Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Край |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Предельная скорость и беспредельная страсть» |
режиссер: | Алексей Учитель |
сценарий: | Александр Гоноровский |
продюсеры: | Александр Максимов, Елена Быстрова, Алексей Учитель, Константин Эрнст, Михаил Козырев, Кира Саксаганская, Владислав Маевский, Игорь Симонов, Валерий Вдовченков |
видеооператор: | Юрий Клименко |
композитор: | Дэвид Холмс |
художники: | Эльдар Кархалев, Марк Ли, Вера Зелинская, Галина Деева |
монтаж: | Глеб Никульский, Елена Андреева |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 11000000 |
Сборы в России: | $5 132 354 |
Мировые сборы: | $5 380 142 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 2010 г. |
на DVD: | 21 октября 2010 г. |
на Blu-ray: | 21 октября 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Этот фильм стал открытием не только для режиссёра. Мы увидели в нём другого Учителя, который умеет снимать кино. Точнее, он показал, как могут снимать и ещё не всё потеряно в России.
Работа оператора при съёмках гонок на паровозах, которые снимались между Псковом и Лугой — на высоте. Ни разу в жизни не видел ничего похожего. Снято бесподобно. если отталкиваться от темы железных дорог, переправа по мосту из брусьев — тот ещё подвиг.
Теперь о любви: Игнат падок на женщин, причём тех, кто парится в бане. Он знает, что война развела его с нормальной жизнью, поэтому грех не полакомиться телом упитанной женщины. Правда, первая любовная сцена зашла слишком далеко.
Драка немецкой актрисы Штрейхель в бане с русскими девушками — это конёк фильма. Но для чего это снято, ведь самого Игната в тот момент в бане не было? Или Машков после фильма «Вор» уже постеснялся? Но он мастер в другом деле. Он хорошо чинит паровозы, поэтому женщины к нему тянутся.
Во всём фильме есть прелесть и сказочность, даже если в неё не верить. Теперь Игнат — почётный семьянин. Мастер на все руки, который оправдал себя в любом деле. Итог закономерен, но Учитель не показал самой личности Игната в фильме. То есть внешне всё логично, но внутри — неизвестность.
8 из 10
9 февраля 2019
Фильм Учителя — это, конечно, метафора. Поэтому обращать внимание на ляпы и нестыковки — дело неблагодарное. Но метафора шаблонная, избитая, навязанная и навязчивая. Так что кроме метафор и шаблонов больше ничего и нет.
Метафоры здесь на каждом шагу — медведи как олицетворение не опошленной цивилизацией органической естественной жизни, название станции Край (дальше некуда), паровозы как символ прогресса посреди девственной природы, машинист Машков как креативное брутальное начало созидания, немка как образ гонимой цивилизации, способной создавать чудовищную технику — паровозы и пр.…
Шаблоны тоже на каждом шагу — затюканное население в тряпье на каторжных работах (и обязательно такое, что слово люди к ним неприменимо, какие-то быдло- и недочеловеки), стандартный злобный гэбэшник с пистолетом, нехватка всего (заменяется самогоном), фуфайки и бараки, реки и тайга…
Не ясно одно: ну ладно, пусть злые чекисты-Гармаши лишили людей человеческого облика, превратили всех в послушное стадо. Но как это стадо смогло выиграть страшную войну?
Ведь война требует свободы и творчества, полёта и фантазии, да ещё в массовом порядке, тут одиночки-Машковы сделать ничего не смогут, это же реальность, а не голливудский вестерн. Один в поле не воин.
Впрочем, режиссёра-западника это не смущает, и главный посыл фильма подан прямолинейно: счастье в соединении немки-цивилизации и лучших людей «этой страны»(а это штучный товар, таких единицы), способных оценить и усвоить плоды западного прогресса. А народ-статист может в этом помочь… чтобы потом вернуться в привычное ему состояние тяжёлой работы и отдушины в виде самогона.
Собственно, вот и всё. Мне такой посыл крайне не симпатичен.
3 из 10
20 ноября 2016
Кладбище железного лома
Живет в новгородском полесье,
Кудесница леса Аньорка.
Считает года по кукушке.
Встречает меня на опушке.
Аньорка, Аньорка, Аньорка!
А тут началась война. Немцы напали на русских. Русские их победили, и немцев посадили в тайгу. И многих предателей русских тоже. За то, что они предали СССР и товарища Сталина.
Вдруг в таежный, «предательский» поселок приезжает крутой Игнат Машков. Он — железнодорожник, и инструмент у него — в порядке. Все дамы поселка его пылко желают. Начальник поселка дает ему паровоз, а самая красивая девица Соня — себя самою. У Соньки — сын. Немой немец. Сына-немца Соня под столом держит, а крутого Машкова — на кровати, хотя Машков — контуженный на всю голову.
Картина Алексея Учителя была отобрана в число претендентов на получение Оскара. Кирилл Разлогов, между прочим, высоко оценивает шансы «Края» в США: «Работа достойная, крупная, постановочная, профессиональная. Из тех работ, которые рассматривались, она имеет значительные шансы быть понятной также и американской аудитории, а не только нашей. Решение было почти единогласным».
Действительно, кинолента имеет очень высокие шансы быть «понятой», поскольку впитала в себя культурное наследие веков и новейшие достижения прогрессивной мысли. Давайте перечислим их по порядку.
В лучших традициях костюмного, «исторического» кинематографа «Край» — воинствующе антиисторичен. Для того, чтобы это понять, достаточно вспомнить некоторые экранизации литературных произведений. Ну возьмем наугад — «Дни Турбинных», «Женитьба Бальзаминова», «Преступление и наказание». Ой. Язык не повернется назвать это кино «историческим», поскольку оно пропитано самой жизнью, запечатленной ее свидетелями. Герои там наделены странными свойствами, неожиданными даже для своего времени мыслями, обладают уникальными даже для своего мировоззрения мнениями. Жизнь там зачастую — непричесанна и парадоксальна.
Удачный же современный фильм, снятый по историческим мотивам, — всегда редкость, всегда авторский подвиг.
Кино о прошлом, придуманное потомками, в той или иной степени искусственно и отличается от экранизации старого текста, также как отличается пейзаж от самой совершенной фотографии пейзажа. Есть различные степени проникновения в ткань истории. В случае с «Краем» проникновение — весьма неглубокое. В этом смысле «Край» ничем, не лучше изображает послевоенную действительность, чем «Приключения Буратино» изображают Италию XVIII века. «Историческая» картинка тут опирается на слишком общее представление о чужой реальности.
Чтобы нарисовать старину, как правило, режиссеры просто беззастенчиво используют исторические шаблоны. Вот и здесь Алексей Ефимович унитаза изобретать не стал. Персонажи у него являют вереницу современных представлений о прошлом. Вульгарная Софья манерами мало чем отличается от пьяной русской туристки на египетском курорте. Танкист-машинист Игнат — чумаз и боевит. Похож на бандита из фильма 90-х. Гэбист Фишман — кровав. Это — канонический НКВДшник из российского кинематографа последних 20 лет. Представитель малой народности — Баширов — просто чучка из анекдота. Народ, изображенный пунктиром, — дик и страшен, но добрый, добрый такой, жалостливый в душе.
А что? Кому нужна историческая достоверность? Даже профессора МГУ не могут учебник истории своей страны написать. Что же вы хотите от простого Учителя?
Типовому зрителю интересно смотреть в предлагаемых обстоятельствах — на себя родимого. В армяке, в буклях, в скафандре, и так далее. В американских фильмах про Средние Века средневековые женщины выглядят как акробатки цирка, а на войне воюют страшнее, чем целое войско Богдыхана. В картинах про будущий Космос инопланетяне заседают на галактическом соборе как сенаторы в Конгрессе. Так, что и у Учителя все — в ажуре. Не спроста он заставлял Александра Гоноровского переписывать сценарий 109 раз. Он знает, чего ждет международный зритель. (Бедный, бедный Александр. Загубили твой сценарий Эрнст и Учитель.)
Тут добавить тому, что я говорил 2 года назад мне собственно нечего:
Когда я говорил о шаблонности образов фильма, то забыл упомянуть немку Эльзу, которая вроде как выбивается из традиционного представления о гадине-вражине. Но это только на первый взгляд. Именно Эльза — являет собой пример самого окаменевшего трафарета. На самом деле, режиссер следует последнему писку моды в «околовоенном»кино. (Хотя война проходит по краешку «Края», тем не менее, она крепко держит этическую конструкцию нашего «шедевра»).
В течение десятилетий фильмы о войне проходят эволюцию, в ходе которой плюсы сменяются на минусы, и наоборот. Сначала враги в них изображаются кровожадными долдонами, а свои воины — добродушными богатырями. Возьмите, «Падении Берлина», кстати. Затем война очеловечивается. В нее проникает окопная правда, пролезают слабаки-интеллигенты. На первый план выходят экзистенциальные мотивы. Например, в таких лентах как «Летят Журавли», «Женя, Женечка и Катюша». Затем очеловечиваются уже и супостаты. Хрестоматийный пример — «Семнадцать мгновений весны».
