Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дирижёр |
год: | 2012 |
страна: |
Россия
|
сценарий: | Валерий Печейкин |
продюсер: | Евгений Панфилов |
видеооператоры: | Игорь Гринякин, Александр Симонов |
композитор: | Иларион Алфеев |
художники: | Марат Ким, Ольга Кравченя, Наталья Каневская |
монтаж: | Каролина Мачиевска |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $375 124 |
Мировые сборы: | $372 944 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 ноября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Павел Лунгин — выдающийся отечественный режиссер. Во многих его фильмах идет психологическое исследование души человека. Движение души, ее изменение, диалектика. Затрагиваются внутренние чувства героя. Таков фильм «Остров» и другие его фильмы.
В фильме «Дирижер» речь идет об искусстве музыки. На протяжении всего фильма идет значительная, прекрасная музыкальная композиция современного автора духовной музыки — митрополита Иллариона «Страсти по Матфею». Музыка появляется в более ранней работе П. Лунгина — фильме «Такси-блюз».
Дирижер Петров (Валдос Багдонадос) — сильная, волевая, твердая личность, говорящая о том, что «искусство — это сложно», отправляется вместе с музыкантами в священный город Иерусалим для исполнения композиции «Страсти по Матфею».
В музыкальной группе есть проблемы. У кого-то — потеря необходимого голоса, что быть может, связано с внутренними психологическими проблемами, неуверенности в себе, невозможностью собраться в нужный момент и взять себя в руки. У кого-то проблемы внутри семьи.
Но главная боль выпадает дирижеру Петрову — греховная смерть (самоубийство) его сына, жившего в Иерусалиме. Похоронить собственного ребенка — одно из тяжелейших испытаний для человека. Как поведет себя дирижер, если после похорон сына он должен работать — давать концерт? Сможет лм он собраться с силами?
В фильме «Дирижер» поднимаются проблемы духовности, человека и искусства, человека и его внутренних терзаний, которые он должен преодолевать в себе самом.
«Дирижер» — фильм высокого уровня.
10 из 10
13 июля 2019
Да, Лунгин тоже снимал про терроризм. Да, в России тоже могут. Притом очень и очень даже годно. Разумеется, в «Дирижёре» всё более метафорично и ни на каком реально существующем террористическом объединении не основано (в прямую, по меньшей мере, хотя отсылок более чем с лихвой, и ищущий да найдёт — немного таких примеров за последний век, прямо скажем; если мне память не изменяет, а думаю, что нет — всего три, и третий, самый любопытный — запрятан чуть поглубже остальных, однако же куда более подходит к контексту, нежели остальные два, куда более прозрачно-предсказуемые), однако же сама завязка истории — вот вообще крута.
Дирижёр вместе со своим оркестром, разумеется, плавно движется на гастроли. Параллельно с тем главный герой преследует и ещё одну цель, куда более для него важную — разыскать ребёнка своего, невесть пойми где запропастившегося, однако же, явно угодившего в переплёт. Всё это великолепие разворачивается на фоне израильских пейзажей и в сопровождении казачьего хора.
И в самом начале ленты никто и подумать не может, что закончится всё так, как заканчивается, потому как показывают нам исключительно процесс подготовки к гастролям, бесчисленные репетиции, небольшие вкрапления ссор между дирижёром и оркестром, и всё так мило и трогательно, что предположить какой бы то ни было реальной беды никто не может. Более того, даже тот факт, что главный герой в поисках своего ребёнка забредает в квартал наркопритонов, и именно в нём ребёнок и обретается, неизвестно, чем там занимаясь — да это тоже не слишком-то пугает.
Ну мало ли — богема же, всякое случается.
И героиня Даши Мороз, безумно, опять же, трогательная в своей тяге к паломничеству. И всё так красиво, так цветисто… Но наступает день финального концерта — и завершается всё отнюдь не ораторией, а взрывом. В прямом смысле слова. Не наркоманы то были, и даже не дилеры, а самые что ни на есть террористы. И вот тут-то, в последние практически минуты фильма и разворачивается резко всё основное действие фильма. Лунгин любит так делать — до последнего дотянет, финал скомкает и вышвырнет — а ты потом сиди и думай: а дальше-то что? Ну серьёзно — а продолжение где? А там ведь только всё началось вообще-то, ну зачем же вы, Павел, так.
А потом вспоминаешь о законе природно-ориентировочной деятельности, усмехаешься и идёшь копошиться в архивах. И вот что характерно — умеет Лунгин истории выбирать, одна другой интереснее на деле оказывается. Прекрасные сценаристы у него. Просто восхитительные. Более того, операторская работа в данной работе тоже выше всяческих похвал. Не знаю — нельзя так снимать, это какая-то абсолютная рерберговщина века двадцать первого. И, да — саундтрек, если так можно называть запись выступления хора, тоже более чем уместен.
Равно как и Куркова. И вот мне стало очень совестно, потому как я банально спутала её с Люси Дубинчик (а хотела уже сказать, что у Курковой есть две хороших киноработы — в «Мёртвых дочерях» и тут, но нет — одна). Так вот — Дубинчик. Она изумительная просто, и очень грустно, что после «Дирижёра», равно как и, собственно, до него мы её нигде особо-то и не видели (вот поэтому, наверное, и не запоминается, хотя играет — от сердца).
Вообще каст не звёздный абсолютно, но лица свежие и вполне достойные. Итого — смотреть, пересматривать (хотя бы чтоб на российский кинематограф новой волны не слишком ругаться).
9 января 2017
Лучший фильм за последнее время (с точки зрения умения снимать кино и использовать данный жанр искусства, чтобы рассказать ПРАВДУ о мире). Фильм для взрослых людей, которые пытаются осознать, в чем смысл и цель нашего существования на Земле. Тем кто не потерял надежду получать от кино как от искусства то, что оно призвано давать — а именно, раскрывать перед человеком Правду о Жизни — приятного просмотра!
В фильме поставлена проблема, в глаза которой многие не отваживаются посмотреть до конца жизни: проблема того, что все мы смертны, что однажды не будет и нас. В теме Смерти нет ничего мрачного, потому что отрицающие Смерть люди не способны оценить ни ценность Жизни, ни смысл Любви. Игра актеров на уровне, достойном самого большого уважения. Сценарий гармоничен. Музыка Митрополита уместна и оценена музыкальным миром высоко.
Поднятая тема смысла человеческого существования не может быть раскрыта в принципе, но сами размышления на эту тему — я снимаю шляпу перед всеми, кто сделал фильм, кланяюсь и говорю «Спасибо Вам, что в этом выхолощенном последними «достижениями» кинематографа жанре вы сняли фильм, просмотр которого делает людей лучше». А смысл последней фразы? Это как тест на взрослость. Те, кто понял, поставьте «спасибо» этому отзыву.
30 мая 2015
В 2012 году Павел Лунгин выпустил свой 10 полнометражный фильм под названием «Дирижер». Эта музыкальная драма, в основе которой лежит оратория «Страсти по Матвею». Именно услышав ее, Лунгин решил снять данный фильм.
Лента повествует нам о дирижере, который отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы дать концерт. Но гастроли оборачиваются трагедией, в корне меняя жизни отдельных людей.
Кто бы что ни говорил касательно данного фильма, но факт того, что Павел Лунгин является мастером своего дела — бесспорный. Многие критикуют данную ленту в излишнем использовании оркестровой музыки, считая ее использование не оправданным во многих сценах, особенно в таких, в которых главный герой «ничего не делает», но на мой взгляд, все стоит на своих местах, и такой режиссерский ход помогает зрителям с большей силой погрузиться в повествование, и глубже почувствовать проблемы и характеры персонажей.
С каждой сценой фильм набирает обороты, стремительно наполняя ядовитым газом воздушный шарик, а шарик, как известно, в какой-то момент не выдерживает и лопается с оглушительным воплем. То же происходит и с событиями, показанными в фильме. Никакое действие не проходит без последствий. Но к сожалению, главные персонажи данной ленты об этом забыли.
Фильм очень эмоциональный. Лунгин тщательно смешал необходимые для этого ингредиенты, такие как: музыка, история, характеры, проблемы, место действия. Все это в купе воздействует на зрителя. Заставляет сочувствовать персонажам.
Главным из них является Вячеслав Юрьевич Петров, он же дирижер, в исполнении Владаса Багдонаса. Актеру удалось очень убедительно воплотить на экране образ эгоистичного руководителя. Поначалу ты его ненавидишь, презираешь, но с развитием событий ты проникаешься к нему, понимаешь его поступки, действия. Герой меняется, он понимает, что поступал неправильно и ты его невольно прощаешь. И в конце — катарсис, дирижер очищается, когда приходит на могилу. Он пишет своему сыну, может быть, слова с просьбой о прощении. И у нас остается надежда, что все люди на планете смогут искупить свои грехи, если обратятся к Богу с искренним покаянием.
Не даром местом действия является святой город Иерусалим — святыня трех религий. Этот город является неотъемлемым персонажем фильма. И именно в этом великом городе можно по истине узреть Бога и покаяться за свои грехи. Многих людей, особенно верующих, это место меняет навсегда, и дирижер не становиться исключением.
