Ева: Искусственный разум
Eva
6.7
6.6
2011, фантастика, фэнтези, мелодрама
Испания, Франция, 1 ч 31 мин
12+

В ролях: Клаудия Вега, Марта Этура, Анн Кановас, Льюис Омар, Сара Роса Лосилья
и другие
Алекс, известный инженер в сфере кибернетики, возвращается в Санта-Ирину, чтобы заняться необычным проектом для факультета Робототехники своего университета ― созданием робота-ребенка. В течение десяти лет, пока его не было в городе, жизнь для его брата Дэвида и девушки Ланы шла своим чередом: теперь они живут вместе и у них есть дочь Ева. Между Алексом и Евой сразу налаживаются хорошие отношения, и так получается, что Ева самым неожиданным образом меняет подход Алекса к его разработкам. Для них начинается путешествие, которое обещает интригующую кульминацию.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ева: Искусственный разум

английское название:

Eva

год: 2011
страны:
Испания, Франция
слоган: «no se puede programar lo que sientes (you cannot program what you feel)»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператор: Арнау Вальс Коломер
композиторы: ,
художники: Мария Хиль, Джемма Фаурия, Лайя Колет
монтаж:
жанры: фантастика, фэнтези, мелодрама, драма, приключения
Поделиться
Финансы
Бюджет: 7000000
Сборы в России: $10 218
Сборы в США: $16 738
Мировые сборы: $1 292 789
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 2011 г.
на DVD: 15 марта 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, фэнтези, мелодрама, драма, приключения

Видео к фильму «Ева: Искусственный разум», 2011

Видео: Тизер (Ева: Искусственный разум, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер

Постеры фильма «Ева: Искусственный разум», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ева: Искусственный разум», 2011

«Что ты видишь, когда закрываешь глаза?» — цитата из фильма «Ева: искусственный разум».

Ранее, режиссёры обращались к вопросу о создании искусственных разумов, андроидов и роботов, находящихся на службе человечества, так и восставишх против двуногих. Среди всех картин, мне в голову приходят такие кинокартины, как «Терминатор» (1984) Джеймса Кэмерона, «Робокоп» (1987) Пола Верховена, «Двухсотлетний человек» (1999) Криса Коламбуса. И к этой теме пришёл неизвестный мне испанский режиссёр — Кике Маильо. Как до, так и после он не снял ничего выдающегося, чтобы выделить его среди других режиссёров.

С этим фильмом я познакомился примерно в 2014 году, когда просматривал список победителей и претендентов на национальную кинопремию Испании «Гойя» за 2012 год, где в списке оказался этот фильм. Мне всегда было интересно прочитать статьи на тему взаимодействия людей с андроидами / роботами.

По окончанию просмотра, мне было приятно подумать, о том, что режиссёр не связанный с Голливудом сделал качественный фильм. Хорошая графика, ничего не выглядит не естественно. Музыку я бы не смог выделить, но звуковые эффекты были приятными и к месту. Да и сам фильм представляет хорошую картинку, где нет сцен насилия и чего-то подобного, но она не стал любимым фильмом, чтобы я возвращался ещё раз к просмотру. Игра актёров меня не бесила, а была хорошей.

В отличие от компьютерной игры «Detroit: become human» и аниме-сериала «Чобиты», роботы не выглядят, как роботы, а ведут себя почти естественно. Было хорошей идеей сделать психологические уровни для общения с людьми. В целом, фильм оставил приятные ощущения, поднявшую тему отношений между роботами и людьми. Советую к просмотру.

9 июля 2023

Камерный фильм, слегка украшенный красивым видом-задником наукограда, больше напоминающий альпийский курорт. Обаятельный и немного глуповатый робот-дворецкий. Забавный робокот. И любовный треугольник: Он, Она, Наука. Усыновлённый ребёнок-робот сходит с ума (разумеется, куда ещё), вдруг узнав о своей искусственной природе. Нарочито простые визуальные эффекты — роботов программируют оперируя в воздухе некими голограммами золотистого цвета. Всё в этом фильме выглядит архаикой.

Ева, искусственный разум — сентиментальная и старомодная фантастика, позволяющая поностальгировать по временам 25—30 летней давности, когда миры Азимова, Шекли, Саймака и других американских фантастов 60х были на слуху.

6 из 10

25 августа 2018

Фантастика для тех, кто не любит фантастику.

Eva — это научная фантастика оформленная в классических бессмертных тонах любви и смерти. Продукт, соблазнительный и привлекательный для разного типа зрителей. Его история проста и универсальна, но персонажи фильма и актеры что их играют настолько великолепны что способны впечатлить любого зрителя.

Жанр фантастики часто предлагает новые правила игры и для многих зрителей они могут быть слишком непривычными, Кике Маильо решил поместить действие фильма в окружающую среду близкую многим. Режиссер хотел, чтобы зритель понимал, что история происходит в другое время, но чувствовал себя в привычной для себя атмосфере, поэтому дизайн костюмов, декорации, роботы и другие предметы оформлены в стиле, примерно, семидесятых годов.

Снежный пейзаж, в котором разворачивается эта история заражает меланхолией своих героев, меланхолией которая их никогда не покидает, даже когда они охвачены яростью. Но я когда смотрел этот фильм я чувствовал исключительно теплоту и во многом эту теплоту создавала Клаудиа Вега — прекрасная девочка, жаль что после выхода этого фильма она не получила других ярких ролей, я не могу представить что было бы если на роль Евы была приглашена другая актриса.

Игра Даниэля Брюля тоже не вызывает претензий, было видно что актер получает удовольствие от происходящего и выкладывается по полной. Как по мне это одна из его лучших ролей.

Такому искреннему и тёплому фильму можно простить те мелкие минусы о которых даже не хочется вспоминать, это прекрасное кино которое хочется пересматривать снова и снова. Один из самых любимых моих фильмов.

8 из 10

18 сентября 2016

Не сказать, чтобы фильм был очень парадоксален и глубок, нет, все камерно-линейно, ход каждых конкретных сюжетных событий вытекает строго из предыдущих, в своей этой предзаданности степень сложности и глубины того или иного события уже как бы ожидаема и потому режиссерско-актерская работа не дает ощущение прикосновения к чему-то сверх-чувственному, что бы заново открыло тебе глаза на происходящее в данном конкретном кино (или в мире в целом) или хотя бы заставило посмотреть на это с другого ракурса. Нет, все спокойно (в переносном, разумеется, смысле), все как этакая певучая и напевная баллада, неспешно повествующая о чем-то своем.

При этом, фильм, при всей показавшейся мне некоторой своей поверхностности (вполне возможно только выдуманной мною), тем не менее очень красив и лиричен, он, как бы это сказать… он какой-то деликатный и достаточно тонкий, с точной и качественной игрой актеров протагонистов, весьма хорошо ведущих своих героев по сюжетной линии, без пошлого попсового финала. В общем, у фильма безусловно больше достоинств, нежели наоборот.

8 из 10

27 февраля 2016

Замечательно

Изначально фильм мне не нравился, но ближе к концу, он стал одним из моих любимых. Почему? — спросите вы.

- Актёры и их персонажи.

Даниэль Брюль играет Алекса (главного героя), приезжающего в свой родной город, когда-то оставленный из-за неудачной любви. Он собирается закончить давно начатый проект, создать свободного робота с искусственным интеллектом, ведь он один из лучших мастеров робототехники, но ему нужен «подопытный»- «идеальный ребёнок», как говорит он. Собственно, с этого и начинается история знакомства Алекса и Евы.

Льюис Омар играет робота прислужника. Безусловно, один из самых харизматичных персонажей в фильме. Моменты с ним, одни из самых запоминающихся. Только, вспомнить, как он катался на коньках, а любой диалог с ним?!

-Пейзажи и стилистика фильма.

Красивая зимняя съемка, да ещё и все это с привкусом Европейского кино! Европейцам всегда удаётся снимать зимние пейзажи, и данный фильм не исключение. Так же, хочется отметить плавность и неторопливость съемки. Ещё один плюс.

Сюжет- хорошая подача и правильно раскрытая тема, замечательные персонажи(механический кот, прислужник, Алекс, Ева и многие другие), атмосфера(для меня, в отличие от большинства, финал был неожиданным).

Не ожидал такого от испанского кино. Так же, как и не знал, что в Европе столько хороших актёров. Думаю, что подобные фильмы стоит смотреть с семьёй/девушкой, он даст вам приятное послевкусие, хоть это и не мелодрама (только отчасти), но пейзажи, актёры и прекрасный сюжет сделают своё дело.

9 из 10

18 ноября 2015

Посмотреть и озадачиться

Занимаюсь темой искусственного разума, подобно в фильме. Новаторских идей в нем не обнаружил, однако нашел демонстрацию замечательной проблемы: где проходит грань между симуляцией эмоций и настоящими, живыми, человеческими?

Поведение Евы, если не знать тайны ее появления на свет, присуще лишь незаурядному ребенку. Именно поэтому робототехник Алекс выбирает ее для своих исследований и экспериментов, нарушая одно из основных требований к заказу в угоду яркой индивидуальности.