В современном кино о войне отъявленные негодяи — преимущественно соотечественники. Зато среди все противников — полно милашек. Происходит этическая инверсия. Творцам же нужна художественная новизна? А то! Сейчас такого рода фильмы-переосмысления как пылесосом собирают все призы на кинофестивалях. Имя им легион. «Кукушка» Рогожкина, «Беса» Карановича, «Пламя и цитрон» Мадсена, «Ничья земля» Тановича, «Турне» Марковича, «Черная книга» Верхувена, «Странные сады» Беккера, «25-й час» Верннея, «Бал-кан-кан» Митревски, «Оккупация Мистерии» Кудниенко и так далее.
В общем, подготовился Алексей Учитель к Оскару на 5 баллов. А чтобы избежать обидных проколов на финишном этапе, пожурил на пресс-показе журналистов за нелюбовь к русскому кино и попросил подержать «наших». У государства попросил еще денег на организацию шумной рекламной компании в «Верайети», и «Холливуд Репортер». Рассказал, какой уникальный фильм он снял, как трудно они мучились на морозе, как мокли в бане. Надо быть извергом, недочеловеком просто, чтобы после этого ругаться на такое хорошее кино!
По отношению картине Алексея Учителя отечественные кинокритика заняла снисходительно-добродушную позицию. А многие даже восторженную.
Это, впрочем, полностью соответствует парадоксальной и тревожной тенденции в киномысли. Чем фантастичнее, надуманнее, неестественнее кино, тем больше пряников оно получает.
Видит Бог, я очень благосклонно отношусь к российскому кино. Пожалуй, как никто другой. За все время написал всего 2 отрицательные рецензии на отечественные фильмы. Первую на киноленту «Игра» Рогожкина, вторую — на «Край» Алексея Учителя. Но, извините, Алексей Ефимович, кино под названием «Край» хороших слов в свой адрес не заслуживает. Пустое, глупое, низкое, предназначенное для самого нетребовательного вкуса. Оно тянет человека вниз.
Самое смешное, что в аннотации написано, что фильм предназначен для самых широких слоев населения от 5-ти летних детей до глубоких стариков. Благосклонные, но смущенные отзывы кинокритиков полны высказываний — «Мол, фильм-то слабенький, но авось на Оскара потянет, авось, тупые американцы его поймут». Выходит, что прав был Задорнов? Мы априори считаем американских зрителей вкупе с американскими киноакадемиками — дураками? Ну, что же тогда — вперед.
2 из 10
17 ноября 2016
Пересмотрел «Край» Учителя второй раз по ТВ перед очередным Праздником Победы. Пять лет тому назад этот фильм не произвел на меня особого впечатления, за исключением приличной операторской работы и бюста Юлии Пересильд. Популярные, но уже изрядно замыленные актеры определенного типажа фильм не украсили.
Подростком, более полувека назад, смотрел фильм «Иваново детство» Тарковского и был им не просто потрясен, а ошарашен в хорошем смысле этого слова, хотя тогда в кино и жизни ничего толком еще не смыслил.
После первого просмотра «Края» догадался, что этот фильм явно не «коммерческий проект» (время подтвердило, что творение Учителя и его команды — сплошной убыток), зато отчетливо было видно, кого хотела «ошарашить» эта команда своим проектом, заточенным на забугорные «премиальные слоны и оскары». «Ошарашить» тех, кто там их выдает, не удалось — и ничего Учителю не обломилось.
Прошло пять лет — фильм, как очередной холостой выстрел по Голливуду, «отстоялся» у меня, хотя, честно говоря, немного потускнел в памяти. Но был удивлен тем, что его вновь решили показать на федеральном канале перед самым праздником… И решил всё-таки освежить память, и посмотрел его еще разок.
Теперь могу твердо сказать следующее:
1. Сосну надо рубить по плечу, а снимать фильм про то время, в котором не жил, не знаешь, не нюхал его, да еще по слабому сценарию, написанному таким же несведущим человеком — это полный тухляк!
2. Мифы и эпосы создают народы… Когда на исторические темы начинают творить мифы отдельные личности в литературе или группы товарищей, например, в кино под видом реализма, неважно какого, магического, мифического, метафизического… Спецов по их придумыванию у нас хватает, дабы прикрыть ими несовершенства очередного «творения». «Край» — это мифическая паранойя, стойкий систематизированный бред, в котором хватает расставленных фишек и устойчивых парафраз, на которые клюют не только некоторые наши зрители, но и ценители кинематографа на престижных забугорных кинофестивалях. На этот раз они там на «Край» не клюнули.
3. Если поставить рядом два фильма про одну войну: «Иваново детство» Тарковского и «Край» Учителя, то первый — это настоящее кино, почти шедевр, а вот второй — это профессиональная подделка под настоящее кино, но до шедевра ему далеко-далеко… Эти фильмы так оценил не только я, а многие люди у нас в стране и за бугром… более полувека назад… и совсем недавно.
4. Ну, а всяких там «орлов» дарить поочередно друг другу кинодеятели у нас научились. И это уже не мифическая паранойя, а премиальная.
8 мая 2016
Фильм понравился, но всё же ожидал намного больше. Может быть поменьше бы паровозных гонок и побольше Гармаша, не знаю, но уверен, что фильм стоит смотреть. Это наша история, наше достояние и большое горе, каждому полезно окунуться в эту атмосферу, прочувствовать и хоть что-нибудь обязательно для себя вынести.
Да, в фильме полно ляпов, как технических, так и сценарных и к сожалению, последних больше. С технической стороны всё понятно, по крайне мере для меня, уже долгое время работаю на поездах, поэтому увидел много забавного, но это всё простительно, но вот сценарные ляпы были просто вопиющие. Например, молодая девушка прожила в тайге четыре года, а зимой там не сладко, шансы выжить сводятся к нулю. А отношение к советскому начальству вообще пугало и возмущало, сейчас такого редко когда встретишь, а тогда боялись косо взглянуть, не то что прямо вступать в конфликт, здесь же полное неуважение и безбоязненность. Ляпов так много, что сейчас всех и не вспомню, а про некоторые просто не хочется писать, очень глупые они. Ладно, вот ещё один, последний — ку да весь фильм ездил Машков ?, подработка на стороне? или устраивал обзорные экскурсии на паровозе?! Весь фильм об этом я думал и смеялся, а потом смеялся и думал.
Много минусов, а вот и плюсы. Актёрский состав, во главе с Машковым, с ролью он справился, пускай часто он делал глупости, особенно на паровозе, но так решительно и правдоподобно, что не верить, мысли просто не возникало. Немецкая девушка, да и любой актёр занятый на вторых и третьих ролях были на высоте, я уверен, что фильм смотрибелен только благодаря им. Ну и напоследок, конечно, Гармаш. Он играет страшного человека, безжалостного, но всё же человека, со своей болью, поломанной судьбой… жаль, экранного времени ему уделили совсем немного, но и это было как яркая вспышка, нет, не в тёмном царстве, скорее в сером.
Пускай минусов много, непростительно много, но вы простите, не только потому, что фильм о войне, о нашей войне, поймите и увидьте за всеми этими ляпами характер, страсть к жизни советско-русского человека и пускай вас разберёт гордость, что они не сломались. Простите за патетику и скажите нет предвзятости.
Приятного просмотра!!!
11 октября 2013
По версии героев фильма, если бы Адольф Гитлер 21 июня 1941-ого отведал самогона в дозе, близкой к пониманию русской национальной идеи, то «никакой бы войны и не было». «Самогонная версия» отчасти снимает эмоциональное напряжение, которое непременно испытываешь перед просмотром исторической драмы.
Контуженый фронтовик Игнат (Владимир Машков) в августе 1945-ого прибывает в поселок лагерного типа «Край», где бабы вместо женщин, самогон вместо морфина, паровозы вместо танков. Как он сам говорит, до войны у него были и цветы, и бабы, и «лучший в мире паровоз», который носил символичное имя («Иосиф Сталин»). Не совсем одинокая Софья (Юлия Пересильд) не только кормит сурового и чумазого мужика Игната из «кастрюльки в цветочку», но и утоляет его плотский голод, пренебрегая самыми благородными чувствами и намерениями местного машиниста Степана.
Игнат на неком острове обнаруживает паровоз, брошенный в начале войны после ареста немецкого инженера. К паровозу прилагается Эльза (Аньорка Штрехель) — дочь инженера лет двадцати от роду, оставленная в глуши острова вместе с паровозом «Густав». Она совсем «не ферштейн» по-русски и совсем не догадывается о том, что война вообще начиналась и уже закончилась.
Историю отношений Игната и Эльзы можно описать, используя лишь два глагола, — «отмыл и полюбил». Для переговоров душ им не требуется русско-немецкий словарь, а их «любовь» зарождается не столько под влиянием первобытного инстинкта, сколько является требованием некой божественной необходимости, символом примирения не столько межнационального, сколько межчеловеческого. «Там, в краю далеком», чужие становятся родными.
7 из 10
6 июля 2013
К сожалению, среди большого объема выходящих на отечественный рынок фильмов, присутствует мало действительно ярких и интересных проектов, которые можно было бы назвать блокбастерами. Еще во время выхода этой картины на широкий экран, я был заинтригован сразу по нескольким причинам: Машков в качестве главного героя, эпоха Великой Отечественной Войны и поданная с новыми красками тема железной дороги. К сожалению, руки не доходили три года, но это не убавило приятных впечатлений от просмотра.
