Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Девушка и смерть |
год: | 2012 |
страны: |
Россия,
Нидерланды,
Германия
|
режиссер: | Йос Стеллинг |
сценаристы: | Йос Стеллинг, Берт Рейкелейкхёйзен, Ирина Трофимова |
продюсеры: | Антон Крамер, Йос Стеллинг, Слеа Де Конинг, Хайно Декерт, Евгений Гиндилис, Мартин Шлутер, Авро, Джудит ван ден Бёрг |
видеооператор: | Гурт Хилтай |
композитор: | Барт ван де Лисдонк |
художники: | Герт Бринкерс, Андреа Шайн |
монтаж: | Берт Рейкелейкхёйзен |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Сборы в России: | $86 619 |
Мировые сборы: | $90 477 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 сентября 2012 г. |
на DVD: | 28 октября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Случайно увидел этот фильм на одном из Российских каналов. Фильм просто ошеломил.
Во время просмотра приходит изумление, надо же, оказывается и в Европе русские люди живут, которые снимают такие фильмы! После просмотра, один за другим, возникают вопросы. Как же это получилось? Почему? Ведь счастье было уже так близко, только протяни руку! Но, случается катастрофа! Трагедия! Драма!
Сильвия Хукс, в роли Элизы, передаёт зрителю огромную силу духа, стойкость, несгибаемость, способность на нежность, любовь, доверие окружающим, и это несмотря на множество злоключений, происходящих и произошедших с ней за всю её ужасно долгую, но столь коротко счастливую, полную надежд жизнь. Но главное из всех качеств, всё-таки Любовь! И без Бога тут никак не могло обойтись. Чтобы после всего пережитого сохранить это чувство, не сойти с ума?... Насколько известно русские классики, от которых черпал вдохновение режиссёр, были людьми верующими. Жаль, что это не очень заметно в картине, это многое объяснило бы. Игра всех актёров, передаёт огромную гамму лучших и не очень, человеческих качеств. И в конце возникает финальный вопрос. А кто я в этом хороводе? Кем из героев был бы я?
25 июля 2023
Стеллинг в режиссуре, как Тургенев в русской прозе, — великий стилист. Он работает по формуле Пришвина: «На каждый новый блин требуется новая сковорода». Каждое новое произведение искусства требует новой формы. Киноработы Стеллинга стилистически безупречны не потому, что красивы с художественной точки зрения, а потому, что их форма единственно возможна для сообщаемого ими содержания — ни убавить, ни прибавить.
Как охарактеризовать стиль последнего фильма Йоса Стеллинга в двух словах? Наверное, эпитетов не хватит. Было ощущение медленного театра (может, даже медитативной оперы, где слова, как и минуты, виснут в воздухе, не падая). Не того театра, что творится на наших глазах, а того, в который на наших глазах всё превращается, чтоб в какой-то совершенного неожидаемый момент все декорации рухнули, все маски сгорели, все обманщики-зеркала засветились, как чистая гладь живой воды. И все стало настоящим. Живым. Вечным!
А еще в стилистике фильма очень выигрышно смотрятся рядом живое и мертвое:
статуэтка рядом с живой девушкой;
кричащий макияж, напоминающий грим проститутки или покойника, рядом с трепетно-акварельным, бледным до прозрачности лицом, с которого любовь и болезнь смыли все следы игры, обмана;
старая пародийно сниженная Джульетта, отдавшая душу актерству, и та, что в реальности (не в книге или театральном спектакле) осмелилась любить так же, как шекспировская, и т. д.
Идейное напряжение фильма вторит этому визуальному контрасту. Первая мысль, которую я считала: всемогущее бессилие памяти. Вторая: фраза «девушка и смерть» сродни словосочетанию «первая любовь», в слове «первая» уже содержится намек на умирание. Впрочем, нет. Не хочу так прямо, считая, говорить об идеях. Вспомнились слова Пришвина, то, как он называл четкую идею в искусстве — «атака с криком».
Кто-то из критиков, а у фильма «Девушка и смерть» довольно хорошая пресса, назвал его «поэмой о вечном возвращении». И тут правда каждое слово — и первое, и второе, и третье. Вот об этом стоит поговорить подробнее.
Поэма
Я бы сказала «музыкальная поэма», ведь Шопен, раскрасивший это живописное кино легчайшими траурными звуками, был именно поэтом в музыке. Поэма имеет не только вполне событийный сюжет, но и вполне ощутимый ритм, который, как и в стихах, как и в музыке, приподнимает читателя/зрителя/слушателя над происходящим, и делает важным не то, что совершается или случается (история), а то, что, как ритм сердца, как его музыка, чувствуется, ощущается, заставляя быть более живым (именно более — в искусстве такое возможно). Поэзия, как и музыка, не информация, не сообщение, не рассказ, а прикосновение. Думаю, каждый смотревший может сказать о «Девушке и смерти»: коснувшееся меня.
Режиссер считает, что «кино ближе к музыке, чем к литературе, потому что если книги апеллируют к разуму, то музыка обращается к сердцу. Интеллект, ум не столь уж важны. И кинозритель, и кинорежиссер, воспринимая и создавая фильм, должны идти от сердца. Диалоги всегда рассудочны. Мозг врет, сердце не обманывает никогда». Впрочем, и поэмы зачастую тоже пишутся против рассудка и диалогов. И в поэмах, как и в этом кино, часто соединены не события, а скоропроходящие отблески жизни в какой-то единый большой свет.
Режиссерская формула Стеллинга: не когда история рассказывается, а когда она останавливается, происходит главное в фильме. «Остановка истории — миг наивысшего подъема чувств» (Й. Стеллинг). «Девушка и смерть» вся из таких остановок — времени, памяти, любви, смерти, жизни. Да и Вечность, о которой звучит и которую значит это кино, не остановка ли? Как те 20 минут, что постаревший герой провел с книгой Пушкина в руках, выпав из жизни, не заметив даже ухода Нины…
Возвращение
Когда-то я писала о «Черничных ночах» Карвая (кстати, скоро мы в клубе смотрим его новое кино), и в отклике моем были такие строчки: «Ну, что мы — европейцы — можем знать о нежности философии повторений и о медлительной красоте мифа вечного возвращения? Нам что знакома маниакальная одержимость прошлым? Или теплота остывших воспоминаний… со вкусом будущего?» Сейчас я отвечаю на эти вопросы: «Да. Да! Знакомо, потому что знакомо Стеллингу». И Пушкину, которого режиссер именно так понял. Лирическое напряжение пушкинского текста держится противоположностью строк «Я помню чудное мгновенье…» / «И я забыл твой голос нежный…» / «Душе настало пробужденье». Я помню чудное — я забыл нежное — опять явилось. В результате их взаимной электризации возникает — совершенно иррационально, кстати, — главное значение «К***» — НАВЕЧНО. Потому что воскрешение («И для него воскресли вновь…») смертью не заканчивается. Воскресшее принадлежит жизни. Даже любое «мимолетное виденье» прошлого, которого, словно живая вода музыки Шопена, касается память и оживляет вновь и вновь, и вновь…
Вечное
Это фильм пропитан ностальгией по Вечности. В некоторые минуты просмотра казалось, что вершащееся в нем существует в совершенно иных — запредельных — измерениях бытия. Главное ощущение от живого соприкосновения с чужой памятью (а зритель в буквальном смысле попадает, врастает в нее): всё, что вокруг, уже было. Ритм прошлого создает нереальное переживание, которое сродни deja vu. Истина происходящее, правда, или же фантазии и сны героев, или наши, или мои, было или не было?.. Легкий маятник этих «тикающих» вопросов раскачивает загрубелое в буднях и суете сердце. И начинаешь догадываться, и догадка эта приносит сразу и боль, и нежность: воспоминание в фильме Стеллинга — всеобщее. Потому что первая любовь вообще всех людей на земле — это обязательная потеря-смерть. И обязательное дежа вю, вечно мнящаяся, кажущаяся, мреющая история, нет, лучше — музыка, которая не умрет вместе с нами. Потому что и мы не умрем. (Хоть, может быть, атеист Стеллинг так не думает).
Ценность искусства, как и философии, прежде всего в том, насколько оно способно поставить нас лицом к лицу с метафизическими реалиями, с экзистенциальным пространством (или простором). Ведь только столкновение с ними, преображая нас и всё, что вокруг, открывает совершенно иные измерения бытия, придает ему необыденный смысл. В моменты созерцания этого смысла (а это могут быть считанные миги даже в двухчасовом кино) нас вдруг озаряет: это и есть именно то, чего мы искали и не могли найти всю жизнь. Потом это понимание, эта память куда-то теряются, и все опять как у Пушкина: «Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви».
До поры. До следующего воскрешения искусством.
P.S. «Вообще кино — это рай. Или так: рай — это кино. Кино — это панацея, бегство от жизни. Отдушина. Как религия. Искусство, дети — все это мечта, благодаря которой забываешь о своей печали» (Йос Стеллинг).
7 июля 2015
Я никогда не был поклонником мелодраматического жанра, находя его пустым и банальным. Дело в том, что в большинстве мелодрам и драматических комедий основной посыл, который делают авторы, заключается в идее, что любовь может выдержать любые испытания, а влюбленные обязательно будут вместе. Однако редко можно увидеть фильм, который затрагивает проблемы и сложности, которые приходится сталкиваться мужчине и женщине, такие как социальный статус или культурные и национальные различия. эти проблемы были затронуты в драме «Девушка и смерть».
