Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полет аистов |
английское название: |
Flight of the Storks |
год: | 2012 |
страны: |
Франция,
ЮАР,
Германия
|
режиссер: | Ян Кунен |
сценаристы: | Дэнис МакГрат, Жан-Кристоф Гранже, Ян Кунен |
продюсеры: | Томас Анаргирос, Мехди Саббар, Марвин Савен, Жиль Ватеркейн, Грег Бакл, Михаэль Бютов, Дэмиен Куврю, Эдуард де Вессин, Миша Хофманн, Женевьева Хофмайер, Кристин Распилльер, Фридерик Брюнеель, Надя Хамлиши, Кристоф Луис, Адриан Политовски, Berk Bengu |
видеооператор: | Лэнс Гюэр |
композитор: | Эрик Невё |
художники: | Майк Берг, Эгберт Крюгер, Шаттун, Реза Леви, Том Олив |
монтаж: | Анни Данш, Флоран Вассо, Jean Marie Blezo |
жанры: | боевик, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 января 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
В начале… Но, конечно же, начало мы чаще всего пропускаем. Мы приходим в середине, когда реки побагровели от крови, когда свет уже потушен и братство камня стоит у ворот, когда империя волков наносит ответный удар. Только тогда мы наконец-то пытаемся во всем разобраться. Шепотом, чтобы не потревожить присягнувших тьме, спрашиваем друг у друга: «Кто он?» Жана-Кристофа Гранже с чьей-то легкой руки окрестили «французским Стивеном Кингом», что верно лишь отчасти. Это как назвать Финчера американским Ардженто. Разные направления, стили и темы. Первое, что приходит на ум при упоминании творений француза, это отъявленная жестокость и анатомические подробности убийств. Впрочем, натурализм кровавых сцен нередко сменяется красивым описанием выбора женской обуви и пристальным вниманием к известным брендам одежды и парфюма. До челюстного хруста можно гадать развязку, но дьявол непременно будет носить Prada. И не обязательно ему быть антагонистом. Достаточно страдать от взрывов бешенства, забрасываться коксом или питать лютую ненависть к насильникам. Другая фишка Гранже — экзотические страны с кровавыми диктаторами и тропическими лесами и болотами. Рамки камерного триллера явно не для этого человека. Сюжетная география охватывает зачастую такие дикие места, где человеческое мясо подается в виде основного блюда, а ближайший водоем кишит кайманами или пираньями. Смене ландшафтов следует смена ритуалов: плоть нещадно кромсается, органы препарируются с медицинской точностью, конечности отрубаются как хвосты рыбы на разделочном столе повара. И главный плюс автора — безупречная стилистика.
В основе сюжета сериала — дебютный роман Гранже. Наши глаза и уши — молодой философ, подрядившийся на кажущееся поначалу безобидное путешествие. Джонатан Ансельм, замкнутый академик из Англии, устал от «интеллектуального онанизма» и соглашается помочь пожилому швейцарскому орнитологу. Предложение проследить за миграцией аистов обещало быть легким и насыщенным впечатлениями странствием в лучших традициях канала «Нэшнл джеографик». По сути, у нас имеется герой без личности: смерть семьи; приемные родители; тайна прошлого; ночные кошмары; шрамы на руках от давних ожогов, ввиду чего полное отсутствие отпечатков пальцев. Напрашивается аналогия с пустым сосудом, который будет наполняться по ходу действия. Здесь может возникнуть претензия: мол, чего можно ожидать от нелепого «ботаника», вылезшего из пыльных библиотек? Какие физические и моральные качества проявит этот мыслитель в экстремальной ситуации? Но в том-то и заключается замысел: способность к выживанию не приобретается на курсах по самообороне. Кто сказал, что заглавный персонаж должен быть новым Шварцем или Слаем Сталлоне? Ведь некогда смог субтильный Нортон заставить поверить в то, что мрачный клерк превращается в хладнокровного Тайлера Дёрдена. Нечто схожее требовалось от создателей мини-сериала и сейчас: наполнить героя выносливостью, выдержкой, храбростью, чтобы он смог пройти путь до конца, шагнуть туда, где нет понятия справедливости, нет законов. Есть только ты и враг. Или вспомните тщедушного математика из «Соломенных псов», устроившего кровавую баню зарвавшимся сельским отморозкам. Вводным данным стоит позавидовать: можно вылепить рафинированного Брюса Уэйна — только без плаща и мышиных ушек («азиатский» пролог Нолана очень похож на приключения нашего героя), а можно и Джейсона Борна, только без суперспособностей и тысячи паспортов за пазухой (как сходство — амнезия, флешбеки с гипнозом и перемещения по странам с преследователями за спиной). В нагрузку ко всему душевные травмы Джонатана. Без этого никак: поиски трещин в душе человека — излюбленное занятие автора оригинальной книги. Травмированные и побитые жизнью личности порой отличаются невероятной живучестью.
