Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
4 дня в мае |
год: | 2011 |
страны: |
Германия,
Россия,
Украина
|
слоган: | «Иногда граница проходит не между своими и чужими, а между добром и злом» |
режиссер: | Ахим фон Боррис |
сценаристы: | Ахим фон Боррис, Эдуард Резник |
продюсеры: | Штефан Арндт, Елена Дюффорт, Улли Нойманн, Уве Шотт, Андреа Шутте, Ахим фон Боррис, Кристоф Ханхейзер, Алексей Гуськов, Надежда Зайончковская, Олег Степаненко, Евгений Шанин |
видеооператор: | Бернд Фишер |
композитор: | Томас Файнер |
художники: | Аги Ариунсэйчан Даваачу, Бьёрн Новак, Николь Фишналлер |
монтаж: | Антье Зинга |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $37 000 |
Мировые сборы: | $104 191 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 августа 2011 г. |
на DVD: | 13 марта 2012 г. |
на Blu-ray: | 13 марта 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Как известно, Великая Отечественная Война была крайне трагичным периодом для нашей страны. Миллионы людей погибли, миллионы семей были разрушены, миллионы детей остались либо без отцов, либо сиротами. Неудивительно, что в СССР отдельным жанром ВОВ стали фильмы о детях во время войны и их взаимоотношениях со взрослыми. Судьба человека, Сын полка, Иваново детство, Возвращение, Иди и смотри, Молодая гвардия, Александр Маленький, Девочка ищет отца и др. Все эти фильмы показывали о трудностях того периода и в то же время как взрослые, несмотря на лишения, сохраняли человеческий облик и становились отцами иногда для чужих детей.
Но это было во времена кровавого «совка», где «ублюдки из обкомов решали, что смотреть зрителям, а что нет» Юрий Дудь. После его развала нас одаривают новыми фильмами, в которых раскрывают ужасную правду о заградотрядах, стреляющих в спину своим солдатам (Утомлённые солнцем 2); зекам, которые воевали пока регулярная армия отсиживалась в тылу (Штрафбат, День победы); упырях-нквдшниках (Апостол, Первый после Бога) и других антисоветских мифах, порождённых пропагандой Третьего Рейха. Но из всего антисоветского современного шлака, для меня тройкой победителей являются: Утомлённые солнцем 2, Служу Советскому Союзу и 4 дня в Мае. Последний продукт является экранизацией ещё одного мифа — о том, что советские солдаты поголовно насиловали немок во время похода по Европе.
«4 дня в Мае» является совместным детищем Германии, Украины и России, но по сути это именно российский проект, который просто хотел попасть на европейские кинофестивали. И данный фильм является абсолютной, наглой, лживой мерзостью и плевком в адрес всех ветеранов!
Фильм рассказывает, как за несколько дней до окончания войны, группа красноармейцев во главе с капитаном в исполнении Алексея Гуськова занимает немецкий детский дом и налаживает отношения с сиротками. У фильма два плюса: 1) Сам Гуськов и его персонаж. Отличный капитан, хорошо смотрится. Если бы про него сделали нормальный фильм это был бы образец патриотизма. 2) Противостояние с немцами. То как красноармейцы не дают немцам сбежать через реку это реально сделано круто и даже вызывает гордость.
В остальном же ужас, ещё до политоты. Как-то странно показаны немцы. Почему они ведут себя так чопорно и высокомерно с солдатами-победителями? На дворе Май 45-ого, ваша страна и режим проиграли и вы — военные, несёте за это весомую долю ответственности; если почитать мемуары нацистских генералов в тот момент (Гудериан, Хайнрици) то видно, что военных охватывала депрессия и разочарованность и понятно почему. Здесь же немцы показаны как самоуверенные победители, которые вообще не чувствуют никакого ужаса перед русскими.
И мне нравиться лозунг фильма про границу между добром и злом. Кто здесь зло, понятно. А вот добро кто, я не понял? Главные герои?! Те, которые прикрываются детьми от немцев? Этот снайпер-извращенец, который сам лезет к одной из девушек? Это вот эти люди добро? Это просто мерзавцы. Они героями смотрятся только на фоне остальных красноармейцев. Кстати, про них.
Под конец появляется то, ради чего и задумывался фильм. Экранизация мифа о том, как ужасные советские солдаты насиловали несчастных немок. И ведь эпизод из фильма подавался как «на реальных событиях». Только вот выяснилось, что это полная ложь и ничего подобного никогда нигде не происходило.
Кто-то скажет: «Ну ведь было подобное, может не так как в фильме, но было ведь». Да, случаи с физическим и сексуальным насилием над немецким населением со стороны Красной армии действительно зафиксированы. Только: 1) Эти же случаи зафиксированы и со стороны англо-американских союзников, которые в фильме, намёками, но подаются как светоч рая; 2) А защитники фильма не хотят вспомнить что немцы творили в СССР? Хатынь, концлагеря, гетто, расстрелы, пытки, повешения, осторбайтеры, рабский труд, 27 млн. погибших. И после этого кто-то говорит про «изнасилованных немок». Да русские имели, после этого, сравнять всю Германию с землёй, но они этого не сделали. 3) В 1945г. в Красной армии служило 6,5 млн. человек. Даже если насильниками был 1 миллион, то остальные 5 ими не были. Кто-то скажет, что фильм не хотел изображать советских солдат насильниками. Может и так, только из-за того, что в фильме нет больше положительных красноармейцев, кроме главных героев, складывается именно такое впечатление. 4) Создатели не пожелали почитать книги и узнать, что советское командование приказами боролось с таким насилием и запрещало его совершать.
Ну и самое главное — посыл от создателей. Вот они — ваши предки-ветераны. Не защитники Москвы и Сталинграда, не освободители Освенцима и Белоруссии, нет. Ваши предки, оказывается, это пьяные насильники-педофилы и некоторые защищают про них фильм отговорками что «это про добро и зло». Идея фильма сработала бы покажи всю историю про нацистов. Как группа немцев защищает сиротский приют где-нибудь в Смоленске от своих же сослуживцев. Вот где сработал бы посыл «добро и зло», вот где был бы хороший посыл. Но зачем это? Плохие нацисты в современном мире уже не интересны, а вот плохие красноармейцы-оккупанты это актуальная повесточка. Именно поэтому ЕС приравнял коммунизм к нацизму; на Украине сносят памятники советским командирам; в Латвии проводят парады СС; в Польше СССР обвиняют в развязывании войны. А что у нас в ответ? А у нас снимают такие фильмы как «4 дня в Мае» которые всё это подтверждают и получают европейские награды. Потом мы удивляемся откуда берутся «Коли из Уренгоя» которые рассказывают в Бундестаге про не хотевших воевать немцев, расстрелянных ни за что под Копейском. «Что тут сказать — Так победимъ» Бэдкомедиан.
1 из 10
10 января 2021
«Война есть отец всего. Она сделала одних богатыми, других людьми, одних рабами, других свободными», — Гераклит Эфесский. Эпоха этого философа — конец VI — начало V века до н. э. В фильме «4 дня в мае» тот же взгляд на войну. Прошли сотни веков, а она по-прежнему проявляет в людях истинное, сердцевинное, корневое, врожденное, как группа крови (то, что Гераклит назвал «отцом» натуры человека), проявляет мгновенно и бесповоротно. А маскировки мирного времени, в котором вообще всю жизнь можно прожить не собой, а спрятанным, на войне срываются с резкостью взрыва. Необходимостью крови, обязательность выбора, вопросом жертвы. Никакая политика, никакие вожди, никакая идеология не отменят того, что открыл Гераклит. Эти маски-маскировки войне тоже как нечего делать…
Немецкий режиссер и русский актер и продюсер, как кажется, поставили задачу показать чистого человека, вернее, очищенного от всех перечисленных формальных красок (политической, идеологической, тоталитарной). Его прямой, как струна, стержень, его основа основ, т. е. нравственная вертикаль — равная ответственность за собственную душу и чужие жизни, жажда справедливости (в фильме это одна из ипостасей добра наряду с милосердием, альтруизмом и жертвой). Еще одна очевидная попытка создать идеальный образ человека и воина в кино. Всегда остающаяся лишь попыткой. Потому что идеал Там, а не здесь, и этот расклад ничто не изменит.
Тем не менее, герой Гуськова — Герой. Ничем не хуже киногероя Алексея Мересьева (которого вспоминал Дима на обсуждении в киноклубе), а то и лучше, ведь его героизм не привнесен идеологией и не объясняется ею, он оснОвная часть личности, как скелет или кровь, как интеллигентность и совесть.