Синопсис Молодой студент Николай по пути в Париж, где он собирается выучиться на врача, останавливается проездом в заброшенных лесах Германии в небольшом, но элитном отеле, который по совместительству оказывается публичным домом. После одной проведенной ночи в отеле Николай знакомится с девушкой Элизой, которая оказывается любимицей сутенера, владеющего этим отелем и не желающего, чтобы кто-либо прикасался к его собственности. Не понимая, в какую опасную игру ввязался, Николай все равно обреченно пытается добиться расположения Элизы.
Игра актеров Я не могу сказать, что я остался в полном восторге от актерской игры, мечтая, что кто-нибудь из исполнителей обязательно получит награду. Нет. Я скажу, что одни актеры смогли о себе заявить, другие не дотянули. Леонид Бичевин, конечно, талантливый молодой актер, и, несомненно, в нем живет актерская жилка. Но, честно, на мой взгляд, эта роль не его. Как мне кажется, образ его персонажа должен был меняться с действием фильма, однако на всем протяжении герой как был простым и невинным мальчиком, так и остался. Кто мне действительно понравился из всего актерского состава, это сильная и незабываемая игра нашей несравненной Ренаты Литвиновой, воплотившей образ эдакой проститутки-наставницы, которая, не верит в любовь, но верит в честь и достоинство у других людей.
Режиссура Вот, что-что, а режиссура в фильме очень подкачала. Конечно, Йос Стеллинг сам по себе очень тяжелый режиссер со своим стилем видения мира. Я не скажу, что под его эгидой «Девушка и смерть» получился некрасивым фильмом. Напротив, от картины отдает европейским стилем, однако режиссер удачно показал зрителю столкновение двух культур в лице горячей русской душу и робкого голландского сердца. Однако в режиссуре все же преобладает существенный недостаток, а именно нудливость. Честно, несмотря на то, что фильм идет два часа, у меня возникло ощущение, что прошли все пять. Режиссер не то чтобы останавливает внимание на тех или иных сценах и эпизодах, но скорее затягивает их до такой степени, что хочется просто взять и перемотать фильм.
Сценарий Несмотря на слабую режиссуру, «Девушка и смерть» все же выигрывает за счет сценария. В сюжете фильма вступают в симбиоз сразу несколько тем таких, как разница культур, социальных положений, любовь и, конечно, прощание. В предыдущем абзаце я уже указал, что авторы сценария подчеркивают, что любовь героев изначально была обречена, т. к. робкая холодная душа голландки не смогла всецело воссоединиться в горячей душой русского парня. Конечно, на их отношениях сказался разный социальный статус, что является одним из лейтмотивов сюжетов, действие которых развивается в XIX веке. Авторы касаются также такой темы, как неизбежность прощания. Главный герой снова, и снова, и снова возвращается в отель в надежде забрать свою единственную, но лишь под конец жизни ему приходит осознание, что ему следовало попрощаться уже давно.
Декорации и костюмы Вообще я всегда ценил фильмы, которые отличаются особой яркостью, полученной за счет художественной части, а именно, декораций и костюмов. На меня произвели сильное впечатление декорации отеля. Ты словно погружаешься в во времена Европы на рубеже веков с ее утонченной и изысканной культурой. Это ощущение было дополнено также благодаря костюмам, которые хотя и не блистали красками, но наполняли атмосферу особым теплом.
Итог Честно, «Девушка и смерть» — это кино на любителя. Если фильм кому и понравится, то либо уточненным ценителям подобного жанра или любителям мелодрам. Но чтобы не делать скоропалительных выводов, лучше попробовать, поэтому просто посмотрите.
7 из 10
12 августа 2014
Я не часто пишу рецензии, да и плохо это у меня получается, но это один из немногих фильмов, который действительно проник прямо в душу и хочется немного поделиться своим мнением со всеми.
Я решила посмотреть этот фильм совсем недавно, из-за Литвиновой. Раньше я знала о ней исключительно из тупых шуток Галкина, а оказалось это Человек — который реально заслуживает огромнейшего уважения. Она — гений. Рената часто называет гением Земфиру, себя не очень радуя такими словами, а надо бы…
Я очень удивилась при просмотре тому, что не было никаких субтитров — ни вшитых ни внешних, хотя половину фильма персонажи говорили то на французском, то на немецком языке. Благо я знаю французский. И понимала всё. А немецкая речь — была понята мною исключительно логически.
Теперь о фильме:
Сюжет — не новинка — копия Мулен Руж, только без песен и слёзы всё таки не смог у меня вызвать. Но ничего против сюжета я совсем не имею. Смерть в рассвете сил и молодости — на мой взгляд, очень чарующая тема для киношников и зрителей.
Хочу отдельно отметить актёрский состав. Он то и заставил меня писать рецензию. Это три кита, которые держат всю картину, очаровывая своей игрой.
Не буду писать ничего про Ренату Литвинову, у меня очень пристрастное мнение о ней и я никогда в жизни не смогу найти в её сценической жизни недостатки. Скажу, что её голос и манера общения наглухо гипнотизирует. Я немного не поняла её героиню. Почему она ушла. Хотя понятно почему. Но всё же друзья не должны бросать друг друга, тем более, что надолго бы ей остаться не пришлось. Стрелки то для Элизы уже отстукивали последние часы.
Леонид Бичевин — отличный актёр. Пусть он и не обладает некой магией, которая может влюбить в его образ, актёр он всё равно хороший. Персонаж его мне не приятен. Влез в жизнь девчонки, которая уже привыкла к своему месту под солнцем и не очень то хочет его менять. Подпортил её жизнь. Уходил, но возвращался в неподходящие моменты и добивал жизнь Элизы(Сильвия Хукс). А когда надо было остаться, он не остался. В этом — единственное отличие его персонажа от персонажа МакГрегора из Мулен Руж. Такого пофигистического отношения к Элизе я ему простить не смогу.
А вот и очередь Сильвии Хукс. Потрясающее… просто потрясающее проживание своей роли! Как будто и нет никакой Сильвии, а есть Элиза и это и есть её жизнь. Вот такого эффекта должны достигать актёры, согласившись на роль. Вот это и пленяет зрителей, в данном случае меня. Короче, Хукс попала в мой белый список любимых актёров всея жизни.
Небольшой минусик — игра Маковецкого. Хоть она была совсем небольшая, он успел немного испортить впечатление от фильма. Как то пропала связь Николая(в молодости) с постаревшим Николаем. Как будто разные персонажи. По-моему он либо слабый актёр либо просто не успел вжиться в свою роль.
И всё же это небольшой минус никак не повлияет на мою высокую оценку:
10 из 10
6 августа 2014
Не сотвори себе кумира. А он был и остается. Из упрямства, наверное. Потому что это Йос Стеллинг. Создавший непохожие друг на друга и ни на что другое фильмы. Плывущий своим путем невзирая на мейнстрим. Вот, наконец, желанный просмотр — Девушка и смерть. Разрывалась от любопытства — увидеть Литвинову некрасивой, потому что это невозможно. Заранее отдавала симпатии Бичевину, потому что видела его в Морфии. И, конечно, сам Стеллинг, снявший фильм (на спор), в котором герои вообще не разговаривают, это (насколько понимаю) — Иллюзионист. И создавший всечеловечный шедевр Ни поездов ни самолетов, о котором надо говорить отдельно.
Итак, очень кратко, сюжет. Герой (еще до революции) едет в Париж учиться, проезжая через Швейцарию, влюбляется в пансионе в девушку, а она — в него, но в дальнейшем жертвует собой, чтобы ему не повредить. Читателей и почитателей Тургенева, Бунина, Чехова и Набокова таким сюжетом не удивить. Ну, а плохо поставить фильм Стеллинг, конечно, не мог, по определению. Но как его смотреть? При всей красоте и выразительности — несовременен, медлителен, да еще такой наивный мелодраматичный сюжет. Полностью отдана дань русскому настроению. Оно как флер покрывает и окутывает весь фильм, создает таинственность, камерность.
Действие начинается с того, что герой прибывает к месту давнишних воспоминаний, собственно уже к могильному разбору. Затем в ретроспекции появляются герои — юная бесправная девушка на содержании у старика-паука, сам старый злодей и загадочная дуэнья, о которой хочется поразмышлять подробнее. Вопрос — что же делает Нина — соединяет или разлучает? А может быть — влюблена, на склоне лет, сама? Больше всего она почему-то ассоциируется со смертью, ведь она своим вмешательством и приносит героине смерть. Недаром она появляется в черном и в ужасном черном парике. Интонации Литвиновой в этой роли все те же, но для западного зрителя это может быть и полезно и ново.
Бичевин может изобразить все — от тихого обожания до неожиданно взрывного темперамента. Главная героиня (Элиза) похожа на Марусю из Цветов запоздалых, не самого сильного рассказа Чехова. Она тоже серьезно больна и тоже жертвует собой. Прямо Виолетта, но без такого бурного прошлого. Герой чувствует себя влюбленным, но это не мешает ему благополучно в конце-концов жениться, вместо того чтобы… Но сюжет никуда не развился, прочно остался на одной линии. Томик Пушкина кочует из рук в руки, как подсказка и связующее звено. Может, это просто дань России, ее поэзии и красоте — в лице главного героя? Судя по динамике развития — наверное.
Есть в фильме и нелепости. Дикая сцена с рюмками в начале, где общество немного отдает бедламом. Наивное отмщение в карточной игре в самом конце. Кому? Героине, старику или самому себе? Герой обрушивает на героиню тот удар дубиной, который он в свое время получил. Опять Альфред и Виолетта (сцена на балу). Ужасный кроличий секс с героиней Литвиновой. По ходу фильма герой навещает Элизу несколько раз, но в итоге финансовые невзгоды становятся для них неодолимой преградой.
