Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чудовище |
английское название: |
Beast |
год: | 2011 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Кристоффер Боэ |
сценарий: | Кристоффер Боэ |
продюсеры: | Тине Грю Пфайфер, Кристиан Литтманн, Кэролайн Шлутер, Claudia Siesbye, Нана Линн, Ники Робсон |
видеооператор: | Софи Олссон |
композитор: | Сильвен Шаво |
художники: | Метте Линдберг, Лоне Бидструп |
монтаж: | Май Тордал |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 октября 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Этот фильм, я полагаю, стоит рассматривать в качестве некой цепочки метафор и реминисценций. Боэ не так прямолинеен для того, чтобы можно было сказать, что грубые секс-игры, поедание сырого мяса и черные, простите, месячные — это следы реальных трансформаций человека. Это физиологически показанные маячки тех трансформаций, которые претерпевает человеческая психика. В реальной жизни двух главных героев их, скорее всего, не существует. Все эти «ненормальности» видят герои (каждый по отдельности) наедине со зрителем и самими собой.
«Чудовище» — самая свежая из картин Боэ — оставляет очень гнетущее впечатление. Выполненный в крайне мрачной стилистике этот фильм расходится во времени с «Реконструкцией» примерно в десять лет. Я ничего не знаю о личной жизни датского режиссера, но все его фильмы — это в той или иной мере попытка разложить на составляющие такое сложное явление, как Любовь. Если в «Реконструкции» любовь между героями невозможна в силу самых различных обстоятельств (и одно из них, вполне возможно, — отсутствие самой любви), то в этом фильме Боэ Любовь между героями невозможна потому, что она слишком сильна. Парадокс? На первый взгляд, да. Вот и «Чудовище» на первый взгляд кажется чем-то парадоксальным и лишенным смысла. Но смысл тут очень очевидно (что не значит — «просто») кристаллизирован — Любовь способна не только причинять боль (как в «Реконструкции»), она способна менять сущность людей.
Очень убедительно и пугающе Боэ изображает муки одного отдельно взятого человека, которого убивает осознание того, что он любит свою жену больше, чем она его, и что она понимает это, но не старается убедить своего мужа в любви. Он сходит с ума, потому что любовь в нем рождает нечто темное, бесконтрольное и отвратительное — он «беременеет» собственной ревностью. Главный герой, вынашивающий это дитя-Ревность, проходит через процесс, подобный токсикозу во время женской беременности. Только этот процесс в разы сильнее и разрушительнее, потому что он меняет не только тело, душу и разум главного героя, но заражает вирусом желчи и ненависти объект его любви.
Если слишком углубиться в осознание той материи, что пожирает персонажа Николаса Бро, то может напрочь пропасть желание связываться с Любовью. Слишком она меняет человека. Слишком лишает его покоя, а то и рассудка. Еще и поэтому фильм очень страшен. Боэ показывает не приторно сладкие «муси-пуси», а химическую реакцию, продукт распада любви — неистовую ревность…
Пожалуй, после нескольких фильмов Боэ пришло время сказать пару слов про Копенгаген в его картинах. Он, Копенгаген, замечательный, но холодный — в нем нет тепла, почти нет солнца. Это город-омут, город-ледник, город-пещера, а персонажи картин Боэ — тени-блики на стенах пещеры. Откуда тени и блики в пещере? Посреди нее пылает огромный костер Любви…
8 из 10
28 декабря 2012
Я никогда не считал себя интеллектуальным снобом и не считаю, что у европейского, да и любого другого арт-хауса есть очевидное преимущество перед голливудским мейнстримом, поскольку как неудачные, так и гениальные вещи можно найти и там и там. Но очень часто случается так (а в последнее время все чаще и чаще), что развлекательное кино оказывается честнее по отношению к зрителю. Да, оно откровенно не претендует на что-то большое, а всего лишь стремится развлечь, удивить и угодить публике, причем делает это, по большей степени, качественно (что и было основной целью кинематографа, начиная с его истоков). А вот арт-хаус (особенно новой волны) в своем стремлении как можно дальше уйти от угождения зрителю и стандартов голливудского мейнстрима, вызывает прямо противоположный эффект, поскольку чаще всего эти творения высокомерны по отношению к тому же самому зрителю (не поняли — ваша проблема), дико претенциозны, невероятно скучны, и, как итог, просто пусты. Притом я не говорю об угоде вкусам среднестатистических нетребовательных обывателей, толпой бегущих на безвкусицу типа приснопамятных «Сумерек», авторское кино и другой взгляд должны быть всегда, я же просто стараюсь отличить действительно новаторскую и талантливую вещь от претенциозно-снобистской халтуры.
Увы, посмотрев новый фильм датского режиссера Кристоффера Боэ, прогремевшего в Каннах своей «Реконструкцией» (2003), впечатления у меня остались не самые лучшие. Описание фильма можно уложить в одну строчку — муж ревнует жену и сходит с ума. Причем помимо этого на экране действительно больше ничего не происходит, только нудные разговоры, слежки, членовредительства, обнаженка (по большей части весьма сомнительная) и все прочие составляющие современного фестивального кино. Приправлено это все крайне пафосными и напыщенными речами об отношениях Мужчины и Женщины, Правды и Лжи, причем перепады настроения героев и темы диалогов меняются на экране без всякой логики, внезапно и невпопад. Попутно Боэ явно хочет закосить под Фон Триера, заодно воруя идеи из «Одержимости» Анджея Жулавски, вот только ни экспрессии, ни жести, ни яркой, глубокой атмосферы тут нет, как нет интересного и яркого исследования темных сторон личности, а также взрывного катарсиса. Есть довольно скучная, даже какая-то телевизионная и очень бледная операторская работа, выдающая пару недурных кадров зимней Дании, чудовищно скучное и предсказуемое повествование и простой, как три копейки сценарий без особых изысков.
Этот фильм, наряду с недавней «Спящей красавицей» — типичный представитель современного псевдоинтеллектуального кино, в котором режиссер ни одного кадра просто так не снимет, все у него якобы многозначительно и глубокомысленно до предела, а на поверку нудно и пусто. Лично для меня «Чудовище» осталось крайне беззубой, пресной и очень высокопарной вещью, запоминаются в которой лишь красивые начальные титры.
4 из 10
18 сентября 2012
Режиссер фильма Кристофер Боэ не рассказывает, как герои дошли до жизни такой, вместо этого решая исследовать на примере неоднозначных отношений своих героев определенные символические представления о том, как именно в человеке зарождается роковая ревность/губительная ненависть.
Демонический Бруно (в гипнотически-харизматичном исполнении Николаса Бро), поигрывая ножичком, наказывает Максин, скорбную девушке с черными как вороново крыло волосами, за то, что та — жертва и не скрывает этого.
Максин, позволяя себе быть подавленной, находит успокоение в отношениях на стороне. Здесь мы сталкиваемся с сухой насмешкой режиссера: невнятный любовник Максин Вольдемар меркнет перед животной мощью Бруно. Но Максин, по-своему «заразившись» от Бруно смертельным вирусом ненависти, по-ведьминому продолжает подталкивать Вольдемара к решительности. Но, в конце концов, темная энергия трансформирует Максин и Бруно до конца, сталкивая женскую мистическую сущность лицом к лицу с необузданной мужской.
Отдельное восхищение вызывают визуальные решения фильма, которые придают ему особую, даже сказочно-праздничную энергетику надвигающейся бури в сочетании с крепким датским диалектом.
8 из 10
8 июня 2012