Голгофа
Calvary
7.7
7.4
2013, комедия, драма, криминал
Ирландия, Великобритания, 1 ч 42 мин
18+

В ролях: Брендан Глисон, Келли Райлли, Эйдан Гиллен, Донал Глисон, Дэвид Уилмот
и другие
Отец Джеймс — католический священник в небольшом провинциальном городке — слушает покаяние, на котором прихожанин сообщает ему, что в течение многих лет подвергался сексуальному насилию со стороны ныне покойного священнослужителя. Прихожанин делится с Джеймсом своими размышлениями о том, что на гибель плохого священника никто и не обратит внимания, тогда как убийство хорошего может заставить общество задуматься. С этими словами он даёт святому отцу неделю на то, чтобы привести в порядок дела, после чего Джеймс будет убит. Однако вместо того, чтобы начинать готовиться к смерти или обратиться в полицию, в отпущенный срок священник занимается обычными повседневными делами, стараясь изменить жизнь прихожан к лучшему.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Голгофа

английское название:

Calvary

год: 2013
страны:
Ирландия, Великобритания
слоган: «Убить священника в воскресенье — хорошая идея»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Ларри Смит
композитор:
художники: Марк Джерати, Имер Ни Вэлдони, Фиона Дэйли
монтаж:
жанры: комедия, драма, криминал, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 7000000
Сборы в России: $175 633
Сборы в США: $3 600 006
Мировые сборы: $16 887 741
Дата выхода
Мировая премьера: 19 января 2014 г.
на DVD: 26 июня 2014 г.
на Blu-ray: 26 июня 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 42 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, криминал, детектив

Видео к фильму «Голгофа», 2013

Видео: Трейлер (русский язык) (Голгофа, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер (русский язык)

Постеры фильма «Голгофа», 2013

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Голгофа», 2013

Верно, безумно, глубоко.

При просмотре данного шедевра не хотелось плакать. Единственным желанием было провалиться сквозь землю и не испытывать никаких чувств.

Фильм - крик души, крик сердца, который передает нам скрытое трагическое послание. Картина даёт почву для размышлений, заставляя зрителя ощутить все сегодняшние реалии нашего мира. Джон Макдона сделал очень смелый вызов, затронув такую щепетильную тему, как религия.

Стилистически кино выполнено идеально. В каждом кадре чувствуется атмосфера отрешённости, что делает ленту особенно притягательной и неоднозначной. Я бы сказала, даже придаёт картине некий пессимистический настрой. Эстетическая сторона фильма поражает и притягивает своей философией, благодаря чему мы наблюдаем на экране настоящее искусство. Невозможно не отметить потрясающее колористическое решение фильма. Несмотря на то, что фильм залит солнцем и наполнен светом, яркие краски создают эффективное напряжение, которое передаёт настроение фильма, его посыл и смысл.

Главный герой фильма - побитый жизненными обстоятельствами священник. Будучи слишком умным для паствы, он сталкивается с заложником детской травмы. В фильме поднимается тема незакрытого гештальта, которое перерастает в жгучее чувство обиды и вываливается на невиновного пастора. Главного героя окружают падшие и жалкие люди, которые подвергают преподобного отца психологическому насилию. И хотя по описанию в фильме заявлены элементы чёрной комедии, смеяться там негде. Приходит осознание того, что нравственно опустившиеся люди окружают нас везде. А порой таким человеком оказываешься ты сам. Мы перестаём верить и перестаём ценить то, что бесценно. Картина даёт возможность взглянуть на самих себя со стороны.

Можно смело сказать, что Брендан Глисон прожил маленькую, но трагическую жизнь на экране. Он показал судьбу священника, доказав, что это не работа а смысл жизни. Смерть близкого человека убила в нем многое, но не его душу. Отец Джеймс - образец сильного и несчастного человека, который доказал зрителю, что пока ты веришь - ты непобедим.

Макдона снял драматический фильм-исповедь, указывающий нам на свои же грехи, призывающий задуматься о жизни и о том, что мы сами вершим свою судьбу. Картина намекает нам, что трагедия нашего времени в утрате моральных ценностей и в том, что люди перестали жить по совести. Голгофа - это не только фильм об отношении общества к церкви, это фильм о том, что три христианские добродетели - вера, надежда и любовь - это самые верные спутники в жизни человека, которые дают нам стимул жить.

19 января 2024

Перехваленный псевдофилософский фейк

Только один вопрос: почему этот фильм (а заодно режиссёра-сценариста) все так хвалят?

Фильм - псевдо философская нудятина. Все персонажи, кроме нарочито положительных, как будто просто карикатурные сволочи: только и делают, что из-за всех сил демонстрируют своё моральное уродство. Будь то бизнесмен, инспектор полиции, врач, бармен, неверная жена – они живут так, что ненавидят священника, самих себя, жизнь и вообще всё, кроме цинизма. Причём они не то, что в моменте себя как-то неправильно веду т- нет они именно, что уроды всегда. Так не бывает! Священник положил всю свою жизнь службе в маленьком (подчёркиваю этот момент) городке, все вышеперечисленные моральные уроды посещают церковь, но почему-то никто священнику не симпатизирует, никто его не уважает, не ценит. Он просто объект для их шуток и издевательств. Всегда! А других, нормальных, прихожан нам и не показывают. Так не бывает! Не поверил я ещё во многое чего, например, в бизнесмена, который только и делает что пьёт и жалеет себя. Всегда казалось, что успешные люди должны обладать некой силой, нет? Но тут силы нет практически ни в ком. Да и священник, по факту, ни на кого не повлиял, ни чью жизнь не сделал лучше. Вот и получается, что фильм по сути: собрали грязь и показали. А зачем это смотреть? Здесь всё ни как в жизни, а гораздо хуже: карикатурно, шаблонно и плоско. А пару раз ещё нам дают понять, что мы смотрим фильм, нам сообщают, что мы подошли к третьему акту истории, персонажи размышляют насколько тяжело их играть. Так что вот такое ощущение фейка от всего действия на экране, но почему-то принято писать, что в «Голгофе» какой-то глубокий смысл. Но оглянитесь вокруг себя, вы в каждом моменте найдёте больше смысла, чем во всём этом фильме!

16 декабря 2023

Любовь слепа, и Сумасшествие водит её за руку

Когда-то давно я видела непонятно чьего авторства и неизвестно откуда появившуюся, но красивую легенду о чувствах. Если коротко: однажды чувства решили сыграть в прятки. Водить взялось Сумасшествие. Оно нашло всех, кроме Любви. Она пряталась в терновых кустах. Неосторожное, Сумасшествие случайно выкололо Любви глаза. С тех пор Любовь слепа, а Сумасшествие в искупление своей вины водит её за руку.

Интересно, как эта романтичная вещица может нечаянно отразиться спустя много лет в тяжёлом, угнетающем, насквозь ирландском фильме. Священник, которого угрожают убить из мести всей Церкви, всё равно отчаянно пытается спасти свою паству. Спасает всех, от собственной дочери — неудачливой самоубийцы, до убийцы-каннибала, желающего любви без примести ярости. И чем больше Святой отец пытается любить и вести прихожан к Свету, тем больше Тьмы он в них обнаруживает. Они грешат, и любуются своими грехами. Не верят сами, и бьют по вере другого. Понемногу ненавидят себя самих и всех вокруг.

Брендан Глисон в этом фильме великолепен. Ему в этой роли помогла даже внешность — в годах, но ещё не старый, слегка полноватый, с пышной седой (но ещё кое-где рыжеющей) бородой. Святой Отец во всех смыслах и толкованиях. В его исполнении это не только история о выборе жизненного пути, о сомнениях, каждое из которых он сыграл изумительно. Это ещё и о мудрости, терпении и смирении со своим долгом. Смотря на него, ты понимаешь, почему ему доверяют все вокруг и почему каждый, в любую минуту, в баре или на улице, приходит именно к нему рассказать, что на душе. Исповедаться вне исповедальни.

Фильм можно легко разобрать по кадрам. Не только пейзажные планы, но и крупные выглядят так, будто в этот момент персонажа снимали для портрета. Одинокий священник в старой чёрной сутане на фоне серого пляжа — о грехах, Боге и о том, что Ад милостив. «Джеки О.» с синяком под глазом как будто уважительно сдвинутая вправо, чтобы не закрывать зелёный холм и треплющуюся на верёвке белую простыню. Её муж, брехливый недотёпа на фоне разделанной коровьей туши: «только что зарезали!». Манерный, эксцентричный полуголый гей на лестнице в доме своего «любовника», как будто жена миллионера, томно спускающаяся утром со второго этажа в красном пеньюаре.