Финал невероятный, причем в Москве и Николай, и Нина не похожи сами на себя. И опять томик Пушкина, который должен все объяснить, но не объясняет ничего. Если такими представляются Йосу Стеллингу русские классические герои — то ему видней. Но последнее слово все-таки за нами. Получается, что Элиза предала из-за любви и саму любовь. То, как это задумано и показано, не убеждает. Хотя должно убеждать.
8 из 10
29 ноября 2013
24 апреля в рамках фестиваля «Другое кино» в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Девушка и смерть» голландского режиссера Йоса Стеллинга. Картина рассказывает историю человека, едущего из Москвы в Париж для продолжения обучения врачебному делу. В одном из отелей Германии он влюбляется в наложницу некоего графа…
Йос Стеллинг не снискал за всю свою длинную и удивительную творческую жизнь ни одной громкой кинонаграды: всего лишь две номинации на Каннском и Венецианском фестивалях, что является несколько странным, ведь Стеллинг — истинный живописец, поэт, новатор. Его творчество исполнено грандиозной глубины — неподдельной, истинной. Современники называют его Стеллини, намекая на сходство с мэтром итальянского кино Федерико Феллини.
В последнем фильме Йос Стеллинг обращается к классическому сюжету европейской живописи «Смерть и Дева», выражая посредством этого свою главнейшую тему, идущую через все его картины — тему забвения. Мерно тянется состав сквозь печальный зимний пейзаж. Немолодой доктор сжимает в руках букет белых роз. Рядом помещается томик стихов Пушкина на французском языке. Проводник сурово требует документы. Остановка. Мужчина поднимается и сходит с поезда, оставляя паспорт на своем месте… Так начинается картина.
Камерная по форме, в своей сути — эпохальная постановка, эдакая ретроспектива жизни. Йос Стеллинг в одном интервью, отвечая на вопрос о причине столь пристального внимания к России, сказал, что только в этой стране меланхолия стала одной из форм искусства. В последнем фильме режиссер достиг этого идеала. «Девушка и смерть» — это запечатленная меланхолия, осязаемая печаль, разлитая по полотну человеческого бытия.
Чеховская драма о любви и ее недосягаемости, лишенная многословности, она ненавязчиво касается ее участников, скользя по их очертаниям, всматриваясь в их судьбы, наблюдая развитие человеческой трагедии. Николай, которого сыграл Леонид Бичевин и Сергей Маковецкий, русским юношей впервые оказывается в одном из замков Тюрингии. Он еще не знает, что этот дом станет тем местом, куда ему суждено будет возвращаться до конца своих дней: юношей, молодым человеком, зрелым мужчиной и, в конец концов, стариком… Поэма о вечном возвращении, герои которой подобно античным стоикам печально созерцают развитие своих судеб, зная наперед, чем все закончится. Сквозь весь фильм тянется наполненное грустью и чувством иллюзорности стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье, / Передо мной явилась ты…»
«Жизнь скоротечна. Нам останутся хорошие воспоминания», — так говорит Элиза Николаю. Кровати, отдельные номера… И жизнь состоит из пробуждений и вечных возвращений. И ничего не меняется. И все увядает. Николай поет Элизе русскую колыбельную. Все погружается в сон. Все исчезает. Люди, слова, музыка, вещи… И была ли жизнь?
3 ноября 2013
В мировой прокат работа ушла ещё год назад, но о судьбе её после на чужбине известно мало, 16 мая и 23 сентября были премьеры в России и Украине — в обоих случаях в рамках спецпоказов «другое кино», хотя так оно, может, и к лучшему.
Несложный и до боли вечный сюжет любовного треугольника, где в двух углах любовь и юность, а в третьем достаток и желание обладать. Молодой врач Николай (Леонид Бичевин), оказывается транзитом в уездном отеле, где встречает прекрасную Элизу (Сильвия Хукс) и влюбляется в нее с тем всепоглощающим и беззаветным порывом, который только возможен у молодого мужчины. Но Элиза принадлежит другому — она на содержании у богатого и уродливого старца, кроме того страдает от туберкулёза. Как и все истории любви, где больше трёх участников — эта тоже грустная, это ясно с первых кадров, в которых постаревший герой Бичовина (уже в исполнении Сергея Маковецкого) возвращается в уездный дом, чтобы пройтись по скрипящему полу и вспомнить всё… или наконец забыть.
Главная роль в картине досталась молодому актеру Леониду Бичевину, который не впервые играет роль доктора до этого была роль Полякова в фильме «Морфий» ныне покойного Алексея Балабанова (по произведению М. Булгакова «Записки юного врача»). Роль возлюбленной Николая, Элизы, исполнила голландка Сильвия Хукс. В списке актёров, занятых в ленте кроме уже упомянутого «тяжеловеса» большого российского кино Сергея Маковецкого, есть и сладкоголосая Рената Литвинова, в совершенно новом для неё образе — эстетически завораживающая пластика рук, а так же легко узнаваемая игра голосом в интонациях и смехе — здесь почти отсутствует, в добавок Литвинову «потолстили» и «состарили», потому особенно преданным фанатам, которые любят кинодиву не за талант играть, а за дар быть — наше искренне предупреждение — «литвиновской» странности почти не будет.
Не так давно вышел и другой фильм с участием Хукс — «Лучшее предложение». Некоторые сюжетные штрихи у картин схожи — героиню Сильвии в обоих случаях любит мужчина намного старше, и в том и в другом случае почти вся история происходит на территории одного большого дома, да, и образы воплощённые актрисой — холодная, почти неживая красота и статичная мимика словно скопированы и перенесены(остаётся лишь гадать что было первостепенным роль Элизы или Клэр).
А теперь по-простому. Несмотря на внушительный актёрский состав, приличный бюджет и хорошего режиссёра картина скучная. Было интересно наблюдать за отдельными жестами и сценами, но в целом фильм как однородное полотно позволял отвлекаться, не вникать и мимоходом искать в памяти хронометраж ленты. Слишком затянуты паузы между очевидными действиями, и дело тут не в «кликовом» сознании современного зрителя и желании динамики — дело в всё же в картине. Потраченного времени на фильм не жаль, на работу профессионалов смотреть всегда приятно, но создалось впечатление, что режиссёр не донёс до актёров или не выявил ту самую сверх-задачу, которая так важна для лент с таким специфическим темпом. Мне сложно классифицировать время, место и душевное состояние, под которые можно рекомендовать просмотр конкретно этой ленты т. к. всё таки среди похожих по ритму и стилю работ есть слишком много более интересных и сильных творений. Надо сказать, что это то самое кино для кинотеатра, не из-за зрелищности, а из-за ограничения пространства, когда ты можешь полностью сконцентрироваться на экране, а учитывая тот факт, что в прокате её не будет — в домашней обстановке воспринимать её может не захотеться.
25 октября 2013
Душка-Маковецкий, сменивший шапку-ушанку на элегантную шляпу, сходит на пустынный перрон. В руке — букет белых роз, за пазухой — томик Пушкина. Прихрамывая, он идет к старому кладбищу. И чудится ему мелодия Шопена, доносящаяся из глубин близрасположенного заброшенного дома. Взломав дверь подвала, пожилой врач двигается навстречу манящим фортепианным аккордам сквозь череду сырых, пропахших пылью комнат. Гулко раздаются шаги в пустоте, скрипят лестничные ступени, а давно забытая мелодия звучит все отчетливее, сливаясь в сознании мужчины с шорохом дождя, пролившегося пятьдесят лет назад за окнами этого уединенного отеля. Героем Маковецкого овладевают воспоминания о тех временах, когда у него еще было лицо Леонида Бичевина, нечаянно влюбившегося в хорошенькую куртизанку Элизу. Проклятый старый дом наполняется жизнью и готовностью вновь засвидетельствовать сентиментальную историю любви. Сердце замирает в сладком предвкушении чуда, уже совсем готового пробить клювиком скорлупу привычной реальности и вылупиться на свет божий золотой птицей эпохи романтизма. И думаешь: «Ай да Стеллинг, ай да сукин сын, ай да самопровозглашенный «обрусевший голландец»!» Ведь правда, первая попытка заглянуть в ту самую нашу загадочную душу пусть не без перегибов, но удалась. В этот раз режиссер хотел снять оду русской классической литературе, передать ее дух, не покушаясь при этом на букву. За попытку, как говорится, спасибо, но по дороге, вымощенной благими намерениями, идите сами.
Нет, поначалу эта игра увлекает. Николай кладет на могилу своего прошлого белоснежный букет, и ты понимаешь, что вот здесь бы сборник не Пушкина, а Северянина ему подмышку, потому что по инерции начинаешь декламировать, как хороши, как свежи были розы твоей любви, и славы, и весны. Смотришь на комнату Элизы, похожую на кукольный домик, набитый нелепыми безделицами: кружевными салфеточками, фарфоровыми статуэточками, резными шкатулочками и бронзовыми подсвечничками — и невольно вспоминаешь купринское сравнение проституток с капризными неразвитыми детьми, живущими какой-то странной феерической жизнью. Потом кажется, что тут определенно есть что-то бунинское — любовь-вспышка, которая не повторяется и не забывается. Слегка недоумеваешь, как заявленный Золотой век соотносится с декадентным образом Литвиновой, но не более, чем недоумевает главный герой, которому в столовой зале вместо чая подали микстуру. А в какой-то момент атмосферная эклектичность начинает утомлять. Элиза так и не превращается в Настасью Филипповну, зато начинает явственно походить на Маргариту Готье (и почему возлюбленный не выбрал для нее камелии?), Николай же вовсе не приобретает черт, характерных хотя бы для какого-то классического героя: хоть Хитклифа, хоть Базарова — право, подошел бы уже любой вариант, лишь бы не лицезреть этот бесхребетный инфантилизм.
