Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Незнакомец у озера |
английское название: |
L'inconnu du lac |
год: | 2013 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Best Director, Un Certain Regard at Cannes» |
режиссер: | Ален Гироди |
сценарий: | Ален Гироди |
продюсеры: | Оливье Пер, Жиль Ситбон, Сильви Дантон, Бенуа Кенон, Алехандро Аренас |
видеооператор: | Клер Матон |
художники: | Рой Женти, Франсуа-Рено Лабарт, Лорен Лунетта |
монтаж: | Жан-Кристоф Хим |
жанры: | триллер, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $325 196 |
Мировые сборы: | $1 131 241 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Фильм не скажу, что выдающийся, но мастерский, в его мягкой размеренности прослеживается четкий подчерк художника, который словно хороший учитель сложное объясняет на простом. «Незнакомец...» удостоен Пальмовой ветви за режиссуру и совершенно заслужено, на меня всегда нагоняли тоску фильмы, где отсутствие сюжетно-образной концепции маскируется красивой природой, но в этом фильме чудное озеро словно еще одна из трех декораций на театральных подмостках. Остальные две — это «чумазый» лесок и «парковка» рядом с ним и больше ничего, только актеры и диалоги.
Теория «стакана воды», которая нарочито выпирает на начальных этапах повествования, всего лишь ширма, где за идеей, что заняться сексом, все равно что выпить стакан воды, сиротливо ютится желание любви. Более ранним вариантом теории «стакана воды», было высказывание Жорж Санд: «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит». Здесь слово любовь, естественно употреблено с точки зрения плотской 'любви', с чем герои фильма «Незнакомец…» справляются на ура. Но можно ли получить любовь, если попросишь? Конечно вопрос так сказать риторический, но Ален Гироди искусно делает акцент на исчезающем силуэте в темноте леса героя Деладоншама, когда свет постепенно забирает ночь, а на экране только и остаются «птички» ключиц. Вот он основной инстинкт человека – желание любить и быть любимым, а не «воду» распивать направо и налево. Но на что ты готов пойти ради даже призрачной иллюзии любви? Вспоминается фраза из еще одного французского фильма: «кто же из нас чудовище, я приказавший снять штаны, или вы готовый оголить зад». Кто же большее чудовище, человек совершающий преступление, или тот, кто закрывает на него глаза. На что вы пойдете ради красивых глаз, или если выражаться ближе к контексту фильма, ради пары яиц на стройных ножках?
Для не особо сообразительного зрителя, Гироди вплетает в повествование полицейского, который ровным, спокойным голосом задает вполне себе простые вопросы, которые поднимают наиважнейшие морально-этические моменты. Вообще особый шарм фильму придают именно вот эти неспешные, подчеркнуто вежливые диалоги между обитателями этого «приозерного микромира», так что смотреть лучше в оригинале.
Фильм наполнен юмором отдаленно по своему звучанию напоминающим «Залечь на дно в Брюгге», чего только стоят диалоги о сомах, или грустный любитель «Дуньки Кулаковой». Прослеживаются и обертоны «Стыда» Маккуина, в том контексте, что за членом мысль не углядишь, однако Гироди и здесь в своей простой и естественной манере, легко подтверждает «теорию лошадиного зада», когда на протяжении всего повествования то и дело мелькает чей-то член или задница, перестаешь обращать на это внимание. Тема резинового изделия № 2 также весьма филигранно и метафорически вплетена в сюжет, для кого-то «нет резинки, нет и вечеринки», а у кого-то: «а ничего, что у меня нет презерватива…- а ничего! Что такое физическая «чистота», а что такое нравственная?
Герои фильма то и дело вещают о том, что у них есть жизнь за пределами этого пляжа, но по факту вся их жизнь, это и есть эти встречи на берегу живописного, можно сказать картинного озера, где словно на контрасте, невидимая голодная пасть одиночества давно оскалила клыки и впивается в своих жертв. Озеро одиночества, которое точно не наполнишь стаканом воды!