Кант когда-то разрушил 5 доказательств существования Бога и сам же создал шестое. Искусство, дар творения есть доказательство существования Бога. Для меня «Голгофа» вполне себе подтверждает это. Не сказать, что фильм может привести тебя в веру, но он наталкивает на масштабные вопросы, ответить на которые было бы полезно любому, вне зависимости от того, верит он хоть во что-либо или нет. Например, лично меня теперь беспокоит мысль, вдруг Ад — это большая милость, самое прямое выражение любви Бога к людям? Ведь только в Аду грешники могут страдать за свои грехи, искупать свою вину чем-то равноценным. Не веря в Ад, люди наказывают себя сами, любовно лепят свои страдания из всего, что под руку попадётся. А праведники могут тешить себя тем, что отказ от земного не бессмысленен.

Даже Любовь к людям слепа. И Сумасшествие водит её за руку.

«Мы должны спросить себя, чего хочет этот человек?

Да, конечно, он хочет быть любимым. Все мы хотим быть любимыми.

Не получая этого, он хочет… чтобы им восхищались.

Не получая и этого, он захочет, чтобы его боялись.

Не получив и этого, он хочет быть ненавидимым и презираемым.

Нам следует остерегаться человека, который жаждет ненависти и презрения».

10 из 10

9 декабря 2023

Фильм своего времени

Если не понимать предпосылок создания фильма, то можно завязнуть в философской трясине поиска и трактовок метафор и аллегорий.

Но если принять за данность, что фильм вышел на волне педофильных скандалов в католической церкви, то все фрагменты пазла встают на свои места, формируя совершенно простую (в хорошем смысле) и понятную структуру повествования.

Каждый из персонажей фильма – это собирательный образ какой-либо социальной фракции.

Церковь тут, не без основания, позиционируется как единая система, со свойственными системе плюсами и минусами, а церковники четко разделены на хороших, серую массу и плохих.

Пока любая большая система сильна, ничто извне не может ей серьезно навредить. Но как только она дает слабину, и внутренние демоны начинают прорываться наружу, система начинает разрушаться, простите за тавтологию, на системном уровне.

При этом серой массе, которая составляет большинство до этих процессов особо нет дела, они при любом раскладе найду где тепло и сухо. А вот тем, кому искренне было не наплевать на происходящее достаются все шишки.

Протагонист картины как раз олицетворяет все то светлое, что есть в духовенстве, он искренне пытается нести свет, но этот свет никому не нужен. По инерции окружающие еще вступают с ним в контакт, но это чисто формальные действия т. к. монолит уже распался на бессвязные осколки.

Финал ленты – логичный финал любой системы. За преступления одних – отвечают совершенно другие.

8 из 10

27 октября 2023

Найти моральное в аморальном

Любое кино — это отражение действительности того времени, в котором оно снимается. Даже если это футуристическая фантастика или средневековое фэнтези. Потому что все участники процесса создания картины хотят раскрыть волнующие их самих темы, поделиться с нами переживаниями. Это всегда диалог со зрителем. Однозначно, «Голгофа» — это условный диалог на огромное количество тем.

Само название относит нас к главному библейскому сюжету и сути христианской веры — это выдача себя на муки на той самой Голгофе (в оригинале — Calvary) и последующее после распятия воскрешение, что является главным символом веры.

«Нести свой крест» давно в лексическом обиходе разных народов и подразумевает решение личных проблем, терпение, умение быть смиренным.

Свой крест несет и главный герой картины — католический священник Джеймс. В его распоряжении шесть дней недели, чтобы как-то подготовиться к условному «судному» дню. На седьмой день (что важно, в воскресенье) один из прихожан угрожает его убить в знак протеста против насилия, которому он подвергался в детстве. Виновником стал предшествующий священник.

Главный герой делится информацией с епископом, при этом не озвучивая имени предполагаемого убийцы, что, в свою очередь, является сохранением таинства исповеди.

Антагонистом обычно принято считать одного героя картины. Хотя на протяжении фильма подавляющее большинство героев можно отнести к данной категории. Практически каждого хочется причислить к подозреваемому, почти как в классическом детективе. Пренебрежительное отношение, вранье, отсутствие стыда и моральных устоев — в таком окружении живет отец Джеймс.

Потрясающий черный ирландский юмор, который при здравой критике не должен обидеть даже верующего человека, однозначно придает остроты. Диалоги не растянуты.

В процессе просмотра все больше вызывает симпатию главный герой и где-то внутри возникает желание увидеть счастливую концовку.

Фильм мрачный, но дающий надежду. Фильм с невероятно красивыми кадрами, хотя ландшафты чаще изображены практически в монохроме. Это фильм о противостоянии. О борьбе за себя и за спасение душ других. Фильм о философии и пороках. О высоком и низком.

Однозначно к просмотру. Для думающих, не боящихся философских размышлений и критически мыслящих зрителей.

22 июня 2023

'Остановился поезд' в ирландском зеркале

Фильм хорошо выстроен в братскую линейку Макдонахов. «Залечь на дно в Брюгге» Мартина, а также «Однажды в Ирландии» («Гарда») и «Голгофа» Джона Майкла прекрасно выстраивают нам ряд фильмов с хорошей игрой на газетных заголовках, раскрывающих правду про Тоттенхэм, но это далеко не всё о чём нам говорится в данных фильмах. Борьба героя модерна, прошлой эпохи, попытка использовать новый мир как инструмент и вопрос принятие индивидуальной культурой гнёта цивилизации – вот движущая сила ирландских режиссёров. Если вам не нравится западный производитель, то просто посмотрите первые 12-15 серий фильма «Улицы разбитых фонарей», который тоже раскроет вам эту трагическую романтику уже в родных цветах.

«Голгофа» - фильм очень гнетущий. Светлого искупления а-ля «Однажды в Ирландии» здесь вам не увидеть никогда. Никакого катарсиса. Он уже заложен заранее и пройден на старте, когда нам предлагаются обстоятельства охоты на «правильного» и невиновного ни в чём священника. С ходу гнетущая музыка и нарочито-красивые гнетущие ирландские пейзажи в приглушённых тонах. Опять же, сравнивая с «Гардой», никакие шутки этих гнетущих классических композиций вам не перебьют во время просмотра ленты.

Игра с кликбейтными и весьма сомнительными темами – опять-таки конёк братьев Макдонахов, за который их можно любить, а можно ненавидеть. Ненавидеть за использование тем жёлтой прессы, криминала, наркотиков и порнографии, которые очень любят зрители и которые лежат на страницах The Sun – бери и пиши сценарий «Улиц разбитых фонарей» по-британски. А с другой стороны вот нет. На этом весьма пошлом и жвачном материале получается завести зрителя в самовозгрорающуюся психологию взаимоотношений героев. Это как ваш автор пожевал Орбит без, а желудочный сок взбунтовал твою поджелудочную до внутреннего конфликта.

Здесь же конфликт возникает на весьма неожиданной теме. Макдонах всеми вышеуказанными средствами, включая тему растлевающих молодёжь священников, конечно же оказывается на несколько порядков выше всего заявленного. Фильм «Голгофа» - это не про церковь и не про искупление с прощением. Это всё ситуация противостояния сильной личности против системы слабых. Ситуация может выражены чуть экзальтированно, но вполне себе может посчитаться эдаким ирландским вариантом фильма Вадима Абдрашитова «Остановился поезд». После сцены с участием персонажа по имени Бруно, очень закрадывалась мысль о знакомстве Джона Мартина Макдонаха с фильмами конца эпохи застоя. Так это или нет – нам не проверить, а вот ирландский и русский менталитеты точно похожи в поиске философских ситуаций.

16 марта 2023

'Поистине обескураживающее начало'

Противо... противоестественные, нестандартные, постыдные, злободневные, греховные, содомисткие темы всегда вызывают нечто, волну, негодование, дискуссии.

'Убить священника в воскресенье - вот это будет фокус',- говорит один герой драмы. Воскресение - восстание из мёртвых. И в этот день кто-то должен умереть... просто так... как Иисус когда, Умерший ни за что. Умрёт или нет - нам пока не важно. Мы только в начале пути, в начале фильма, хотя Христос от начала знал, кто предаст Его и когда Ему надлежит быть/стать распятым.

Что тут сказать. Смотрю кино в воскресенье. Давно ли посещали церковь? Давно ли не просто посещали, а именно говорили с Богом? Давно ли вообще (где угодно) говорили с Ним? Говорили ли когда-нибудь? Интересно, что Он вам сказал или скажет, когда всё же осмелитесь сказать Ему что-то, хоть что-то.

Странно вообще. Человек лучше разбирается в математике, физике, ремонте машин, строительстве домов, в воспитании сынов и дочерей, в любви к жене/мужу, в героях сказания о Гарри Поттере, чем в Боге! Для большинства Бог - больше загадка, тайная комната мироздания, неизведанный космос, чего и боятся поэтому. Человек вообще страшится всего, чего не понимает, а потому старается всё непонятное разведать, открыть мореплавателем или прошлёпать на босу ногу, а вот Бога обходят стороной, как правило, хотя и могут делать вид, что изучают Его.