Зато здесь читают «Я помню чудное мгновение…»: вместе и по отдельности, на русском и на французском, случайно сталкиваясь в коридоре и лежа на любовном ложе. Читают настойчиво, но, увы и ах, без божества и вдохновения. И кажется, что вульгарнее этого посвящения Анне Керн может быть только шопеновский ноктюрн да, пожалуй, сгорающая от любви и чахотки героиня. Такой вот навязчивый лейтмотив, к бесконечному повторению которого и свелось в итоге восприятие режиссером целого культурного пласта. Когда понимаешь, что все ранее пришедшие на ум сопоставления — не более, чем субъективное желание найти в фильме больше, нежели в него заложено, становится как-то очень грустно и стыдно за собственную наивность. А обитатели кукольного домика продолжают тем временем проживать свою искусственную жизнь: бесстрастно занимаются сексом сквозь слезы, картинно усаживаются на кровать спинами друг к другу, выряжаются в скособоченные парики, затягиваются корсетами, рисуют румянец и припудривают туберкулезные пятна на белоснежных плечах. Наверное, чтобы казаться еще более ненастоящими. И когда в глазах пожилого уже Николая застывает условное: «Мисюсь, где ты?», — ответ на ум приходит всего один: «В шестой палате». Самое забавное, что все это визуально вполне привлекательно, и, сократи хронометраж минут до пяти, фильм стал бы достойным видеорядом для какой-то из песен «Poets of the Fall». Хотя есть в картине три вещи, которыми можно любоваться бесконечно и на повторе: как Бичевина бьют дубиной по хребтине, как Литвинова непринужденно покоряет изяществом ломаных движений и… как Бичевина бьют дубиной по хребтине.
Так вот, кино это, безусловно, красивое и даже в каком-то смысле атмосферное. То, что герои не страдают комплексами Блока и синдромами Льва Толстого, тоже простительно. В конце концов, сам Александр Сергеевич говорил, что поэзия должна быть глуповатой — так почему бы не воспринимать «Девушку и смерть» как своеобразное стихотворение на кинопленке? А потому что простить можно все, кроме пустоты. Пошлости. Банальности. В фильме Николай привозит Элизе подарок, симпатичную такую розовую коробочку, внутри которой лежит ночная сорочка. И получается, что, несмотря на свою неземную любовь, молодой врач все равно считает избранницу дамой исключительной доступности. Кем Стеллинг считает своего зрителя, подсовывая ему красиво упакованный симулякр, думать не хочется. Равно как и том, что для режиссера представляет собой русская литература, потому как кажется — нечто, покрытое пылью и паутиной, болезненное и чахоточное. Такое вот, если хотите, за державу обидно. Такую бы этому голландцу кузькину мать. Не нужно топить солнце моего патриотизма — оно потонет само, дайте время. А пока оставьте хоть что-нибудь, хоть это последнее, русскую классическую, не истекающую слюной шлюховатой Карениной и не гарцующую цирковой лошадкой по замкнутому кругу одной-единственной пушкинской строфы.
25 октября 2013
Сергей Маковецки едет в вагоне поезда, в руках у него томик поэзии Пушкина и белые розы. У него печальный взгляд и уже не молодое лицо, мне кажется, почти каждый начитанный человек в нашей стране именно так представлял себе образ русского интеллигента. Он человек, будто сошедший со страниц романов русской классики. Его можно встретить у Достоевского и Толстого, у Пастернака он так похож на его доктора. И Йос Стеллинг режиссер голландского происхождения сделал его таким близким именно русской душе. Однако он не лишил кино заподноевропейскими характерами и культурой. Элиза не русская девушка да и узнать в ней тургеневскую нельзя. Но это как нельзя больше приближает нас к ней.
Тема запретной и продажной любви совсем не новая в кинематографе. Но «Девушку и смерть» интересно сравнит именно с «Мулен Руж» База Лурмана. А точнее даже указать, насколько разное воплощение может получить одна и та же тема. Для Лурмана эта тема превращается в бурлеск, в яркое биение красок по глазам, в громкую музыку, сражающую своей мощью и силой, в почти что дьявольские танцы и кажущиеся такими откровенными из-за этого сцены любви. У Стиллинга все совершенно противоположно. Громкая музыка популярных песен сменяется на стройное классическое музицирование Шопена. Пышный красный становится смертельно серым и спокойным до ужаса. А резкие движения и пьяные танцы на плавные шаги и переходы по коридорам пустым и безнадежным. Голландский мастер видит рядом с такой девушкой только смерть и все вокруг напоминает ее существование, ты постоянно думаешь, что вот вот она заберет прекрасную девушку.
Любовь здесь спасение и гибель. Но любовь нереальная, она загнана в рамки сценария, выдумана и сыграна как по-написаному. Черная любовь, что показана в этом кино видится в нем совершенно с другой стороны, то есть мы воспринимаем ее как нечто сказочное, возвышенное, романтичное. Достигается это, скорее всего, за счет крупных планов героев рядом друг с другом. Очень уж они проникновенны. И та смерть, что постоянно ходит рядом с девушкой не разделяет их никогда.
Ощущение вечности и тишины еще больше усиливают эффект нереальности. Эта история вне времени, между строк зритель читает приблизительный конец века XIX, хотя в словах героях можно прочитать любое время. Можно поместить эту историю в любое время. И вас также будет сопровождать те же тона, та же музыка и те же люди. А тишина. Мне кажется, она тоже героиня фильма. Тишина не в плохом смысле, она и предает всем тонам и движениям, словам и поступкам эффект этой вечности. Тишина сопровождает смерть, но с ней она ужасна. А здесь тишина и смерть это скорее спокойствие.
Самый важный вопрос о смерти здесь также можно транслировать по-разному. Режиссер сделал все, что бы не она не была такой угрожающей и мрачной, а наоборот печальной и освободительной. Смерть для них для всех это свобода и соединение. Как в лучших традициях русской классики.
26 августа 2013
Сразу скажу фильм понравился и тронул!
Режиссером поднято много вопросов, которые каждый задает себе… А правильно ли я поступил тогда, а что было бы если.. .
Фильм о том, как мы не умеем прощать и этим портим себе жизнь..
Фильм о том как часто мы принимаем решения за других думая, что так лучше для них…
Фильм о том, что часто гораздо легче оставаться жертвой и быть несчастным чем рискнуть всем и сделать рывок и усилие и все таки стать счастливым.
Фильм о поступках, решениях и их последствиях во времени…
Фильм так медленно развивается и перемещает нас от события к событию, что иногда на секунду не хватает развития, но тут ты понимаешь что эти минуты позволили в итоге прожить всю боль, обиду и надежду героев.
Актерский состав подобран потрясающе, сомневаюсь, что его можно было подобрать лучше и с визуальной точки зрения героев и исходя из внутренней динамики каждого персонажа.
А еще фильм о том как люди меняются ломаются, становятся злее… Николай для чего он приехал, в третий раз.. Да он победил графа, да он доказал, что и у него могут быть деньги… Но для чего с чем он ехал туда?? Что помешало ему до конца завершить задуманное? Неужели любовь уже была на столько мертва?? Нет, ведь он возвращается в отель и с этого начинается фильм… Как часто в жизни приходятся наблюдать подобные.. .
7 из 10
9 августа 2013
Можно разобрать по психотипам всех героев. Главного героя назвать «инфантильным эгоистом», героиню Р. Литвиновой — «падшей женщиной», Элизу — «чахоточной». Затем можно — посмеяться над сюжетом, обозвав его произведением «для детей среднего школьного возраста». Но так и не понять, что истории, рассказанные Стеллингом — не нужно воспринимать буквально. Это фильмы-аллегории.
«Девушка и смерть» — не о том, как юная особа продала свою молодость старикану, а юноша, полюбивший ее, не смог ее спасти от судьбы-злодейки. Йос Стеллинг (мудрец) давно понял, что женщина — лучше мужчины. Она совершенней. И стремится к совершенной, идеальной любви, которую… ни один из рыцарей на свете не может ей дать — ни тот, кто бросил, ни тот, кто повёл под венец… Её мечты будут разрушены в любом случае. За кухонной плитой, у колыбели ребенка, в доме свекрови или в одинокой постели, но будут разрушены — в разной степени, но неизбежно. Вот об этом фильм. Этой идеей он и прекрасен. Именно поэтому трагизм, который в нем звучит, и в котором многие видят банальную ванильную историю — обретает вселенскую мощь и печаль. Начитанности и искушенности для правильного прочтения этой картины будет недостаточно. Понадобятся жизненный опыт и мудрость сердца.