Операторам Игорю Гринякину и Александру Симонову удалось очень точно запечатлеть виды Иерусалима, которые соответствуют настроению фильма, а так же эмоции персонажей, фокусируя изображение только на том, что действительно необходимо.
В общем, Павел Лунгин снял фильм о дирижере, человеке с непростым характером и такой же профессией. Для кого-то данная лента придется не по вкусу, а для кого-то, напротив, окажется приятным сюрпризом в фильмографии одного из самых выдающихся режиссеров российского кинематографа.
10 из 10
7 января 2015
Я большая поклонница очень, на мой взгляд, талантливого режиссера Павла Лунгина. Пересматривала фильм три раза, так меня зацепило и так хотелось удержать в памяти каждый фрагмент этого сложного, не торопливого повествования, где перед зрителем разворачивается трагедия жизни человека, не сумевшего во время принять и удержать рядом с собой родную кровинку.. Картина о покаянии отца, который думал что делает все правильно и что человека формирует постоянная, кропотливая работа а не поиски самого себя. Но ведь быть художником — это работа посложнее многих и не всегда ее оплачивают по заслугам. Когда герой понял все и раскаялся? Наверное тогда, когда получил такую простую и детскую записку от сына: «Прости меня, папа, что я…»
Душераздирающий конец.. . а музыка оратории «Страсти по Матфею» является фоном для событий в фильме не спроста. Видна аналогия, которая проходит между богом и дирижером, обрекшим своим непониманием сына на муки так же как и Всевышний Христа… только вот жертва героя бессмысленна и эгоистична. Надо понимать своих детей и любить их такими, какие они есть, только это является самой важной правдой нашей жизни.
В картине еще так же много переплетений судеб людей, которые любят, ненавидят, прозревают и прощают.
Павел Лунгин один из лучших режиссеров нашего времени и не только в России — смотрите его фильмы, думайте, сопереживайте!!
10 и 10
19 июня 2014
Фильм режиссера Павла Лунгина «Дирижер» можно отнести к замечательному жанру умного, драматического, атмосферного кино. В подобных фильмах сюжет не имеет главенствующего значения, и зачастую даже не всегда ясна и не важна дальнейшая судьба героев фильма, но большое значение приобретает передача самой атмосферы действия, реакция героев на происходящее с ними, отклик их душ. Зритель словно погружается во внутренний мир героев, независимо от того симпатичны они ему или нет, и фильм заставляет его задуматься о себе, вспомнить о его поступках. Всего этого, конечно, невозможно достигнуть без музыкального сопровождения. Особенность же фильма в том, что здесь музыка «породила» фильм: не звуковой ряд писался под фильм, а сюжет сочинялся под определенную музыку, под ораторию «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева), которой и был вдохновлен режиссер Павел Лунгин.
Главной темой фильма «Дирижер» является покаяние, с которого начинается духовный путь человека и им же этот путь и заканчивается. Успешный и очень авторитетный, и очень властный дирижер Вячеслав Петров, собирается в поездку со своим оркестром в Иерусалим, чтобы там исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но, внезапно он ночью получает трагическое известие, которое как током прошивает его душу и навсегда меняет его жизнь. Подобно как в стихотворении Арсения Тарковского:
«Сел старик на кровати,
Заскрипела кровать.
Было так при Пилате,
Что теперь вспоминать?
И какая досада
Сердце точит с утра?
И на что это надо -
Горевать за Петра?
Кто всего мне дороже,
Всех желаннее мне?
В эту ночь — от кого же
Я отрекся во сне?»
Так и главный герой — словно зеркальная противоположность отцу из евангельской притчи о «блудном сыне». Он не только не идет на встречу сыну, но даже отрекается от него, говоря «что нет у него сына». Считая сына мертвым — он сам становится мертвым отцом. Не случайно сын-художник пишет картину, а точнее пририсовывает голову отца к картине Ханса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос» о которой Федор Достоевский произнес: «от такой картины вера может пропасть», потому что у Гольбейна Христос не победил смерть, а природа как бы поглотила Его. Очень символичен эпизод в фильме, где дирижер какое-то продолжительное время несет этот своеобразный коллаж, не замечая всей трагикомичности ситуации.
Дирижер пытается оправдаться поведением сына, но не имеет любви к нему. Ведь «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Варсонофий Великий учил, что согрешение ближнего мы должны почитать за свое собственное. В молитве матери читается: «Господи, уврачуй душевные и телесные раны чада моего, моими грехами нанесенные». Апостол Павел: «отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали».
Действие фильма происходит во Святом Иерусалиме, покаяние — в храме Гроба Господня. Но есть и другой Иерусалим, который открывается во встрече отца с друзьями сына — наркоманами и в теракте на рынке. О нем сказал апостол Иоанн Богослов: он «духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят». Главное достоинство фильма в том, что в нем музыка и христианская истина перекликаются с повседневной жизнью человека и что ответы на вечные вопросы дает только один Христос.
19 июня 2014
На самом деле это фильм о прохождении каждым своего «крестного пути», ведущего в Богу. В этой картине нет ни одного персонажа идеального, святого. Каждый герой — это обычный человек со своими страхами, грехами и искушениями, с которыми он сталкивается в своей жизни.
Главным героем являет сам дирижер Вячеслав Петров, весьма черствый и грубый по отношению к окружающим его людям человек. Любопытно заметить, что этот персонаж самый старший из всех остальных, и он ближе всех к своему концу, но при этом он не имеет ни каплей больше веры, чем у остальных. Его перерождение оказалось возможно только через болезненную драму, смерть сына. Человек, живший столько лет без любви, но достигнувший больших высот в жизни, оказывается полной противоположностью своему сыну-художнику, который остается непоколебим в своей любви к отцу, хотя его жизнь — это сплошная тьма. Именно потеряв сына, он обретает любовь и сочувствие к остальным людям, и тем самым превозмог свой страх к смерти.
В фильме также есть два женских персонажа: это глубоко верующая Алла и Ольга, отправляющаяся в Иерусалим паломничеством. Однако мы не можем называть «святой» ни Аллу, ни Ольгу. Для Ольги посещение Святой Земли — это всего лишь тур, а Алла слепа в своей ревности к мужу. Неслучайно Ольга погибает, своей смертью дав новую жизнь Алле, новой взгляд на ее жизнь.
Но есть один персонаж, для которого вера — это пустое слово, это муж Аллы Сергей. Для этого персонажа чужд Бог, и поэтому он никого не любит: ни свою жену, ни многочисленных любовниц. Однако фильм оставляет нам надежду на то, что Сергей все-таки придет через какое-то время к вере, и его печально устремленный взгляд вдаль — это взгляд человека, понявшего, что его жизнь на самом деле пуста.
Павел Лунгин — мастер человеческой души, именно ее изнанки и ее спасения. Он показывает драму человека, он показывает смятение человека и, наконец, его перерождение. Для каждого персонажа «Страсти по Матфею» оказались собственными страстями, с которыми каждый из героев столкнулся лицом к лицу.
19 января 2014
В фильме присутствует несколько сюжетных линий. Одна из которых строится вокруг музыкального произведения «Страсти по Матфею», где изложено о последних днях жизни Иисуса Христа согласно Евангелию от Матфея. Следует отметить, что данная композиция будет сопровождать зрителя чуть ли ни на протяжении всего фильма. Другие сюжетные линии основываются на личной жизни тех, кто участвует в исполнении данной композиции.
Одной из центральной фигур в картине занимает режиссер, который приезжает в Иерусалим с солистами, хором и оркестром, чтобы исполнить те самые «Страсти». В итоге становится известно, что концерт не является главной сутью рассказа, а лишь неким предлогом. Все, в самом деле, заключено в смерти сына Дирижера. Молодой человек покончил жизнь самоубийством из-за большого количества долгов, в которых он погряз. В дальнейшем выясняется, что сын даже просил у отца денег, но последний ему отказал. Я не буду погружаться глубоко в сюжет, обо всем вы сможете узнать, если посмотрите этот фильм. Скажу лишь то, что отец оказался человеком с не совсем правильными моральными и жизненными принципами, что, в конечном итоге, погубило его сына, его родную плоть и кровь.
Далее режиссер «Дирижера» показывает нам, как отец знакомится с окружением сына, а при виде его мертвого тела, он не испытывает ни капли жалости, а лишь пытается найти себе оправдание. На похоронах он и вовсе отказывается признавать то, что он отец того, кто лежит в гробу. Лишь под конец, прочитав посмертную записку сына, где парень выражает свою любовь отцу и просит простить его, отец-монстр приходит на кладбище, дабы ответить сыну на его послание уже с того света. Зрителю не показывается, что кроется в той записки, остается лишь предположить, что человек с ложными жизненными принципами осознал свою ошибку и раскаялся в содеянном.
Остальные истории намного короче, нежели первая. Так. Например, тенор сходит с ума от того, что ему кажется, что Дирижер испытывает к нему неприязнь, и пытается найти оправдание того, что его вокальные данные на момент концерта оставляют желать лучшего. Тем не менее, когда он получает что-то наподобие прощения, он надевает на себя маску льстеца и старается угодить своему патрону. Еще одними героями повествования становится супружеская пара, они музыканта. Жена терзаема ревностью к своему возлюбленному, который уже по горло сыт сценами ревности. Однажды, муж знакомится с паломницей, в тот самый момент, когда вся группа музыкантов летит в Иерусалим. Жена, заметив намек на интрижку, тут же отбирает мобильный у своего супруга, дабы не было ни малейшего шанса на измену. Немного позднее на одном из рынков города происходит взрыв, в котором пострадала та самая паломница, дальнейшая судьба которой остается за кадром.
