внешности. Да что там лишние килограммы, кажется, что даже блеск в обычно очень живых глазах Феникса потух.

Стоило ли воспрять к жизни, чтобы потом так бездарно все закончить? И опять любимые рассуждения режиссера о роли случая в нашей жизни. Услышанный в кафе разговор – случайность или нет? Да! Потакание желаниям избалованной студентки - случайность или нет? Конечно, нет!

Студентка Джилл боготворила своего странного преподавателя Эйба, пока его странности не пошли в разрез с ее тесным мирком. Если вспомнить Федора Михайловича, упоминавшегося в фильме и явно любимого самим Вуди Алленом, то студентка предпочла быть тварью дрожащей, несмотря на вроде бы всяческую прогрессивность ее взглядов в теории. А преподаватель предпочел «право иметь». Мистер Лукас и правда очень необычный преподаватель философии. Он заявляет, что одних философских рассуждений мало. Чтобы что-то изменить, надо действовать. А то языком болтать то все горазды, а вот как до дела дойти – так кишка тонка. И именно проверку на «тонкость кишки» Джилл в отличие от Эйба и не проходит. По сути, Джилл была влюблена не в самого Эйба, живого человека со своей жизненной философией и своеобразными поступками, а в тот интригующий образ Эйба, который она создала в своем воображении. И как только образ Эйба начинает отличаться от реального Эйба, Джилл становится очень некомфортно – романтическое амплуа несчастного философа резко перестает ее «штырить». В начале фильма Джилл демонстративно переживала за Эйба и всем об этих переживаниях в красках, с твиттеровской картинностью рассказывала, что и дало толчок ее влюбленности. Но я бы сказала, что ей просто нравилось переживать по причине отсутствия ярких эмоций, как некоторым людям нравится бояться. Все ей давалось излишне легко – учеба, внимание бойфренда, обожание родителей, а вот австралийский психолог Джудит Лок считает, что современным молодым людям очень не хватает чувства свершений.

Проблему, возникшую во второй части фильма, можно было бы вполне решить. Можно было бы написать анонимное письмо в органы правопорядка, придумать алиби. Но правдорубка Джилл, к тому же исповедовавшая юношеский максимализм, не захотела пораскинуть мозгами, она лишь грозилась поступить как американский Павлик Морозов – только правда и ничего кроме правды. Хотя она вполне могла утолить свою жажду правды в более мягкой форме.

В отношении критиков к персонажам «Иррационального человека» существует некоторая клишированность. Эйбу в рецензиях приписываются исключительно мизантропские черты. Ок, пусть он мизантроп, циник, алкоголик, импотент и кто-то там еще. Но чем лучше него Джилл, влезающая в его отношения с другой обитательницей кампуса – Ритой - и рушащая возможное счастье этих двух людей? Ради какой такой высокой цели делает это Джилл? Да просто ради своих хотелок! Причем, Эйб с самого начала предельно честен со всеми, особенно с дамами, никого не вводит в заблуждение, ничего не обещает и не пытается казаться лучше, чем он есть. А вот от обывательской хорошести Джилл просто воротит. Так же, как и от ее святой уверенности, что вот у нее то взгляды такие широкие, что шире не бывает. Она получает хорошие оценки и демонстрирует неплохие знания. Однако, на этом все и заканчивается – знания не откладываются в жизненную копилку. В душе она остается просто зубрилкой. Знания, к сожалению, не имеют для нее практического выражения и не позволяют жить с широко открытыми глазами. Она – типичное дитя провинциального университетского городка, выросшее там вместе со своими родителями-преподавателями и впитавшее в себя все его запыленные устои.

Что уж тут говорить, континентальная (европейская) философия, преподаваемая Эйбом Лукасом, не ложится на американскую почву. Некоторые критики назвали «Иррационального человека» проходным фильмом Аллена. Я же вижу в нем сатиру на американское общество – вроде бы такое продвинутое и просвещенное, но не способное выйти за пределы умственных шор, которые оно само на себя же и одевает.

9 из 10

17 февраля 2024

Игры с Достоевским

Некоторые идеи в искусстве вечны. Например, идея о взаимоотношении человека и общества, и насколько человек обязан следовать законам социума – а когда право имеет их переступать. Помните Достоевского? Прав или нет был Раскольников, убивая ненужного и вредного человека, но совершая при этом убийство? Идея будоражит таланты не одно десятилетие. Добро пожаловать в «Иррациональный человек» (англ. Irrational Man) знаменитого режиссёра Вуди Аллена. Фильм-драма, снятый им по собственному сценарию в 2015 году.

К слову, намёки на «Преступление и наказание» в фильме открыты – это любимая книга главного героя, профессора философии Эйба Лукаса. У него душевный кризис. Он знаменит, его трудами зачитываются по всей стране и за рубежом, студенты его боготворят. Сыгравший профессора Хоакин Феникс – неподражаем. (Мы в России знаем этого актёра больше всего по роли римского императора Коммод в «Гладиаторе».) Беда в том, что Лукас до такой степени разочаровывается в жизни, что даже пробует играть в «русскую рулетку». Женщины его уже не интересуют, работа над новым трудом не идёт. Не помогает и смена места, приглашение попреподавать в одном из университетов в штате Род-Айленд.

Вот только Аллен тем и велик, что старую дилемму переносит в современность, заставляет вопрос звучать по новому. Так, как задаст его современный человек. И при этом вопрос будет вроде бы тот же самый. Эйб Лукас узнаёт про городского судью. Человека откровенно плохого, пусть и формально добропорядочного гражданина. Судит по знакомству, не гнушается кумовством, готов отобрать у матери ребёнка просто потому что его попросил подыграть хороший друг – адвокат отца ребёнка – приятелю срочно нужно успешно выигранное дело. Если такой человек умрёт, всем же будет лучше? А сам Лукас возвысится, ибо не тварь дрожащая будет, он получит право… Да-да, знакомая история. К слову, и ряд персонажей тоже отчасти шагнут со страниц Достоевского. Вот только сегодняшний день задаёт вопросы по своему. Потому ответ на вопрос будет тоже сегодняшний. Хотя пиши Достоевский свою книгу сегодня, с этим ответом она, думаю, согласился бы. Приятного просмотра.

24 марта 2023

Навстречу друг другу идут студентка с синдромом спасателя и повзрослевший Родечка в пучине маниакально депрессивного психоза.

Посвятив жизнь словоблудию, пережевав все тексты о жизни, сама жизнь для него стала обузой. Удовольствие от нее герой получает, только лишь подкармливая собственный комплекс бога (смерти *звучит тема L).

Фильм простой, но при этом он пытается прикрыться маской «глубокой психологической драмы», постоянно цитируя то Достоевского (вот уж сомнительный пример для подражания), то Канта и т.д.

Перед нами «Преступление и наказание», только без капли самокопания, раскаяния и рефлексии со стороны главного героя. А от того пустое, на уровне шуточек школьников про студента с топором.

Вообще персонажи фильма отталкивают, не вызывают желания сопереживать. Игра действительно талантливых актеров (Хоакин Феникс и Эмма Стоун) героев фильма не спасает. И под конец картины вы ловите себя на мысли, что никто из них не заслуживает счастливого финала. Это, пожалуй, выделяет фильм, пусть и сделано не нарочно. Попытка в иронию в финальной сцене с лифтом засчитана.

Хотелось бы верить, что весь фильм – это ирония над зрителями, клюнувшими на мелодраматическое настроение первой половины фильма, ирония над банальными в своих метаниях и изменах героями, ирония над всей философской тематикой, пронизывающей фильм. Хотелось бы, да верится с трудом.

3 из 10

9 августа 2022

Два фильма в одном

Начало - типичная мелодрама.

Он приезжает преподавать в университет, она учится с энтузиазмом и заинтересована новым преподавателем.

Казалось бы, все сходится. Он пьющий философ, она заскучала со слишком положительным сверстником.

Эта пара должна состояться. Но почему-то он отталкивает студентку. хоть и держит ее на коротком поводке. И это новый повод для страданий и переживаний. Чистая мелодрама.

Казалось бы, на этом можно было бы построить весь фильм.

Но после долгого вступления об отношениях преподавателя со студенткой начинается вторая линия. И ты даже не сразу понимаешь, что это как будто другой фильм. Но все равно картина выглядит цельно.

Итак, вторая линия - это когда они в кафе подслушали разговор о несправедливости мира. И преподаватель решает устранить эту несправедливость. И вот он вместо меланхоличного унылого туловища превращается в бодрого уверенного мужчину, у него появляется хорошее настроение и вообще жизнь заиграла новыми красками.

Удивительно, как меняется человек, который думает, что делает благое дело у которого есть цель в жизни. Но незаконные действия предполагают и какую-то незаконную подготовку и какое-то сокрытие следов.