_

Понедельник.

Наш фильм о днях недели. Мы отсчитываем дни до дня Икс... до дня В... до дня У. А ещё попутно встречаем примечательных людей, актеров, актрис. Вот сейчас одна рыженькая, знакомая многим, например, по Йеллоустоуну. Жгучая. Появилась. Ну вот и обжёгся. Или следом появился один владелец борделя из Игры престолов. Ещё муж из 'Семейного брака' aka герой 'Достать коротышку'.

Вторник.

Понимаю, что сериал не прост. Священник тоже. Люди тоже вокруг непростые. Да так всегда бывает, стоит человека узнать поближе, и он раскрывается всякими там ароматами. Рыбачу, общаюсь с дочерью. Стараюсь расслабиться, но уже прикарманил ствол с вечера, а не как поётся в известной песне нового 'крёстного отца':

You woke up this morning - Got yourself a gun.

Но посыл кино понятен. Иисус знал Своего убийцу и никак не остановил того. Наш герой тоже раскрывает карты не нам, но другому с самого начала. Мы же лишь гадаем, кто из 'негритят'.

Среда.

Я опять занимаюсь обыденностью. Жизнь идёт своим чередом.

Четверг.

Я проснулся с жутким пепелищем во рту и наяву. потом я поспал. Урвал денежек немного.

...

Суббота.

Много всего произошло... Я окончательно понял, что это кино не про Бога, уж точно не про Христа. О чём угодно, кроме Господа нашего - так точно было бы правильно назвать эту ленту.

Воскресенье.

Свершилось. Круг замкнулся. Фильм познакомил нас со смертью, с жизнью, с огненной водой барной, с огнём традиционным, всеядным... со многими грехами встретились (прелюбодеяние, блуд, насилие всех сортов содомских и гоморрских, сквернословие). Вкусное ли киноблюдо? На троечку (хотя оценка зависит от личных предпочтений смотрящего), но очень занятное.

Так выжил ли я? На каком дне я прокололся? Может, в понедельник? Может, в пятницу меня не стало? Может улетел я в среду, оставив всё, всех и вся позади? Иисус не сбежал в Своё время. А Вы бы сбежали или взобрались бы на свою Голгофу?

Ещё в кино денежный вопрос поднимается. Понятно, что Богу деньги не нужны... Ему не важно, что священник или ещё кто сворует/потратит не так Ваши деньги каким-либо способом, если Вы их пожертвуете. Но жертвуете ли Вы или ищете оправдания не давать их каждый раз? И только, как один из героев кино, даёте много в авральном режиме, когда пришла беда. Словно на приёме у стоматолога, когда все зубы уже болят и говорите - делайте, что нужно - всё, оплачу любой счёт. Закидываете Бога деньгами, а он греховные зубы Ваши не лечит, ибо знаете, что опять начнёте ими сладкий грех употреблять. Обожаю сладости, но много не могу есть их теперь.

Да. Кино пробирает. Нужно быть бесчувственным и чёрствым на редкость, чтобы хоть что-то не пробило и не бомбануло, но забудется минут через 10-15. Отсчёт пойдёт скоро... Мы все многое забываем, и эту жизнь забудем. Забудем.

22 января 2023

Время, вера, отчаяние

Голгофа, 2014. Интересный фильм сняли ирландцы, о вере и священстве в современном обществе. Тема традиционно спорная, так и тянет ломать вокруг неё копья, — а тут ни за, ни против, ни нашим, ни вашим, в хорошем смысле. Тут пространное такое рассуждение на тему, аллегорическое и вместе с тем очень простое. Но как верующие, так и неверующие одинаково на выходе задумаются, хотя надумают каждый своё.

Этим фильм и ценен, что ни к каким выводам не подталкивает, но вот мыслить над проблемой побуждает, хотя, конечно, кому она по-настоящему близка, тому и побуждений не надо.

Напоминает классический брессоновский «Дневник сельского священника», только там был священник юный, задумчивый и чахлый, маленький обречённый идиотик Достоевского, — а здесь огромный такой, очевидно чрезмерный рыжий дядя, из тех, что заходя в помещение, мгновенно заполняют собой пространство, с обильным опытом алкоголизма и обжорства. Играет его Брендан Глисон, фактурный, колоритный актёрище, смотришь на него на экране, и чувствуешь, как пивом и луком тянет оттедова.

Сюжет банальный, у Хичкока был похожий: к служителю культа пришёл на исповедь прихожанин и сообщил, что через неделю его убьёт. На самом деле, чисто сюжетные дела там не главное, главное — упомянутые выше раздумия на тему веры в жизни человека. Не только, может быть, религиозной, но и веры вообще. Предельно простые, повторюсь, но есть такая простота, которая от вечности.

Концовка тоже проста, и до ужаса безыскусна. Всё додумывать надо самим, и неразрешимые вопросы нужны именно для того, чтобы их упрямо решали.

Ах да, один из персонажей, местный разочаровавшийся в жизни мажор, удивительно похож, внутренне и внешне, на разбогатевшего Афоню. Как если бы тот переехал в Ирландию и на хорошо знакомых унитазно-водопроводных делах сделал себе состояние. Неожиданно и красиво.

Ещё запомнился дедок, еле в теле душа, который просил у пастыря книжки и револьвер. Револьвер — чтобы застрелить себя, когда настанет полная немощь, а книжки — чтобы читать их, пока силы ещё есть. Потому что мало существует более благородных занятий, чем читать и писать книжки.

Но иногда можно и фильмы посмотреть. Вот этот — стоит.

18 декабря 2022

Владей собой среди толпы смятенной. Или Вся жизнь игра, а люди в ней актеры.

И меня захватили смятенные чувства после просмотра этого фильма и почему-то хочется расплакаться навзрыд.

Пожилому священнику отцу Джеймсу на исповеди местный прихожанин отчаянно и яростно рассказывает свою горькую и страшную тайну – будучи ребёнком, он долго подвергался насилию со стороны уже умершего местного священника. И также яростно и отчаянно прихожанин выносит свой вердикт- он обещает убить «хорошего священника» ( А это и есть отец Джеймс, главный герой фильма). Прихожанин дает священнослужителю неделю уладить все свои дела.

Отец Джеймс на протяжении всего фильма внешне спокоен, строг и даже безмятежен. Как и подобает священнику. Но это только кажущееся спокойствие. В его душе тоже бушуют смятение, растерянность и горькие раздумья. Он самоотверженно и вместе с тем неприкаянно пытается уладить свои дела. Дела – это мирские проблемы и неурядицы местных прихожан, а также отношения с собственной дочерью.

Местные прихожане на первый взгляд вызывают стойкое отторжение и непринятие. В них всех есть что-то животное. Они погрязли в грехе, лжи и разврате. Суровый взгляд и попытка отца Джеймса помочь горожанам разобраться в их жизнях вызывает у них только глумливую усмешку и снисходительное пренебрежение.

Но у каждого из них имеется своя страшная история. И за циничной, кривой ухмылкой вдруг на секунду проглядывается детское отчаяние и страх.

И вот кульминация. « В чем сила, брат?» - мне кажется вопрос, подобный этому, задавал себе отец Джеймс на протяжении всего фильма. И я думаю, священник нашел ответ. Для него сила в вере. Вере в то, что добро должно выстоять и победить.

Очень рекомендую к просмотру.

21 июня 2022

Вера и пустота

В современном мире быть религиозным и верующим человеком непросто. Когда все вокруг наполнены злобой, цинизмом, ленью и прочими пороками, прожигают свою жизнь в бессмысленном существовании и уже бросили попытки стать счастливыми. С кризисом веры сталкиваются не только простые люди, но и сами служители церкви, которым так же как и всем крайне тяжело объяснить и понять этот мир.

Фильм рассказывает о католическом священнике в глубинке Ирландии, над которым нависает угроза смерти и чтобы избежать ее тот должен нарушить тайну исповеди - один из главных столпов своей веры. Душевные муки и терзания члена церкви в современном мире, тема греховности и пороков самой церкви и ее членов, несовершенство людей в целом - это основные мотивы картины.

Действие происходит в типичной европейской провинции со всеми ее неприглядными обитателями и нравами. Как эти люди контактируют с религией в лице героя священника, общаясь с ним каждый по-своему, что они ищут и ждут, какие у них претензии и обиды на церковь - на этих диалогах и строится повествование.

Сам главный герой также ведет диалоги и борьбу самим с собой, стараясь понять и решить как поступить правильно, не предав себя и свои идеалы и в своем лице показывает пример всей церкви какой ее хотели бы видеть современные люди.

