Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маленький портной |
английское название: |
Petit tailleur |
год: | 2010 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Луи Гаррель |
сценарий: | Луи Гаррель |
продюсеры: | Матьё Бомпуэнт, Клер Тринке |
видеооператор: | Лео Энстен |
композитор: | Грегуар Хецель |
художник: | Джулия Кравцова |
монтаж: | Мари-Жюли Майе |
жанры: | мелодрама, драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 44 мин |
Если бы мне не нравился Луи Гаррель-актёр, я бы никогда не посмотрела на работу Луи Гарреля-режиссёра. Но он мне нравится, я даже восхищаюсь им. А посему его короткометражка давно лежала в папке must-see. Одним вечером, ближе к ночи, я решилась посмотреть это. Такие вещи долго оттягиваешь, потому что боишься разочароваться в личности, которой восхищаешься. А когда это хороший актёр, хорошим режиссёром ему быть не так уж и легко, особенно в твоём сознании. У меня так с Джонни Деппом: я его люблю и почти все фильмы с ним видела, но взглянуть на его режиссёрскую работу в «Храбреце» ужасно боюсь. А вдруг не понравится? Это же его детище. Но такое вполне себе может быть.
Но с Луи Гаррелем решилось все хорошо. Может я не увидела в нем законченности (все как-то обрывочно, лирично, более эмоционально, ежели логично), но по крайней мере увидела, что у него есть вкус.
История двух потерянных личностей — полубезумной театральной актрисы и грустного портного, которые обрели друг друга на эти 45 минут экранного времени, — сполна может показать отношения Мужчины и Женщины. Может это и не Любовь. Сказать трудно. Но все ощущения, что дарит чувство увлеченности, фильм передал.
Образы платья, бега (герой до ужаса боится метро и поэтому везде опаздывает), закадровых монологов о жизни, обрамленные потрясающей скрипичной музыкой превращает этот кино-набросок, этакий художественный мазок, в стихотворение. Нелогичное, сверх-эмоциональное стихотворение. Как некоторое экспрессионистическое произведение, отображающее мимолетное впечатление.
Артур Игуаль прекрасно справился со своей ролью. В принципе я понимаю, почему Гаррель выбрал его на эту роль. Игуаль очень милый молодой человек, с грустными глазами и приятной наружностью. Верится, что ему легко влюбится. Причем он кажется сильно влюбчивым.
Леа Сейду, плавно перекочевала из «Прекрасной смоковницы» Кристофа Оноре, где играла, как раз с Луи Гаррелем, в его короткометражку. И здесь, в отличии от того фильма, она мне очень понравилась. Мне очень понравилось как в принципе камера сняла её. У Оноре она некрасива, а здесь настолько красива, что её крупные планы можно назвать божественными. И играет она в разы лучше. Ее нервный срыв чуть ли не самая лучшая сцена, невероятный накал эмоций.
В общем и в целом, «Маленький портной» — стоящая короткометражка, насквозь пропитанная Францией, сигаретным дымом, легким творческим сумасшествием (Гаррель исследует две темы: любовь как чувство и актерское ремесло) и еще чем-то бесконечно грустным, в стиле Оноре, коим любимчиком является режиссёр. И да, фильм похож на те, в которых снимается обычно Луи Гаррель.
8 из 10
21 октября 2013
Короткометражный фильм «Маленький портной» («Petit tailleur») — одна из первых работ режиссёра Луи Гарреля. Взгляд его на мир и кино лишь формируется, но он сам как раз их тех людей, о которых снят фильм — молодых и красивых французах, живущим в душевном смятении и у которых никак не получается жить в этом мире.
В картине поднимается целый ряд тем. Фильм рассказывает о дружбе, о том, как главный герой, Артур, роль которого исполнил Артур Игуаль, не оставляет своего друга в ситуациях, когда тот не понимает, для чего живёт и не может совладать со своими чувствами. Друг Артура — человек циничный и не интересующийся по-настоящему никем и ничем в этом мире. И Артур видит, как постепенно эта оболочка лжи и защиты, создаваемой его другом, обнажает гнетущую того любовь и тоску, и они оба, пытаясь сдерживать эмоции, не находят слов друг для друга, чтобы хоть как-то утешиться.