Все это интересно наблюдать на примере не самого плохого человека. Как его это разрушает изнутри похуже предыдущей меланхолии.

Конечно же, Хоакин Феникс отлично отыгрывает эту роль. И Эмма Стоун прекрасно его оттеняет, смотря влюбленным взглядом, но при этом не теряя связи с реальностью.

Будет ли возмездие, кому и как? Я вам не расскажу. Но скажу, что это точно не самый легкий и воздушный фильм.

Он не дотягивает ни до одного из жанров. Но, может, тем он и прекрасен.

Посмотрите.

7 из 10

21 апреля 2022

Поучительная история с философским подтекстом

Сразу стоит отметить, интересный подход к сюжету, ведь фильмов про преподавателей не так много, а тем более качественных трагикомедий.

Начнём с плюсов:

1) Сюжет. Фильм о депрессии, её влиянии на мышление, а также о депрессивности философии как таковой.

2) Актёрский состав. Хоакин Феникс прекрасно сыграл роль преподавателя и замкнутого человека.

А теперь о минусах:

1) Слабые мотивы главного героя — Эйб никогда не страдал альтруизмом по ходу фильма и предпосылок не предвиделось, но вдруг он захотел помочь девушке радикальным методом, это выглядит нелогично.

2) Мотивация главного героя выражена в повышение собственной самооценки, что никак не красит данный фильм, ведь он убил человека даже не ради истинной цели помочь, а чтобы удовлетворить собственную потребность в цели.

3) Фильм также не о любви, ибо любовь заключается в удовлетворении главного героя потребностей в общении и также для поддержания собственной самооценки.

В заключение, потенциально хорошая идея, была загублена отвратной мотивацией главного героя и мотивами, но поучительная кульминация и отличная игра актёров всё таки отчасти спасают данный фильм.

6 из 10

1 февраля 2021

От философии к практике

Может, Вуди Аллен и не поклонник шахмат, но с рокировкой жанров у него всё в порядке. Любовные сочные и пёстрые картины с диалогами, приправленные лёгким точечным юмором, чередуются с обстоятельными и тяжеловесными философскими драмами. «Иррациональный человек» — как раз про второе.

Допустим, вы повстречали депрессию. При этом деятельность и созидание — не ваше. Ваше — это разглагольствование и пересказ чужих философских идей в университетских аудиториях. И годы труда не измерить общественной пользой, личными свершениями и результатом. В такой ситуации даже приятное жизненное подношение в лице влюблённой в вас симпатичной студентки не несёт радости. Опускаются руки.

Но не до конца, а градусов так на сорок. И в противовес песне группы «Сплин», отыскивается выход. Большому кораблю — большое плавание. Следовательно, трудной ситуации — масштабное, импульсное и иррациональное решение.

Ненароком подслушанный обрывок разговора, соответствующее случаю внутреннее самочувствие, возможность оказать неоценимую услугу первому встречному и, наконец, научный интерес. Герой оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. И вот уже депрессия даёт слабину, а мысль прокрадывается в сознание. Дальше дело техники.

Часть событий в фильме закольцовывается, благодаря чему при просмотре возникает ощущение завершённости происходящего. Приятно, когда диалоги и поступки персонажей не уходят в песок. Когда повествование выдержано и логично. Когда режиссёр, проверяя зрителя на внимательность, вкрапляет в сюжет деталь, откладывает в сторону, а после возвращается к ней вновь. Здесь такая деталь отыгрывается во весь потенциал.

И в завершение: может, Вуди Аллен и не поклонник шахмат, но сценарные ходы он держит в памяти превосходно. И возраст ему не помеха.

13 января 2021

Теперь у Вуди на заставке Блюз)

Я привыкла к Алленовскому джазу, по поводу и без, во всех его фильмах. Но здесь, зажигательный блюз украл моё внимание.

Если опустить мою любовь к Вуди Аллену, и то, что каждый его фильм, так или иначе, хорош, то можно вернуться к Иррациональному человеку с большим пристрастием.

Фильм мне понравился. Особенно — философские лекции, которые, ещё раз, освежили в памяти учения европейцев. Обоснование многих действий фильма с разных философских точек зрения. Короче — познавательно.

Сам сюжет тоже интересно закручен. И вывести его на комедийную волну, с зажигательным блюзом в конце — это любимое занятие Вуди.

Теперь я тоже раскрою одну тайну. Почему у Вуди Аллена так много поклонников. И раскрыть эту тайну мне помогли философские изыскания из фильма «Иррациональный человек».

Мне прямо захотелось докопаться до истины.

Не помните? Кто из великих сказал, что человек запоминает только последний яркий момент в пьесе, фильме или речи? Либо Карнеги, либо, вообще, преподаватели чёрной риторики.

В фильме нам показано «идеальное убийство», которое, так или иначе расскрылось.

Теперь я раскрываю секрет «идеальных фильмов» Вуди Аллена. У него всегда красивый конец, на позитиве или юморе, с заводной или просто, располагающей музыкой.

Вуаля. Преступление раскрыто.

29 ноября 2020

Жил да был иррациональный человек

Общее впечатление: Фильмы Вуди Аллена просты как 5 копеек, в них нет закрученного сюжета или глобальной интриги, и основная часть просмотренного мною мне не нравится, то ли дело «Иррациональный человек»! Вот вроде все просто и банально, а держит у экрана.

ГГ Эйб Лукас (Хоакин Феникс) профессор философии в университете, на лето он приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита (Паркер Поуизи), его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл (Эмма Стоун), его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя. Как-то раз всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор в кафе, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.

Иррациональность Эйба подчеркивается в его импульсивности. С одной стороны мы видим героя, который придерживается плана для достижения поставленной цели, т. е. никак не вяжется с иррациональностью, но с другой он действует по ситуации. В начале картины Эйб довольно пессимистичный человек, он не видит смысла в жизни и ему ничего не приносит радости. Но ситуация, которую он провернул дает толчок в его повседневной рутине. Он уже не так печален, а отношения, завязывающиеся с молоденькой студенткой, дают свою долю эндорфина.

Джилл мила и обходительна, встречаясь с парнем своего возраста ей в один момент становится скучно, на горизонте появляется начитанный преподаватель философии, который аргументировано расскажет что такое хорошо, что такое плохо. С ним интересно! Герои проводят вместе много времени, парируя диалогами, узнавая друг друга. И даже говоря своему возлюбленного что отношения с профессором чисто дружеские (ну да, ну да, Вуди Аллен не верит в дружбу между М и Ж, подчеркивает это состояние с перехода флирта на влюбленность), Джилл рассчитывает на нечто большее, что и случается.

Не буду рассматривать остальную актерскую игру, ибо она здесь как декорация, все внимания на Стоун-Феникс. Тандем интересен, колоритен и притягателен. Эмма Стоун играет полную противоположность характера героя Хоакина, у нее сильно развито чувство справедливости, где так же немалую часть играет воля случая и обыкновенная интуиция. Именно Джилл рациональный человек. А вот персонаж Феникса своими неразумными действами отталкивает, ведь он заведомо мыслит неверно! События, которые он счел нужными запустили цепочку проблем, где героя настигнет своя участь.

Я заметила, что Аллен поклонник Достоевского, я же не являюсь фанатам данного писателя. В этом фильме снова (Матч-Пойнт) фигурирует «Преступление и наказание», нет это, конечно, не основа, лишь детали, но тем не менее, отсылочки к диалогам имеются.

Атмосфера в картине по летнему теплая, яркие оттенки солнечного света перекликаются в костюмах и декорациях, это создает легкий и непринужденный настрой на просмотр. Да и нотки фортепиано ласкают слух, словно заигрывают со зрителем.

Заявленный жанр: комедия/драма полностью оправдывает себя. Причем режиссер фильма, увлеченный философскими диалогами вплетает в суть шуточные эпизоды, и действительно становится смешно от абсурдных моментов! Поднимаются актуальные вопросы, которые будут волновать человечество всегда, я уверенна, хотя бы раз (а возможно и ни раз) вы задумывались над тем, над чем задумывались Эйб. Ну как? Получилось у меня заинтриговать вас?