Странно, казалось бы, кино, несущее нам историческую правду, прощающее прошлое, примиряющее и почти толерантное… а вызывает ассоциации с советским идеологизированным искусством. Причем не только глыбой неизменно положительной личности (без страха и упрека), но и способом рисовать негодяев, тенденциозным и однозначным, как черная краска. Главный негодяй фильма — грузин, он и мировой зло, и кость в горле, и воплощение многомиллионной тоталитарной системы в своем единственном лице. Понятно даже малышу, на чью национальность, чей тоталитаризм и чью несвободную тоталитарную армию намекает этот антигерой. Понятно… Только история не может быть простой и ясной, как огурец. В искусстве — тем более. И человек, кстати, тоже.
Мне нравится, что есть беспримесное добро, незапятнанная совесть, что есть люди, способные на жертву, что есть те, которые отдают жизнь во имя незнакомцев и даже формально врагов. Но когда на доске, т. е. ленте, все фигурки лишь черные и лишь белые, кажется, что это игра, а не жизнь.
В то же время прекрасно сознаю, для многих война как раз и ассоциируется с ясностью красок, решений и оценок, с отсутствием полутонов, на ней нельзя мудрствовать лукаво и нельзя поступиться правилом Гераклита — «либо свободный, либо раб». И выборов не тысячи дает она, а, как правило, всего один: жизнь или смерть, но чаще: душа или жизнь. Гуськов выбрал душу (для атеистических времен правильнее — совесть). И этим выбором спас чужие жизни, потому что выбор души всегда — даже в минуту гибели — животворящий и — даже в одиночестве — всеобщий.
Однако у меня остался один вопрос и после просмотра фильма, и после его обсуждения в клубе: а вообще историю можно вычистить от лжи? И не приведет ли рьяная (подчас во имя скандала и занимательности) зачистка, где бы она ни происходила (в искусстве ли, политике, науке, религии, преподавании), к тому, что и правда сотрется, сбежит куда-то? Я еще ощутила после просмотра фильма бессилие от стопроцентной нереальности узнать настоящую правду о войне, от невозможности примирить те правды о ней, что я помню: правду советскую и правду постсоветскую (или анти-).
8 апреля 2015
Эта история случилась в самом конце войны. Об этом писалось мало, говорилось ещё меньше. Многие вообще отрицают произошедшие события, мол этих событий не было и быть не могло. Но отрицать эти факты бесмысленно.
Разведгруппа танковой части 2-го Белорусского фронта вышла к острову Рюген, где обнаружила приют девочек-сирот, возглавляемый одной баронессой, беженкой из Советской России. Встреча двух миров; победившего и побеждённого (наших военных и их простых немцев) проходит непросто в первые дни ощущается напряжение, а потом взаимная симпатия. В фильме почти нет сцен боевых действий, война вроде закончилась, но никто не знает о том, что будет дальше.
Выделю Павла Венцеля сыгравшего племянника баронессы. Он рвётся на войну, хочет сражаться, он хочет отомстить за своих родителей. Очень такой нервный типаж, за которым скрывается сила и борьба. От недоверия он переходит к симпатии как и все местные обитатели.
Схож с типажом мальчика-немца и главный герой, капитан Калмыков сыгранный Алексеем Гуськовым. Это наверное лучшая роль Гуськова сыгранная им в последние годы. Человек справедливый, потерявший всё что мог на войне. Суров, но справедлив. Добр, но жёсток. Человек прошедший всю войну.
Отмечу также роли Григория Добрыгина и Андрея Мерзликина.
Немного надуманной кажется концовка фильма. Можно сказать: «Да как такое могло произойти?». Но не будем заострять на этом внимание. Хотя мне кажется это нереальностью в какой-то степени.
В этом фильме сделана ставка на психологизм, а не бои, трупы и прочую жесть.
P.S: Не понимаю, чем этот фильм вызвал такое общественное недовольство? За то что видите ль, опозорен образ советского офицера. Что в Красной армии, не было подлых и мелочных людей? Или все поголовно были героями?
7 из 10
14 февраля 2015
У каждого из нас были ситуации, когда на наших глазах сильный обежал слабого, а мы молчали, уводили глаза и уходили подальше. Потому, что боялись. Боялись быть избитыми пьяными отморозками. Боялись быть обвиненными в оскорблении власти отморозками в милицейской форме. Быть уволенными с работы отморозками-начальниками. И т. д. и т. п. Для совестливых людей, воспоминания о таких ситуациях долго не дают покоя и портят жизнь.
В экстремальных ситуациях таких случаев всегда больше, так как государственная машина и гражданское общество, которые обычно обеспечивают соблюдение законов и защищают слабых, слабеют и часто не работают вообще. Совершенно очевидно, что в военное время было много возможностей не только для подвига и благородства, но и для мерзких безнаказанных поступков. Отрицать это бесполезно, так как информации об этом достаточно даже в воспоминаниях о войне, которые прошли жесткую цензуру.
Трудно представить себе, чтобы отморозки, которые нарушали закон и получали удовольствие от насилия в мирное время, вдруг исправились и стали паиньками в военное время. Война открывает для безнаказанного насилия огромные возможности. Особенно, если потенциальный насильник облечен властью. Если в мирное время он мог выгнать с работы, то теперь мог отдать под трибунал. Если в мирное время он воровал, то теперь просто забирал. Если в мирное время склонял к интимным отношениям шантажом, то теперь просто насиловал. Все это характерно для армии любой страны и считать, что советская армия была исключением может только совершенно недалекий человек.
Человек сообразительный легко поймет, что уровень злоупотреблений в военное время будет зависеть прежде всего от состояния офицерского состава армии. И здесь начинает играть огромную роль такое понятие, как офицерская честь, которой уделяли особое внимание правители всех государств. Обычно это были достаточно умные люди, которые понимали, что при бесчестных офицерах любая армия быстро превратится в сборище мародеров и насильников и будет неспособна выполнять поставленные перед ней задачи.
А теперь несколько вопросов. В какой стране во время второй мировой войны был самый «некадровый», самый случайный, самый запуганный, самый дезориентированный в плане ценности человеческой жизни офицерский состав? В какой армии были созданы все условия для злоупотребления властью со стороны офицеров ввиду ослабленных представлений об офицерской чести? В какой армии были созданы все условия для злоупотреблений в отношении гражданского населения со стороны солдат, которые брали пример со своих офицеров?
Для того чтобы дать ответы на эти вопросы достаточно обладать минимальными способностями к логическим рассуждениям и быть честным самим с собой. А дальше остается только один вопрос: как должны были вести себя офицеры с более высокими представлениями об офицерской чести, когда сталкивались с безнаказанным насилием сильного в отношении слабого? И как долго они могли уводить глаза и молчать? И что лучше — умереть с честью или всю жизнь корить себя за трусость?
2 января 2014
Фильм мне не понравился, т. к. искажает историю и обесценивает миллионы потерянных жизней. Это не просто полемика на злобу дня, это — настолько широкомасштабное оболванивание, что трешь глаза, удивляясь.
Я скажу вам, что я знаю о советских войсках, вступивших на территорию Германии.
Мой дед рассказывал, что советские солдаты в Германии чувствовали себя «не в своей тарелке», и больше напоминали ванек — дурачков, нежели, извините, насильников, потому что они смотрели на немок через какой-то там (не помню точно) забор и пытались с ними заговорить, или просто глупо улыбались, а немки над ними хихикали, показывая пальцами, что-то обсуждая др с др и угорая… И в общем — то главное, что следует понять — это образ русского рубахи-парня, оторванного от Родины и не находящего применения своей широкой русской душе, а встречающего только насмешки (уже тогда они смеялись над нами) «завоеванного» народа. И заметьте, мой дед там был, а создатели фильма -нет.
Гуськов как актер хорош, но что я могу сказать, если помню седую бороду моего дедули
1 из 10
21 мая 2013
Волею судьбы и совершенно случайного выбора 8 мая 2013 года я посмотрел картину, основные действия которой происходят 8 мая 1945 года.
Фильм отличный, во всех смыслах этого слова. Отличный от привычных нам лент о войне, т. к. снят немецким режиссером (очень кстати качественно) с привлечением русских актеров (Гуськов и Мерзликин сыграли привычные для себя роли, на высоком уровне) и русского сопродюссера (опять же Гуськов). Отличный, т. к. в нем не показано как наши побеждают ненаших, в нем показано как Человек остается Человеком вне зависимости от формы, которую он надел и что подлецов, предателей, трусов и негодяев хватало по обе стороны баррикад. Отличный, в смысле — замечательный: сценарий, актерская работа (кроме наших, конечно блеснул рыжеволосый немецкий пацан — отличная дебютная роль!), операторская работа, музыкальное сопровождение (особенно хотелось бы отметить). Поставлено все на высочайшем уровне. Фильм трогает за различные струны души и пробегает по различным извилинам головного мозга, держит в напряжении и заставляет чувствовать.
