Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чужая земля |
год: | 2013 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Элла Тухарели, Никита Михалков |
сценарий: | Ольга Любимова |
продюсеры: | Алексей Балашов, Никита Михалков, Леонид Верещагин, Сергей Шитов |
видеооператор: | Вадим Тухарели |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 1 мин |
Замечательный фильм, грустный, но замечательный, пропитанный болью за Родину и Любовью к ней же, родимой.
Не понравится он может только в тем, кто не хочет осознавать и свою вину в случившемся, в тяжелой болезни русской деревни. Можно сколько угодно ругать этот фильм. Говорить о том, что он снят как с барского плеча… Пришел, походил, снял, повыпендривался, уехал обратно в хоромы… Но ведь простой житель даже этого не сделал. Когда мы последний раз ездили в глушь отдохнуть? Когда мы последний раз были благодарны Богу, что родились на земле, где так много этой глуши, такой родной?
Разве этот фильм должен поставить своей целью изменить что-то на физическом уровне? Нет. Он ставит за цель изменить вашу душу. Вот и всё. У меня наша «чужая земля» не вызвала одной только грусти от той, несомненно, разрухи, которую мы видим. Помимо разрухи, Вы видел ту красоту? Видели? Разве она может уйти навсегда? Я верю в нашу русскую душу. Верю в наш менталитет. Потому, что русская деревня, русская земля у нас в крови. Пусть сейчас мы заблудились, но найдем путь домой. Домой, в деревни.
Последний эпизод со звонком в скорую и милицию по поводу смерти деревни… это был ТАКОЙ момент… только ради него одного можно смотреть всю ленту. Это то, за что, лично я, люблю Михалкова. Как бы сильно мы кого-то не любили, мы начинаем любить его еще больше, если узнаем, что он может уйти от нас навсегда.
Чтоб понять и оценить этот фильм, нужно Любить Россию ТАКЖЕ, как любит ее Михалков!
Пожалуйста, посмотрите! И никого не слушайте. Только свое сердце.
27 марта 2014
Можно дать моей рецензии красный цвет, посчитав что в ней слишком много офф-топа, но я глубоко убежден, что нельзя оценивать документальный, публицистический фильм, такой, как «Чужая земля» Никиты Михалкова, в отрыве от общественного контекста. И в отрые от личности и убеждений создателей фильма.
Никита Михалков начинает свой документальный фильм «Чужая земля» с клипа, в котором использованы кадры его «Утомленных солнцем — 2». Он дал авторам клипа разрешение использовать эти кадры, потому что почувствовал их искренность. Но в его собственном фильме этой самой искренности-то и не чувствуется.
Невозможно верно служить властям всех мастей, быть своим и для коммунистов, для Ельцина с Черномырдиным в 90-е, и для Путина сегодня — и одновременно всё время быть еще и со своим народом. Ведь находясь рядом с любой властью, будучи ее верной опорой, автор берет на себя и ответственность за ее действия.
И вот теперь он объезжает страну и смотрит на плоды своих дел. Возмущается, скорбит, задумчиво качает головой.
Но разве он что-то понимает? Про себя, про долг, про нравственность, про государство? Нет. Фильм ограничивается лицемерными сожалениями, сетованиями на ворье (под которым понимают отнюдь не чиновников, а только местных деревенских алкашей) которые ничуть не помешают автору поехать с мигалкой на следующее ток-шоу на государственных каналах.
Это раздвоение — беда и грех не только Никиты Михалкова, но и целой генерации наших талантливых когда-то режиссеров: Говорухина, Бортко, Шахназарова, Хотиненко…
Еще один «парадокс русской души», как называет это в фильме Михалков.
Они клянутся в верности государям и клянут их же политику. Не желая замечать неодолимого противоречия, потому что их очень хорошо кормят.
Это двоемыслие-то и нивелирует всякую значимость этого фильма.
Поразительно, но у Михалкова и его героев, по их словам, главной причиной беды оказалась «воля». Фильм упирается в то же, что в «Вишневом саду» Чехова бормотал 88-летний слуга Фирс: воля = несчастье.
Слушать вот эти рассуждения дорогого Никиты Сергеевича о вреде не то, что перестройки с революцией, а даже о вреде отмены крепостного права (по сути, о вреде отмены рабства!), слушать на фоне разрухи, которой, по словам крестьян, порой всего года 4 — мучительно неловко и стыдно.
Мы видим нечто вроде сафари, путешествия богатого и сытого придворного, удивляющегося, что пейзане хотят хлеба, вместо того, чтобы купить себе пирожных. Как удивлялась этому более 200 лет назад Мария-Антуанетта, не знавшая, чем обернется ей это удивление.
Насладившись экзотикой российской глубинки и упившись своим сочувствием народной беде, придворный вернется восвояси, а страна останется жить, как жила.
Поэтому я и ставлю фильму
1 из 10
14 ноября 2013
Как же «далеки они от народа»! Как же им нравится заигрывать с ним, всхлипывать, вспоминая образы из детских сказок, покопаться на чердачке в поисках иконки или прялки, на худой конец, а еще рюмочку выпить за упокой… да какая разница за чей упокой пить. Можно и за упокой деревеньки.
«Как это у вас красиво получается рюмочку опрокидывать! — Достигается упражнением».
Так кто же все таки виноват в таком положении российской деревни?
Александр II, отменивший крепостное право?
А может Столыпин, за компанию приплетенный Михалковым?
Троцкий? Сталин с его коллективизацией и голодомором, предусмотрительно позабытый автором фильма?
Может Никита Хрущев, засеявший пол страны кукурузой? (Неее, тезка не мог. Этого пропустим.)
Орденоносный Брежнев? Праздно болтающий Горбачев? Пляшущий Ельцин? А может всёвидящий Путин?
Или отставной офицер, не желающий отцу помочь даже забор поправить?
Ответ нам автор не дает. Говорит, что обвинять никого не будет, но портреты Горбачева и Ельцина как-то невзначай (без комментариев и пояснений) мелькают на экране и перемежаются видами деревенской разрухи.
А зачем об этом задумываться? Зачем разбираться в причинах? Ведь для того, чтобы прокатиться «при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» и водочки попить на природе, достаточно потом собрать «нужный» и политкорректный видеоряд.
А тем временем… школы и сельские клубы закрываются, молодежь все бежит в город, поля зарастают, дома разваливаются, деревни вымирают, а в углу просторной московской квартиры красуется прялочка. Будет что друзьям показать, о чем поговорить.
А если не разбираться в причинах, то как понять зачем «нашей патриархальной» деревне телефон и интернет? Только и остается поглумиться над участковым.
Великие русские писатели, к которым так часто апеллирует Михалков, тем и отличались, что умели подметить и показать суть явления, а тут праздная прогулка получилась.
«Ружья не берем, собак не берем, из машины не выходим».
9 ноября 2013