8 из 10

17 июля 2020

Образцовое издевательство

Фильм особенно хорош, если смотреть его, например, после «Манхэттена» 1979 года. Прошло четыре десятка лет, Вуди Алену уже не сорок с небольшим, а восемьдесят; он ничуть не потерял хватку, не отстал от поп-интеллектуальной волны и т. д., но, скорее, приобрел — стал четче и жестче. Бла-бла-контекст выдержан почти образцово: для 2015-ого именно фронда континентальной философии в пику аналитической, Хайдеггер, Ханна Аренд, тоталитаризм, анти-капитализм, активизм, пацифизм, издевательство над нормативной этикой, критика пустоты промышленного производства текстов и пр. — это тот микс, который щекотал вечно дряблые нервишки широкой около-университетской публики на англосаксонской территории (также как в 1970-х это был фрейдизм разного извода, для тогда гораздо более провинциальной Америки). Ну и, по-прежнему, царствует над всеми этими терзающимися душами в стране тел со всё еще обязательно-позитивными интерфейсами — Федор Михайлович Достоевский…

Слабое звено в фильме — это исполнение главной роли — лишь в условно экшн-эпизодах и детектив-стайл диалогах Х. Феникс удачно изображает «проснувшегося/завязавшего алкоголика», во всех других случаях он явно лишь обозначает указания режиссера про «философа» и «Раскольникова». Впрочем, ладно — будем считать, что перед нами только внешняя пошло-типичная маска 40-летнего мужчинки, а внутри там прячется соответствующая уникальная бездна; тем более, что на фоне других персонажей из университетской колоды — у него получается-таки изобразить гораздо более сложную «личность». Э. Стоун же — идеальна — образцово женское в фильме: притяжение, сближение, сочувствие, позыв, мечтания, норма, выживание. Хороши и остальные действующие лица и их исполнители — все на своих местах.

Но все это присказка. Суть не в этом. Суть: Вуди Ален вновь предельно просто поиздевался над всеми. Чью бы сторону зритель на занял — думая, что он выбирает правильную, а все издевательство направленно на противоположную (или сторону «университетских обычный хороших людей», или сторону «правильной девицы с тонкой душевной организацией», или сторону «непонятого философа», или сторону «зрителя-простого-народа, который угорает от проблемок всех этих университетских бездельников»), — это все будет самообманом. Здесь нет никакой правильной стороны. Все — дурачки в нашей все той же человеческой комедии.

1. Вот «непонимаемый-страдающий-философ».

А штука ведь не в том, что он философ, а потому «смотрит на мир как он есть» и пр. — штука в том, что он плохой философ, а поскольку плохих философов не бывает, а бывает либо философ, либо не философ — перед нами просто нефилософ. А кто? Ну, можно называть его обычным рефлексирующим обывателем: увидевшим «тщету всего» преподавателем, литератором, переживающим «кризис среднего возраста» общественным активистом… да, кем угодно. Он произносит банальности из философского словаря, заманивает молоденькую девицу рассказом о банальных несчастьях своей жизни (таких же, как встречаются в жизни большинства), пишет книгу на предельно банальную для 201х года тему, делает предельно банальные заметки в банальном для него Достоевском, банально стенает о своей банальности, банально ныряя в алкоголь… Слово «банальный» в предыдущем предложении — ни разу не уничижительно. Мы все банальны. Штука в том, чтобы опознать в этой «банальности» смысл и жизнь и сделать шаг дальше. Если же шаг не сделан — то ты не философ, даже если в документе об образовании у тебя написано иначе.

Когда же он изобразил из себя Раскольникова — то в нем взыграла страсть (обрушился шторм гормонов, говоря на «научном» новоязе) и прилепила его к проживаемому здесь и сейчас мгновению, окончательно обломав способность отстранятся и от происходящего, и от себя (что для философа основа всего). Тут и песенки конец. Пустая банальность победила окончательно. (Кстати, банальное замечание — пугать философа пожизненным заключением — в точности как пугать кролика терновым кустом).

2. Вот «прелестная юная душа».

Сытая, ухоженная, красивая, с регулярным здоровым сексом и разнообразным досугом; прельщенная ролью Сони Мармеладовой спасти хоть какую-то страдающую душу… Но природное здоровье и регулярные тренировки, естественно побеждают. И произнеся обязательную дежурную фразу про «хороший урок», можно вернуться в сытое, теплое, хотя и скучноватое, стойло…

3. Вот все-все остальные — они прелестны в своей пустоте и маскировке. Как образцовые пейзажи и музыка на их званных вечерах. Какой ужас.

4. И вот одна до конца настоящая — нелепая местная нимфоманка-переросток, готовая идти до конца и пошедшая до конца, и в этом порыве вновь раздавленная фарсом жизни…

P.S.

Кому нужны доказательства, что весь фильм — это издевательство над всеми без исключения типажами и соответствующими пафосами эрзац-философов, эрзац-экзистенциалистов, эрзац-интеллектуал-ов/ок etc. — просто послушайте музыку. Как она легка и прекрасна, что бы не происходило на экране…

А еще гляньте на «мотив» нашего эрзац-Расскольникова — он хотел «сделать добро»; не узнать «тварь ли он дрожащая» и пр., а «сделать мир лучше» с помощью маленького усилия. Вот такая «теория малых дел», вот такой активист и волонтер, который «естественным образом» (все согласно современной мифологии активистов и волонтеров) «помогает своими малыми полезными делами прежде всего себе» — получает прекрасную психотерапию.

(Кто хочет, может здесь еще увидеть и издевательство над «супергеройской» линией поп-культуры с ее обязательным условием физической ликвидации злодея личным усилием протагониста и пр.)

И еще мелочь — те, кто по каким-то своим фанатским причинам сожалеет, что с «философом» в исполнении Х. Феникса всё в конце концов случилось так как случилось, — подумайте, что он вообще-то уже убил себя чуть не в самом начале фильма. Как? А так — Вуди Ален заставил его сделать то ли три, то ли четыре выстрела подряд, играя в русскую рулетку, и ему всё сошло с рук, а, точнее, с мозгов.)

7 февраля 2020

Иррациональный

С каких пор Вуди Аллен отказался от привычного занудства и стал делать яркие психологические истории? С каких пор он отказал себе в цитировании Бергмана? Мне сложно точно даже очертить период. Но однозначно эта трансформация пошла ему на пользу.

В «Иррациональном человеке» перед нами разворачивается маленькая история студенческого городка, которая неожиданно перерастает в дискурс достойный творчества Достоевского. Склонный к эксцентричному поведению преподаватель разрывается между женой товарища и молодой студенткой, восхищающейся им. Он готов неожиданно сыграть в русскую рулетку, готов и горевать по своей утраченной мужественности. Лишний вес Хоакина прекрасно усиливает созданный им образ. Интеллектуальное превосходство его героя не справляется с самыми простыми жизненными испытаниями — возрастом, карьерой, социальными ограничениями. Вместо того, чтобы возвеличить себя его герой бежит от свободы, переступая все грани.

Вуди Аллен умело цитирует Достоевского, позволяя Хоакину как можно более полно подготовиться к «Джокеру». Хотя, на мой вкус, эта его роль была куда интереснее. Впрочем, роль Хоакина тут была усилена умелой поддержкой — Паркер Поузи и Эмма Стоун тонко позволяли ему солировать, дополняя психологический колорит происходящего.

8 из 10

18 декабря 2019

Мужик правильный, обыкновенный

«Бабу не проведёшь! Она сердцем видит,' — говаривала одна противная тетка 40 лет назад. Увы нам, столько воды утекло, а формула женского всезнания все еще работает.

Жил-был, слегка тужил, Хоакин Феникс. Классный, толстый. Учил студиозусов объективному мировозрению и слегка закладывал из стильной фляжки. Вопреки этому, на мир смотрел абсолютно трезвым взглядом. А главное — был свободен от пагубного влияния женского пола. Ибо даже суперйохимбе не брало просветленного препода. Таким Феникс мне еще не попадался, и я прямо замлел. Все шло к тому, что совсем вскорости Хоакин выведет суперформулу, напишет супертрактат, разразится супермудростью о смысле бытия и станет знаменитей Омара Хаяма. Ну а что еще делать умному мужику, который лихо бортует липучих студенток и преподш?

Увы, увы.

Вуди Аллен взял себя за ребро (или откуда он черпает свои унылые идейки последние 60 лет) и извлек оттуда змеепротивную Эмму Стоун. Персонаж рыжей искусительно обвился вокруг ноги профессора и провисел на ней весь фильм с высунутым от переполняющих чувств языком. Сложно сказать, какой именно задумывал режиссер Джилл, но даже подыгрывая ей в каждой сцене, он все равно не вытащил Эмму в зону зрительской (моей) любови. И если вы посмотрите фильм, то согласитесь, что любови этой, кроме субъективных симпатий к Эммочке и взяться неоткуда.

Имею ли я право, или право имеет меня? Такую мохнатую достоевщину Аллен саперной миной подложил под ноги Фениксу. Но при этом за кадром то и дело слышалось старческое хихиканье и смущенное шарканье ножкой в шлепанце по полу. А вы представляете, чтобы Федор Михайлович хихикал, описывая сцену забития немощной лошадки палками? Хи-хи! Вот и вышла в итоге не саперная мина, а теплый сюрприз в газете. Такая вот моральная подоплека у Иррационального человека.

