Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Художник |
английское название: |
Artist |
год: | 2013 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Шьямапрасад |
сценаристы: | Шьямапрасад, Paritosh Uttam |
продюсер: | М. Мани |
видеооператор: | Шийам Датт |
композитор: | Биджибал |
художник: | Сахи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
В который раз просмотр фильма с участием Фахада Фазиля заканчивается восхищением по поводу уровня его фильмографии. Очень немного актёров в мире могут не стыдиться своей фильмографии и ещё меньше — гордиться ею. У Фахада Фазиля и фильмы, и роли — это повод для законной гордости, и Artist продолжил беспроигрышную серию пенальти в мои ворота.
Начиналось это кино как очередная история межличностных отношений, почти что из цикла «Жёны гениев», повествующего, как известно, о том, что быть женой гения весьма и весьма несладко при том что это мало кого останавливает, и жёны у гениев не переводятся. Притяжение неординарной личности велико, и получить код доступа к такому человеку ох как головокружительно — стать частью его жизни, стать необходимой частью его творчества, войти в историю подругой, соратницей, возлюбленной и музой. И Гаятри сделала свой выбор, пошла против семьи и собственной карьеры, чтобы быть с Майклом Агнело, без малого Микеланджело.
Связать себя с таким человеком — это всё равно что завести баснословно дорогое животное: чистокровного арабского скакуна, например. С момента покупки вы уже будете работать на своего питомца, причём из чистой любви, потому что лошади существа эгоистичные, и всё, чем вы себя вознаградите — это радостью, если он заржёт при вашем появлении близ денника. Без вашей заботы о его здоровье, прокорме, комфорте он сам недолго останется арабским красавцем, если вообще выживет, а содержать лошадь, особенно чистопородную, удовольствие дорогое. И возместить ваши затраты сможет либо приз за выигрыш в соревнованиях (что может случиться, а может и нет), доходы от спаривания или прокат (на последнее вы вряд ли согласитесь). Но если с животными люди на это идут, то с себе подобными получается совсем другой подход.
Гаятри — во всех смыслах достойная девушка: умная, любящая, преданная, жертвенная. Она очень хороший человек, которому очень тяжело. По сути, она завела себе того, кого ей оказалось не по силам и не по карману содержать. А пытаться превратить арабского скакуна в тягловую лошадь, чтобы пахать на нём, — это затея неосуществимая и неразумная. Почему это понятно любому, когда речь идёт о скакуне или там тибетском мастифе, но не находит у людей понимания, когда речь идёт о мужчине. Потому что испокон веков женщина тянется к мужчине в поисках опоры, защиты и заботы, даже если, будучи такой умной, как Гаятри, изначально понимала, что в её мужчине её привлекла именно его непохожесть на типичных мужчин. Женщины часто загоняют себя в эту ловушку — пленяются одним, а после свадьбы принимаются усердно искоренять в любимом то, что их привлекло. И вопрос тут по сути упирается в одно: гений Майкл или нет, настоящая творческая личность или банальный трутень, избравший тактикой игру в неординарность. Потому что если он настоящая творческая личность, тогда его ведёт по жизни предназначение, необходимость донести до людей видение мира, которое им самим недоступно. И тогда он не только не может позволить себе тратить жизнь на зарабатывание денег — это было бы преступлением против его предназначения, которое повлекло бы мгновенную расплату — утрату данного свыше таланта, что могло бы стать непоправимой потерей для культуры. Творческие люди всегда нуждались в меценатах, и мы нормально относимся к этому с высоты века сегодняшнего, но для своего времени любой признанный сегодня гений мог быть презираемым трутнем на чьей-то шее, не будь которой — не знало бы человечество проверенных лишь временем гениев. Ведь признать гениальность, да что там, хотя бы талант или одарённость в ближнем своём — самая труднейшая задача для людей. Но для меня лично вопрос подлинности творческой натуры Майкла разрешился положительно в тот момент, когда сама жизнь жестоко проверила его на прочность.