Фильм не из простых и понравится не всем. Люди, бесконечно далекие от тем религии скорее всего заскучают и им не будут близки основные темы фильма. Это чисто разговорное кино на важную для современной Европы тему, но и наш зритель может найти здесь массу интересных идей.

Ирландец Брендан Глисон отлично вписался в живописные пасмурные пейзажи своего родного острова, как и актеры второго плана - все играют достойно, а это самое главное для фильма подобного жанра.

Фильм стоит посмотреть тем, кто настроен размеренно и спокойно обдумать некоторые важные житейские темы и для кого тема религии в современном мире кажется интересной.

8 из 10

13 декабря 2021

Это мог быть вполне многообещающий фильм, который скатился в излишнее морализаторство про пустоту священнослужителей

Не смотря на множество довольно колоритных личностей и занятные диалоги, фильм всё же уходит в очень заурядную обыденность. И это к сожалению, уводит фильм в пустоту повседневности. Основное действующее лицо - священнослужитель, который покорно принимает все удары травмированной личности и лишь способен читать нотации уже уставшим от пространных советов обитателям маленького населённого пункта.

По ходу фильма этот священнослужитель опять же предстаёт слабым человеком, который не может принять факт трудолюбия своего же Бога вместе с сыном Иисусом - бывшим плотником. И этими плодами трудолюбия многие пользуются до сих пор, избегая этой же самой трудотерапии для себя. Многие из жителей так увязли в рутине, что стали крайне прожжёными циниками, видящими жизнь лишь в развлечениях и самокопаниях. Лишь некоторые хоть как-то способны осознавать мир и реально развивать его в познании той же природы. Основная же масса ведёт довольно праздный образ жизни, который в целом создаёт некую картину земного Лимба. И лишь один из персонажей освобождается из этого Лимба ввиду собственной жертвенности и принятия гибели за грехи своих коллег. Но финал вместо принятия вызывает чувство откровенного недоумения. Тот же священнослужитель предстаёт целиком обычным человеком, который вдруг решил стать священнослужителем. И непонятно как такие обычные люди вдруг становятся якобы отпускателями грехов.

Очень странный фильм, который показывает простую обыденность жизни и не показывает никаких решений кроме смирения. То есть человеку по логике этого фильма остаётся всё принять как данность и не делать ничего для изменения ситуации. Ни думать, ни размышлять, ни даже отринуть ложные идеалы религии в угоду более разумного агностицизма. Многие забывают тот факт, что Творец создал мир неидеальным, поэтому быть идеальным в этом мире невозможно.

24 октября 2021

Депрессивный кисель.

Честно пытался посмотреть этот фильм, тем более, что рейтинги, жанр и актеры этому способствуют. Досмотреть к сожалению так и не смог - картина представляет собой воображаемый, глубоко депрессивный мир, который состоит из только из грешников (всмотритесь внимательно во всех героев) - самоубийц, насильников, пьяниц и глупцов. Посредине всех этих людей стоит главный герой, который ходит от человека к человеку и с грустным видом поучает их (по видимому - мы должны его уважать). Это бы не помешало просмотру, если бы не одно обстоятельство - прямой, не особо развивающийся сюжет. Было бы неплохо, если бы сюжетные линии переплетались, развивали завязку в самом начале фильма и развивали главного героя. А так - смотришь на всё это и ощущаешь какую-то несправедливость, скуку и смятение от ненатуральности происходящего. Уже с самого начала задаёшься вопросом - а в чем смысл/логика/прикол убивать человека, который ничего плохого тебе не сделал? В общем - посмотрев чуть дальше половины картины, теряется не только интерес, но и силы смотреть дальше эту чёрную нудятину.

4 из 10

15 октября 2021

epiphany

Священник слушает исповедь. Ничего особенного: он живёт в маленьком ирландском городке, а люди верят в Бога. Или думают, что верят. Человек говорит Отцу, что он стал жертвой насилия от священников в детстве. По этой причине он убьёт ни в чём не повинного отца. Но не сейчас, потом. В воскресенье. Символично.

Так начинается фильм «Голгофа», история абсолютно добродушного человека, который готов общаться со своей паствой и менять жизнь людей к лучшему. Даже под угрозой смерти, по его мнению, неизбежной, он путешествует по своему городку и говорит с людьми. О разных вещах: кризисе веры, гуманизме, коммерциализации церкви. При этом сам Отец глубоко несчастен и разбит.

Сам Макдонах говорил, что фильм не религиозен. И это чистая правда. Но данный факт не мешает «Голгофе» быть эдаким парафразом библейской истории про Иисуса Христа. Герой блистательного Брендана Глисона меняет людей вокруг, несёт благодетель в этом затхлом городишке. Но ему суждено умереть за грехи своих же коллег.

«Голгофа» — это очень красивое кино. Его снимали по всей Ирландии, управились за пять недель. Это очень самобытная и грамотная психологическая драма, кажущаяся религиозной, но на самом деле нет.

Do not despair; one of the thieves was saved.

Do not presume; one of the thieves was damned.

17 июля 2021

Продолжаем погружаться в биографию брата Мартина МакДоны. Фильм рассказывает о хорошем священнике, к которому однажды пришёл один дядька и сказал, что через неделю убьет его. Всю неделю священник пытается помогать людям вокруг, параллельно к нему приезжает его дочь.

Да, концепция фильма, когда исход известен заранее, интересная, но также и сложная в грамотной реализации. Справился ли режиссёр с этой задачей? На мой взгляд, этот вопрос очень спорный.

Когда я начинал смотреть этот фильм, я ждал, что кино будет в похожем на «Однажды в Ирландии» стиле. Да, общие вещи очень хорошо прослеживаются: много живописных пейзажей Ирландии, в главной роли Брендан Глиссон исполняет персонажа, который на голову круче остальных, проломы четвертой стены и множество культурных отсылок. Однако по наполнению и своей сути это абсолютно другой фильм.

Он скорее представляет из себя размышления режиссёра (или лирического героя, не знаю ассоциирует ли Джон Майкл МакДонна себя с ним) на разные темы, сюжет в нем отходит на второй план. И для меня это главное разочарование — история служит раскрытию главного героя и тут всё зависит от того, понравился ли вам главный герой или нет. В моём случае, несмотря на то, что Джон Майкл МакДонна постарался сделать героя максимально объёмным и человечным, персонаж Брендана Глиссона не произвёл на меня большого впечатления.

Из-за этого фильм для меня превращается в странное откровение с кучей несвязанных между собой тезисов, а также имеющее очень слабый сценарий — множество незаконченных линий, лишних элементов, которые не влияют на продвижение истории, но главный твист действительно удивляет, причем при повторном просмотре ты замечаешь все намёки. Хотя, стоп.

До меня только сейчас дошло, что для зрителей это вообще могло не быть интригой или чем-то неожиданным. Возможно, дело в моей невероятной невнимательности, но, в любом случае, это — крайне смелый ход, лично я снимаю шляпу перед режиссёром.

Однако, если отбросить в сторону элемент вкусовщины, то получается не такой плохой фильм, он имеет своё оригинальное наполнение, второстепенные персонажи неплохо прописаны как для второстепенных персонажей. Режиссёр отлично справился с задачей показать противоречие главного героя с остальным миром. Скорее всего, фильм — это аллюзия на всю современную церковь в целом, как религия представляет своё угасание и уменьшение влияния в обществе, но это мало что меняет в моём отношении к фильму.

Таким образом, этот фильм оказался просто не в моём вкусе, однако по своей сути он очень даже хорош, но, на мой взгляд, он очень несвязный и чертовски медлительный.

6 из 10

8 ноября 2020

Наказаний без вины не бывает

После педофильских скандалов последних десятилетий репутация католической церкви оказалась настолько подмочена, что её дальнейшие притязания на спасение душ кажутся уже невозможными. С моей советско-атеистической точки зрения уж точно. Что характерно, моё мнение разделяет большинство персонажей в этом киношном ирландском городке. Данная морально-этическая дилемма и составляет содержание фильма «Голгофа». В центре картины умный, честный и что важно, действительно полезный для прихожан священник, с истинной верой в душе. Но можно ли служить церкви, из которой исходит грех? Объявленное убийство хорошего священника — не искупление по прихоти сумасшедшего. Это неотвратимая кара, это та самая ответственность, без которой вера мертва.

А как вы хотели? Никакого значения не имеет, что сам ты хороший, если ты служишь злу, если ты не осудил зло, не отплакал его жертв и не положил свою жизнь для того, чтобы зло остановить. Отец Джеймс — лучший священник, эталон священника. Но что он сделал для того, чтобы спасти свою веру? Где-то в параллельной вселенной отцы-растлители и убийцы. А здесь такой весь в белом отец Джеймс. Нельзя исправить всё зло, надо уметь прощать, а ещё он умеет отстраняться. Где он был, когда его собратья надругались над детьми, ломая их жизни и души? Ладно, пусть он пришёл в церковь недавно. Но он знал! И как он реагировал на это знание о детях, искалеченных его религией? — Он отстранялся.