Что есть человек: тело или личность? Если робот обладает эмоциями, которые влияют на принятие решений, да так искусно их проявляет, что они подводят к трагедии — живой ли он? И, между прочим, совершив дурной поступок — раскаяться — не каждый человек способен.

Вдруг люди, как немощные жертвы бешеного животного, прибегают к усыплению творения своих рук. Поэтому я обращаюсь Алексу и его начальнице: «Вы же архитекторы личности! Исправьте свое творение. Коли не способны — признайте робота равным себе, живым».

Если выйти за границы фильма, то дилемма решается просто — качеством, продуманностью сюжета. Благодаря тому, что фильм в конце простимулировал у меня несколько занятных вопросов, ставлю нейтральную рецензию.

P.S. А вдруг вопрос: «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?», — является тестом? Ведь воображение свойственно лишь людям…

5 из 10

13 октября 2015

Непревзойдённая девочка

В первую очередь хотелось бы сказать, что фильм «Ева: Искусственный разум», поклонником какого бы жанра Вы не являлись, но он заслуживает Вашего внимания. Более привычно, когда фантастику снимают в Голливуде, вложив туда баснословные деньги и объявив заранее новый фильм блокбастером, развернув целую ПиАр-кампанию. «Ева: Искусственный разум» ограничилась несколькими трейлерами и не самым развёрнутым прокатом в кинотеатрах. По идее, довольно скептически можно подойти к такому кино, но испанцы (а именно эта страна и выпустила в свет «Еву…») молодцы и заслуживают похвалы.

Для создания «Евы…» не были призваны самые известные личности из Испании. Режиссёр картины Кике Маильо вообще впервые приступил к работа над полнометражным кино. Сценаристы (а их там приличное количество) не имели за спиной хоть сколько-нибудь известные работы, а актёров могут узнать лишь те, кто благосклонно относятся к испанскому кинематографу, зная не только Педро Альмодовара. Это сейчас Даниель Брюль, сыгравший главную роль изобретателя Алекса Гареля, узнаваемый актёр, но фильм «Гонка», удостоенный положительной критики, вышел через два года, опосля «Евы…». Альберто Амманн и Марта Этура знакомы только по фильму «Камера 211», довольно сильному триллеру, но не сильно известному, а молодая Клаудия Вега оказалась ещё одной дебютанткой.

Но идея «Евы…» колыхает фантазию. Роботы, схожие на обычных людей, это не всегда даже Айзек Азимов и Филлип К. Дик в своих книгах рассказывали. А тут есть судорожное напряжение, подаётся какая-то не сразу осознанная опасность, в атмосфере действительно присутствует настоящий, выдержанный саспенс, который сбалансированно сосуществует с мрачной депрессивностью. В «Еве…» нет грандиозных визуальных спецэффектов, но режиссёр Кике Маильо сумел даже из обычных людей, фигурально выражаясь, продемонстрировать их как роботами. В плавной передаче даже робот-дворецкий (видно, оммаж на «Двухсотлетнего человека») Макс (Льюис Гомар) принимается как настоящий робот, а вот то, что его играет человек это каким-то образом забывается. Всё это — достижение Кике Маильо, «Ева…» действительно смотрится не как художественный вымысел, а как реальность, и добиться такого в фантастике — это сложная задача, оказавшаяся выполнимой Кике Маильо.

Прекрасно свои роли сыграли все актёры. За того же второстепенного Макса уже было сказано выше, но главные действующие лица заслуживают большего упоминания. Альберто Амманн и Марта Этура, скорее, тоже второстепенные персонажи, но очень важные. С их помощью раскрываются характеры главных персонажей, внятный, прописанный текст, достаточная мимика и эмоциональность в диалогах была уверенна использована актёрами. А первоначальная сцена с Мартой Этура позднее раскрывается с такой драматичностью, что аж дыхание задерживается, потому что такого поворота событий ты сосем не ожидаешь. Даниель Брюль своим персонажем выражал и общую атмосферу и в тоже время смог убедительно показать талантливого изобретателя, находящего на грани большого открытия, вот только что оно несёт, какое решение примет герой Брюля, к чему оно приведёт? Становится даже как-то не по себе. И великолепна Клаудия Вега, напомню, дебютантка в кино, но девочка и выложилась в своей роли и сыграла многослойный, сложный персонаж. Клаудия Вега была удостоена нескольких номинацию за роль Евы и это, надо утверждать, заслуженно.

Резюмируя, хотелось бы сказать, как это было вначале рецензии: «Ева: Искусственный разум» заслуживающий Вашего внимания фильм. У него аура, у него идея, у него саспенс и наличие европейского менталитета, а таких лент, согласитесь, не так и много.

8 из 10

21 января 2015

Когда «Создание» превзошло «Создателя»…

Находясь в поисках хорошей киноленты для вечернего просмотра, я обычно перебираю множество вариантов и отбираю лишь самые лучшие. На этот фильм я попал, выбрав категорию фантастики, смешанной с драмой. И сразу понял, что хочу посмотреть его.

Основная идея фильма весьма похожа на снятый ранее фильм «Искусственный разум», раскрывая проблему в отношениях между людьми и роботами. Только если в фильме Стивена Спилберга показаны весьма глобальные изменения как в уровне техногенного развития общества, так и, непосредственно, в масштабах сего мероприятия, то данная картина ориентирована на более локальную, достаточно небольшую разницу между реальной современностью и вымышленной. Здесь роботы все еще представляют из себя материалы, «пустышки», которыми привыкли управлять люди. Собственно говоря, даже сейчас далеко не все разделяют мнение, что будущее с «умными машинами» — это хорошо. Считается, что киборг никогда не сможет заменить человека. А зря.

Главному герою, чью роль отыграл хорошо известный актер Даниэль Брюль, дается задание найти для эмоциональной составляющей алгоритма робота такую смесь «настроек» характера, которая бы сумела создать «живого» робота, который был бы интересен собой. Задача отнюдь не простая, ведь, как согласится любой, не все люди обладают эдаким «притяжением» к себе — с ними попросту скучно. Возможно, все дело в излишней практичности и не многословности… А может, их собственный интеллект, из которого формируется поведение, не достаточно развит для такого… Имеются десятки жизненных ситуаций, известных в народе как «тлен», «тупняк» или «Застой» — с этим, вполне возможно, сталкивались все. И именно этих ситуаций потенциальный робот должен стараться избегать. То есть, быть НЕОРДИНАРНЫМ.

Найти идеальную помесь всего-всего и склеить из них совершенство можно лишь экспериментальным путем. И именно здесь ГГ понимает всю ответственность за начатое дело. Смешав только положительные части характера ты получишь вечного добряка-оптимиста, который уже на третий день станет тебе поперек горла (за счет излишней активности «чувственности»), а переборщив с негативом получаем какого-нибудь социально неустойчивого индивида, опасного для общества. А теперь внимание — вопрос! Что делать в случае с неудавшимся экспериментальным образцом? Просто стереть его настройки и начать заново — казалось бы, ответ очевиден. Однако дилемма заключается в том, что образец отнюдь не экспериментальный, и, больше того, он — сформированная личность, которая тебе не безразлична…

Фильм поначалу кажется странноватым и несколько затянутым. Но именно здесь кроется главное, что хотел показать нам режиссер — разницу между «миром людей», той реальностью, в которой мы по-настоящему живем, и «искусственным миром» — тем, что мы так стремимся создать, чтобы закрыть пробелы в собственной жизни. Внутреннюю пустоту необходимо чем-то заполнять. Мы стремимся сотворить то, чего нам так не хватает… Грустно, если наши попытки не оборачиваются успехом. И совсем невыносимо, когда понимаешь, что слишком много времени потрачено в пустую.

Это кино не для тех, кто ищет экшен, погони, драки и перестрелки. Здесь так же не место комедии. Это рассказ о жизни, которая нам предстоит в недалеком будущем. Серьезный фильм о ценностях жизни — человека и робота. Я доволен просмотром. Ставлю высший балл.

10 из 10

4 апреля 2014

Что ты видишь, когда закрываешь глаза?

Впервые в жизни смотрела испанский фильм в жанре фантастики)

Признаюсь, привлек меня синопсис. Выдающийся в жанре кибернетики инженер приезжает на родину, чтобы создать робота-ребенка. Точнее, не совсем создать — сам андроид уже создан, ему необходимо сотворить эмоциональную память, чтобы родителям этот роботоребенок не казался пресным. Неожиданно он выясняет, что у него растет дивная племянница, Ева, которая сильно отличается от других детей свой непредсказуемостью и непосредственностью. Подружившись с ней, он пытается вдохнуть в своего робота ее черты — не без ее помощи, конечно же.

Фильм основательно изгажен тем, что его развязку показывают еще до начала завязки сюжета. Убили половину интереса к фильму одними лишь начальными кадрами, и пришлось невольно подгонять развитие сюжета под это. Да и вообще, сюжет принес мало неожиднностей — влюбленные в одну и ту же девушку братья, стремление создать безопасного человекоподобного робота, стычки, обманы — и все это на красивейшем снежном фоне.