Однако, имея невнятную, упрощенную реализацию, фильм все равно радует глаз и ум. Хоакин удивительно гармоничен и обаятелен. Он просто всемогущ, на него хочется смотреть, сопереживать и даже требовать сиквел. Эммочка в любом проекте дает +1 балл к впечатлениям, а Аллена выручает взвешенная самоирония и талант рассказчика.

7 из 10

23 сентября 2019

Этот человек сам Вуди Аллен.

Когда в титрах значится «режиссер Вуди Аллен», то все практически ясно заранее. Кому-то не нравится его занудная манера, кому-то ретроградные съемки, кому-то отсутствие спецэффектов, но то не мой случай. Глубокий проникновенный смысл, сопряженный реальным глумлением — у Вуди Аллена мне нравится все, даже мелочи. Например, то, что фильмы недлинные. Действительно, к чему рассусоливать, если ты пытаешься сказать только то, что хотел сказать, а не занимаешься сокращенными экранизациями огромных произведений. Вот оно, настоящее кино.

Фильм «Иррациональный человек» интерпретируется довольно разнообразно, философские имена, периодически звучащие, совершенно не грузят, ибо в этом и заключается гениальность режиссера — от сложного к простому. Яркие операторские краски реально бодрят, эта здоровая жизнедеятельность все больше бросается в глаза и, чем Вуди Аллен старше, тем ее все больше. Гению кино в этом году исполняется 83 года и не могу припомнить более впечатляющего примера разнообразного и полноценного воплощения себя в том амплуа, которое именуется человеческой жизнью.

Для меня природа иррационализма имеет прямую связь с творческой составляющей. Человек спонтанный в свои максимальные проявления способен на великое. У некоторых эти проявления занимают всю жизнь, потому как планомерный труд не для гениев. Он может быть только планомерным в своем сумасшествии. И даже не стоит вопроса об искренности. Вуди Аллен, маленький очкастый невротик, как он сам себя называет, хороший пример этого самого иррационализма. Его творения — тому подтверждение.

10 из 10.

1 февраля 2019

Больше всего меня поражает то, что фильмы Вуди Аллена не опускаются ниже определённой планки. Даже в самые плохие времена для его творчества, кинокартины не бывают плохими. Они придерживаются одного уровня, за что режиссёру стоит сказать отдельное «мерси».

«Иррациональный человек» — некое переосмысление Достоевского. Эта история рассказывает о том, что нельзя по собственному желанию отнимать чью-то жизнь, ведь мы не боги, мы просто люди. Сюжет фильма довольно размеренный и очевидный. Из всех твистов лишь один оказался для меня неожиданным, а так концовка была предсказуемой. И всё же этот фильм оказался приятным и лёгким. Этот рассказ о кризисе среднего возраста не давил на душу, но всё же заставлял переживать за судьбы персонажей.

Как бы там не было, Хоакин Феникс для меня погас на фоне Эммы Стоун. Всё чаще и чаще я убеждаюсь в том, что она — моя любимая актриса, потому что Эмма играет на удивление правдоподобно. Она не корчит дурацкие гримасы, а остаётся настоящим человеком, который всяческим образом притягивает к себе взор. Её героиня зачастую была несколько раздражающая, и её мотивация не всегда была понятна, но сама актриса справилась на «ура». Если говорить о Хоакине, то он был далеко не так ярок. Но мне определённо точно понравился его герой. Противоречивый мужчина, страдающий кризисом среднего возраста и размышляющий о великом. Просто прекрасно.

Стоит отметить, что фильм снят в стили мистера Аллена. Закадровый голос, романтическая линия и приятная взгляду картинка. Это всё составляет общее впечатление о фильме, которое оказалось очень даже неплохим.

«Иррациональный человек» — хороший фильм, но определённо точно не лучший в карьере Вуди Аллена. В любом случае, рекомендую к просмотру, потому что он не давит на зрителя и, на мой взгляд, является неплохим времяпровождением для одного-двух вечеров.

7 из 10

2 октября 2018

Безумие за осмысленностью

Чувство необоснованности поисков смысла жизни в этом жестоком мире дурно влияет на главного героя, преподавателя философии Эйба Лукаса. У кого-то утро начинается с кофе, но у нашего героя — с виски. С возрастом у него только растёт непонимание всего происходящего, интеллект не дремлет и ещё способен выдавать логичные гипотезы, однако в общем виде время тянет его в сторону бесследной кончины. Эйб работает над очередной книгой и находится в творческом кризисе, так что окружение и собственные мысли постепенно уничтожают его тягу к жизни.

Любовь для него существует лишь для достижения цели, однако она не бездушна. Физические и материальные блага, люди вокруг и, в первую очередь, восхищенные фанатки держат безнадёжного романтика на плаву. В данном случае единственное, что может изменить человека, это противоестественный и аморальный поступок. Но когда это происходит, Эйб полностью преображается в лучшую сторону, что для окружающих, как не иронично, является теперь опасностью. Катастрофическое мышление исчезает, появляется плотный фундамент для становления будущего, что у стандартно мыслящих людей происходит совершенно наоборот после подобных испытаний.

Неоднократно убеждаемся, что этим миром иногда правит случайность. Будь она жестокая или происходит в необычной форме, именно эта случайность может изменить будущее. Судьба гения, окутанного интересными мыслями о людях и жизни, кардинально меняется из-за внешнего фактора. Внутренний мир разрушается и на руинах строится совершенно другая личность, активно провоцирующая себя на риск. Однако выглядит история больше, как полёт фантазии, визуализированное философское обсуждение возможностей любого человека, который находится, как ему кажется, в беспросветном тупике.

Смерть всегда неизбежна. Пожалуй, только творчески мыслящим людям предстоит увидеть её в необычной форме и в необычном месте. Но это же касается и здравия. Лучшее, что может быть в жизни, это внезапное или постепенное осознание своего места в мире. А эмоции будут и дальше управлять почти всегда спрятанным, хаотичным и беспощадным безумием нашей личности.

24 сентября 2018

В поисках смысла, не упусти его самого из виду

Каждый фильм Вуди Аллена это история о стремлениях человеческих. И его творение «Иррациональный человек» новое подтверждение этому. Как и все его работы он неспешный, построенный на хороших крепких диалогах, дающий нам информацию к размышлению.

Нашему вниманию представлен некий идеалистичный городок, где почти все знают друг друга, где все говорят об искусстве, ходят в театры, мечтают сбежать в Европу, и одеваются в пастельные тона фильмов Вуди Аллена. И вот в этот плавный мир попадает преподаватель философии, человек казалось бы просто созданный для этого места с его умом и начитанность, но совершенно разочарованный в жизни. Эйб Лукас не видит никакого смысла в существовании, он лишь романтизирует смерть. Но вот в жизни главного героя появляется очаровательная Джилл, которой кажется, что именно она станет его лучиком надежды.

Фильм ведется от лица двух главных героев, которые видят мир совершенно по-разному. Нам представлена любовь к жизни, саморазвитию, общению в лице прелестной и легкомысленной Джилл, а в лице Эйба тлен, тоска и угрюмость. Однако, одно и тоже событие раскрывает нам их с совсем иных сторон. Их жизненные принципы не могут быть совместимы друг с другом. И если вначале нам нарочно показывает то, чем они похожи, то в конце специально подчеркнута их разница.

Этот фильм целиком и полностью строится на контрасте героев. В этом его особое очарование. Он задает вопросы и нам, как зрителям, а что есть для нас смысл существования? Способны ли мы ради этого самого смысла пожертвовать жизнью другого человека? Способны ли мы любить, понимать… Должны ли мы нести наказания за свои деяния?

На некоторые из них ответы там всё же будут. Например, что каждое наше действие имеет последствия, которые мы предугадать не в силах вовсе. Что, мы не должны забывать, что мы люди и, что мы не в праве решать судьбы других. Что благо, которое как нам кажется мы совершаем, может оказаться самым ужасным злом. В поисках смысла жизни важно не потерять самого себя. А уж если вы возомнили себя всемогущим, то будьте осторожнее у судьбы на вас свои планы…

Это точно не больше 7

Моей романтичной натуре ближе «Полночь в Париже» и «Магия лунного света»

11 января 2018

Поначалу фильм кажется очень простым и ничем не примечательным. Сюжет разворачивается неспешно, особого интереса не вызывает, но и скучно тоже не становится. Веселая фоновая музыка, мимолетные рассуждения, картинка в летних тонах, персонажи, за которыми наблюдать интересно, но в тоже время они ничем не цепляют. Все это создает атмосферу легкости и непринужденности, напоминая беззаботную болтовню где-то на скамеечке в парке.