1 августа 2013
Печальней нет любовников на свете, чем эти…
Предпремьерные показы фильма прошли в рамках фестиваля «Другое кино», но на них, против ожиданий, не случилось аншлагов. Хотя уже одно только упоминание имени голландского режиссера Йоса Стеллинга, до недавнего времени приводившего в священный трепет любого продвинутого киномана, должно было гарантировать повышенный интерес к фильму. Второй серьезной заманухой априори была Рената Литвинова — ещё одна культовая фигура, чья популярность давно уже преодолела чисто синефильские границы. Однако на самом первом показе этой картины зал был скорее пуст, чем полон: вместе со мной и куратором программы, на сеансе едва набралась дюжина зрителей. Если фестивальные показы считать лакмусовой бумажкой, по реакции которой можно строить прогноз относительно будущей прокатной судьбу ленты, то они особых иллюзий не вызывали…
Бородатый русский врач Николай (похожий на Чехова без пенсне) сходит на какой-то невзрачной станции под Лейпцигом, чтобы посетить заброшенный местный отель, возложить цветы на могилу с именем Elise и предаться воспоминаниям о своей юности. В ту пору, в конце позапрошлого века, он по пути в Париж решил на одну ночь остановиться в этом отеле. Но той ночи будущему эскулапу хватило, чтобы без памяти влюбиться в содержанку местного нувориша — симпатичную, но какую-то вяловатую девушку, с тем самым именем, что увековечила могильная плита. Собственно 90 процентов фильма — это как раз и есть развернутый флэшбек трагического романа чахоточной куртизанки Элизы и влюбленного в неё студента Николая, которому затем ещё не раз пришлось сюда возвращаться…
Сняв в 2007-м году фильм «Душка», Стеллинг, видимо, решил, что раз и навсегда разгадал загадочную русскую душу. Картина та и в самом деле удалась, не в последнюю очередь благодаря Душке, которого сыграл Сергей Маковецкий, и верности Стеллинга своему стилю — иронично-абсурдистскому кино с минимальным количеством произносимых в кадре слов. Но в «Девушке и смерти» он отказался от того и другого, кардинально поменяв жанр и манеру высказывания. В результате получилась шутовская и одновременно претенциозная «трагедия», фиксирующая тот почти неизбежный (но не обязательный!) момент, когда художник вдруг начинает терять связь с реальностью. Когда в творчестве того, кто ещё вчера волновал тебя до глубины души, вдруг проступает нечто такое, за что начинаешь испытывать неловкость. Полагаю, вы заметили, как в 1990-е это случилось с трио наших великих комедиографов — Рязановым, Данелией и Гайдаем.
Сказать, что «Девушка и смерть» — провал и начало конца большого режиссёра, будет все-таки преждевременным. Стеллингу всего 67 лет и на фоне, например, 104-летнего португальца Оливейры, не устающего поражать бодростью духа, он выглядит почти подростком. Скорее всего, голландец обжёгся именно на своей уверенности, что постиг этот, так чарующий западного человека секрет русской души. Однако жонглирование стереотипами и архетипами русской культуры заставило в этом его понимании серьёзно усомниться, а его самого выставило в не самом выгодном свете.
Начать можно с того, что Стеллинг сует тут едва ли не в каждый второй кадр томик Пушкина. Наверно потому, что Пушкин — это наше всё. В отличие от Горького, перу которого принадлежит одноименная (но не односюжетная!) сказка, про которую Сталин сказал, что «эта штука посильней чем «Фауст» Гёте». Чувствуете, какой культурный контекст невольно выстраивается? Тот ещё. Стеллинг пытается упаковывать «наше всё» в формат бульварной мелодрамы — по собственному усмотрению или по прихоти российских продюсеров — не знаю, но тот факт, что без русских денег этот проект вообще бы не состоялся — ни для кого не является секретом. Однако получается у него какая-то какофония из фарсово-маскарадного декаданса, высокопарных до неприличия страстей и (вы не поверите!) куплетов одноименной песни современного русского исполнителя Алексея Петрова, больше известного под именем Decorator:
Там в душной комнате больная девушка и смерть…
Играют в шахматы на то, кому от счастья петь,
Кому в сырой земле да в деревянном сарафане тлеть…
Стеллинг, в прошлом много работавший с мимами, в этом как раз не изменяет своей манере: некоторые актёры так добросовестно хлопочут лицами и пучат глаза, будто тужатся, что начинаешь сомневаться в иносказательности красивого выражения «рождение роли». Рената Литвинова, как обычно, пытается исполнить свой неповторимый образ — «психо-физиологический моноспектакль имени себя». И хотя особенно ей тут не дают развернуться, неадекватная девушка времен «Серебряного века» у Литвиновой получается даже в образе падшей женщины, исполняющей для двух главных героев роль свахи так, словно играя смычком на арфе. Это как это? — спросите вы. А вот так это — как Бог на душу положит. А Литвиновой, как правило, он «ложит» всегда одинаково.
Приколист и парадоксалист Стеллинг неожиданно (для меня, во всяком случае) сотворил здесь такую замороку из безысходности и обреченности, что рядом с ней даже балабановский «Морфий», благодаря которому мы в основном и знаем актёра Леонида Бичевина (тут — Николай в юности), покажется «Повестью о настоящем человеке». А симпатичная голландская актриса Сильвия Хукс, которой режиссёр явно протежирует и которая так волновала и возбуждала его альтер-эго в «Душке», в роли Элизы как-то совсем безнадежно увядает и тем самым заставляет усомниться (лично меня) в любовной одержимости главного мужского персонажа. Но что сделано, то сделано — из песни слов не выкинешь:
Того, кто сделал, что всё так криво,
Я в жерновах ладони перетру.
А после сяду на край обрыва
И прошепчу на ухо ветру:
«Ты унеси меня туда, где девушка и смерть»…
29 июля 2013
Известный нидерландец Йос Стеллинг снял фильм вдохновленный русской литературой. Главные роли исполнили признанные российские звезды — Маковецкий, Литвинова, Светличная и Леонид Бичевин.
О перспективах последнего очень точно выразился сам Стеллинг — «Леониду нужно учить английский, у него большая международная карьера». И это правда, Леонид совсем не затерялся в этой картине.
Но прежде, несколько слов о фильме. Стеллинг не стал экранизировать какое-то конкретное литературное произведение, и решил сделать собственное оригинальное произведение. Строго говоря, тут не обошлось без «Идиота» и «Игрока» Достоевского, да и про «Станционный смотритель» не забыли.
Начинается все с пожилого мужчины, который приезжает в одно европейское местечко, в котором он был много лет назад. Он оказывается на могиле неизвестной зрителю Элизы, и тут мы переносимся по кинематографической машине времени далеко назад.
Перед нами уже молодой юноша, который, как это нередко бывает, влюбляется в замужнюю женщину. Сюжет этой трагической связи весьма предсказуем и возвращается к пожилому мужчине.
Стилистически все подобрано верно. Нюансы, оттенки, цвета — все гармонирует. Сильвия Хукс в полной мере напоминает образ девушки, которой можно восхищаться. Про Леонида Бичевина уже сказано многое, добавлю лишь, что сыграл он великолепно.
Маковецкий, как всегда профессионален. Под стать ему Литвинова и Светличная. Другие актеры не менее точны.
Все происходящее мне почему-то напомнило футбольный «Зенит» эпохи Дика Адвокаата. Там тоже все было организовано, стильно, красиво и даже эффективно. В картине ведь практически нет очевидных слабых мест.
Только вот, можете со мной не соглашаться, конечно, но как в фильме Стеллинга, так и в «Зените» Адвокаата, не было настоящей страсти. Ее вытеснил рационализм и расчет.
Именно отсутствие страсти, пассионарности, задора — я бы назвал главный недостатком этой картины. Взять например «Игрок» Клода Отан-Лара — страсти там предостаточно.
В итоге: этот фильм подарил мне весьма положительные впечатления об актерском потенциале многих актеров. Впервые я оценил возможности Светличной. Второй раз на меня произвела впечатление Литвинова. Открыл для себя Сильвию Хукс и весьма заинтересовался дальнейшими перспективами Бичевина. А все остальное — нюансы.
5 из 10
19 июля 2013
Йос Стеллинг знает, любит и чувствует русскую классику лучше, чем многие русские. И это очень символично сегодня, что «западное» кино в поисках смыслов обращается к русской классике и находит в ней ответы. «Его пример другим наука», но многим русским — «истинная скука». Мы так привыкли, что стихи Пушкина с нами всегда, они перестали для нас быть несравненной и божественной мелодией. Поэтому фильм ошеломляет, вытаскивая из глубин то, что мы привыкли облекать в слова, анализируя поэзию. Нам, вышколенным школьными и институтскими правилами, дают понять классическую истину — «думайте сердцем».
Удивительно, как погружает Стеллинг в ткань фильма: всё — кадр, движения актёров, крупные планы выверены так, что вслед за музыкой (разве это был не Чайковский? Я лихорадочно искала в титрах, но не смогла ничего увидеть) перестаёшь смотреть кино… начинаешь слушать мелодию Жизни и Любви.
Наивный молодой человек, переступая порог отеля, ещё не знает, что его жизнь навсегда останется здесь, замрёт, умрёт, воскреснет.
«Никогда не знаешь, что наступит раньше, — новый день или новая жизнь».
Ещё раз убеждаешься в способности режиссёра к превращению кино в тончайшую ткань музыки, когда на экране в роли Нины появляется Рената Литвинова. Как выверены и точны все жесты и интонации. Меня сейчас переполняет благодарность, как к режиссёру, так и к самой Ренате, за открытие «такой» Литвиновой: ни одной лишней ноты. Все её слова и жесты тончайше легки, как «паутинка» на голове Нины, как дыхание Любви. Героиня Ренаты влюбляется в героя так же внезапно и безповоротно, как Николай и Элиза друг в друга. Только их любовь наполнена внутренним огнём затаённой страсти, стаккато их Любви достигнет апогея в финальных кадрах, когда Николай положит книгу на пианино и вернёт в жизни призрак Элизы. А любовь Нины — это тихая верность без надежды, стойкость и почти монашеская отрешённость, удивительная внутренняя сосредоточенность, но не на предмете Любви, а на самой слитной и безконечной ноте. Легато её любви будет длиться и тихо замолкнет, когда Нина, отдав томик Пушкина, просто исчезнет, растает, не оставив даже тени дыхания.