Очень понравилась Ева, с ее постоянным стремлением ходить на руках, прыгать, скакать, ее красные пальто и пиджаки, все ее детское поведение — чудная девочка. Ранее замеченный в Бесславных ублюдках Даниэль Брюль — ну просто вылитая европейская версия Эмиля Хирша. Робот-человек, помогающий ему — подвел, был не очень убедительным. Но ротоб-кот был дивным, железный, но такой уютный, муррр)

В целом фильм получится синтезом Искуственного Интеллекта с примочками (пусть и слабоватыми) из Железного Человека-2 и Особого мнения. Правда, опять же, драма получилась не надрывной, и биться в слезах от финала желания не возникло. Но фильм захватил — поэтому о потраченном времени не жалею.

Ручка — пишет. Сказка — мама. Свободный — счастливый…

3 ноября 2013

Погрешность или разум?

Последние 10 лет кинематограф особо интересует тема взаимоотношения человека с искусственным разумом. Вряд ли стоит упоминать все фильмы, которые были сняты на эту тему, некоторые из которых являются признанными шедеврами жанра.

Каков антоним к термину «искусственный разум» — естественный, натуральный, природный? А, может быть, не сотворенный? Но, если верить креационистской или теории панспермии, то мы все — искусственный, т. е. сотворенный разум. Мне, как искусственному разуму, пришлась по душе история о девочке по имени Ева, которая была сотворена кем-то, с учетом погрешности, отклонения от запрограммированного поведения, другими словами — свободной.

Искусственный ли разум мы — люди? Это зависит от того, насколько свободными мы сотворены, насколько нам дано право на ошибку, на самоопределение, на «особое мнение»! Если нам нельзя ошибаться и иметь свое мнение, то мы — роботы, и далеки от «искусственного разума», поскольку само понятие разума подразумевает свободу мысли и действий, включая право на ошибку.

Я обычно «дышу ровно» к электронным девайсам, но один из них мне особенно дорог из-за его нестабильности… это телефон. Он часто просто отключается сам по себе, будто в нем есть некое желание, независящее от меня — его хозяина, и именно этим он мне дорог. Мне приходится ему уделять больше внимания, чем это требуется по отношению к иным устройствам, которые у меня есть, но мне нравится думать, что именно те сбои, которые дает робот, электронное устройство, могут быть сами по себе причиной зарождения разума.

Именно идея о том, что ошибка или сбой в программе, или нарочное программирование некоего свободного поведения в искусственном разуме может стать толчком не только для развития человеческой цивилизации, но и для стирания условной грани между человеком и цифровым устройством, наводит меня на мысль, что это событие не за горами. И когда эта условная грань сотрется, наступит новая эра развития человечества.

В общем, философский потенциал фильма очень велик, не смотря на то, что он лишен особых супер-эффектов голливудских стандартов, и делает акцент на отношениях между человеком, и своим творением, на которое он смотрит как в зеркало.

Фильм будет очень интересен для интеллектуального зрителя, включая детей от 12 лет.

8 из 10

7 октября 2013

«… и не люди вместо нас»

Концепт «Евы» прозрачно прост. Роботы — в образе людей, животных или многоногих вспомогательных машин, — уже стали повседневной реальностью, их разрабатывают и создают так же буднично, как любую продвинутую бытовую технику. Робототехнику преподают студентам на уровне всех прочих дисциплин. Но остаются проблемы маркетингового плана — андроиды, внешне от людей неотличимые, эмоционально чуток туповаты. Поэтому испанский университет приглашает видного креакла Алекса Гарела (Даниэль Брюль), чтобы тот как фрилансер прокачал «эмоциональный интеллект» новой модели робота-ребёнка.

Пока Алекс лет десять трудился в Австралии, его подружка Лана (Марта Этура) вышла замуж за его братца Давида (Альберто Амман), у них растёт дочка Ева (Клаудия Вега). В эту-то дружную семью Алекс и вклинился, словно колун с размаха. Ева попалась ему на глаза, и он решил написать «эмоциональный интеллект» именно с неё, как с образца.

На момент съёмок Клаудии было 11 лет. Юная актриса — превосходна. Будь она в Голливуде, а не в провинциальной Испании, можно было бы смело сказать, что на экран вошла новая Сирша Ронан или Джоделль Ферланд — конечно, не навечно, а до взросления, пока не превратится из лоли в тян и далее, но в кино она несомненно блеснула бы. Увы, стиль тягучего испанского кино этого не предусматривает.

С одной стороны стиль «Евы» несомненно хорош. Монохромность зимы, тихий заснеженный пейзаж университетского городка в горной котловине, негромкие разговоры, простые диалоги — это подкупает. Видеографика весьма и весьма на уровне. Роботы вписаны «как живые» в снежный парк, в интерьеры студенческой лаборатории, рабочего зала Алекса, его апартаментов — словно так и должно быть, словно так и есть. В них веришь без напряга, даже больше чем в «креветок» Бломкапма из «Района N 9».

Скупыми средствами, но сильно прописаны внешне радушные, но внутренне напряжённые взаимоотношения героев — Лана боится (и хочет) того, что вернутся её прежние чувства к Алексу, натянутый как струна Давид ждёт этого, а Ева нарезает круги возле дяди из Австралии, то смело приближаясь и навязываясь, то дуясь и с обидой отдаляясь. Между тем Алекс мало-помалу списывает с девчонки эмоциональные черты для робота-ребёнка.

Но вот беда — проецируясь на аляповатую робо-куклу, характер девчонки шаг за шагом превращает новую модель из наивно-любопытного Буратино в нечто опасное и жуткое. Через куклу насилие прорывается в мир людей и приносит с собой смерть.

По мере просмотра постепенно понимаешь, что этот фильм — зло. Зло в утончённо-рафинированном виде, в оболочке красоты и якобы добрых чувств, как «Ангел-А» Бессона. Кажется, вот-вот навернутся слёзы сострадания, но до этого не доходит, потому что становится видно — вот тебе внушают ненависть к детям, вот сеют раздор между детьми и родителями, вот с улыбочкой (и женскими устами!) проповедуют женоненавистничество.

И, наконец, продвигается главное — идея замещения людей киберами. Де, они, несмотря на некоторые технические отклонения, проще, надёжней и удобнее в эксплуатации, чем живые люди с их подлостями и страстями. Алекс сидит в комнате, а кто окружающая его «семья»? Робо-слуга Макс (Льюис Омар, играет прекрасно!), эдакий добрейший house nigger, вежливый, предупредительный, всегда готовый услужить и даже мягко надавить на хозяина ради его блага. Робо-кошка, которая умеет мяукать и чесать задней лапой за ухом. Зачем герою семья из людей? он и так проживёт. Он и в Австралии за десять лет семьи не завёл. Зато к кукле, эмоции которой он программирует, у него самые подлинные чувства, и случись её отключить — так прямо сердце кровью обливается…

Поневоле Плутарха вспомнишь: «Однажды Цезарь увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухой щенят и маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят детей? Этими словами, вполне достойными правителя, он дал наставление тем, которые тратят на животных присущую нам от природы потребность в любви и нежность, тогда как она должна принадлежать людям».

Нет, завести кошку или морскую свинку — дело благое. Другое дело, что детей они не заменят… Но богатые иностранцы нынче даже обезьянками брезгуют — те гадят, кусаются, вещи портят, за них налог платить надо, да и защитники прав животных начнут с обыском заглядывать, — а вот идея завести робо-ляльку им вполне по душе. Или эту идею им внушают, проторяя дорогу грядущим продажам. Как бы продакт-плейсмент с опережением. Заодно и другая мысль внедрится: «Дети не нужны». Правда, киберы тебе внуков не родят, но кому есть дело до этого? Живи сегодняшним днём! Не думай о том, кто заменит тебя на этой земле. Если киберов не хватит, завезут мигрантов.

Жизнь всех героев рушится. Фильм построен и сыгран так, что неслышно звучит команда: «Начинаем плакать!» Словно из нас вымучивают эмоциональный отклик. А оно как-то не плачется. Над чем? Герои заигрались в куклы, запутались в интимных связях, а обожаемые куклы помогли им согласно программам, любовно вложенным героями. Порочный круг — ты создаёшь куклу, которая должна заменить тебе ребёнка, а кукла заменяет самого тебя. Она делает это с глицериновыми слезами на глазах (так полагается, это хорошая имитация человеческих чувств — даже президенты плачут!), но холодно и точно.

Подведём черту. Под маской сентиментальной, местами весьма душещипательной драмы с обильными элементами научной фантастики фильм втихаря навязывает стратегию близкого будущего — людей должно стать меньше, роботов должно стать больше. Сбрызнуть слезами, подавать в горячем виде. Кушайте не обляпайтесь, тарелку вылизать полностью — посуда любит чистоту. Порыдать не забудьте.

…Чем больше смотришь фильмов, тем сильнее убеждаешься в правоте сторонников «теории заговора». Лично меня окончательно убедили франко-испанский мульт «Под покровом ночи» и франко-канадский фильм «Верзила», явно снятые по заказу международного комитета ювенальной юстиции. Но о них разговор отдельный.

Рекомендации: не смотреть. Это ложь и порча.

