Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чудо-остров, или Полесские Робинзоны |
год: | 2014 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Сергей Сычев |
сценарий: | Янка Мавр |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 50 мин |
Ставить фильмы по классике — беспроигрышный вариант, тем более, если это фильмы с участием детей и для самого юного зрителя. Правда, здесь множество своих нюансов. Но, обо всём по порядку. «Беларусьфильм» как всегда остаётся верен своей традиции и продолжает уделять внимание детской аудитории, чего, к сожалению, катастрофически не хватает у стран наших соседей.
Школьники Илья, Мирон и его сестра Юля скучают в свои летние каникулы в Бобровке среди Полесских болот. Ни компьютеров, ни настоящих приключений, ни романтики. Чтобы хоть как-то разнообразить свой отдых, ребята отправляются на поиски острова, описанного Янкой Мавром в знаменитой повести «Полесские робинзоны», ведь настоящие события, оказывается, происходили где-то поблизости. Они ещё не знают, в какие приключения ввязываются, что ребятам придётся повторить события, уже в своём времени… и не только. Преодолев немало препятствий, юные искатели приключений попадают на удивительный Бобровый остров, где среди чарующей красоты природы скрываются совсем иные чары… Поиск сокровищ и литературных героев, магия и путешествие в иное измерение, три временных пространства — всё сплетается в этом фильме воедино.
Из минусов бросается в глаза несколько неестественная игра актёров как раз младшего поколения, особенно героев Янки Мавра. В этом случае положительно выделяется Анастасия Кравченя. Её экранная Юля была очень экспрессивной, что требовало от актрисы немалых усилий. Однако за игрой её героини наблюдаешь с большим интересом, есть у девочки своеобразная харизма и отличительный стиль. В её-то возрасте. Жаль, конечно, что пока у неё всего лишь одна роль в фильмографии, да и продолжит ли она играть в кино далее? Хотелось бы надеяться. Неплохо играет и актёр, сыгравший Мирона в современности — даже не столько в плане реплик, сколько поведения на экране. Из старшего поколения хотелось бы выделить роль дедушки Семёна Владленовича — ни разу не возникло ощущение фальши.
Анастасия Кравченя, без сомнения, стала украшением фильма. Интересно, что 9-летняя девочка из Гомеля (остальные юные актёры минчане) — лауреат премии зрительских симпатий конкурса «Я пою» 2011 года. У неё действительно неплохой голос, да и у её героини Юлии по сюжету также хорошие певческие задатки, только жаль, что Сергей Сычёв почему-то переозвучил её сцены с пением на совсем иной… взрослый голос. Разница, кстати, заметна сразу. У этой девочки непростая судьба. Она рано потеряла обоих родителей, воспитывается бабушкой и дядей. А уже после съёмок пережила аварию, в которой получила серьёзные травмы. Однако ничто это, кажется, не повлияло на весёлый и общительный прав Насти.
Присутствуют свои огрехи и в сюжетном плане. Во второй части очень много нравоучений и размышлений о жизни, которые молодому поколению покажутся ненужными и довольно скучными. Хоть и вложенные в уста мага-чародея, умудрённого своей 900-летней жизнью. Разговоры о победе коммунизма, светлом социализме скорее всего являются данью классике Янки Мавра и призваны как-то связать оба сюжета, однако молодому современному поколению они останутся непонятными и также лишними. Всё же с сюжетом «Полесских робинзонов» обошлись не слишком бережно, передав из него лишь основную суть, но не приятные особенности. Впрочем, умиление родной природой присутствует и здесь. Не совсем понятно и то, почему пленники магической части острова никак не могли выбраться из этого заколдованного королевства, если портал действует по расписанию? А мальчишки из повести Янки Мавра Мирон и Виктор не могли выйти из него целых 80 лет! Две сюжетные линии: классическая и современная, интенсивно развиваются всю первую часть киноленты, но никак не связаны между собой. Где-то даже непомерно растянуты, ибо все основные события можно было вложить в не более получаса. Если создатели хотели передать атмосферу повести Янки Мавра, то почему так небрежно отнеслись к её героям (контрабандисты в сюжете появляются лишь раз, а затем непонятно куда исчезают) и концовке? В любом случае любители классики будут заинтригованы, да и сюжет затягивает.
Всё же фильм оставляет после себя положительные впечатления. Ведь это своего рода новое прочтение классики. В кадрах очень много великолепных планов природы (она здесь — основное место действия) и животных. Жаль только, что они мимолётны и совсем не привязаны к сюжетной линии. Один лишь мишка-сторож врат, да в некотором смысле заяц. Остальные же — что белка, удивлённо выглядывающая из-за дерева, дятел, старательно долбящий кору дерева, олень, гуляющий туда-сюда между деревьев, филин, да несколько птиц, лениво летающих с ветки на ветку — имеют в фильме лишь эстетический смысл, хотя великолепно показывают красоту белорусской природы. Для создателей «Чудо-острова» это также была одна из важных задач. Положительно выделяется и работа композитора Владимира Кондрусевича. Саундтрек к фильму хорошо поддерживает эмоциональное напряжение и драматизм сюжета.
Интересно, что это уже третье обращение отечественной киностудии к классической и по-прежнему популярной повести Янки Мавра. Впервые к «Полесским робинзонам» обратились ещё в далёком 1934 году. Сценарий к фильму тогда писал сам классик. В отличие от двух предыдущих сюжет данной ленты решили осовременить, отчего герои разных поколений встречаются. Показательно, что каждая новая картина появляется спустя ровно 40 лет после предыдущей (в 1934, 1974 и 2014 году) — и это ещё одно какое-то чудо.
7 из 10
25 июня 2018
Ну хоть в соседней республике снимают ещё фильмы для детей с детьми же в главной роли.
Может не очень хорошо:
- игра детей примерно на уровне самодеятельности
- хотя возможно из-за сценарных реплик
- развитие сюжета и концовка как-то не гармонируют друг с другом
… но со своими положителными моментами:
— дети здесь с созидательными наклонностями (воспитательная роль)
— наглядная демонстрация между детьми и взрослыми в отношении к миру.
Да, конечно, положительные стороны выглядят как-то не убедительно. Просто что за фильм-то происходило? Ну, гуляли детки по острову, ну бродили взросыле рядом (у каждой из групп свои проблемы), но особых проблем ни у кого не возникало. Они там в основном разговаривают, да шутят.
На этом фоне выигрывает книжка Янка Мавра «Полесские робинзоны» по маршруту, которых и отправляется детвора, и которую постоянно цитируют видеовставками. Вот у них там проблемы и поворты достойные робинзонов, а современных всё идёт достаточно гладко.
В общем фильм можно разделить на три части:
- Подготовка (это когда они ещё на остров не отправились)
- Бродилка (уже на острове)
- Мистика (после определённых событий, которые будут раскрытием сюжета)
И динамика событий происходит только на их границах, а внутри всё идёт гладко по стандартным рельсам, что было бы не плохо, не будь так топорно игра детей (у взрослых всё получше, но тоже не идеально).
Вообще центральная часть и две сюжетные линии как-то провисают и нужны лишь для подвода к третьей с её мистическим наполнением. Вроде намекается, что как и герои книги, детишки будут бороться с бандитом, но в итоге эта линия оказывается совсем загубленной.
В третьей же части начинают сплошняком гнать философию, простую и в речах «злодея» какую-то недоделанную. Хотя разницу в том, что взросыле все такие материалисты, а дети меньше об этом задумываются всё-таки показали.
7 из 10
9 декабря 2017