К сожалению, не совсем ясно, как все эти сюжетные линии пересекаются, и что общего они имеют, за исключением музыкальной композиции. Возможно, создатель «Дирижера» хотел показать, исходя из музыкального произведения, что даже спустя двадцать веков в том же месте происходит трагедия, схожая трагедии Иисуса. Это действительно трудно объяснить, так как многое, по моему мнению, осталось недосказанным и зрителю будет нелегко разглядеть основную суть. Про игру актеров сказать что-либо тоже дается с трудом, так как какого-либо намека на игру я не увидел. В заключение, хотелось бы добавить, что решение о том, стоит ли смотреть данную ленту, остается на ваше усмотрение.
27 октября 2013
Павел Лунгин — знаковый режиссер для современного русского кино, находится которое, надо признать, в форме, далекой от идеала. И потому, человек, который способен снять фильмы калибра «Царя», или «Острова», становится для него если уж не мессией, то персоной к этому статусу максимально приближенной. И вот, спустя три года после «Царя», не оставившего равнодушных и собравшего как массу положительных, так и немалое количество отрицательных отзывов, Лунгин снимает новый фильм — «Дирижер». Вышел он куда более авторским и в сравнении с грандиозным «Царем», куда более скромным проектом. У «Дирижера» нет «Царского» бюджета и знакомого нашему зрителю актерского состава, как и нет того размаха — новый фильм Лунгина вышел практически камерным.
Относительно размаху действа, упал и зрительский интерес — если «Царя» посмотрело 800 тыс. зрителей, то «Дирижера» всего 35. И потому трудно поверить словам Лунгина о том, что подход к проектам был одинаковый, а успех 15-миллионного «Царя» неожиданным. Судя по всему, постановщик задумал отдохнуть от всеобщего внимания, и снять что-то для более узкой и более благодарной аудитории. И если все действительно было так — ему это удалось. «Дирижер» — мрачная и подчеркнуто реалистичная история поездки оркестра и его, собственно, дирижера в Иерусалим. Кроме самого концерта, главного героя ждет оставленный им когда-то, а теперь уже совершивший самоубийство, сын. На фоне внутренних моральных переживаний дирижера, разгораются конфликты в его оркестре, который, как и любой коллектив, напоминает отдельное мини-общество, со своими лидерами и аутсайдерами. Но как все они, подобно спутникам вокруг планеты, крутятся вокруг дирижера, так и все события и основной конфликт фильма также привязаны к главному персонажу. Властный, внушительный и харизматичный, по большей части, благодаря маститому исполнению литовца Владас Багдонас, дирижер, приковывает внимание и завладевает зрительскими симпатиями. Трудная и закрытая, как и многие гении, личность, он с легкой руки сценариста, оказывается столкнутым с людьми и событиями, абсолютно для него не привычными.
То, как он будет, с высоты своего гения, с ними справляться и, что будет по этому поводу чувствовать — вот основной «наполнитель» Дирижера. Вечные темы, такие как взаимоотношения отцов и детей, поданы в фильме с впечатляющий, как и сам главный герой, внушительностью. Вместо рядового саундтрека Лунгин позвал Большой симфонического оркестра и хор Государственной Третьяковской галереи, местом действия выбрал вечный город Иерусалим, а на главные роли взял не обычных актеров, а театральных. Все вместе, это делает «Дирижера» фильмом весьма нерядовым и, по сути, ничуть не менее амбициозным, чем тот же «Царь». Однако когда такие характеристики достигаются монетой, они куда сильнее бросается в глаза, чем, если их добиваться чисто художественными средствами. В том и причина обидной недооценки «Дирижера» зрителем, которая в прочем одновременно и приятна — если уж до фильма кто и доберется, то разочарованным не останется почти наверняка.
17 августа 2013
Музыка изумительная и подобрана так точно — тема искупления, аналогия с грехом Петра, отрекшегося от Иисуса и отца, отрекшегося от сына.
Дирижер ведет весь свой оркестр и вынуждает жить так, как он живет. Он гордец и все почти его участники страдают от гордыни. Никто не хочет принять высшую волю, все зациклены на себе, на своих желаниях и страстях. Все панически боятся дирижера, а больше всех Надеждин, у него раболепие смешанное с ненавистью.
Другой солист у него гордость уже перешла все пределы и превратилась в ревность и похотливость, он не может устоять ни перед одной юбкой, предлагает одной женщине прийти на его концерт и то, что у нее двое детей его не смущает. Конечно же он надеется на продолжение их знакомства. А она явно разведена раз на святую землю едет одна с детьми, и в конце фильма (не буду раскрывать сюжета), она оказывается одна, к ней приходит едва знающая ее женщина. И ее реакция на просьбу жены солиста — не приходите на концерт — ее сильно задела — она гордая, поэтому и не смогла наверное прощать мужа и разошлась с ним. А Святая Земля как катализатор — и жертва ищет очищения и наказания. А дети еще не пошли по тенденции матери и поэтому у них есть шанс.
И то, что все действие происходит в Израиле, неслучайно — ведь именно у израильтян стойкое ощущение богоизбранности и предельное чувство собственной правоты — потому и скитались они веками без собственной земли.
Все герои живут чувством правоты — дирижер перед сыном, религиозный фанатик перед всеми другими, израильтяне перед другими народами. Надеждин перед дирижером. Механизм гибели цивилизации подмечен очень верно. А любовь должна быть выше правоты и самой жизни.
Картина дирижера в образе Иисуса — отличная находка. Где интересно можно посмотреть фотографию картины и кто художник? Сын намекал отцу об искуплении своих грехов, и он просит прощения, но сам уже не может ничего сделать с собой. Все это как-то даже по-Иудовски, мне показалось, раз отец в образе Иисуса на картине.
Дирижер сначала выбрасывает свой портрет, но потом начинает меняться, осознает необходимость прощения, по крайней мере, он пошел по пути прощения. Слезы на похоронах, дирижер перестает бояться покойников и похорон. А это опять же гордыня, торжество жизни над любовью.
Жена солиста сама, быть может, уже не хочет жить с мужем — на обратном пути садится отдельно от мужа, хотя места свободны. Она сожалеет о случившемся с той женщиной и понимает, что измениться ее мужу будет крайне тяжело, если вообще возможно.
И в конце катарсис — так как меняется дирижер — приходит на могилу и пишет ему возможно слова с просьбой о прощении — то остается надежда, что все члены оркестра, которыми он управлял, а соответственно и люди в целом на Земле, смогут искупить свои грехи, если обратятся к Богу с искренним покаянием.
Мои поздравления авторам этой удивительной картины. Может картину мало кто понял, может нет наград особых. Но это неважно. Нелегкий путь проделан.
Больше всего люблю у Лунгина фильмы ЦАРЬ, ОСТРОВ и теперь уже Дирижера.
8 из 10
23 мая 2013
Каждый фильм Павла Лунгина вызывает неоднозначные эмоции. В картине же «Дирижер» Павлу удалось показать одних и тех же героев, но в определенный момент с кардинально отличными характерами, от тех, что у них были в начале картины. Так главный герой сначала вызывает отвращение, а потом неизбежную жалость и грусть. Одна из героинь кажется заботливый женой, но в тоже время её хочется самолично ударить во время ссоры с мужем.
Я всегда считала Павла Лунгина режиссером весьма своеобразным — это тот случай, когда кино снимается скорее для себя, а не для зрителя, ибо не каждый зритель примет и поймет. Просто смотреть картину — мало, надо всматриваться глубже, пытаться понять не то, что «хотел сказать автор», а просто попытаться вынести, уяснить что-то для себя. То как ты поймешь этот фильм, то и будет единственно верной интерпретацией сюжета. А каждый поймет по своему, поэтому изначально ясно уже одно — «Дирижёр» не оставит никого равнодушным.
В центре сюжета дирижёр оркестра, который едет в Иерусалим. Не спроста выбрана ораторию «Страсти по Матфею», не спроста Иерусалим: на фоне этого всего возвышенно-божественного, развиваются обычные истории человеческих судеб. Истории все как на подбор печальные и проявляют влияние на всех действующих лиц картины. Дирижёр отвергает своего родного сына и его можно понять с одной стороны — своего достатка и почитания он добился сам, многолетним упорным трудом. Но с другой стороны — как можно не понять родного сына, тоже творческую личность и обвинять его в том, что тот не работал. Позже мы видим борьбу одного человека с самим собой и своей природой. Он любил сына, несомненно.
Актеры сыграли так как того требовала режиссерская задумка: ровно вписались в атмосферу картины. По началу кажется, что эмоции героев не выражаются, но позже каждая из них предстанет во всей своей красе.
Итог: «Дирижёра» стоит смотреть, как и всего Павла Лунгина в целом, картина все же проигрывает предыдущим работам режиссера.