Скажу сразу, что, даже учитывая множество номинаций и наград, которые получил фильм Алексея Учителя, я не считаю картину воплощением гения отечественного кино. Это бесспорно хороший и качественный фильм, который интригует до просмотра, обеспечивает интерес во время, и положительный эмоции после, но не более того. Вдаваться в исторические детали не стоит — все-таки это далеко не документальный проект, а многие элементы истории раздуты в угоду современному зрителю. Первое же, на что обращаешь внимание, так это ощущение русской глубинки. На протяжении двух часов делишь этот маленький мирок с группой политических заключенных. Это не тюрьма в прямом понимании этого слова, но рабочий лагерь со своими порядками и правилами. На меня произвели неизменное впечатление большинство открывающихся взору видов, интересных ракурсов съемки — такой густой и тягучий лес увидишь не каждый день.
Саму же историю можно назвать в меру интересной, но не захватывающей. Подобными качествами может похвастаться чуть ли не половина отечественных фильмов и сериалов на тему ВОВ. Некоторые сцены мне откровенно хотелось пропустить — затянутые до безобразия и скуки. А вот в остальном, фильм оставляет приятные впечатления, так как возникает интерес к исходу истории. Хочется узнать, чем же закончится все для того или иного персонажа. Говоря об актерском составе, считаю, что Машкову картина обязана половиной успеха — не только звездному статусу, но и актерской харизме. Кто поспорит с тем, что актер является одним из главных экшен икон отечественного кино.
Еще одной изюминкой фильма можно назвать все сцены, связанные, собственно, с локомотивами. Восторгаться качеством съемок в итоге не приходится, но выглядят сцены действия свежо и зрелищно. Порадовала информация, что создатели картины использовали реально существующие составы тех далеких лет. Что мне показалось лишним, так это воспоминания из прошлого главного героя, выполненные в раздражительной манере.
7 из 10
27 мая 2013
Есть замечательные фильмы и не очень, которые посмотришь — и писать про них нечего, ну что писать — так, посмотрел и забыл, или не забыл, но и рассуждать не хочется. Фильм Край не из их числа. Как и всё наше общество(других не знаю), наше государство, это кино не без изъяна, напороли тут так, что хоть на созвездия альфа-центавра вой. Но в том-то и радость для меня лично, что небеспросветная это картина, как некоторые, большинство фильмов, произведенных «нашими».
Фильм привлек мое внимание, я его когда-то (в 2010м) начинал смотреть и думал:«Ну муть! Зачем и почему?». Бросил. А вот сегодня попался на глаза и как раз с того момента, где бросил. И слава Богу.
Сама тема сермяжная — ее мало кто поймёт. Уже и поколения сходят и всё блестящее подавай людям, красивая обёртка, пшик, картинка на раз два три. А тут Тундра, какие-то беженцы в лохмотьях, голод и среди этого бедлама Машков с остекленелыми глазами, огнедышащим драконом колесящий по рельсам. Нельзя смотреть Край и задаваться вопросом «Зачем и почему?», это просто вселенная Учителя Алексея, которую он создал, привив всей этой истории советскую боль. И это здорово, что ему удалось это, да, у него, как у режиссера свой взгляд на людей, на тех людей, кто раньше жил, ну так и ничего, а ты попробуй поди создай свой мир, где единственный транспорт это паровоз, а единственный человек, у которого бьется сердце — это немецкая девушка, четыре года жившая в лесу. Фильм не об этом.
Ведь основная линия картины это то, что среди серой массы стада есть не такие как все, и все это стадо жутко недовольно этим фактом, и вот тут уже серьезный плюс фильма — удалось создать героев, запоминающихся, удалось выделить их, заявить зрителю и провести жирной линией через весь фильм. Актерские работы основных героев(Игнат, немка, Фишман, Софья, да даже и Степан) — все удачные, диалоги слух не режут, красного словца хоть отбавляй. Эта вселенная Учителя диковата, но она обособлена и целостна. Вот герой Машкова фанатик-машинист, но он способен любить и идти против коллектива, способен выделять человеческое из груды стереотипов. Недавно с немцами воевали, давили их, но ведь они тоже люди! — вот о чем кино. И не так все просто, и не заслуживает фильм абсолютно низких оценок, на мой взгляд.
Но надо работать и развивать магию кино, а не только копаться в пороках людских и рассматривать грязную жизнь под микроскопом. Нет предела совершенству.
7 из 10
9 января 2013
Давеча посмотрел каннскую надежду русского кина, как сказал телеящер: крайнюю работу здравствующего классика и учителя Учителя. А. «Край». Приход был тяжелым. Долго и обильно тошнило. Вплоть до применения КРАЙних мер. Какие-то дикие кукляшные люди на фоне медведей бегают, валят деревья, струляют из ружия, гоняют исключительно на паровозах без видимой на то цели. Машков какой-то пришибленный. Гармаш как-будто из какого-то другого фильма вклеенный. Немецкая девочка, 4 года непонятно зачем сидевшая в заброшенном паровозе в засаде (опять же с ружьишкой для разгонения тоски). Все это малопривлекательное зрелище сначала жестко раздосадовало. Но применение к сему кинонедоразумению аллегорического метода анализа привело к неожиданным результатам.
Месседж данного опуса явно обращен к Западу. На это указывает незавуалированная лубочность картинки с неизменными медведями, советскими зеками и таинственными нквдешниками с рыбачьей фамилией Фишман. Все бы и ничего, ну надо проставиться в загранице и ладно — потерпим и лубок. Если б не но… Образы аллегорического ряда напрямую свидетельствуют о попытке русской интеллектуальной элиты второго призвания варягов. Проследим основные из аллегорических линий.
1) Гонки на паровозах. Паровоз — аллегория устаревшего, никому ненужного порядка. (Это подчеркивается тем, что паровозы гоняют совершенно бессмысленно. Вроде как на них лес должны возить, но в кадре только гонки и любование технической стороной паровоза). Особо подчеркивается эта бессмысленность тем, что максимальная скорость, которую паровоз смог развить 75 км\ч, сегодня просто смешна. Огромный, сложный агрегат с такой скоростью сегодня дик и бесполезен. Абсолютный архаизм. То как на паровозах гоняют и как к ним относятся персонажи фильма аллегорически выражает стремление разных групп русского народа возродить Россию. Вот Машков (мифический русский мужик), вот бывший интеллигент, вот представитель власти с синим околышем и пистолетом в руке, вот представитель национальных меньшинств — все они использут паровозы для своих личных целей, и способ использования изображает ту Россию, какая нужна каждому из персонажей. Мужику нужна сильная Россия, чтоб быстрее всех, для этого он откопает невесть где хорошо забытое старое, нацепит для красоты листы краденно-крашенного кровельного железа, напишет что-нибудь типа «мирсидез» на борту, ну и главное чтоб бабу не стыдно было прокатить. Интеллигенту нужна возможность мирного труда, когда он уверен в том, что он приносит пользу России. Силовику нужна Россия, где будет возможность жестко контролировать мужика (мощный паровоз с арестантским вагончиком на прицепе), нацмену нужна возможность приторговывать. Вот модели показанные нам Учителем. Все они нежизнеспособны, несовременны, бессмысленны.
2) Женская линия. Женщина всегда символ плодородия. Что мы видим в фильме? Русская баба с немецким ребенком, не могущая иметь своих детей. Опять символ России. Бесплодность — главная характеристика. Попытка прижить немца не прошла: немец так и не заговорил, а потом и просто был арестован силовиком. Исторический экзамен иностранного заимствования провален. Такая Россия уничтожена выстрелом представителя власти (см. фильм).
Что же нужно русскому народу? Ему (Машкову) нужна фрау. Он находит ее одичавшую на дереве, отмывает, подкармливает и с ее помощью строит мост, отделывает паровоз, ездит на паровозе. Она оживляет немецкого мальчика. Она вообще похожа на женщину (в платье и без). И она став немой (какой образ!) женой русского мужика рожает ему троих (символ завершенности и единства) детей.
Ну вот и напрашивается вывод: А. Учитель сигнализирует Западу о том, что исторические пути России зашли в окончательный тупик (край), Россия больше ни на что не способна и не имеет исторических перспектив. Посему, кричит Учитель, приидите к нам «добрые варяги» (вот тут загадка — кого он имеет в виду, судя по фильму, они не должны быть запятнаны войной с Россией, т. к. немецкая девочка не знает про войну Германии и России), верните нас на историческую сцену, устройте нашу жизнь!
Что ж, может он и прав. Все же Учитель.
12 ноября 2012
«Край» — хороший русский фильм. Часто, к сожалению, русский кинематограф слишком ориентируется на западную модель съемки, пренебрегая самым главным, ценным, что есть в родном кино — глубиной и истинной драмой. Режиссеры пытаются заинтересовать зрителя огромным количеством драматических коллизий, взятых вроде бы из жизни, но которые никак не соединяются в целостную картину. В фильме «Край» сценарист сумел соединить эпическое повествование с внутренними переживаниями человека, и благодаря этому фильм не потерял внутреннего и внешнего единства.
Образы главных героев вполне узнаваемы. Игнат — человек, невольно спрятавший свою человечность глубоко внутри себя. После войны — все, что у него осталось, — это любовь к поездам и ненависть к говорящим на немецком людям. После всего, через что он прошел, в нем остается прирожденная, характерная мужественность, и женщина скорее предпочтет этого мужчину другому хотя бы потому, что «в нем чертей больше». Очень интересно наблюдать, как его скрытая испытаниями человечность проступает наружу, как благодаря женщинам и любимому делу он вновь обретает себя. Выбор между двумя женщинами — Эльзой и Софией — раскрывает главного героя с разных сторон — как мужчину-победителя и как мужчину, нуждающегося в нежности.