20 октября 2021
Фильм Алена Гироди «Незнакомец у озера» может вызвать самые противоречивые чувства и мысли. Гомофобы, вряд ли, смогут досмотреть эту историю до конца, потому что на экране будут только мужчины. Мужчины нагие, озабоченные сексуальными желаниями и стремящиеся удовлетворить их при первой возможности. Режиссер откровенно показывает то, что есть в во всех уголках мира, это место для встреч, где гомосексуалисты могут свободно знакомиться и без каких-либо обязательств приносить друг другу кратковременную радость. В фильме — это прекрасный пляж у озера в лесу, на который съезжаются местные геи. Как правило, партнеры вступают в интимные отношения всего лишь раз, не задавая ненужных вопросов и не спрашивая имен. А на завтра все повторяется, только с другими мужчинами… И так все лето…
На лоне прекрасной природы Гироди развивает интригующее действие, неспешное и плавное, как гладь озера, которое постоянно будет присутствовать в кадре. Появление Франка (Пьер Деладоншам) изменит ход событий. Этот молодой человек приехал к озеру, как и все остальные, для того, чтобы заняться сексом. Он знакомится со странным обрюзгшим мужчиной, который явно не привлекает его в интимном плане. А вот красавец Мишель (Кристоф Пау) сразу же понравился Франку. Так бывает, влюбляешься с первого взгляда. Незнакомцы интересны тем, что они не знакомы. Желания Франка исполнятся: таинственный Мишель станет его любовником. Между мужчинами будут только интимные отношения.
Если говорить о сюжете, он действительно интересный. Все очень просто: Франк очаровывается Мишелем и случайно становится свидетелем преступления, в котором герой Пау убивает своего любовника. А на следующий день как будто ничего не происходит: спокойный убийца ищет нового партнера для секса. Путь свободен — Франк наготове. Именно в этот момент возникает один из главных вопросов: насколько нужно быть одержимым желанием, чтобы вступать в отношения с убийцей. Куда подевалась душа этого человека? Он не думает, им управляет тупая страсть. Или Франку нравится играть с огнем? Пожалуй, и то и другое.
Гироди показывает контрастные отношения между Франком и Мишелем, между Франком и его пляжным приятелем. В первом случае, существует только интимная связь, мужчины не знают ничего друг о друге. Во втором — Франк находит в непривлекательном внешне собеседнике интересную личность, с которым можно просто поговорить или молча смотреть на озеро. Почему сексуальной и душевной близости нет с одним человеком? Гироди показывает маленький гомосексуальный мирок, в котором есть дело только для плотских наслаждений. Встречающиеся люди совсем не интересуются друг другом, им гораздо важнее заняться сексом. Слова инспектора, который расследует смерть любовника Мишеля, трогают за живое и приводят в ужас. Именно он обличает бездуховность подобных отношений, нисколько не осуждая гомосексуализм сам по себе. Полицейский удивлен безучастием окружающих, которые, наверняка, заметили исчезновение жертвы, но даже не побеспокоились об этом. Незнание имен друг друга, равнодушие к личности, единственный интерес к тому, что в штанах у партнера, вызывает возмущение и непонимание. Куда катится мир? Быть в объятиях друг друга, но при этом чувствовать себя ненужными и одинокими, вот это действительно страшно. Гироди мог показать другое место, другие обстоятельства, но получилось так, как получилось. Сильный фильм о том, что существует в мире, и молчать об этом было бы глупо.
27 ноября 2016
«Незнакомец у озера» — необычный, французский, драматический триллер 2013 года режиссера и сценариста Алена Гироди. Фильм мне хорошо запомнился, ведь он действительно интересный и необычный. Я даже не могу ни с чем его сравнить. Режиссер снял нечто новое и для многих запретное. Данная картина не для большой аудитории зрителей, она для тех, кто любит «другое кино». Фильм имеет свою ценность, и свой зритель на него найдется.
В этой истории мы видим одно тихое место на берегу живописного озера. Это место для избранных. Сюда приходят мужчины, чтобы найти себе партнеров, заняться сексом. Герой этой истории почти все лето проводит на этом озере. Он знакомится с одним полным мужчиной и заводит с ним дружбы, но помимо этого он влюбляется в одного загадочного, взрослого мужчину. Герой становится свидетелем убийства, но никому не в силах об этом рассказать, ведь убийца этот тот, в кого он влюбился…
Ален Гироди своим откровенным и неожиданным фильмом раскрывает тревожную и напряженную историю. Данный туманный и нескромный фильм получился драматической, откровенной историей для взрослых. Кино снято реалистично с сценами сексуального характера и постоянной мужской наготой. В картине присутствуют не просто прилизанные, эротические сцены, а сцены порнографии. Этот аспект не опошляет фильм, а делает его еще более пикантным, изощренным и компрометирующим зрителя. Главную роль в картине сыграл Пьер Деладоншам. Он молодой, французский актер, и после этого фильма мне хорошо запомнился. Играл он чисто и воодушевленно. Именно с его героем зритель идет по этой туманной и загадочной истории. Кристоф Пау сыграл таинственного убийцу, в которого был влюблен главный герой и молчал о том, что знает. Этот актер прямо наводил напряжение и некий страх на зрителя. Режиссер хорошо подобрал актеров, поставил необычную атмосферу и напряженность в фильме. «Незнакомец у озера» — кино неординарное и «другое»: французское «другое» кино.