Случайно подслушанный главными героями разговор, становится переломным моментов, один из персонажей преображается, а темп повествования ускоряется, история становится более насыщенной. Однако все равно все это смотрится несколько странно. Рассуждения в духе преступления и наказания не воспринимаются всерьез, и даже, когда герой переходит от слов к действиям, на фоне продолжает играть веселая музыка, сохраняя атмосферу беззаботности. И мы продолжаем ее слышать, даже когда ситуация доходит до своего драматического пика. Музыка будто заставляет вас по-другому посмотреть на происходящее. Положение героев становится очень непростым, но финал все внезапно разрешает, при том с большой долей иронии. Возникает ощущение, что автор сам не придает особого значения своим персонажам, и тому так легко рассказывает нам драму с привкусом комедии.

Что он хотел этим сказать? Может, что жизнь непредсказуема, состоит из множества забавных случайностей, среди которых сложно определить, что на самом деле правильно, а что нет, так что просто цените то, что у вас есть, живите и наслаждайтесь. Или это стоит воспринимать, как серьезные рассуждения в шуточной форме?

У меня этот фильм вызвал очень неоднозначные ощущения. Я ожидала от него чего-то большего, чего-то другого. Он меня не впечатлил, не зацепил, но в тоже время подарил, несвойственное такой истории, ощущение легкости. Так что я не жалею, что посмотрела его, хотя рекомендовать знакомым стану навряд ли.

7 из 10

12 декабря 2017

Классический Вуди

Давненько кино меня так не озадачивало. Вроде и косяки есть, и раздражающие герои, а сам по себе фильм не плох. Как такое возможно?

Возможно, если режиссер — Вуди Аллен. Один из самых противоречивых (для меня) кинодеятелей. В свое время я была покорена его картиной «Любовь и смерть» и он стал для меня вторым мастером диалога и атмосферы (несправедливо, быть может, но первым для меня всегда будет Тарантино). При всех заслугах Вуди, в последние годы он не балует нас шедеврами. Однако режиссер стабильно выдает хорошие/неплохие картины, отличные от работ нынешних мейнстримных киноделов. Одна из таких картин — «Иррациональный человек».

Основа сюжета весьма тривиальна: профессор-писатель Эйб (Феникс) в кризисе среднего возраста приезжает в провинцию преподавать философию. Тут же он привлекает к себе внимание коллеги Риты и студентки Джилл (Стоун), образуя классический (почти) любовный треугольник. Он такой грустный, загадочный и мрачный, они такие самоотверженные и типичные жалелки. Случайно подслушанный диалог в кафе сносит профессору «крышу» и он совершает немыслимый поступок. Иррациональный, собственно, да.

И вот тут я расскажу о том, что было плохо.

1) Персонажи.

Эйб Лукас. Профессор с экзистенциальным кризисом, увлеченный алкоголем, страдающий импотенцией, был отвратителен. Его нарочитый цинизм, прямолинейность и напускное равнодушие никак не вязалось с внешностью обрюзгшего и побитого жизнью алкоголика. Хоакин достойный актер и ранее он показывал настоящий класс, но это определенно была не его роль. Складывалось ощущение, что ему самому отвратен его герой. В общем, первый диссонанс.

Джилл. Лучшая студентка и ученица Эйба. Настолько неуравновешенная, чрезмерно легкомысленная и до ужаса навязчивая, что подбешивала всякий раз, как появлялась. Никогда еще героини в исполнении Эммы Стоун меня не раздражали. Её милая, обаятельная внешность идет вразрез с её откровенно туповатым поведением и изменчивым характером. Второй диссонанс.

Второстепенные герои прошли мимо, ни одной яркой личности не промелькнуло. Что Рита, что Рой (бойфренд Джилл) не впечатлили. Разочарованная браком стареющая дама и подкаблучник. Посредственно.

2) Развитие сюжета.

Иногда действия разворачиваются так стремительно, что это делает происходящее на экране скомканным и алогичным. Нет, я не фанат неоправданно растянутого хронометража, но когда герой сейчас говорит «это все не так», а через две минуты делает противоположное без каких-либо предпосылок и объяснений — это бред. Или нам дают сцену бурного обсуждения новости за обедом: все так вовлечены в беседу, всем так интересно говорить об этой новости. Всем. Кроме зрителя. Настолько неправдоподобно выглядит эта сцена. Третий диссонанс.

3) Взаимоотношения.

Герой Феникса анонсируется как замкнутый и недоступный человек. Но вот уже на десятой минуте в первый свой день в колледже он вываливает всю свою жизнь первой встречной студентке. С чего бы это? Откуда столько доверия? Абсурд. Претензии у меня и к женскому составу действа. Джилл и Рита делят постель с одним мужчиной при этом не проявляя никакой ревности, гнева или хоть какой-нибудь эмоции. Одна мечтает уехать с ним в Испанию, вторая от любви к нему потеряла остатки скудного ума и они никак это не проявляют, кроме слов. Серьезно?

Ладно, теперь о положительных моментах.

1) Тема.

Мне очень понравилась поднятая проблематика «тварь ли дрожащая или власть имею», но поданная в необычно ироничном свете. В этом Аллен мастер, о его слабости к Достоевскому и русской литературе уже ходят легенды. В этот раз он снова порадовал упоминанием Достоевского (ну а как иначе, что еще мог читать профессор в экзистенциальном кризисе).

Также хочу отметить логичный и неловкий внешне (это плюс) финал. Занятный, напомнил чем-то историю Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Неожиданная и необъяснимая ассоциация. Но мне порнавилось.

2) Картинка и атмосфера.

Это классический Вуди. Теплые, пастельные оттенки во всем: дома, интерьеры, природа, костюмы героев. Всё такое милое, красивое, что только Эйб нарушает гармонию настроения своим пресловутым кризисом. Эта непередаваемая, легкая атмосфера фильмов Вуди… её невозможно достоверно описать, её можно только почувствовать.

3) Повествование от первого лица. Тоже давнишняя фишка режиссера. Она придает какое-то отдельное очарование, шарм. В момент такого повествования персонаж словно приоткрывает мир своих чувств, мыслей и эмоций. Это подкупает.

4) Музыка.

Чувствую, еще долго я буду прослушивать этот задорный мотивчик. Мелодия Wade In The Water такая тонкая и игривая (даже в моменты серьезных решений и размышлений героев), она органично переплетается с картинкой и происходящим. Именно благодаря ей зритель всё время чувствует, осознает ироничность сего действа.

Кому смотреть?

Любителям легкого, но не лишенного смысла, кино «Иррациональный человек» зайдет. Лучше смотреть одному, дабы проникнуться атмосферой картины. А можно и не смотреть вовсе, ничего от этого не потеряв. Увы.

7 из 10

22 сентября 2017

Иррациональное кино.

Смутные чувства вызвал просмотр этого фильма. Сначала положительные, потом восторженные, и… фиаско — наверное, такое испытывает рыбак, когда до самой огромной рыбы в его жизни осталось протянуть руку и снять её с крючка, но она срывается и исчезает в мутной воде, или при строительстве дома из спичек, вам осталось завершить крышу, и тут вся конструкция рушится. В такие моменты кажется, что лучше бы этого вообще не происходило, чем закончилось так, хотя сам процесс доставлял не малое удовольствие.

Главный герой Эйб Лукас (Хоакин Феникс) человек неординарный, выдающегося ума, эрудированный, отличный собеседник и преподаватель. Но у него проблемы эмоционального характера, он в депрессии и не видит смысла жизни. Эйб приезжает в небольшой мало известный колледж, где продолжает читать философию. Там он сближается со студенткой Джил и преподавательницей Ритой.

Во время обеда со своей молодой подругой, они случайно подслушивают разговор за соседнем столиком не знакомых им людей. И с этого момента с Лукасом происходят потрясающие перемены. К нему возвращается интерес к жизни, он становится активным и живым. Он живет, поглотившей его целиком идеей, идеей об идеальном убийстве. С этого момента фильм из приятной мелодрамы превращается в напряженный «хичкоковский» триллер. Средняя часть великолепна, она захватывает зрителя, философские рассуждения и отсылки к Достоевскому — все это полностью затягивает зрителя, подчиняет его себе.

Но все восторженные эмоции быстро улетучиваются, после просмотра концовки — она настолько нелепа, проста и не вяжется с сюжетом, что мне показалось, будто бы её снимал не Вуди Аллен, а подросток с телефоном, имеющий такие же понятия о режиссуре, как дворник об астрофизике.

6 из 10

2 июня 2017

Рассуждая о смысле существования

Решительная экранизация Вуди Аллена про философию продолжения жизни. Не видя её дальнейшего существования. Депрессивное состояние, переходящие к сведению счёт из жизни. И всё же, почему ему не живётся нормально, чего ему не хватает. Он профессор философии полностью разочаровался в своей жизни. Жена его ушла к лучшему другу. После этого личная жизнь не удалась и он ничего не может завершить до конца. Берясь писать книгу и этого не может. Быть для него одиночкой это нормально. Ему так лучше.