Женские образы противопоставлены друг другу, как внешне, так и внутренне. Но, несмотря на эту полярность, хотя бы национальную, их объединяет любовь к главному герою, а также суровые, жесткие условия их жизни. В поселке Край не важно, кто ты, главное — выжить. Но люди, конечно же, не приходят к такому выводу сразу. Жители — воплощение мысли о народном суде, и мысли не романтизированной, а приземленной, народный суд — это приговор толпы индивидуальности. Но только до тех пор, пока над этой толпой не нависает бОльшая угроза. И тогда народ уже на стороне тех, кого раньше забрасывали камнями. Жаль только, какой ценой к людям пришло осознание.
Фильм приобретает масштабность и особый колорит благодаря месту съемок, второстепенным персонажам, уместным репликам и деталям, достаточному количеству легкого юмора и предметному миру. Этот фильм может быть понятен как русскому зрителю, так и иностранному, претендуя на реалистичность описываемого.
9 из 10
10 ноября 2012
Послевоенное время. Колоритный таёжный пейзаж, поселение «врагов родины» живших под немцами, два паровоза — массивных, советских, сильных. Агрессивный нонконформист Игнат настраивает все поселение против себя. Пользуется железом с крыши слабовольного начальника, привозит из леса дикую немку, устраивает гонки паровозов. Конфликт достигает апогея в самом конце фильма, когда появляется такой же агрессивный и своевольный вояка, рушащий устоявшиеся связи и обычаи.
Мистический символ медведя как хозяина Тайги появляется на протяжении всего фильма и будто бы сдерживает до некоторых пор людские страсти, доведенные до лихорадки.
Тема толерантности к немке раскрыта в фильме с двух сторон — немка самоотверженно помогает машинисту спасти и починить паровоз, она жива воспоминаниями о своих друзьях — ученых, приехавших с ней в Россию не воевать, а исследовать, она знает себе цену и не поддается на провокации ненавидящих её поселян. С другой стороны, знающие все и обо всех люди опасаются, ненавидят, пытаются изжить немку из-за непонимания, незнания, отстраненности. Однако жалеть главных герое все равно сложно — если они не считаются с обоснованной ненавистью ко всему немецкому, немка уводит чужого мужчину, герой Машкова постоянно всех бьет и унижает. Когда сознательные люди доводят всех окружающих до ненависти и ничего не меняют, чего жалеть, что их пытается растерзать разгневанная толпа, которой поезд преграждает дорогу.
Сюжет фильма довольно динамичней — любовный четырехугольник, тайны, борьба, убийство, измены, погони, все содержится в этой ленте, заставляющей задуматься о человеческих взаимоотношениях, предрассудках и противостоянии. Игра актеров вызывает восхищение, к тому же актерский состав богат незаурядными личностями.
25 августа 2012
Посмотрел данный фильм. И скажу, что смотреть можно. Страшилок-то понарассказывали, думал, бог знает, что будет, ан нет. Вполне смотрибельный фильм. Это не «Поп» и не «Чужая», и уж точно не «УС-2», но до шедевра тоже не дотягивает. Сильного впечатления не производит. На «Оскар» рассчитывать не приходится. По порядку.
Кино. Сделано довольно добротно, хотя ничего сверхъестественного нет. Компьютерной графики не заметил, если она и была, то очень фрагментарно. Актеры действительно старались, причем все. Особо хотелось бы отметить игру Юлии Пересильд (Софья). Собственно, актерская игра во многом фильм вытягивает. Операторская работа добротна, но опять же ничего нового. Снимали в основном стационарной камерой. От того не всегда хватало динамики. А так природа у нас, конечно, красивая. Манера снимать в этом фильме у Учителя вообще довольно архаичная.
Сюжет. Вот он вызывал много нареканий. Но фильм вовсе не исторический. Притязаний на это вообще нет. Много надуманности. Но в целом сюжет вполне логичный. Мотивация и поведение персонажей вполне обусловлены. Исключение составляет только концовка. Если большую часть фильма логика с режиссером дружит, то в конце они как-то ссорятся. Создается впечатление, что у Учителя была хорошая задумка, фабула, но вот конец никак не мог придумать. Чтоб всё хорошо, но чтоб и поплакать. В итоге конец получился чрезвычайно условный и натянутый. Пересказывать не буду, приведу один пример — «рояль в кустах» — велосипед, невесть откуда взявшийся зимой посреди тайги, на котором укатил не понятно куда Фишман, персонаж Гармаша. Такой легкий абсурд приветствуется в фильмах Родригеса, но не Учителя.
В целом у Учителя получились вполне живые и яркие персонажи. Он по-большей части избежал лубочности «Попа». Игнат — это такой брутальный, независимый и непредсказуемый тип. Да, он неадекватен. Такие люди хорошо себя чувствуют в экстремальных условиях, но вот в обычной жизни абсолютно неудобны, т. к. начинают создавать экстрим вокруг себя на пустом месте. Таких и сейчас пруд пруди. Как Игнат остался на свободе в советское время — мне не понятно (особенно после аварии поезда ИС), но вот не попал в ГУЛАГ. Может война началась, не до него стало. Но таких, как Игнат, бабы и любят. Собственно, потому Софья к нему и ушла, «в нем чертей больше», презрев спокойного, но более глубоко любящего её Степана. Но вот в самой Софье чертей было не так много, потому сердце Игната она и не покорила. Женщины его вообще не волновали, т. к. равную себе он не находил. Потому он был фанатом паровозов. Даже медалей и орденов для них не жалел. И вот встретил немку Эльзу, в которой чертей тоже полно было. Потому подобное и потянулось к подобному. Естественно, такие два типажа просто обречены на короткую совместную жизнь. Поэтому и хеппи-эндовская концовка выглядит очень нелогичной. Спокойно осесть, помалкивать и рожать детей такие люди не могут. Хотя может чувство самосохранения верх взяло?
Что ещё не вышло у Учителя, так это паровозы в качестве действующих лиц. Гонки на них вообще не впечатлили (может только чуть последняя). Он бы хоть посмотрел как сейчас динамичные погони снимают! Обращение с паровозами в фильме вообще странное. Персонажи используют их как личный транспорт. Куда захотят — туда и поедут. То гонки устраивают, то борьбу, подгоняют паровозы прямо к подъезду. Сами паровозы живыми не чувствовались, просто груда железа. Собственно, и бросают их без особого сожаления, как поломанную игрушку.
Что ещё не вышло у Учителя — так это народ. Если образы отдельных персонажей у него вполне объемные и живые, то народ вышел очень лубочным. Все коллективно работают, едят, ругаются, пьют, потом дерутся. При виде начальства тупо молчат (некоторые теряют сознание). Потому опять же нелогично выглядит бунт в конце. Весь фильм режиссер показывал аморфную массу, идущую на поводу у самых примитивных инстинктов, а тут на тебе: самоорганизовались, взобрались гурьбой на паровоз и помчались вдогонку за супостатом. Такое изображение людей/народа очень лубочно.
О чем фильм. Пластов в фильме несколько. На поверхности лежит просто человеческая история: история любви и ненависти в отдельно взятом поселке. Она вполне понятна и близка. Особливо женской аудитории понравится. Глубже можно найти ещё один пласт: человек в экстремальных условиях, его поведение. И режиссер дает такой ответ — человек может остаться человеком в любых условиях. И спасет его сострадание. Каждый персонаж фильма достоин сострадания и сам проявляет сострадание к ближним. Не смотря на обстоятельства, заставляющие человека поступать жестоко, через состраданье он спасется. Можно ещё глубже копнуть и разобрать символические мотивы картины. Поселок Край как наша страна, а её жители как наш народ. При слабом начальстве распускается в конец, а сильное начальство боится и ненавидит, хотя и уважает. Объединяет народ ненависть к внешнему и внутреннему врагу (в лице Игната и Эльзы). В обществе должен быть кто-то презираемый, а если презираемый к тому же ещё и сильный, то его больше ненавидят. Но вот приезжает Фишман и напоминает всем, что они враги народа и от гнева народа их спасает только добрый тов. Сталин. Т. е. в масштабах страны все они игнаты и эльзы. Возможно, именно это пробудило добрые чувства народа, заставив их вступиться за немцев. Т. к. народ у нас в сущности добрый, сострадательный. «Убогих у нас не обижают».
Не все символы мне до конца понятны. Не всё мне ясно с медведем. Что всё это значило? Возможно, медведь — это символ русской души, о которой все думали, что она вечна, но её раздавил локомотив СССР (или локомотив истории?). Народ съел свою душу, а потом устроил вакханалию, шкуру медведя распяв на паровозе со звездой.
В общем претензий на философствование полно, но всё это очень условно и не трогает.
В заключение можно сказать, что фильм смотреть можно, время, в принципе, не зря проведете. Но и не посмотрев фильм Учителя вы ничего не потеряете, т. к. ничего особенного в фильме тоже нет. Предназначен для семейного просмотра вечером в субботу.
11 апреля 2012
С осторожностью отношусь к современным отечественным фильмам, посмотреть «Край» решился по причине интереса к паровозам и отсутствия в фильме Бондарчука и Куценко.