Минусанул от максималки только лишь по двум причинам:
- Достаточно скупые и прямолинейные диалоги. Некоторые мотивы не подкреплены вескими основаниями, выраженными словом. Возможно это сделано в угоду хронометражу или чтобы не замедлять ритм картины, но все же иногда диалоги смотрелись инородно.
- Как и многим, раскритиковавшим фильм, мне немного жаль и обидно, что наши просто не победили ненаших, и что немцы в итоге вроде как даже героями оказались, но это так — придирка личного характера. Отбросив слепую обиду, я прекрасно понимаю, что хотел нам сказать режиссер.
РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ к просмотру!!! С ДНЕМ ПОБЕДЫ ВСЕХ!!!
8 из 10
9 мая 2013
Заинтересовался этим фильмом, когда узнал про сюжет — какой ещё военный фильм сообщает о том, что наши доблестные воины-освободители занимались не только миссией освобождения, но и кое-чем нехорошим, о чём, например, писал Энтони Бивор в «Падении Берлина», основываясь на многочисленных свидетельских показаниях?! Мне известна всего пара фильмов, которые затрагивают вплотную эту тему. «4 дня в мае» — один из них (другой — «Безымянная — одна женщина в Берлине»).
Но ожидания мои, в итоге, — не оправдались… Чем этот фильм мне не понравился? А чем он должен мне понравится?! Прежде всего, если этот фильм о войне (или о событиях, которые непосредственно связаны с войной), то в нём должны быть сцены с боевыми действиями!.. Но их нет. Отдельными фрагментами (например, солдаты стреляют невидимо в кого и, соответственно, не понятно, попадают ли…), а также звуками стрельбы и взрывов зрителю даётся понять, что боевые действия ведутся, но… всё это — мимо него.
Конечно, в защиту фильма можно было бы сказать, что это, прежде всего, драма, поэтому и сама война — на втором плане, но… особой драмы мы здесь тоже не усматриваем. Капитан-Горыныч — человек порядочный и справедливый, готовый к самопожертвованию ради других (за что они его и уважают), поэтому он в итоге становится на защиту слабых. Это вполне понятно. И так все персонажи — довольно однозначны и, соответственно, предсказуемы. Даже когда капитан перед обороной приюта извещает солдат о том, что они не обязаны это делать и вправе уйти, то для зрителя становится очевидным, что уйдёт — тот самый сержант (его играет Мерзликин), который до этого пытался «встать в позу», а остальные, естественно, останутся! Так оно и происходит. Единственное, в этом смысле, небольшое исключение — это хорошенькая белобрысая девушка, воспитанница приюта, которая привлекала внимание мужчин: почти неожиданно, из потенциальной жертвы она превращается в совратительницу…
Ставлю в качестве оценки этому фильму средний бал (а не отрицательный), т. к. создатели попытались затронуть такую редкую, интересную и даже скандальную тему как насилие над немецкими женщинами, совершённое советскими солдатами. Попытка — не вполне удачна, но всё же… Цветовая гамма фильма, а также игра актёров в целом — на достойном уровне. Колоритно смотрится и сам Гуськов, который продюсировал данный проект и поэтому, как считают некоторые люди, вынуждал оператора фокусировать на нём весь первый план. Что ж, если это и вправду так, то это скорее хорошо, чем плохо: игра Гуськовым главной роли — одно из немногих преимуществ этого фильма!
7 марта 2013
Приз «За смелость и гуманизм» был присужден фильму не зря.
У фильма далеко не бессмысленный слоган — «Иногда граница проходит не между своими и чужими, а между добром и злом». И, пожалуй, любителям огульно ругать то, о чем они не имеют представления (ведь, судя по критике фильма, большая часть «оскорбленных» его не видела и смотреть не собирается), следовало бы обратить внимание именно на этот «маячок», способный, как кажется, пробудить даже в самой глупой голове мысль о том, что фильм предполагает не то отношение к войне, которое уместно в пропагандистских роликах, а отношение наднациональное и надисторическое — т. е. единственно разумное. Иначе относиться к войне, которая закончилась в первой половине прошлого века, на мой взгляд, просто нелепо, мало того, то истерическое к ней отношение, которое активно развивается в нашей стране последние 10—15 лет — симптом, скорее, больного и глупого, а не здорового и разумного общества. То, что фильм «4 дня в мае» способен кого-то оскорбить или породить мнение, что показанное в нем унижает чью-то память — лишнее тому свидетельство.
Если человек фанатически предан идее, согласно которой каждый немецкий солдат — исчадие ада, а каждый советский — святой, то его оскорбит и любой советский фильм, в котором есть хотя бы намек на то, что штрафбаты, все-таки, существовали, а стало быть, существовали и те, кто попадал туда за конкретные проступки. Такого человека вообще должна оскорблять мысль о том, что в той войне принимали участие люди. Парадокс в том, что, к примеру, фильм «Гитлер капут!» почему-то не оскорбляет ничьей памяти, а если и оскорбляет, то не настолько сильно, чтобы не показывать его, время от времени, и даже накануне Дня Победы, по всем каналам ТВ. Вот и недавно это изнасилование вкуса и разума было в очередной раз показано каналом ТНТ. Где же протесты? Их нет.
Я согласен с оценкой фильма, которую дает Лариса Юсипова в статье, посвященной этому фильму — «Фон Борис снял спокойный (чтобы не сказать «занудный»), культурный европейский фильм — без призывов переосмыслить историю заново, но с очевидным гуманистическим посылом», и рекомендую его к просмотру всем тем, кто желает задуматься не столько о войне, сколько о природе человека.
22 декабря 2012
Еще в советское время военная тема с конца шестидесятых годов стала отдушиной для сошедших в тираж или просто ленивых режиссеров.
Я не говорю о признанных шедеврах Германа, Чухрая, Тарковского, Бондарчука а, скорее, о потоке «лубочной» войны.
Рецепт прост — хорошая танковая атака, побольше пиротехники, картонные немцы с желтыми ранцами, чьи лающие голоса переводятся бесстрастным учительским женским голосом, положительные образы «своих»…
Еще лучше — выбить разрешение на съемки где-нибудь в Чехии или ГДР, прокатиться, развлечься и, сдав государству несколько километров пленки с откровенной ерундой, начать обдумывать очередной подобный проект.
В деталях сюжета фильмы разнились, но в целом получалась стандартизированная и клишированная клюква про войнушку, за которую однако неплохо платили и вручали разные награды.
Ну и спрос, если основные обязательные патриотические и тематические приседания соблюдены, с автора был небольшой.
Фильмов таких были сняты тысячи, особо специализировались на них республиканские союзные студии.
К чему я это пишу? К тому, наверное, что эти немудреные сюжеты уже въелись нам в подкорку и любая альтернативная, или мало-мальски спорная концепция не то, что не принимается, отвергается с порога.
Тем более, что за последний десяток лет уже новые подмастерья научились штамповать глянцевую войну с бравыми, в мундирах с иголочки, честными-красивыми «нашими», и теми же самыми картонными немцами.
Вкратце о сюжете — конец войны, побережье Балтики, остров Рюген, немцы уже не воюют, а разными путями пробираются на запад, в Данию, чтобы там сдаться в плен американцам.
Небольшой советский отряд занимает санаторий на побережье, чтобы следить за неспешно отступающими немецкими частями. В санатории коллектив воспитателей-женщин и девочки-сироты из разбомбленных немецких городов.
Что дальше? — прогулки, разговоры, недопонимания, пикировки. Постепенно русские и обитатели санатория находят общий язык, но тут появляется майор-танкист, угорелый от спирта и предчувствия победы, который пытается изнасиловать одну из немок. Его останавливают, но через какое то время он возвращается с подкреплением, крича, что в санатории засели власовцы.
Избежать конфликта не удается, и понимая, что если они отступят — пьяные нападающие разнесут напрочь санаторий, а обитателей его перебьют или изнасилуют нашим солдатам приходится вступить в бой со своими. В критический момент, когда санаторий атакующие уже разносят из танковых орудий на сцене немецкий отряд, который ожидал переправки в Данию неподалеку и подошел, чтобы защитить детей и воспитателей.
Между обороняющимися советскими солдатами и немцами возникает причудливый союз.
Вот вроде и весь сюжет.
Считается, что события, описанные в фильме имели реальную подоплеку. Историк Дмитрий Фост ссылается на рассказ очевидца — маршала Москаленко, однако есть и публикации, ставящие под сомнения реальность истории. Короче, дело спорное и темное.
Огромный вал негативных публикаций по отношению к Четырем дням может сказать только о зашоренности части наших зрителей.
Не могло такого быть! — вопят люди. Отвечаю — и не такое случалось. В огромном котле войны, где варились сотни миллионов людей происходили и более странные и невозможные союзы и ситуации. Когда власовский корпус защищал восставшую Прагу, воюя против немцев.
Когда немецкие части, собранные из грузин восставали и воевали с немцами почти до двадцатых чисел мая 45-го на голландском острове Тексел. Когда моментально заключались и распадались самые причудливые союзы.