7 из 10
13 мая 2013
Выбирал в магазине вещь, которую давно хотел купить, все про нее узнал, всю обсмотрел, уверился, что не кидалово, что берешь именно то, о чем мечтал, и уверен в этом до того момента, пока не принес домой и не развернул обертку, и понял, что каким-то не постижимым образом, и неуловимо, но тебя смогли надуть. Вот такое ощущение от просмотра.
Надувательство во всем, в корявых диалогах, в фальшиво звучащей музыке, в страстях, сыграных с плохо скрытой скукой в интонациях актеров. Фильм длится 85 минут, и 84 из них смело можно вырезать, кроме одной, где отец читает предсмертное письмо сына. Только вот это письмо- это ценно. Так что остальное простительно. Папаша всю жизнь вещал с дирижерского подиума, сеял своей палочкой доброе, вечное, и насеялся до того, что стал последней каплей в чаше терпения своего сына и первой же каплей, уходящей из сына жизни. Хорош итог, ничего не скажешь. Тема заявлена куда как серьезная, а личного отношения автора фильма к теме нет, или оно не внятно как-то выражено. Сравнения с «Осенней сонатой» Бергмана не выдерживает,
5 из 10
18 апреля 2013
Как огрубело сердце мое… На каждой репетиции, на каждом концерте божественные слова входили в уши мои, но я не слышал…
10 лет уже, как ушел мой сын из дома с клеймом моим… А я жил, и жил не плохо. Осмотрите мою квартиру. Оцените мой оркестр и хор. Я востребован. Меня приглашают. Меня боятся. Так почему же он ушел? Что не так? Но разве не мой это сын? Не моя-ли плоть? Не я-ли родил его, воспитывал? Не в моем-ли доме он вырос? Не свои-ли семена я сеял в душу его? Почему же тогда отвергаю я то, что взошло?
Через сына моего взывал ко мне Господь. Но я не слышал. Не отвечают дети за грехи родителей. А родители за детей?.. А ведь в семье был и другой пример. Мать любила его и жалела и вызывала этим во мне раздражение. Кто из вас, когда сын его попросит хлеба, подал-бы камень ему? Я подал. Ведь не денег просил сын мой. Он звал меня. Но я не слышал его. А когда услышал — было уже поздно… Девочка эта жалела меня. Зачем? Безжалостным не ведома жалость. Разбей сердце мое, Господи! Оно — камень…
Муж мой не любит меня. И почти не скрывает этого. Что не так? Я верующая. Молюсь. Пощусь. Я в хоре. Делаю все, чтобы мы были вместе. Но разве не видела я как тяжело ему со мной? Почему?.. Разве можно удержать любимого только потому, что у него звание такое — муж? Уже давно соединены мы только телесами своими. Я виновата. Нельзя в любви быть собственником. Не увидела я за мужем человека. Атрибут это был моего благополучия, материального и духовного. Но сердце не обманешь. Потому он и разлюбил меня, что давно разглядел во мне это несоответствие, эту фальшь. А я слепа была.
Через мужа моего взывал ко мне Господь. Но я не слышала. Чем закончилась моя очередная попытка оставить его себе? Слетайте в Иерусалим, походите по рынку. Послушайте, что там говорят… Она должна была быть на концерте. Как жить мне с этим дальше?
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
4 января 2013
Известный творец, обладатель Каннской ветви как лучший режиссёр за фильм «Такси-блюз». Тот самый автор, который снял в своё время почитаемый многими «Остров»(2006) и претенциозный, но не бесталанный и очень качественный фильм «Царь»(2009) снова с потрясающим Мамоновым в главной роли. Спустя три года Лунгин выпустил новый фильм с простым названием и непростым сюжетом. Фильм «Дирижёр», как я узнал из интервью с режиссёром, сделан на музыку, а не наоборот, как это обычно бывает, то есть, в этом случае сначала была музыка, а потом на неё сняли фильм. Правда, необычно для драмы, а не мюзикла, к примеру? Как ни парадоксально, но именно это может оттолкнуть впоследствии — музыка митрополита Иллариона — оратория «Страсти по Матфею». Об этом чуть позже…
Фильм вначале сконцентрирован на жизни дирижёра и его окружения, который едет со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Вместе с его жизненными переживаниями показаны чувства других артистов оркестра, которые также мучаются от проблем, вызванных определёнными обстоятельствами.
Фильм развивается медленно с длинными визуальными планами, но чрезвычайно красивыми, за что отдельное спасибо оператору Игорю Гринякину, который смог передать особую атмосферу Святой земли Иерусалима. В фильме две сюжетные линии, которые развиваются параллельно друг другу. Сначала трудно определить, которая из них главная или доминирующая, однако, впоследствии, можно увидеть, что обе они существуют независимо друг от друга и связаны только направлением к истине и местом, в котором пребывают герои фильма. В связи с этим, часто во время просмотра проводились аналогии с фильмами Иньяритту, который часто перетасовывает хронологию событий и ведёт повествование, где несколько сюжетных линий. Несмотря на это, у Лунгина свой почерк, который нетрудно заметить, если посмотреть последние три работы талантливого режиссёра. Примерно к середине повествования случается то, чего ждёшь уже в начале. С главного героя срывается социальная маска, можно понять мотивы его поступков, его историю. Именно в тот момент, когда дирижёр приезжает на Святую землю, он готовится не только к концерту, но и к столкновению с прошлым, которое врывается в настоящее и давит морально на героя. Сцена встречи друзей сына и отца является одной из кульминационных в фильме. То, что осталось отцу от сына — картина, мрачная и страшная, такая же как не вовремя понятые ошибки, стоящие чьей-то жизни. А ещё письмо… Которое отпечатается в памяти у всех зрителей, осознающих, что такое разговаривать с родными по крови людьми на разных языках.
Вторая история не менее драматична и снова перекликается с фильмами Иньяритту, где каждый поступок человека может косвенно изменить жизнь другого. В этой сюжетной линии также появляется ощущение, что снимает не просто русский творец фильмов, а режиссёр мирового уровня, где каждая деталь имеет своё значение. Только представить, если бы жена тенора умерила своё эго, победила бы ревность и смогла бы отказаться… Сколько нужно сил для поступка? Раскаяние, вот что ожидает героев фильма после случившихся событий. Всё это происходит на Святой земле, где люди жалеют о содеянном и падают ниц в своём несовершенстве именно там, где Иисус отдал свою жизнь за человечество. Важно, что герои понимают свои ошибки, пусть и слишком поздно, но есть то, за что можно бороться и за что можно взять ответственность в искупление. В фильме нет плохих и хороших, просто все люди несовершенны… Жаль всех, даже того молодого парня, который гибнет за чьи-то деструктивные идеи и который сам, скорее всего, не до конца понимает, на что он идёт. Достоверно и реалистично выглядит террорист, который теряется в толпе и сходит с ума от страха, теряя ориентиры в пространстве… Снова спасибо таланту режиссёра и оператору и тем, кто отвечал за монтаж. Браво!
Кризис личности и веры — наверное, одна из главных тем творчества Лунгина. Для того, чтобы что-то понять нужно испытать боль и почувствовать раскаяние, чтобы очиститься и снова открыть своё обновлённоё сердце и душу миру, где много тех, для кого твоя поддержка очень важна. А понять и помочь нужно стараться хотя бы своим самым близким, не отталкивая их своей эгоистичностью. То, как рассказана эта история заслуживает особого уважения.
Единственное, что в фильме не понравилось, так это музыка. Воспринимать такое музыкальное сопровождение на протяжении картины сложно. Музыка величественна и возвышенна, но иногда во время просмотра ловишь себя на мысли, что её слишком много. Такая музыка хороша в определённых моментах, почему? Потому что слишком мрачно звучит, что способно вызвать депрессивные нотки в восприятии уже в начале фильма, и в итоге зритель просто не сможет дальше погружаться в мир кинокартины, бросив просмотр. Для определённого момента нужен саунд, выражающий эмоции конкретного временного отрезка в художественном мире. Субъективно, но такие ощущения музыкальное сопровождение вызвало не только у меня, в ином случае не стал акцентировать на этом внимания.
Русский кинематограф нечасто, но радует поклонников качественных фильмов и этот фильм не исключение. Он достоин того, что бы увидеть его. Как сказал сам режиссёр, «фильм о чувстве стыда и преображении». А ведь действительно, общество страдает от того, что многое не воспринимается, как что-то постыдное, моральные ориентиры поменялись. Наверное, ещё и поэтому фильм не станет популярным среди зрителей. Не приятно смотреть в зеркало и видеть неприятную физиономию. Только из-за музыки 8 из 10
7 октября 2012
В картине явно выделяются два плана: музыкальное произведение, которое сопровождает буквально все повествование, и несколько жизненных историй, мало связанных между собой. Итак, музыкальное произведение. «Страсти по Матфею», то есть рассказ в хоровой и сольной форме о последней неделе жизни Иисуса Христа, изложенный по тексту Евангелия от Матфея.
