Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Юсуф Масуди. Ловец снов |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Сезон охоты на сны открыт» |
режиссер: | Екатерина Белобородова |
сценарий: | Екатерина Белобородова |
продюсер: | Белла Дмитриченко |
видеооператоры: | Евгений Степаненко, Всеволод Матвеев, Игорь Борисов, Андрей Ражев, Вадим Березкин, Алиса Шимановская |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 100000 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Фильм «Юсуф Масуди. Ловец снов»
Впервые в своей жизни мне удалось посмотреть авторское кино… Сценарий и режиссерская работа Екатерины Белобородовой показались мне настолько интересными, что фильм я посмотрела даже дважды.
Данный фильм является частичной экранизацией одного из сложнейших произведений современного постмодернизма «Хазарский словарь», написанного культовым сербским писателем Милорадом Павичем. Павич любил экспериментировать с формой и «Хазарский словарь» — один из таких экспериментов. Роман состоит из трех книг — словарей: красной (христианской), зеленой (исламской) и желтой (еврейской), каждая из которых является сборником записей о персонажах и событиях, которые упоминаются по всему роману, но в разных книгах рассказаны историями с разными подробностями. Благодаря такому формату, роман можно читать в произвольном порядке, собирая по отдельным статьям словаря мозаику истории главной темы.
Признаюсь сразу, что я не читала Павича вообще. Вернее, я несколько раз пробовала подступиться к нему, но бросала чтение на полпути. И единственное произведение, осиленное мною, это «Вечность и еще один день». Поэтому мне было безумно интересно посмотреть фильм. Мне казалось, что если Павич так тяжел в чтении, то для экранизации это совсем неподъемная вещь. Каково же было моё удивление, что фильм смотрится довольно легко, можно сказать, на одном дыхании. Фильм рассказывает о пути Юсуфа Масуди, выдающегося музыканта и ловца снов, который внес значительный вклад в составление хазарского словаря, а именно его исламской ветки. В самом начале, на мой взгляд, фильм немного затянут, но зато потом я была целиком поглощена и увлечена хитросплетениями происходящего действа. Фильм, может быть, и не идеален в техническом плане, но его просмотр доставил мне истинное эстетическое удовольствие. Благодаря прекрасной операторской работе (Игорь Борисов и Всеволод Матвеев) и работе художника (Вадим Березкин), все получилось тонко и интеллектуально. Натурные съемки и крупные планы выше всяческих похвал. Непрофессиональные актеры потрясающе обаятельны и им удалось ярко и доходчиво передать главную идею и задумку режиссера. Отчетливо чувствовалось, что за каждым героем и за каждым образом стоит целый мир. Особо хочется выделить Бориса Куликова (Юсуф Масуди), Илью Кузнецова (Самуэль Коэн), Беллу Дмитриченко (Ябир Ибн Акшани), Владимира Лукичева (Сабляк Паша) и Пью Вина (буддист). Хочется также отметить и музыку (Владимир Богатиков) к кинофильму — прописана очень тонко и точно к каждому моменту. Можно даже сказать, что музыка — это отдельное действующее лицо этого фильма. Мне было даже грустно, когда фильм закончился и очень хотелось продолжения. И появилось желание все — таки осилить книгу…
22 декабря 2014
Огромное спасибо ребятам за фильм! Это что-то невероятное. Во-первых: умудрились-таки раскрыть логически детективную интригу в закоулках иррационального Павичевского мира — это шок. Это какие мозги надо иметь, чтобы поймать черта за хвост в его родном гнезде! Второе: при минимальном бюджете сыграли на том, что не только сохранили, но и вывели на первый план тонкие и культурные павичевские стеб и иронию. У кого нет чувства юмора — просьба не рецензировать вещь, смотрите камеди и тренируйтесь. Третье: подробнейше и точно при этом проинструктировали по философско-духовно-эзотерическому плану, присутствующему в книге, опять-таки с иронией, но при этом не уходя от буквы. Я фанат книги, и любовь к ней просто переливалась с экрана, это кино не для разового просмотра, тут надо думать. Если кто привык мыслить шаблонами из киносправочника — опять же — отдыхайте. Это новое кино. А то, что снимали непрофессионалы — дополнительный бонус в карму и стимул для всех сидящих сложа руки гениев. Купи слона, сними «Словарь».
21 декабря 2014
Кино сейчас не снимает только ленивый. И это прекрасно!
Люди берут камеру и идут снимать, не боясь ошибаться или выглядеть смешными.
Один раскроет себя как актёр, другой сумеет передать свой взгляд на мир, даже обрезав его рамками кадра. А кто-то возьмёт на себя основную нагрузку и ответственность и наградой за это станет магическое слово «режиссёр» рядом с его именем в титрах.
Всё это бесконечно удивляет и вдохновляет. Но что делать если силы не рассчитали? Как быть, если на выходе получилась слабо?
Может быть, попытаться быть честным с самим собой? Сделать выводы, любить это своё кривоватое дитя, но отдавать себе отчёт, что при всех его личных достоинствах он не несет художественной и кинематографической ценности?
Совместные съемки в компании друзей могут стать хорошим проживанием многих процессов. Это бесценный опыт и приключение. Но это не кино.
«Юсуф» вышел скучным и скученным. Сложный текст с непростой структурой повествования, кто спорит. Но это не повод переносить большие объёмы текста в закадровый пересказ. Кино — искусство визуальное. И то, что режиссёр не смог придумать, как визуально выразить слова из книги — это проблема режиссёра, а не книги.
«Нужно быть снисходительным, ведь создатели непрофессионалы». По-моему, ужаснее фразы быть не может. Кино либо есть, либо его нет, и не так важно кто его делал. Здесь кина нет. Электричество кончилось. Есть пара забавных моментов, не более того.
Я не стал бы писать рецензию, не люблю никого демотивировать, но услышал, что фильм будут пытаться продвигать на фестивали, а то даже и в прокат. Это было бы большой ошибкой. Никого не хочу обидеть, но над мастерством ещё работать и работать.
Фильм слабый с точки зрения актёрской игры, технического воплощения, построения кадра, цветопередачи, монтажа, сценария и звука. Из безусловных плюсов: музыка, анимация и органичное существование в кадре некоторых неглавных персонажей. Это ничтожно мало. Мир уже давно не пугается прибытия поезда. Зритель искушён хорошей картинкой, умным сюжетом и профессиональными актёрами. И полно примеров, когда при этом производство стоит более, чем скромно.
Конкуренция в киноискусстве велика. Я желаю создателям не жалеть ни себя, ни своё детище. Бывает, что группа энтузиастов создаёт шедевр с первого раза, но это, к сожалению, не ваш случай. Практикуйте и будьте к себе строги.
Искренне желаю удачи в будущих проектах.
С почином.
16 октября 2014