Осло, 31 августа
Oslo, 31. august
7
7.6
2011, драма
Норвегия, Дания, Швеция, 1 ч 35 мин
18+

В ролях: Андерс Даниельсен Ли, Ингрид Олава, Андерс Борчгревинк, Малин Крепин, Тоне Беата Мостраум
и другие
Андерс завершает курс дезинтоксикации в лечебном центре, расположенном в сельской местности. В рамках терапии он получает разрешение отправиться в город на профессиональное собеседование. Воспользовавшись случаем, парень остается в городе, блуждает по улицам, встречает людей, которых давно не видел. Его мучают воспоминания об упущенных возможностях и людях, которых он разочаровал. Он ещё молод, но чувствует, что его жизнь окончена.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Осло, 31 августа

английское название:

Oslo, 31. august

год: 2011
страны:
Норвегия, Дания, Швеция
слоган: «A city. A man. A day.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Якоб Ире
композиторы: ,
художники: Юрген Стангебю Ларсен, Зольфрид Кьетса, Эллен Дэли Истехеде
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $12 950
Сборы в США: $101 475
Мировые сборы: $1 386 378
Дата выхода
Мировая премьера: 18 мая 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Осло, 31 августа», 2011

Видео: Фрагмент №1 (Осло, 31 августа, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №1
Видео: Фрагмент №2 (Осло, 31 августа, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №2
Видео: Трейлер №2 (русские субтитры) (Осло, 31 августа, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2 (русские субтитры)

Постеры фильма «Осло, 31 августа», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Осло, 31 августа», 2011

Своеобразная скандинавская драма про то, как трудно реализовать себя в обществе после того, как человек решил покончить с 'весёлой жизнью'.

На мой взгляд главная беда Андерса в том, что в нем убиты Вера, Воля и Надежда!

Он пытается вернуться в жизнь, но это лишь неуверенные и слабые попытки, которыми он не пользуется в полной мере.

При собеседовании после первого же 'намекающего' вопроса работодателя истерически вскакивает, выбегает на улицу и бросает анкету в урну. А между тем, такой вопрос имеет отнюдь не самое главное значение при трудоустройстве.

Даже когда на вечеринке ему выпадает шанс завести хоть какие-то новые отношения с девушкой, также на пол-пути сам же всё и прекращает.

Ему всего 34, это прекрасный возраст, и после такого успешного лечения, которое он прошел, при наличии характера можно устроиться на другую работу, в другое место, если даже где-то откажут.

Разумеется, что многое уже никогда не вернуть, так как всех близких предал, но это не значит что жизнь окончена.

Ведь бывают случаи, когда люди даже при намного худшем стечении обстоятельств, совершив уголовное преступление, и проведя своеобразную 'реабилитацию' уже не в клинике, а в тюрьме, навсегда завязывали, заводили семью.

Но глав. героя я ни в коем случае не осуждаю, учитывая сложившуюся ситуацию. Ведь все люди разные.

1) Одни ломаются сразу, после первой неудачи. Таких - большинство.

2) Другие идут до конца, несмотря ни на какие преграды. Таких - меньшинство.

'ОСЛО' - это честная артхаусная драма как раз про 'первую категорию' людей. Реалистично снятое и эмоционально тяжелое кино.

Вызывает искреннее сочувствие к г. г..

8 из 10

10 октября 2021

Мудаки счастливее других людей?

Максимально реалистичный взгляд молодого человека — Андерса, который только закончил реабилитационную программу наркозависимых, на возвращение в свою нормальную жизнь. Далекой от попытки самоубийства и «товарищах по несчастью» в кружке анонимных наркоманов. Это достаточно тяжелый фильм, в каких-то моментах грубый, показывающий всю реальность зависимого человека в этом мире, но это настоящая, глобальная проблема. Начало фильма с монологами сделаны настолько реалистично, что ненароком можно подумать что фильм — документальный. А сцены в реабилитационной клинике и вокруг нее, включая попытку самоубийства, не сразу давали понять, в каком направлении развивается история, конец ли это? Вскоре после этого вступления у зрителей появилась возможность познакомиться с главным героем Андерсом — поближе. И сопроводить его на первых шагах обратно, в нормальную жизнь.