Жизненные истории. Главная среди них — приезд в Иерусалим знаменитого дирижера с оркестром, хором и солистами для исполнения там тех самых «Страстей». Довольно скоро выясняется, что концерт — не суть повествования, а лишь предлог. А суть — гибель сына Дирижера там, в Иерусалиме. Парень повесился. Покончил собой, оказавшись кругом должником. Оказалось также, что сын просил у отца денег, но тот отказал. Погибшему было 26 лет. И уже десять лет он, тяготевший к художественному творчеству, слонялся сперва в Гоа, а после в Иерусалиме, в некоей тусовке. Десять лет назад он удрал из дому, где отец (любитель духовной музыки!) требовал, чтобы 16-летний пацан сам зарабатывал на жизнь и карьеру. Вспомним, что по российскому закону (а может и законам других стран), например, отец, ушедший из семьи, обязан помогать ребенку до окончания его обучения. Тем более это логично для отца в семье. То есть в данном случае мы имеем дело с нравственным уродом — какая уж тут духовность!
Прилетев в Иерусалим, Дирижер отправляется в ту самую тусовку, где лежит тело его умершего сына. Но не появляется ни жалости, ни раскаяния — только бегство от гнетущего события с упрямым сознанием своей правоты. Потом он все же приезжает на похороны и, взглянув на покойного, восклицает: — Это не мой сын! Что ВЫ с ним сделали?
И лишь в самом конце истории, получив посмертную записку сына, где ТОТ просит прощения у отца (монстра) и даже признается ему в любви, Дирижер приходит к свежей могиле и сует в песок свой ответ сыну — на тот свет?
Что в той записке, мы так и не узнаем. Можно предположить лишь, что какие-то человеческие чувства зашевелились в этом уроде.
Другие жизненные истории сильно короче. Тенор одержим (на грани безумия) ощущением непрязни к нему Дирижера и пытается оправдать свою не лучшую вокальную форму, унижается, проклинает, а получив некое прощение, начинает безудержно льстить.
Музыканты — типичная супружеская пара. Она непрерывно ревнует, а ему надоела и ревность и сама жена. В полете он знакомится с женщиной-паломницей, летящей с двумя детьми. Намек на роман. Но жена аж отнимает мобильник, чтобы неверный не продолжил свою измену. В Иерусалиме на рынке происходит теракт — дети живы, но паломница — на операционном столе. Судьба ее неизвестна. Вот, пожалуй, и все.
Теперь попробуем соотнести оба плана. Почему фильм идет под эту музыку? Не знаю. Могу только гадать. Например, мысль о том, что 2000 лет назад здесь произошла трагедия. Но и спустя 20 веков трагедии продолжаются. Или, что не нужно быть жлобом, ревнивцем, ненавистником, нужно любить людей и посвящать им себя? Все это с натяжкой. Был бы рад прочесть внятные слова.
Теперь об эмоциях. Как говорил К. С. Станиславский, автор жмет: мрачный ход повествования усиливается мрачнейшим звукорядом. Сплошь трагедии и драмы. Для человека с непритупленными эмоциями невыносимо.
О сюжете. Ни один из персонажей не переживает какого либо изменения (если не считать намек, только намек на таковой у Дирижера). Какими увидели, с такими расстались (кроме тех, что погибли). Ну какая-такая при этом актерская игра? Прилипшие маски.
Итак, композиция неясна, идеи на уровне догадки, характеры — штампы, атмосфера — гнетущая. Вот и решайте, нужно вам смотреть это кино?
13 сентября 2012
Сильная, цепляющая, задевающая аккорды струн в душе, сердце, затрагивающая мысли о сути, смысле и страстях картина мастера кино Павла Лунгина.
Мощнейший магнетизм картины создает музыка, игра актеров, постановка и операторская работа. Все на высочайшем уровне. Зачастую при использовании сильных музыкальных произведений чувствуется противостояние силы музыки и силы кино, или, что еще хуже, их разноплановость. Здесь же музыка, сюжет и визуальное искусство как одна стихия, один мощный порыв. И даже учитывая всю эту мощь и красоту никак нельзя не увидеть здесь притчу и глубину мысли.
Этот фильм насыщен динамикой происходящего, молниеносной раскруткой сюжетной линии — внешний ритм здесь в высочайшей точки для авторского кино. Даже иногда хочется поймать кадр, когда можно подумать над всем тем, что говорится, план, который бы продлился чуть больше чем остальные. Хотелось некого небольшого момента медитации и приостановки сюжетного вихря. Но думаю, тут именно задумка в том что бы объять вспышкой повествования и сжечь огнем мыслей и противоречий. Это делает фильм смотрибельным для широкой публики, а не только для киноманов и синефилов.
В сюжет фильма вплетены две большие ошибки, две большие человеческие проблемы. Проблемы, которые в современном мире (а именно кажется в России), довольно остро стоят. Огромное количество мыслей и чувств об эгоизме, о двойственной природе любого действия, о страстях человеческих, о замешательстве и запутанности в себе самом. Меня фильм заставил задаться вопросом по отношению к своей жизни — «зачем?» и вопросом «ка же правильно поступать?» и «что такое правильно?» Возможно именно отсутствие всех страстей и смирение позволит совершать меньше роковых ошибок, именно тех ошибок, которые так сильно ударили по героям фильма и ответить на поставленные фильмом вопросы.
Очень рекомендую посмотреть этот фильм и фильм «Елена» Андрея Звягинцева. Фильмы разные, но оба о проблемах поступка об апокалипсисе личности и общества в целом.
Приятно, что русский кинематограф имеет в своей копилке такой сильный фильм. И с каждым годом русский кинематограф поднимается все выше и выше, полностью выходя из развала 90х.
5 сентября 2012
Российский оркестр, исполняющий духовную музыку, отправляется на гастроли в Израиль. В коллективе начинаются трения, но, благодаря жёсткой руке дирижёра, их удаётся избежать. Никто, за исключением одного человека, так и не узнает, что была ещё одна неофициальная, но очень важная для их руководителя, причина поездки.
В главной роли Владас Багдонас, известный по фильму «Иди и смотри». Его персонаж, человек с твёрдыми жизненными принципами, очень закрытый, все переживания хранящий внутри себя. Он профессионал и перфекционист, а потому требует от членов своего творческого коллектива такого же отношения к работе. Его считают тираном, но безусловным авторитетом и лидером. Работа занимает в его жизни главное место и потому контакт с сыном был утрачен. Он считает, что тот стал художником, чтобы не работать и тянуть деньги из отца.
Есть в фильме ответвление сюжетной линии, показывающее, что любой из нас может стать жертвой по воле случая и, зачастую, этот случай создают сами люди, порой невольно. Достаточно одного неосторожного звонка.
Довольно интересный фильм, хотя поднятые Павлом Лунгиным темы весьма дискуссионны.
7 из 10
28 июля 2012
Кино и для зрителя, и для фестивалей — на мой взгляд, это творческое кредо режиссёра Лунгина. Свои философские глубины, идеи нужно приправить гарниром, только тогда блюдо можно выставлять перед зрителем. А иначе, кто же его будет есть? Главная идея фильма: в одном человеке — в каком-то диалектическом единстве, уживаются духовность и бездушие. Такое возможно? По-видимому, да.
Главный герой — продуктивная машина по производству духовного продукта в форме православного хорового пения. При этом Дирижёр строго принципиален в денежном вопросе, здесь он бескомпромиссен, пусть даже необходимо принести в жертву собственного сына. С подчинёнными — это бездушный истукан.
Гарнир к фильму способен наповал убить основную идею. Вот его абрис намечающийся мелодраматический треугольник — супружеская пара(солисты хора) и некая случайная попутчица; террористический акт на Земле обетованной; жертвоприношение (и аз воздам). Всего перечислять нет надобности.
Замечу только, что нашлось место и Тарковского — Достоевским мотивам предметно воплощённым в живописной работе сына Дирижёра. Сюжет с замахом: Дирижёр, снятый с креста. Ну и всё такое плюс духовная музыка на протяжении всего фильма.
Вот ещё тема: непреодолимый барьер непонимания между отцом и сыном. Одним словом, слишком много всего напластовано. Часть своей задачи режиссёр выполнил — фильм цепляет. Но почему-то все его изыски не вызывают ожидаемых эмоций. Наверное, всё слишком рассчитано. как-то математически выверено.
7 из 10
Оценил бы выше, если бы не слишком обильный гарнир. Или, если бы трогало, хотя бы на эмоциональном уровне.
14 июня 2012
Фильм Павла Лунгина «Дирижёр» меня растревожил, взволновал.
Величайшая удача режиссёра, по-моему, — соединение, тесная взаимосвязь, сращение действия, сюжета и музыки, духовной музыки…
Её автор Митрополит Илларион — богослов и православный дипломат, вслед за Бахом положивший на музыку «Страсти по Матфею». В музыкальных кругах произведение это вызвало противоречивые толки: автора упрекали в дилетантизме и подражании. Я не специалист. Музыка меня захватила, заставила с удвоенным вниманием следить за развитием сюжета. Музыка стала эмоциональным камертоном фильма.
В значительной степени благодаря музыке, истории из частной жизни людей (к сожалению, типичные, достаточно часто встречающиеся) обретают притчевое звучание, вырастают до вселенского, библейского масштаба.
О чём фильм?