За хорошую игру Клаудии Вега и Льюиса Омара -

4 из 10

7 сентября 2013

2011. Искусственный разум Евы

Определенно и точно испанское кино сейчас на подъеме. По своему уровню, пожалуй лишь кинематограф Скандинавских стран может составить хоть какую-то конкуренцию в Европе. Былые лидеры в лице Италии, Польши и Франции остались где-то далеко позади. Дело в том, что даже самый заурядный фильм может оказаться настолько красиво и профессиональном поставленным, что его высокий уровень будет неоспорим.

Фильм про «Искусственный разум Евы» как раз является тому самым точным подтверждением. На первый взгляд, мы видим тривиальное эссе в очередной раз поднимающее проблемы трех законов робототехники, сформулированных Азимовым. Что делать, если робот причиняет зло человеку? Не тождественно ли убийству стирание памяти у машины? Весьма простой и прямолинейный сюжет настойчиво подводит нас к указанному вопросу.

Тут самое время напомнить имя режиссера — Кике Маильо. Скорее всего оно пока ничего Вам не скажет. Но настоятельно прошу запомнить его. Он настолько красиво и красочно рассказал эту невнятную историю, что фильм даже попал в число номинаций на премию «Гойя».

Визуальная часть поставлена на самом высоком уровне, и при этом просто. Это ведь очень красиво изобразить стирающиеся воспоминания в виде капелек, которые лопаются и исчезают. Не менее красиво подобраны и виды для съемок. Морской берег, скалы, снежный вечер — все получилось ярким и изящным.

Так что, именно благодаря режиссерской работе цвет этой рецензии зеленый, а не розовый. Сценарий, сюжет, да и собственно, концепт фильма совсем не предполагал серьезного к нему отношения.

5 из 10

20 августа 2013

Что ты видишь, когда закрываешь глаза?

Уж коли взялся я освещать Испанию, просто невозможно было проигнорировать один из главных испанских фильмов этого года. Дебютная работа Кике Маильо уступила в количестве номинаций на премию Гойя только новому фильму от Альмодовара и триллеру Энрике Урбизу. Давайте теперь разберемся, как новичку удалось составить конкуренцию более опытным коллегам.

Во-первых, брошу камень в огород прокатчиков. Ну, зачем приписывать в названии про искусственный разум? Почему нельзя было просто оставить оригинальное название? Эти дурацкие маркетинговые манипуляции только всех раздражают и настраивают зрителей на ненужные сравнения. Ну, да ладно. Уже нет смысла возмущаться. Видимо, там кому-то некуда девать свое креативное мышление.

Во-вторых, я бы все-таки отнес данный фильм больше к драматическому жанру с элементами фантастики. Хотя начинается с типичного для триллера флэшфорварда. Все эти новые технологии в сфере кибернетики служат больше оригинальными декорациями для создания нужного фона. Кстати, спецэффекты понравились. Особенно кот, который не будет линять. Заслуженная награда. Вообще картинка приятная для глаз, но нордические пейзажи как-то не очень у меня ассоциируются с солнечной Испанией. Непривычно было видеть снежные пейзажи и не совсем зимние вещи на актерах, как в наших краях. Но это не стоит относить к ляпам. У них просто другой климат.

Сюжет мне понравился. В принципе, с самого начала фильма я предположил такую концовку, но потом так увлеченно следил за экспериментами Алекса и ждал результат его работы, что мои мысли ушли в другую сторону. Любовная линия (банальная до ужаса, кстати) все-таки немного сбила с толку. И это здорово! Поскольку положительный эффект от просмотра будет только у тех, кто позволит себя обмануть. И сам взгляд на возможный мир будущего понравился. Я бы не отказался от такого робота, который сам убирает, ходит за продуктами и готовит, разбирается в сантехнике и т. д. Да еще и эмоциональный уровень можно понижать/повышать.

Многие актеры мне уже знакомы. Как раз хотел посмотреть на Альберто Эмманна в другом образе. Все-таки в «Камере 211» он намного ярче себя проявил в главной роли. Кстати, там же Марта Этура играла его жену. Она мне запомнилась по главной женской роли в психологическом триллере «Крепкий сон». А вот Даниэля Брюля почему-то недолюбливаю еще со времен немецкой драмы «К чему помыслы о любви?», хотя это один из моих любимых фильмов. И вроде играет он неплохо, но не нравится и все тут. Льюис Омар частый гость в испанских фильмах. Снимался у Альмодовара в «Разомкнутых объятиях», играл Родриго Борджиа, недавно видел его в «Трусах» (ударение на первый слог). В общем, довольно популярный актер в Испании. И Клаудия Вега нормально смотрелась в главной роли. Для дебюта на большом экране очень даже неплохо.

В общем, любители испанского кинематографа обязательно должны посмотреть этот фильм. Думаю, что он им понравится. Да и остальным можно глянуть. Только не ради того, чтоб поглазеть на спецэффекты. Это драма, а не развлекательная коммерческая пустышка.

8 из 10

15 ноября 2012

Судьба испанского Электроника, или Снятся ли андроидам электроовцы?

Ближайшее будущее. Учёные пытаются смоделировать эмоциональное поведение робота, неотличимое от человеческого.

… Антивирусные базы обновляются… Требуется эвристческий анализ…

Признаюсь честно, фильм меня зацепил, несмотря на усилия авторов вызвать чувство отторжения. Подняли интересную проблему, от которой сами потом и отмахнулись.

Сценарные ляпы не рассматриваю, они не главное. К актёрам претензий нет. Технически снято отлично, спецэффекты гармонично дополняют вполне ощутимую атмосферу недалёкого будущего.

Несмотря на фантастический антураж мы ведь и вправду близки к изображённому миру: робо-кошка, снующая под ногами, робот-слуга, мастер на все руки… Что казалось невозможным 20 лет назад, сегодня становится реальностью. Вероятно, относительно скоро появятся роботы, не отличимые от человека не только внешне, но и по поведению. С какими морально-этическими проблемами тогда столкнётся человечество? Кажется, у Лема есть занятное произведение о том, что придётся вводить целый свод законов, если признать робота личностью. А как не признать, если имитация совершенна? И не сравним ли в данном случае человек с богом, когда творит свободную личность? В фильме присутствует понятие «свободный робот», т. е. имеющий свободу выбора, без ограничений в программе. Тема свободы выбора ненавязчивым лейтмотивом проходит через весь фильм. То же самое дал человеку бог.

«А ЭТО что такое? — Его гордость. — Надо же, какая маленькая гордость!» И человек-бог соглашается, увеличивая виртуальную горошину до размеров сливы. К чему это приведёт? Из чего «состоит» гордость, по мнению авторов фильма: из вспыльчивости и неуравновешенности или всё-таки чувства собственного достоинства? Считать ли отключение искусственной личности, тем более, незаурядной, убийством? Заявленная здесь моральная проблема может перестать быть надуманной. В фильме женщина-создатель жертвует очень многим, чтобы сохранить своё творение-дитя. Имел ли право главный герой, такой же творец, как и женщина, сделать то, что сделал, если режиссёр, которому, к слову, на момент выхода картины было 36 лет, поставил знак равенства между человеком и идеальным суррогатом, андроидом? Думается, не имел. Вот главный неправильный посыл зрителю. Усугубляется он тем, что андроиду, по сути, не дали развиться, проявить себя.

Есть и другие «вирусы».

1) «Они (дети на видеоролике) все скучные… С заурядным ребёнком получится заурядный робот.» — и это говорит о детях вроде бы умный взрослый, инженер-кибернетик! Фраза дистанцирует зрителя от героя и происходящего на экране.

2) «-И часто ты смотришь на детей? — Да. — Извращенец. Зато сознательный.» — проявляет чудеса дедукции 10-летняя девочка. Взрослые, говорит нам режиссёр, стыдитесь смотреть на детей, подумают не так. С каждым шутливым обращением «извращенец» к главному герою зритель всё больше дистанцируется и от персонажей, и от истории в целом.

3) «Девочки более нежны, внимательны.., и более красивы.»»… А ещё более испорчены, ревнивы и развратны» — блещет ослоумием другая учёная женщина, убеждая коллегу, что лучше создать робота-мальчика.

Конечно же, тема не нова, и можно долго перечислять тех, кто хотел стать Человеком, не будучи им, начиная от итальянского «Пиноккио» Карло Коллоди, и нашего «Буратино» до «Терминатора-2», того самого, который понял ценность человеческой жизни. Вспомним и ожившего робота из «Короткого замыкания», и «Двухсотлетнего человека», и героя «Искусственного интеллекта». Всякая идеология судит со своей колокольни, а колокольня советской идеологии, как показывает наша жизнь и мировое киноискусство, гораздо выше современных. От нынешних зачастую нахватаешься вирусов.

Поневоле вспоминается один из лучших, нестареющих антивирусов, написанных в советское время, а именно фильм «Приключения Электроника», и его замечательные песни: «Но ты Человек, ты и сильный и смелый! Своими руками судьбу свою делай, Иди против ветра — на месте не стой. Пойми, не бывает дороги простой.»

У любого творца, как и у бога, есть свобода выбора. Сумеешь ли вдохнуть жизнь и сохранить её? Или испугаешься, отмахнёшься? Режиссёр выбрал последнее, и этим убил своё творение.