Окружающие его две особы женского пола в лице студентки и преподавателя, далёкого от философии. Хотят разнообразить его жизнь и как-то приукрасить её. Перебирая и всё взвешивая, кто же лучше и с кем дальше жить. Но меняют его отношение ко всему не они, а то, что он хочет сделать. Пойти на решительный шаг, не думая о дальнейших последствиях. Обдумывая как это сделать скрытно от всех даже от этих двоих.

В этом фильме указывают, что герою нравится русская литература. Любовь к нашим классикам, которые понятны больше нам, чем американцам. Они хотят быть похожи чем-то на этих героев, но это никак нельзя повторить. Завершив свою работу избавив себя от мучений. Мучений переходящих для радости всему вокруг. Вначале его рассказа всё было серое, как обычные будни, а после этого всё заиграло красками. Но на долго ли?

25 апреля 2017

Профессор философии Эйб Лукас, стремительно теряет интерес к жизни. Этот период его жизни совпадает с приездом в небольшой городок где он получает работу в местном колледже. На каком-то автоматизме он заводит любовные интрижки со своей коллегой, и с одной из студенток. Жизнь идет своим чередом пока однажды профессор не услышал случайный разговор в кафе и не решил совершить «идеальное убийство».

Вуди Аллен задействовал в «Иррациональном человеке» простую схему: любовь, смерть, абсурдный финал. Своеобразная «достоевщина» под звуки джаза, с изрядным налетом сентиментальности, рассказывающая историю перевоплощения персонажа Хоакина Феникса (отлично кстати здесь сыгравшего) из погрязшего в депрессии человека в жизнерадостного обывателя.

Увы, но маэстро в этот раз как-то не слишком убедителен. Для комедии он мрачноват а до сколько-нибудь серьезной драмы не дотягивает. В итоге, ленту можно рекомендовать только той категории публики что является поклонниками режиссера. Впрочем, они ее посмотрят и без всяких рекомендаций.

6 из 10

23 апреля 2017

Reflecting

В этом фильме Вуди Аллен опять снял новоиспеченную лауреатку премии «Оскар» Эмму Стоун. Эту девушку стоит поздравить. Она отлично показывает свои чувства на экране, играя персонажа, но при этом имеет свой индивидуальный стиль. Молодец, Эмма! И знайте, ее конверт остался у нее. А псевдо-Мэтта-Дэймона нужно уволить. Хотя нет, не надо. Его стоит сбросить в шахту лифта (тихий смешок Сэмюэля Л. Джексона*).

Все более-менее известные актеры играют у Вуди Аллена. Он, в определенной степени, как братья Коэн. Можно относиться к нему, как угодно, но он будет продолжать снимать по фильму в год (или чаще), играть на кларнете и не посещать церемонию вручения наград киноакадемии.

В этот раз главной звездой стал Хоакин Феникс. Этот актер имеет свой взгляд на жизнь. Ему показалось, что показать за-//-го жизнью профессора философии, которому уже ничего не нужно, необходимо так, а не иначе. То есть он набрал пятнадцать кило. Я первоначально считал, что живот у него накладной.

Что ж, Феникс действовал очень убедительно. Он слишком много знал. С ним произошло слишком многое. И он не хотел вступать в сексуальные отношения с молодой студенткой, мотивируя это последними словами Сета Гекко.** Но потом произошел перелом.

Тут в дело вступает «Преступление и наказание». Аллен иногда обращается к русской классике. Надо же, они там все читают. Что может измениться после совершения того, чего никогда не совершал?

Профессор снова расцвел. Кардинально улучшился аппетит. Физическая активность и потенция. И уже нет ничего запретительного. Даже представить невозможно, как чувствуют себя ниндзя.

Аллен сам наслаждается жизнью в кампусе. Вокруг зеленые лужайки, красивые здания и обворожительные студенточки в обтягивающих кофточках и свитерках. И, тем не менее, среди этой красоты и некоторой умиротворенности, стоит хорошенько призадуматься. Имеется некоторая угроза. Несчастье может настигнуть внезапно. Это и разрыв супругов, сидящих в машине на фоне проливного дождя. И совершение преступления, которое не подразумевает наказания.

Да, фильм похож на «Матч-пойнт». Самой своей концовкой. Наверное, те, кто смотрел всего Вуди Аллена, ждали этого. Но я был удивлен. Просто когда выигрываешь в ярмарочном конкурсе, бери девушке большого плюшевого медведя, не давая ей права выбора. В противном случае, сетовать не на что.

7 из 10

Typewrited by Hannabar in 01/03/2017.

*См. х/ф «Белые пески».

**См. х/ф «От заката до рассвета».

1 марта 2017

Жизнь Эйба Лукаса потеряла всякий смысл после развода с женой и смерти друга. Он переезжает в небольшой колледж преподавать философию. Эйб заводит роман с коллегой по работе и находит интересного собеседника в лице своей молодой студентки. Именно в этом маленьком городке жизнь Эйба меняется.

Подслушав разговор в кафе, Эйб становится одержим некой идеей. И он сделает всё, лишь бы воплотить её в жизнь. Но ради чего это? Ради высшей цели, как он утверждал, или ради себя самого? Так или иначе, жизнь Эйба приобретает смысл, и Эйб не собирается упустить данный ему шанс.

Смотреть фильм приятно, наслаждаться каждым его моментом. Игра актёров достойная, снято красиво, музыкальное сопровождение радует слух. То что нужно для того, чтобы расслабиться и насладиться жизнью.

«Вот ведь ирония судьбы: казалось, ты навсегда увяз в болоте ужасных неразрешимых проблем, и вдруг тучи расходятся и можно вновь наслаждаться нормальной жизнью. Это поразительно!»

10 из 10

22 февраля 2017

Саспенс по Алленовски

Странненькая черноватенькая трагикомедия от мастера мягкого интеллектуального нишевого жанра имени самого режиссёра Вуди Аллена.

Фильм выделятся от множества прочих пера кино-метра тем, что он там сам не играет, а главную роль исполняет Хоакин Феникс, как всегда интригующий своей лёгкой шизовостью. Надо сказать роль ему очень даже подошла. Во вторых, что для меня лично хорошо, главную женскую роль исполняет не пышноформая Скарлет, которая во всю бомбит в низкоинтеллектуальных блокбастерах, а глазастенькая Эмма Стоун, которая похоже является новой фавориткой Аллена. От Эммы я тоже не в восторге, всё же её внешность ярче игры, но опять же, благодаря профессионализму Вуди роль в этом фильме ей подошла как нельзя лучше.

Само кино похоже на лёгкую форму шизофрении, которая начинается с безобидной мелодрамы, перемежающейся трёпом на околофилосовские псевдоинтеллектуальные темы, которая перерастает в психологические детективный триллер с довольно интересной постановкой взгляда на происходящее. К финалу шизофрения, не снимая розовые очки, становится довольно опасной, раздражающей (в хорошем смысле) и даже пугающей. Атмосфера определённо обретает саспенс.

Финал по бытовому логичен, но несколько неожидан, что опять же идёт в плюс к общему впечатлению.

Несколько вгоняет в ступор некий открытый финал, который как бы просматривается через закрытую сюжетную дверь. История становится самодостаточной и несмотря на около арт-хаусную атмосферу выглядит приближённой скорее к палп фикшну. С другой стороны и томик Достоевского так бы выглядел, если бы был в бумажной дешёвой обложке, а иллюстрации на сраницах выполнялись в ярких и жизнерадостных красках. Хотя, может сравнение и притянутое за уши и не справедливое.

В общем, несмотря на то что я не большой любитель Вуди Аллена, хотя и стараюсь смотреть всего его фильмы, это кино мне определённо понравилось.

Вкратце о сюжете. В небольшой колледж приезжает потрёпанный профессор философии в которого влюбляется студентка. Они воркуют, постепенно проникаясь чувствами, пока случайно не сталкиваются с социальной бытовой несправедливостью посторонних людей. И профессор становится одержим мыслью сделать мир лучше.

Ну и как некое параллельное эмоциональное заключение. Друзья, никому нельзя верить.

Приятного не просмотра.

21 февраля 2017

«Иррациональный человек» Вуди Аллена

«Тварь я дрожащая или право имею» — вопрос, который задает себе Родион Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Минуя столетия, ответ на него пытается найти американский режиссер, сценарист, актер и продюсер Вуди Аллен.

Главный герой фильма «Иррациональный человек» — профессор философии Эйб Лукас, должный совершить нравственный выбор, сродни тому, что когда-то стоял перед Раскольниковым.

На этом, пожалуй, общность «Преступления и наказания» и «Иррационального человека» заканчивается.