Когда он в последний раз повторяет это слово, наступает блистательная развязка, достойная лучших чёрных комедий современности. Семь дней ему было дано на обдумывание приговора его вере, а он про собаку. Умница-священник так и не понял главного. И всё же авторы дают шанс его вере.

9 из 10

7 сентября 2020

Без истерик и слез

Сельскому священнику отцу Джеймсу (Брендан Глисон) один из его прихожан поведал о том, что в детстве был изнасилован священником и поэтому он убьет хорошего священника, чтобы прекратить безобразие… То бишь невинный должен искупить грехи остальных. Срок исполнения — неделя.

Понятно, что неделя страстная, а итог — распятие. Но к распятию священник готовится иначе — он более просто человек, чем мученик и поэтому продолжает жить. Для зрителя это становится своеобразным детективом — гаданием, кто же будущий убийца и удастся ли священнику смерти избежать.

Смущает данный в синопсисе жанр — черная комедия. Не без иронии и не без сатирических красок, но всё-таки именно драма, совсем не переходящая в гротеск или фарс. Тем более что вопрос серьезный: надо ли принимать на себя (будь ты священник или обычный прихожанин) все грехи мира? Почему чужая беда от нас далека, а своя кажется вселенским кошмаром? В этом смысле Голгофа не идеализирует церковь, но главный герой зрителю должен импонировать. Тем более что сыгран Глисоном великолепно — не каждый способен сыграть жизнь, зная о смерти, и не впасть ни в истерику, ни в лишние слёзы.

3 августа 2020

Качественное кино

Произведение Джона Майкла МакДона с работами которого я познакомился во многом благодаря его брату Мартину Макдона (Залечь на дно в Брюгге) повествует нам о провинциальном священнике, роль которого исполнил замечательный актер Брендон Глисон, который пытается помочь всем «потерянным» в забытом ирландском городке, и в тоже время надеется на свое спасение, ведь ему было обещано, что в следующее воскресение он будет убит как невинная жертва одного из его прихожан. Священник не обращается в полицию и никому не рассказывает об угрозе. Оставляя тревогу в глубине души, он продолжает свои повседневные будни надеясь на лучшее.

Фильм обладает невероятной атмосферой. Несмотря на то, что это тяжелая драма, он смотрится очень приятно и легко. Во многом благодаря захватывающим локациям, атлантическому океану, зеленым горам северной Ирландии. Во время просмотра хочется вдохнуть холодное дыхание моря, пройтись по широкому песчаному пляжу и остаться со своими мыслями наедине. А во многом благодаря отлично прописанным диалогам и актерской игре. Помимо Глисона особенно отмечу Эйдана Гиллена (Игра Престолов) и Келли Райли (Шерлок Холмс). Режиссер Дж. Майкл МакДона имеет свой собственный стиль, в нем есть что-то от Ричи, что то от Тарантино, хотя эти сравнения наверняка будут самыми банальными, но они очень бросаются в глаза. И это не плохо. У МакДона ко всему прочему добавляется свой «Ирландский» колорит, от чего стиль становится уникальным, и фильмы братьев я теперь всегда буду ждать, смотреть и давать свою оценку.

В широком прокате фильм не стал известным, и не собрал кучу оскаров, однако отметился номинацией «лучший иностранный фильм» на Сатурне и получил приз на Берлинском кинофестивале. При этом кино достаточно зрительское, стильное, оно зайдет как любителям артхаусных фильмов, так и просто ценителям качественного кинематографа. Рекомендую.

8 из 10

8 июля 2020

Не первый фильм режиссера Джона Майкла МакДона, который довелось посмотреть. До этого наблюдал целых два и был положительно ими задет. Но оба фильма отличались одной особенностью — от и до наполнены черным юмором с различными его оттенками.

Поэтому был приятно удивлен, что «Голгофа» снята в ином жанре.

Здесь нет комедии, а лишь серьезные диалоги, реплики сквозь призму веры и Бога. Да и само повествование, смысл всего происходящего на экране, являет собой людской поиск и сомнения. Сомнения всех, в том числе и тех, кто уже в чем-то определился.

- «Люди клянут Бога, клянут друг друга, иногда теряют веру».

- «Теряют веру? Выходит, не такая уж это сильная вера».

По мне, так это главная мысль всего фильма. А еще двойственность. Что всегда есть другая сторона, позиция, мнение и т. д. Что угодно. Сегодня ты в это веришь, сегодня ты убежден, а потом что-то происходит, какое-то кардинальное событие и уже возникают сомнения, те самые сомнения и поиск, которые сопутствуют нам на протяжении всего жизненного пути. Поиск себя.

Что касается игры актеров, то у меня она не вызвала никаких вопросов. Все основные и второстепенные персонажи качественно проработаны и вносят своей игрой вклад в общий успех картины.

Также хочется отметить великолепные виды, природу Ирландии, где был снят фильм. Ее самобытность и красоту. Она под стать всей атмосфере фильма.

8 из 10

18 июня 2020

весь мир театр…

Начало фильма понравилось. Красивые виды Ирландии, колоритный главный герой, множество заявленных конфликтов. Но к середине фильма появляется ощущение неестественности происходящего. Почти все второстепенные персонажи несут сугубо негативный заряд, разряжая его в священника (в итоге и буквально). Получается аналог нашего «Левиафана», только оттенков черного оказалось больше, и главный герой вызывает сострадание. В целом, если бы не игра Брендана Глисона, досмотреть фильм было бы сложно. Перед нами проходит карнавал всевозможных пороков и ненависти к церкви, через который движется главный герой. Идеи фильма невозможно принять из-за одномерной грешности почти всех жителей городка, которые почему-то жаждут вылить свои и чужие грехи на священника. Священник принимает это с достоинством и терпением, но это вызывает у них желание вылить на священника еще больше грязи. Рисуемая картина локального Содома вызывает лишь усмешку, а не изумление. Чередование грешников и их одномерность обедняет духовный подвиг священника. По этой причине желание сопереживать сменяется ожиданием предсказуемой концовки.

3 октября 2019

Ноша пастыря

Бог умер. Религия пала вместе с верой в неё. Люди погрязли в похоти, агрессии и злобе… злобе к одному жалкому человечешке, который проживал свою жизнь осознанно, веря в добро. Он нёс этот крест с собой и забрал его на тот свет, однозначно искренне веря в свет своих деяний и в то, что каждый человек способен измениться к лучшему. Почём зря.

Именно так и представил нам этот фильм режиссер. Его затея, однозначно крик души, плевок в настоящие реалии этого мира. Это уникальный фильм, который смогут повторить тысячи, но передать глубину и силу столь незначительной вехи нашего мира не способен никто.

Фильм очень простой и вовсе не намерен показать нам что-то необычное, его задача всего лишь показать одну оборвавшуюся жизнь и дать поразмыслить над ней. Фильм с дальнейшим додумыванием и осознанием всего, что произошло так быстро и так печально одновременно.

Говорят, что самый страшный враг способен встать в глазах оппонента буквально сразу и это фильм это подтверждает. Никто не ожидал, что самый мерзкий, жадный и прогнивший человек сможет напрямую поговорить о чистоте и вернутся к первородной идеей о Всевышнем. Это отнюдь радует, видеть свет в конце туннеля. Но всё же не всё так гладко. Мир погряз в семи смертных грехах и готов показать на что способен хаос в одном маленьком городке. Выслушать каждого практически невозможно, но наш священный и невозмутимый герой, философ жизни и бывший алкоголик выслушал каждого и это только ускорило процесс наливания очередной порции спиртного, что и было понятно уже давно.

Атмосфера и природа Ирландии несомненно прекрасна и способна сразить любого наповал, зеленый свет словно так и намекает, что всё должно заканчиваться именно в этих прекрасных местах: гор, равнин, бескрайнего пляжа и продувающих до костей ветров. Всё так и говорит о девственной силе этих мест, только начиная пробовать запретный плод, нарушая все сложившиеся устои, наперекор опиуму народных масс и силы столь значительной веры, веры в жизнь и её прославления.

Фильм берёт за живое, берёт всё и сразу.

Посмотрев его, можно многое осознать, а главное понять задумку автора, который так и норовит нам рассказать о наших грехах и том, что всё неизбежно.

Рекомендую этот фильм каждому, кто хоть когда-то задумывался о первородной идеей жизни и о том, что способно растлить жизнь и сделать её невыносимой.

