Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эмануэль и правда о рыбах |
английское название: |
The Truth About Emanuel |
год: | 2013 |
страны: |
США,
Мексика
|
режиссер: | Франческа Грегорини |
сценаристы: | Сара Торп, Франческа Грегорини |
продюсеры: | Мэтт Р. Брэйди, Элис Бэмфорд, Кевин Ивасина, Майкл Сэклер, Пол Шифф, Ольга Сегура, Брент Стифел, Сара Торп, Нэнси Валле, Пегги Кейс, Хуан Карлос Сегура Джи, Джулия Годзинская, Кенни Гудман, Франческа Грегорини, Руни Мара, Джонатан Грэй, Клаудия Кастилло, Ник ДеГаэтано, Алекс Сагалчик, Люк Уотсон, Grant Willsea, Татьяна фон Фюрстенберг |
видеооператор: | Полли Морган |
композитор: | Нэйтан Ларсон |
художники: | Энн Коста, Эрика Никорта, Бриттани Брэдфорд, Кейтлинн Уилок |
монтаж: | Энтони Лэнгдон |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1300000 |
Сборы в США: | $4 404 |
Мировые сборы: | $4 404 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 января 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Винить себя за себя так обыкновенно людям, думающим слишком много.
Когда Эмануил сделала первый вдох, её мать сделала последний. Так странно совмещать жизнь и смерть, так странно оставлять после себя свое сердце.
Материнство пугающе. Линда говорит об этом, прививая Эмануил ответственность перед ребёнком. Какой пугающий прилив и эти звуки океана — прошлое захватывает тебя. Ты вечно мочишь ноги, стоя посреди берега воспоминаний, которых не существует. Океан — своеобразный образ неизвестности и масштаба. В его глубине чьи-то глаза… мамины глаза. Эмануил снится океан, она плывёт и может дышать под водой, а вот для реальности у неё еще не выросли «жабры».
Задерживая Линду в грезах, Эмануил делает усилие над собой. Но ее давний внутренний конфликт находит выход в этой странной просьбе ухаживать за куклой. Героиня даёт себе право жить тогда, когда даёт Линде возможность имитировать жизнь. И какая же здесь проглядывается важная вещь: не бывает плохих или хороших родителей и детей.
И то, что умерло, положено похоронить. И обязательно попрощаться
9 из 10
22 июня 2021
Если вы хотели просто посмотреть фильм, то он не для вас. Это вообще не фильм. Это чья-то разверстая душа, раскинувшая крылья как кровавый орел. Нет, это не ужасы. Это нечто гораздо более страшное и проникновенное. Мне кажется, только женщина может понять, о чем этот фильм. Я хотела бы когда-нибудь хоть одним глазком взглянуть на мужчину, который бы мог прочувствовать такие вещи, но, боюсь, наши вселенные слишком далеко друг от друга, чтобы когда-либо пересечься.
Если вы уже смотрели фильм «Эмануэль и правда о рыбах» и вам понравилось, то только вы сможете понять то, что написано в этой рецензии. Если не понравился, то, возможно, мои слова позволят взглянуть на него эту картину под другим углом.
Эта картина такая же глубокая, как темные воды, в мистической толще которых то и дело мелькают лучиками света то ажурный плавник, то острый рыбий хвост.
Здесь не место логике, здравому смыслу, да и мыслям вообще. Здесь надо чувствовать, отключив разум и освободив пространство для глубоких и ничем не объяснимых эмоций. Настолько сильных, что ты кожей ощущаешь, как безумие одной души перетекает в совершенно иное безумие другой. Ощущаешь сильный и беспощадный фатализм. Будто не мы владеем ситуацией и строим свою жизнь, а она сама переплывает из одного русла в другое, так ловко и уместно, будто так и должно быть. Как будто нет никакого выбора, и мы просто герои книги. Которые должны страдать, если так нужно. И должны встретиться, потому что не можем не встретиться.