Фильм о преклонении и обожании учеником своего мудрого учителя, который стар и уже очень болен, но скрывает это. Мастерская пошива одежды — небольшой мир ученика и учителя, в котором они нужны друг другу, в котором они оба лузеры, но они не могут жить иначе. Артур — живущий настоящей жизнью человек, он мечтает о чём-то другом для себя, но любит своего учителя так искренно, что тот ему, можно сказать, заменил ушедшего из жизни отца. В начале фильма Артур в искреннем порыве целует учителю руку, когда эмоции одолевают его, и кажется, что вся эта жизнь должна измениться. Но Артур не оставит своего престарелого настоятеля до самого конца, они связаны судьбой, тем, что человек не живёт без человека, и они нужны друг другу.
Фильм о заволакиваемом сигаретным дымом Париже, о его утончённой красоте. Невозможно представить себе, чтобы те чувства и эмоции, которые воспеты в «Маленьком портном» происходили в каком-то другом месте на земле. Хоть они и характерны для целого мира, но в Париже такие картины всегда писались столь яркими красками, что сравниться не могли никакие иные.
Наконец, фильм о любви и человеческой трагедии. Артур влюбляется в актрису Мари-Жюли (Леа Сейду) без причины, влюбляется в образ, увиденный им на сцене и придуманный им самостоятельно. Он не может понять Мари-Жюли, равно так же, как она не может понять его и себя саму. Им не проникнуть в сознание друг друга. Она предупреждает Артура, что тот не должен увлекаться, но он живой человек и не мог не жить этими чувствами после того, как впервые провожал её до дома. Мари-Жюли немного безумна. Она любит Артура, но в то же самое время у неё жених, который любит её и к которому она также привязана. Свои собственные чувства ей неясны. Мари-Жюли — плохая актриса на сцене. Вся её жизнь — сублимация. Она тратит свои силы на игру в настоящей жизни, но она не управляет этой игрой, как бы этого не хотелось, и на этом фронте тоже оказывается плохой актрисой. Когда-то она начала врать себе, врать другим в надежде облегчить тягости своих поисков почвы под ногами, уверенности в себе и близких, любимых людей. Ложь накладывалась слоями один на другой, и Мари-Жюли не просто забыла, что такое для неё искренние и настоящие чувства, а уже стала не способна на них. Для неё нет больше лжи или правды, игры или реальности — клубок распутать невозможно. Но душа её глубока и изящна, она страдает. И она хочет быть с Артуром, зная, что всё равно ничего не получится, зовёт его уехать вместе с ней в Лондон и говорит ему, что только он может спасти её, иначе она умрёт. Артур с цветами ждёт Мари-Жюли на условленном месте, которая несколько минутами раньше уехала со своим женихом. Артур не спас её, потому что она уже мертва, жизнь лишь теплится в ней, но трагедия и печаль уже неизлечимы. Жених Мари-Жюли тоже несчастен: она мучает его своим безумием, непостоянством, невозможностью объяснить своих чувств.
Но больше всех страдает Артур. Он — маленький человек, который умеет чувствовать, любить, дружить и уважать по-настоящему, но очень скоро и он захлебнётся в беспомощности. Артур ещё способен на красивые поступки — весь фильм он бежит, он в погоне за своей возлюбленной и ищет её даже тогда, когда она объявляет, что бросает его. Он не может сделать для неё многого и дарит сшитое самостоятельно платье, пытаясь проявить свои нежные чувства хотя бы так. В гримёрке театра, где Артур дарит платье возлюбленной, встречаются три героя этой любовной истории. Слёзы, тоска, сигаретный дым, признания, любовь, надежды, Париж. Замкнутый круг, который повторится ещё много раз, пока герои окончательно перестанут чувствовать что-либо.
«Маленький портной» — не просто трагедия. Всё же в нём есть очень доброе и живое, что убеждает в том, что жизнь стоит того, чтобы её прожить. Она бессмысленна, но невероятно красива, как Париж, как Леа Сейду в роли Мари-Жюли. Игра актрисы вызывает восхищение, то, как она нежно улыбается, смеётся, опускает глаза, играет смятение неповторимо, это нужно увидеть. Главные герои смотрятся блистательно и гармонично в этой «тихой» картине. А она действительно тихая: очень часто во время диалогов, которые занимают большую часть фильма, замечаешь, что на заднем плане нет ни одного лишнего звука. Только лица, на которых изображено так много, и голоса.
Адекватной русской озвучки у фильма нет. В рунете имеется лишь одноголосный и не совсем точный перевод. Настоятельно рекомендую при просмотре слушать то, как говорят актёры на французском. Если понимаете французский — чудесно, если нет, то лучше смотреть с русскими или английскими, опять же более точными, субтитрами. Русская озвучка одним голосом сильно портит впечатление, а звук в «Маленьком портном» играет немалую роль и подчёркивает общее настроение. Через некоторое время после просмотра наступает умиротворение, и Франция «Маленького портного», образы героев фильма с их диалогами остаются в памяти и влияют на сознание очень благотворно, несмотря на то, что лента грустная.