Кино понравилось с первых кадров, очень высокий качественный уровень. Динамичный интересный сюжет, приправленный красавцами паровозами и ярким саундтреком ирландца Дэвида Холмса. Подбор актеров блестящий, начиная с Машкова и заканчивая Леней Орликовым, сыгравшим мальчика Пашку, ни одной проходной роли.
Казалось бы события, происходящие во времена ГУЛага на далекой сибирской железнодорожной станции в среде ссыльных, никакого позитива нести не могут, но нет и здесь есть место настоящей любви и искреннему благородству. Эмоциональный накал на протяжении всего фильма находится на таком высоком градусе, что оставаться равнодушным невозможно. Финал картины очень жизнеутверждающий.
Излишней, ничего не добавляющей фильму показалась только постельная сцена, реализма и без этого хватает.
9 из 10
6 апреля 2012
Перед просмотром давно не был в кино, да и тут случайно получилось: усталый, поздним вечером ехал домой, уже предвкушая просмотр футбольного матча, как вдруг в метро случайно столкнулся с друзьями: пойдем с нами? — а почему бы и нет?! И ведь самое интересное происходит, как правило, именно так спонтанно и непредсказуемо.
Режиссер А. Учитель: «Я впервые снимал картину, которая, мне кажется, тронет всех и будет интересна зрителю от 5 лет до глубокой старости. И если будут слезы, смех и другие разнообразные эмоции, я буду счастлив».
Фильм прошелся по мне катком. Настолько это мощно. Давно не было такого, чтобы за два часа просмотра я ни разу не отвлекся от фильма, чтобы я настолько был им увлечен… НА ОДНОМ ДЫХАНИИ.
В. Машков: «На съемочной площадке я старался вести себя как солдат: не задавать лишних вопросов и исполнять приказания. Я хотел добиться от себя максимального правдоподобия чувств и искренности страстей… Была проведена невероятная работа. Ни в чем более масштабном и добавляющем навыков мне еще не приходилось работать».
Машков на съемках и тонул (а после спасения сразу снимался дальше), и болел воспалением легких после ледяной воды, и паровоз научился водить… Выдающийся Актер.
А. Учитель: «Перед началом съемок меня немножко пугала Володина известность. Я хотел «выбить» из него все, что было раньше и получить нового, необыкновенного Машкова. Я честно рассказал об этом Володе, и он загорелся. Думаю, что зритель, мало того, что не узнает его внешне, но и актерской работе Володи в хорошем смысле слова удивится. Эта работа была и для него, и для меня одним из лучших творческих союзов, какие только могут быть на съемках фильма».
Я не знаю, к чему можно придраться в этом фильме: по всем параметрам это ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНО! И режиссура, и операторские съемки, и работа художников, ну, и конечно, актерские работы…
А. Горбунов: «Первое, что поразило меня на съемочной площадке — профессионализм всей группы Алексея Учителя. Особенно, конечно, художников-декораторов».
Съемки картины проходили с сентября 2008 г. по май 2009 г. в Ленинградской области. Паровозы, ставшие героями фильма А. Учителя, — это реальные работающие машины 1905, 1928 и 1941 гг. выпуска. Высокая достоверность фильма достигается и за счет уникальных декораций, выполненных Верой Зелинской. Присутствие компьютерной графики в картине сведено к минимуму. Сценарий переделывался около 100 раз. Без такой требовательности фильм не получился бы таким.
С. Гармаш: «Приезжая на съемочную площадку, я попадал в совершенно другую атмосферу. И это было очень важно. Даже массовка была подобрана удивительно. Когда снимали эпизод, в котором участвовало человек, наверное, триста, я даже себе на камеру в мобильном телефоне сфотографировал этих людей — очень здорово были одеты».
В общем, фильм настолько НАСТОЯЩИЙ, что многое после него смотрится каким-то картонным и пародийным.
В нем — настоящие люди. Настоящая атмосфера. Настоящие, подлинные чувства.
Настоящее кино.
10 из 10
27 января 2012
СССР. 1945 год, время послевоенных годов. Начало «воскрешения» Советского Союза от последствий разрухи Великой Отечественной Войны. От запада до востока идет бурная работа над восстановлением разрушенных городов, сел и так далее. В один из таких глухих сибирских поселков, под названием Край, приезжает бывший фронтовик — Игнат. Он питает одну страсть — страсть к паровозам. Так как Игнат, до войны, был потрясающим машинистом, начальство поселка дает ему под командование единственный паровоз в поселке. Естественно, начальник не смотрит на косые взгляды ссыльных врагов народа и просто сельчан, среди которых есть неплохие машинисты. Но, после небольшого промежутка времени, Игнат не сходится с мнением местных, ссорится с начальником, и узнает о заброшенном паровозе, находившимся на одиноком острове. Пребыв на место, главный герой начинает восстанавливать паровоз, а также сталкивается с таинственной хозяйкой железнодорожного гиганта — немкой Эльзой. Кое-как наладив с ней отношения, Игнат постепенно влюбляется в немку, а местный народ, готов стереть двоих чужаков с лица земли….
По моему мнению, Алексей Учитель снял отличный фильм, наделив его элементами драмы и весьма актуальной жизненной ситуации. «Край» показывает нам, на своем примере, массу проблем, которые могут возникнуть на пути у каждого человека. Это и общественный «бойкот», и, к сожалению, неосуществимая мечта, и борьба двух разных личностей, а также многое другое. Впрочем, для кого как. Кто-то из этой картины ничего не выделит, а кто-то почерпнет какую-нибудь информацию. Я не знаю, почему на «Край» так ополчились наши граждане, но вполне согласен с иностранцами, которые вроде бы дали награды, в знак признательности и уважения. До того, как начать писать свою рецензию, я ознакомился с мыслями других пользователей. Конечно, жалко, что столь большое количество киноманов не оценили по достоинству положительных качеств данного фильма. Хм, интересно, что они хотели от простой драмы? Боевика или триллера? Ничего подобного, вы не увидите в творении Алексея Учителя. Затея фильма говорит нам о том, что на протяжении всего кино, она будет раскрывать характеры героев, показывать их качества, у одних хорошие, а других только плохие.
Кстати, хотелось бы поговорить о сюжете. Да, несмотря на все свои впечатления от этого фильма, стоит согласиться с некоторыми высказываниями критиков. При просмотре «Края» иногда создавалось чувство непонятного осадка. В некоторых случаях, кадры как будто вырезали и, исходя из этого, были не ясны действия персонажей. Вообще, весь фильм снят очень странно. Есть много не состыковок и сложностей, связанные с процессом зрительского восприятия. Но для меня это не важно, важно то, что фильм все-таки пришелся по душе. А, не могу себе позволить опустить гонки на паровозах. Выглядят круто и мощно. Может быть, они понравились мне только из-за того, что мне мало попадалось таких представлений. Но, в целом, все здорово.
С сегодняшнего дня, я буду добавлять в свои рецензии эмоции о лучших моментах фильма. В «Краю» я отметил два таких сильных эпизода. Первый связан с главным героем — Игнатом. В то время, когда он задался целью починить старые развалившиеся железнодорожные пути, я увидел его сильную натуру, крепкий русский дух и другие качества. Образ Игната — это неплохая зарисовка русского человека, который, вернувшись после адского котла войны, оказался изгоем, непринятым в обществе. Второй момент соприкасается, как раз, с этим злым обществом и с тем же Игнатом. Кадр, где машинист учит людей жизни через приседания и фразы: «Сесть! Встать!», очень глубоко вонзился мне в память. Надолго запомню.
Наверное, картина была бы слабее, если бы режиссер взял не подходящих актеров. Но тут с ними все нормально. Главный актер — Владимир Машков, отлично показал мне побитого жизнью фронтовика, попавшего волей судьбы в глушь Сибири. Выдающаяся харизма и умение актерского мастерства дали возможность Владимиру изобразить столь сложного персонажа. Сергей Гармаш тоже подлил масла в огонь. Для Сергея сыграть злодея — раз плюнуть, поэтому майора НКВД Гармаш сыграл спокойно. Женские роли, и немки, и русской, были полностью открыты перед зрителем.
В итоге, отмечу. «Край» — это отличная драма, которая дает зрителю понятие обо всех тяготах и заботах сибирских поселенцев. Душевно, красиво и чуточку сердито. Учитель снял стоящее кино.
9 из 10
16 ноября 2011
Сюжет начинается с того, что сержант Игнат, направлен бригадиром-ремонтником в сибирский полустанок с окололагерным режимом, в который ещё до окончания войны начали переправлять узников либо пленных из немецких лагерей.
Буквально с первого дня Игнат узнаёт от местного эвенка (Жилкин) о существовании некоего неизвестного жильца недалеко на острове, за которым последний охотится, но никак не может покончить с ним. С этого и начинается всё интересное.
Кинолента необычна и даже приятно удивила! В моём случае насмотревшись унылых отечественных кинолент от бог весть каких режиссёров со всё теми же лицами, эта кинолента смотрелась с интересом, свежо и главное можно было сказать: «Верю». Веришь в то, что происходит на экране — некий послевоенный реализм, нет, не нынешний, не реализм 90-ых, будь он неладный, и не эти «смехозомбирующие» клоны. С другой стороны одна из основных тематик как советских, так и постсоветских фильмов — война — здесь проходит абсолютно косвенно, как основание для событий.
