Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
По грибы |
английское название: |
Seenelkäik |
год: | 2012 |
страна: |
Эстония
|
режиссер: | Тоомас Хуссар |
сценарий: | Тоомас Хуссар |
продюсер: | Пирет Тиббо-Худгинс |
видеооператор: | Рейн Котов |
композитор: | Ариан Левин |
художники: | Кристина Лоук, Ева-Мария Грамаковски |
монтаж: | Тамбет Тасуя |
жанры: | триллер, комедия, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Депутат эстонского парламента Ааду — занятой государственный муж, к тому же, уже давно не юноша. К своему большому неудовольствию, Ааду оказывается в эпицентре разгорающегося скандала. Только отгремела избирательная кампания, а какой-то журналист-проныра допытывается, какие такие торговые связи могут быть у Эстонии и Перу, что их ещё и укреплять нужно — а ведь официально именно так звучит цель недавней поездки Ааду и его супруги Вииви в Южную Америку. За счёт налогоплательщиков, разумеется.
Нервишки у депутата и так пошаливают, ведь Ааду денно и нощно занят тяжким трудом на благо Отечества — по крайней мере, так должен думать избиратель. И семейная пара решается на тайм-аут: Ааду с Вииви берут плетёные корзинки, садятся в новенький «паркетник» и отправляются в турне по бескрайним (на самом деле нет) эстонским лесам.
Внешне образцовый семейный союз на деле есть стандартная конструкция «ячейки общества»: две личности, не претендующие на уникальность, потихоньку вступают в пору своего увядания. Всегда серьёзный и слегка угрюмый Ааду — человек зрелого возраста, дающий понять, что он солидный мужчина консервативных взглядов. Его жена Вииви — мудрая хозяйка, признающая за своим мужем главенство в семье (ну или позволяющая ему это вообразить). При этом Вииви гораздо более склонна к романтике, мечтательности, в ней явно живёт чувство прекрасного.
Пожалуй, каждому человеку хоть раз в жизни доводилось заниматься тихой охотой. Пешие прогулки по лесу напоминают людям о давних временах, когда их предки питались исключительно тем, что приготовила для них Природа. Лесные красоты серьёзно успокаивают нервы, служа прекрасным бесплатным лекарством от гиподинамии.
Но Ааду не суждено насладиться спокойствием, ибо у него возникает неминуемый конфликт с рок-звездой Заком, которого супруги (скорее, Вииви) согласились подбросить с провинциальной заправки до Таллина. Зак — молодой рокер вызывающей наружности, не особо стесняющий себя правилами этикета и прочими сантиментами. Словом, схожих с Ааду черт у Зака практически не наблюдается. К тому же, парень явно тянется к Вииви, чувствует в ней родственную душу, несмотря на большую разницу в возрасте.
Несмотря на подробное описание скитаний по лесу незадачливых грибников, картину можно считать камерной. Ведь вся интрига состоит в том, смогут ли трое непохожих друг на друга людей стать одной командой, которая сумеет освоиться в непривычной обстановке и постарается обнаружить смысл жизни (здесь зачёркнуто) дорогу домой. Благодаря отлично проделавшему свою работу оператору, зритель имеет возможность проследить, как меняются чувства и эмоции людей, вырванных из привычной комфортной среды и заброшенных в первозданную природу, где твои статус и величина банковского счёта не значат ровным счётом ничего. Нужно признать, персонажи получились крайне занимательные — и это огромная заслуга актёров.
Кажущийся примитивизм сюжета и довольно распространённый посыл не должны вводить зрителя в заблуждение. Ничто не мешает сосредоточиться на действиях троицы главных героев, движущей ими мотивации, подметить любопытные детали. Например, житель полузаброшенного хутора отличается немотивированной агрессией и не самым выдающимся интеллектом, но при этом может похвастать физической силой. Так вот, этот милейший джентльмен носит куртку в цветах российского триколора, а на веках у него написано послание опять же на языке Пушкина и Толстого. Стало быть, ненавязчивая аллюзия на современную эстонскую действительность.
