Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вечный «Зеро» |
английское название: |
Eien no 0 |
год: | 2013 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «A grandfather I never knew, Kyozo Miyabe. An incredible pilot but... biggest damn coward in the whole Navy.» |
режиссер: | Такаси Ямадзаки |
сценаристы: | Тамио Хаяси, Наоки Хякута, Такаси Ямадзаки |
продюсеры: | Хитоси Эндо, Кэиитиро Мория, Таити Уэда, Сюдзи Абэ, Тикахиро Андо, Eishiyo Furuta, Томоаки Харада, Цуёси Хасэбэ, Ёсио Ириэ, Ютака Исикава, Такааки Кабуто, Масатоси Мурата, Toru Musashi, Сигэру Оцудзи, Oka, Masa Shimakura, Тацуо Симамура, Макото Такахаси, Genji Tosuka, Рюхэй Цуцуми, Хидэхару Ямасита, Акихиро Ямаути, Tetsuo Yokoyama, Haider Ali, Джули К. Фудзисима, Такааки Када, Takashi Kawai, Томоко Матида, Такэси Сато |
видеооператор: | Кодзо Сибадзаки |
композитор: | Наоки Сато |
художники: | Анри Дзёдзё, Синсукэ Кодзима, Тэцудзи Тацута |
монтаж: | Рюдзи Миядзима |
жанры: | боевик, мелодрама, драма, детектив, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $83 900 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 декабря 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 24 мин |
Не нарадуюсь на ярко прописанных и подобранных персонажей, на звучащую симфоническую музыку, на непрямолинейный сюжет, когда одна и та же история про камикадзе разрастается от одного предложения «он был трусом» до трудных и противоречивых его чувств, а, главное, поступка, которые трудно выразить словами.
Мне неизвестно насколько исторически достоверно режиссёр фильма передал события во время Второй Мировой войны и настоящие переживания камикадзе, но, безусловно, этот фильм является одной из попыток современного поколения Японии осмыслить свою историю, особенно в отношении такой неприятной страницы в ней, как отряды военных самоубийц. Поэтому история наблюдается не от имени самого лётчика Миябе Кюзо, а от его внука — молодого Кентаро, с которым зритель должен себя ассоциацировать. Все события Второй Мировой разворачиваются как бы в представлении этого молодого современного человека, из-за чего возможные небольшие художественные приукрашения в повествовании выглядят даже вполне допустимыми. Все слова, обращённые к Кентаро, относятся, безусловно, к зрителю.
И посыл слов к зрителю вроде бы прост: лётчики умирали на войне, чтобы после них оставалось жить последующее новое поколение и чтобы в послевоенной Японии жилось лучше. Иначе говоря, умирали ради жизни. И это есть главное противоречие в фильме, хотя вроде бы после смерти собственного «я» общая жизнь не заканчивается, но в то же время в каждом человеке остаётся здравый смысл инстинкта самосохранения.
После окончания истории о лётчике Миябе Кюзо Кентаро, конечно же, не уходит прежним. Гавайи, Сайпан, Окинава явно не могут выглядеть для него просто как места легкомысленного курорта, но и как места страшных сражений для японцев. После истории о собственном дедушке теперь на нём лежит груз ответственности, который передали ему его предки: какой должна стать Япония? Должны ли повторяться камикадзе? Чем ему заниматься в жизни? И призраки прошлого никуда не ушли и до сих пор летают среди современных небоскребов.
При этом взгляды изменившегося после истории Кентаро, видимо, являются не очень популярными у него на родине, так как в ресторан на встречу с друзьями он приходит совершенно по-другому одетый. И говорит он важные для понимания сути фильма в ресторане слова словно невпопад, несвоевременно и неудобно. В то же время создатели фильма дают высказаться всем сторонам. Это важно, что это сняли сами японцы, не дав однозначной оценке никакой из сторон.
В целом, после просмотра я убедился, что японцы — большие мастера сентиментального кино. Весь фильм пронизан очень красиво закрученными сюжетными линиями. Такую же сентиментальность я ощущал и при прочтении мемуаров японского аса Второй Мировой Сабуро Сакаи.
9 из 10
26 августа 2019
Молодые люди, брат и сестра, заинтересовались прошлым своей семьи и в частности судьбой дедушки, который был летчиком-асом и погиб во второй мировой войне. Они начинают обходить еще живых сослуживцев дедушки с просьбой рассказать о нем. И везде встречают одинаковый ответ: мол, дедушка был трусом и чуть ли не предателем, всегда выходил из воздушных битв без единой царапины и, стало быть, даже толком не сражался с врагом. Так продолжалось довольно долго, пока они не встретили противоположное мнение. Оказалось, что в действительности дедушка был героем, встретившим смерть как камикадзе, хотя его подлинной целью было сохранить жизнь себе и своим подчиненным, чтобы вернуться домой невредимым и приступить к строительству новой Японии.