Режиссёр и сценарист Луи Гаррель находится на начальном этапе своей карьеры. С 6 лет он работал в мастерской отца, который был режиссёром, как и дедушка Гарреля. Затем Луи Гаррель был актёром и теперь он снимает своё кино. Сейчас ему 29, и фильм «Маленький портной» является иллюстрацией становления мастера. Такое кино, как «Маленький портной» — большая редкость. Чёрно-белое, тихое, с удивительно глубокими и красивыми персонажами, заставляющее переживать и вызывающее умиротворение вместе с этим. «Маленький портной» — чудесная парижская история.
Никита Субботин-Соколов (flanrysse)
31 июля 2013
История, рассказанная нам Луи Гаррелем в «Маленьком портном» тяготеет к жанру мелодрамы. История об учителе и ученике, о двух друзьях, о портном и об актрисе.
«Твоя девушка кажется немного рехнувшейся»
Мари-Жюли. Она плохая актриса, читающая монологи Чехова, запутавшаяся в себе, потерявшаяся в своих героинях. Она постоянно играет, она сама уже не может понять, кто она есть на самом деле. Она не любит своего режиссера, не любит нашего портного, она никого не может любить. Её реакции на что бы то ни было настолько искусственны, настолько неестественны, она то смеется, то плачет. Она всегда печальна. Или истерически весела. Безумна, одним словом, как правильно подметил Альберт.
«Сильвиан не нуждается в компании. Он дикарь, который претендует на то, чтобы стать цивилизованным. Но этого достаточно, чтобы сделать его оригинальным в глазах Артура»
Сильвиан. Друг Артура, существующий и выживающий абстрактно ото всего мира. Они с Артуром разные. Сильвиан ничем не увлечен, ему ничего не интересно, надоели все девушки, с которыми он встречается. Он не равнодушен только к своему лругу, но и от того пытается скрыть свои чувства.
«Если бы мой отец видел тебя, он был бы горд»
Артур. Маленький портной с большим сердцем. Да, он не может создать ничего кроме копии дизайнерского платья. Да, он чрезмерно серьезен и даже слегка мрачноват. Да, он в масштабах Вселенной — никто. НО! Кто из нас способен сделать что-то неожиданно приятное, порывистое для дорогого человека, например, сшить платье для любимой девушки? Кто из нас способен с искренним восхищением, а не идиотским раболепием смотреть на своего учителя, который желает добра прежде всего тебе, а не кому-то абстрактному? Кто из нас способен оставаться со своим другом в не самые приятные моменты? Не думаю, что на все эти вопросы я бы ответила утвердительно. Да, он не может ничего решить самостоятельно, но ведь и каждый из нас очень часто, вставая перед выбором, стоит и ждет, пока кто-то решит за него. Именно поэтому я восхищаюсь Артуром. Его внутренними импульсами, его отношением к окружающим его людям. Просто потому что он не герой, не человек-паук. Он обыкновенный человек. Со своими ошибками и слабостями. Но способный на глубокие чувства.
Прекрасная актерская работа Артура Игуаля. Неожиданно хороша здесь Леа Сейду. Убедителен Альберт Игуаль.
Вторая режиссерская работа Луи Гарреля мне понравилась даже больше, чем первая. Это печальное черно-белое кино становится очень дорогим и близким. Не могу объяснить почему. Бег Артура, слезы Мари-Жюли, радостные вскрики Альберта, грусть в глазах Сильвиана, снова бег Артура, цветы в его руках, виноватый взгляд…
Я люблю это кино. Не знаю почему. Почему Артур полюбил Мари-Жюли? Не знаю. Любовь не объяснима. Если объяснима, так ведь это уже не она…
10 из 10
13 ноября 2011
Почему маленький? Потому что в этом фильме учится ходить новый режиссер, пропитанный воспоминаниями о чужих работах. Насколько удачны его маленькие шажки? Ответ зависит оттого, насколько вам нравятся фильмы с участием Гарреля.
Леа Сейду, перекочевавшая из прекрасной смоковницы в портного, очаровательно грустна, очаровательно безумна, как и весь фильм. Ее душевные метания попахивают Моэмовским «Театром» или «Констанцию» Бредберри, когда главная героиня теряет себя и начинает стирать границы реальности, медленно скатываясь в безумие. Восхищают вздохи, взгляды, шепот на фоне инструментальных вставок. Отдельное спасибо за музыку в фильме- видимо, «Все песни…» не прошли даром для Луи, и сопровождение подобрано удивительно органичное.
