Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Электро Москва |
английское название: |
Elektro Moskva |
год: | 2013 |
страна: |
Австрия
|
слоган: | «Back in the USSR?» |
режиссеры: | Доминик Шпритцендорфер, Елена Тихонова |
сценаристы: | Доминик Шпритцендорфер, Елена Тихонова |
продюсеры: | Доминик Шпритцендорфер, Петра Попович, Диана Стойнова |
видеооператор: | Доминик Шпритцендорфер |
монтаж: | Михаэль Пальм |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 марта 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Рассматривая картину в контексте документального кино можно сразу сказать, что она несет в себе большую жанровую ценность. Не потому, что фильмов об отечественной музыке не много (а их и вправду мало), но и потому, что это первый фильм именно про советскую электронную музыку. Забавно, ведь снят он только отчасти русскими.
Пионеры будущего жанра показаны по-героически и очень витиевато, где посыл вроде: «где-то там, в глухих дебрях инженерных помещений, лишь солнце спрячется за горизонт, скидывают свои стахановские маски заслуженные конструктора и творят нечто, нечто удивительное…» действительно заставляет проникнуться, интригует. При всей фантастичности такой формулировки парадокс состоит в том, что это — реальная суть вещей. Выбранная авторами метафора про Франкенштейна очень точно передает действительность. И ведь правда, советская электронная музыка — это оживший Франкенштейн, сотканный и спаянный из осколков дефицита, нечто очень сложное, никогда и нигде ранее не виденное.
Примечательно, что создание первых синтезаторов и вообще электронных муз. инструментов в СССР пришлось аккурат к появлению жанра электроники как таковому. Получается, что советские уникумы, сами того не понимая, создали нечто, идущее в ногу с западными тенденциями середины-конца 60х. Не сразу можно представить насколько это сложно — создать что-то с нуля, не опираясь на чужой опыт, а, по сути, изобрести заново тот же «велосипед». На самом деле, вещь просто грандиозная, чистый авангард для своей культуры! Это то же самое, если бы сейчас в Северной Корее какие-нибудь граждане-любители придумают аналог айфона или подобного устройства.
И вообще, если бы такое странное по тем временам явление как электронная музыка вошло в массовую культуру и было одобрено «верхами» — не исключено что и у нас, одновременно с западом, появились бы свои эксперименталисты вроде Silver Apples или уже вполне осознанные представители жанра как Kraftwerk.
Из этой проблемы вытекает другая. По причине «немассовости» и высокой сложности, некой сумбурности тогдашних синтезаторов — на них попросту некому было играть, кроме их создателей. И тут уже получается почти замкнутый круг, ведь создатель-инженер и профессиональный музыкант это два совершенно непохожих друг на друга типа личности и мышления. По разумению, никогда или почти никогда техник не будет хорошим музыкантом, а музыкант — хорошим техником. После создания ни один из представленных в фильме инженеров-конструкторов, как это видно уже сейчас, не сменил род деятельности и не прославился как музыкант — потому, что не имел явного к этому таланта, что совершенно справедливо. Исполняемые ими мелодии — сложные по своей натуре, вдумчивые и хорошо продуманные аля «Сальери» или «органные симфонии» не смогли бы получить отклика у слушателей. Музыканты и конструкторы — получается своего рода раскол на половины, каждая из которых не подозревает о существовании другой. Инструменты как были хобби, так ими и остались, видоизменившись позднее разве что в предмет коллекционирования, только и всего. При таких обстоятельствах тяжело рассуждать о потенциале этого жанра как такового.
По поводу картины.
Мне непонятны частые упоминания в фильме про ущербность и однобокость во всем виноватого «кровавого советского режима», которые диктор форсирует и мусолит неоднократно. От этого — ярко выраженный субъективный оттенок в стремлении фильма дать всему оценку вместо зрителя. Спрашивается, над чем размышлять, если все разжевано автором? Причем в довольно грубой форме. Создается ощущение, что создатели резко отрицательно относятся к советской идеологии, и, даже, где можно занять нейтральную позицию, все равно подливают масла в огонь.
Мне также непонятна идея засунуть в фильм два параллельных сюжета про человека-эксперименталиста (который в заброшенных местах бил все подряд ломом, записывая это на рекордер) и современного музыканта noise жанра «крайней степени головного мозга».
Во-первых, то, что делает первый — вообще не является музыкой, а то, что делает второй -является только пародией на оную (оценивая это не как целый жанр нойза, а как его ущербного представителя).
Во-вторых, ни один из них не относится к электронике, и уж тем более к советской. Я уж не знаю, по каким критериям это задумывалось, но я бы не назвал творчество двух явных фриков хоть как то стоящим внимания. Скорее всего, такая дыра к сюжете обусловлена малым хронометражем и недостаточным количеством информации именно про электронную тематику при СССР. То есть ребятам просто не хватило бы материала, чтобы довести работу до полного метра, посему и были взяты аляповатые сюжеты, описанные выше.
Не озираясь на минусы, «Электро Москва» действительно ценная работа, хоть и не без огрехов. Через столь неуверенную нашему слуху тему «советской электронной музыки» поднимается вся запыленная глухомань неизвестности и андерграунда, аккурат когда в обществе и при власти культивировались отнюдь не идеи индивидуализма.
16 января 2014
Электро Москва — фильм о людях очень увлеченных электронными приборами, которые издают звуки и электронными инструментами. О развитии техники, когда люди чтобы развивать свое дело были вынуждены воровать, ведь все производство было военным. О том, что советские электронные музыкальные инструменты «так же несовершенны, как и мы». Фильм пропитан ностальгией по ушедшим временам.
Интересна документальная съемка про Льва Термена, изобретателя термен вокса (и не только его). Вы узнаете, откуда появились «космические» звуки из первых фантастических фильмов, как прослушивать разговоры без жучков и другие интересные факты.
Вам стоит посмотреть этот фильм если вы любите паять, старые приборы, похожие на амперметры, увлечены экспериментами в области странных электронных звуков.
17 декабря 2013