10 из 10

30 августа 2019

дарующий благодать

Очень хорошая философская трагидрама с динамичным детективным сюжетом. История про хорошего священника из маленького ирландского городка, которого во время исповеди один из знакомых ему прихожан пообещал убить. Сказал, что это в качестве мести всему миру за то что его в детстве насиловал плохой католический священник. Обиженный даёт священнику неделю, что бы тот видимо изстрадался. Священник, конечно переживает, но продолжает верить в людей и пытается направить грешников на путь истинный. Всё действо крутится вокруг неких приближённых к священнику людей, большинство из которых те ещё ублюдки и словно воплощают в себе все человеческие пороки. Среди этих людей соответственно есть и будущий потенциальный убийца, но зрителю до последнего момента не раскрывают, кто это. В фильме много диалогов и не особо много экшена, но роли и характеры настолько яркие и разговоры такие интересные, что смотрится всё очень захватывающе.

Фильм снял режиссёр Джон Майкл МакДона. Кино я посмотрел целенаправленно, очень уж мне понравилась его предыдущая картина Однажды в Ирландии. Главную роль исполняет замечательный актёр и любимчик режиссёра Брендан Глисон. Актёр реально настолько крутой, что МакДона снял фильм под него. Роль у Глисона вышла великолепно. Этакое воплощение идеального праведника, без всяких преувеличений. Как бы пример хорошего человека к чему каждому надо бы стремиться Понятно, что кино это определённая метафора-притча. Наверное о некой правде, которая кроется не в плотских удовольствия, а в душевном смирении и благе, которое даёт желание помочь ближнему своему. Действительно же мы иногда получаем намного больше радости, когда что-то дарим, нежели когда получаем. И наверняка деньги, похоть и все остальные порочные пристрастия частенько приносят больше страдания, чем радости. Но человек слаб. И даже понимая, что разрушает себя не может отречься от сиюминутных удовольствий и наконец таки заняться своим душевным ростом.

Фильм довольно прямой и простой, но имеет интересные отсылки и аллюзии, которые заставляют ещё долго прокручивать произошедшее в голове. Анализировать события, людей, примерять их на знакомых и ситуации в которых бывал. Сложно сказать насколько жизнеутверждающее влияние может оказать кино. Но несмотря на вселенскую грусть, фильм определённо заряжен добротой и позитивной энергией дарующей благость и успокоение, в Брендан своей игрой вносит иронию и мягкий юмор.

Определённо рекомендую фильм к просмотру. На Берлинском Кинофестивале кино получило Приз экуменического (христианского) жюри (программа «Панорама»).

В фильме играет 12 актёров второго плана, что естественно имеет некий намёк на христианские мотивы. Среди них есть Эйдан Гиллен (Мизинец из Игр Престолов) и рыжая красотка Келли Райлли.

5 августа 2019

Пути Господни неисповедимы

Что случится, если убить священника в воскресенье? К ответу на этот вопрос мы подходим постепенно, на протяжении всего хронометража, так как главная интрига уже не удивляет. Почему? Потому что о планах на воскресенье известно заранее. Пока нашему вниманию представляют жизнь Праведника, который выслушивает всех прихожан, картина задаёт серьёзную планку, введя преднамеренное убийство.

Цель? Мотив? Тебе рассказывают страшные истории про священников, покаянный мыслит здраво и умеет расположить к себе. Сначала можно подумать, что это всё-таки обязанность Святого отца — выслушивать прихожан, помогать советом и направлять на Божий путь, но когда паства доходит до зрителя, тогда ты начинаешь переживать, разгадывать загадку и поражаться мышлению зачинщика бед. Какое произведёт на людей впечатление убийства грешного священника, про которого все уже всё узнали? Не надо вдаваться в подробности, чтобы предсказать реакцию общественности. Но какова будет реакция, если наказание понесёт совершенно невиновный, добрый священник? Для чего? Фильм берёт психологию убеждения и показывает, как можно манипулировать совершенно разными людьми.

Неделя до приговора. Фильм разделяет дни, озвучивая каждый, тем самым напоминая зрителю о неизбежности происходящего. Брендан Глисон отлично воплотился в рясу, подарив мудрого и величественного служителя Богу. За неделю нужно решить все важные дела, пойти на риски и понять, кто намерен его убить. Картина снята в красивых красках, палитра демонстрирует состояние главного героя, а открытые пейзажи, морская гладь успокаивают, тем самым интересно играя на суровых событиях сюжета. Тебе дают анестезию в виде природы, чтобы проводить операцию по раскрытию историй всех окружающих лиц.

Падре знает много сломанных судеб, тайн прихожан и намерен уже помогать в открытую, что поднимает его в глазах зрителя. Пусть это и не традиционный метод отпущения грехов. Сразу поднимаются заезженные (на сегодняшний день) элементы фестивального кино: нетрадиционная сексуальная ориентация, расизм, ущемление прав, грехи священнослужителей, коррупция. Также с каждым персонажем Брендан смешивает один из смертных грехов, это происходит не на прямую, а в диалогах Отца проскальзывают фразы о гордыне, чревоугодии, унынии, гневе и печали.

Помимо миротворческих миссий сценаристы вводят дочь героя, которая также грешна, страдает от жёстких, но важных пороков. На перепутье персонаж Глисона демонстрирует сначала стойкость духа, но чем ближе роковое воскресенье, тем сильнее ломается характер. И вот эта планка, которую не стоит переступать, уже не играет роли, она чисто визуально для зрителя разделяет добро и зло. Очень умело ставится вопрос об убеждении, метод «кнута и пряника» в действии и, соответственно, последствия маргинальных действий Священника запускают водоворот драматических событий. Запускают или усугубляют, если брать во внимание воскресное пророчество? Вот на этом перепутье и находится священник.

Картина включает много скрытых героев, которые снимают маски только тогда, когда считают нужным. Высокой оценки служит доведённый до отчаяния Отец, который пытается справиться со всеми событиями сразу. Но в этом и загвоздка — а ему по силам ли изменить людей, исправить положение? Диалоги, которые направляют на путь исправления, имеют своё воздействие, но что делать, если одних слов не достаточно? Нужно поработать физически, что противоречит облику его жизненного пути. На таком этапе с середины повествования зрителей встречает совершенно не тот человек, который был в начале картины.

Драматически события наступают одно за другим, подводя нас к финалу. Но кто же тот человек, который оборвёт нить жизни священника? За неделю мы познакомились со многими персонажами, и у каждого было какое-либо недовольство церковью. (Не как в Екатеринбурге!). Неожиданный поворот перед опусканием занавеса заставляет удивиться и с глубокими мыслями встречать титры. «Голгофа» не для всех зрителей. Драма, которая берёт проблемы общества и смешивает их с религией, демонстрируя то, что все люди не без греха.

17 мая 2019

Последнее напутствие

Хоть в фильме и есть религиозные отсылки и герои разговаривают на тему гомосексуализма и педофилии, это не то, что стоит в нём видеть в первую очередь.

Человек посвятил свою жизнь всецело помощи окружающим. Наблюдая за их пренебрежением к его деятельности, он понимает, что ему не верят, не слышат его голос. И режиссёр нам рассказывает почему, и как пытается справиться с этим священник, показав неделю из его жизни. Он понимает, что нельзя терять надежду, и видимо это его толкает на финальное решение.

Актёры хорошо передают контраст настроений между святым отцом и его паствой. Конец фильма и последняя сцена не оставили меня равнодушным. И всё это на просторах итак грустной и в то же время прекрасной Ирландии. Очень замечательный трек «But I will go On»: когда слышишь его, проникаешься всем сердцем.

Развязка фильма не оставит равнодушным в независимости оттого примите ли вы решение священника или нет. Личность предполагаемого убийцы держится в секрете до конца.

9 мая 2019

пути Господни неисповедимы

Голгофа — это не только место распятия Христа, но и вообще синоним тяжких мучений, испытаний. Картина англо-ирландского режиссера Джона Майкла МакДонаха с одноименным названием интерпретирует в своем ключе это христианское слово.

Глубинка ирландского острова, на исповеди благочестивый пастырь внезапно получает черную метку и всего неделю жизни до возмездия за грехи другого священнослужителя, портившего десятилетиями жизни мальчиков.

Но фильм оказывается не религиозным. Пастырь, в исполнении блистательного Брендана Глисона, не выглядит нравоучительным праведником. Напротив, он может и дать в морду, и выпить, но от этого не теряет своей духовности. А духовность заключается в осознании своих ошибок перед неизбежной погибелью, в оценке своих деяний и в желании, если уж не осчастливить, то дать последние напутствия всему хаосу и безбожию вокруг.