И речь не о том, реальны ли события, описанные в фильме. Речь о человеческом Поступке, решающем выборе, который делают люди. О том, что в определенные моменты мундир и нация не имеет смысла и значения, и граница идет между добром и злом.
Пафос Четырех дней гуманистичен. Максимально корректно и уважительно выведены и показаны все персонажи. Немец-режиссер педантично обошел и заретушировал практически все острые углы, которые могли возникнуть. Даже отлакированный советский «Берег» Бондарева — посвященный последним дням войны в Германии смотрится в сравнении с 4 днями более резким и острым.
Тема изнасилований, которые действительно широко практиковались всеми воюющими сторонами, и не надо делать из наших солдат святых (см. те же Прусские ночи Солженицына) — только слегка обозначена. О сборе «трофейного» имущества — сиречь грабеже, ничего не говорится.
Особой дружелюбностью к гражданскому населению наши солдаты тоже, мягко говоря, не отличались. Надо учесть пройденные на пути вошедших в германию войск сожженные и разграбленные советские города и веси. Хотя основной беспредел уже к маю был ликвидирован. но мог бы ввернуть и эту тему режиссер? Ан нет, лучше обойти от греха.
Сама финальная схватка не показана, видимо, чтобы не эпатировать излишне публику. Кстати — потеря для фильма, смазывается потенциально-сильная кульминация, когда советские солдаты идут на своих в одном строю с немцами.
И все равно, несмотря на ретушь и коррекцию сюжета налицо неприятие этого кино. Прописать бы им наверное какой до оскомины «правильный» военно-советский фильм.
Резюмируя — фильм хороший, не дотягивает до вершин, но на серо-современном уровне смотрится отлично, затрагивая те вопросы, которыми нашему обществу уже давно нужно было задаться, ответить на них и жить спокойно дальше.
Можно так же отметить неплохую актерскую игру — особенно монолитного главного героя — советского капитана в исполнении Алексея Гуськова.
Стоит ли смотреть — наверное да, но только если вам интересны нестандартные трактовки военных событий.
24 ноября 2012
Я долго решал, писать мне об этой картине или нет. Фильм неоднозначный по-своему содержанию и если добавить к этому то, что брат моей бабушки был танкистом и погиб 6 мая, то тому, кто фильм посмотрит, станет понятно мое длительное замешательство по поводу того, стоит ли писать об увиденном, а если стоит, то, извините, что и как писать, что говорить?
И вот я решил убрать лишние эмоции и все же дать свою субъективную оценку этой ленте. Вы думаете, я начну с самой истории, с переживаний героев, с работы режиссера, оператора? Нет.
Единственным, о ком я решусь написать, будет Алексей Гуськов. По-моему, если в России сейчас есть гениальные актеры, то Гуськов один из них. И тут можно пошутить словами героини «Гаража»: «Что? Опять Гуськов?», но в данном случае с восторгом ответим на эту реплику: «Да! Не опять, а снова Гуськов!»
Сейчас, уже поостыв от первых впечатлений, которые принесли мне, прожитые с героями, четыре майских дня, я задумался над тем, а видел ли я когда-нибудь хоть одну не убедительную роль Алексея Гуськова? И ничего такого не вспомнил. Как не могу вспомнить плохие роли Никулина, Даля, Тихонова. Алексея Гуськова я ставлю в этот ряд как истинного продолжателя традиций и мастерства нашей великой актерской школы!
И думаю, что ведь рядом с ним уже не могут халтурить и остальные, если такое жесткое понятие можно употребить к актерским командам. Во всяком случае, в этом кино всё сыграно блестяще. Но герой Гуськова — это завораживающе, это веришь с первого взгляда, с первого движения, с первого слова.
И, наверное, именно поэтому, эту картину я не могу считать проходной, пустой или созданную только в желании соответствовать нынешней исторической конъюнктуре. Художественный замысел пусть останется правом авторов, одним из которых, кстати, является Алексей Гуськов — продюсер. Это всё в целом я оставлю без оценки.
Но если вы меня спросите, посоветуй, что посмотреть из недавних актерских удач, то вы уже знаете мой ответ.
8 из 10
11 ноября 2012
Самое неблагодарное дело — обсуждать предмет который не видел, не слышал и не испытал. Никто, включая и меня, из обсуждающих картину «4 дня в мае» рецензентов на той войне не был и значит, утверждать наверняка ничего не может.
Лично я могу говорить только о том, что мне сказали бывшие там. Моя бабушка (в 1941 г. ей было 12 лет) была узником Германии до 1945 года. Освобождена американцами и передана советской стороне. На момент освобождения в 16 лет была истощена и весила 36 кг. Так вот наши родненькие дали в руки кусок хлеба и одну консерву и под автоматами погнали этих еле переставляющих ноги людей электростанцию разбирать. А потом, когда в скотских вагонах на Родину любимую везли, девчушек наши освободители насиловали и убивали. Не тронули только тех, кто с мужчиной был из числа заключенных, моя бабушка к мужику какому-то прибилась пожилому… Когда в 90-е годы немцы бывшим узникам выплачивали компенсации, моя бабушка от нее отказалась с комментарием: «мне немцы меньше зла сделали чем наши». Выводы делайте сами. Ну не верю я в эту «великую победу».
А фильм даже по этой части как-то слабоват… Ничего противоестественного я там не увидел. В действительности все было куда страшнее. Гнид, мразей и тварей в Красной Армии было больше чем в любой европейской стране, в том числе и Германии, просто потому, что населения в СССР было в разы больше.
В целом с технической стороны фильм смонтирован неплохо, не совсем качественна операторская работа, были смазанные близкие планы.
А советский солдат ступил «на темную сторону силы» еще за несколько лет до начала той войны…
4 из 10
2 октября 2012
Отвратительное впечатление от фильма. Российские солдаты — опустившиеся свиньи, а фашистские — благородные интеллигенты! Настоящая натовская пропаганда — такой антироссийской пропагандой полны все СМИ западных стран (я очень долго жила за границей и знаю, о чем говорю). Их задача — очернить Россию и русских всеми способами, воспевая свою единственно правильную систему и правительство. Цель понятна — промыть мозги населению и заставить избирателей проголосовать за действующее правительство! И именно благодаря подобным фильмам у западного бюргера и складывается мнение о русских как о тупом быдле. К нам никогда не будут относиться лучше, пока мы сами себя поливаем грязью!
Понятна цель и мотивы немцев, создающих подобный фильм — «наш народ лучше всех», «даже наши воины-фашисты порядочнее русских» и прочая ура-патриотическая пропаганда. Совсем непонятны мотивы наших «соучастников» — автора сценария, сопродюсеров, актеров (Гуськов и Мерзликин после этого фильма перестали существовать для меня как актеры). Поучаствовать в поливании грязью собственной истории, собственного народа — ради чего? Второстепенной роли в бездарном фильме?
Когда же кончится это пресмыкание перед западом и очернение собственной страны? Ни один (я отвечаю за то, что говорю!) западный режиссер не позволит себе поставить фильм, где его народ (тем более армия!) будут представлены насильниками, прикрывающимися детьми! За долгие годы, проведенные за границей, я ни разу не встречала человека, готового оплевать свою страну в угоду другому народу. Когда же плебеи, подобные российским создателям фильма поймут, что это это мерзко — очернять собственную страну и угодничать перед другим народом? Наступит ли время, когда эти жлобы осознают, что только любя свою страну, восхищаясь ее достижениями и осознавая то, что КАЖДЫЙ участвует в построении общества, можно построить сильную и счастливую страну?
26 августа 2012
Лучшей рекламы, а вернее будет сказать антирекламы отчётной картины и придумать нельзя. Собственно, именно это, в конце концов, и подвигло к просмотру фильма, который всем известный переводчик интригующе окрестил «Плевком в историю». Дмитрий Пучков, специалист широкого профиля и необъятного таланта, авторитетный киновед, со страниц своего сайта излил «праведный гнев» на этот, по его мнению, (далее смягчено в интересах цензуры) побочный продукт пищеварительной системы.
Автора «сорванных башен» крайне возмутила бесстыдная фальсификация отечественной истории периода Второй мировой войны, попрание великой славы советского воина освободителя, собирательный образ которого в фильме имеет крайне непривычную трактовку. Неудивительно, что нашлось немало солидарных с ним лиц. Всё таки политическая конъюнктура способна запрограммировать мозги очень многим, даже вполне адекватным людям.
Отечественный зритель, с аппетитом вкусивший патриотически-пропагандистский продукт вроде «Бресткой крепости» ментально не готов увидеть на экране советского солдата, «шагнувшего на темную сторону силы». Не того, что с широкой улыбкой жизнелюбия несёт свободу Европе, порабощенной фашистским зверем, а грабителя, насильника, убийцу, преступника, который мало чем отличается от первого, но зато тщательно скрывается под сенью официальных версий.