Две неподражаемые актрисы, которые позволяют забыть, что это нереально:
Кая Скоделарио и Джессика Бил. Две героини: Эмануэль и Линда. Момент, когда двое танцуют так страстно и самозабвенно, что никого не видишь, кроме этого вихря сплетенных душ. Жизни, предопределённые личными трагедиями, встречаются в этой большой реке боли, чтобы стать друг для друга пристанищем, спасением, тихими и ласковыми водами.
Дочь без матери и мать без дитя. Две изуродованные страданием половинки склеиваются в что-то полноценное и настоящее. И обе получают то, чего были лишены. И отдают то, чем были полны через край. Нежность и глубокая любовь, пронизывающие каждый момент. Материнская любовь. Дочерняя нежность. Такие разные части одного, не имеющие силы без друг друга. Как два последних кусочка мозаики, идеально подходящие, чтобы заполнить эту пустоту, вытолкнув раздирающее чувство потери и невыносимой вины. Вы узнаете это чувство из тысячи: два ненужных и потерянных фрагмента, соединяются в одной прекрасной картине, и тогда все обретает смысл. Тогда все становится на свои места. Как и должно быть.
Все это время безотрывно смотришь в большие рыбьи глаза Эмануэль, и понимаешь все, что она чувствует. Без слов. Понимаешь ее желание защитить безумие Линды от мира, от других, от тех, кто не поймет. Эмануэль знает: они никогда не поймут, как поняла и приняла его она. Она действует самоотверженно и смело, как настоящая мать, способная на все, чтобы защитить свое дитя. Она лелеет и оберегает странности человека, внезапно ставшего родным, потакает им. Проникается силой чувств своей подруги, начинает жить ими.
Очень тонкая грань отделяет тот момент, когда мы должны защищать безумие любимых, и тот момент, когда должны помочь с ним распрощаться.
Эмануэль не бросает Линду в беде, она не позволяет своей любви раствориться в обиде. Она знает, что должна спасти ее. Потому что так суждено. Потому что это правильно. Потому что не могло быть иначе. И она помогает отделить от ее души омертвевший груз, освободиться. Освобождая свою подругу, она еще не знает, что спасла и себя от бесконечного переживания одной и той же трагедии. Они хоронят прошлое, хоронят свое безумие. В последний момент понимаешь: так и должно было быть. Так и должно. Теперь все будет хорошо. Как и должно быть.
Финальная музыка подтверждает, что тут не место словам. Тот момент, когда можно погрузиться в глубокие воды чувств и раствориться в молчании. Момент, когда все понятно без слов. Истинная близость душ. Действительно волшебное чувство: будто ты плывешь в самом сердце мистической прохлады, и на губах застыл вкус сладкой горечи.
Фильм «Эмануэль и правда о рыбах» по-настоящему поймут лишь те, чье течение жизни тоже было изменено трагедией. Только они поймут и примут эту боль. Разделят ее на части, чтобы каждый унес по крошечному кусочку. Чтобы от нее ничего не осталось. Переживут эту боль, как пережили свою, и продолжать жить дальше. Как и должно быть.
24 ноября 2017
Что чувствует девушка подросток, никогда не знавший материнской любви?
«Ты никогда не думал, что бы было если бы выжила она, а не я?» — спрашивает Эмануель у отца, тем самым показывая всю сущность подросткового периода.
Язвительная, странная, «себе на уме» — ей просто не хватает любви иного рода, её просто не научили любить правильно.
Когда она встречает Линду, она вместо осуждения входит в этот «розовый мир», и проникается трагедией женщины, так же, как своей.
Фильм странный и завораживающий, говорящий о том, что никогда нельзя оставлять человека одного, «в себе».
Кая Скоделарио отлично вжилась в роль проблемного подростка. Весь фильм не хочется отводить от неё взгляд, разве, что пошлые шуточки (без которых не может обойтись кинематограф) порой вызывают открытое недоумение.
В целом фильм глубокий и несёт в себе бурю эмоциональной трагедии главной героини, но прочувствовать это достаточно сложно и фильм кажется затянутым. Метафора воды — казалось лишней и не уместной, ведь упоминание о ней звучит всего 1—2 за всю картину.