Все действия происходят в красивой столице Норвегии, Осло. И даже несмотря на то что события проходят в этом относительно небольшом городе, он сталкивается с ситуациями которые распространены по всему миру. Диалогом со своим лучшим другом, блуждающему по прошлому, настоящему и будущему. Только лучший друг отчасти мог его понять. И может показаться что все начинается в оптимистичном настроении. Но дальше у него возникают проблемы с собеседованием на работе, вернее мотивации и стыда за свое прошлое. После этого провала вернувшись на улицу, Андерс решает посидеть в кафе, где он слышит разговоры вокруг себя. Молодые, перспективные люди которые говорят о своих ярких, насыщенной до краев планов, о счастливой жизни. Ему это кажется чуждым, иным миром. В этом моменте чувствуется все его одиночество и отчуждение. Даже когда он «весело» проводит время со своими старыми знакомыми, веселясь как подросток, дурачась со случайной 20-ти летней студенткой медицинского университета, может показаться что он забыл о созависимости с его давней подругой, которой он всячески пытается дозвониться и встретиться с ней, забыл о тех «счастливых мудаках», которые живут этой жизнью, а не существуют в ней как Андерс.

Суть в том что многие молодые люди живут в этой контркультуре, некоторые из них находятся на грани. Но есть и другой процент людей, которые не могут с этим справиться и переступают через край. Жизнь — череда кризисов. Это вовсе не поучительный фильм о человеке, который справился с наркозависимостью, это фильм показывающий каково это быть на месте Андерса или кого-то похожим на него, с невозможностью подняться.

Фильм безусловно понравился, учитывая качество сценария, снятые парки, городские пейзажи города Осло и главного действующего лица Андерса. Эта история наглядно демонстрирует, насколько сложно собрать свои «осколки» после нескольких разрушительных лет в наркотиках. Хотя главный герой этого фильма очень хорошо образован, опрятно одет, имеет нормальную семью и никоим образом не похож на обычного наркомана, которых мы видим в большинстве фильмов, все же оказывается, что вернуться к нормальной жизни непросто. Было очень интересно, как сюжетная линия развивается и выводится на экран. Последние несколько минут фильма пропитаны — элегией, резкое слово которое описывает начало и конец фильма. Середина фильма более — прозаична. Без поэзии мы обязательно погрузимся в сочувствие и грусть, наблюдая за тем, что действительно так правдоподобно, а где-то чересчур реально.

7 из 10

10 сентября 2021

Психологическая агония и падение в бездну

Это искренний фильм о том, какую рану в душе оставляют наркотики, как они забирают человеческую жизнь. В отличие от многих других фильмов на данную тематику, здесь не показаны грязные притоны, бесконечные трипы, физиологические страдания и прочие отвратные подробности соответствующего образа существования. Здесь нет пошлости, морализаторства или преувеличений, а есть только последствия — исковерканная жизнь, упущенные возможности и горькие переживания по этому поводу. В этой истории акцент сделан на психологической агонии главного персонажа.

Хронотоп повествования вынесен в название фильма — действие разворачивается в городе Осло в последний день лета. Один день из жизни бывшего наркомана 34 летнего Андерса, который проходит реабилитацию в загородном центре, откуда он на один день выбирается в город, для того чтобы пройти собеседование в газетном издательстве. Он гуляет в парках, посещает кафе, вслушивается в обрывки разговоров разных людей на улице, встречается со старыми друзьями и знакомыми, предаётся воспоминаниям. Внутренний мир Андерса представляет собою тёмную глубокую пропасть, так разительно контрастирующую с зелёными цветущими, освещенными ярким солнечным светом улицами Осло.

Андерс видится со старыми знакомыми и делится с ними своими переживаниями. Они в свою очередь рассказывают о тех проблемах, что присутствуют в их жизни. В каждом разговоре ощущается надлом. Ощущение отчуждённости и невозможности восстановить близкие отношения только усиливается. Пропасть внутри Андерса расползается и захватывает всё внутреннее пространство.

В конце фильма происходит важный символический эпизод — Андерс играет на пианино фрагмент Lemniscaat part II episode IX. Lemniscaat — лемниската по форме напоминает восьмёрку или символ бесконечности. Образ лемнискаты очень многозначен и отсылает к множеству смыслов. Это и архетип уроборос — змея, пожирающая свой хвост, что подразумевает переплетение вместе инстинктов жизни и смерти, стремление к удовольствию и одновременно саморазрушению. Это и символ кармы, неизбежного воплощения результатов своих действий и решений, круговорота страданий, вызываемых привязанностью и отвращением. Это и символ бесконечности, атрибут пространства и времени, где есть две петли хронотопа: пространственная — Осло и временная — 31-го августа, стягивающиеся в единую точку.

Подводя итог, остаётся сказать ещё пару слов. Актёрская игра в фильме очень убедительна и вызывает сопереживание. Повествование отмечается размеренным ритмом. Визуальный ряд медитативно успокаивающий и резко антитетичен психологическому напряжению. Перед нами честный (кстати интересно, что в большинстве случаев имена актёров совпадают с именами их персонажей), глубоко психологичный и драматичный фильм, повествующий о падении в бездну отчаяния. Последние кадры фильма возвращают к самому началу, тем самым замыкая петли лемнискаты.