Удивительно, водоворот бытия героев, как безконечность и нескончаемость строк поэта: Любовь — «и божество и вдохновенье, и жизнь, и слёзы».
Все чувства, все поступки героев одновременно на грани, на пороге и в безконечности. Каждый из присутствующих в кадре проходит свою линию спирали, только у кого-то она остаётся в плоскости паутины (вечно спящий швейцар, больной в орденах, комната, наполненная людьми, как отдельный герой пьесы статичная и одновременно наполненная внутренней, подчинённой дирижёру — графу, жизни); а у кого-то лентой Мёбиуса стремится к Вечности и вечна, как классика жизни.
Николай, переступив порог отеля, не поймёт, что очутился в приюте порока. Его молодость, чистота и внезапно появившаяся на пороге гостиной Элиза спасают его от шага в пропасть. Пока… Искушение пороком встанет перед героем сначала в образе Нины. И превратится в Любовь.
Чистота помыслов останется, как ключ от номера Элизы, неприкосновенной. Но дверь открыта, удар нанесён, паутина начинает плестись. Паук-граф цепко держит и вовремя дёргает за ниточки паутины. Яд попадает в кровь. Деньги, как кокон, оплетают всё сущее.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Николай вновь вернётся в центр паутины, взорвёт её выплеском лавины денег, пауки в банке шустро расхватают добычу, чёрная кровь раздавленного паука добавит яду. Пауки расползутся… И только защищённые настоящей Любовью до последних сил будут жить Надеждой и Верой до своего срока.
«А срока будет… «
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков…
И чудаки еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!
10 из 10
27 июня 2013
Сутки как посмотрел фильм, но никак не могу прийти в себя. Воспринял его как личное оскорбление. На презентациях Стеллинг клялся, что это признание в любви к высокой русской культуре 19 века. Меня не насторожило, что на специальную часовую передачу на «Дожде» под разными предлогами не пришли ни Маковецкий, ни Литвинова, ни Бичевин, хотя, согласитесь, такое неумолимое вмешательство непредвиденных обстоятельств по меньшей мере странно. Стеллинг говорил, что это своего рода попурри на мотивы русской классической литературы 19 века, но история главной героини Элизы — это в лучшем случае Крестовский: изнасилование отцом, изнасилование во Франции, туберкулёз, теперь содержанка немецкого «графа», абсолютного чудовища. Братцы! Как хотите, перебор. Далее несообразности накапливаются: «граф» держит Элизу в отеле, Дожидается первого проезжего гусара, или хозяину города больше её некуда пристроить?
Стеллинг совершенно не понимает того мира, о котором рассказывает. Николай даме, с которой лишь обменивался томными взглядами, привозит из Парижа дамское бельё, да это же в 19 веке большее оскорбление, чем ударить. Настасья Филипповна за одно это придушила бы наглеца, и суд бы её оправдал, а Элиза с благодарностью принимает. Очнувшийся после избиения приближёнными «графа» Николай видит, что ради него Элиза распродаёт вещи, то есть он на содержании у содержанки — положение унизительное и просто невозможное для уважающего себя человека. И что? А ничего: он же любит. Наконец, до него доходит, что пора уезжать, не получилось, и что? А опять ничего. До него никак не доходит, что поступок требуется от него; есть нечего, Элиза вынуждена вернуться к «графу», ведь Николай ничего не предпринимает, приходится ей разрубить узел, он с обидой уезжает. Ну что поделаешь, туповат детинушка! Подобная неспособность на поступок — нередкий мотив у Тургенева, но как мучается, как расплачивается всей последующей жизнью герой. А с Николая как с гуся вода.
Прошло 3 года, он вернулся. Осознал, — ликует зритель. Как же! Он вернулся отомстить «графу», разорить его. Возможна такая мотивация в русской классике?
Да бог с вами. В страшном сне такое не привидится.
Наконец, через много десятилетий подруга Элизы Нина рассказывает всё герою, и тот едет на могилку. Караул! Столько десятилетий его совесть молчала, и потребовалось вмешательство извне, чтобы её разбудить! Клевета на русского интеллигента, оскорбление! Был бы живой, надо было бы подавать иск на Стеллинга о защите чести и достоинства. Ведь наличие совести — единственная ценность и главное содержание понятия «русский интеллигент».
А по дороге что наворочено! Избиение, чуть не убийство Николая, Нина, отдающаяся на лестничной площадке, чтобы помешать приспешнику «графа» ворваться к влюблённой паре. Каких безвкусных боевиков насмотрелся Стеллинг.
И всё ради создания гимна любви, побеждающей смерть. У Крылова есть басня
«Пустынник и медведь», так вот она в действии.
Ну ладно, бывает, что старичок подпадает под обаяние красавицы и теряет рассудок. Но неужели Маковецкий или ещё кто-то из друзей не мог объяснить, что этот фильм то же самое, что подарить бельё малознакомой даме — оскорбление. это было бы честнее, чем избегать презентаций. Хотя бы отказались участвовать в таком малопочтенном деле.
Возразят, что фильм поэтический, «атмосферный», его нужно судить по другим законам. Да Станиславский с пятой минуты заревел бы во весь голос:«Не верю», вот и весь сказ. Где всё приблизительно, неправдиво, не может быть поэзии, и постоянно повторяемое на всех языках «Я помню чудное мгновенье» к концу фильма звучит как откровенная издёвка.
2 из 10
21 июня 2013
Немолодой, но всё ещё симпатичный мужчина задумчиво смотрит в окно поезда. Хмурые контролёры обращаются к нему на немецком. Мужчина показывает билет. Через какое-то время большой букет молочно-белых роз падает из рук того самого пассажира на аккуратный надгробный камень, на котором красивым шрифтом выбито единственное слово, определившее всю его жизнь: «Elise».
На десятой минуте просмотра от невероятно сентиментального, совершенно предсказуемого фильма хочется по понятным причинам сбежать (тем более что афиша обещает чуть ли не историю первой любви русского эмигранта, что, безусловно, уже заманило в зал кучу людей), — но делать это всё-таки не стоит. Дело в том, что «Девушка и смерть» является, кажется, одной из лучших экранизаций усреднённого сюжета Достоевского. После того, как зритель найдёт связь между фильмом и Фёдором Михайловичем, жутко обыденная (хотя, конечно, не дай Вам Бог такой обыденности) и, в общем-то, не самая впечатляющая картина станет даже в каком-то смысле небезынтересной.
В принципе, в голове читателя всегда есть набор неких штампов, ассоциирующихся с тем или иным писателем (Пушкин — письма, друзья, октябрь; Толстой — бал, война, все счастливые семьи похожи друг на друга; Есенин — берёза, птицы, водка, ну и так далее). Так вот, практически все основные штампы from Fedor Michailovich with love (кстати сказать, большую часть времени герои молчат, зато во время разговоров умудряются изъясняться на трёх языках и, более того, понимать друг друга) здесь легко обнаруживаются. Несчастная сирота, благородный рефлексирующий тип, дама непонятного происхождения с тяжёлой судьбой, размалёванные бабы, злобный старикашка, гнусный толстяк, няня — помощница во всех делах, девушка лёгкого поведения, которая была вынуждена так жить, но умудрилась остаться морально неразвращённой, — всё то, что кочует из одного произведения Фёдора Михайловича в другое, будет появляться перед зрителем в течение двух часов. Нигде не говорится о какой-либо связи «Девушки» с какой-либо книжкой этого автора, но тот факт, что Йос Стеллинг начитался Достоевского и решил снять эту картину, очевиден.
В принципе, этот фильм любопытен с трёх точек зрения. Поклонники творчества Достоевского с привычно сильными чувствами погрузятся в атмосферу его произведений; конечно, эта картина не станет для них открытием, но два часа жизни пройдут не бездарно. Люди, склонные к сентиментальности, вряд ли будут вспоминать сюжеты «Униженных и оскорблённых» или какой-нибудь «Неточки Незвановой», — они просто будут искренне сопереживать героям, в то время как снобы будут иронично посматривать на них (что, впрочем, не делает последним чести, однако же такая реакция иногда возникает на уровне рефлексов). Ну и, естественно, любой зритель сможет получить представление о том, какой выглядит русская классика глазами среднестатистического иностранца (который, конечно, об этой самой русской классике вообще что-нибудь слышал); после гениального «Love and Death» Вуди Аллена фильм не станет открытием, но посмотреть его всё равно стоит.
Пожалуй, самым сильным является эпизод с игрой в карты, поскольку в этой сцене режиссёр-иностранец умудрился передать что-то истинно русское. Деньги, те самые деньги, о которых писал Фёдор Михайлович, будут летать над игральным столом (ещё один его излюбленный мотив) под визг размалёванных дамочек и крик молодого человека, которому была дарована тяжёлая, но прекрасная любовь (очевидное). После этой сцены герои некоторое время будут счастливы, но в конце концов вроде бы выяснится, что смерть придёт в конце земного пути и у неё, кажется, будут твои глаза (кстати, вместо приевшегося стихотворения Пушкина и Николай, и Элиза смело могли бы читать что-то в этом духе). Естественно, сентиментальные люди всё равно запомнят медленно снятые светлые розы на могиле главной героини, а снобы будут ворчать, потому что вездесущие жёлтые сцены и набор штампов ещё не означают понимания режиссёром произведений Фёдора Михайловича, и, вообще-то, взгляд Аки Каурисмяки более необычен; впрочем, мысли о прочтении разными людьми произведений русских авторов, которые неизменно появятся после просмотра, не в пример интереснее рассуждений и тех, и других.