Отношение к бытию у святого отца весьма саркастическое, но и его «ученики» (героев второго плана точное число — двенадцать) бросаются еще более циничными фразами. Но, как бы то ни было, каждый из них получает возможность принять веру. Нет, не веру, как религию, а веру в свои силы и свои пути. Как известно, пути Господни неисповедимы, но нам предоставляется судьбой в определенные моменты встать на распутье дорог и решить свой путь дальше самостоятельно.

«И оба сошли где-то под Таганрогом

Среди бескрайних полей

И каждый пошел своею дорогой

А поезд пошел своей»

8 из 10

29 января 2019

Очень интересный и сильный фильм с символичным названием, самой завязкой обреченный на глубокую проблематику и множество философских вопросов (особенно о вере).

Этот фильм не просто грустный, он какой-то искупительно грустный, он не вызывает ощущения печали безысходности, возможно гармоничные пейзажи, ирландский колорит, неспешный ритм и «живая жизнь» добавляют картине уверенного спокойствия. При практически первых же сценах «Голгофы» в памяти всплывает Ингмар Бергман с его «Причастием», которое тяжелой печатью ложится на душу зрителя (во многом потому что сам священник в шведском фильме, если не теряет веру, то испытывает глубокие сомнения). Главный герой этого фильма в своей вере непоколебим (неколебимее только великолепная героиня Мари-Жозе Кроз), и это вселяет надежду.

МакДона создает блестящую галерею неповторимых характеров, от неунывающего мясника с наставленными рогами, исполненного Крисом О`Даудом, и его вульгарной жены (Орла О`Рурк) до язвительного, циничного (и даже немного агрессивного) врача-«убийцы» (Эйдан Гиллен) и страдающего от отрешенности экстравагантного богача, навязчиво повторяющего слова «деньги», «стоит», «дорогой» (Дилан Моран), заканчивая эксцентричной дочерью с суицидальными наклонностями (Келли Райлли) и самим самым настоящим священником (почти святым), пожалуй, самой сложной и самой феноменальной актерской работой Брендана Глиссона. На самом деле, в фильме нет ни одного посредственного характера, ни одного незаметного персонажа, все они яркие, все они интересные, и все они грешники, в меру сил и желания старающиеся стать лучше.

Очень интересный, очень неоднозначный да и вовсе прекрасный фильм, исследующий вопрос веры в повседневном контексте и все-таки оставляющий светлое впечатление.

30 декабря 2018

Свой личный путь

Все начинается с того, что прихожанин предупреждает отца Джеймса, что убьет его через неделю в воскресенье. Мотив прост — смерть хорошего священника запомнят. У Джеймса остается неделя, чтобы привести свои дела в порядок.

Очень прямолинейная сюжетная завязка на первых минутах фильма приводит к другому повороту событий, нежели можно ожидать. Для фильма, действие которого происходят в не самых простых климатических условиях существует несколько предполагаемых пути развития — вывести антагониста не чистую воду, уехать из города, привести дела в порядок или оставить все как есть. Каждый элемент будет подробно рассмотрен режиссером на право существования. В тоже время Джон Майкл МакДона не тот режиссер, который любит оперировать сложными смыслами и зарисовками. Здравый цинизм — то, на чем строится история жизни священника и его окружения.

Мир фильма не отделим от истории самого Джеймса. Город, в котором находится паства Джеймса представляет из себя очень маленькую версию большого мегаполиса, где есть проблемы, которые разнообразны, по сути, но при этом у всех на виду. В такой ситуации желание продолжать искать смысл в происходящем и пробовать образумить или направить на путь истинный может быть обречено на провал. Джеймс, с учетом ограниченного времени пробует достучаться, но оказывается никто не хочет по-настоящему заниматься анализом своих проблем. Каждый из жителей находит повод поговорить о несущественном, тратя не только время священника, но и уходя от по-настоящему важных вопросов.

В фильме дочка Джеймса, после неудачного самоубийства сообщает отцу, что то что важно ему в 60 лет и ей в 30 это разные вещи и нельзя считать, что ее проблемы менее важные чем его. На этом строится вторая модель фильма — максимальное одиночество и отсутствие понимания со стороны других. Модель поведения — просто разговаривать о несущественном — является единственным, что позволяет хоть немного установить контакт. Потому что других причин не остается. Возможно, Джеймс сам бы хотел поговорить с другими, но никто не воспринимает его как человека — лишь как представителя церкви со своими правами и обязанностями.

Перед Джеймсом неожиданно возникают вызовы. Персонаж дочери, наверное, единственный, мысли которого задают тему для размышления Джеймса. Она утверждает, что бездействие — это грех. С этим сталкиваются и другие протагонисты фильма, оказавшиеся в пустоте и невозможности признаться в этом. Их действия напоминают потуги найти смысл, но это все настолько неуклюже получается. Таким же бездействием охвачено поведение Джеймса. Другой вопрос — это его вызов учиться любит других и быть смиренным или просто он осознает бессмысленность изменения созданного ранее круга по которому катиться жизнь?

Режиссер Джон Майкл МакДона ставит перед Джеймсом вызов, в котором нет места сложной догматической истории. Умение трезво оценивать себя, свою жизнь и то, что дорого для каждого дорого — это то, в чем идет движение. Жизнь не цитаты, вычитанные из книг, а опыт ежедневных действий. Значит одни попав в ситуацию могут с ней жить, а другие нет. Другой вопрос — нельзя себя обманывать и Джеймс показывает, что себя и свой личный путь он не может поменять, также как и другие вокруг него. Иногда люди просто идут по пути, свернуть с которого нельзя в силу отсутствия чего-то ближе, чем их собственный путь.

8 из 10

17 сентября 2018

7 дней до…

Братский дуэт Брайана и Джона Майкла Макдонахов из года в год дарит зрителю шикарнейшие фильмы. Они не снимают свои проекты вместе (лишь изредка помогают друг другу), но каждый их фильм — это своего рода откровение главных героев. «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» от Мартина и «Однажды в Ирландии», «Голгофа» и «Война против всех» от Джона Майкла: каждый из этих фильмов по-своему хорош и уникален.

Из творчества Джона Майкла Макдонаха выделяется, пожалуй, «Голгофа» — его вторая совместная работа с Бренданом Глисоном после «Однажды в Ирландии». Фильм рассказывает о священнике Джеймсе (Глисон), которому во время исповеди одного из прихожан сообщено, что он, отец Джеймс будет убит через неделю — в воскресенье. Объясняя свои слова, неизвестный отмечает, что в мире слишком много плохих, порочных священников и убийство кого-то из них не будет воспринято как из ряда вон выходящее событие. Но если лишить жизни хорошего священника — это может вызвать определенный резонанс в обществе.

Следующие несколько дней отец Джеймс проживает не в попытках искупить какие-то свои грехи, а в стремлении сделать как можно больше, оставаясь все тем же священником. Видя, каким стало общество, замечая темные стороны каждого своего знакомого, он пытается оставить светлый след в душе каждого из них, словно выполняет свою самую важную миссию, ради которой он и был рожден.

Сложно даже представить, как будет вести себя человек, которому прямым текстом скажут о надвигающемся убийстве. Отец Джеймс принимает для себя эту информацию смиренно, словно соглашаясь со своим будущим убийцей в плане того, что смерть хорошего человека может сотрясти болото людского порока. Тем самым можно сказать о жертвенности персонажа Брендона Глисона, готового расстаться с жизнью ради того, чтобы попытаться изменить сознание людей. Возлагая свою жизнь на жертвенный камень, он не отступает от принципов и не пускается во все тяжкие, оставаясь преданным служителем церкви. Нет, он не идеал, но он один из немногих, кто умеет давать оценку своим поступкам, кто стремится делать добрые дела не ради собственного блага, а во благо других.

И без того преисполненная тягостным ожиданием смерти (отец Джеймс готовится к своему убийству, словно зная, что таинственный человек в исповедальне не шутил), главный герой выступает современным мучеником, даже после сокрушительных потрясений не утрачивающий интерес в людях. Его церковь сжигают, убивают его пса, который после смерти жены стал наверное самым близким ему живым существом (дочь в исполнении Келли Райлли брать в расчет не стоит, ведь она живет далеко от отца). Даже эти эпизоды не колеблют его веру, предлагая зрителю наблюдать за человеком, который все происходящее принимает как данность и неотвратимость случающегося.

Думаю, что приезд дочери можно назвать чудом или скорее благодарностью высших сил за то, кем был и остается отец Джеймс. Визит уже давно ставшей взрослой дочки позволяет герою Глисона вспомнить о том, что он живет не только ради прихожан и у него тоже есть тот, кому он дорог.