18 декабря 2016
Восхитительный, полный искренней нежности фильм. Всё, что могло быть хорошо, хорошо.
Правильно подобранные актёры. Обычно в драмах такого характера лица не особо важны, потому что на первый план выходит история. Но это не тот случай. Каждый характер каждого персонажа именно такой, каким он изображён на экране. Непередаваемо прекрасная Джессика Бил, на которую хотелось смотреть не отрываясь. Трогательная, печальная, отстранённая и всегда как бы не здесь. То, как она обращалась с этим ребёнком, её реакция, её нежность, уверенное, злое, упёртое нежелание осознавать произошедшее с ней и с её дочерью — всё это сыграно безукоризненно. Кая Скоделарио с ролью согласившейся с условиями игры девушки. Милая, испуганная, ничего не понимающая, но с таким трепетом отнёсшаяся к незнакомой женщине в отсутствие собственной матери. Вот эти два главных момента — реакция девушки, когда она открывает тайну странной женщины в окне напротив, и реакция этой женщины, которая сама этой тайны не видит — ради них стоит смотреть и, наверное, даже не один раз. Отец, мачеха, парень, друг — все они описаны аккуратно, кратко и столько времени, сколько нужно, так, чтобы не отвлекать от истории матери и дочери.
Визуально — да. Всё да. Местами яркие, местами приглушённые цвета, сцены с природой, причалом и электричкой, украшение торта красными марципановыми розами в день Рождения главной героини на фоне истории о смерти её матери; до мелочей продуманная обстановка в её комнате и в доме напротив; одежда девушки и женщины; потрясающая съёмка под водой. Красивые французские песни временами разряжают обстановку и делают её чуть более лёгкой.
Смерть матери. Смерть дочери. Снова поднимается вопрос о помещении человека в психиатрическую лечебницу без его согласия. И вот тут хочется спросить: какое, чёрт побери, право вы, незнакомые люди, имеете уничтожать чьи-то иллюзии? Умереть, получается нельзя, но и жить с таким невозможно. И тогда героиня находит выход. Абсурдный, иллюзорный, но никому не мешающий выход. Но нет, такой выход нам не подходит, надо раздолбать всё в хлам, потому что взрослые люди так не поступают. Взрослые люди должны жить со своим горем. Взрослые люди должны сдохнуть от нежности и любви, которые больше некому отдавать. И кто это сказал?
— Почему ты живёшь с отцом, а не с мамой?
— Потому что мама умерла. Вот почему я сделала татуировку на руке. Это первое и единственное решение, которое она приняла в отношении меня: дала мне имя. Папа считает, что так звали парня, с которым у неё был роман, когда она училась семестр в Париже, но он не стал называть меня иначе. Так глупо.
16 марта 2015
«Эмануэль и правда о рыбах» — это независимый, авторский проект итальянки Франчески Грегорини, снятый по мотивам рассказа Сары Торп, а главные роли были отведены опять же женскому составу: опытной Джессике Бил и подающей большие надежды 20-летней на момент съёмок фильма британской актрисе Кае Скоделарио. На втором плане Альфред Молина, Фрэнсис О’Коннор, Анейрин Барнард и Джимми Симпсон. Для Франчески Грегорини фильм «Эмануэль и правда о рыбах» стал второй режиссёрской работой, правда, как и он, так и «Таннер Холл» известности кинематографистке не принесли, что с лёгкостью объясняется её авторским методом работы.
«Эмануэль и правда о рыбах» — это драма, причём связанная с психологией людей, подавленной, расшатанной и поведение героини Джессики Бил (одинокая мать по имени Линда) может ужаснуть. Но если в поведении Линды можно найти ответ, запросив свои познания в психологии, то вот поведение героини Каи Скоделарио, девушки-бунтаря Эмануэль (в нескольких вариантах озвучки можно услышать её имя, как Иммануил в связи с Библейским пророчеством), довольно сложно охарактеризовать как верное, хотя опять же дотошный зритель найдёт сразу же для себя причины, чтобы оправдать поступки Эмануэль. И вот на фоне двух сложных психотипов женских личностей и строится главный поведенческий ряд, от которого зависит развитие фильма.