7 из 10
5 июня 2013
Режиссер «элитного» арт-хауса Йос Стеллинг широко известен в очень узких кругах, его кинокартины «Стрелочник» и «Иллюзионист» держатся с довольно высоким рейтингом практически тридцать лет. Новый фильм голландского мэтра Стеллинга выдержан в стиле, он не отходит от привычного несколько камерного исполнения, а осенние ноты призваны играть печальную мелодию о любви, смерти и поисках.
Вихрь прошлого кружится вокруг героя Маковецкого как ворох сепийных мертвых листьев, на его глазах старый отель оживает в сопровождении мелодии для фортепиано, которая сопутствует всей ленте. Главный герой Николай впервые прибывает в маленький отель с целью переночевать и отправиться далее в Париж. Отель содержит богатый старый граф в исполнении Дитера Халлервордена. Как водится, у старика есть содержанки, среди которых он явно выделяет молоденькую Элизу, которая «никогда не знавала любви, но теперь живет только для себя».
Что-то случилось. За недомолвками и полувзглядами разгорается она — жажда всех обитателей рода человеческого — любовь. Но как бывает часто, у любви есть преграда. Ею конечно выступает престарелый граф, не отпускающий от себя Элизу. И Николай раз за разом возвращается в отель, обитатели коего с каждым годом больше похожи на размалеванный балаган, танцующий под Его дудку. Концовка предстает пред нами шикарной сценой о несостоявшемся счастье, о такой боли, которая затрагивает даже самое холодное сердце. Прошло много лет. Зима сменилась весной, весна сменяется летом. Элизы больше нет в отеле, Николай же отправился вслед за ней.
Почему не попробовать еще раз? Почему не дать последний шанс? Почему люди так горделивы… На эту тему написано тысячи книг и сценариев. Почему наше погрязшее естество не позволяет повернуть головы и дать, черт возьми, пресловутый последний шанс, он необходим как воздух! Нет.
Сколько людей стали несчастными из-за недопонимания? Из-за гордости, этого первого из смертных грехов? Ведь для своего счастья нужно всего-ничего — перебороть свою гордыню, выплюнуть злость, выдохнуть и на новом вдохе сказать такие нужные слова!.. Но на это мало кто способен. И на примере Николая и Элизы зрители могут наблюдать смерть не только девушки, но и маленькой любви несостоявшейся пары.
Затемнение.
P.S. Пускай они всегда остаются такими молодыми, несовершенными, такими жаждущими любви и стеснительными одновременно…Amen.
26 мая 2013
Где-то в осенней Германии поезд останавливается на станции и с него сходит герой Сергея Маковецкого. В руках его пышный букетик, на лице смешная растительность. Он прихрамывая бредет на старое кладбище — на могиле потертое «Elise», тоскливый взгляд, и вот уже путник у дверей старого особняка, опустелого и ветхого. Из глубины доносится навязчивая мелодия, словно старых клавиш пианино энергично касаются костлявые пальчики хрупкой девицы, исполняющей этот звуковой спазм в порыве духовного обезвоживания. Музыка звучит лишь в голове героя, шагнувшего не за порог дома, а в прошлое, на полвека назад — лицо его искажает гримаса, значит пришло время воспоминаний, и Маковецкий уступит место Бичевину, а ветхое жилище вновь оживет.
Зритель узнает, что зовут героя Николай. Он много лет назад был в этих блудных местах проездом, так и набрел на старый отель, больше похожий на пансионат при публичном доме, где Рената Литвинова с особым упоением играет саму себя в образе стареющей куртизанки, постояльцы до крайности молчаливы, к столу подают не то абсент с сахаром, не то тархун с таблетками. Вокруг все кажется странным и до икоты ненатуральным, а метрдотель тем временем, не произнося ни слова, обирает путника сверх меры, но селит в этот меблированный мещанский ад. И Николай вроде бы не горит большим желанием задерживаться, но вот только на глаза ему попадает местная жемчужинка Элиза, к которой в считанные секунды вспыхивает малоубедительное, на первый взгляд, чувство любви. Да, именно любви, ведь не успев перекинуться и парой фраз с хрупкой проституткой, Николай уже готов остаться, хотя так просто уехать восвояси.
В этой истории слишком много неестественного, причем подчеркнутого и даже откровенно выставленного на фасад. Сиюсекундное влечение, распаленное историями о том, сколь многим удалось надругаться над этим бледным телом, должно было привести к страсти, порыву и вконец заплеванному сердцу бедной Элизы, покинутой насытившимся юнцом. Но привело к любви, на зависть классикам, такой непорочной. Но что бывает, когда ты по уши втрескался в женщину, живущую продажей собственного тела? Ничего хорошего. И все оставшиеся полтора часа экранного времени героям предстоит дергаться в конвульсиях среди гостиничных стен, откуда выход один — через погост. Голландец Йос Стеллинг открыл талант Сильвии Хукс, заставляя её лезть в шкуру цепного пса, которого сердобольный и жалостливый мальчуган пытается вызволить на волю. И кто-то скажет — жаль не Триер, уж он бы выворотил эту несчастную, принудил ползать по паркету, глотая слезы и сопли. Но Стеллинг вовсе не живодер человеческих эмоций, для него важна камерность происходящего, некая абсурдность и даже утрированность. И кажется временами, что все трафаретные детали Йос вписал намеренно, для придания фильму облика одеревеневшей русской классики, переродившейся в европейский бульварный роман. Интеллигент, да при том врач, несчастная красавица (к тому же медленно умирающая от туберкулеза), цитирование самых известных строк Пушкина, старый колченогий хозяин притона — все так, словно почтенный и некогда талантливый романист вконец исписался, но руки его, скованные графоспазмом, продолжают царапать иссохщим пером по желтой бумаге. Этот писатель вовсе не сам Стеллинг — хоть он и дошел до самоцитат, но в этой истории все время простоял где-то за окном, молча наблюдая за немногословными героями. Он словно ждал того момента истины, когда потекли наконец маски по лицам, превращаясь в уродливые рожи, и карточный домик рухнул, осыпался, похоронив под колодой всех своих обитателей.
Абсурдность кроет в себе ловушку для зрителя, рискующего бросить уже в первый получас. «Девушка и смерть» — это в первую очередь визуализация и акцент на деталях, а уж потом законченная история отчужденной и обреченной любви. Обреченной, кстати, не потому, что жадный граф не отпустит свою лучшую кокотку, но просто по той банальной причине, что влюбленным некуда деть себя за пределами маленького отельного мирка. Их любовь местечкова, она живет в четырех стенах, словно узница, а за зеленым квадратом окна уже совсем другой кислород. И в этих пригвожденных судьбах как раз кроется не сразу заметная прелесть фильма. Причем ведь уже само заглавие не предвещает чего-то хорошего, заранее готовит к спутаному паучьими тенетами финалу.
Фильм чем-то похож на «Деликатесы» Жёно и Коро, где главный герой, так же пришелец из внешнего мира, противостоял крохотному сообществу стоящего на отшибе дома. Разве что вместо черного юмора тут дворянский гротеск, а мясника-убийцу сменяет владелец-самодур. Ах да, концовка, она у «Девушки» не ведет на крышу, хоть это и не становится неожиданностью. C`est la vie, но голландский режиссер не оступился на полпути в своей игре в русские классики, а довел её до совершенно ожидаемого финала.
7 из 10
22 мая 2013
Который день нахожусь под сильным впечатлением после просмотра. Очень сильные эмоции, при том, что в целом фильм вызвал во мне абсолютно амбивалентную реакцию. Не понравилось ровно настолько, насколько понравилось))
История в чем-то зацепила, в чем-то нет. Во многом показалась надуманной, и те моменты, когда сюжет разворачивался, а душу наполняло «не верю!» серьезно раздражали)
Но тут же буквально завораживала магия происходящего на экране. Игра Сильвии Хукс просто потрясла. Всем актерам низкий поклон за этот фильм, а эта актриса стала для меня открытием.
Отдельные полноценные роли — у стихов и музыки, этот режиссерский ход идеален.
Метафора с туберкулезом и игра на дуальностях жизнь-смерть, чувства-деньги, свобода-зависимость, молодость-старость, потребление-пожертвование, принятие-осуждение, доверие-избегание и т. п. — породили бесконечный калейдоскоп мыслечувствований. Ощущения обреченности и изначальной жизненной несправедливости подавляли весь фильм.
И на стыке всего этого чего-то хотелось… Поступка героя, настоящего, а не карточного, подвига.
Блестящая сцена с постаревшими героями поставила многоточие.
В общем, я рада, что есть такой фильм)
19 мая 2013
Любовь, она же все разрушает (с)
Любовь — удивительное, необыкновенное и необъяснимое чувство, которое обрушивается на каждого в этом мире. Захлестывает с головой, переполняет, рвется наружу. Не поддается контролю разума. Приходит и уходит, приносит блаженство и боль. Но как же сложно найти того, кто сможет это чувство разделить с тобой. Те счастливцы, которые все-таки находят свою половинку, чаще всего не выдерживают ответственности, сдаются, и бегут, понимая, что потом будут жалеть.