В данном случае, не столь важно основана ли, эта конкретная экранная история на реальных событиях, или это вымысел сценариста, важно то, что предпринята попытка, может самонадеянная и чересчур смелая, но полезная попытка переосмыслить навязанные штампы (известно кем и для чего).
В конце концов, этот фильм не о борьбе коммунистов с фашистами, это лента о противостоянии добра со злом, которые могут иметь различные вывески и обличия, но неизменны в своей сути. Картина помогает понять, что война это не только знаменательная веха в истории страны, но и большая трагедия стравленных друг с другом народов.
Ортодоксальным патриотам, сталинистам, которых передергивает от слова «ревизионизм» смотреть этот фильм не нужно, вот господин Пучков посмотрел и расстроился, нервные клетки сгубил. Для прочих лиц просмотр этой картины будет полезен.
25 августа 2012
Фильм отличный!!! Затронута тема, которая не рассматривалась в других фильмах о ВОВ. Не все войны советской армии — рыцари и герои. В любой семье имеются паршивые овцы. Были же предатели и перебежчики в нашей армии?
Чувство победы, превосходства во всем мире очень многим кружит голову, создает иллюзию безнаказанности. Майора надо было просто придавить еще в детском доме и свалить на немцев. Никто бы особо в то время не разбирался. Капитан поступил по совести, не разделяя людей на своих и врагов, и не позволил надругаться над девушкой. Война закончилась, к тому же это было гражданское население!
Не согласен с утверждением, что этот фильм делает из русского солдата последнюю сволочь. Наоборот, он показывает, что настоящий русский офицер не позволит господствовать бесчинству, всегда защитит слабых и нуждающихся в помощи. Естественно, что во имя справедливости нашёлся Человек в звании советского капитана, у которого было особое мнение на тему «Что такое — хорошо и что такое — плохо?»
10 из 10
20 июля 2012
«4 дня в мае» — хороший случай, когда содержание, перед вверх над качеством. Странновато, но это так. Тот сценарий, который написали такие люди, как Ахим фон Боррис Эдуард Резник, получился действительно очень и очень хорошим, а что самое главное не глупым и безсмысленным, в кой то степени даже познавательным, что для фильмов российского производства является редкостью. Но это ни разу не значит, что своих минусов в ленте нет. Да, недостатки имеют место быть. И вполне предостаточно их в данной картине, между прочим. Ну тут уж, что поделаешь.
Главный Fail произошел, как и обычно, в общем то, в отвратительным подборе артистов, и их актерских работах. На первый взгляд: Алексей Гуськов, Иван Шведов, Андрей Мерзликин, Сергей Легостаев, Евгений Ситохин, Владимир Свирский, Григорий Добрыгин — лица известные, как вроде. Да и играют, почти всегда, сносно. Но, как бы тут не было, нет, на тебе, опозорились ребятки. Образ своих героев раскрыть полностью им, само собой, не удалось, так и сыграть, хотя бы средне, большего то и не надо, тоже не смогли. Очередное подтверждение того, что артисты, нашего русского происхождения, оказались народом непредсказуемым, ведь играют, кто как захочет, совершенно не стараясь подстраиваться под своих персонажей. Правильно, а чего. Все равно же их все знают, что зря выделяться.
Разочаровал, безумно разочаровал, визуальный ряд и качество съемки фильма. По-моему мнение, картины «военного» направления надо снимать четко, контрастно, ярко, профессионально, со вкусом. Жаль, что никто из создателей сего творения, не руководствовался эти правилом, отчего, собственно, «4 дня в мае» и смотрелся так вяло, мрачно, сыро, скучно и безвкусно. Что же касается саундтрека, то могу сказать, что он мне тоже не особо и понравился. За весь фильм я не услышал не одной нормальной музыкальной композиции. Что также очень пагубно повлияло на мое общее мнение относительно этой картины. Ну, вроде бы, это — все.
Вывод, определенно, будет таков — кино на один раз. Ничего особенного или выдающегося фильм нам показать не смог. Но чем то, все таки, лично меня, зацепил. Отчего цвет рецензии будет не красный, как планировалось в начале, а серенький. Вот как то так, короче говоря. Всем спасибо за внимание. До скорого.
11 июля 2012
В принципе фильм до приезда пьяной компании во главе с майором вполне себе вменяемый и довольно смотрибельный. И если бы он закончился отправлением Горыныча очередной раз в штрафбат (или в лагеря, т. к. война вроде как закончилась по сюжету) за неисполнение приказа по пленению немцев волею рассвирепевшего майора с нерусским акцентом — это было бы понятно и даже можно сказать, волнующе. А вот то, что нам показали — ни в какие рамки не укладывается.
Абсурд начался с заключения влюбленного солдата стойким к женскому полу капитаном Горынычем — факта изнасилования не было, а невинный поцелуй по всем юридическим канонам изнасилованием не считается. За что музыкального солдатика мог приговорить трибунал — нам остается только недоуменно пожимать плечами.
Потом начался уже целый театр абсурда — приезжает в обетованный капитаном немецкий дом майор с двумя сопровождающими. Понятное дело, если бы был один майор и в своем алкогольно-невменяемом состоянии пытался изнасиловать немецкую девушку. Но с ним двое офицеров, которые, как и капитан, знают о возможных последствиях изнасилования. И никто, кроме капитана, его не останавливает. Допустим, струсили, боясь гнева своего начальника. Но когда тот же майор разворачивает колонну машин с солдатами и отдает приказ взять штурмом дом, они не могли не знать о последствиях такого шага. То есть они боятся гнева своего начальника, а угодить под трибунал со стопроцентным расстрелом — не боятся.
Потом — Горыныч, зная, что дом атакуют такие же солдаты, прошедшие все ужасы войны, не берет в руки белый флаг и не идет к солдатам, а почему-то отдает приказ начинать отстреливаться. То есть он или идиот, не понимающий, что первый же выстрел из дома будет доказательством правильности приказа майора о засевших власовцах, или провокатор, который хочет угробить свое подразделение.
Сначала после фильма у меня какое-то чувство омерзения от фильма, но потом, постепенно остыв, я подумал, что это очень хорошо, что показана такая несуразица на экране — а ведь могли сделать более качественную фальшивку, которую могли бы выдать за документально подтвержденную историю. А так любой здравомыслящий человек с мозгами в головах, посмотрев на явные сюжетные нестыковки, поймет, что здесь что-то не так, за всем этим стоим чей-то болезненно воспаленный мозг.
В завершении хотелось бы дать Дмитрию Фосту неплохую, как мне кажется, идею для следующей книжонки. Командующий 1-ым Белорусским фронтом Жуков и командующий 1-ым Украинский фронтом Конев вдрызг перессорились за право взятия Берлина и начали боевые действия друг против друга. И в самый разгар бойни из руин Рейхсканцелярии выползает Адольф Шикльгрубер в маске кота Леопольда и умиленным голоском говорит: «Ребята, давайте жить дружно».
2 из 10
26 мая 2012
Эту историю я прочел года 3 назад на просторах интернета в каком то интервью. Автору ее рассказал в начале 60х друг отца. Я долго ее искал и вдруг увидел в виде уже реализованного сценария. Разница с той историей в том, что после совместного боя русских с немцами против русских же, разведчики ушли на катерах вместе с немцами, потому как ясно понимали, что в противном случае их ждет расстрел.
Фильм интересен в отсутствии однобокости: наши — красавцы, немцы изверги. «Горыныч» сложный, не плоский персонаж, какими обычно бывают герои подобных фильмов. Он никак не «моральный урод похлеще немцев». На нем печать войны, выраженная во всем: от грубости солдата, затравленного паразитами, которых в жизни любого человека не мало, от потери семьи до защиты девушки, детей. Горыныч на войне не потерял самой главного качества — быть человеком.
Отсутствие сцены финального боя никак не испортила фильма. Сцена после боя, увиденная мальчиком ясно дает понять, что было на верху. Это субъективный взгляд мальчика — видео одно, спустился в подвал, пересидел, поднялся, а вокруг все изменилось. очень хороший ход.
Мне понравилось что хотя бы в этом фильме показали нормальных немцев. Ведь были, обыкновенные немцы, у которых были дети, которые не хотели умирать, которые хорошо относились к нашим людям. Да, были и такие. Старики рассказывали.
так что 10 балов за историю, 10 балов за исполнение, 10 балов за то, что это не очередная патриотическо-героическая лента, а попытка рассказать об одной из тысяч историй, идущих в разрез со официальным сложившимся преставлением о том периоде. Это похоже на жизнь.