Кому-то метафорическое кино от Франчески Григорини может показаться достаточно скудным на эмоции и на действие. Почему метафорическое? Дело в том, что последнее словосочетание «Правда о рыбах» в названии — это визуальное представление снов главной героини. По идее, в «водных» зарисовках от Григорини и от оператора картины Полли Морган (ещё одна женщина в команде создателей «Эмануэль и правда о рыбах) мы, как зрители, должны рассмотреть отсылки к психологическому состоянию Эмануэль. Но далеко не каждый будет особо вглядываться в такой фон, если картина не «цепляет». А она, собственно говоря, с трудом может «зацепить». Скорее, человек имеющий своеобразное мировоззрение приглядится к зарисовкам фильма, попробует найти скрытый подсмысл, как это сейчас часто бывает в отношении современного искусства, в коем разбираются единицы, отвечая на вопрос: «Что этим хотел сказать автор?». Нет, конечно же, Григорини не стала погружаться в отсылки, как это сделал Андрей Тарковский в своём «Солярисе», там всё гораздо запутаннее и атмосфернее, но всё же и в «Эмануэль и правда о рыбах» есть нечто такое.
В очередной раз радует Джессика Бил. Может она и не виртуозно справилась со своей ролью, всё-таки, наверное, лучшая и самая анализируемая её героиня из ленты «Лёгкое поведение», где драматургия образа проступала за обликом девушки крутого нрава. Однако же, именно здесь можно обратить внимание, что Бил не лишена большего драматического дарования. Уверен, что если у неё в карьере ещё появятся сильные драматические проекты с характерными персонажами, то она сможет довести всем и вся насколько она разносторонняя актриса, а там, почему бы и нет, пойдут награды, более престижные, нежели премии телеканала «МТV». Её Линда в картине «Эмануэль и правда о рыбах» очередная возможность удивиться людям, какими они могут быть, да и шокирующая жизнь Линды, которая оставляет свой сильный отпечаток после просмотра картины, целиком и полностью лежит на хорошей игре Джессики Бил.
Кая Скоделарио отнюдь не хуже более опытной партнёрши по съёмочной площадке. Эта девочка хорошо сыграли и этим запомнилась по очередной экранизации известного романа «Грозовой перевал», вышедшей в 2011-ом году, хотя была не на главных ролях. В «Эмануэль и правда о рыбах» она показала, что может примерять новые образы, создавать интересные персонажи, так что очень надеюсь на развитие её карьеры, а пока её амбиции идут в ногу со способностями, главное, не останавливаться и не заболеть звёздной болезнью, ведь она ещё так молода.
«Эмануэль и правда о рыбах» найдёт своего немногочисленного зрителя. Фильм будет хорош для тех, кто хочет увидеть человека в неожиданной ситуации, недалёкой от сумасшествия. Для других же станет очередным странным кино авторского жанра артхаус. Не буду рекомендовать эту картину, но и отваживать от просмотра также.
6 из 10
25 февраля 2015
Девушка Эмануэль, потерявшая свою мать при рождении. Для которой сама жизнь — не награда, причина смерти ее мамы. Она страдает. Смакует детали момента своего рождения, выспрашивая своего отца. Она полна внутреннего протеста и беспричинной агрессии. И молодой человек, с которым она знакомится в электричке, единственная ее связь с реальной жизнью.
Соседка Линда — женщина потерявшая рассудок от потери своей новорожденной дочери. Она нянчит куклу в полной уверенности, что это ребенок. Она больна.
Странно не только поведение главных героинь, поддерживающих иллюзии друг друга, но и окружающих. По сути, обе женщины одиноки в своем непроходящем горе. Они находятся один на один со своими страхами, ведут собственную вымышленную жизнь, а то что происходит рядом — это фон, помехи, враждебная действительность. С появлением Линды, Эмануэль еще больше отдаляется от мира реальности. А что же близкие? Неужели они ничего не видят, не чувствуют, не стараются помочь?