Tomber en amour avec le meurtrier…
9 из 10
14 декабря 2014
Любопытно знать, что именно этот фильм по версиям многих престижных изданий назван одним из лучших прошедшего года. Получил он и приз «Особый взгляд» в Каннах… Просмотрев фильм, ожидая от него «эдакое», остаешься в некотором замешательстве… Все действие ограничено пляжем и лесочком вокруг укромного озера. Именно здесь собираются гомосексуалы в поиске случайных партнеров. Они купаются, загорают, знакомятся друг с другом и тут же по быстрому совокупляются.
Не могу не отметить реалистичность происходящего: снято очень естественно и даже, если не сказать, документально. Ходит сюда и простой парень Франк. В конце концов Франк западает на Мишеля, такого типичного усатого мачо…
Фильм вообще нетороплив, красив, полон обнаженных парней (еще раз подчеркну: все очень натурально и реалистично, поэтому накаченных белозубых красавцев вы не увидите) и даже когда в озере всплывает труп, к появлению которого предположительно причастен Мишель, это не особо нарушает безмятежность маленького мирка.
«Незнакомец у озера» — вообще качественный представитель жанра «Кино не для всех», однозначно рекомендованный к просмотру любым завзятым киноманом, но никак не рядовому зрителю.
12 апреля 2014
Ален Гироди один из ведущих режиссеров французского авторского кино. В своих ранних работах («Cтарая летящая греза», «Король побега») он ломает стереотипы восприятия гомосексуализма. «Для меня снять фильм всегда значит найти равновесие между личной вовлеченностью и персонажами» — говорит Гироди. В этом фильме режиссер исполнил эпизодическую роль нудиста, с реплики которого и начинается действие картины.
«Незнакомец у озера» — гей-драма о страсти, любви, тайне желания и об одиночестве. Одиночестве, которое ведет героев ленты к озеру, где разворачиваются основные события. Но озеро у автора не только место встреч, оно выражает таинственность и загадочность, являясь тихим омутом желания. А детективная завязка, возникающая в середине фильма, раскрывает человеческую близость, помогает понять природу этого влечения.
Типажи геев в фильме столь различны, как и марки автомашин, на которых они каждое утро приезжают к озеру. Раблезианство, характерное для всех фильмов Гироди, мы видим и здесь. Так, его герои в «Незнакомце…» — полные, худые, лысые, усатые…, но все они — голые и одинокие, как правило, удовлетворяющиеся мимолетным сексом с незнакомцами, которых не знают даже как зовут.
11 марта 2014
Представленный в рамках конкурсной программы Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», провокационный лишь по причине нескольких откровенных сцен, фильм нынешнего лауреата ежегодной премии «Queer Palm» — искусство сугубо элитарное, по преимуществу ориентировано на эстетическое самоутверждение узкого круга лиц, потому априори противоречиво и принципиально недоступно для иной категории публики. Воплощение сексуальных грёз мужчин, половые предпочтения коих относительно нетрадиционны, приобретает очертания своеобразной утопии, идеалистической красоты мира, где под сенью деревьев небольшого пляжа люди ищут лишь мимолётную близость, не обременены правилами и условностями первого знакомства, как и обязывает авторское видение современных нравов, прибывают в извечном поиске подходящего партнёра.
Живописный уголок человеческой свободы позволяет немногим своим паломникам наслаждаться зыбким счастьем случайных встреч, одним — обрести чувство собственной значимости, другим же — насладиться привилегиями молодости, однако же именно столь привлекательная модель непринуждённых отношений существенно выявляет одиночество героев фильма, их тщетные попытки избежать разочарования действительностью. Погружённые в омут желаний мужчины предаются обманчивым иллюзиям совершенной удовлетворённости, между тем как всё более явной становится и стена их отчуждённости, невообразимое препятствие, однажды особенно остро осязаемое влюблённым парнем, озвученное его же любовником, страстный роман с коим оказывается недостаточно веским поводом даже для совместного ужина, тем более чего-то претенциозного.