Хотя в фильме и нет динамики, которая присуща приключениям, быть может потому, что приключений и нет и сама жизнь в ту пору в тех краях текла монотонно, зато сюжет неоднообразен: пьянки, мордобой, воровство, любовь, услужливость соперничество, постельные сцены итд… В почти двухчасовом фильме не хватает технической части, как история этих паровозов, характеристик, инженеров их создавших. Видимо потому, что в наших фильмах главную роль всегда играет духовность и эмоциональная привязанность — Игната к месту машиниста, Софьи к Пашке, Эльзы к «Густаву».
А ещё приятно видеть, что немцев играют немцы, прибалта — прибалт, армянина — армянин.
4 ноября 2011
Контуженный в последние дни войны Игнат (Владимир Машков) приезжает в сибирский поселок с символичным названием «Край». Некогда «талантливый машинист» (извините, не мое выражение, так героя характеризуют в фильме), он, уговаривает начальника местного депо (Алексей Горбунов), становится за управление паровоза, на котором и устраивает гонки по тайге.
Попутно Игнат пьет водку, доводит до бешенства неуравновешенного чекиста (много вы видели уравновешенных в фильмах производства ОРТ?). В роли чекиста — конечно же Сергей Гармаш — при всем уважении к этому актеру (приходилось вместе работать). Далее-по шаблону: Игнат находит в тайге(?) покрытый мхом локомотив и молодую немку (Аньорка Штрехель). Все это — на фоне открытой конфронтации с местными жителями, самый колоритный из которых, герой Александра Баширова.
Когда-то поэт Евтушенко, вдруг в одночасье возомнивший себя режиссером, снял опус под названием «Детский Сад». Довольно-таки шило-на-мыло картину, где цыгане с песнями отправлялись на войну, а голые (не «обнаженные», а именно Голые) «кустодиевские бабы» кувыркались в снегу.
Подобный «детский сад» сотворил и Алексей Учитель (к слову сказать, мой любимый режиссер-документалист): водка, медведи, баня, паровоз вперед лети — что еще нужно для получения «Оскара»?
Не прошло. Видимо, что-то еще.
3 из 10
29 августа 2011
Вроде все неплохо, и в визуальном плане все прекрасно, и актеры играют отлично, и сюжет интересный… только вот выглядит всё как-то неестественно, очень уж здесь всё стерильно, уж очень красивая история любви.
Сценарий строится на взаимоотношениях между героем Владимира Машкова и героиней Эльзой и между героями и жителя поселка Край. Дело в том, что такие сюжеты идеально подойдут для какого-нибудь проходного фильма, либо для сериала.
Жители деревни здесь глупые и бестолковые, неужели все могло достигнуть таких страстей из-за Машкова и Эльзы? Ведь ничего страшного не произошло, ну общаются Владимир и Эльза, ну и что. Как говорится, сценаристы делают из мухи слона. Тем более, что всё тут как-то неестественно, не реалистично, натянуто.
Сцены с паровозами и мостом выглядят неплохо, но безжизненно. Гонки на паровозах, возможно, надо было снимать в 3D, чтобы реально захватывало дух, ведь в принципе они не вызывают эмоций, за кого в общем-то болеть, переживать. Мост, заброшенный немецкий паровоз — все скучно и неинтересно. Снято стандартно, нет изюминки, стиля. Так снимают сериалы или низкокачественные фильмы.
Герои настолько плоские и стандартные, что даже сказать о них толком нечего. Герой Машкова выглядит далеко не интеллектуалом, Эльза вообще не запомнилась. Сергей Гармаш, Александр Баширов, Алексей Горбунов — они здесь просто не нужны.
«Край» — очень стерильный и стандартный фильм. Такие в Голливуде выпускают пачками и при этом получаются они намного лучше. «Край» просто не нужный для российского кинематографа фильм и я не советую тратить на него свое время.
3 из 10
12 августа 2011
Посмотрел российский «блокбастер» Алексея Учителя под названием «Край». Сначала проняло, потом попустило — ровно настолько, чтобы считать сие распиаренное творение очередным лубком не для нашего зрителя, а исключительно для какой-нибудь сраной Киноакадемии…
- Мужик, ты что сказать-то хотел?
- Дык «Оскара» хочу!
- А-а, ну так бы сразу и сказал…
Все штампы, на ура воспринимаемые голливудскими придурками, присутствуют: шизанутый на всю голову майор НКВД с загадочной биографией и полномочиями, тема репрессий во всю ширь, загадочная русская душа, снег, тайга, медведь и грязный потный секс по-советски (красивая любовь — не для совка!).
Много спорил по этому поводу. В итоге сошлись на том, что две подробности уже убивают фильм в зародыше.
1. Двухколейная железная дорога у безвестной сибирской станции («Дальше ничего нет») в 1945 году. Ересь!
2. Жопастые и увесистые в остальных местах бабы в бане — это ж, мля, 1945 год, вольное поселение, они же по лагерям голодали, у них ребра торчать должны!
Помимо этого: отсутствие в природе и истории паровоза «ФШ-М» («Фишмана») как марки и как класса; прочие несуразицы сюжета, как-то: немецкие специалисты, которых в 1940 году привозят черт-те куда строить мост черт-те куда (на необитаемый остров!), а потом ведут расстреливать без суда и следствия; майор НКВД, который что в 40-м майор, что в 45-м, но ухитряется представляться фронтовиком; и т. д.
Кто-то скажет: это же притча, это же высокое искусство! Много раз повторял: притча — это если вы будете изображать абстрактный сюжет в абстрактной стране; если же страна, условно говоря, именуется Россия, адмиралЪ — Колчаком, то он должен ходить, говорить, поступать и выглядеть так, как это делал российский адмирал Колчак, а не какая-то плесень в исполнении хорошего актера.
Та же история — здесь. В «Ликвидации» и «Воре»» отменный актер Машков выглядит гораздо лучше. Здесь — такое…
Очень жаль. Думаю, вы подметите гораздо больше несуразиц, чем я. И связанных не только с конструкциями паровоза и скоростемера, мимо чего я тоже как потомственный железнодорожник проходить не имею права.
12 июня 2011
Наконец-то добрался до этого фильма и жалею, что не сделал этого раньше. «Край», под четким продюсерским оком Константина Эрнста (а этот человек знает, что продюсирует), оказался одной из немногих качественных российских кинолент, которая действительно цепляет и оставляет некие эмоции. Это не 2 часа пустоты как многие современные киношедевры, а действительно сильная и глубокая картина со смыслом. Снято все просто замечательно, чувствуется бюджет. Вообще фильм вышел очень гармоничный и колоритный. Правда, некоторые сцены выглядят достаточно нелепо (похоже перемудрили со сценарием, переписав его целых 109 раз), но в целом — очень неплохая работа.
Не буду пересказывать сюжет: вы этот фильм либо смотрели, либо вам тогда будет неинтересно. Да и в принципе не вижу причин дублировать множество рецензий, поэтому сразу перейду собственно к моим размышлениям по поводу картины.
Создается впечатление, что многие кинокритики, обвиняющие фильм в русофобии, антисоветчине и антиисторичности живут не в нашей стране, а где-нибудь на Лазурном берегу Франции и понятия не имеют, что такое Россия и ее аборигены, либо никогда не были в Сибири, как минимум. Лично для меня Россия началась как раз с Сибири, поэтому для меня «Край» — фильм в некотором смысле особый и зарисовки русского быта на свободных поселениях кажутся настолько правдоподобными, что многое объясняют в русском и особенно сибирском менталитете, ибо современные сибирские деревни именно так и выглядят. Естественно, с учетом некоторого развития, но лишь поверхностного — по сути, стержень остался тот же самый. И даже те поселения, которые сейчас гордо именуются сибирскими мегаполисами — большей частью все то же быдло, прикрывающееся прогрессом цивилизации как индейцы американскими шмотками и «кока-колой» в лапе. Стадность, первобытность и неприязнь к людям индивидуальным и более цивилизованным сейчас настолько актуальна, что смотря этот фильм я буквально вижу сегодняшний день в стиле «ретро».
Достаточно иронично выглядит и то, что по сути самыми адекватными людьми в картине оказываются контуженный машинист и одичавшая немка, которые действительно занимаются полезными вещами и вполне представляют ячейку прогрессивного цивилизованного общества на фоне российской действительности, которая действительно такая и есть. Пора уже откинуть все лицемерие и признать — «Край» — это и есть Россия, она именно такая: «нанотехнологичная и демократичная» страна быдла и если это самое большинство начнет бросать в тебя камни и орать нецензурной бранью то знай — ты в России. Даже если ты хочешь внести свой вклад в ее развитие, продуктивно и честно работать, оказаться полезным этой стране — ты никому в этом племени не нужен — скажут, что ты «под немца ложишься», заплюют и пойдут дальше ничего не делать, пить водку и жаловаться на то, какая страна плохая и все бедные.
Вот и приходится людям адекватным, волею судьбы попавшим в этот гадюшник, прятаться и притворяться немыми, как героиня фильма, чтобы хоть как-то здесь выжить.