Все это странно! Отчужденность и упоительное одиночество в финале перерастает в уединенный дуэт на кладбище. Можно ли сказать, что эти две половины одного горя, похоронили там свое прошлое? На мой взгляд, навряд ли. Скорее, они окончательно отделили себя от мира живых.
Фильм не оставляет даже проблеска светлых чувств. Серое дно самообмана, безумия и саморазрушения. Не могу сказать, что фильм мне понравился. Он оставил послевкусие внутренней неудовлетворенности, недоговоренности, вакуума.
Серый фильм, в котором я не наблюдаю смысла, Увы. Пересматривать не буду.
19 января 2015
Немного сумасшедшая история о двух людях, которые, потеряв кого-то очень близкого, потеряли вкус к реальной жизни.
Фильм — бесконечный марафон от убивающей действительности.
Но кто ты, если не здесь и сейчас? Всего лишь тень из прошлого.
Поэтому перестань бежать от самого себя и взгляни правде в глаза. Ничто не вечно в этом мире. И, окунаясь в иллюзии с головой, вовлекаясь в новую занимательную игру в дочки-матери, не стоит забывать о том, что чем дольше ты будешь оставаться в выдуманном мире, тем больнее отпускать его. Но кто, если не ты, сможет помочь тебе?
И когда все же решишься покончить с игрой, отнимающей у тебя драгоценное время на жизнь, не жалей своих сил на то, чтобы расстаться с иллюзиями раз и навсегда.
Не бойся отпускать свое прошлое.
Ведь зачем биться головой в стену, когда рядом есть открытая дверь?
4 сентября 2014
Неуравновешенная девочка-подросток Эмануэль, живущая с отцом и мачехой, знакомится с их новой соседкой Линдой. Линда напоминает Эмануэль ее мать, которая умерла при родах и в чьей смерти она винит себя. Линда, в чьей жизни тоже была тяжелая потеря, не смогла с ней смириться. Пытаясь убежать от реальности, она создала свой собственный идеальный мир, частью которого хочет стать Эмануэль.
Несмотря на мелодраматический сюжет, «Правда об Эмануэль» — это не просто вариация на тему «дочки-матери». Иногда повествование становится совершенно сюрреалистическим, но это не выглядит как попытка изобразить галлюциногенный бред не совсем адекватного персонажа. Франческу Грегорини (режиссера и сценариста фильма) интересует не столько сама история героев с их понятными человеческими проблемами, сколько «сверхреальность», лежащая за пределами объективной действительности.
Что касается формально воплощения, фильм очень красив визуально. Стоит отметить замечательную игру актеров: Кая Скоделарио (Эмануэль) и Джессика Бил (Линда) составили отличный дуэт, а роскошный Альфред Молина и дурашливо-обаятельная Фрэнсис О’Коннор создали запоминающиеся образы отца и мачехи Эмануэль.
15 апреля 2014
Лунные отблески на поверхности высоко над головой, стайки серебристых рыбок кружат вокруг хороводы. Рывок наверх, еще рывок — и ты выталкиваешь себя из глубины, вырываясь из плена озера подсознания, оставляя покояться в нём свои проблемы и страхи. Увы, всё не бывает так просто.
«А ведь эта картина может таить в себе целую Страну Приливов!» — такими были мои мысли, когда только-только прочитала описание фильма и посмотрела трейлер. Я ошиблась.
«The Truth About Emanuel» рассказывает нам историю двух людей — девочки-подростка и одинокой женщины, которых друг к другу притянуло, словно магнитом. Они похожи — обе спрятались глубоко внутри себя, так глубоко, что безболезненно вынырнуть из омута собственных иллюзий уже не получится. Темы, которые затронула Франческа Грегорини — психические расстройства личности — всегда привлекают, интригуют, и заставляют легкие мурашки танцевать по коже. Но в фильме так поверхностно обрисованы произошедшие в прошлом драмы двух главных героинь, что нам остается лицезреть лишь внешнюю оболочку — довольно пустую и без должного в таких случаях надлома. Конечно, можно дополнить собственными домыслами пустые пробелы, и дофантазировать нужные эмоции, не промелькнувшие на экране, но вот есть то, что нам раскрыли чуть больше — путь назад из иллюзорного мира. О, и смешно, и грустно, ведь этот путь чуть более тернист, чем тот, что мы видим ближе к финалу. И чуть более — это очень мягко говоря. Просто отыскав в другом отражение своей боли невозможно от нее излечиться, как по щелчку пальцев.
