Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.7 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
О мышах и людях |
английское название: |
Of Mice and Men |
год: | 2014 |
страна: |
США
|
режиссер: | Анна Д. Шапиро |
сценарий: | Джон Стейнбек |
композиторы: | Майкл Бодин, Роб Милберн |
художник: | Суттират Энн Ларларб |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $11 694 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 апреля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 35 мин |
«О мышах и людях» — повесть американского прозаика Джона Стейнбека, рассказывающая о двух работягах во время Великой депрессии. Джордж и Ленни скитаются по Калифорнии в поисках работы. Джордж — человек умный и предусмотрительный, он хочет поднакопить денег, чтобы купить ранчо и осесть там до прихода старости. Ленни — рослый богатырь, добрый, но далеко не семи пядей во лбу, он всегда мечтал лишь об одном — завести себе кроликов и ухаживать за ними (вообще, он любит всяческую маленькую живность, особенно мышей). Они прибыли на ферму, чтобы подзаработать на сезонных полевых работах, так как с последнего места работы из выгнали из-за инцидента с Ленни (ему понравилось ярко красное платье на одной девушке, и он захотел до него дотронуться, а девушка в ответ закричала и начала звать на помощь, будто её пытаются изнасиловать, и чтобы избежать линчевания, Ленни и Джордж были вынуждены броситься в бегство). И теперь им нужно стараться присматривать друг за другом, не вызывая подозрения у других постояльцев фермы, таких как всеми уважаемый Верзила, старый однорукий работяга Огрызок, чернокожий конюх по прозвищу Горбун, сын владельца фермы, бывший боксер и настоящий задира — Кудряш и его жена, которая стоит глазки всем кому не попадя. Последней суждено было сыграть самую судьбоносную роль в этой истории.
Стейнбек фактически рассказывает о людях отмирающей профессии. Повесть была опубликована в 1937 году, когда страна проходила тотальную механизацию. Комбайны пришли туда, где раньше требовался энергозатратный человеческий труд. Тем не менее, прозаик выбирает именно людей данной профессии для своей истории. Он пытается проанализировать всю сущность человеческой мечты. Куда она может привести и что может на неё повлиять. Он олицетворяет вину персонажем Ленни и сочувствие Джорджем. Рисует четкий портрет верной человеческой дружбы, несмотря на различные разногласия и кардинальные различия в восприятии мира. Ленни представляет собой некое могущество человечества, которое не в силах совладать с самим собой. От этого и неисправимые последствия, от которых оба героя не смогли сбежать в конце повести/спектакля.
Сама театральная постановка выполнена на высочайшем уровне. Хоть за два с половиной часа зрителя пригашают посетить только четыре локации (кусты у реки, спальня рабочих, сарай Горбуна и склад), каждая из них декорирована в мельчайших деталях. Очень понравился моделированный ручей на сцене. Что касается актерских партий, то здесь они отошли Джеймсу Франко (Джордж) и Крису О’Дауду (Ленни). Последний отлично справился с ролью отсталого богатыря, мы помним Криса по его недавней роли в «Голгофе». Франко в последнее время очень много в моей жизни, совсем недавно я посмотрел «Правдивую историю» и «Меня зовут Майкл» с ним (в обоих случаях он был неубедителен), и предстоит «Всё будет хорошо», где он делит экран с Рейчэл МакАдамс. Если из всего вышеперечисленного можно воссоздать образ Франко-киноактера, а из спектакля «О мышах и людях» вывести образ Франко — театрального актера, то дайте мне два последних, и спрячьте подальше его первое творческое воплощение. В спектакле он выдал просто выдающийся перфоманс. По накалу эмоций и красоте исполнения он превзошел самого себя на много лет вперед.
В итоге, я рад, что моим первым спектаклем такого типа стал именно «О мышах и людях». Это очень сильная театральная адаптация остро-социальной повести Джона Стейнбека с хорошими актерами, которая, несмотря на свой минимализм, никого не оставит равнодушным.
8 из 10
3 ноября 2015
Международный театральный проект TheatreHD дарит уникальную возможность увидеть на большом экране знаменитые постановки ведущих театров мира. Конечно, в формате телеспектакля присутствуют свои недостатки. Ничто не заменит атмосферы, царящей в зрительном зале, зашкаливающей энергетики, которая, порой, исходит от актеров, и живого звучания их голосов. Тем не менее, для большинства из нас это единственный шанс увидеть на сцене Джуда Лоу, Стивена Фрая или Бенедикта Камбербетча. Так что, спасибо за эту возможность!