8 из 10
9 июня 2011
Приятного всем времени суток. Перед просмотром фильма, как правило сомнительного содержания, я читаю к нему рецензии и окончательно всё взвесив стоит оно того или нет, делаю выбор. Почитав к этому фильму отзывы зрители явно разделились почти 50 на 50. И от негатива я приготовился увидеть такую позоруху, что вжался в кресло за компьютером. Сколько людей-столько и мнений. Да и посмотрев рекламный ролик особого желания просмотра тоже не вызывало. Но я рискнул и не пожалел.
Не буду рассказывать сюжет, про него уже все писали. Хочу просто затронуть тему «о чем вообще думает нынешний зритель?»… О блокбастерах, о оскарах? О том, что бюджет менее 10 млн долларов, значит фильм дрянь? у Спилберга поучиться как снимать фильмы? Ну-ну… А уж если это отечественный фильм, так всё… нужно предвзято искать недочёты и минусы. Даже зная наперед все косяки просмотрел фильм и не обратил как то на них внимания. Не увидел ни одной лишней сцены, всё понятно, всё предельно ясно. Тот кто не понял фильм, вам ребята надо идти смотреть «Мальчишник в Вегасе» и т. п… Пора уже давно понять, что высокобюджетного кина снимать у нас не будут, режиссер должен положиться только на работу актеров, операторов, сценарий. Не надо ждать каких то спецэффектов как в матрице, поверьте мы отстаем по развитию на 20—30 лет не только в кино… Просто нужно абстрагироваться от всего этого и смотреть фильм. А он достаточно не плох.
Да из последних просмотров отечественного кинематографа не могу вспомнить, чтобы хоть какой то из них хоть как то вызвал у меня эмоции злости или восторга… просто ничего не вызвали.. а это хуже всего. Помню только «Новая Земля» зацепил. Теперь пожалуй и «Край».
Честно скажу : ненавижу Машкова, а тем более Гармаша (действительно актер играет одну и ту же роль из фильма в фильм, совсем не перевоплощается), ну а Баширов постоянно какую то алкашню играет. Но основное действие заставляет меня забыть об этом и просто смотреть. Игнат(Машков), который бьет чуть что в морду? Немецкая девушка, которую он нашел, а все потом над ней издевались? Озверевшее население посёлка Край, люди голодные, злые.. . думаю всё это вполне возможно в послевоенное время в глубинке… а момент когда Эльза одевает своё платье… посмотрите как она радуется, ведь радости так мало в той суровой действительности. Точно так же и с Густавом.. . это уже вся жизнь Игната.
Суровый фильм, не знаю тянет он на оскар или нет, мне по барабану. Приятного просмотра.
8 из 10 для отечественного фильма
27 мая 2011
Фильм является лауреатом премии «Ника 2011», но мне это ни о чем не говорило, т. к отношусь достаточно скептически ко всем наградам, поэтому посмотреть решила скорее из за своей страсти к железной дороге и паровозам.«Край» особенная картина.
Основной акцент сделан на технику, подчеркнуты её достоинства и значимость. Для главного героя паровоз — это не многотонная груда металла а живой, одушевленный предмет. Глядя на то, с какой страстью он реставрирует заброшенную в лесах, поросшую мхом машину, начинаешь (по крайней мере я начала) более подробно вникать не только в историко-патриотическую часть ВОВ, но и её технические аспекты, ведь бронепоезда сыграли очень важную роль в боевых действиях и отважные машинисты заслуживают отдельного уважения.
Достаточно силен и морально-эмоциональный окрас, однако не стану подробно раскрывать, потому что без крупного спойлера тогда не обойтись а зрителю необходимо всё прочувствовать самому.
В общем- я при просмотре получила огромное удовольствие и массу впечатлений.
Оцениваю в 8 из 10
5 мая 2011
После просмотра данного фильма возникает стойкое желание спросить режиссера: зачем? Зачем снимать фильм, ориентированный не на российского зрителя, а на западного? Сколько можно штамповать подобные картины, лишь для того, чтобы «срубить бабла»?
Было противно смотреть на эти грязные бараки, вонючих баб и мужиков, вечно пьющих самогон и жадно поедающих «священного» медведя, ведь они столько времени не ели мяса (это в тайге-то!). Пошлые до смехотворности сцены и грубые реплики со вставками глупых матов, стереотипные герои, безыдейные и какие-то фантастические по своей абсурдности эпизоды, в виде прожившей непонятно как 4 года (!) в сибирской тайге немецкой девушки, постройки взорванного моста без каких-либо инструментов одним мужиком и девушкой, суровой «по-сибирски» гонки на пышущих адским дымом локомотивах, разабавленной в итоге «неожиданно» круто изменившейся концовкой, в которой все счастливо наблюдают за телепающимся на велосипеде майором, который являлся непосредственно их командующим. И это еще не все. На все остальное у меня не хватает нервов, чтобы об этом писать.
Наш «современный» кинематограф мало того, что попросту не может сравниться с советским, так он еще и неумолимо набирает обороты на пути в бездонную пропасть.
28 апреля 2011
Продолжу традицию в названии отзыва — строчка из известной песни или стихов.
Первые несколько отзывов расстроили. Пришлось пройти нудную регистрацию. Почему у нас народ так любит умничать? Кино практически не знаем и не смотрим. Но умничаем, читаем свои строки и растопыриваемся от самоуважения.
РиоРита, деточка, что вы видели на экране в своей жизни кроме «Титаника», над которым, не сомневаюсь, рыдали? Российский кинематограф давно уже укатился куда вы пишете, но такие фильмы как «Край» все-таки дают надежду, что укатился еще не до самого сортира.
После «Своих» «Край» — первый фильм, от которого получила огромное удовольствие. Динамичный, не морализаторский, реалистично-мистический, не чернуха, но и не «комедия-триллер-драма», как теперь принято делить картины.
Режиссера не очень воспринимала, но после этого кино стало понятно что он бесспорно талантлив.
А Машков — сгусток энергии, харизматичности и таланта. И Гармаш как всегда молодец. Классное кино, огромное спасибо!
24 апреля 2011
Куда катится русское кино??? Ладно, снимают «самые лучшие фильмы».. так они хоть ни на что не притендуют, и это не так бесит, как отвратительное кино с притензией на гениальность.
Грязно… мерзко… фу! Вот все мои эмоции после просмотра. Как ни пыталась я выжить из этого фильма смысл.. увы и ах! Не получилось!
Создалось впечатление, что фильм снимался специально для западного зрителя, в качестве подтверждения всех существующих стереотипов о русских: жестокие кгбисты, спирт стаканами, медведи на улицах, неотёсанные мужики, легкодоступные женщины, серость, грязь… ну и на фоне всего этого бедная и несчатная немка, над которой с неоправданной жестокостью издевались жители поселения. Когда я узнала, что этот фильм таки отправляют на «Золотой глобус», мои предположения о том, что фильм снят на угоду западного зрителя, подтвердились. Я изначально была уверена, что Край ничего не возьмёт, но честно, мне стыдно за то, что такие фильмы представляют Россию!
Единственный вопрос, который у меня возник после просмотра — Как??? Как Машков на это пошёл? Сколько же ему заплатили?
Ляпов и нереальных моментов слишком много, чтоб о них всех писать. Скажу лишь о том, что просто поразило нелепостью! Немка.. Каким образом она пережила в тех лесах всю войну? Как она за всё время не наткнулась ни на кого из местных? Почему она, как дикарка накинулась на Игната? Наоборот бы обрадовалась, что встретила человека… Да в конце концов, как её медведь не съел??? Бред!
Вобщем, чем больше смотрю я русские фильмы, тем больше понимаю, что российский кинематограф вымирает, что очень печально..
Накидываю 2 балла из уважения к Машкову.
3 из 10
19 апреля 2011
Сегодня придумать что-то категорически необычное сложно, ведь почти все темы уже заезжены и затерты до дыр. Но если взять немного действия, немного необычной истории и немного философии и все это грамотно связать и снять, то на выходе получим примерно такой вот проект.
Только-только закончилась вторая мировая и с фронта, в поисках работы, едет куда-то в тайгу Игнат — сержант, прошедший войну, вышедший из нее победителем и получивший несколько контузий. До войны он гонял на паровозе, получал от этого кайф, но потом ушел на фронт. Война войной, а паровозы не разлюбил… Пересказывать сюжет не буду, потому что это займет много времени — рассказать обо всем, произошедшем на экране, будет трудно, долго, да и некрасиво с моей стороны. Если смотрели — и так знаете все, а если нет, то думаю, захотите сначала сами увидеть.
В общем-то, фильм не совсем про паровозы и любовь главного героя к ним. Нет, конечно про паровозы тоже снимали и, кстати, довольно неплохо, но все же фильм скорее рассказывает про жизнь людей в таком, всеми покинутом, местечке под названием «Край», где живут лишь провинившиеся и никому не нужные люди. В таком месте, куда из большого мира периодически заезжает только один человек — загадочный Фишман. В этом мирке своя жизнь, свои законы и такой человек как Игнат, у которого свои представления о жизни, свои принципы, туда совершенно не вписывается. У него есть мечта — рассекать на паровозах и если ему что-то не нравится, он просто бьет в щи и делает по своему.
Кстати, у Владимира Машкова удачно получился эдакий человек-поезд, в прямом и переносном смыслах. Да и остальной актерский состав особо не лажал, за что им спасибо.