15 мая 2012
Увы, не наш…
Смотреть картину я не собирался. Считаю просмотр современного российского (как мне казалось) фильма о той великой войне пустой тратой времени — разучились мы снимать такие вещи. Но всё чаще наталкиваясь на возмущенные идеологические отзывы, я наконец почувствовал интерес. Да и режиссер, как оказалось, немец. Фильм смотрел с удовольствием и краем сознания пытался уловить причину ярой неприязни к картине со стороны отечественного кинозрителя. И мой вердикт — «казнить нельзя, помиловать».
Ведь не будь в фильме последних 15 минут, его оценки скатились бы к уровню «нейтрально». Но эта якобы антисоветская часть картины вызвала феноменальное бурление каловых масс. Советский офицер под алкогольно-сексуальным возбуждением пытается взять штурмом дом с немецкими сиротами и немецкой фрау, которых в свою очередь пытается защитить другой советский капитан с группой солдат. Ну прям пляски двух диких обезьян за пальму с молоденькой самкой.
Картина вроде бы ясна, диагноз автору вынесен мгновенно — «русофоб, переписчик истории, западная подстилка» — это самое культурное, что разлетелось по интернетам от «благодарных» зрителей.
Но взглянем на ситуацию с другой стороны, отбросив агитпроп. Фильм не о канцелярских бумажках, фильм о людях. А людям свойственны многие мерзкие черты.
Негатив N1
Маленький мальчик.
Кошмар, это недостойно советского солдата! Лупить мальчишку кулаком по лицу под аккомпанемент русского мата?! А забава ловить оглушенную рыбу в ледяной воде под фонтаном разрывающихся гранат?… Зритель негодует. Но это только для зрителя этот белокурый пацан — просто мальчишка. А для советских солдат это малолетний нацист в немецкой форме, рядовой полка (за язык не тянули). А фронтовики лучше нас с вами знают, что стрелять эти детишки в спину могли, и делали это неплохо.
Впрочем капитан скоро понимает, что ничего кроме бравады и вполне понятной ненависти вперемешку со страхом, за плечами мальчика нет. Понимают потом и остальные, потому и цел остался.
Негатив N2
Пьяный майор.
Какая клевета на советского воина! Врываться в сиротский дом под крепким градусом, за телесными прелестями миловидной фрау, чтобы утащить ее в свое кровавое сталинское логово. Но для него эта фрау — военный трофей, а война диктует свои законы и ломает мораль любого человека. Да и у каждого по молодости есть грешок на пьяную голову, у каждого свой. Офицер тоже человек, за плечами которого сотни дней крови и смерть за спиной всё еще дышит. И бабу хочется, коль на то пошло…
Крышу сносит даже обычным людям в сытости и тепле, что говорить об изуродованной психике военного? Но если данный поступок можно оправдать на уровне инстинктов, то случившееся потом…
Негатив N3
Штурм сиротского дома.
Благодаря этому эпизоду были заплеваны тысячи мониторов. Ведь этого не может быть! А если и может, то снимать и показывать подобные безобразия можем только мы, попутно вызывая зуд негодования у ветеранов ВОВ. Нам-то можно…
А тем временем поступок майора вполне логичен. Вполне понятна реакция на то, что его, боевого офицера, прошедшего все круги ада, бьют мордой о твердый предмет низшие по званию, защищая немецкую девку. И кем в данной ситуации выглядит капитан? Предателем и власовцем. Как полыхнул мозг у пьяного майора можно только догадываться. А с власовцами разговор один…
Думаете эпизод с солдатиками, беспрекословно идущими на штурм, тоже антисоветский бред? Ну тогда поделитесь своим рецептом, каким бы макаром лично вы отреагировали на сообщение жаждущего сатисфакции майора с расквашенным котелком о том, что в доме засели власовцы? И каким макаром попытались бы отмазаться от выполнения приказа? Не смешите, взяли бы винтовку и пошли стрелять. А иначе трибунал или расстрел на месте.
А сбежавший от товарищей снайпер? Прав или виноват? Подумайте. Каждый ли захочет гибнуть в день победы, когда запахло родным домом и мамиными пирожками, по причине самодурства командира, вдруг разменявшего честь немецкой девки на его жизнь и жизни других? Ээээ, ребята, признаюсь, что послал бы этого дурака к проматери. Я свое дело сделал, я солдат, а не врач и клятвы Гиппократа не давал. Я освободил свою страну, добил фашиста в его же логове. Я хочу домой.
Но вот, снайпера пристрелили как собаку на обочине. Радости полные штаны, все вокруг становятся заложниками обстоятельств и принципов капитана. Но прав ли сам капитан? Да, он тоже прав. И всем дает альтернативный выбор — встать и уйти. По крайней мере он честен перед самим собой. Правда выбор этот закончился бы на дороге, рядом с трупом снайпера. Что поделать, обстоятельства…
Негатив N4
Порядочные немецкие офицеры.
Это нонсенс! Нам с пеленок вдалбливали, что среди фрицев людей не было. Только садисты и подлецы. Мы до сих пор воспринимаем человечное лицо немецкого офицера как нечто абсурдное. Привыкли грести всех под одну гребенку, вот и в данном фильме дальше носа не взглянули.
А так ли сильна порядочность немецкого полковника? Это уже потом остатки его полка кинулись на помощь осажденным, а до того все просьбы были отвергнуты по причине вполне понятного желания жить. Плевать на сирот, плевать на долг родине (ведь война еще не закончена). Бежать и жить — вот желание немцев в большей части картины. Ну что, стало легче?…
Негатив N5
Честь советского солдата растоптана.
Скажу одно. Пересмотрите финальный эпизод с раненым капитаном и немецким пацаном, уходящим со своими. Посмотрите им в глаза. Капитан, ставший для мальчика в тот момент почти богом, медленно и навсегда исчезающий в дыму войны — вот кого он запомнит на всю жизнь. И каждый раз при упоминании слов «советский солдат» он будет видеть перед своими глазами именно эту картину.
Так за что же российский зритель невзлюбил картину немецкого режиссера? Закройте глаза, вспомните поступки, за которые вам до сих пор стыдно и всё поймете. Режиссер показал нам ЧЕЛОВЕКА такого, какой он есть на самом деле. И он имеет на это право, даже если немец. Ведь мы этого сделать никак не можем, вечно впадая в крайности, раз за разом разочаровывая самих себя.
Посмотрите немецкую картину «Сталинград». И скажите, кто более честен перед самими собой — немцы или мы.
9 из 10
15 мая 2012
Наткнулся на фильм случайно, а когда почитал критику в его адрес то понял по чему не видел ни одной крупной рекламы. Этот фильм пожалуй самый аккуратный и честный по отношению к зрителю. Но не все поняли то, что до зрителя пытались донести…
Когда читаешь отзывы то складывается впечатление что данная картина о зверствах наших солдат в детском доме наполненном малолетними девочками и о героическом противодействии им (красноармейцам) разбитых гитлеровский частей. И честно говоря я уже и сам себя на это настроил. Первые сомнения закрадываются тогда когда видишь трейлер фильма: светлая музыка, холодный пляж, аккуратный пансион, дети и солдаты, всё мирно, тихо и почти невинно. На деле так и оказывается. Никто не пытается очернить облик всё красной армии, никто не пытается показать что фашизм это правильно или хорошо. Нам хотели показать что бывает не только война между странами или врагами, бывает война между добром и злом в общечеловеческом понимании, война между теми категориями которые неизменны для всего человечества. И за то, что режиссёр не побоялся показать это на такой болезненной для всего мира тематике уже заслуживает уважения. Кто о сказал что это «самый деликатный фильм о войне» и это пожалуй так. Ни «обнаженки», ни сцен насилия. А из всех «злобных русских» здесь только пьяный майор. А на счёт немцев. Будь на их месте ты (тот кто это читает) что бы ты сделал? Ты бы не пошёл биться за детей своей страны? Нет? Ты бы не пошёл сдаваться? Картина просто завалена высказываниями о том что дескать всё это гнусная лож и вообще редкостная дрянь, так что почти не хочется говорить о технических моментах, актерской игре и прочих вещах. И в этом конкретном случае совершенно не важно, было ли то, что показано в фильме, на самом деле…
13 мая 2012
История про восьмерых разведчиков на севере Германии в канун Победы 8 мая 1945-ого. Остатки отряда под командованием офицера под прозвищу Горыныч (за крутой нрав и живучесть) должны стеречь побережье, чтобы ни один капитулирующий фашист не проскочил мимо. Как на зло, как только измотанные солдаты с парой пулеметов и одной сломанной пушкой расквартировываются в прибрежном детском доме и собираются немного отдохнуть, на горизонте появляются 80 фрицев, впрочем, таких же уставших. Из всех героев фильма воевать хочет лишь проблемный мальчуган лет 15ти по имени Петер. Пострелять действительно придется, но главный удар придется оттуда, откуда ни красноармейцы, ни остатки регулярной армии вермахта его не ждут. Нанесёт его измочаленная человеческая психика, и это будет пострашнее любого военного сражения.