Согласно традициям европейского романтизма герой истории пребывает в исключительных обстоятельствах, уподоблен жертве пагубного влечения, ибо попытки обрести искомый идеал оказываются несопоставимы с порывами окружающего общества, ведомый внутренними противоречиями определяет интригу фильма, которая, как правило, не позволяет его сюжетной канве ограничиться лишь сценами несимулированных половых сношений, иллюстрацией обречённой мужской дружбы. Как контраст плотской стороне любви, непреднамеренное знакомство Франка и созерцающего гладь лесного озера дровосека оборачивается обоюдной приязнью, указывает на возможность иной связи, где вожделение и страсть вовсе не важны, а значит имеет куда больше шансов найти своё продолжение уже вне поэтичной, обманчивой реальности пляжа.
Замкнутое окрестностями лесного массива действие фильма не позволяет зрителю узнать соискателей физиологических утех ближе, нежели то могут предложить они сами, сосредоточив внимание главным образом на предмете их интереса, намеренно оставляет недосказанной ту часть жизни, от которой мужчины удачно спасаются в шелесте листвы и тени кустарников. Отсутствие музыкального сопровождения, естественные звуки природы и подлинные её пейзажи помогают окунуться в неповторимую атмосферу летней неги и беззаботности, заставляют поверить в непременно счастливый исход истории, которая внезапно обернётся тяжёлой моральной дилеммой, невольным выбором между объятиями новообретённого любовника и страхом одиночества, как результат, окутавшими тайну озера немым свидетельством её очевидца.
14 февраля 2014
Не стал бы проводить сравнения одного фильма с другим, но тут, вопреки моей воле, сравнение навязывает каннская история прошедших параллельно «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша и «Незнакомца у озера» Алена Гироди, причём полученный последним приз в разделе «Особый взгляд», действительно отражает его альтернативность главному призу, который отхватил себе первый.
Тут ни минуты не приходится сомневаться в том, почему эти ленты оказались одна напротив другой, потому что мгновенно ощущаешь контраст цветности и карамельных интонационных тонов женской истории с тревожащим напряжением мужского союза, отвергающим эстетизацию процесса, которой всецело была подчинена «Жизнь Адель», посвящённая отношениям женской пары, тогда как у озера мы встречаем куда больше людей, связанных отношениями той же природы, но разного типа, отмечая широту интереса в гендерно однородном сообществе завсегдатаев приозерного пляжа, ставшего прибежищем для всевозможных мужских натур.
Предолевая короткое расстояние, по одному, или парами, мужчины собираются в своём кругу, проводя вместе время, либо ища партнёрства, на время или раз, как придётся, уединяясь в кустах с вожделением и удовлетвореными возвращаясь обратно. Привыкшие друг к другу, знакомые и не очень, сблизившиеся коротко, либо обречённые стоять в стороне.
Временами, режиссёр и нас, зрителей ставит в неловкое положение третьего — лишнего, делая невольными соглядатаями подробностей интимной близости мужских пар, где занятым парам мешает крадущийся дрочила, вынужденный развлекаться с самим собой, обращая деэстетизацию полового акта в радикальное отличие брутальной стилистики Гироди от феминной театральности постельных сцен заигравшихся женщин Кешиша.
Режиссёр, так посмотреть, здесь даже не пытается воспевать процесс, обращая все свои силы к поискам смысла, к определению цели, ради которой сходятся и расходятся его мужчины, подбираясь к сущности отношений, не менее жарких, чем скрепляющий их яростный секс.
Именно откровенность секса может стать камнем преткновения при просмотре этого кино. Особенно для тех, кому чужды арт-хаусные изыски с пенисом во весь широкий экран. В этом порог, но, переступив его, любой сможет оценить куда более совершенную, чем у Кешиша, драматургию интересов и желаний, связывающих нескольких мужчин трагическим сюжетом психологического триллера, в который выливается поначалу неторопливо текущее действие, открывающее грани той общности, что называют любовь.
Потому у Гироди наличие третьего призвано проявить особую сторону близости, которая не требует соприкосновения тел, делая неважным фигуру, обнажая вместо неё характер открывающегося в диалогах нескладного Анри, делая его в глазах маскулинного Мишеля соперником в борьбе за полное и безраздельное владение покорённым им романтичным Франком, оказавшимся свидетелем того, как далеко это сражение может зайти.
Свинцовые воды, сжирающие блеск солнечных лучей, прямые вопросы и уклончивые ответы, откровения и обман, смертельная опасность и безрассудное желание, родство душ и непреодолимое влечение ведут поражённого Франка к выбору между страхом смерти и восторгом от безраздельной любви, ради которой один может убить, а другой готов умереть, подчёркивая гибельность того чувства, без которого жизнь не жизнь, потому что напрасна.