9 из 10

6 декабря 2020

«Осло» был вторым полнометражным фильмом Йоакима Триера. Нынче у него в загашнике четыре ленты и уверенно вписанное имя среди ведущих режиссёров европейского кинематографа. Прорыва не было, но вершины постигаются постепенно. Так было и с «Осло», премьера которого состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2011 года.

Андерс — бывший наркозависимый, страдающий от внутренней пустоты и заплесневелой депрессии. Он заканчивает курс реабилитации в клинике и пытается выбраться на волю. Получив разрешение на одиночное пребывание в городе, он пытается пройти собеседование на работу, вернуть старые связи и знакомства, вернуться в общество. Он достаточно умный и самодостаточный человек, с хорошими правильными манерами, выдержкой и умением красиво и складно говорить и писать. Однако старая свобода возобновляет в нём старые страхи. Он сбрасывает бесполезные потерянные голосовые сообщения своей бывшей девушке, которая его бросила, хранит в себе надежду, что его прежняя жизнь вернётся и он снова будет счастлив. Но душевные боли одиночества не бывают излечимы одними сутками.

И опять же здесь стоит говорить о правильности и послушании — Йоаким Триер в роли режиссёра выступает таким же «лапочкой», как его герой, беря за искусство душу скандинавского города и душу человека. Ничто не должно искажаться, он как умелый фотограф запечатлевает момент — момент положения одиночества внутри человека, и одинокого человека внутри города. Конечно, сложно говорить про эксклюзивность — нынешнее творчество в гораздо большей степени создаётся в уединении, а персонажи на экранах зачастую отторгнуты, поскольку уверены, что окружающая среда их не понимает и не приспособлена под их существование. В этом заключается главный успех Йокима — душевный постапокалипсис на ровном месте, присущий современному зрителю от переходного возраста до этапа взросления, в том числе — наиболее активно в скандинавском обществе.

Это одновременно и позиция «как не надо» и художественный образ. Довольно редкий фильм о человеке разбирает с таким пристрастием своего героя, как это делает «Осло», к тому же справляясь всего за полтора часа, показывая истоки душевной болезни, её муки, возрождение надежды на лучшее, поиск и следование этой надежде, а также последующий крах. Компактная химия здесь покоится в доскональности и жизненности проблем с глубоким режиссёрским взглядом, создающим меланхоличную атмосферу, после которой невозможно ругать главного героя. Единственным отношением по фактическим телодвижениям персонажа должна быть окончательная ненависть зрителя, однако ненавидеть не за что, поскольку даже наркотики здесь обретают какой-то мифический образ не намеренного, а случайного зла, исполняемого человеком из добрых побуждений.

Нельзя ненавидеть доброго персонажа. И пусть сколько бы раз этот фильм не был назван портретом поколения, хочется верить, что, во-первых, поколение так же обладает душой, во-вторых, останется современным поколением, а не поколением ушедшим.

10.3.2019

10 марта 2019

социальный манифест

Фильм красив. Для любителей скандинавских городов, пейзажей, архитектуры, людей — уже по-любому зайдет.

Визуально очень крутой отрезок фильма — после клуба, с велосипедами, купанием нагишом, рассветом.

По смыслу — очень серьезно рассказанный нарратив о губительном вреде наркотиков. Никаких соплей и наивного подросткового неонового бреда как в Реквиеме, например. Серьезный, взрослый, социальный манифест. О том, как зависимость отобрала лучшие годы, возможности и амбиции, о том, как человек оказался не в силах побороть внутренние угрызения от осознания потерянных лет, возможностей, отношений, о страхе, о потере веры в себя, о слабости, о том, как наркотики убивают человека.

29 сентября 2018

Портрет поколения

Это медленная, тягучая картина, которую очень тяжело и временами крайне скучно воспринимать. Но ближе к финалу понимаешь, что такой темп повествование Триеру просто был необходим.

В «Осло» он обратился вновь к теме кризиса среднего возраста и скоротечности жизни в условиях постоянного цейтнота. Исследование такой сложной темы очень удачно было сфокусировано на главном герое, Андерсе (кстати, актёра тоже Андерс зовут, он же и в «Репризе» играл), бывшем наркомане и неудачливом журналисте. Всю картину он просто передвигается по Осло и пытается вспомнить, что же он успел сделать за свои тридцать шесть.

Одна сцена в фильме выделяется особенно. Главный герой сидит в кафе, а люди вокруг переговариваются о своих планах и мечтах. Андерс проецирует всё это на себя и, не говоря ни слова, даёт понять, что не сделал ничего. А у девушки, рассказывающей подруге о грёзах ещё всё впереди.