Режиссёр обращается к экзистенциальным вопросам о смысле жизни, о смерти, об одиночестве, о любви, о месте человека в социуме, то есть об отношениях между людьми (между коллегами, супругами, детьми и родителями). Никакие достижения прогресса, блага цивилизации не избавляют нас от необходимости обращаться к этим вечным вопросам.
Сегодня ночью я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?
(И. Бродский)
Героев фильма мы застаём в кризисный момент, когда они переживают состояние «безмерной одинокости души»: не сложились отношения дирижера Петрова с коллективом оркестра; покончил с собой его сын, которого отец оттолкнул неверием в его творческие силы, способности, в его желание трудиться; разбилась «любовная лодка» солистов оркестра, супругов Аллы и Сергея…
Когда так много позади
всего, в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство -
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.
(Иосиф Бродский)
Выбор местом действия Иерусалим мне представляется вполне оправданным. Иерусалим — это «дорога», ведущая к истокам. В этом священном городе происходят значительные изменения в мироощущении героев фильма, здесь они проходят свой крестный путь…
Ещё одна любопытная находка авторов фильма, которая мне представляется удачной, — это копия картины Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу», сделанная сыном дирижера Сашей. Юноша изобразил Христа с головой отца. Эта работа приоткрывает нам внутренний мир молодого человека, свидетельствует о том, что парень много думал о жизни и смерти, что высоко ценил отца, что понимал его трагическое одиночество…
Мне интересна сюжетная линия фильма, связанная с гибелью паломницы Ольги (актриса Дарья Мороз) в Иерусалиме от руки террориста. Это трагическое стечение обстоятельств. Случайно, косвенно причиной её гибели становится солистка оркестра Алла. Это происшествие не столько иллюстрация к словам Фёдора Тютчева «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», сколько напоминание о всесилии слова. А потому неплохо бы опираться в своих словах и поступках на высокие нравственные ориентиры, выработанные человечеством, чтобы «душа знала что-то, что знает Бог».
В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города. -
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово — это Бог.
(Николай Гумилёв)
Правда, благородная привычка думать не даёт стопроцентной гарантии от ошибок и не избавляет от страдания. И всё же «душа обязана трудиться».
Павел Лунгин говорит: «Мне кажется, что люди, которые что-то сделали в этой жизни, — написали, придумали, изобрели, — были подвержены мучениям, депрессиям, сомнениям. В этом смысле фильм сделан для тех, кто не совсем вписывается в этот счастливый мир, под барабанную дробь шагающий к собственному комфорту. Я верю в тех, кому некомфортно».
По-моему, «Дирижер» — это «кино морального беспокойства» в широком понимании этого термина.
Особо хочется сказать о потрясающей игре литовского актёра Владаса Багдонаса. С помощью предельной скупости жестов, мимики, интонаций он достигает величайшей выразительности. Впрочем, весь актёрский ансамбль очень хорош.
5 июня 2012
Язык не поворачивается сказать фильм, это — картина, произведение искусства, очередной выверенный, продуманный, наполненный смыслом и божественными звуками оратории митрополита Илариона шедевр от Павла Лунгина…
Оговорюсь сразу, что эту картину смотреть вполглаза категорически нельзя, в просмотр нужно окунуться полностью и с головой, нужно смотреть, слушать, вникать, не пропуская мимо ушей ни одного звука, не упуская из виду ни одного жеста, настроившись на одну волну с режиссером, и только тогда всё заиграет и зазвучит, как отлаженный оркестр, ведомый умелой рукой дирижера…
Здесь не так много слов, зато много образов и параллелей, много метафор и пищи для размышлений, много божественного света, проливаемого на реалии жизни…
В сюжете использованы привычные, даже обыденные, темы конфликта в отношениях: рабочих, дружеских, супружеских, родительских… Но, вся привычность и обыденность слущивается, как старая краска, когда герои ступают на Святую Землю Иерусалима, здесь конфликты настолько усугубляются, что не терпят отлагательств и требуют немедленного разрешения. Святые места выворачивают наизнанку души героев, поднимая с их дна потаенные и забиваемые много лет в дальний угол, но не забытые, обиды, здесь с языка срываются слова, которые много лет умалчивались, находят выход чувства, которые много лет сдерживались, здесь происходит апофеоз для каждого из героев, здесь их судьбы разделяются на «до» и «после», не просто разделяются, а разрываются с треском, как завеса в храме, когда Иисус Христос испустил последний вздох…
Отныне пути назад уже нет. Иерусалим сорвал с них маски, показав им их подлинное лицо, обнажил их чувства, скрываемые от самих себя, позволил им посмотреть на себя со стороны… Они просто обязаны теперь измениться, никогда уже не быть им прежними.
Просмотр всколыхнул во мне многие чувства, заставил посмотреть вглубь себя, покопаться в собственных мыслях и ощущениях, а еще… открыть Писание.
Очень советую не проходить мимо и посмотреть, а потом задуматься.
10 из 10
4 июня 2012
Сразу стоит сказать, что Дирижер придется по вкусу немногим, да и рассчитан он, прежде всего, на глубокую аудиторию. Хотя почему же? Его с успехом показывали в кинотеатрах и залы частенько забивались битком. А, может быть, фильм Лунгин создавал для себя? Я, честно говоря, затрудняюсь ответить. Но, как бы то ни было, фильм вышел и преподнес зрителю очередную порцию ощущений и, возможно, некоторую пищу для ума.
Фильм представляет собой медитативную смесь великолепной симфонической музыки и событий, которые неторопливо происходят на фоне этой самой музыки. Поэтому атмосферности «Дирижера» можно только позавидовать.
В основе сюжета потерянные люди, которые имеют какие-то проблемы, но, почему-то не решают их или не прислушиваются к ним. Город Иерусалим, Святая Земля притянула таких людей, центрообразующим звеном которых являлся сам дирижер, к себе и расставила все на свои места. Наказание, которое должны нести люди за свои поступки пришло. Все то, что должно было случиться давно, произошло. Все встало на свои места. И уже обновленные герои пойдут дальше. Кто-то осознает истинность своего я, кто-то понесет покаяние, кто-то увидит свою веру такой, какая она есть на самом деле. Город для героев предстанет как зеркало для человека, не видевшего своего отражения всю жизнь.
Постоянно перекликающиеся библейские мотивы и события на экране, помогут просвещенному зрителю увидеть взаимосвязь и уловить тонкую нить происходящего, но также натолкнут на новые вопросы, на многие из которых очень сложно найти ответы.
В итоге получилось так, что десятый фильм Лунгина уже с самого начала своими кричащими лозунгами привлекал широкую аудиторию зрителей в залы кинотеатров, обещая кардинально изменение главного героя за три дня. Как бы то ни было, я не увидел явных перемен в личности дирижера, да и несостыковки и многие вопросы, накопившиеся во время просмотра, не позволяют мне однозначно положительно оценивать этот фильм. Я видел, как Лунгин делал лучше.
Поэтому,
7 из 10
1 июня 2012
Фильм потрясает своей душевностью, приятно удивляет работой оператора и заставляет задуматься о всем сразу, но о всем самом важном.
Фильм Павла Лунгина «Дирижер» наполнен красотой и, вместе с ней, неприглядностью человеческих душ, которые так отличны друг от друга, но так одинаковы в одном — непрекращающимся легком, а иногда, глубоком смятении, сопровождающимся тяжелыми мыслями, глупыми и отчаянными поступками, а так же стремлении отдать и принять нежность, необходимую всем.
Фильм о дружбе, настоящей мужской, вы это увидите не сразу, но поверите в нее всем сердцем. О любви, вернее- разочаровании в любви, глубоком чувстве, которое проходит… и любви, которая ждет.
Фильм о сильных людях, чувства которых скрыты маской от людей, лелеющих свои пороки.
31 мая 2012
Кино про то, как сложно быть человеком и принимать решения, все это на примере отношений отцов и детей, мужей с женами, а в целом — про малодушие.
Подключившись в качестве режиссера к процессу где-то в середине съемок, Лунгин, тем не менее, снял очень гладкое и точно выстроенное кино на фоне оратории «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона. Но, несмотря на духовную музыку и отсылки к библейским сюжетам, вроде блудного сына, самого важного фильму и не хватает. Это похоже на то, как человеку отрубают руки-ноги-голову, чтобы обнажить его тонкую душу. В данном случае ее так мало, этой души, что абсолютно непонятно, зачем была произведена ампутация. В фильме не хватает жизни, движения, чувств, картинки, — снимая кино на святой земле, Лунгин даже Иерусалим зрителю не показал. Фильм хороший, ведь, его снял грамотный и умный человек, но все же в этом кино не хватает кино.
29 мая 2012
Искусство это работа, тяжелая, мучительная работа
Павел Лунгин — человек, который никому и ничего не пытается доказать. «Дирижер» — авторское кино о вере, всепрощении и попытке исцелиться, снятое для личного пользования и полностью оторванное от зрителя.
Прославленный дирижер едет в Израиль с концертами, там он первым делом пытается навестить переехавшего туда сына, но узнает, что тот умер. Один из музыкантов оркестра не любит свою жену, но не хочет ей об этом говорить. Она пытается отвадить от него женщин, но это приводит лишь к тому, что ей быстрее раскрывается правда.