Вся эта психология отношений самопровозглашённого гения и его невенчаной жены была в фильме показана очень качественно, но неглубоко и предсказуемо, и, пожалуй, не смогла бы стать главной ценностью этого кино. Но дальше автор, словно мастерски выписывая узоры коньками, заплетает такой узел, что Artist сразу становится выдающимся произведением киноискусства. Предназначение и вера в предназначение, абсолютное доверие и предательство, порождённое неверием, мощный взлёт к исполнению мечты и жестокое крушение, ошибка, обеспечившая триумф и лишившая всякой надежды увязать концы этого клубка. И навсегда оставшийся вопрос, что было бы, не оступись Гаятри на пути своей судьбы.
Превосходный фильм, взбурливший душу волнением прикосновения к вечным вопросам и истинам, великолепные актёрские работы, ещё один драгоценный камень в сокровищницу малаяламского кино.
1 декабря 2014
Очень достойный фильм, и, думаю, к просмотру обязателен, но для меня лично это история, которая не тронула ни на грамм. Может, это звучит не совсем логично, но по ощущениям именно так: отличная актерская игра, внятный и логичный сюжет, который ни в одном кадре не рассыпается, хорошая музыка, нет затянутости, операторская работа на уровне, да и вообще придраться не к чему, а история не задевает. Это, само собой, очень субъективно. Вероятно, женщинам, которым близка поговорка «любовь зла — полюбишь и козла», фильм может понравиться именно за сюжетную линию. Но покуда не совсем про меня, мне прочувствовать страдания героини не удалось. Впрочем, сценаристы явно пытались показать и страдания главного героя, но тоже мимо. В его случае — потому что козел и козел редкостный, в его адрес просятся лишь ругательства, даже в трудные его времена, в ее случае — потому что сама выбрала жить с ним, с чего бы ее было жалко, вроде насильно никто к нему в объятья не толкал, а что он — козел, ясно с первых же кадров, а дальше как в той песне «каким ты был, таким ты и остался».
Он проявляет себя в первых же обращенных к ней словах, но он яркий, не такой как все, живет вразрез с нормами и традициями. На словах звучит вах! как, а на деле это означает, что в консервативной Индии он на девушке не женится, но прямым текстом будет требовать, чтобы она решила вопрос с жильем, с его оплатой, с едой, и даже краски с холстами должна обеспечивать она. Ему плевать, на скольких работах она будет трудиться, как плевать, что она бросила учебу и мечты о живописи. Ему вообще на всех плевать, кроме себя, любимого. Она же живет по его шаблонам, и я весь фильм смотрела на нее не то что не с жалостью, а с глубоким презрением, и единственное, что сгладило ситуацию, это ее слова, что ее не за чем жалеть, это ее выбор, она могла на каждом этапе поступить иначе, но выбрала то, что ей больше по душе. В общем, хотя бы не строит из себя жертву, ну нравится ей так, а критерии мазохизма у всех разные, так что осуждать ее не за что, но и сочувствовать ей не получается никак.
Конец у фильма, на мой взгляд, совершенно закономерный, ничто меня в нем не удивило, потому что в жизни, как в песне — каким д.. ты был, таким д.. ты и остался (ну, почти как в песне, но лучше не скажешь, т. к. идеально отражает концепцию истории).
Фахад Фасил в очередной раз порадовал. Очень хороший актер, с интересом за ним слежу, крайне редко разочаровывает, в том числе и выбором ролей. Быть может, потому, что нет у него киногеройской внешности, он и не застревает в одном образе крутого перца (за что ему спасибо). В любом случае его роли не похожи одна на другую.
Его партнерша, как актриса, тоже нареканий не вызывает, но к выбору ее на роль есть все же вопрос. Я, конечно, понимаю, что вкусы разные, и когда Майкл озвучивает, что она его привлекла красотой, пожимаешь плечами, мол, ну, кому-то и коротенькие, толстенькие, кривенькие (мягко говоря) ножки — красота, но когда девушка оказывается объектом вожделения не только для Майкла, да на грани предательств, разрывов, скандалов… нууу…. не знаю… в общем, я весь фильм думала, что хотела бы другую актрису, посимпатичнее, на эту роль.
Резюмируя: кто сочувственно относится к тем, кто сам создает себе проблемы, чтобы жизнь не казалась прекрасной, будет над чем погоревать, остальным — добротный фильм, качественный и не банальный, не по классическим канонам индийского кино (впрочем, это малаяли, им Болливуд не писан).
13 января 2014