В фильме затрагивается не самая ортодоксальная тема для истории Японии. Официальная точка зрения, царившая в годы войны, состояла в том, что каждый должен быть счастлив отдать жизнь за страну и императора. Дедушка молодых героев фильма, Миябэ Кюзо, становится на другую точку зрения. Он не намерен жертвовать ни своей жизнью, ни жизнью зависящих от него воспитанников летного училища, которых он отказывается отдать в спецотряд, откуда дороги назад в общем-то нет. Он считает, что однажды наступит мирное время, и тогда его спасенная жизнь с большей пользой сможет послужить отечеству. Впрочем, Миябэ хочет выжить не только для своей страны, но и для своей семьи — дома его дожидаются жена и маленькая дочь. Это придает «Вечному нолю» некоторую стереотипную сентиментальность, часто встречающуюся в фильмах о войне.
Эта стереотипность, по-видимому, была необходима для того, чтобы фильм увидел массовый зритель. Ведь бюджет у него, судя по всему, был немалый. Яркие съемки воздушных битв, реконструкция налетов на авианосцы, крушения горящих самолетов — все это показано на современном техническом уровне и работает на зрелищность. Можно предположить, что фильм адресован молодому поколению японцев. На эту мысль наводит некоторая дидактичность в развитии сюжета. «Вечный ноль» напоминает классический рассказ ветерана войны своим внукам, высшее назначение которого состоит в том, чтобы внуки на его примере поняли, что их мелкие жизненные проблемы — полное ничто в сравнении с тем, что пришлось пережить дедам. Впрочем, неизбежные в таких рассказах фантастические натяжки не должны умалять подвига многочисленных камикадзе, как бы двусмысленно это и ни звучало. Ведь убивали они врагов, за которыми скрывались такие же, как и они, живые люди, желающие мирной жизни.
«Вечный ноль» — очередной фильм, не позволяющий забыть события второй мировой войны. В нем заложен смысл, созвучный стремлениям группы интеллектуалов «Статья 9», выступающих против реформирования мирной послевоенной конституции Японии. В фильме на передний план ставится жизнь человека и только потом государство. Впрочем, и сегодня в Японии многие осудят эту точку зрения.
7 из 10
11 февраля 2015
Для нашего времени понятие камикадзе синонимично понятию «смертник»… хотя посмотрев «Вечный Ноль» возникает вопрос а что есть «смертник» в понимание японца?!
На самом деле фильм довольно чётко показывает, что нынешнее поколение японской молодёжи разделяет данное понятие с молодыми людьми любой другой нации. И это верно, другое время диктует другие понятия. Вот, и молодой Кентаро, услышав, что его дед был трусом и камикадзе, впадает в довольно объяснимую меланхолию. И все бы, наверное, и закончилось, если бы один из сослуживцев деда (уж очень похожий на главаря клана Якудзы) не оскорбился бы, едким упрёком молодого паренька, о том, что его дед был трусом. «Разве трус стал бы камикадзе?!»-риторический вопрос для не знающих истины. А истина где-то в воздухе, она рядом, в устах тех, кто прошёл долгий путь прожжённый огнём и пробитый очередью автоматов, в портянках и шинели. И именно они ведут свой рассказ, который переплетается в разных устах все новыми и новыми деталями, открывающими совершенно новый образ человека пожертвовавшего самым главным что у него было-жизнью!
Довольно парадоксальная история о парне который хотел жить. Жить — как много в это слово можно уместить! Хотя создаётся такое ощущение, что для японца в военное время желание жить равносильно табу. Его на каждом углу обвиняют в том, что он не желает умереть за свою Родину. Прям так и хочется им всем дать пинка по ходу фильма, и сказать, что, Родина-это ВЫ. Собственно говоря Миябе (дедушка главного героя) это до них и пытается донести… что без них, тех молодых пацанов, которые рвутся в специальные отряды в один конец, как такового будущего у Японии нет. Что уж греха таить так оно и было, в после военное время, такая консервативная и закрытая страна как Япония много по смешивала крови с другими нациями, чтобы восстановить популяцию населения.