Все также стремительно, как и у Оноре- причины и следствия никак не сойдутся в одно, действия скачут по экрану. Бег — отдельный элемент картины, что мысленно переносит к «Парижской истории».
Как же могло обойтись без голого тела? Не помню ни одного фильма с Гаррелем, где не было бы хотя бы секунды эротики. Хотя, Мечтатели переплюнули вообще все.
Диалоги, крупные планы, резкие решения героев, терзания души, предательство, меланхолия, ощущение безысходности на протяжении всего фильма, музыка, Чехов и платье-наволочка с ужасной псевдомеховой оборкой — вот и все составляющие фильма.
«Сложно поверить, но такие девушки реально существуют. И в них невозможно не влюбиться» — говорил незнакомый парень, выходя из зала.
5 из 10
Потому, что ждала большего. Потому, что уже все это где-то видела.
30 сентября 2011
Наверное, пора создавать целую категорию фильмов, которые подкрадываются ко мне, без моего ведома и собственной инициативы, проникают глубоко, а после распускаются во мне таким счастьем, повторить которое удается не всегда да и не так-то легко этого достичь. Это рождается само по себе, непредсказуемо, его невозможно создать искусственно, когда захочешь. И оттого, на миг, оно становится дороже всего на свете, а после, осевший в каждой клеточке, спокойно продолжает жить, донося памяти отголоски о подаренной, просто так, любви.
Да, в «Маленьком портном» нет любви между его героями, но она есть между мной и «Маленьким портным». Я поняла это не сразу, спустя два-три часа, и самое главное, что это родилось не в голове, до нее это докатилось спустя те самые часы, а вначале все было в груди, все пело, и я тихо улыбалась в ответ, да, да, кивая в пространство. Это хочется обнять, бестелесное. Пусть это будут слова.
Артур — маленький портной в мастерской Альберта Игуаля. Он восхищается своим стареньким учителем, с упоением слушает его рассказы о молодости и тех испытаниях, через которые ему пришлось пройти, и с теплом смотрит на милую пару мастера и его жены, влюбленных друг в друга до сих пор. Да ему хочется именно этого.
Но все, что может создать Артур — это маленькое платьице, это всего лишь копия.
Мари-Жюли плохая актриса. Плохая потому, что играет в жизни, а не на сцене. Гаррель намеренно не снимает игру Леи Сейду на сцене в театре, а переносит ее в жизнь. Мари-Жюли говорит цитатами, она хорошо их выучила, но она уже ничего не чувствует. Даже трудно представить, как с ней можно заниматься любовью. Поэтому Мари-Жюли в глазах Артура распадается на части.
А Артур Игуаль просто великолепен. Прощальный разговор с учителем, истекают драгоценные минуты, а он все медлит. Не может решить. Это слишком трудный выбор для маленького портного. И как мне кажется, он и не сделал выбор сам, учитель просто выставил его за дверь. И вот это платьице в руках Артура как та же «любовь» между ним и Мари-Жюли, всего лишь копия, подделка, смятая, отброшенная в сторону, ничто.
Но не забывайте, что перед нами всего лишь маленький портной, и он только учится находить, создавать и доводить до конца свои произведения. Об этом говорит финал «Маленького портного», он светлый, и я его очень люблю. «Ты принес мне цветы!.. Не мне ты их должен дарить!..» — это что-то потрясающее и очень согревающее, дарящее мысль, что все мы маленькие портные, и когда-нибудь, обязательно, достигнем мастерства. Истинного мастерства своей жизни.
8 июля 2011
Встал сегодня рано и за завтраком решил посмотреть короткометражку Луи Гарелля «Мелкий портной», видел её в номинациях на Сезар в этом году, но похоже выиграл кто-то другой.
«Petit tailleur» — это еще одна Парижская грусть, пропитанная насквозь сигаретным дымом, отчаяньем и одиночеством, но все таки имеющая в себе небольшую толику любви, которая настолько хрупкая, что её просто нереально сложно удержать.. Мир отчаяния поглотил двух совсем еще молодых людей. Они умны, начитанны, актриса цитирует Чехова, они ходят в театр, они говорят о жизни, они молодые философы, потерявшие свой путь и погрязшие в пучине одиночества и коварства пустоты. Но свет есть, есть прекрасные чувства..
Луи Гарелль отчаянный молодой человек, мне кажется, что он сам пропитан грустью. Это целое поколение, порожденное культурной элитой, которым прививалась воспитанность и уважение, но давалось слишком мало любви.
9 из 10
5 июля 2011