«Осло, 31 августа» — это настоящее скандинавское фестивальное кино, с запоминающимися сценами, прекрасно выверенными метафорами, джойсовскими перемещениями главного героя и невероятно затянутым бессистемным повествованием. Серьёзно, полтора часа воспринимаются как три. Тем не менее, хорошо и жизнеутверждающе.

11 июля 2018

Переведи часы назад На пять минут, на день, на год. Переведи часы назад Пусть время нам любовь вернет.

Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.

Артур Шопенгауэр, 1815.

- Закончена ли жизнь в 34 года?

- Вряд ли.

- А если состояние депрессии постоянная форма существования?

- Вряд ли.

- Почему же?

- Любая личность самонастраиваемая, саморегулирующаяся система и все резервы скрыты в нас самих. Порой душа требует глоток свежего воздуха, а разум пищи для размышления. Правильно выбранный путь, движение в нужной плоскости- Вы в порядке. Торите новую тропу- максимум внимания, не упадите в обочину.

- И всё же. Закончена ли жизнь в 34 года?

- Вряд ли.

- А если позади пепелище и пустота, а впереди НИЧЕГО.

- Вряд ли.

- Что значит вряд ли?

- А то и значит, что человечество существует на Земле многие тысячелетия и ежедневно сотни людей сталкиваются с подобным бликом-миражом. Он ослепляет и подавляет, но следует помнить- наш мир полярен, «за расставанием будет встреча»(а ещё: белое и черное, грусть и радость, свет и тьма, сладкое и солёное- дальше можете продолжить сами). Всё в Вас самих. И выбор за Вами. А иногда нужно лишь переждать «дождь» и вновь радоваться солнцу.

- А если солнце не радует?

- Не бойтесь начать жизнь с чистого листа. Ребёнок падает и встаёт вновь учась ходить. Что мешает делать Вам тоже самое?

Вот такой диалог необходим Андерсу чтобы победить своих внутренних демонов. Нужен учитель. Нужна степень доверия для беседы. Помните «Умница Уилл Хантинг»(1997)? Сколько светочей психотерапии пришлось сменить прежде чем нашёлся тот единственный, не шаблонный? Увы, в «Осло. 31 августа» такой встречи не состоялось и остаток часов, минут под откос, в разнос. Жаль парня.

Видите, каков отголосок фильма во мне? Насколько грамотно режиссер подвёл меня к размышлению за созерцательностью происходящего- помочь, протянуть руку, спасти, элементарно поговорить.

Удивительно, что сам Андерс отчаялся бороться и жить- не удачное собеседование (разбередило всё внутри), созерцательность происходящего на улице (краски жизни во всех проявлениях), не состоявшаяся встреча с любимой (отчаялась и предала забвению), потерянные родители (вынужденные заложить дом)… — чёрная полоса жизни, длинная, широкая, длящаяся… НО СКОРО СОЛНЦЕ развеет хмарь… НЕ ВЫТЕРПЕЛ. НЕ УСТОЯЛ.

Переведи часы назад

На пять минут, на день, на год.

Переведи часы назад

Пусть время нам любовь вернет…

Но стрелки, зови-не зови,

Но стрелки, по кругу несутся.

Мы что-то забыли в прошедшей любви,

И ей никогда, никогда не вернуться…

Да. Режиссер демонстрирует нам свой финал. Своё видение произошедшего. И это тоже альтернатива.

9 из 10

12 апреля 2018

Последний день лета, так и не перешедший в первый день осени

Фильм Хоакима Триера «Осло, 31-го августа».

Фильм об относительно ещё молодых людях, о бездушии и духовности нашего времени и о том, как много и как мало нужно человеку для счастья.

Молодой человек, Андерс приезжает в город на собеседование. Он бывший наркоман, пациент наркологического центра. Собеседование не получается, после того, как у него не получается утаить истинное положение вещей.

И Андерс остаётся до вечера в городе. Гуляет по знакомым местам, встречается со старыми знакомыми, разговаривает о жизни,…

И чем ближе к вечеру, тем более явственным становится понимание бессмысленности надежд начать новую жизнь. Жизнь вокруг бурлит, но не для него, он остался в прошлом, тело его здесь, а душа там и болит эта душа и никому нет до того дела. Лишний он, чужой на этом празднике жизни.

Мы наблюдаем, что Андерс, человек с которым разговаривают чисто формально, по закону вежливости, дабы не разувериться в своём великодушии, потому как понимают недолго ему осталось. Пожалеть убогого, чтоб совесть потом не мучала. А не будет его, значит не судьба, сам виноват.

Да Андерс и сам понимает, что некого винить в этом кроме себя.

Всё так, но…

А если поставить себя на его место. Поставил?