Помимо прочего, западные театры зачастую делают постановки по довольно неожиданным произведениям. Например, по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях». Я очень люблю романы Стейнбека, первую его книгу я прочитала еще в школе, лет пятнадцать назад. В его произведениях нет ничего сверхъестественного, они повествуют о жизни простых американцев периода эпохи Великой депрессии. Обычные истории, незамысловатые, но почти всегда шокирующие и выбивающие из колеи. Мне всегда казалось, что поставить его на сцене очень сложно, тем не менее, это уже вторая постановка по Стейнбеку, которую мне удалось посмотреть.
«О мышах и людях» — трагическая, но в то же время невероятно трогательная история дружбы двух совершенно непохожих мужчин. Джордж — умный и осмотрительный, Ленни — по сути большой ребенок. В прямом смысле этого слова; его богатырская сила и полное отсутствие понимания последствий своих поступков не раз приводили к плачевным результатам. У них нет ни семьи, ни денег, нет никого, кроме друг друга. Ведь «человек сходит с ума, если у него нет никого. И даже не важно, кто рядом. Главное, что он с тобой». А еще у них есть мечта, которая помогает выбираться из самых темных закоулков жизни. Нужно верить в нее, верить непременно, пусть даже где-то глубоко тебя грызет червячок сомнения. Главные герои как мантру повторяют раз за разом историю о том, как купят участок земли, построят дом, будут выращивать овощи, разводить кроликов и снимать с молока густые сливки. И они дарят эту веру другим людям, таким же несчастным, как они сами: Огрызку, у которого убили любимую собаку, негру-горбуну, которого не пускают в барак, потому что он «черный». Все они верят в эту мечту и их существование становится чуть-чуть менее невыносимым. Но в то же время Стейнбек не дает нам погрязнуть в иллюзиях и в очередной раз напоминает, как жестока жизнь.
Что касается самого спектакля, то я поняла: все-таки бродвейские постановки очень отличаются от российских или европейских. И, если уж говорить совсем откровенно, большого сожаления о том, что я смотрю этот спектакль в зрительном зале кинотеатра «Аврора», а не в Longacre Theater, я не испытала. У американских актеров обычно мало театральной практики, и временами мне казалось, что парни просто читают текст. Это относилось даже к Джеймсу Франко, исполнителю роли Джорджа. И вплоть до финальной сцены я укреплялась в своем мнении относительно него. Однако, застывшие в глазах слезы и смесь горечи, бесконечной грусти и бессильной решимости на лице героя в финале полностью изменили мое мнение об актере.
Но вот кто действительно выложился на все сто, так это ирландский актер Крис О’Дауд. Помните, в начале нулевых шел британский ситком про компьютерщиков, IT Crowd? Был там один нелепый персонаж, IT-шник Рой. Это он, Крис О’ Дауд.
Играть таких героев, как Ленни, с одной стороны, наверное, проще. Хотя бы потому, что этот персонаж требует постоянного усилия, здесь уже нельзя «просто читать текст». Но, с другой стороны, важно не пересечь ту грань, которая отделяет естественность от гротеска. Как и Джеймс, в финальной сцене Крис был великолепен. Спасибо оператору за крупный план. Спасибо Крису за невинные, добрые голубые глаза, устремленные вдаль, к несуществующему ранчо, к мечте, которой не суждено сбыться.
9 из 10
1 февраля 2015
За три с половиной месяца Джеймс Франко и Крис О’Дауд 118-ть раз вышли на сцену, чтобы исполнить роли Джорджа Милтона и Ленни Смолла в возможно лучшей интерпретации известной истории Джона Стейнбека, в которой людей терзает не только бедность, но и отсутствие доброты и надежды, которые раздобыть куда как сложнее, чем несколько центов и кров над головой.
Став одним из общих мест популярной культуры, произведение «О мышах и людях» однако не является ни примитивным, ни популистским романом. Успех пришел к работе Джона Стейнбека из-за поднятых проблем социального неравенства и безысходности положения низших классов, а также декларации того, что гуманистические ценности зачастую забыты, вытеснены одиночеством индивида среди толпы. Являясь по форме мрачной драмой, «О мышах и людях» пусть и не утверждает незыблемость оптимистических постулатов, но обращается к читателю с предложением осмыслить такие аспекты собственного бытия как отношение к ближнему своему и потребность в ком-то, кто как добродушный Ленни готов отдать вам «весь своей кетчуп».