Фильм оставляет очень сильное впечатление, оказываясь совершенно нетипичным для своего жанра. Начальные сцены готовят зрителя к финалу, тем самым с первых минут открывая все карты, но заставляя в нервном режиме ожидать концовки и надеяться, что все обойдется и такой светлый человек как отец Джеймс все же будет жить. Вместе с тем в качестве положительного момента отмечу и великолепные пейзажи Ирландии, словно в унисон дублирующие настроения представленных на экране героев.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

8 из 10

27 июня 2018

Кровавое воскресенье

На исповедь явился мужчина, который пообещал отцу Джеймсу убить его через неделю. Он задумал это, потому в детстве его изнасиловал священник-педофил. И он уверен, что смерть плохого шума не наделает, а смерть хорошего, уважаемого служителя церкви, заставит людей шевелиться. Он дал своей намеченной жертве неделю, чтобы привести в порядок дела.

Брэндан Глисон в главной роли — сердце фильма, кроме того, можно выделить операторскую работу, музыку, шутки и пейзажи Ирландии. Актёрская игра интересная, но кроме главного, остальные герои производят впечатление фигурок для массовки, которые время от времени входят в сюжет, но существенной роли они не играют. Они там просто есть.

Отец Джеймс рассказал об угрозе другому священнослужителю, который выше саном. Из их разговора ясно, что он даже узнал того человека. Но решил не делать по этому поводу ничего. Он или не боится умереть, или уже не хочет жить. Весь фильм он занят общением с разными людьми. У одной из местных, например, разукрашен левый глаз, значит надо поговорить с мужем, а потом и с любовником. Но этим людям не нравится, что в их дела суют нос.

А дальше можно понять, что многие граждане тут вообще настроены против церкви, и при любой возможности готовы жестоко подшутить над её слугами. У некоторых даже есть причины задавать вопросы и цинично «докапываться». Врач разразился сильным монологом, и даже вынудил героя употребить матерную лексику. Церковь учит людей жить, имеет поддержку власти и богатства, но она не останавливает зло в этом мире.

Проблемы в обществе, неприязнь к духовенству, злоупотребление властью, нераскрытые преступления и ненаказанные злодеи, пострадавшие люди. В том числе, невинные дети. Это очень серьёзные вещи, но львиную долю времени сюжет проходит скучно. Если только не перегибать палку с поисками скрытого смысла, конечно.

Может возникнуть желание задавать вопросы. Почему он не обратился за помощью? Он не боится смерти, разочарован в человечестве и потерял волю к жизни? Это можно понять. Но сейчас тут его дочь. Ему не пришло в голову, что ей может грозить опасность? Кто грозит ему, может использовать её, чтобы причинить боль, подорвать его веру. И если тот человек не шутил, он его убьёт. Тогда его могут поймать и посадить в тюрьму. Ты умрёшь, дочь будет горевать, а несчастный убийца будет гнить за решёткой. Кому от этого станет лучше жить? Может, этому стоит помешать?

Главный герой отличается от других священников из этого фильма. Он смотрит на мир широко, он хлебнул горя, он не живёт в роскоши, он искренне хочет сделать что-то хорошее. И в какой-то момент приходит мысль, что он намеренно ищет неприятностей. Шутки и унижения как проверка веры на прочность. Или стремление к мученичеству. Или просто на всё плевать. Не вполне ясно.

Зато ясно, что в этой картине форма стоит выше содержания. Обложка выверена и отточена. А разговоры с разными цитатами должны вызвать у зрителей иллюзию, что это глубокое и умное кино. На самом деле, оно лишь притворяется таковым. И даже может оставить неприятный осадок. Хотя бы по той причине, что тон для такой мрачной истории задан неудачно, и не столько режет по живому, сколько лихо забавляет.

Первая сцена фильма: лицо главного героя в темноте и диалог с человеком, который обещает его убить по веской для себя причине. На экране ничего особого, а то, что внутри, вызывает дикий интерес. Потому что острая тема тут в зародыше. И думается, что это будет развиваться. Но нет, не особо. А в конце это просто приходит к своему результату, и тут уже наоборот. Такое впечатление, будто авторы изо всех вкладываются в то, что на экране, в то, как оно выглядит. Но не в то, что за событие тут происходит. В итоге, два вопроса. Во-первых, вы это серьёзно? Во-вторых, что, фильм на этом и кончится?

5 из 10

25 июня 2018

«Если честно, мне кажется, что сейчас слишком часто говорят о грехах, и недостаточно о добродетелях»

Посмотрев «Голгофу» я окончательно понял, что ирландский кинематограф это моё. Не уверен до конца, но кажется сами персонажи и их жизненный путь цепляют своей простотой и неприклонностью. Из раза в раз ирландские драматурги рассказывают нам одну и ту же историю о борьбе человека с целым миром. Однако, почему-то эта история не надоедает, но обо всём по порядку.

Если поверхностно взглянуть на очередной замечательный фильм Джона МакДоны, то это неплохой религиозный детектив с широко раскрытыми персонажами и непредсказуемым финалом, возможно местами этих детективных штампов даже слишком много, но смотреть на него так конечно неправильно. «Голгофа» — это зарисовка (в самом хорошем смысле этого слова) по мотивом библейской истории жертвы Иисуса, поданная нам под соусом современного мира.

Брендон Глиссон в очередной раз доказывает, что не зря является фаворитом братьев МакДона, которые зачастую пишут сценарий для конкретного актёра. Его персонаж отец Джеймс — священник в небольшом ирландском городке. В самом начале картины во время исповеди таинственный прихожанин говорит, что убьёт его через неделю, чтобы отомстить церкви. Жертвой выбран наш герой, просто потому что он безгрешен. Так или иначе у Джеймса есть неделя, чтобы привести все дела в порядок и подготовиться к смерти.

Весь фильм напоминает исповедь. Отец Джеймс хочет спасти души каждого человека, и не потому что боится смерти. Он хочет всё успеть. Только вот кажется, что никому кроме его дочери и старика писателя не нужна его помощь. Люди закрылись в собственных коконах и пытаются «укусить» каждого, кто попытается к ним залезть, даже с самыми благими намерениями. Дело в том, что мы просто боимся открыть свою душу вместе со всей желчью, которая там накопилась, и просто поверить во что-то действительно важное. И я говорю не о боге.

Визуально фильм также пропитан атмосферой Ирландии. Безумные зелёные просторы, в которых каждый хочет оставить кусочек себя, не отходя от экрана. Море, которое кажется смывает с нас все эмоции, а потом приливной волной возвращает их назад. И конечно бескрайнее ирландское небо. Всё это в сумме создаёт некую картину и тебе кажется, что только там ты можешь понять что-то о жизни.

Голгофа — это история одного маленького человека, который готов сделать всё, но не ради бога. Он делает это ради людей, пытаясь спасти их души. Возможно ему это не удастся, но если он спасёт хотя бы одного человека, то всё не зря.

Тут вот ведь в чём дело: только другой человек может спасти твою душу.

«Знаете, иногда мне кажется, что я не выдержу… Но я выдержу».

9 из 10

2 апреля 2018

«Мы очень много говорим о грехах и очень мало о добродетели»

Цитата в заголовке, произнесенная главным героем Брендана Глисона, в полной мере описывает наш мир. Мир, который погряз в разврате, алчности, ненависти и в других не самых лучших вещах. Однако, живя в таком мире, стараясь вести праведную жизнь, редкому человеку удается не переступить черту порока. Так можно описать фон данного фильма.

Если рассуждать о его смысле, то тут огромное множество тем, которые ставятся перед зрителями ребром, острыми вопросами, которые пронзают мозг и сердце и не отпускают долгое время. Об этой картине можно говорить часами, писать километры текста, но лучше увидеть его. А скорее всего, после первого просмотра увидеть Вам захочется его не один раз.

Не только смыслом богат этот фильм. А так же бесподобной игрой актеров и безумной красотой пейзажей. Прекрасен каждый кадр.

Подводя итог, хочу сказать, что эта картина потрясла меня. Словами не описать насколько эмоциональными для меня получились его просмотры. Слезы были лишь блеклым отголоском той бури, которая разразилась внутри. Фильм не подходит для легкого просмотра вечером с семьёй, но однозначно должен быть увиден. И надеюсь, что Вы найдете его таким же великолепным.

10 из 10

10 декабря 2017

Комедия Голгофа впервые показан в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 11 лет, его режиссером является Джон Майкл Макдона. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Брендан Глисон, Келли Райлли, Эйдан Гиллен, Донал Глисон, Дэвид Уилмот, Дилан Моран, Мари-Жозе Кроз, Анабель Суини, Исаак Де Банколе, Орла О’Рурк, Пэт Шорт, Дэвид Максэвидж, М. Эммет Уолш, Гари Лайдон, Майкл Ог Лэйн.

На фильм потрачено свыше 7000000.В то время как во всем мире собрано 16,887,741 доллар. Производство стран Ирландия и Великобритания. Голгофа — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.