Представь себе, приходишь ты за поддержкой к лучшему другу, а тот в мыслях далеко, ты ему о наболевшем, а он не понимает. Не хочет понимать. Его не болит. Он тебя мысленно уже похоронил. Ты отработанный материал. Компост.

Как тебе перспектива любви к ближнему. Думаешь, так не бывает. Именно так, только так и бывает.

Мы все созданы из одного материала, эгоизма, бездушия и духовной лени. Мы все хороши, когда всё хорошо. Когда много ума не надо быть хорошим.

Каждый день совсем рядом с нами умирают люди, у которых банально нет денег на необходимые лекарства.

Что, это чужие люди? Ну и что с того умирают же они по настоящему. А мы по настоящему, живём дальше. И по настоящему, не задумываемся об их смерти. Продолжать?

Я не думаю, что после этого ты станешь лучше. Мы все станем лучше. Но мне хотелось б надеяться, что фильм этот подтолкнёт тебя к мысли.

Жизнь человеческая это величайшая ценность. Не твоя конкретно, а человеческая. Неважно знакомого тебе, или незнакомого человека, просто человека.

Человека, которому плохо. Человека, которому кроме тебя в этом мире некому подать руку помощи.

29 мая 2015

Малая Родина большой печали

«Я заправляю себе в вену какую-то муть,

Я разрушен до конца, и я хочу отдохнуть,

Но крутит, словно реверс, память фразу одну:

Девочка моя, я так тебя…»

«Дубовый Гаайъ».

Настроение этого фильма о терапевтической «увольнительной» 34-летнего наркомана Андерса заложено уже в его название. 31 августа — последний день лета, рубеж перед красивой, но грустной порой нарастающего холода, меланхолии, увядания и смерти. Кино начинается с пустынных и безжизненных улиц Осло, по которым как бы невзначай пролетает белый полиэтиленовый пакетик, будто вынырнувший из «Красоты по-американски» в воздушном размышлении о смысле бытия. Однако понурые монохромные кадры вдруг ненадолго обретают краски и наливаются солнцем — призрачная иллюзия жизни, красочный отпечаток прошлого, оставшийся в сладких воспоминаниях. Но то лишь прелюдия: режиссер с примечательной, хоть и без аристократической приставки, фамилией Триер с первых же минут окунает нас в омут экзистенциальной символики.

Неродная женщина в зябкой постели — отторжение. Загазованная трасса за мутным окном — чуждая суета. Убежать. Пройти под мостом. Прочь, в лес, где в шелестящих дебрях пахнет покоем и тишиной. Посмотреть в зеркало озерной глади и не увидеть в нем отражения. Только черная бездна. Единственная жажда — взять в руки огромный камень и кануть в это притягательное Ничто. Да вот только сама вечность не желает принимать отчаявшегося страдальца, выплевывая его обратно на берег безвременья и отчуждения. Праздные пути-дороги, по которым с ветерком, сквозь прицел трехпалой звезды на капоте, да по встречной, да беззаботно, остались далеко позади. Теперь лишь густая чаща и буреломы, за которыми не разглядеть спасительной опушки.

Руками малолетней девочки, нарисовавшей дядю Андерса в образе тролля, режиссер ставит на главном герое печать торчка-изгоя, напоминая, что в Норвегии просто так под мостами не ходят. Когда живешь с осознанием того, что твоя жизнь спущена в унитаз, счастливые люди вокруг раздражают, как бельмо на глазу. Их пустые разговоры, их ерундовые проблемы, идиотские вечеринки, на которых они выпытывают скабрезные подробности давно забытых историй, — все это сплошная мишура и мусор. Дураки, не видящие перед собственным носом подлинного счастья, — их мелочность способен узреть лишь тот, кто уже успел закопаться по горло в грязную землю, обрекая сам себя на обездвиженность и бессмысленное механическое дыхание. А еще эта жгучая, разъедающая нутро зависть, потому что они живы, а ты — нет.

И все же норвежец Хоаким Триер схож со своим датским коллегой Ларсом в одном ключевом моменте: оба они не питают иллюзий по поводу истинной человеческой сущности. «Осло, 31 августа» — это жестокое напоминание о том, что жизнь не похожа на сказку. О том, что подлинное отношение не замаскировать глупыми оправданиями и вежливыми отказами, а расколотую дружбу не склеить неискренними приободрениями и дежурными похлопываниями по плечу. Продекламированные цитаты из Пруста не помогут обрести желание жить, желание чувствовать и желание желать. Пытаться устроиться на работу, воскрешая журналистские таланты, — все равно что поливать давно засохший цветок. Сглатывая ком стыда и обиды, Андерс покорно следует по своему минорному маршруту, усыпанному осколками упущенных возможностей, отлично зная, что его ждет впереди. Даже на живописной лужайке столичного парка прекрасная бабочка, знаменательно севшая на руку именно там, где игла входила в вену для скоротечного кайфа, улетает так же быстро, как и прилетела. Место бывшего наркомана, единожды разрушившего свою жизнь, — на обочине общества. Осло глазами Андерса — размеренный европейский рай, такой, каким он видится в бинокль со свалки заржавевших винтиков, выпавших из слаженной машины социума, а вся совокупность хилых мотиваций в попытке реабилитироваться — лишь одинокий перископ, торчащий из братской могилы вышедших из строя деклассированных элементов.