Неординарное кино. Оставляет много разных ощущений, как приятных так и не очень, но именно этот разнообразный букет и делает этот фильм таким привлекательным. Я считаю, что «Край» рассчитан исключительно для «советского» зрителя и показывать его в другом месте просто глупо — не оценят и не поймут.
17 апреля 2011
Август 1945 года. Советская глубинка, убогая деревенька «Край» на далёкой железнодорожной станции. Дикие, отчуждённые люди. Нищета и разруха. Тем не менее, в этом маленьком, своеобразном мирке есть сложившийся повседневный уклад и общественный баланс. Но покой жителей «Края» и ситуация в целом нарушаются, когда к ним приезжает контуженый машинист Игнат, чтобы стать новым хозяином старого поезда…
Честно говоря, начало картины обескуражило и оттолкнуло настолько, что уже не хотелось смотреть данное кино. Гипертрофированная бесчеловечность, жадность, грубость, пошлость героев фильма, рваная съёмка неприятной, гнусной обстановки просто ошарашили. Однако, немного перемотав видео, сюжет и структура изменились в лучшую сторону. Поэтому, ввиду многочисленных противоречивых отзывов на фильм и выдвижения на различные кинонаграды (в том числе и на «Оскар» по слухам на тот момент), фильм я всё-таки посмотрел. И совершенно не жалею, наоборот…
Не буду пересказывать сюжет. Просто посмотрите фильм. Перечислю основные положительные и отрицательные мысли по поводу «Края», потому как кино получилось весьма разноплановым, и в целом о нём говорить нелегко.
Сперва, естественно, положительные:
1. Прежде всего, несмотря ни на что, глубокая драматургия фильма. Пусть сама идея опеки слабого, беспомощного человека от грубости и насилия и постепенного перерастания в любовь далеко не нова и популярна в кинематографе. На эту тему можно снимать бесконечно, и каждая история выглядит по-новому, особенной. Главным героям до слёз сопереживаешь от всего сердца, абстрагировавшись от каких-либо политических, национальных и других аспектов. Заслуга в этом, прежде всего, актёрская. Поэтому перехожу к п.2.
2. Актёры отлично справились со своими ролями, Владимир Машков полностью вжился в своего Игната, немке Аньорке Штрехель (Эльза) удалась метаморфоза — из забитой, чумазой, дикой девчонки превратится в красивую, милую, любящую девушку. Да и сам Игнат немного меняется в состоянии влюблённости, которая растопила лёд в его сердце. Впрочем, любовь всегда меняет человека. В общем, образы персонажей «Края» удались на славу благодаря отличному подбору актёров, которые снялись в своих привычных амплуа. В частности, Сергей Гармаш, сыгравший грубого, упрямого политикана-законника.
3. Операторская работа и декорации также похвальны. Больше всего впечатлила красивая съёмка северной лесной местности и речки с разрушенным мостом, порогами и крутым течением. Ну и, конечно, колоритные старинные локомотивы, ставшие основными действующими «персонажами» «Края», смотрятся оригинально и ностальгически, преклоняюсь перед техникой ушедших лет.
Теперь негатив, как не прискорбно:
1. Не смогли и на этот раз наши российские кинематографисты не полить грязи на многострадальный Советский Союз. От Алексея Учителя тем более не ожидал такого. Наблюдаю эту нехорошую тенденцию почти во всех известных картинах последнего времени про эпоху СССР, достаточно вспомнить «Стиляг» Тодоровского и «Исчезнувшую империю» Шахназарова. Вместе с тем и некоторое неуважение к Великой отечественной войне, как в злосчастных двух частях «Мы из будущего». Больше на тему этой обидной необъективности рассуждать не хочу.
2. Ломаное, вводящее в заблуждение начало фильма, о чём уже писал выше.
3. Голливудский финал, как не крути. Наверно, обусловлено это неким априорным производством «Края» для западного зрителя, что вдвойне нехорошо, если учесть два предыдущих минуса. Хотя и есть некоторая финальная трагичность, захватывающая и зрелищная гонка на паровозах, я ожидал увидеть что-то более эффектное.
Какой же подведу итог? Отношение к фильму весьма противоречивое, но мне в целом кино понравилось, повторюсь, отнюдь не жалею, что посмотрел. Создатели «Края» плясали на краю бездны, чуть не утопив творение в пресловутом западничестве, фальши и шаблонности для соискания премий (что ж, «Золотой глобус» обошёлся только номинацией, а на «Оскар» ленту даже не выдвинули), вместе с тем показав впечатляющую, гуманистическую историю.
6,5 из 10
7 апреля 2011
Нельзя сказать что по окончании просмотра у меня сложилось однозначное впечатление от этого фильма, не было такого — ах, гениально!… скорее хорошо. И дело не в небольшой сказочности сюжета. Фантастический переезд паровоза через самодельный мост и то что главная героиня выжила в тайге одна простить можно и даже нужно, это все-таки художественный фильм. Общую картину, на мой взгляд, смазал конец — чего-то другого ждешь, слишком уж все хорошо закончилось. Хотя за финальную песню авторам отдельный поклон!
К сильным сторонам фильма хочется отнести конечно же игру актеров. Понравились все — и Машков, и Горбунов, и Гармаш, и Баширов и отдельно исполнительницы женских ролей. Аньорка Штрехель стала для меня открытием, её Эльза получилась цельной и сильной личностью сохранившей несмотря не на что человеческое лицо и живую душу. История Софьи (Юлия Пересильд) не менее сильная и запоминающаяся хотя и не главная. Ещё обязательно хочется сказать про мальчика Пашу — единственный ребенок в богом забытом поселке он как лучик солнца во всей этой жесткой и суровой действительности.
Понравилась величественная таёжная природа, музыка и собственно гонки на паровозах, хотя столкновение в финале можно было бы сделать более ощутимом что-ли… не впечатлило оно как-то…
И все-таки в сумме впечатление скорее положительное, а на общем фоне нашего кино оно точно положительное. Москва, как говориться, не сразу строилась, и может быть мы маленькими шажками начинаем выбираться из той ямы в которой оказались? Мне кажется «Край» как раз такой шажок в сторону настоящего хорошего кино.
8 из 10
4 апреля 2011
Хотелось бы защитить этот фильм, и, главный образом, Машкова, от тех, кто говорит, что он недостоин Оскара, так как этот фильм не про русского мужика, а специально для Запада, «нашли, что показать», и т. д.
Машков действительно смог выразить ту неуловимую «русскую душу». И это вовсе не пускание слюней над каждой проблемой, не умение поддержать другого в трудную минуту, не бессмысленное геройство, не отчаянная доверчивость… Это душа обычного деревенского мужика, в которой нет места впечатлительности и сочувствию американского киногероя, любвеобильности французского и страсти испанского — там есть место для повседневной тяжелой жизни, для выживания в тяжелейших условиях нашей родины, для твердости сердца.
И вот здесь, в этом непроницаемом характере, в этой странной для русского привязанности к немке, и открывается во всей своей полноте «русская душа» — когда неотесанный мужлан вдруг начинает грудью вставать за свою любовь, когда деревенский пьяница поднимается на защиту своей семьи, когда, казалось бы, совсем бесчувственный мужик, бьющий свою жену, в момент опасности закрывает ее своим телом от летящей пули.
Для тех, кто знает, как живут в деревнях, игра Машкова будет откровением — он прожил этот фильм именно так, как проживают его каждый день русские мужики.
Но для тех, кому нужен красавец-герой, полный сострадания ко всему живому вокруг, нежный и обаятельный — то вам не сюда, это точно.
И не стоит придираться к тому, например, что паровоз тяжелый и не прошел бы по деревянным рельсам — фильм-то не об этом.
10 из 10
30 марта 2011
Снятый в историческом жанре, с весомой долей драмы, фильм «Край» Алексея Учителя показывает нам послевоенные годы лагеря русских диссидентов, к которым присылают бывшего танкиста Игната, героя Владимира Машкова. Танкист этот посвятил свою жизнь паровозам, и вдруг в этой затерянной глуши он находит один такой брошенный экземпляр, а в нём, ставшую почти дикаркой, немку.
Дальнейшие события разворачивают перед нами историю губительной любви, соперничества, зависти, амбиций и патриотизма с особым предательским налётом. За этот спектр стоит отметить работу Александра Гоноровского, который хоть и создал не так много фильмов, сделал свою работу достаточно профессионально.
Режиссер же картины Алексей Учитель («Последний герой» про Цоя, «Космос как предчувствие» с Евгением Мироновым, «Дневник его жены» 2000 года тоже с Мироновым) выбрал на этот раз время Второй Мировой Войны. В своих предыдущих фильмах он хорошо отражал атмосферу и дух советского времени. Но всё таки война — это другое, и многим его выстроенным картинам в «Крае» верилось с трудом.
Более того, на протяжении фильма складывалось ощущение, что это ненавязчивая реклама монополиста — Российские железные дороги, слишком много внимания уделяется именно паровозу, а не жизни и отношениям людей живущих в богом забытом поселке Край.
Уверена, что потенциально фильм должен был отражать русский менталитет во всей красе, показать самоотверженность и любовь к Родине, уличить предателей и вызвать гордость за верных и преданных. Но что-то не сработало и осталось впечатление очень сумбурное. Как будто меня не специально обманули.
И всё же фильм должен понравится тем, кто очень любит русское кино, а точнее тем, кто в него до сих пор верит.
5 из 10
27 марта 2011