Впрочем, лента «По грибы» — замечательный образец бытового европейского подхода к политике, выражающегося в крылатой фразе «Я люблю свою Родину и ненавижу своё государство». В этот, по сути, естественный порядок вещей, изрядного перцу добавляет изящная политическая сатира. Помимо того, «По грибы» — это ещё и тончайшая реклама сегодняшнего эстонского быта. По-домашнему уютный, и в то же время динамичный Таллин, аккуратные дороги, ухоженные леса, современная североевропейская архитектура, которая ориентируется на природные мотивы — все эти мелочи, мелькающие в кадре, создают весьма благоприятное впечатление об Эстонии и как бы приглашают зрителя посетить эту страну.
Картина определённо получилась не самой зрелищной, вполне предсказуемой, грешит чуточку бравурной концовкой — пусть все эти недостатки имеют место, но фильм Тоомаса Хуссара определённо способен кое-чему научить, пусть и фанаты кино со стажем едва ли обнаружат здесь нечто оригинальное. Всё же взаимовыручка, воля к жизни, гуманизм продолжают воспеваться в качестве положительных качеств, несмотря на то, что с каждым годом морали как будто всё сложнее доказывать своё право на существование — особенно в картинах, рассчитанных на массовую аудиторию всего мира.
А ленты эстонского производства к таковым явно не относятся, несмотря на то, что первые сеансы на родине Леннарта Мери и Георга Отса состоялись всего через год после приснопамятного парижского показа братьев Люмьер. «По грибы» — хороший выбор для зрителей, желающих познакомиться с кино этой прибалтийской республики.
6 августа 2014
До вчерашнего дня я знал о существовании на территории бывшего соцлагеря многих национальных кинематографов, заслуживающих внимания. Например, польский или сербский. Не говоря уж о кинематографе российском, который, если не считать коммерческой дребедени типа «Ёлок», выдаёт порой весьма неплохие экземпляры. А вчера с интересом узнал ещё и о существовании кинематографа эстонского. Дебютный фильм «Seenelkaik» («По грибы») таллиннского режиссера Тоомаса Хуссара, что называется, доставил.
Депутат парламента Ааду Кягу, работа у которого, как вы понимаете, нервная, решает взять тайм-аут и немного расслабиться. Вместе с женой Вииви они отправляются в лес за грибами. По пути к ним прибивается рок-музыкант Зак, просящий подкинуть его на обратном пути до Таллинна. В лесу супруги долго задерживаться не намерены — «часа два, не больше» — но судьба распоряжается иначе: не зная мест, в которые они заехали, незадачливые грибники начинают отчаянно блуждать и, в конце концов, окончательно сбиваются с пути. Ааду звонит своему пресс-секретарю и просит вызвать спасателей, но тот не советует это делать — дело получит огласку в прессе, а у Ааду и так с прессой напряжённые отношения, так оно ему надо? Супругам Кягу и примкнувшему к ним Заку приходится самим выбираться из лесной чащобы, собирая приключения на свою пятую точку.
Несмотря на неторопливый — «горячий эстонский» — ритм повествования, фильм увлекает не на шутку. Местами ловишь себя на мысли, что это такая таллиннская реинкарнация Гая Ричи в ранней его ипостаси. Чёрная комедия, политическая сатира, элементы триллера — всё смешалось в картине Хуссару, но смешалось на удивление удобоваримо.
Не обошлось и без «чисто эстонских штучек». Одичавший житель местного хутора, терроризирующий заблудившихся грибников — злобный как волк и тупой как валенок — одет в куртку, орнаментированную российским триколором, а на вeках у него русскими буквами татуировано «Не буди». Что вкупе с финальной речью Ааду о том, что блуждание по лесу напомнило ему о пути эстонского народа к свободе, придаёт фильму особое символическое звучание.
В 2012 году лента Хуссара попала в лонг-лист кандидатов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», была участником кинофестиваля «East of the West» в Карловых Варах, а также завоевала приз зрительских симпатий на фестивале кино Центральной и Восточной Европы «CinEast» в Люксембурге. Плюс исполнительница главной роли Элина Райнольд получила приз за лучшую женскую роль на фестивале Марракеша. Неплохой результат для дебютной картины.
4 января 2014