7 из 10
31 января 2014
Почему смотрел: Приз «Особый взгляд» в Каннах, по версиям престижных киножурналов Sight & Sound и Les Cahiers du Cinema один из лучших фильмов года, причём последний вообще поставил ее на первое место. Априори чуть напрягала заявленная (и отмеченная призом в тех же Каннах) гомосексуальная тема. Но решил смотреть.
Сюжет: Летнее время. Курортная местность у озера во Франции является местом паломничества и сбора гомосексуалистов, где они плавают, отдыхают, знакомятся и прямо в кустах занимаются любовью. Приехавший к озеру Франк ведёт точно такой же образ жизни. Его симпатии привлекает брутальный Мишель. Случайно он становится однако свидетелем преступления, совершенного Мишелем. Он однако решает держать свое знание в тайне.
Как это сделано Сделано интересно. по канонам классицизма касательно единства действия. В фильме показан микрокосм озера, кроме него там ничего нет. Мир ограничен стоянкой, куда съезжаются отдыхающие, с одной стороны и гладью озера, с другой. Действие развивается только и исключительно там, день ото дня, причем ритм повторяющийся почти по «Дню сурка», тот же Франк, идущий на пляж сквозь тростник, тот же Мишель, то же плавание в озере, те же любовные ласки в кустах — повторение ритма, чуть чуть модифицирующееся день ото дня по мере развития сюжета как музыка, в которую вносятся легкие импровизации. Второе тотальное ограничение этого мира — он тотально мужской. Ни одной женщины в кадре не присутствует вообще, в пространстве этого мира их нет. Это подводит к еще одной важной особенности этого фильма — он раздвигает рамки. Всегда интересны фильмы, раздвигающие рамки, хотя в этом случае рамки достаточно специфические — картины однополой любви в фильме весьма многочисленны и представлены на редкость подробно и откровенно, настолько, что фильм балансирует над пропастью гей- порно, в которую временами соскальзывает. Это надо обязательно иметь в виду всем, кто решит посмотреть этот фильм.
Артисты: Мне не показалось, что они очень важны в этом фильме, тем не менее они проводят свои сложные роли хорошо, чувствуют себя органично в пространстве фильма и это идет ему только на пользу.
Впечатления: Исключительно сложные. Это интересный, напряженный и искусно сделанный фильм, психологически убедительный и динамичный. Однако высочайшая удельная доля гомосексуальной тематики препятствует его объективному рассмотрению. У меня есть подозрение, что на оценку этого фильма будут en masse влиять не его высокие или низкие художественные достоинства, а гражданское отношение к описанному явлению. Понимаю, что это неверно и стараюсь максимально абстрагироваться от этого, но у меня это получается не до конца. Я оцениваю фильм положительно, но осознаю, что много баллов он у меня по этой причине растерял. И когда я пишу о том, что почти всегда приветствую расширение тех границ, в которых развивается и живёт искусство кино, то для этого случая, я бы все же сделал исключение.
Резюме — фильм интересный, хороший и стоящий, но не все будут способны пробиться сквозь его густой гомосексуальный контент. Но надо быть объективным
6,5 из 10
13 января 2014
Где то во Франции, в рощице, у одного небольшого озера, подобно лесным нимфам, в поисках удовлетворения, разгуливают полуголые мужчины, периодически останавливаясь и поглядывая друг на друга.
Франк — мужчина средних лет, приезжает к озеру, как и многие другие в поиске партнеров для секса, где он встречает Мишель, красивого, но опасного мужчину, способного погубить Франка. Франк похоже знает об этом, но желание оказывается сильнее разума и чем больше Франк идет на поводу у похоти, тем более опасным становится его новый друг.
Действие разворачивается в очень красивом месте, место, где свою обитель нашли блуд и любопытство. Режиссер не путает зрителя излишними метафорами и показывает все в довольно простом свете (как это принято у большинства французских режиссеров) на неторопливый манер. Есть в этом фильме что то новаторское, несмотря на присутствие довольно откровенных сцен, вульгарными почему то они не кажутся.
Очень понравилась операторская работа, своей божественной красотой, думаю эти пейзажи обязаны именно правильным ракурсам. Хорошо, что в фильме нет какой либо музыки, тяжелые мужские стоны вперемешку с пением птиц помогают зрителю прочувствовать атмосферу происходящего на экране, это тоже большой плюс.
Отличное кино! (во всех смыслах этих слов)
9 из 10
3 декабря 2013