В книге, которая была прочитана таким известным современному зрителю персонажем как Бенджамин Лайнус, изображено все богатство обитателей калифорнийской фермы начала 20-го века, но так или иначе все сюжетные линии сходятся вокруг двух друзей Джорджа и Ленни. Бродвейская интерпретация Анны Д. Шапиро ни на йоту не отходит от исходного материала. Подробно останавливаясь на описании мечтаний главных героев, Джордж и Ленни снова и снова повторяют их как заклинания. Только лишь призрачная надежда позволяют им выживать в ситуации, когда хлеб можно добыть лишь тяжелой поденной работой, скитаясь от фермы к ферме.
Для самого Джона Стейнбека основным концептом новеллы является понимание человека человеком. Писатель абсолютно убежден в том, что необходимо слышать и слушать и именно из этого возникает то самое истинное человеческое отношение, характеризующееся добротой и сопереживанием. Джордж Милтон пусть не образован, но очень умен и с точки зрения практической полезности и реализации собственных возможностей, Милтону требуется как можно скорее избавиться от своего недееспособного компаньона Ленни Смолла. Но вместо этого Милтон как может заботится о друге, даже осознавая, что мечтам о хорошей жизни, которые он внушил Ленни, чтобы скрасить его безрадостное существование, никогда не сбыться.
Причем отношения Джорджа и Ленни, совершенно не идеализируются Стейнбеком, они не априорны. Чтобы стать таким прекрасным человеком Джорджу потребовалось пройти сложный путь от издевательств над Ленни, до осознания того, что увалень и недотепа это лучший из возможных людей, с кем ему когда-нибудь доведется встретиться. Именно эта эволюция делает Джорджа Милтона еще более возвышающимся над всеми прочими и вместе с тем, определяет трагический исход и тот контраст между гнетущей нищетой вокруг и метафизическим богатством, которое не поддается измерению.
Пьеса в высшей степени изящно касается такого сложного вопроса, как расизм. Подспудное раскрытие важных тем, путем их вплетения в основную повествовательную линию, является высшим мастерством, которого большинству драматургов не достичь никогда. Стейнбек же с легкостью вскрывает неприглядную, антигуманную сторону общества, что носит название расовая сегрегация. Десятилетия спустя после публикации «О мышах и людях» оказались в центре ряда скандалов из-за использования слова «n*gga», которое в некоторых новых изданиях подверглось цензуре. Хотя с точки зрения авторского стиля такая корректура представляется недопустимой, но с социокультурных позиций подобное является свидетельством того, что общество со времен этого великого писателя проделало сложный путь, ознаменованный значительными улучшениями в области равноправия и терпимости.
Став лауреатом премии Тони в 2008-м году как «Лучший режиссер» с пьесой «Август» (затем очень неаккуратно перенесенной в Голливуде на экран), Анна Д. Шапиро за «О мышах и людях» номинаций на главную театральную премию Нового Света не получила. Интервью Шапиро относительно пьесы Стейнбека демонстрируют, что некоторые ее интерпретации происходящего не совсем корректны и чрезмерно личностны, но ее постановка напрочь лишена так называемого собственного оригинального толкования, что так любят некоторые современные режиссеры, считая извращение слов автора шиком. Шапиро с ученическим старанием анализирует и излагает выбранный литературный материал, а учитывая, что новелла была адаптирована для сцены в 1937-м году самим Джоном Стейнбеком, большего от режиссера и не требуется.