6 из 10

14 ноября 2012

Чувства невозможно запрограммировать

В 2041 году — именно столько, по мнению автора, необходимо времени, чтобы человечество научилось изобретать реальных человекоподобных роботов. В центре внимания известный программист-разработчик в сфере роботов Алекс. Спустя 10 лет он возвращается в родной город, а точней, его зовут обратно в университет на проект по созданию новой линии робота-ребенка. Мотивируют его тем, что он — лучший работник, и только ему по силам справится с проектом. Алекс в поисках вдохновения встречает на улице 10-летнюю девочку по имени Ева и просит помочь ее, чтобы та была музой для нового робота, точнее взять ее прообраз поведения и эмоций за основу для робота. Как часто это бывает в месте, где вырастаешь, проведя молодость, обитают приятные воспоминания и не очень приятные, а также былые друзья. Сразу, по приезду в город, Алекс встречает своего брата Дэвида, а также свою бывшею любовницу и нынешнею жену Дэвида. Когда-то давно они вместе работали над одним проектом, но Алекс все бросил и уехал.

Интрига заключается не только в традиционном любовном треугольнике, не это здесь двигатель истории к счастью, скажу я вам. Вся суть, прежде всего в девочке Еве — дочке Дэвида и Ланы. Да! Вот здесь большой сюрприз спрятан. Это необычное дитя — настоящий колорит фильма, а для полного счастья не хватает, только Адама, иронично говоря. На самом деле образы героев понравились. Не знаю, кто-то говорит, что характер-образ их недостаточно раскрыт, но по мне так все характеры персонажей более чем понятны. Чего в них еще раскрывать? Люди как люди с сформировавшимся характером и понятной жизненной позицией, настоящие личности.

Довольно красочно показан процесс корректировки эмоций робота — эффекты хорошо сделаны, взаимодействия выглядят правдоподобно. Анимация и физика — плавная и мягкая и смотрится приятно. Например, очаровательный робот-кот весьма интересный кадр. Не правда ли? Радует, что нет перебора с фантастикой, которая заходила бы за рамки здравой логики. Фильм продуман и сбалансирован — смотрится реалистично! В этой связи особо удивляют критикующие это кино товарищи: по их словам обстановка в фильме деревенская, а не 2041 года. Во-первых, Испания (а съемки проходили в Швейцарии) никогда не была передовой страной ни в науке, ни тем более в плане инфраструктуры. Во-вторых, физически за 29 лет любая европейская деревня не пройдет модернизацию, так чтобы она кардинально отличалась от себя сегодняшней. Что в деревне ближайшего будущего должно быть? — небоскребы и летающие машины? На мой взгляд, адекватный в произведении быт, и смотрится кино уютно. Еще бурчат в сторону спецэффектов, мол, мало их, а на кой они здесь вообще нужны? Это не голливудский блокбастер, а настоящее Европейское кино и как раз таким кино и должно быть. Научитесь же любить фильмы за их художественные качества, а не спецэффекты. Единственное в чем действительно можно согласиться с критиками — в фильме неправильное название для российского проката — «Ева: искусственный разум», заведомо в нем лежит спойлер и, конечно, начальная вставка раскрывает многие карты, притупляя тем самым интригу. Все это, на мой взгляд, лишнее, однако мне просмотр ни капельки не испортило.

В жанровом плане фильм — жизненная драма, наполненная человеческими эмоциями. Ибо как кино гласит? — даже роботы плачут. Этот фильм просто красив своей яркой и в тоже время холодной атмосферой. Кино не пустое — наполнено искренними и неподдельными чувствами с эмоциями, а Ева — очень трогательная девочка играет неповторимо, а роль-то довольно сложная — эмоционально свободный робот с мироощущением ребенка. Однако такая естественная игра логична это дебютная роль Клаудия Вега в большом кино, аналогично, как и для режиссера, Кике Маильо — первая большая работа. Быть может, поэтому в фильме присутствует своя атмосфера — кино самобытно по-зимнему свежо. Другими словами нет помпезности с пафосом как во многих аналогичных фильмах Голливуда. В первую очередь подразумеваю, звездные произведения маститых режиссеров — «Искусственный разум» Стивена Спилберга и «Двухсотлетний человек» Криса Коламбус. Многие сравнивают фильмы, но я бы не стал этого делать: в американском кино традиционно больше машин в кадре и спецэффектов. Да в этом фильме рассматриваются аналогичные проблемы приведенным фильмам, только кино душевней. Это совершенно разное кино с точки зрения ментальности. В частности, мне куда ближе по духу и пониманию европейское кино. В этом плане «Ева» приятно порадовал: хорошо, что в Испании смогли снять такое замечательное кино. Я очень рад видеть, что в Испании появились новые режиссеры, способные работать в киноиндустрии и творить качественные произведения с точки зрения кино ценностей. Хочется пожелать одно: продолжайте делать хорошее кино, Кике.

Фантастика в плане жанровой составляющей уходит в тень на фоне разворачивающейся драмы. С этой точки зрения много пищи для ума от фильма не получить — научно-фантастическая канва легкая, в какой-то степени поверхностная и не несет в себе серьезного спича зрителю. Фильм подойдет для семейного просмотра как, к примеру «Хатико». Знаете это такая грустная наполненная сентиментальностью история, но очень красивая с точки зрения эстета. Такие фильмы учат человечности, вниманию, пониманию и заботе. Проще говоря, в фильме заложена благая мораль — человек в ответе за тех, кого приручил или сотворил-изобрел. Иллюзия об идеальной семье говорит нам о том, что робот ты или нет, все это не важно, ведь ты живешь и чувствуешь, понимаешь, существуешь как человек и хочешь элементарного внимания и заботы со стороны окружающих тебя людей, и в этом нет ни капли эгоизма, это — естественная потребность в счастье. Искусственный разум оказывается человечней человека. Именно такую философию преследует автор фильма.

Конечно, здесь нет звездных актеров и эпических спецэффектов. Поэтому любители голливудского экшена могут не начинать смотреть это кино. Фильм сочетает в себе более важные качества, а именно: художественную самобытность, свежую атмосферу и актерскую харизму. Идея прекрасная, а сценарий выдержан в традициях ведущих классиков жанра фантастики Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Эдмонд Гамильтон и так далее. Проще говоря, замечательное европейское и, что самое главное, — настоящее кино. Можно вести долгие дебаты на широкую аудиторию этот фильм или на гурманов или на любителей. Кстати критики тепло отзываются о фильме, а множество номинаций и побед говорят сами за себя. На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание, и смотрите хорошее кино!

6 ноября 2012

Ретрофутуризм форевер

Честно скажу — не ожидал я от фильма такой философской глубины. А может быть, дело во мне самом? Впрочем, испанский кинематограф почти всегда меня несказанно радует; возможно, сыграл роль тот факт, что накануне я перечитывал Лема.

Я всегда считал, что искусственный интеллект в человеческом понимании невозможен по той простой причине, что он никак не может формироваться в тех биологических и временных рамках, что и нормальное человеческое существо. Никак нельзя считать свободным запрограммированное (перефразированный слоган фильма). Любое подобие интеллекта может являться лишь его имитацией. Однако фильм «Ева» простым сценарным приёмом заставляет задуматься всерьёз — а если эмоциональная имитация личности идеальна, останется ли существенной разница между человеком и нечеловеком? Распространяются ли границы гуманизма на подобного рода идеальную копию самобытной личности? Или подобное существо/устройство при сбоях подлежит обнулению наподобие старого телевизора? А близкая к абсурду сцена, когда один андроид обнимает и успокаивает другого, ставит в тупик даже искушённый фантастикой разум.

Смешные и глупые идеи старика Азимова обретают, похоже, новую жизнь: испанцы умудрились за полтора часа продемонстрировать то, что двадцать лет подряд пытаются сказать японцы (франшиза «Ghost in the Shell» + несколько тематических манга- и аниме-сериалов). Только почему-то у японцев получается так же смешно и глупо, как у Азимова, хотя местами безумно красиво.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть о том, что фильм невероятно драматичен, и в конце обязательно разрыдается даже андроид. Как-то вот так получилось у Кике Маильо.

В фильме присутствуют отчётливые признаки ретрофутуризма, традиционного для киберпанка, однако в данном случае эти признаки явно преследуют цели экономии бюджета — высокий уровень технологий соседствует с архаичной формы устройствами и старыми моделями авто, напичканными фантастическими приборами. Фильм будет интересен фанатикам электронных гаджетов, развитие которых попытались предсказать авторы фильма.

8 октября 2012

Люди и роботы

Фильмы про взаимоотношения людей и роботов снимались, снимаются и будут снимать. Почему? Ответ прост на фона растущего научно-технического прогресса проблема отношений между людьми и искусственным интеллектом рано или поздно появиться. Впрочем, я отошел от темы.

Говорю сразу в этом фильме про роботов не нужно ждать погонь, взрывов, убийств и прочего. Это не Терминатор, в котором робот смог понять, почему люди плачут, и осознать ценность человеческой жизни или перед тем как его расплавили. Не «Я, робот» где робот не подчинялся трем законам роботехники и смог стать личностью. И не «Короткое замыкание, «в котором удар молнии в боевого робота сделал его разумным и закоренелым гуманистом.