Кто знаком с романом Гранже, знает, что француз не разменивается по мелочам: если кровь, то без компромиссов — вырванные сердца в тропических джунглях, забрызганный ошметками плоти кафель подпольных лабораторий, черви, выползающие из разлагающегося на глазах искромсанного трупа; если насилие, то без контроля и тормозов — на живую, без наркоза сделанные операции, как в нацистских лагерях, перерезанные кусачками сухожилия на ногах, отсеченные уши и гениталии; если секс, то без сантиментов — дикое соитие с первобытным желанием и звериной ненасытностью. К сожалению, в экранизации нет подобных составляющих. Режиссер портит это шоу еще на разогреве: избрав стиль, который хочется назвать «наркоманским», он то и дело насыщает действие сценами, снятыми трясущейся камерой, где герой под действием абсента и медпрепаратов пучит глаза, пускает слюни, жадно хватает ртом воздух, словно рыба, выброшенная на берег. При этом лицо актера, уткнувшись прямо в камеру оператора, напоминает сцены «Ведьмы из Блэр». Амнезия — фирменный конек криминальных романистов, но здесь все подано совсем под другим соусом. Чтобы как-то разрулить этот поворот сюжета, сценаристы используют гипноз. Только, судя по всему, их целью было загипнотизировать не главного героя, а нас — зрителей. Мы долго смотрим на мерцающий экран, словно нам подбросили кассету из «Звонка».
Складывается впечатление, что Кунен слыхом не слыхивал про то, как создавать пугающую атмосферу и воздействовать на зрителя чем-то, кроме клипового монтажа, вспышек софитов, невнятного саундтрека с плавающими голосами. Постановщик, благо что родом из Утрехта, похоже, не прочь прорекламировать курительные смеси: все на экране расплывается, кружится, пропадает в сизой дымке. Находясь в трезвом уме и твердой памяти, через пятнадцать минут такого эфира ощущаешь себя на некоем аттракционе 5D с WOW-эффектом, который монтировали Равшан и Дшамшут. Вероятно, режиссер решил свалить в кучу все наработки и приемы, используемые им в своих предыдущих работах: безбашенная пальба в пресловутом «Добермане»; психоделический транс в наполненном каннабиноидами «Блуберри»; шаманские напевы из «Других миров». Смешав эту зажигательную смесь в одном флаконе, создатель сего фильма, не задумываясь о последствиях, просто выплеснул все это в лицо зрителю, рискующему получить кинематографическую интоксикацию. Ян Кунен не Дэвид Линч, чтобы прятать интригу за уродливыми образами и сюрреалистичными мирами: вестибулярный аппарат не готов к такому погружению в глубины сознания. Нас самих начинает укачивать, словно мы находимся под воздействием неких галлюциногенов. В какой-то момент автор, следуя правилу, берется и за эротическую составляющую, но первобытного влечения, о коем рассказывал Гранже, здесь нет и в помине: типовой набор сцен, который можно узреть на каждом кабельном канале в субботу вечером. Можно грешить на бюджет и прочее, но мы то знаем, что и за скромные деньги снимается хорошее кино. Вероятно, в следующий раз Кунену следует черпать вдохновение у Руджеро Деодато и Умберто Ленци, чтобы снять отменный приключенческий триллер, наполненный экзотическими пытками и ужасами.
2 февраля 2018