Режиссер в данном случае не рассказывает историю, а следит за героями, которые вольны поступать так, как им захочется. Его работа здесь заключается в показе кадров соединенных белыми нитками и озвученных мощной оркестровой музыкой.
Сценария как такового в картине нет, по крайней мере, такого, который смогут воспринять «обычные смертные». Во всем остальном авторы пытаются раскрыть в картине вопросы религии, веры и всепрощения.
Владас Багдонас великолепно держится в кадре. Его работа — основной мотив просмотра картины. Остальные отыгрывают свои образы и растворяются в сюжете фильма.
Иларион Алфеев написал духоподъемную и в тоже время разрывающую слушателя музыку, способную как помочь просмотру «Дирижера», так и недосмотреть картину неподготовленным зрителем.
Новая картина Павла Лунгина — проект, не вписывающийся в кинематограф, фильм не так уж и плох, для будущих «промываний мозга» режиссеру можно посоветовать открыть свой кинотеатр для собственных нужд.
26 мая 2012
Красивое музыкальное сопровождение и аутентичные виды древнего города с богатейшей историей являются мощным фоном для передачи сюжетных линий, задуманных режиссёром. Если говорить о художественной составляющей фильма, то «Дирижёр» повествует о двух основных идеях:
1) о лжи самому себе. Собственное эго героев сделало их глухими и слепыми ко всему миру и, в первую очередь, к близким людям. Это ужасная трагедия человека. Прикрываясь выдуманным миром, они судят окружающих сквозь призму своего личного восприятия. Максимально это отражено у двух героев, оба (и дирижёр — Вячеслав, и сопрано — Алла) настолько слепы духовно, настолько убеждены в собственной правоте, что не видят, как их слепота отталкивает от них близких.
Вячеслав. Жестокий, сухой, авторитарный человек. Благодаря чёткому следованию своим выдуманным правилам он считает существование альтернативных жизненных приоритетов невозможным, а людей, живущих по-другому, недостойными.
Алла. «У меня жена верующая, поневоле станешь атеистом». К сожалению, это правда жизни. Многие христиане с принятием веры как будто получают талон на право поучать, пытаться повлиять на других, прожить за них их собственные жизни. Живя этим внешним, наносным, они не понимают, что христианство на самом деле в другом. Как может по сути «оберег» повлиять на человека, который не верит в саму силу веры? Какой прок в венчании нерелигиозной пары, зачем им совершать обряд, смысл которого им не доступен? Как хочется, чтобы многие христиане узнали себя в этой героине, и поняли, что истина не во внешней атрибутике, что настоящий мир отличается от того, в котором они живут.
Обе сюжетные линии заканчиваются трагично, и поведение обоих героев становятся косвенной причиной двух смертей.
2) о покаянии и очищении. Фильм не оставляет ощущения безысходности, а наоборот даёт надежду. Трагедия, происшедшая с предметом ревности Аллы, отрезвляет женщину. Прощальное письмо сына переворачивает душу отца. Этот двойной катарсис в конце фильма под прекрасную музыку имеет очень сильное психоэмоциональное воздействие на зрителя. Слёзы искупления обоих героев позволяют думать, что не всё так плохо с человеком, и шанс на исцеление и возрождение души есть у каждого.
9 из 10
22 мая 2012
Тяжелый и безнадежный фильм. Фильм о том, как люди живут без любви (порой годами), как глупо и нелепо умирают, будучи пешками в руках — даже не судьбы, слепого случая, как одиноки они и неприкаяны за внешним лоском показной жизни. В отличие от «Острова» и даже «Царя» здесь Лунгин неумолим: бога нет, говорит он, потому что мы недостойны бога. Да как «такие» люди могут петь ему осанну? А, впрочем, какие «такие»? Обычные люди, не злодеи, кроме, пожалуй, террориста, не подонки, и даже сам дирижер — никакое не исчадие ада. Денег не давал? Так ведь правда — их зарабатывать нужно, а искусством — сложнее всего.
Сам фильм неуловимо напомнил звягинцевскую «Елену». Такое же неторопливое течение повседневных событий, такой же нарастающий мотив чего-то страшного, кульминация, а затем — жизнь продолжается, ангелы протрубили, но конца света нет, и можно расходиться по домам, и продолжать жить с той же пустотой внутри, которую и прикрыть-то нечем, ибо снаружи — такая же пустота. Хороший, правильный фильм, но пересматривать его не буду — уж лучше «Такси-блюз»…
5 мая 2012
Пока лучший российский фильм 2012 года. Умное неторопливое кино о том, что такое хорошо и что такое плохо. Кино, которое может остановить вовремя зрителя: в тот самый момент, когда зритель захочет стать злым. «Дирижер» грустно расскажет о злых людях — и не захочется быть похожим на них.
Очень хвалю за кульминацию. Монтажная склейка шумного оркестра и шумного израильского рынка напряженно ведут меня к событию, о котором догадываешься и которого боишься. Сердце стучит сильнее, режиссёр спокойно готовит к приближению зла. Зло становится досягаемым и ощутимым.
Оболдина и Багдонас — актёры, которых надо снимать в кино. Барковский может играть тихо и спокойно, тоже надо снимать чаще.
Про музыку всё сказано. Ткань фильма.
Фильм о раскаянии и грехе — фильм без попов и РПЦ. Герой плачет перед иконой — икона не смущает. Лунгин снял фильм, который сможет стать близким и нужным даже неверующему человеку.
2 мая 2012
«Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости», — гласит аннотация к фильму «Дирижер», опубликованная на авторском сайте сценариста, режиссера и продюсера этого кинопроизведения Павла Лунгина.
Такая информационная заставка, а также подбор кинокадров в рекламных роликах позволяли, с большой долей вероятности, предположить: автора этого кинопроизведения вдохновляли, с одной стороны, знаменитый советский фильм о жестоких восточных нравах («Белое солнце пустыни»), а с другой — заскорузлые совково-московские стереотипы об Израиле, как о стране хамсинов, пустынь и терактов.
К сожалению, именно это мы и увидели на экране 14 апреля — в день телевизионной презентации фильма на одном из российских государственных телеканалов. Впрочем, об этом можно было и догадаться: идеологически вредный фильм на кремлевском канале, да еще и в выходной день накануне пасхального воскресенья, разумеется, не покажут. Как не показали бы в СССР фильм Феллини или Тарковского накануне 7 ноября.
О том, что «Дирижер» — это заказное произведение, говорит и скромная ремарка в титрах: «Фильм создан при поддержке министерства культуры РФ». Но заказ тоже можно исполнить по-разному, как свидетельствует, в частности, и история советского кинематографа.
Увы — на этот раз стереотипная зашоренность фильма просто выходит за все рамки приличия. Зачем нужны все эти передергивания реальности, совершенно непонятно. Ведь, в конце концов, речь в нем идет о реальной стране, а не о фантастическом Саракше — планете земного типа с кислородно-азотной атмосферой, по многим признакам весьма сходной с Землёй.
Желание Лунгина показать Израиль безжизненной страной желтого песка и черного солнца доходит порой до абсурда: даже в аэропорт им. Бен-Гуриона герои фильма почему-то едут по дороге, ведущей к Мертвому морю. И везде пустыня, пустыня, пустыня… А на фоне пустыни — только церкви, монастыри и мечети…
Кульминационная сцена фильма — теракт на иерусалимском рынке Маханэ Иегуда — почти цитирует (и по стилистике и по недостоверности) «апофигей» другой российской кинохалтуры об Израиле — ленты «Арье», снятой в 2004 году по сценарию Александра Гельмана.
Впрочем, автор сценариев партийных блокбастеров «Премия» и «Мы, нижеподписавшиеся» все же нашел возможность разработать израильскую линию фильма «Арье» в относительно объективном контексте и показал обеспеченную семью своей подруги юности, уехавшей в Палестину вскоре после Холокоста, без надрыва и назидательного пафоса.
В фильме Павла Лунгина молодые израильтяне — это отморозки без каких-либо моральных устоев, сборище наркоманов и вымогателей, заманившие в свои коварные сети скромного русского мальчика Сашу — сына главного героя фильма «Дирижер».
Кстати, интересный нюанс: в списке актеров на авторской афише этого фильма указаны, например, фамилии изредка появляющихся на экране и практически бессловесных детей героини второго плана, но почему-то «упущена» известная израильская актриса-репатриантка Люся Дубинчик, которая играет далеко не проходную роль подруги Саши…
Похоже, в этом и был главный «мессидж» нового фильма Павла Лунгина, а точнее тех, кто заказал ему эту кинохалтуру: еще раз попинать Израиль как отсталую провинцию, куда московские носители великой православной культуры благородно внедряют музыкальную «нетленку».
Но режиссер-еврей, начинавший свою кинокарьеру с честных и талантливых фильмов «Такси-блюз» (приз в Каннах) и «Луна-парк», в роли православного миссионера, по меньшей мере, комичен. Но в стране, где кандидат в президенты может открытым текстом «намекнуть» актрисе, помогающей онкологическим больным — «прославляй меня, а иначе денег умирающим детям не дам», — возможно все…
А впрочем, не все так мрачно. Ведь не зря же предложила Валерия Ильинична Новодворская использовать израильскую пустыню для перевоспитания российских совков. Будем считать, что добрый еврей Павел Семенович Лунгин поддержал эту гуманистическую инициативу. Все-таки пустыня — это не так уж и плохо. Хоть под белым солнцем, хоть под черным…
21 апреля 2012
Ингредиенты очередного фильма Лунгина подобраны со знанием дела: библейские виды Святой земли — «Страсти по Матфею» — вопросы веры и безверия, покаяния и суеты — и смерть.