Ева это весьма красивая, неторопливая научная фантастика. Фильм, правда, весьма трогателен и печален. Финал заставляет задуматься над многими проблемами, что будут возникать по мере развития кибернетики и роботехники. Место ли роботам в обществе, Смогут ли принять люди роботов, что ничем не будут от них отличаться или будут относиться как к бытовой технике, где та грань в сознании и поведении робота, которая разделяет робота и уже человека (с телом робота). Ева именно человек, но в оболочке робота. Это роднит фильм с такими фильмами про очеловечившихся роботах как «Терминатор 2», «Я, робот», «Двухсотлетний человек», «Искусственный разум», «Короткое замыкание», «Приключения Электроника» и даже некоторые фильмы из вселенной «Звездного Пути» (Дейта всю свою жизнь пытался осмыслить человека). Кроме того в фильме очень хороший футуристический антураж, но он лишь фон, акцента на нем не делают. Еще порадовало обилие разных роботов. Хотя особенно в памяти остается робокошка Алекса.

В итоге хорошая фантастическая драма про взаимоотношения людей и роботов. Печальная и, но красивая в тоже время.

10 из 10

30 сентября 2012

Милая Ева

Главный герой — Алекс — известный робототехник, возвращается домой, чтобы создать весёлого ребёнка-робота. Лучшей моделью для работы оказывается Ева — дочь его брата Дэвида и его же бывшей подруги Ланы. Судя по развитию искусственного интеллекта, всё это происходит то ли в мире будущего, то ли в альтернативной реальности. На мой вкус, к истине ближе второй вариант.

Вообще мир фильма достаточно интересен: в нём смешивается тихая уютная атмосфера маленького городка и аккуратно в неё интегрированные продвинутые технологии вроде искусственных животных, сканеров отпечатков пальцев вместо замков, роботов в обслуживающем персонале. В то же время очень странным выглядит соседство настолько передовых технологий с обычными для нас автомобилями и огромными очками Дэвида. Кроме того, если уровень развития искусственного интеллекта позволяет создавать таких андроидов на все руки, как Макс (повар, слесарь, электрик и многое другое), то очень странно, что робота можно вывести из строя простым логическим противоречием.

Но некоторые нестыковки в технологиях ещё не самое грустное в этом фильме. Основная проблема в отсутствии ярко выраженного развития сюжета. Складывается впечатление, что после расстановки фигур и пары ходов партию завершили переворотом доски. Поэтому в финале мне было очень сложно по-настоящему сопереживать героям: ведь они так и остались для меня какими-то очень далёкими. Тем не менее «Ева» при всех своих недостатках всё-таки странным образом оставляет приятное впечатление. Наверное, уютной атмосферой Санта-Ирины.

6 из 10

4 августа 2012

Это очень красивый фильм. Фантастические «механизмы» как нельзя лучше вписались в эпоху «Джона Леннона». В основу фильма положена замечательная задумка, однако она слишком малозаметна и не раскрывается в данном фильме.

Для прототипа робота Алекс выбирал самого «живого», интересного ребенка и выбрал Еву (очень символично). Люди создали поистине шедевр — автомат, превосходящий их по эмоциональности и чувственности. Только Еве, механической кошке и Максу хочется верить и только им сопереживать, живые люди выглядят скучными, «мертвыми» (железными). Роботы оказались гораздо проникновеннее и благороднее своих создателей.

Действие фильма неторопливо, однако если есть ради чего ждать — можно и потерпеть немножко. И проблема фильма в том, что долгое и томительное ожидание не вознаграждается. Кульминация сюжета не соответствует самому понятию кульминации — никакого волнующего напряжения в фильме нет, сразу можно и не заметить наличие кульминации как таковой.

Развязка фильма не банальна, однако и не слишком интересна (не повергает в раздумья, не приводит к «оцепенению»). О хорошем кино после просмотра можно долго молчать, поскольку появляется страх «испортить все» словами, обсуждением. Здесь же этого чувства («восхищения») не возникает.

20 июня 2012

Что ты видишь, когда закрываешь глаза?

Когда я была в ожидании ленты, то представляла ее совершенно по-другому. Скажем, для меня фильм должен был быть некой копией «Я-Робот», или что-то вроде. Однако его первые кадры совершенно отличаются, от какой либо напичканной спецэффектами картины, в свою очередь фильм Ева, это победа чувства над искусственным разумом.

Очень неоднозначная лента. В ней сочетаются современные технологии, в первую очередь роботехника, свободно разгуливающая по городу, и жизнь обычных людей. Роботы различной конструкции и сложности, не уступают «голливудским» представлениям о мире машин будущего, их параметры приближенны к человеческим, но все еж они остаются бездушными.

Сюжет фильма рассказывает о инженере-кибернетике Алексе, в своих работах он был лучшим, ему не было равных, но все, же он забросил работу и Санта-Ирину. А когда возвратился в родной альма-матер, понял, насколько изменилась жизнь. Поменялись люди окружающие его, но их отношение к роботехнике по прежнему было заурядным. Для студентов инженеров, робот являлся всего лишь машиной с набором предназначенных ему функций, зачастую он выполнял обязанности прислуги. Однако лишь Алекс мыслил дальше всех, его стремления воспроизводили потрясающие машины, свободолюбивые и самостоятельные. Лишь одного никак не мог достигнуть ученый, наделить робота человеческими эмоциями, которые бы полностью соответствовали детским параметрам. Наблюдая за детьми, он сделал вывод, что они однотипны и скучны, их повадки были схожими, чего было недостаточно разработчику. Так было пока Алекс, не повстречал Еву.

Актеры. Я люблю иностранных незнакомых мне актеров. Они хороши тем, что могут показать совершенно другую игру, отличающуюся от «голливудских» любимцев. Главная героиня Евы, — Клаудия Вега, особенный ребёнок, она остроумная, непосредственная и веселая. Есть в этой девочке загадка, она говорит и мыслит как взрослый человек, но в тоже время позволяет шалостям взять над собой вверх. Кибернетик Алекс в исполнении Даниэля Брюля, помимо красивого лица, располагает к себе зрителя. Дует этой пары, создает настроение и интригу, именно на них держится вся картина, больше для зрителя не нужно.

Общие впечатления. Не смотря на отсутствие в фильме каких-либо потрясающих баталий и спецэффектов, все логично сложено. Операторская работа сосредоточена именно на главных героях, передает всю атмосферу происходящего. Музыкальное сопровождение немного хромает, но не настолько, что бы это было заметным. В конечном итоге получилась очень приятная и удивительная история развития искусственного разума, со специфической атмосферой и настроением.

Заслуженные

9 из 10

15 июня 2012

Ева: Искусственный трагизм

Если начало фильма дает надежды на что-то интересное и необычное, то в дальнейшем повествование методично, шаг за шагом эти надежды развеивает и остается лишь вялотекущий сюжет, который едва ли спасают добротные спецэффекты, достойная игра большинства актеров и красивые виды зимних пейзажей. Среди актеров, в первую очередь, стоит выделить Клаудию Вегу, которая, по-видимому, просто играла саму себя, поэтому ее образ и вышел таким убедительным и органичным, и в последнюю очередь, Даниэля Брюля, который откровенно не впечатлил. Он вошел в роль лишь наполовину — неудачника по жизни передал хорошо, а вот гения из него не получилось, и даже семидневная «творческая» растительность на лице положения не спасла.

И все же, несмотря на безликий сюжет, «Ева» еще держится на плаву, главным образом, за счет Веги и занятных (хотя уже и несколько наскучивших) образцов робототехники, но финал фильма опускает его ниже ватерлинии. Я вовсе не считаю хэппи-энд обязательной составляющей любого фильма, но в данной картине ну просто обязано было все закончиться иначе. Отчетливо чувствуется искусственность навязываемой зрителю трагедии, уж очень хотелось создателям «пробить на слезу», хотя по сути, никаких оснований для такой развязки нет: в сложившейся ситуации любой ребенок мог поступить точно так же. Ну возьми ты девочку, посади в автомобиль и езжай с ней из города. Но нет, это было бы слишком просто, слишком по-голливудски. Мы же не какие-нибудь примитивные американцы с их примитивными радостями, нам нужно заставить зрителя прочувствовать всю полноту трагизма ситуации. При этом неважно, что трагедия отчаянно притянута за уши, главное — чтобы она непременно была. И выходит, что даже для такого аморфного и бесхребетного индивида, идущего на поводу у обстоятельств, поступок идиотический. Сомнений относительно того, кто на самом деле «тупой студент» больше не возникает.

В итоге, попытку испанских кинематографистов создать трогательную, берущую за душу драму, нельзя назвать удачной. Уровень сценария не соответствовал серьезности затронутых в картине проблем. За внешним антуражем (природа, роботы, красивые лица) создатели не смогли придать фильму главное — глубину повествования. Неоправданный и надуманный финал значительно усугубил общее впечатление. А где нет ни логики, ни глубины, нет и сопереживания…

В заключение хочется перефразировать знаменитое изречение «Мы в ответе за тех, кого приручили» и сказать: «Мы в ответе за тех, кого создали».