Был ли этот случай в реальности (как уверяют создатели) или нет, не суть важно. Факт в том, что в фильме нет никакой клеветы в адрес советской армии или фашистских частей. Скорее, это самое деликатное кино про ВОВ из всех, что выходили в последнее время. Растерянные немцы в полной прострации сидят у костра и молчат, за всю нацию тут «говорит» обреченное лицо командующего корпусом. Он похож на генерала из «17 мгновений», который рассуждал в поезде со Штирлицем о природе фанатизма, скорой гибели, несмываемом пятне для поколений и вот теперь, как и предрекал, пытается унести ноги. Очевидно, что режиссеру фон Боррису хочется многое сказать, но ему не хватает смелости, он пугается выбранной темы и на малейших щекотливых моментах (к примеру, разговор о Петербурге-Ленинграде) включает общий план, дает крупно глаза ребенка и обрывает героев на полуслове. Но, судя по тому, как болезненно у нас восприняли фильм, даже эта перестраховка не особо удалась. Просто лента неожиданно задела совсем другой нерв.
В отличие от принятых стандартов изображения Великой Отечественной тут вообще отсутствуют военно-политические выводы, гипотезы, реконструкция солдатского быта и пр., всё предельно условно и до боли злободневно: «4 дня» на самом деле — кино о войне СВОИХ против СВОИХ. То есть, не об Отечественной, а о Гражданской, которой нынче так пахнет в наэлектризованном митингующем российском обществе. Одни моральные принципы и убеждения против других.
Лично у меня к создателям только одна претензия — зря смалодушничали и не показали финальный бой. Это единственная, но глобальная ошибка создателей. Драматургическую правду и накал всего действа напрочь убивает театральная концовка с пищащей мышкой и прочими приемами а-ля Михалков. Абсурд и трагедию происходящего, в данном случае, надо было доводить до логического конца не абстрактно, а наглядно. С помощью града пуль, падающих в песок орденов и русского мата с обеих сторон. Вот оно, звериное начало! Психологическая разрядка требовалась зрителю, чуть-чуть не докрутили. Ну а в целом, очень даже неплохо.
10 мая 2012
У советско-российских зрителей по вопросу военного кино есть проблема смешивания исторических процессов и художественного осмысления судеб людей в конкретной истории.
Пройдёмся по фактам этого потрясающего фильма, но не по фактам победы «Красной звезды» над «Чёрной свастикой».
Отдельно взятый кобель в звании советского майора, по пьяни вдруг решил, что отдельно взятый детский дом с несовершеннолетними девочками — его личный гарем. Больше того, как только у него в штанах зачесалось — сразу появились танки, которых почему-то не было для выполнения приказа «Не допустить бегства фашистов в соседнюю страну».
Вполне естественно, что во имя справедливости нашёлся Человек в звании советского капитана, у которого было особое мнение на тему «Что такое — хорошо и что такое — плохо?».
Чтобы понять тех, кто считает фильм полезным для души и взросления, нужно вбить себе в башку (которая не только для еды), если ты одел форму, то твоя жизнь СОЛДАТА есть УСТАВ, а жизнь РАЗБОЙНИКА есть собственная ХОТЕЛКА.
Настоящее кино нужно не только смотреть, но и слышать!
После Победы Капитан возвращал домой в СССР для будущей жизни ЧЕЛОВЕКОВ — сыновей и мужей, а майор, говорящий по русски с акцентом, хотел вернуть домой в страну Советов БАНДИТОВ — мародёров и насильников.
А зрителям, подверженным идее лже-патриотизма, предлагаю задачку на мораль для первоклассников: изменится ли ваше отношение к судьбе немецких девочек, если бы вместо НАШИХ на этом конкретном кусочке немецкой земли решали бы свои половые и нравственные проблемы, например, американские рейнджеры???
7 мая 2012
Действие фильма происходит в паралельной вселенной, где русские захватчики пришли на немецкую землю и творят всяческие непотребства.
Оценивать этот фильм мне очень легко. Это фильм о войне, но в реалистичность происходящего на экране не верится. Что-то я не слышал и не читал, чтоб командиры Красной Армии прикрывались немецкими детьми. Прикрывали собой и спасали — это было, Николай Масалов и Зия Буниятов не дадут соврать.
В фильме нет ни одного нормального русского. Сплошь трусы, убийцы, насильники и просто недалёкого ума, даже те кто проходит в эпизодах, не говоря о главных героях.
В военном фильме нет ни одной боевой сцены, а стало быть спецэффектов тоже нет. Оценивать просто нечего.
Про какую-либо игру актеров тоже говорить не приходится. После просмотра фильмов, в которых играли мэтры Папанов, Тихонов, Ульянов, Кононов, Леонов оценивать игру актеров в этом позорище, именуемом «4 дня в мае», просто смешно. Это не игра, это детский сад, штаны на лямках.
Фильм снят по мотивам повести Д. Фоста «Солдатская былина». Сам Фост поначалу утверждал что повесть документальная, но после битья сцаными тряпками, фактами, логикой и обвинений в плагиате признался что сюжетец сей он выдумал за ради укрепления русско-германской дружбы. Честно говоря я не понимаю как дружбу с кем либо можно укрепить собственным унижением и самообливанием помоями. Сценаристы учли большинство критических замечаний, например убрана ночная танковая атака, действие перенесено с острова Рюген на побережье материка, но родство просматривается чётко.
Резюмируя, то чем «прославились» немцы на нашей территории припысывается и нашему солдату. Этот фильм ставит нашего солдата ниже солдат Вермахта, не говоря о немецком офицере, по моральным, человеческим качествам. Солдаты Вермахта вот кто положительные герои этого фильма. Офицеру только белого коня не хватает. Слышь, Гуськов, чё коня-то не пририсовали? Бюджету не хватило? А зря было бы реалистичней.
Смотреть это поделие или не смотреть решай сам. Если тебе нужен фильм о войне советую выбрать что либо другое. А если решишься — не жалуйся, тебя предупредили.
6 мая 2012
Фильм замечательный. Светлый, мудрый, трагичный. Про выбор, который в жестоком противостоянии диктует настоящему человеку его совесть. Про то, что Мужчину с большой буквы и озверевшего насильника может разделять не только линия фронта, но и представления о нравственности Про неподчинение приказу, который отдает кто-то, опьяненный не только Победой, но и легкой возможностью ублажить свои звериные инстинкты. Про величайшее самопожертвование во имя чести и человечности. Не понимаю тех, кто утверждает, что фильм порочит советских солдат. Ведь главный герой фильма и его солдаты — Люди и Мужчины с большой буквы. Достойный пример мужества, отваги, высокого гуманизма. Они противостоят скотству. В День Победы они отдают собственные жизни, защищая жизнь беззащитных и тем самым утверждая высокое звание русского воина.
6 мая 2012
После омерзительного видео «Жила была баба» появился очередной фильм в котором раскрывается отвратительная, жестокая, злобная, бесчеловечная сущность представителей моего народа. Солдаты красной армии изверги и алкоголики, это уже для кино аксиома (хотя мой дед ветеран, на фронте был с начала 43 дошел до Берлина, уверяет меня что не было никакого повального алкоголизма в частях даже в Германии — не ни спирта, ни заядлых его любителей), а в этом видео еще добавляют очередной штришок к портрету советского солдата — насильник, недисциплинированный солдат, точнее пародия на воина. Я кстати, не удивлен что на главную роль взяли Алексея Гуськова, у него уже целая коллекция подобных ролей, где зритель не может понять кто перед ним нормальный, но потрепанный жизнью человек или подонок.
Фильм снят достаточно добротно, снимал его немец, потомок тех с кем воевали наши прадеды и деды, потомок тех кто тысячами расстреливал наших земляков на территории всего СССР, и сейчас они выстраивают в сознании нашей молодежи образ того, кем являлись предыдущие поколения людей и кем являются они сами, формируя их самосознание и еще более углубляя восприятие себя и своего народа ущербности, для подобного восприятия было сделано уже очень много.
Смотреть ли вам решайте сами, но вы не имеете моральное право перед своими предками водить на такие фильмы детей и подростков.
1 из 10
20 апреля 2012
У любого явления есть субъективная и объективная сторона. Война не исключение. Последнее время фильмы о II Мировой Войне стали все дальше уходить от фактов, и все больше концентрироваться на чувствах и эмоциях. Официальную статистику войны заменили истории человеческих судеб, чувства участников событий. Это прогресс — теперь, составив полную картину происходящего, мы можем домыслить множество сюжетов, анализируя войну как бы изнутри.
