Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дом для русалок |
английское название: |
Dom dlya rusalok |
год: | 2015 |
страны: |
Германия,
Швеция,
Эстония,
Казахстан,
Узбекистан
|
режиссер: | Ёлкин Туйчиев |
сценарий: | Ёлкин Туйчиев |
продюсеры: | Татьяна Мюльбайер, Лутфулла Назиров, Артур Вебер, Наталья Лазарева |
видеооператор: | Рустам Муродов |
композиторы: | Юрий Морозов, Артем Якушенко, Дмитрий Янов-Яновский |
монтаж: | Аудрюс Юзенас, Ёлкин Туйчиев, Асатилла Зияходжаев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $3 026 |
Мировые сборы: | $3 024 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Новая работа «Дом для русалок» стабильно и уверенно работающего узбекского режиссера и сценариста Ёлкина Туйчиева была представлена на 38 Московском кинофестивале. Над лентой работал большой интернациональный кинематографический состав, представленный пятью европейско-азиатскими странами. Перед представлением в Москве «Дом для русалок» с успехом позиционировался как «Лучший фильм Центральной Азии» на 5 кинопремии «Ак Илбирс», которая вручается кинематографистам среднеазиатских республик бывшего СССР. Это первая лента Туйчиева, получившая относительно широкий прокат в России, хотя на исторической родине, в Узбекистане, Туйчиев — признанный мастер авторского кино, который работает в прекрасном темпе, представляя публике регулярно одну-две картины в год. Интересно то, что этот режиссер построил «Дом для русалок» в дэвидолинческом стиле как драматический триллер с элементами мистики.
Сюжетная линия «Дома для русалок» и уникальна, и космополитична одновременно. Такая история могла произойти где угодно. В любой стране, в любом месте. С некоторой поправкой на местный колорит в кадре. Одиночество человека, настоящее, пожирающее все на своем пути, не знает границ. Оно только бьется в сердце колоколом потерь, напряженно ищет своих, таких же одиноких, с которыми можно продираться сквозь зловещий туман абстрактного города-дыры, где время остановилось. Сказать, что лента Туйчиева об одиночестве, его напряженном преодолении и поиске свободного места в сердце — значит попытаться найти нужные слова для того небольшого хронометража, обволакивающего звенящей самодостаточностью.
Как автор, Ёлкин Туйчиев — мастер пауз и немногословных диалогов, мастер создания странной атмосферы потерянности без растерянности, недоверчивого одиночества, уводящего все материальное в какой-то странный затуманенный план алогичного хождения по кругу одних и тех же мест. Строя завязку «Дома для русалок» на классическом — на потере дочери, которую 55-летний Аймас (потрясающе харизматичный Сейдулла Молдаханов) не видел уже много лет — режиссер выводит зрителя прямиком к такой же потерянной Самал (Шахзода Матчанова). Страшно, фатально, но Самал — зеркальное отражение потерянной дочери Аймаса, абсолютно другая внутри, но такая же заблудившаяся в своей тревоге. Экзистенциальный конфликт создан. И Самал, и Аймас, лишенные способности найти смысл собственной жизни поодиночке, будут искать его сообща.
Удивляет то, что «Дом для русалок» обладает какой-то особой красотой в выстраивании кадра оператором Рустамом Мурадовым. Заезженное слово «атмосферность» для натурных съемок вряд ли будет здесь к месту. Спокойствие красоты пейзажей, депрессивность и промозглость городишки — больше оживающие декорации, чем просто красивый фон для героев. Сценарий ленты с парадоксами деталей обманывающего реализма, тем не менее, способен сделать круг и вывести зрителя в состояние безгранично-предсказуемого катарсиса. Профессионально сильная работа, рекомендуемая к просмотру самому широкому кругу ценителей артхауса.
8 из 10
28 ноября 2016
Наташа Ростова задавалась таким вопросом 200 лет назад. Современная девушка, героиня фильма Самал, потрясена не меньше и вопрос, который она задаёт: «Почему ты вернулся?». Времена меняются, но проблемы те же. Девичье одиночество, необдуманные поступки молодости, трудности разговора о чувствах.
Конечно, фильм не сильно напоминает «Войну и мир». Большая семья Наташи, разветвленные семейные и социальные связи. И на контрасте — два одиноких человека. Героиня ещё как-то пыталась найти родственную душу. А главный герой — уже и не надеется и уверен, что закончит свою жизнь в одиночку. Это как раз примета времени. Также как и жестокие нравы: убийства, наркотики, насилие. Всё это приправляет историю, но не делает её рассказом о криминальных обычаях современности.
Премьера фильма состоялась на XXXVII Московском международном фестивале. Второй раз его показали на XXIII фестивале «Окно в Европу». Фестивальный фильм, скажете вы. В каком то смысле. Чистая жанровая определенность не наблюдается. И поэтичность, свойственная фестивальному кино — в наличии. Красивейший фильм — так даже документальное кино о великолепной природе снять непросто. Операторская группа постаралась. Натурные съемки в живописных местах, в которые удалось вплести необычные атмосферные явления, прекрасно иллюстрируют мысль о том, что человек — дитя природы. Города, деньги, оружие — появились позже. Природа придаёт шарма и очарования описываемым событиям. Музыканты из группы Two Siberians, написавшие трек к фильму, нашли верные нотки к происходившему на экране.
Итак, дано — два героя. Шахзода Матчанова и Сейдулла Молдаханов. У каждого своя правда. Смогли ли они убедить зрителей? Что всё у них как в первый раз. Есть ощущение, что получилось. Характерен вопрос к Шахзоде одной из зрительниц после премьеры. После выражения искреннего восхищения и удивления стройностью девушки (на экране посолиднее выглядела) она спросила: «Это ваш дебют?». (Современное узбекское кино в России практически не демонстрируется, а между тем этот фильм стал 25 в фильмографии актрисы). Значит предыдущие фильмы не приклеили маску и наигранные актерские штампы. Да и опытный режиссёр Ёлкин Туйчиев, наверное, знал что хотел от дуэта. Сейдулла — частый гость на российских экранах. Но этот фильм в концентрированной форме преподнёс те мужские черты характера свойственные человеку, родившемуся и большую часть прожившему в СССР, прошедшему через Афган. И именно мужское и женское, любовь — главные герои фильма, который стоит посмотреть всем, кто это ценит.
Отдельных слов заслуживает непростая и в то же время воодушевляющая кооперация разных кинематографических школ — спасибо продюсерам. Хотелось чтобы такая практика продолжилась и зрители разных стран могли расширить свой кинокругозор.
19 августа 2015