Безупречным узором иносказаний и символов Триер расцвечивает тривиальную историю о неуместном человеке и хладнокровно закольцовывает ее событиями и образами первых минут. Ведь это тот самый случай, когда перемены к лучшему находят себя только в мечтах, а второй шанс — всего лишь надуманная пена самообмана. Как песок сквозь пальцы, утечет надежда, возвращая всё на круги своя. Случайная шлюшка не заменит одну, единственную, потерянную навсегда. Ты поймешь это, когда отхлынет пьянящая алкогольная нега.

Она не ответит. Она не перезвонит. Она не проникнется твоей прощальной мелодией и не услышит твое последнее искреннее «прости». Потому что тебя для нее уже давно нет.

Тебя нет.

29 апреля 2014

Один день из жизни

Это — Андерс, волосы коротко подстрижены, белая рубашка, кожаная куртка, тяжелый вздох, прямой взгляд, беспокойство. И подавленность. И попытка самоубийства. Фотографии на стене напоминают о прошлой жизни, о прошлой любви, обо всём, что осталось до. После — это реабилитационный центр где-то за городом, групповая терапия с ее обычными истинами и ложью, пропуск в город (нет, не так — в Город) на собеседование, вот твой шанс, Андерс. Так этот день (и первая музыка фильма, случайный трек в такси — норвежская группа «a-ha») начинается.

Беспристрастно и отстранённо, «Осло, 31 августа» может разбить тебе сердце, да так, что ты и не заметишь, как поначалу сильно щемит в груди. Как Вуди Аллен использовал различные города в качестве романтических героев своих фильмов, норвежский режиссёр Хоаким Триер (дальний родственник режиссёра Ларса фон Триера) снял фильм на пониженных частотах меланхолии — воспоминания, кадры кинохроники, пустые улицы, чистый воздух — здесь главный герой по имени Осло, город, где вы проведёте ровно один день, чьим воздухом будете дышать — от парков, до грязных баров, от минут счастья в случайной поездке на велосипеде, до того самого тяжёлого вздоха в жизни — добро пожаловать. Триер, чей кинодебют «Реприза» в 2006 году стал фильмом года в Норвегии, сумел удержать планку — вторая лента «Осло, 31 августа» стала победителем Стокгольмского кинофестиваля и победила в Каннах в номинации «Особый взгляд».

Этот особый взгляд обращён в прошлое — кто прожил в Осло и помнит, как выпал первый снег, помнит Олимпийские игры 1952 года, улицы, друга детства, пустой город в выходные, снос легендарного здания офисов Philips, пьянящее чувство свободы. Кусочки жизни. Сейчас тридцатичетырёхлетний наркоман Андерс на пути к выздоровлению. Ошибки прошлого — минное поле, где в любой момент можно оступиться. Мрачное откровение о настоящих чувствах Андерса — в самом начале, где он собирает камни на берегу озера, всплывает та самая правда, несказанная на терапии, открытая рана, залечить которую не хватает храбрости. Следующие двадцать четыре часа борьбы оставляют шанс догнать на шлюпке корабль, который отплыл в море без него — тому в доказательство первая встреча в городе с лучшим другом Томасом, в прошлом отвязным товарищем по трипу, сейчас примерным семьянином и отцом, откровенно скучающим, но это то, ради чего стоит жить (или хотя бы пытаться). Их диалог откровенен, старый друг пытается сказать — тебе важно идти дальше. Андерс пытается сказать, что доставляет только проблемы. Зачем куда-то стремиться? Стоит ли пытаться? Ответов нет, и Томас тревожно смотрит вслед Андерсу, который идёт дальше. Сестра подсылает на встречу вместо себя свою подругу, нет ответа на бесконечные звонки любимым в прошлом людям, вечеринки когда-то-друзей полны воспоминаний о том, как было весело раньше и все ошибки приходится признавать.

Я облажался, а жизнь шла дальше — без меня. Они на борту, я — нет.

Корабль уплыл.