В фильме Вуди Аллена гармонично сосуществует трагическое и комическое. «Иррациональный человек» — это, прежде всего, детективный фильм-драма, но нельзя забывать, что перед нами автор такого жанра, как «интеллектуальная комедия».

Оттого его персонажи, находящиеся в состоянии экзистенциального кризиса, и, казалось бы, принимающие отнюдь не простые морально-этические решения, не перестают выглядеть комично.

История взаимоотношений между разочаровавшимся в жизни философом, решившим убить судью, и молодой студенткой, не лишена иронии и, спрятанного под ширмой абсурда, драматизма.

В «Иррациональном человеке» четырехкратный обладатель премии «Оскар» использует проверенные и испытанные временем приемы, которые позволяют удержать внимание зрителя на протяжении 96 минут экранного времени.

Главные герои «Иррационального человека» — это типичные персонажи большинства фильмов Аллена.

Профессор философии, роль которого исполнил Хоакин Феникс («Гладиатор», «Она») и юная студентка, Эмма Стоун («Бердмен», «Магия лунного света»), прекрасно дополняют друг друга.

Очередным элементом, вошедшим в режиссерский арсенал Вуди Аллена, является его манера художественного оформления сцен.

С момента выхода «Матч-поинта» и последовавших за ним «Сенсации», «Полночи в Париже» и «Магии лунного света», он не изменяет себе и использует исключительно теплые, гармоничные тона, что придает картине определенный настрой.

«Иррациональный человек», вышедший в широкий прокат в 2015 году, является не первым фильмом-дискуссией Вуди Аллена с русскими писателями.

«Любовь и смерть», снятая в 1975 году, была куда более хлесткой сатирой на произведения Достоевского и Толстого.

Наряду с «Энни Холл» и «Манхэттен», «Любовь и смерть» относят к разряду классических картин Аллена. Возможен ли такой итог с «Иррациональным человеком»? Вряд ли. Но, несмотря на это, ему вполне по силам побороться за высокое место в обширной фильмографии режиссера.

12 февраля 2017

Если бы Достоевский жил в наши дни

Странным образом вышло, что Иррациональный человек — первый фильм великого мастера Вуди Аллена, посмотренный мною. Видел много отрицательных отзывов, вся суть которых сводится к критике большого количества диалогов, и затянутости фильма. Я с этим категорически не согласен, считаю ленту интересной, и ни разу ни скучной.

В центре сюжета здесь история преподавателя Эйба Лукаса. Эйб потерял всякий смысл в жизни, и испытывает тяжелые муки от этого. Он приезжает на новое место работы, и так получается, у него завязываются отношения с двумя девушками: его коллегой, и его студенткой. Но не все так просто, как мы помним Эйб разочарован жизнью. Но всю жизнь героев переворачивает подслушанный разговор в кафе. Незадачливая мамаша жалуется, что судья отбирает у нее детей. И с этого самого момента начинается все самое интересное. Оценку такому сюжету я ставлю отличную. Да, быть может отсутствует некая динамика, но этот фильм не для любителей пиф-пафа, погонь и перестрелок. Фильм совсем о другом

Картина Иррациональный человек дает возможность порассуждать, подискутировать. Для меня в таких фильмах это главное. Не секрет, что Аллен любит Ф. М. Достоевского. Многие называют эту ленту современной интерпретацией Преступления и Наказания. Фильм дает нам поразмыслить на тему: имеет ли человек вершить жизни других, независимо от того, каким бы не был этот человек. Профессора не сделали однозначным антигероем, лично я долго ему сопереживал. Стоит похвалить отдельно и ту атмосферу, которая была на экране. Понравилось, что по своей сути трагическая история, преподносилась под соусом черного юмора и музыки радующей слух.

На главные роли Вуди позвал известных актеров- Хоакина Феникса и Эмму Стоун. Мне их химия на экране понравилась. Благодаря раскрытию персонажей с помощью большого количества диалогов, появилась благодатная почва для проявления всех актерских талантов. Феникс не первый раз играет довольно странных персонажей. Эмму Стоун же я вообще считаю одной из самых перспективных актрис голливуда

Лично я посоветую эту картину своим друзьям. Получился интересный фильм с детективный сюжет, приправленный черным юмором и современными реалиями. Главная похвала фильму- после него хочется посмотреть и другие работы метра.

8 из 10

8 февраля 2017

Проблемы белых людей

Иррациональное, как антитеза рациональному, подразумевает под собой не только руководство интуицией, но и чувствами. В фильме затрагиваются философские вопросы, проблематика Достоевского (о нем там упоминается не раз). Он не только освещает тему любви и жизни, но и поднимает вопросы морали и нравственности, прощения, ну и, конечно, преступления и наказания. И вот здесь-то мы сталкиваемся с тем, что было бы в жизни, а не в идеализированном кино. Человек совершает то, за что по сути должен поплатиться. Однако свой поступок человек лично для себя железно обосновывает, и отчасти оказывается правым. У человека просыпается инстинкт самосохранения, ради удовлетворения которого он готов даже на самые крайние меры. Но к сожалению для тех, кто не верит в карму — если ты где-то крупно облажался, наказания все равно не избежать. И для тех людей, которые так или иначе оказываются вплетены во всё это, данность оказывается лучшим жизненным уроком. Лучше, чем теории и книжки. И вдруг встает всё на места: становится понятно, кто тебя действительно любит и кого любишь ты. Кто умеет прощать и принимать, а для кого вопрос общепринятой морали является самым главным постулатом, нарушить который не находится внутренних сил.

Мир таков, что безнаказанности быть не может (с чем спорил Достоевский, и отчасти я с ним согласна), и содеянное тебе еще вернется. На мой взгляд, финал здесь самый правильный. К героям у меня чувства были весьма неоднозначные и менялись на протяжении всего фильма. У каждого свои собственные проблемы, и все эти люди пытаются заполнить внутренние бреши — кто как может. И в этом, опять же, жизнь: мы выбираем, что именно наполняет нашу жизнь смыслом. Это не всегда делает нас счастливыми, но ведь есть шанс всё изменить.

Подводя итог, хочется сказать, что картина понравится тем людям, которые любят смаковать деталями и любят эстетику кино, для которых важна не столько динамичность действия, сколько развитие сюжета, интрига, мысли героев. Ну а я могу с уверенностью сказать, что воскресный вечер прошел не впустую.

5 февраля 2017

Преступление и наказание

В университет на летние месяцы приезжает новый профессор философии. Все вокруг взбудоражены — об Эйбе Лукасе ходит множество слухов, его фигура окутана ореолом таинственности. На деле же, Эйб — унылый циник, совершенно разочаровавшийся в жизни. Ничто его не радует, ничто не веселит. Но репутация загадочного героя — великое дело, и от нового принца Гамлета теряют голову студентки и преподавательницы. Сам того не желая, Эйб оказывается в центре любовного треугольника — между страстным профессором химии Ритой и симпатичной второкурсницей Джилл. Побеждает, конечно, молодость.

Но вовсе не Джилл вернет Эйбу вкус к жизни.

Случайно подслушанный разговор о подлеце-судье, который одним росчерком пера способен сломать жизнь матери двоих детей, и в голове Эйба Лукаса созревает гениальный план. Он избавляет мир от мерзавца, оставаясь при этом в тени. Осуществив задуманное, Эйб будто заново рождается. Ему снова хочется жить, любить, творить. Но идеальный алгоритм преступления рассыпается, когда умница Джилл понимает кто стоит за громким, загадочным убийством. И вопреки уверенности Эйба, отказывается признавать его право вершить человеческие судьбы. Что остается бедному профессору? Можно ли остановиться, единожды нарушив библейские заповеди и людские законы?

Вуди Аллен давний поклонник Федора Достоевского. К его творчеству он обращался в драме «Матч-Пойнт», русского писателя нередко цитируют герои режиссера. Мотивы «Преступления и наказания» можно проследить и в этом фильме. Как и Родион Раскольников, Эйб Лукас задает себе вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?». Только сомнений у профессора намного меньше, чем у студента, убившего старуху-процентщицу.

У фильма неожиданная развязка. И очень правильная. Вопросы человеческой морали, затронутые в картине весьма серьезны, но легкость, присущая всем творениям Аллена, не дает ей скатится в чернуху и уныние. Напротив, фильм оптимистичный и солнечный. С верой в то, что добро всегда побеждает зло.

9 из 10

25 января 2017

-

Философия — это наука, которая учит нас познанию мира, и довольно часто спотыкается при встрече с реальностью. Сложно точно сказать, чем руководствовался Вуди Аллен, но в результате получилась картина, которая наглядно показывает, как иногда бывают беспомощны философские рассуждения в реальной жизни.