Пожалуй если сказать коротко о фильме — это история о том, как простой талантливый солдат, желавший больше всего на свете вернуться к молодой жене и годовалой дочери, прошёл жестокий путь до офицера, готовящего молодых, не опытных, столь похожих на него самого ребят, в отряды смертников. И как его жизнь угасала со смертью каждого из этих ребят. Но, ведь история берет своё начало в будущем, где внук нашего героя встречает ветеранов прошедших долгий путь и обретающих своё упокоение в словах адресованных потомку того кто спас их жизни. Они выжили благодаря ему, и они хотели умереть за него. Он прям заражает их этими желаниями. Это настолько трагично и героично, что в какой то момент понимаешь, что Миябе ведь сдержал не только обещание данное жене, но и обещание данное себе. Он смог спасти этих ребят, смог построить с помощью них будущие Японии. Он тот ГЕРОЙ который стал «богом ветра» который вложив в свой последний полет все мужество которое в нем было спас молодых пацанов от гибели.
Говоря о эмоциях от просмотра этого фильма могу сказать одно я порой не дышала. И когда его сослуживиц лежавший на больничной койке кричал «ЖИВИ ради своей семьи и будущего своей страны», и когда «Якудза» обнял его как-будто перед ним был не внук его боевого товарища а сам товарищ, и ещё много, много раз у меня замирало дыхание. Умеют Японцы вносить печаль в фильмы. Настоящую, жизненную ПЕЧАЛЬ. Которую нужно видеть и знать.
Мой вердикт: к просмотру обязателен, если жанр вам не нравится, то посмотрите хотя бы из желания узнать как устроен внутренний мир наших соседей Японцев, ведь мы не такие и разные, такие близкие и таких далёкие!
- Он погиб в 26 лет.
- В 26 лет?
- Ему было столько же, сколько и тебе сейчас!
22 января 2015
Подавленный неудачей молодой человек был безутешен, но его остановил упрёк сестры, сказавшей, что их дед, погибший в 1945, выполняя мисию Камикадзе, ушел из жизни в двадцать шесть лет — сколько было этому юноше сейчас, когда рухнули его планы на успешную карьеру, и, показалось, что и жизнь ему уже не нужна.
К жизни парня вернул готовый отдать концы старичок, порассказавший о боевых друзьях — товарищах, о морских и воздушных сражениях, о дальних походах и безжалостных нападениях, потерях и поражениях, о людях и их назначении, когда скажут, — пойти умирать, заметив, что его дед не спешил распрощаться с живыми, став асом из асов, чтобы смерть за ним не успела.
Наставляя новичков, он заставлял их держаться за жизнь, да и сам помогал лучшим избежать приказного самопожертвования, требуя от них терпения и воли, предостерегая от прыжка в пустоту, по-своему определяя свой долг и верность слову, даному стране и оставшейся дома жене с ребёнком, которых он побещал не бросать, о чем юный следопыт узнал уже от других дядей, к которым его привёл след предка, ведь имя покойного открывало перед юношей двери кабинетов важных персон, преуспевающих в светлом и темном мире, одинаково восхищённых упорством пилота, старавшегося дотянуть до конца той ужасной войны, которая в батальных иллюстрациях воспоминаний героев былых времён сшита из ярости огня и стали, скреплённых заклёпками зенитных выстрелов и стежками пулемётных очередей, со своей, японской виртуальной версией налёта на Пёрл-Харбор, сражения за Мидуэй и взятия Окинавы, представленных, по большей части, машинным лязгом, а не кровавой мешаниной растерзанных снарядом тел.
Ещё живые, люди испытывают несовместимость одновременно принадлежать Родине и семье, когда одно прямо исключает другое, открывая путь этическим исследованиям режиссёра препарирующего моральный кодекс Камикадзе, размешивая родовую мораль в нравственных истоках гуманизма, отнесенного им к естественно — природным свойствам воспроизводства жизни, которого должен придерживаться продолжатель рода, ради сохранения своих потомков.
Ямадзаки, не смущаясь, вспарывает покрытую для японца налётом сакральности тему служения и преданности, противопоставляя идеократическим принципам материализм конкретики семейных отношений, привлекая в качестве аргумента восхищение одинаково успешных в настоящей жизни учеников погибшего лётчика, оценивших смелость его решения с высоты своего корпоративного и кланового устройства, уравняв почтительность бизнесмена и трогательные объятия, в которые заключил обалдевшего паренька важный человек из Якудзы, стерев возникшую перед свидетелем неловкость бормотанием про слабость к симпатичным парням.
Кино же указует на силу индивидуальности, создающей опасный прецедент выпадающего звена, что одинаково болезненно для любого вида группового сознания, отчего у фильма понабралось множество критиков с самых разных сторон, недовольных приземлённостью возвышенного, также как и способа соединить несоединимое — исполнить воинский долг и выполнить даное жене обещание, подводя итог уловкой, принуждающей принять его волю в оплату за жизнь, дарованную взамен на свою, обостряя этическое несовершенство аргументов этой необыкновенно сентиментальной истории, где правота героя соединяет в себе обман и справедливость, которая, пожалуй, стоит того.
19 сентября 2014