Андерс Даниелсен Лье, которому досталась главная роль в фильме — непрофессиональный актёр (а по профессии — врач), уже второй раз снимается у Триера. Это на редкость выразительное лицо сложно забыть, взгляд, полный боли, внимательный слушатель, случайный гость на вечеринке, печаль сменяется чёрным юмором, сломленный человек, швыряющий своё резюме в урну — переломный момент, где «будущего для меня нет». Препараты не разрушили его тело, но убили его надежду. Каждая улочка в этом городе ему знакома, он вырос здесь и рад бы вырваться, но не сможет: это сцена в кафе, где герой прислушивается к разговорам вокруг него, а камера Триера мягко смещает акценты от стола к столу, наполняя искренней любовью моменты повседневной банальности, что может оценить только тот, кто чувствует себя настоящим изгоем. Рой голосов звучит как молитва — только это не «Небо над Берлином» Вендерса, это Осло, характер сам по себе, а поэзия и визуализация города напомнит о работах Эрика Ромера, Андрея Тарковского, Терренса Малика. Финальные кадры — зеркальное отражение самого начала фильма, жизнь продолжается, за тридцать первым августа следует первое сентября.

Фильм основан на романе Пьера Дриё Ла-Рошеля «Блуждающий огонёк», который в 1963 году экранизировал режиссер Луи Маль. Отталкиваясь от этого сюжета, Триер поступает по-своему и рисует по старому холсту свежими красками современности. Поверхность «Осло, 31 августа» столь же прозрачна как скандинавские озера, но это озеро также глубоко — особенно для человека, который набирает камней в карманы и, не зная, куда больше идти, идёт на дно.

1 сентября 2013

равнодушные

Посмотрел фильм на неделе норвежского кино. Шёл наобум. Вообще мне нравится в последнее время смотреть фильмы наобум. Ну так я отбираю обычно. Смотрю там по рецензиям, актёрам, режиссёрам, рейтингам. Откладываю, а потом стараюсь забыть зачем я этот фильм отобрал. Кстати, зачастую информация оказывается практически бесполезной и фильм не отвечает ожиданиям. С фильмом, про который я буду писать, получится наверное тоже самое, только в отношении читателей. Я постараюсь рассказать о нём, о своих чувствах, но это же будут мои чувства. Ваши наверняка будут совсем другие.

Это кино об одиночестве, отчаянии и о том, что люди стали друг другу совсем чужими. Тот социум, который воспитывает нас и сдерживает вместе, действует на подобии вакцины, против инородных тел. Кто такие наркоманы? Отбросы общества, социально опасные, деструктивные элементы, от которых общество по возможности должно избавляться. Главный герой прошёл путь физического очищения, но вместе с этим изменился внутренне, потеряв связь с прежним миром. Он пытается понять, что происходит, пытается наладить прежнюю жизнь, но это ложный путь, который ведёт к смерти. Прежняя жизнь была тем, что оттолкнуло от него круг близких знакомых, что сделало его в их глазах чужим и чего люди, которые раньше знали главного героя не хотят в нём увидеть. Самое страшное, что в погоне за толерантность и терпимостью, люди, нормальные люди потеряли душевную теплоту. Они ждут от тебя, ответа, что всё в порядке и если ты приболел, то конечно помогут тебе, купив лекарства. Но если ты стал другим и не можешь найти себе место, то это твои проблемы. Ты сам должен подстраиваться и с тобой никто не будет возиться. Тебя не оттолкнут, но кому нужна твоя душа, которая и для тебя такие потёмки, что ослепнуть можно.

Главный герой между двумя попытками самоубийства, проживает насыщенный день и даже создаётся ощущение, что обретает какую то надежду. Но мне кажется, что эти попытки сродни судорожной тряски бабочки об стекло. Причём тот мир, куда она пытается пробиться уже изменился и даже если она каким то чудом попадёт в него, то вряд ли окажется для неё дружелюбным.

События, которые для любого нормального человека были бы не самым простым испытанием, но наверняка и не самым страшным, что могло бы случиться, а некоторые и весьма увлекательные и приятные, обтекают главного героя, как струи воды смоченную маслом поверхность. Чувства истрепались. От них остались только ошмётки.

Кто и зачем будет тебе доверять, если ты уже предавал?! Кто и зачем будет тебя спасать, если ты сам разрушал жизнь свою и своих близких?! Твой дом пуст. Ты в нём один. Так умри и не мешайся под ногами. Ты никому не нужен. Прощай.

Кино довольно затянутое. Состоит в основном из диалогов и монологов.

Конечно главный герой вызывает определённую жалость. Но будь честен. Чем бы ты смог ему помочь? И стал бы?