Неодолимая жажда творчества Джеймса Франко находит свой выход в диапазоне от гей-порно до аудиокниг, и именно театральная сцена это то место, где желание Джеймса полностью отдаться публике и показать нечто аксиологически значимое, как нельзя лучше возможно актуализировать. Его Джордж это воплощение мужественности и мудрости, производной которой является доброта. У него нет никаких иллюзий на счет окружающего мира, полного жестокости и мерзости, но среди беспросветного мрака он находит свой свет, цель и смысл, который воплощается в наивном Ленни. По словам Франко для него «О мышах и людях» это в первую очередь «особенная история о любви». Именно так он ее играет, Джордж Милтон если не находится с Ленни в вербальном контакте, то постоянно прикован к нему взглядом. Конечно, это любовь не романтического толка, она глубже и больше. Крис О’Даун в свою очередь эту любовь принимает, его Ленни Смолл буквально не может помыслить свое существование без Джорджа, он центр его мироздания. Добрый и, казалось бы, неспособный на самостоятельные действия Ленни буквально приходит в истовую ярость, когда один из работников фермы решает поиронизировать и «предположить, что Джордж может не вернуться» и Ленни останется один. Критики и не смогли оценить по достоинству ни Криса О’Дауда, и он не стал лауреатом Тони, оставшись лишь номинантом. Все принимавшие участие в «О мышах и людях» без сомнения внесли свои имена в историю театральной культуры. Спустя десятилетия, когда публика найдет себе новых героев дня, свежие лица для глянцевых обложек. Все позабудут о экстравагантном парне Джеймсе Франко, который выкладывал в блоге фото своих интимно близких отношений с другом по имени Сэт и о скромном англичанине Крисе О’Дауде, что неподражаемо просил «выключить и включить снова», но их Джордж и Ленни останутся свидетельством того, что 16 апреля 2014-го года на Бродвее произошло настоящее чудо.
Трагедия масштаба немыслимого и невозможно случилась где-то в глуши Калифорнии. Джон Стейнбек не дает читателю и зрителю ложных надежд, с самой первой сцены неизбежность финальной драмы угадывается в каждом диалоге героев. Но, как говорил мсье Густав из «Гранд Отеля Будапешт»: «You see, there are still faint glimmers of civilization left in this barbaric slaughterhouse that was once known as humanity». Джордж и Ленни все же были счастливы, пусть и на один краткий миг, но он будет длиться вечно.
10 декабря 2014
Я без надежды убит, тоской навылет прострелен
Потому что я надеялся, а не был уверен
Dolphin
США, годы Великой Депрессии. Два друга Джордж и Ленни (Франко и О`Дауд) скитаются от ранчо к ранчо, пытаясь заработать на кусок хлеба и лелея мечту, что когда-нибудь они смогут купить маленький клочок земли и стать на нём полноправными хозяевами. Ситуация усугубляется тем, что силач Ленни — умственно отсталый человек и склонен постоянно влипать в неприятности.
Не перестаю восхищаться проектом «ThetreHD», в рамках которого десятки кинотеатров по всей стране проводят показы различных зарубежных спектаклей. В данном случае речь идёт о бродвейской постановке одноимённого классического романа американского писателя Джона Стейнбека. Впрочем, не буду делать вид, что я знаком с литературным оригиналом — наоборот, к моменту начала показа я знал о сюжете ровным счётом ничего, поэтому для меня всё было в новинку.
Спектакль «О мышах и людях» — сильная вещь! В тексте пьесы затрагивается много разных тем, но самая главная, на мой взгляд, это тема недостижимой мечты. Джордж и Ленни так грезили о своей ферме, о курицах и кроликах, что буквальным образом заражали своей мечтой всех вокруг, вдыхая в обречённых, одиноких людей нотку надежды, пусть пусть нереальной, пусть утопической — но такой сладкой. Ещё один важный момент в пьесе — это дружба между Джорджем и Ленни. В мире, где каждый сам за себя, подобные отношения — редкий алмаз в горах отработанной, пустой руды. Именно это отличает их от мышей — способность дружить и мечтать.
Крис О`Дауд — очень классно сыграл недоразвитого, большого и неуклюжего Ленни. На мой взгляд, он сдал свой сложный экзамен на актёрское мастерство — убедительно изобразил умственно отсталого, это дорогого стоит. Впрочем, в его таланте я уже давно не сомневаюсь. А вот Джеймса Франко я всегда воспринимал как, пусть и самоироничного, но довольно среднего актёра. Тут вроде бы тоже сначала он не показывал какой-то феерии, однако, в финале Франко доказал мне, что достоин своей популярности. А вот Лейтон Мистер, сыгравшая ещё одну ключевую роль, не понравилась.
В качестве заключения, в очередной раз настоятельно советую следить за афишей «TheatreHD» в вашем городе. Я ни минуты не пожалел о том, что благодаря этому проекту, попал на показ спектакля «О мышах и людях» — это очень сильное и трогательное зрелище с действительно классными актёрами в главных ролях.
9 из 10
10 декабря 2014