9 июня 2012

Искусственный интеллект или машина времени?

С первых минут фильма, у меня возникали устойчивые ассоциации с лентами Тарковского, снег, ржавый забор, длинные не типичные для современного кино планы, и, такая человечная фантастика, в которой все служит для аллегории. Здесь роботы и весь антураж — лишь средство, средство передать сложные взаимоотношения Творца и творения, вот только этот, земной «творец», может творить лишь по своему земному образу и подобию. Здесь, как и в «Солярисе», а его не даром вспоминали в рецензии выше, фантастика становится инструментом отображения реальности. В свое время, говорят, Станислав Лем не на шутку поссорился с Андреем Арсеньевичем именно из-за того, что тот сумел из Лемовской агитки лететь «туда, куда не ступала нога человека», сделать фильм о том, как оставаться людьми на земле. Мне кажется, автору удалось достигнуть этого в фильме «Ева», и роботы тут вообще не при чем, ведь фильм не о них! Фильм о нас, о людях, которые мечтают о рае на земле, но греховная природа делает его столь не достижимым, что попасть в него мы можем только «закрыв глаза». Этот фильм невозможно и не правильно мерить стандартами фантастических блокбастеров, но просмотрев его, стоит задуматься о том, что ждет нас за той самой чертой «когда покров земного чувства будет снят»…

23 мая 2012

«Проницает…»

Бывают фильмы после которых ты не думаешь а чувствуешь, и это именно тот самый фильм. Когда начинаются титры не хочется верить что история подошла к концу, не хочется расставаться с героями и атмосферой. Когда я впервые увидел трейлер то сразу решил для себя что пойду на эту картину в кино. Но, в моём городе как и во многих других, наверное, в прокате его не было. «Спас» вездесущий OZON.

Давно не видел фантастических фильмов с такой тёплой атмосферой, несмотря на то что дело происходит зимой. Очень приятные глазу визуальные эффекты, конечно не на уровне голливудских блокбастеров, но именно это и приятно. Фильм очень размеренный, история разворачивается плавно, нет крутых сюжетных поворотов, до самого конца, когда всё встаёт почти с ног на голову. Приятные новые лица, особенно хотелось бы отметить Клаудию Вегу в роли Евы, просто потрясающий персонаж и игра на очень высоком уровне. Ну и Даниэля Брюля в роли Алекса. Вообще актерский состав на мой взгляд подобран превосходно. Сценарий не поражает воображение, он довольно прост и совсем не нов, но тем не менее следить за развитием истории интересно и абсолютно не скучно. Так же ничего нового и необычного в операторской работе. Фильм очень «домашний», «уютный» что ли, но при этом свежий и воздушеый… Но назвать его семейным можно с небольшой натяжкой… «Ты не обычный извращенец» только эти фразы всё и смазывают. Вообще европейское кино по моему в основной своей массе куда лучше воспринимается отечественным зрителем чем американское, оно наверное более близко нашей душе. Немного подкачала только музыка, в самые важные и эмоциональные моменты она почти ни чем не отличается от той что звучит на протяжении всего фильма.

А теперь: «Что ты видишь когда закрываешь глаза?»

6 мая 2012

Все мы немножко роботы

Уточнение в русском названии фильма — «Искусственный разум» — по замыслу прокатчиков, должно, видимо, привлечь внимание обширной армии поклонников одноименного блокбастера Стивена Спилберга. Однако, многие из тех, кто попадётся на эту удочку, наверняка будут весьма разочарованы. Всё же здесь перед нами типичный образчик испанского кино, раздумчиво-неторопливого, наполненного с трудом сдерживаемой внутренней страстью и сосредоточенного на типичных коллизиях обычной жизни. Фантастический антураж научных лабораторий и повседневного быта создателей умных машин уравновешивается толстым слоем пыли и грязи в затрапезном отеческом доме главного героя и совсем уж не фантастическими прогулками на необустроенный каток на льду местного водоёма. Но для создателей фильма это, в общем, и неважно. Так же, как это было неважно для Андрея Тарковского в «Солярисе». В центре внимания — отношения между людьми. Точнее — воспоминания о них и стремление к ним вернуться.

Главный герой, Алекс, — специалист высокого класса в области проектирования поведения человекоподобных роботов. Его кредо состоит в том, что для лучшего взаимопонимания с человеком андроид должен обладать широким спектром человеческих эмоций, уметь не только их считывать, но и вовремя проявлять. Сочувствие, сострадание, забота и даже любовь должны стать обычными для любой машины, взаимодействующей с людьми. Ведь главное ее предназначение — обслуживать человека. Правда, у этого есть и оборотная сторона. Многие яркие человеческие эмоции легко переходят в свою противоположность. От любви до ненависти — один шаг! А забота быстро превращается в назойливость.

Потерпев на своем пути не одну неудачу, Алекс после длительного перерыва вновь возвращается в родной университет, чтобы помочь коллегам создать то, что удалось специалистам из фильма Спилберга — робота-ребенка. Более того, согласно техническому заданию, это должен быть именно мальчик, ведь, как объясняет руководитель проекта, девочка слишком эмоционально неустойчива. Но у Алекса на этот счет свое мнение. В поисках реального прототипа для своего робота он случайно встречает девочку с символическим именем Ева, которая поражает его своей непосредственностью и в которую он влюбляется с первого взгляда. Ведь она как две капли воды похожа на его первую детскую любовь.

Все остальные извивы сюжета: отношения с бывшей возлюбленной, которая — вот сюрприз! — является женой его брата; безнадежное одиночество героя и его не менее безнадёжная любовь к маленькой Еве, которая — еще сюрприз! — приходится дочерью его возлюбленной; возникающие из-за этого конфликты и проч. — надо признать, слишком уж надуманы и притянуты за уши, чтобы вызывать те самые искренние эмоции, которые главный герой безуспешно пытается внедрить в сознание создаваемых им андроидов. И даже смерть всех ключевых персонажей не спасает положение и не вызывает ожидаемых рыданий — слишком слаб сценарий, слишком беспомощен сюжет. А в «Искусственном интеллекте» слёзки всё-таки текут! И понятно почему. Стивен Спилберг, да и Крис Коламбус в «Двухсотлетнем человеке» и Алекс Пройас в «Я, робот» опирались на хорошо написанную и общепризнанную прозу Айзека Азимова, который бредил роботами, а потому писал о них с большим вдохновением. Сценаристам, да и режиссеру данного фильма, увы, очень далеко до этой «классики жанра». Как говорится: «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?..» В фильме — это пароль для обездвиживания роботов…

Хотя девочка, конечно, очень трогательная. Ей хочется добавить баллов…

5 из 10

11 апреля 2012

Первая работа в формате полного метра от не известного русскому киноману режиссера Кике Маильо и дебют десятилетней Клаудии Вега. Но даже если фильм остался незамеченным зрителем, вниманием которого всецело завладели голливудские блокбастеры, это не значит, что ему нечем гордиться и хвастать. Впрочем, для последнего он слишком хорош. Оригинальный и красивый ход — показать и дать потрогать чувства. Это гордость — спиралевидная фигура с шариком-навершием. А это агрессия, жадность, любопытство, пугливость, творчество, решительность, страх… Хрупкие, но мощные составляющие паззла-личности. А какие замечательные получаются результаты — коты и на все руки мастера. И это как минимум.

К плюсам можно прибавить лишенные гламурности и вычурности съемки, обычные, ничем не выделяющиеся люди в качестве главных героев, обладатели непримелькавшихся лиц, а еще юмор и обаяние главной героини.

Атмосферой фильм немного напоминает картину «Жена путешественника во времени». И здесь так же чувствуется новый взгляд на старые вещи — роботов, их взаимодействие с людьми и людей с ними, попытка создать искусственный интеллект, неотличимый от настоящего; любовь, которой все время что-то мешает, но она, тем не менее, продолжает жить; некая надрывность, пронизывающая весь фильм. Здесь не найти многомиллионных спецэффектов, ударного роботоэкшена и вылизанных компьютерных моделей в качестве самоцели. Кино о другом. И, несмотря на киберпанковскую составляющую, оно не о машинном, а о людском, сквозящем в каждой мелочи. Ведь это так по-человечески — делать характерных «веселых» роботов, создать «свободного» кота из железок, пытаться сотворить копию обычного ребенка. Это так забавно и грустно одновременно — ведь есть совершенно непохожие люди, есть коты и дети. Но глупые двуногие делают роботов и любят именно тех, кто больше всего похож на людей. Вот такое парадоксальное и немного философское кино.

24 марта 2012

Ручка — пишет. Сказка — мама. Свободный — счастливый

В 2011 году испанцы подарили миру целых две научно-фантастические истории о недалёком будущем. Но если «Кожа, в которой я живу» мэтра Альмадовара была обязательной к просмотру для наших киноманов, то «Ева» прошла незамеченной, а зря. В первом — искусственная кожа, эксперименты с человеческим телом, во втором — ну, собственно, наши прокатчики в названии проспойлерили. И если к «Коже» детей нельзя подпускать на пушечный выстрел, то «Еву», напротив, можно смело рекомендовать к просмотру школьникам средних и старших классов. Плюс студенты. Собственно, этот возраст я бы определила как основной для целевой аудитории фильма. Даже визуальное пересечение с «Кожей»в фильме присутствует — тонкий надрез скальпеля на тонком слое кожи, не знаю, нарочно автор включил в филь этот намёк или случайно вышло.