15 октября 2012

«Я всегда думал, что те, кто счастливы — мудаки»

Я только что посмотрел фильм. И надо сказать, впервые пишу рецензию, как говорится, «по горячим следам». Но нужно, это нужно писать сейчас. Я не хочу рассуждать о каких-то профессиональных тонкостях. Лишнее. Просто хочется сказать, что я чувствую. Крик души.

Мне слишком мало лет, я не опытен, я не знаю жизни, но очень много испытал, много чувств, и даже те, что испытывал герой фильма. Никогда не пробовал наркотики, но какое это имеет отношение? Я понимаю героя.

Значит так. Коротко. Фильм необычаен и чудесен тем, что нет лжи, я не нашел лжи, ее нет. Абсолютная искренность и жизненность пленили меня. Надо сказать, что из тысячи фильмов не найдешь такого, чтобы ты был в нем частью, находился в той реальной жизни. Обычно, просматривая фильмы, я понимаю, что это постановка, это жизнь, но сыгранная. Данный фильм — первый, заставивший меня забыть о том, что это фильм. За это я бы дал ему все награды мира.

Не хорошо сравнивать, или хорошо? Я не знаю. Но факт есть факт. Я сравнил этот фильм с «Реквием по мечте». Я понял, насколько лжив «шедевр». И насколько правдив этот фильм. Я благодарен Иохиму Триеру за то, что он дал мне 90 минут чужой жизни, в чужой стране, с чужим языком, но с теми же проблемами, чувствами, переживаниями, с тем же концом. Правильный конец. Если бы был другой конец, то сейчас бы я писал отрицательную рецензию, потому что фильм был бы безумно лживым. Я ненавижу хэппиэнды. Они отрывают от реальности. Я забываю фильмы, заканчивающиеся лживо. Я очень сильно чувствую ложь и искренность. И Триер — он меня не обманывал на протяжении всей ленты, за что я ему очень благодарен. И как бы пафосно это не звучало, но встретил бы я этого человека и обнял его, как Андерс обнял своего друга. Потому что за это время, за время фильма я породнился с Андерсом, а следственно, и с тем, кто его придумал.

А еще. Еще я хочу в Осло и выучить норвежский. Это чудесно. Невероятно. Я влюбился в Осло, а главное, фильм показал мне, как стоит ценить жизнь. Это фильм о любви. О любви к себе и к своей жизни. Он мне сейчас так нужен был, и я его получил. Спасибо. Спасибо за веру.

И по-моему, я мудак.

19 мая 2012

«Осло, 31 августа» Хоакима Триера (не повезло человеку с фамилией), показанный в Каннах в прошлом году, в рамках программы «Особый взгляд» (вторая по значимости программа Канн, справедливости ради скажем, была тогда не слабее конкурса, как по составу участников, так и по уровню фильмов) — кино совершенно замечательное. Умное, выверенное, а главое о самом важном в жизни — воспоминаниях.

Андерс, симпатичный молодой человек чуть-чуть за тридцать, вот уже почти прошел лечение в клинике от наркозависимости. На день он возвращается домой в Осло (к слову, такой же главный герой картины, как Андерс) что бы пройти собеседование на работу и встретиться со своими друзьями и близкими. После того, как Алекс слез с иглы — он увидел свою жизнь ясными глазами — а именно потерянные возможности и время. У его лучшего друга уже жена и дети, хорошая работа (к слову — все это иллюзорно, и мы видим из разговора Андерса со своим другом, что тому уже немного опостылела семейная рутина). Андерсу окончательно понял, что профукал свою жизнь, да и семье своей он не сильно то нужен. Главному герою настолько херово, что в первой же сцене фильма он пытается утопиться…

Хоаким Триер, на мой взгляд, очень хороший психолог, крайне тонок в деталях, внимателен к своему персонажу, немного сентиментален и в конце концов безжалостен. «Осло» — это не только фильм о потерянной человеческой жизни и упущенных но и так же о воспоминаниях. Триер, как и герои фильма, очень любит Осло и питает к нему нежную любовь, это видно из постоянных упоминаний о городе. Хоть фильм и заканчивается весьма пессимистично и в душе остается легкий осадок грусти, это кино не может вылететь из головы, так как оно искреннее и настоящее.

13 марта 2012

Драма Осло, 31 августа начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Йоаким Триер. Кто снимался в кино: Андерс Даниельсен Ли, Ингрид Олава, Андерс Борчгревинк, Малин Крепин, Тоне Беата Мостраум, Ренате Реинсве, Эйстейн Рёгер, Кьерсти Одден Скьелдаль, Johanne Kjellevik Ledang, Lennart Anker, Anna Liljeroth, Line Eikenes, Arne Rasmussen, Sofi Espeland, Bente Solberg.

В то время как во всем мире собрано 1,386,378 долларов. Производство стран Норвегия, Дания и Швеция. Осло, 31 августа — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.