Смерть вообще штука, к которой даже сегодня не все остаются равнодушными. В «Дирижере» смерти для верности отведено центральное место. Она — завязка и стержень сюжета, она — способ подхлестнуть подувядшее действие, она так или иначе касается или коснется каждого из тех, кто присутствует в кадре достаточно долго: у одних она в настоящем, у других — в прошлом, у третьих — в будущем.
Но что такое смерть без духовного содержания? Духовное содержание в «Дирижере» подпитывается целым сонмом аллюзий, возникающих на земле Иерусалима вокруг одних только враз становящихся сакральными понятий «отец» и «сын». Даже не самый образованный зритель легко может испытать тайную интеллектуальную радость от приходящих на ум высоких ассоциаций: жертвоприношение Авраама — Притча о блудном сыне — и, конечно, главные Отец и Сын христианства, о Которых нам с самого начала настойчиво напоминает и рассказывает великолепная духовная музыка, пронизывающая всю картину. Какое отношение имеют все эти культурные пласты к простой безрадостной истории успешного дирижера, который не хотел, чтобы его сын рос мажором, и сына, которому было легче умереть, чем не ждать денег от папы, — вопрос, естественно, неуместный. Фильм-то — не о презренных деньгах, которые якобы так любят хиппи (или кто они там). Или просто у евреев лунгинского розлива даже хиппи любят деньги? Странно вообще, что картина, которую ребятки продают отцу своего умершего друга, не оценена ими в какой-нибудь номинал, равный тридцати — ну там, тридцать долларов, евро, шекелей, — такая ассоциация могла бы заиграть (тем более что объектом купли-продажи по стечению обстоятельств снова оказывается Христос, только мертвый и на картине: скопировав тело со знаменитого полотна Гольбейна «Мертвый Христос», сын дирижера зачем-то пририсовал к нему голову папеньки). И неважно, что пошлый миф о еврейском сребролюбии, как и мнимая ассоциация с тридцатью сребренниками в фильме возникают ни к селу, ни к городу, — еще одна библейская аллюзия лишней быть не может.
Но фильм все же не о деньгах, совсем не о деньгах. И вот уже печальная частная история вырастает в притчу о покаянии (не очень понятно, за что, но ведь покаяние — такое хорошее, глубокое, важное слово). Естественная скорбь человека, потерявшего сына, трактуется как обретение Дороги к Храму и смирению…Таким предстает в этом фильме духовное очищение.
Главным же элементом, скрепляющим эту малоинтересную историю о малоинтересных людях, придающим ей глубину и размах новой библейской притчи, становится, безусловно, музыка, звучащая за кадром. Это великолепная оратория на сюжет «Страстей по Матфею», сочиненная нашим современником и соотечественником, православным священником о. Илларионом Алфеевым. Возможно, единственное, за что стоит сказать «спасибо» фильму и режиссеру, — возможность услышать эту музыку. Используемая как подложка к самым разным сценам — от прозаичнейшей суеты в Домодедово до сцены похорон — она придает всему, что ложится на нее, глубину, трагизм и так необходимую фильму осмысленность. Что с того, что осмысленность ложная (какая, к примеру, связь между закадровым рассказом о муках Христа и проходом главного героя по ночному городу?), — главное, она есть.
Актеры тоже помогают. Один (Владас Багдонас) предоставляет картине свое умение практически не менять выражения каменного лица (тут нам, кажется, внушают, что окаменела, причем давно, и душа дирижера, хотя, вполне возможно, окаменелость его объясняется реакцией на обрушившуюся на него новость и необходимостью продолжать жить, работать, общаться с людьми, скрывая ото всех свое горе). В итоге когда это каменное лицо вдруг слегка прищуривается или начинает часто моргать, зритель оказывается близок прямо-таки к катарсису. Другой (Карен Бадалов) — украшает картину выразительным взглядом красивых восточных глаз, на что-то словно бы намекающим, о чем-то рассказывающим, и неважно, что ни актер, ни режиссер, похоже, так и не определились, о чем должен рассказывать этот выразительный взгляд, главное, — взгляд выразительный, даже очень.
Есть в картине и две верующие женщины. Но, как ни велико желание снимать про веру, Лунгин все-таки делать этого категорически не умеет (видимо, сам предмет остается темным и неясным). В результате одна из этих женщин, призванная освещать реальность своим тихим внутренним светом (и актриса на эту роль подобрана очень точно — это не красивая, но обаятельнейшая, с чудесной улыбкой Дарья Мороз), светится только в разговоре с флиртующим с нею мужчиной, а в разговоре с его страдающей женой вдруг становится обычной черствоватой нашей современницей с холодно-колючими: «Я вам уже все сказала. Не звоните сюда больше». Другая же — та самая жена в исполнении Инги Оболдиной — по воле авторов фильма реализует свою веру лишь в преклонении перед обычаями и обрядами. Создается даже впечатление, что именно эту женщину с ее «пошлой», «неуместной» ревностью авторы ненавязчиво упрекают в произошедшей трагедии — мол, не лезла бы со своим собственничеством в большое и светлое чувство мужа, и все было бы хорошо… Такой предстает в этом фильме вера.
Ну а в сухом остатке остается спекуляция яркой темой (на сей раз темой христианства), поддержанная элементами, безотказно действующими на сознание: грандиозной музыкой, градиозными библейскими пейзажами, вечной темой смерти и забвения чего-то важного в суете, ну и, до кучи, — актуальной темой терроризма на Ближнем Востоке, а также хорошими актерскими работами. Самое любопытное, что кино в итоге получилось довольно зрелищным и внешне отнюдь не пустым. Операцию по охмурению зрителя ксендзами, тфу, режиссером Лунгиным, можно считать вполне удачной. Вот увидим — этот фильм еще массу призов соберет.
18 апреля 2012
Придется согласиться с Норманом Лебрехтом и признать, что дирижеров ныне почитают, как патриархов РП-(и не только)-Ц, что ни слово — то алмаз, что ни мысль — то вселенский масштаб, что ни часы — то… Благодатная почва для глобального замысла, эпопеи. Но чтобы достичь вайдовских высот искренности и откровения, недостаточно просто смачно наречь фильм «Дирижером», нужно кое-что еще, чего Лунгину, по-видимому, не хватило.
Сразу бросается в глаза характерная для режиссера привычка фокусироваться на мелких словесных конструкциях для обрисовки мизансцен — они несут мало дополнительного к происходящему на экране смысла и кажутся жутким расточительством. Действие бесконечно провисает в экспозиции, а развитие и развязка немного скомканы. Если сначала герои долго едут в аэропорт, долго и красиво взлетают и садятся, то в Иерусалиме события трех разных сюжетных линий смешиваются, разворачиваясь практически одновременно (что, однозначно, является сознательным режиссерским решением), но ясных отдельных пластов не получается.
Смущает возникающая, в том числе и вследствие этого, фрагментарность психологических портретов, при очевидном стремлении их обрисовать. Эскизные, неполные и не всегда понятные эпизоды, а также большие не сопровожденные переводом вставки на иврите наталкивают на мысль, что предполагалась еще и невербальная передача, но она почему-то не срабатывает. Понимания на уровне чувств, без слов, не происходит, как и чуда анонсированного перерождения человека, даром что подкрепленного хрестоматийно правильными темами Святой Земли и Страстей Христовых, сюжетными трагическими поворотами.
Со Страстями, к слову, тоже не все гладко. Вызвавшее в музыкальных кругах противоречивый ажиотаж, произведение митрополита Илариона и в «Дирижере» оставляет впечатление весьма странное. С одной стороны есть эффект будто бы узнавания барочного баховского стиля, а с другой — осознание, что это всего лишь подражание, и не самое вдохновенное, типа мытищинской подделки столь же нашумевших брегетов, которые то есть, то нет. Возможно, пару раз прошибет на дешевую слезу, но на том спасибо. Куда органичнее, самобытнее и даже православнее смотрелся бы Духовный концерт Альфреда Шнитке, но это же не модно…
Можно было бы не упоминать о том, что музыкальные аспекты переданы весьма приблизительно, с той бутафорической напыщенностью, которая обычно и встречается. Дирижер кое-как машет, кордебалет Мосфильма кое-как «поет». Цепляться к этому нет смысла, и все же ожидаешь от ищущих, требовательных к себе художников больше работы над деталями. В «Концерте», в «Коко и Стравинском», в «Легенде о пианисте» это все есть, в «Ветке сирени» и здесь, к сожалению, не наблюдается.
Эти, ключевые недочеты, при замечательной кинематографичности процесса, отличных операторских находках, наличии удачных комических сцен, — лишают фильм той прелести, на которую он по рангу мог бы претендовать, и относят его в обширный и кашеобразный разряд кино талантливого, но с явной печатью недоделанности.
16 апреля 2012