Николай по дороге во Францию попадает в отель, который населен людьми без будущего. Там он встречает девушку Элизу и влюбляется в нее. Она не может ответить ему взаимностью, т. к. «пала» под давлением владельца отеля и не может решать свою судьбу. Молодой человек пытается добиться расположения девушки и через несколько лет возвращается в отель, но встречает все тоже равнодушие. Николаю предстоит решить готов ли он сломать свою жизнь ради той, которая, кажется, ему любовью всей его жизни или стоит забыть о ней, как о страшном сне, и создать семью с другой, той кто не будет создавать столько проблем.
Йос Стеллинг создавал свое кино по каноническим книгам русской литературы и театральным постановкам, атмосфера которых ощущается с первых же сцен. Режиссер наслаждается безысходностью, эмоциональной опустошенностью и смелостью своих героев. Стеллинг скрывает основные идеи до последних минут фильма, ушатом выплескивая все на расслабившихся зрителей.
Сценарий содержит минимальное количество диалогов. Большая часть картины мучительно молчалива и пронизана тяжестью решений героев, но финальные сцены стоят того, чтобы потратить на просмотр два часа.
Сильвия Хукс скрывает эмоции своей героини, раскрываясь в итоге с такой мощью и внутренней энергией, что хочется смотреть на нее бесконечно.
Леонид Бичевич и Сергей Маковецкий играют хорошо знакомые им образы, при этом придраться к их игре не получается, да и не хочется.
Рената Литвинова привносит необходимую живость в постановку, если бы не ее героиня пережить первую половину картины публика смогла с трудом.
Композитор фильма написал саундтрек картины, соединив его музыку с классикой, которая максимально детально и точно передает настроения героев, ситуаций и времени. Музыка спасает фильм от отсутствия эмоций, переполняя собой все.
«Девушка и смерть» — картина перевертыш, которая поначалу прикидывается подражательной, а в итоге вырисовывается в размышления авторов о превратностях любви.
16 мая 2013
Это не то, что другое, артхаузное кино, это просто чувственное кино. В нем все выстроено так, как хотят и требуют этого чувства. Все до миллиметра продумано, просчитано. Чуть больше, чуть меньше и душа забастует. Если вы никогда не любили или не верите в это чувство, то даже не заглядывайтесь на этот фильм, дабы потом его не поливать грязью.
Конечно, от России в этом фильме только несколько актеров, остальное все Германия и Нидерланды, что не может лично меня не радовать. Ведь будь хоть кто-то из России на роли оператора или режиссера, то провалилась бы картина с прахом. Ведь тут все, каждая деталь играет немаловажную роль. Операторская работа вообще гениальна, не то, что новаторская, вызывающая бурю эмоций. Она спокойна, подчеркивает общий тон фильма, но какие планы, какие планы. Я восхищен этой работой. 47-летний Берт Райкеликхаузен, на счету которого уже 40+ картин. Мой герой.
Главный персонаж картины конечно же меня порадовал, молодой Леонид Бичевин, снявшийся в одном из моих любимых фильмов «Закрытые пространства», показал и здесь себя прекрасным актером. Все его чувства, переживания — все это мы видели и на его лице, и в его поступках, движениях. Не порадовала Рената Литвинова. Отвратно сыграла. Все чисто символично, не вложив в это дело душу. Не доработала.
Иногда и такая любовь тоже бывает, которая вроде и любовь, а вроде и огромная боль. Немного затянута концовка, тут лучше сразу было кончить и дать зрителю думать, как, почему, а не мучить целых две минуты в ожидании чего-то еще и обломать титрами. А сама концепция фильма похожа на «Титаник».
В итоге: гениальная операторская работа, великолепная чувственная передача благодаря отличным актерам и небольшие огрехи в сюжете прощаются. Я бы еще раз с удовольствием пересмотрел бы этот фильм.
10 из 10
30 апреля 2013
«Девушка и смерть» это на мой взгляд классическая русская история. Стеллингу блестяще удалось передать дух нашей классической литературы. Так и кажется, что вся эта история написана Толстым или Чеховым. А ведь сценарий написал сам Стеллинг.
Очень удачно подобраны и российские актеры (Маковецкий, Литвинова и молодой Бичевин, сыгравший главного героя). Хороша и Сильвия Хукс (главная героиня). Да и остальные персонажи получились колоритными. Музыка Шопена добавляет атмосферы кинофильму.
Трагизм, некая безысходность, граничащая с декадансом, честь, достоинство, любовь и страсть, страдания — всей этой гаммы чувств тут в избытке. Но интересный эффект создан автором — смотришь и почему-то не сопереживаешь героям. Воспринимается происходящее несколько отстраненно. Вот вроде как классическая мелодрама, а с изъяном. И в чем — я лично понять не смог. Тонко работает Стеллинг. Либо ему не до конца удалось проникнуть в загадочную русскую душу, либо всё так и задумано.
В любом случае, посмотреть кино и насладиться увиденным стоит. Заодно и поразмышлять.
27 апреля 2013
Йос Стеллинг — культовый голландский режиссер. Будучи знаменитым во всем мире, он не раз высказывался с любовью о России, а в последние годы на практике стал показывать это. Предыдущий его фильм назывался Душка, нежнейшая картина, где Сергей Маковецкий исполнил главную роль. Новый же фильм получил название Девушка и смерть и тут уже десант российских актеров оказался куда большим.
В основе картины история любви молодого доктора Николая (Леонид Бичевин в молодости, Сергей Маковецкий в зрелом возрасте) и девушки по имени Элиза (Сильвия Хукс). Под проливным дождем в городке Лейпциг, Николай ищет ночлега в небольшом отеле. Он направляется в Париж, подтянуть французский и отучиться на доктора. Зайдя в ресторан отеля, он знакомится с Ниной (Рената Литвинова в молодости, Светлана Светличная в зрелом возрасте), та рассказывает ему, что и сама мечтала о Париже, но не сложилось и вот она застряла в этой тихой гавани. Через какое то время Николай впервые встречает Элизу, но тут же узнает от Нины, что все вокруг, и отель, и земля и даже сама Элиза принадлежат мерзкому и жестокому старому Графу и шансов у Николая нет. Но он остается еще на ночь, и еще. Он вспыхнул любовью к юной девушке, невзирая на ее призывы уехать, он возвращался снова и снова, несмотря на любые сложности, боль и утопичность этих отношений. Дальше я не буду раскрывать сюжет, однако скажу, что давно на экране не была ТАК показана ЛЮБОВЬ…
Актеры
Сергей Маковецкий не исполняет главную роль, но ему хватает 20 минут, что бы в очередной раз доказать, он элитный русский актер, если угодно — номер один в нашем кинематографе. Одними глазами он поднимает нерв до предела, его игра, как и всегда, натянутая струна.
Леонид Бичевин — этого актера я заметил сразу, как только его открыл Алексей Октябринович Балабанов, дав ему роли в своих картинах — Груз 200 и Морфий. Сейчас на экраны вышел фильм Легенда N 17, все обсуждают Данилу Козловского, я согласен, что Данила прекрасный актер, но я считаю, что ролью Николая, Леонид Бичевин заявляет себя как конкурента Данилы за титул лучшего молодого актера России. Сильная роль.
Рената Литвинова — игра на полутонах, мгновенный переход от фарса к серьезности, неподражаемая мимика и интонация, Рената — дива российского кино, ее можно любить или не любить, но отказывать ей в том, что она для нашего кино уникальна — нельзя. Она словно прорвалась в наше время из времен Марлен Дитрих, Йос Стелинг сказал, что Рената ему очень помогла в создании фильма, уверен и молодые актеры попали под ее обаяние, в роли где-то потерянной, во многом печальной женщины Нины — она прекрасна.
Сильвия Фукс — я ничего не знал об этой молодой актрисе до этого фильма. Она из тех женщин, кого нельзя сказать — красивой, но глаз от нее оторвать невозможно. Замученная, уставшая, больная Элиза, но при этом тонкая, ранимая, невероятно нежная, то как играет Сильвия трогает до глубины души. Вокруг меня сидели мужчины и я не совру, если скажу, что половина из них прослезились на финальных сценах с Элизой. Я буду дальше внимательно следить за карьерой этой талантливейшей девушки.
Подводя итог, скажу, есть фильмы, которые пробуждают в тебе всю гамму чувств. Я чувствовал гордость, что живу и родился в России. Когда на экране читали Пушкина, когда я видел на нем блестящие роли наших актеров, я гордился и особенно трогает, что русскую душу так смог показать иностранец, в этом и есть мультикультура и общность искусства. В фильме нет спецэффектов, это своего рода ретро, но подобно оскароносному Артисту — это глоток свежего воздуха, а не запыленная картинка из прошлого. Фильм с самого начала берет зрителя за горло, держит в напряжении, что бы в конце отпустить, как герой Николая отпускает Элизу. Фильм полон любви. После премьеры я подошел к режиссеру, что бы выразить восторг, он назвал меня большим романтиком… А я задумался, я и не знал, что во мне есть романтизм, это фильм открыл его во мне. Катарсис — это очищение. Я очистился и в этом великая сила искусства.
А закончить я хочу словами, что прозвучали из уст Элизы ближе к концу фильма
«Я люблю все, от чего веет теплом и волшебством. Я люблю весну и любовь, я люблю все, что называется поэзией»
Этот фильм подобен великой поэзии. Хотя, я и согласен, что он пробьет лишь тех, кто очень хочет любить и где-то сентиментален. Прошу вас, не пропустите его и… живите! Браво!
10 из 10
26 апреля 2013