Фильм начинается с приезда главного героя для преподавания этики на философском факультете. Эйб Лукас (Хоакин Феникс) предстает уверенным, имеющим солидный багаж за спиной, человеком, который имеет немалое обаяние на женский пол, но по мере знакомства с персонажем, становится заметно, что он не может противостоять ни алкоголизму, ни ожирению, ни импотенции, а любовь к жизни проявляется игрой в русскую рулетку на студенческой вечиринке. Главная женская роль отведена Эмме Стоун, которая играет целеустремленную девушку Джилл, влюбленную в своего преподавателя, и пытающуюся найти в Эйбе, того чего не может найти в своих сверстниках.

Для более глубокого отображения персонажей, в фильме каждому из них предоставлен выбор своей пары. Эйб выбирает между умной студенткой, разделяющей его взгляды, и своей коллегой, чья «страсть к любви и похоти оказалась заразной». Джилл же пытается сделать выбор между преподавателем, с которым ей интересно общаться и проводить время и своим парнем «чудесным, но каким-то бескрылым по сравнению с Эйбом».

Переломным моментом фильма является решение Эйба овершить убийство, и найдя подходящий, по его собственному мнению, предлог в виде подслушаного разговора в баре, он начинает задумываться над его реализацией…

Наблюдать за происходящем на экране действительно интересно. Интересный сюжет, интересны персонажи, да и принципе в фильме достаточно адекватный взгляд на формирование отношений между людьми, на черты характера людей, которые при определенных условиях могут вызывать восторг и восхищение, а при других, — раздражение и непонимание.

Для большего восприятия повествование в фильме ведётся как от лица Эйба, так и от лица Джилл, благодаря чему можно проследить как мысли влияют на поступки, а поступки вызывают последствия.

P.S. Редко обращаю внимание, на музыкальное сопровождение в фильме, но здесь музыка действительно пришлась по вкусу)

8 января 2017

Непредсказуемый философ

После просмотра фильма «Полночь в Париже» с Оуэном Уилсоном, открыл для себя довольно интересного и самобытного режиссера — Вуди Аллена, каждый фильм которого — история нескольких людей, простая и снятая на понятном для зрителя языке. «Иррациональный человек» как раз из разряда таковых.

История преподавателя философии Эйба (Хоакин Феникс) в одном из колледжей, который идет по пути саморазрушения но затем внезапно преображается и начинает жить новой жизнью, привлекает в первую очередь тем, что он, Эйб, философски подходит к своему существованию и стремится именно с философской точки зрения обосновать то, почему он до сих пор не спился, почему ему повезло в русской рулетке и почему он решился на убийство.

Да-да, на убийство. Первая треть фильма представляет собой размышления персонажей фильма вслух, а также демонстрирует их диалоги. Зрителю может быть немного тяжко перенести всю философскую массу, изливающуюся с экрана, однако, за всеми этими высказываниями о смысле жизни и прочем, скрывается вся изюминка фильма. Фильм может казаться скучноват как раз до того момента, как Эйб и Джилл (Эмма Стоун) оказываются в закусочной и подслушивают разговор убитой горем матери.

Именно помощь этой женщине Эйб и берет на себя как ношу, отваживаясь на весьма дерзкий и жесткий шаг. Именно с этой минуты драма о катящейся вниз жизни учителя философии и его взаимоотношениях с другими людьми, превращается в ироничный, но циничный триллер, где есть секс, любовь, убийство, подозреваемый, а главное, «Преступление и наказание» Достоевского и фонарик в парке аттракционов, на который следует обратить внимание.

Если героя Хоакина Феникса называют иррациональным, то сам фильм «Иррациональный человек» сполна можно назвать ироничным, потому как ничем иным как злой иронией не назовешь все те события, которые происходили после смерти в парке вплоть до несколько обескураживающей и интригующей развязки у лифта…

Ироничная здесь и музыка, который придает фильму о предумышленном убийстве и покушении какую-то эфемерную легкость и непринужденность.

Не соглашусь с некоторыми пользователями, считающими фильм нудным и скучным. Скучными могут (как писал выше) разговоры, но в них заключается и вся суть. Яркий пример: Эйб Лукас на своих занятиях рассказывает о философах и том, как по их мнению выглядел бы идеальный мир, приводит в качестве примера нацистов и еврейскую семью Франк. При этом он сам подменяет свои идеалы и принципы, сначала говоря одно, а затем поступая совершенно иначе. Пусть герой Феникса и говорит, что в нем открылось второе дыхание, он стал другим человеком, обрел смысл жизни, но вместе с тем, он изменил своим постулатам, решившись во-первых на то, на что он решился, во-вторых, дабы не быть изобличенным, решившимся на череду мерзких поступков, самый мягкий из которых — отъезд в Старый Свет.

«Иррациональный человек» способен привлечь зрителя: 1. Актерской игрой, приятно удивляющей; 2. Дуэтом Феникс — Стоун и, в частности, самой Эммой, сыгравшей во втором фильме Аллена подряд; 3. Сюжетом — простым, но очень глубоким по смыслу; 4. Лирической и живой музыкой, доставляющей удовольствие; 5. Аплодисментами, время от времени врывающимися в эфир и дающими понять, что на самом деле ты смотришь не кино, а наблюдаешь за театральной постановкой…

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

8 из 10

18 декабря 2016

Скучный фильм от Вуди Аллена. Да как вообще такое может быть!

Аллен один из моих любимых режиссеров. Его фильмы всегда душевны, многогранны, оставляют после просмотра чудное послевкусие.

Что ж, на этот раз вышел конфуз. Возможно, Вуди все так и планировал, но фильм получился поверхностным, натужным и чрезвычайно скучным. Увы.

Если начать с того, что в фильме хорошо, так это музыка. Она придает хоть немного бодрости сюжету, даже когда идет этому сюжету поперек. И то, песни на любителя, многим музыка показалась неуместной.

К сожалению, дальше о плохом.

Сюжет. Здесь все просто, даже слишком просто. Достоевский без меры, цитаты философов в качестве приправы. Нелепо и безвкусно. Не буду пытаться упомянуть все неувязки, их не так уж и много, так как сюжет в принципе прост, как пять копеек. Бесконечные монологи, объясняющие мотивы героев, а-ля записи дневника, быстро начинают раздражать. Вообще в фильме много бестолковой болтовни, проходных диалогов и сцен.

Герои и актеры. Герои ведут себя так, как велит сценарий, актеры играют написанное. Получается не очень хорошо. Почему главному герою вешается на шею училка средних лет еще понятно, но что в нем нашла спортсменка-комсомолка не ясно совершенно. Не те времена давно, барышни уже не жалеют высокоинтелектуальных неудачников, «уставших» от жизни. Герои даже не картонные, они из папье-маше, будто режиссер взял похожих героев и героинь из прошлых фильмов и наскоро слепил условно новые фигурки. О героине Эммы Стоун известно чуть больше, чем о второстепенных персонажах — она романтична, играет на фортепиано, ездит на велосипеде и верхом. Ах да, она влюбляется в преподавателя, слава которого бежит впереди него самого. Про героя Феникса известно еще меньше, он устал от жизни, выпивает и испытывает определенные физиологические трудности, которые дублируются схожими трудностями в творчестве.

Скудность героев не позволяет говорить об актерской игре. Играть здесь нечего, сопереживать некому, наблюдать довольно утомительно. Все эти заглядывания студентки в глаза преподавателю, поцелуи и беседы по душам необыкновенно пресны. В чувства не верится, искра отсутствует.

Режиссура и монтаж. Кто я, чтобы давать оценку Мастеру, но все же. Я откровенно скучала, постоянно отвлекалась, чему немало способствовал рваный резкий переход между сценами и масса болтовни всех со всеми и каждого с самим собой. Сделано нарочито небрежно, кусками, а на выходе недодрама с элементами романтики.

Представьте, если в салате «Селедка под шубой» овощи не на терке натереть, а нарезать кусками 3 на 3 см, сверху бросить целый кусок селедки (так и быть, без костей и головы), немного майонезом сверху капнуть. Вроде бы ингридиенты те же, а блюдо вкусным не назовешь…

К большому сожалению, не могу рекомендовать к просмотру, если только для ознакомления.

5 из 10

П. С. И этот нелепый фонарик…

16 сентября 2016

Комедия Иррациональный человек на широком экране впервые с 2015 года, его режиссером является Вуди Аллен. Кто снимался в кино, актерский состав: Хоакин Феникс, Джейми Блэкли, Паркер Поузи, Нэнси Кэрролл, Эллисон Галлерани, Бриджетт Ланди-Пейн, Кэтлин Семер, Бетси Айдем, Леа Андерсон, Паула Плам, Нэнси Джиллз, Генри Страм, Джофф Шупперт, Алекс Данн, Рон Чез.

Бюджет фильма составляет около 11000000.В то время как во всем мире собрано 27,391,084 доллара. Страна производства - США. Иррациональный человек — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.