Бесспорно, фильму присущ призыв к состраданию и отзывчивости, попытки разобрать серьезные проблемы, но в итоге мы имеем историю, которая никогда не могла бы случиться. Сказку довольно красивую и хрупкую, но лишенную настоящей глубины, она — лишь мерцание света на поверхности воды.
За неплохую, но загубленную идею, красоту кадров и за Каю Скоделарио с вечно хитрыми глазами, в которых поселилась смешинка
6 из 10
12 апреля 2014
В последнее время мне все больше начинают нравиться подобные странные фильмы, где происходящему довольно сложно найти рациональное объяснение. Интрига — тайна, которая связывает между собой 17-тилетнюю девочку и ее соседку.
Эмануэль — необычная, немного вспыльчивая и депрессивная девушка, перенимающая все на свой счет. Все беды в мире происходят из-за нее, а как же, ведь она убила собственную мать. И именно эти слова звучат в самом начале фильма. Всю жизнь ее окутывало одиночество, чувство собственной вины и раскаяния, но теперь все изменилось с приездом не менее странной соседки, которой требовалась няня для ребенка. Нужна ли была Эмануэль работа? Пожалуй, нет, но, несмотря на наличие и другой подработки, она все же соглашается. С этого момента и начинаются все странности. Эмануэль практически не видит ребенка и охраняет только не подающую никаких сигналов радионяню. И в этом что-то не так. Все закручивается вокруг соседки Линды, к которой Эмануэль уже начинает проявлять особую привязанность, за неимением собственной матери, и ребенка.
«Правда об Эмануэль» (а именно так должно было бы звучать название, хотя эти самые «рыбы» придают истории своеобразный оттенок) — очень странно запутанный фильм, заставляющий погружаться в особенный мир, созданный его героинями. У них своя жизнь. И теперь вы — часть этой жизни.
8 из 10
9 марта 2014
Я люблю такие странные фильмы, оставляющие после себя чувство горечи и одновременно облегчения; такие чуть депрессивные, с намёками душевные муки и терзания; с такой развязкой, когда герои вдоволь наплутавшись по закоулкам своей души, находят выход к свету, открываясь чему-то новому. Подобных историй снято множество, но именно «Правда об Эмануэль» выгодно отличается от всех других.
Фильм будет близок многим и отнюдь не потому, что жизнь — это беспрерывный обман, а счастье — иллюзия (как говорил в своё время Шопенгауэр), а потому что со всем этим стоит бороться (как наставляет Эмануэль отец). Помощь в борьбе и последующее высвобождение — именно так предстоит избавиться от боли прошлого обеим героиням.
Кая Скоделарио здесь в прекрасном, но уже привычном амплуа трудного подростка и в целом загадочной (не такой как все) личности. Ей такие роли играть не впервой, поэтому смотрится она весьма гармонично. Камера то и дело крупным планом выводит на экран ее большие грустные глаза; её реплики загадочны; поведение дерзко; а чуткий внутренний мир скрыт под слоем внешней грубости и отчужденности.
Джессика Бил в роли странной Линды, которая тоже что-то скрывает. И не с проста именно Эмануэль предстоит узнать эту правду. Она не только способна бережно сохранить секрет, но и остаться рядом, когда все другие отвернуться от Линды.
«Правда об Эмануэль» — это тягучий, атмосферный артхаусный триллер с лирическо-грустной музыкальной дорожкой. Франческа Грегорини очень умело и грамотно совмещает в одном фильме сразу несколько жанров: переходы от триллера к почти ужастику, но на первый план всё равно выдвигается драма. Личностная драма девочки подростка, растущей без матери переплетается с болезненным восприятием реального мира Линды, давая при этом сильные эмоции от каждой героини.
