Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна казацкого храма |
год: | 2013 |
страна: |
Украина
|
слоган: | «Мистический случай привёл к сенсационному открытию...» |
режиссер: | Андрей Киор |
сценаристы: | Диана Веллс, Илья Жило |
продюсер: | Андрей Киор |
видеооператор: | Владимир Марейчев |
композитор: | Дмитрий Гнедышев |
художник: | Игорь Жигулин |
монтаж: | Ростислав Романов, Александр Шишман |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 5 мин |
«Я — церковь без крестов,
Стекаю вечно в землю,
Словам ушедшим внемлю
Да пению ветров»
Ю. Шевчук, «Церковь»
«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Марк Туллий Цицерон
«Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам», — сказал великий Пушкин. Следуя логике сказанного, можно с большей или меньшей степенью уверенности утверждать, что сердца многих наших современников голодны как минимум наполовину (как минимум потому, что под «отеческими гробами» следует понимать не столько прямых биологических предков, сколько все сменившиеся поколения тех, с кем мы связаны этнически и культурно, а потому находимся в тесной взаимосвязи).
Именно такая пища была предложена мариупольскому зрителю в ходе премьерных показов фильма «Тайна казацкого храма», состоявшихся в начале года в кинотеатре «Лукоморье» и ДК Металлургов. Это киноисследование — результат кропотливого труда, длившегося не один год, труда немалого количества людей: помимо авторов фильма — Андрея Киора, Ильи Жило и Дианы Веллс — это ещё и работа всей творческой группы, учёных (историков, археологов, краеведов, химиков и физиков), фольклорных коллективов и многих других. Словом, казацкий храм мобилизовал научные круги, творческие силы, лучшие чувства и душевные порывы всех, соприкоснувшихся с его тайной, с его ненавязчивым и как бы параллельным бытием, незримо пронизывающим историю и предысторию родного города, направил их усилия на то, чтобы приподнять завесу времени, оторвать от неё «верхний пласт».
Встречена эта киноработа была неоднозначно (что, в общем-то, естественно) — от восторженных отзывов до резкой, порой уничтожающей критики в интернет-обсуждениях и прессе. Но сейчас не хотелось бы останавливаться ни на мнениях одних, ни других. Мне, например, кажутся достаточно убедительными приведённые в фильме факты не только в пользу возраста казацкого храма, но и того, что обнаруженные руины — «те самые». Хотелось бы поговорить о другом. Сам фильм, на мой взгляд, является своеобразным тестом для всех нас на бережное отношение к исторической памяти. История — это сакральное пространство, которое требует к себе трепетного отношения, не терпящее никакой пристрастности и предвзятости. Это — источник, из которого нужно черпать его живую воду, опустившись на колени и подставив сложенные ладони так, чтобы не пролить ни капли. Её «территорию» можно уподобить Зоне, описанной братьями Стругацкими в романе «Пикник на обочине», где особенно проявляется человек в своём отношении к жизни, к окружающим его людям, в готовности вынести для себя оттуда что-либо. А ремесло «сталкера» во многом подобно и профессии следователя, и работе учёного-филолога, изучающего этимологию слов, происхождение различных топонимов, и занятию следопыта, поскольку объединяет их всех одно общее свойство — замечать то, мимо чего другой человек пройдёт, не заметив. И даже несущественные на первый взгляд детали могут многое рассказать и раскрыть не одну тайну.
Как раз с таким настроем входят создатели фильма в это пространство и приглашают нас туда. Даже для сомневающихся в аутентичности развалин, но испытывающих «голод сердечный», о котором говорил великий поэт, не желающих сидеть на голодном или полуголодном «пайке», здесь найдётся пища, способная этот голод утолить. И в этом смысле сомнительность или истинность находки является вторичной, поскольку тема, затронутая в картине, побуждает к мысли, к обсуждению, к действию и, в конечном итоге, позволяет окунуться в удивительный и всё ещё полный загадок мир истории. А потому, независимо от окончательных выводов какой-нибудь специально созданной по этому вопросу комиссии, стоит не раз с благодарностью вспомнить о тех, кто впервые эту тему — загадку первой в Мариуполе церкви — затронул так глубоко, обратив наш взор к истории родного края, заставив вслушиваться в дыхание столетий — создателях фильма «Тайна казацкого храма».
Поскольку, как у авторов фильма, так и у мариупольских музейных работников, просматривается единодушное мнение о том, что казацкая крепость с храмом располагалась именно за зданием энергонадзора (споры, как видно из прессы, вызывает лишь точное место расположения храма на территории крепости и его возраст), есть предложение воссоздать в Мариуполе небольшой исторический уголок наподобие комплекса «Запорожская сечь» на острове Хортица или «Мамаевой слободы» в Киеве.
Наверняка эту идею поддержат очень многие мариупольцы, ведь у нас в городе, к сожалению, не сохранилось ни одного настоящего уголка старины (не говоря уж о легендарных, разрушенных в 30-е годы храмах), который хотелось бы посетить с детьми или с гостями из других городов… Здесь же, в начале улицы Кузнечной, можно без существенных финансовых затрат (усилиями волонтёров и городских предприятий) восстановить стену Кальмиусской крепости, реконструировать сторожевую башню, устроить смотровую площадку, воссоздать из руин здание, которое вполне могло быть первым казацким храмом. Очень быстро это живописное место с видом на устье Кальмиуса может стать историческим центром одного из самых популярных прогулочных маршрутов и туристической достопримечательностью, органично соединяющей в себе историческое и духовное наследие нашей земли.
14 декабря 2013