Фильм «4 дня в мае» лишний раз доказывает, что не все так однозначно, не все так просто, как кажется по учебникам. Может быть, даже сложнее, чем обсуждения в Ставке Верховного Главнокомандования. Здесь начинается настоящая война, когда уже прогремели победные выстрелы. Здесь настоящие Герои — по одну сторону баррикад. Здесь без разницы, русский ты или немец, ибо принципы другие — верх берет Честь.
Кому-то станет грустно от трагичности происходящего, у кого-то верх возьмет агрессия от несправедливости, но важно другое. Эти чувства пройдут, если понять, что война — не только то, что мы привыкли ей считать, применяя количественные характеристики. Последняя сцена это доказала — постоянный вопрос военных «Сколько их?» не сыграл решающей роли в «войне после победы». Победили те, на чьей стороне правда, а не количественное превосходство. Все получили по заслугам, потому что это фильм. Как бы в реальности развились события, остается только догадываться.
Та война длится до сих пор. И мы с вами её участники. Порой те же немцы, французы или англичане нам ближе, чем вымогающий деньги русский госслужащий или бездействующий мент. И аргумент, на чьей стороне правда, не всегда является гарантом победы. До тех пор, пока не удастся осознать, что у «другой войны» и победа тоже — другая, особенная.
12 апреля 2012
Поднять такую табуированную для победителей тему, как падение дисциплины среди красноармейцев на территории поверженного врага, могли только сами немцы, рискнувшие показать короткий эпизод последних дней войны, который, как и все прочие, является частью истории, чтобы вынести его на всеобщий суд.
Действительно, факты насилия советских войск в отношении мирного населения противника не вымарывались из донесений и сводок, позволяющих судить, каков был их настоящий масштаб, тем более, что победителей судили, вынося трибуналом не обжалуемый смертный приговор, оставшийся в архивах СМЕРШа с отметкой о приведении в исполнение, подводившем черту под преступлением, которое не спишет война.
Немцы деликатничают, стараясь всех огульно не обвинять. Напротив, представляют происшедшее, как неосознанное намерение, а пьяный эксцесс, на протяжении долгого времени показывая задумчивого командира с ликом Алексея Гуськова, который, намотавшись по штрафбатам, добрался, наконец до вражьего логова, которым оказался детский приют — последнее прибежище военных сирот в графском доме среди лесов, где бродят остатки разгромленных германских частей, пробирающихся на другую сторону, чтобы сдаться союзникам — от греха.
Они пересекаются, русский командир и офицер противника, чтобы, обозначив достоинство сторон, разойтись миром, каждый своим путём, одни — искать дороги на запад, другие — налаживать диалог с перепуганными женщинами и воинственным пацаном, не успевшим на тот свет за друзьями из гитлерюгенда, но всё ещё не избавившегося от намерения принять геройскую смерть.
Этот двуязычный подросток скрепляет собой нежданный гуманизм советского солдата с лирикой первых мирных дней, естеством природы и свежестью первых чувств, размышлениями о потерях и приобретениях, ошибках и заблуждениях, с которыми жили обе стороны, ещё не поборовшие давнее недоверие и первый испуг.
У режиссёра было достаточно времени, чтобы подготовить почву, связывая офицерской честью представителей обеих сторон, рискованно уравнивая достоинство тех и других, что выглядит не бесспорно на фоне масштабных жертв мирного населения оккупированных территорий, которые не сведёшь к взаимной несдерженности солдат.
Идея объединить человечностью разделённых долгом бойцов отважна и провокационна, вся сотканная из противоречий, переполняющих горюющего над потерями героя и наслушавшегося геббельсовской пропаганды мальчишки, не ждавшего от вторжения обидчиков ни блага, ни добра, внезапно оказываясь объектом благородного внимания и заботы врага.
В момент, когда не стало фронтов, а наступивший мир пока ещё на бумаге, последний и решительный бой становится общим сражением вчерашних врагов, образцовой схваткой с отщепенцами в небывалой форме героического сплочения, встречающего откровенное неприятие сквозящей в нем подставной идейной навязчивости авторов, как бы ни входил в их положение Алексей Гуськов сотоварищи, получившие рыцарское подкрепление с другой стороны.
9 апреля 2012
В год может выйти с десяток фильмов про тот момент в истории, за который наша страна может гордиться, это я за Великую Отечественную войну. Но до прекрасных лент советского периода им ещё очень далеко, не исключением стал и совместный российско-украинско-немецкий проект «4 дня в мае».
Откуда же взялась эта «гнилая» тенденция, чтобы в сюжете просто обязательно присутствовал отвратительный персонаж со стороны победителей? Вспомним за что мы любим классические фильмы на эту тему: мы полюбили их за идеализированных солдат, простых жителей нашей огромной Родины, где не было места предательству, подстрекательству, обману, а была дружба, вера в победу, героизм. И даже эти идеалы казались более честными, чем нынешние кричащие эпизоды о вопиющей вседозволенности руководящего состава и, конечно же, таких ненавистных замполитов или же офицеров НКВД. Хватит! Мы знаем о наших солдатах как о настоящих героях!
Но в «4 днях мая» даже это переплюнули, оказывается, из-за подлости офицера нашим бравым солдатам придётся спасать свои жизни вместе с отступающими немцами.
После просмотра сложилась твёрдая уверенность, что фильм обязан своим качеством немецкому режиссёру Ахиму фон Боррису. Закрывая глаза на глупость в сюжете, можно говорить, что лента поставлена весьма хорошо. При отсутствии должного финансирования всё-таки удалось передать те предпобедные дни. И хорошо сыграл Алексей Гуськов. Получился сильным командиром, принципиальным, местами жёстким и выглядел настоящим солдатом и глубоко несчастным человеком.
Итак, мы пришли к тому, что немец-постановщик ставит фильм о Второй Мировой войне про наших солдат лучше, чем это делают у нас. Сюжет же хромает на обе ноги. Спасибо нескольким актёрам, которые вытаскивали фильм всеми силами. Во всех компонентах не хватило чего-то, да к тому же есть заметные «ляпы». Если Вы любите фильмы о войне и не обращаете внимания на слабости в них, то можете посмотреть, но я лично лучше пересмотрю классику советского кинематографа в сотый раз, чем этот фильм во второй.
4 из 10
4 апреля 2012
«4 дня в мае» — отличный фильм с отличным сюжетом, который был написан на реальных событиях. Большинство сцен хапали за живое, так как в них уже шла речь не о войне и не о защите своей родины, а в первую очередь о человеческой взаимовыручке при которой вражеское отношения, флаг страны или другой цвет формы отбрасывался на другой план.
В фильме рассказывается про те дни второй мировой войны, где Германия уже знала, что война проиграна, и к концу всего этого ужаса осталось только 4 дня. Сценарий был написан на реальных фактах из рассказов Дмитрия Фоста, где шла речь о немецком отряде, пришедших на помощь советским бойцам, которые защищали мирное населения не давая их насиловать.
В этой ситуации, немцев врагом назвать никак нельзя, напоследок они показали свою человечность и благородство.
Немецко-российско-украинский проект режиссера Ахима фон Борриса мне очень понравился. Фильм получился интересным, и все это в первую очередь благодаря прекрасному актерскому составу.
7 из 10
21 марта 2012
Мне нравятся советские фильмы о войне. Некоторые и постсоветские. Я не смотрел вторую и третью части «Утомленные солнцем». Но этот фильм отвратительный! Я не верю, что такое могло быть. Как русский солдат смог победить немецкого солдата? Возможно и были какие-то случаи плохого отношения к немецкому населению, но чтобы открыто и на уровне офицеров… А в конце фильма бойня между своими! Это же уголовные разборки точно скопированные с наших сериалов.
До чего противно, что в таком кино играет хороший актер Гуськов. А небритый солдат-музыкант.
Такие фильмы должны учить патриотизму. На фоне войны такие характеры неуместны. У нас и так общество разобщенное, а этот фильм фильм один из тех, которые позорят русского человека. Впрочем, возможно в этом единственный смысл этого фильма.
Ни чести, ни достоинства, только зарабатывание бабла. До чего мы дожились!
21 марта 2012
«4 дня в мае» — фильм, повествующий о группе солдат, занявших детский дом с сиротами рядом с немецким лагерем. За четыре дня до конца войны они получают задание взять в плен немцев.
В плане декораций, костюмов и цветовой гаммы к фильму никаких претензий.
Из актерского состава хочется выделить Алексея Гуськова, создавшего действительно интересный образ уставшего от войны человека.
Внимание акцентировано исключительно на мальчике, глазами которого мы наблюдаем за происходящим — в результате остальным персонажам не уделили внимания и весь их потенциал не раскрыт.
Отсутствие реализма и присутствие множества спорных моментов значительно портит фильм. Снять психологическую драму и донести основную мысль можно без искажения исторических фактов. Однако это сделало фильм необычным.
Несмотря на неправдоподобные моменты, картину посмотреть стоит. Лента получилась необычной. На любителя.
7 из 10
14 марта 2012