7 из 10
6 марта 2014
«Она плыла под водой в озере, но могла дышать. Была ночь, но она видела в темноте, потому что лунный свет стелился по воде, словно рука, указывающая путь. И она счастлива, плавая среди рыб».
Вода источник жизни. Но почему среди людей так популярен страх утонуть?
Начав смотреть фильм — я была в восторге, при просмотре — не могла оторваться, а когда начались финальные титры — поняла, что такого восхищения и странного ощущения после кино у меня не было давно… В последний раз с фильмом «Страна приливов». Я сразу почувствовала, что есть что-то общее между этими фильмами — хотя бы идея приливов. Приливов, которые всегда уносят с собой что-то ценное…
Татуировка на ее руке — это имя Эмануэль. Ее имя. Замкнута, немного агрессивна, язвительна, настороженна, холодна, но при этом умна и чувствительна — все это об Эмануэль. Она считает, что живет ошибочно и случайно, потому что, когда она впервые сделала свой первый вдох, ее мать испустила последний. С этой мыслью живет главная героиня.
Каждому ребенку нужно материнское тепло, которое позволяет почувствовать защищенность, важность и любовь. Но когда случается так, что детство проходит без матери — впоследствии, человек будет икать того, на кого можно будет спроектировать образ матери. Для Эмануэль таким человеком становиться загадочная новоприбывшая соседка Линда, которая так похожа внешностью на фотографию мамы, что весит на стене комнаты. При знакомстве между Эмануэль и Линдой будто сразу что-то срезонировало — одна увидела в другой отражение своей проблемы, своей потери, своей боли. Это и помогло обеим героиням потом суметь помочь друг другу пережить смерть очень важных для каждой людей. Но, мне кажется, главным то — что они нашли возмещение этой потери в друг друге, ведь важным есть и то, что по сути никто из них по-настоящему не знал умерших.
Также на протяжении этой истории видно, как взрослеет главная героиня, прощается со страхом жизни и смерти, страхом действовать и выносить перемены. Ведь вначале она приходит в панику, когда ее каждодневный, уже привычный друг не оказывается на привычном месте в встрече — в электричке. Не ходит в школу, хотя любит познавать новое. Также это прослеживается в том, что она Эммануэль узнав секрет Линды — тщательно и бережно хранит его, словно держит маленького живого ребенка. Девочка оберегает эту тайну от других, как будто имеет к ней причастность или… или ей близко это сумасшествие. Но в итоге, все случилось так, что Эмануэль приходится сделать то, что она избегала — погрузиться в себя.
История тонкая и глубокая. А еще жизненная, и в тоже время в нее вплетены элементы нереального — ведь все мы иногда немного сходим с ума. Впечатляет также красивая съемка и искусно подобранные детали. Настоящий эстет по достоинству оценить кадры этого красивого фильма.
А лично мне этот фильм нравится еще и тем, что некоторые странные фразы из него так знакомы мне, ведь я произношу их в своей повседневной жизни — это удивило и сблизило меня с данной картиной еще большей. Проще говоря, я не преувеличу, если констатирую факт того, что отныне я называю фильм «The truth about Emanuel» одним из любимых.
4 марта 2014
Когда режиссер Роман Полански вместе с одним своим другом придумал историю, которая позже легла в основу сценария одной из лучшей его работ, впоследствии ставшей классикой психологического триллера и давшей начало знаменитой «Квартирной трилогии», это был всего лишь фильм ужасов, финансируемый небольшой американской компанией, специализирующейся на продукции для «взрослых» и решившей несколько расширить сферу своей деятельности, эксплуатируя женщин теперь не только в порно, но и в хорроре. Сам того не подозревая, для воплощения своей идеи режиссер использовал симптомы шизофрении, о которых совершенно ничего не знал на тот момент, и был крайне удивлен, когда после премьеры «Отвращения» к нему подходили специалисты в этой области и говорили, что он очень точно изобразил картину заболевания, которым никогда не интересовался. Но то, что случилось с Полански случается только с одним фильмом из сотен, если не из тысяч — огромное количество кинематографистов до и после него использовали психические расстройства, о которых ничего не ведали, драмы, которые никогда лично не испытывали и не были знакомы с людьми, их пережившими, и темы, которые никоим образом не были ими исследованы, для того чтобы рассказать историю, рожденную их воображением. И лишь единицам из них удалось при этом точно попасть в цель, дав исчерпывающую характеристику проблемы или хотя бы убедить зрителя в том, что они это сделали. Вот и Франческа Грегорини, которая в своей второй полнометражной работе использовала последствия двух травматических событий, чтобы рассказать историю почти неземной дружбы между двумя соседками, не стала одной из немногих, у кого получилось, положившись лишь на свое чутье, провести цельное кинематографическое исследование той или иной стороны человеческой природы.