Фильм очень красив. Поначалу было непонятно, почему испанцы постоянно бродят среди снегов, позднее выяснилось, что снимали в Швейцарии (сказочные пейзажи!), и место действия — «где-то в Европе».

Порадовал Даниэль Брюль — актёр испано-немецкого происхождения отличается не только запоминающейся внешностью и харизмой, но и добротной игрой. Вместе с Клаудией Вегой, игравшей 10-летнюю Еву, они составили красивую актёрскую пару. Сразу бросается в глаза их внешнее сходство, одинаковый цвет волос и глаз. Похожи они характером — то ли как дядя и племянница, то ли как отец и дочь, то ли как мастер и его творение… Или тут что-то ещё?

А вот сюжет гораздо менее актуален, чем сюжет «Кожи». Проблемы роботов-андроидов были популярны в НФ-фантастике середины прошлого века и сейчас отошли на второй план. Непонятно, зачем нужно делать ребёнка-робота, дети на планете Земля производятся совершенно другим, не промышленным и не лишённым приятности способом, да и недостатка в них не наблюдается. Но оставим это на совести создателей фильма, Спилберга с его A.I., а также на совести шизоидных учёных, которые хотят схватить бога за бороду и вечно выпускают джинов из бутылок.

Свободные существа небезопасны. Такие дела.

8 из 10

18 марта 2012

Что ты видишь, когда закрываешь глаза?

Долгое время хотела увидеть этот фильм и вот теперь после просмотра не знаю точно, как его оценить.

Стилистикой кино напоминает просмотренный мною ранее фильм «Чрево». Четко чувствуется европейская традиция. Но при этом «Ева» смотрится гораздо выигрышнее: ярче, увлекательнее и отнюдь не монотонно.

В основе сюжета четкие переклички со спилберговским «Искусственным разумом». Опять идея создания андроида-ребенка. Только на этот раз девочки, потому что девочки «не такие скучные, как мальчики».

Интриги в фильме практически нет. Все становится понятно очень быстро, и даже финал уж очень предсказуем. А все из-за дурацкой вставки отрывка финала в самом начале фильма. Совершенно непонятно, зачем это надо было делать. Чтобы удержать внимание зрителя? Кто хочет, тот все равно досмотрит. Пожалуй, это главный минус данного кино.

Пейзажи красивы, но постоянная зима, снег, которого и так достаточно за окном моего дома, быстро утомляют. С другой стороны — на фоне этой белизны Ева в своем красном пальтишке выглядит очень яркой.

Вообще игра юной Клаудии Вега довольно интересна. У девочки явный талант. Хотелось бы увидеть ее еще где-нибудь. А вот среди взрослых актеров никто особо не выделяется. Ничего примечательного.

После просмотра «Евы» задумываешься над человеческой жестокостью, которая, кажется, уже стала нормой.

- Эти мальчики не подходят. Они слишком скучные. Кто захочет жить с такими?

- Может быть, их родители?

- Они не в счет.

Мы любим своих детей независимо от того, что они натворят, что нам скажут, и какими вырастут. Конечно, очень удобно иметь ребенка, которого можно отремонтировать, перезагрузить и даже отключить, если он особо сильно надоест. Все ведь решается единственной фразой: «Ева, что ты видишь, когда закрываешь глаза?»

Фильм удачен, хоть и есть ряд недоработок.

17 марта 2012

«Эмоции искусственного разума»

Первый вопрос-мысль: Отчего такое название для Российского проката «Ева: Искусственный разум»? полностью объясняющее основную концепцию отсылки к плаксиво-громкому фильму Спилберга «Искусственный разум» 2001г. Зачем раскрывать все карты в самом заглавии? На мой взгляд, название «Eva» вполне себе лаконично и продумано, если прибегнуть к теологической этимологии этого женского имени. Уподобления российских прокатчиков в прибыльных американских кинокартинах не способствовали его популяризации, а ведь фильм получился действительно достойным и вызывающим интерес. Конечно «Eva» сильно провисает и уступает по сюжету, ранее отмеченному фильму Спилберга, но бюджет и опыт не соразмерен. Даже не располагая внушительными средствами, художественная постановка этой псевдонаучной, фентезийной мелодрамы с непричесанным сюжетом, оставляет приятное впечатление от просмотра и заслуживает оценки выше среднего.

Первый полнометражный опыт Испанского режиссера Кике Маильо в целом получился приличным, и оцененным национальной Испанской премией Гойя, как в техническом плане, так и в самой режиссуре. Занятый в прошлом «клипмейкерством», автор наложил свой негативный отпечаток на всю киноленту, явно чувствовалась предсказуемость интриги, и наблюдался дисбаланс между повествованием и тем, какого рода посыл действительно был донесен до зрителя. В императивной форме автор сооружал уклон в сторону персонификации роботов, однако стремления очеловечить механическое устройство, наделить душой с помощью программных кодов не увенчались успехом, и не могли увенчаться априори. Дело тут не в игре актерского состава, все реализовано на должном уровне восприятия взаимоотношений роботов и людей, а в самой идейной составляющей.

Противоречивость идеи фильма заложена в одной простой и ёмкой фразе задаваемой роботу для полной аннигиляции памяти: «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?…»

P.S. По большому счету фильм захватывает не идейностью о возможности интегрировать эмоции в неодушевленный предмет, а техническим исполнением спецэффектов, актерским представлением и прекрасной атмосферой, сдобренной видами заснеженного европейского города.

7 из 10

16 марта 2012

Фильм «Ева:искусственный разум» является еще одной хорошей экранизацией того, каким мы можем представить свое недалекое и развитое будущее. Домашние животные-роботы, за которыми не нужно убирать ни шерсти, ни внезапно оставленных лужиц, прислуга-роботы, способные готовить на уровне самого дорогого ресторана и разбирать даже самые страшные завалы в доме. Доходит и до того, что люди могут завести ребенка-андроида(еще одна альтернатива ЭКО?),но для исполнения этой возможности необходимы соответствующие разработки.

И тут-то тема заходит о главном герое фильма — Алексе. Алекс — талантливый инженер, вернувшийся в Санта-Ирину через 10 лет после своего отъезда. В снежном городке, где все одеваются намного легче, чем в нашу суровую московскую зиму(мне было завидно, честно говоря) живут бывшая девушка Алекса, Лана и его брат Давид. Естественно, тут образуется сложный треугольник отношений между этими людьми, завязанные на соперничестве двух братьев за любовь прекрасной девушки. Хотя она, казалось бы, давно сделала свой выбор — от Давида у нее дочь Ева. И причем, казалось бы, тут роботы?

На фоне человеческих взаимоотношений на первый план сложным образом выступают отношения между роботом и человеком. Есть ли у робота душа, возможно ли простить это созданное руками человека создание, возможно ли научить его чему-то, помимо искусственного «встраивания» знания всех языков и книг мира?

Я вот тут пишу, и мне в голову пришла мысль о том, что в фильме присутствуют библейские имена не случайно. Одно дело — век кибернетики, где творцом выступает человек, и совсем другое — сам человек, являющийся созданием Творца уже с большой буквы. Неотвратимый конфликт между этими двумя типами существ показан в этом фильме.

Также хочу отметить, что фильм смотреть легко — в нем есть, чем полюбоваться, нет насилия и отвратностей, сюжет заставляет задуматься, не загружая при этом ни сердце, ни голову, тяжелыми чувствами и мыслями.

8 из 10

25 января 2012

Фильм — мелодрама с очень красивыми фантастическими декорациями. Горные пейзажи, ослепительно белый снег и туча маленьких роботов. Кажется, что ты уже чувствуешь запах хвои и свежесть зимнего воздуха.

Отношения между героями фильма ставятся на первый план. Но выходят безликими и очень поверхностными. Да и поведение главного героя аплодисментов не вызывает.

Научно-фантастическая часть фильма тоже не задалась. Можно конечно увидеть ответ на вопрос: «Что бы было, если бы психотерапевты занялись программированием и кибернетикой?» Но не более.

К концу фильма Маильо подводит зрителя к вопросу об отношениях людей и роботов. И если бы не грубые нарушения законов робототехники, вопрос бы звучал очень животрепещуще. Но нет.

4 из 10

за красивые декорации.

22 января 2012

Фантастика Ева: Искусственный разум начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Кике Маильо. Кто снимался в кино: Клаудия Вега, Марта Этура, Анн Кановас, Льюис Омар, Сара Роса Лосилья, Манель Дуэсо, Она Косамикела, Хорди Диас, Оскар Вальсекки, Бернат Саумелл, Игнаси Мартин, Даниэль Брюль, Альберто Амман, Питер Вайвз Ньюи, Харрис Гордон.

На фильм потрачено свыше 7000000.В то время как во всем мире собрано 1,292,789 долларов. Производство стран Испания и Франция. Ева: Искусственный разум — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.