В кино Грегорини привели две причины, каждая из которых находит свое отражение в «Правде об Эммануэль». Свое путешествие в мир искусства она начинала с карьеры автора песен, но со временем все больше разочаровывалась в музыке для себя, поскольку в ней она не имела возможность реализовать те яркие визуальные образы, которые рождались в ее голове и выплескивались в песнях. В своей второй работе режиссер наверстывает упущенное и очень много времени уделяет эстетической стороне картины — обращает внимание на мельчайшие детали, создает потрясающей красоты эпизоды, снимает в местах, которые кажутся местным филиалом рая, и две ее главные актрисы так хороши собой, что на них приятно смотреть даже когда ситуация между их героями накаляется до предела. Но что стоит за этой внешней идеальностью, и так ли уж она актуальна в картине, которая рассказывает о женщине, потерявшей новорожденную дочь и отрицающей ее смерть, и девушке, которая считает себя убийцей матери, которая погибла при родах? Тут мы вплотную подходим ко второй причине, приведшей Франческу Грегорини в мир кино, а именно к желанию рассказывать истории. И на практике это оказываются даже скорее не истории, а сказки — милые, добрые, где герои живут в красивых домах, перед которыми посажены прекрасные цветы, а зло если принимает очевидные обличья, то всегда в конце побеждается добром. И, несмотря на серьезность тем, затронутых в «Правде об Эммануэль» это именно сказка, в которой все хорошие, милые и красивые, а зло все равно откуда-то берется.
Второй фильм Грегорини рассказывает о людях, которые по разным причинам предпочитают избегать реальности и жить в выдуманном ими мире, и есть что-то магическое в том, как переплетаются их судьбы и как тесно они оказываются связаны общими секретами — бунтующая Эммануэль и спокойная Линда делят между собой истинную сущность Хлои, а с парнем из автобуса юная главная героиня пугают людей вымышленными причинами для просьб освободить место. Но как герои картины являются интровертами, так и сам фильм находиться лишь внутри себя — он рассказывает историю, которая развивается по каким-то одному автору понятным принципам, благодаря которым мы видим лишь одну сторону, то что происходит здесь и сейчас, и этого явно недостаточно, чтобы раскрыть такие запутанные отношения и такие сложные судьбы. Весь фильм героиня Джессики Бил демонстрирует один и тот же симптом, и режиссер лишь единожды говорит о том, как у нее сложилась такая реакция, называя совершенно очевидную причину для этого, но это же должно было как-то сформироваться, должно было быть что-то непосредственно в ее личности и ее жизни, что настолько клинически задержало ее в периоде отрицания смерти, который переживает каждый, утративший близкого? Тоже самое происходит и с героиней, чье имя дало название фильму — у нее совершенно серьезная психологическая проблема, которая давит на нее годами, но при этом режиссер не дает ни единого намека на то, кто или что именно ее сформировало, помимо, опять же, как и в случае с героиней Бил, собственно события, в то время как все остальное указывает на то, что подобная реакция в такой критической форме у нее вряд ли могла бы появиться. В итоге «Правда об Эммануэль» получилась красочным фильмом, который рассказывает оригинальную историю, но не пытается быть ничем больше, чем просто рассказчиком, в то время как драма обязательно должна быть еще и всесторонним исследованием.
5 декабря 2013