Кочегар
6.7
6.6
2010, драма, криминал
Россия, 1 ч 27 мин
18+

В ролях: Михаил Скрябин, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Павлють
и другие
Время и место действия: Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой - майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Кочегар

год: 2010
страна:
Россия
слоган: «13-ый фильм Алексея Балабанова»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Александр Симонов
композитор:
художники: Анастасия Каримулина, Вячеслав Кишкун
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $183 640
Мировые сборы: $183 640
Дата выхода
Мировая премьера: 29 января 2011 г.
на DVD: 11 ноября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Кочегар», 2010

Видео: Тизер (Кочегар, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Тизер №2 (Кочегар, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер №2

Постеры фильма «Кочегар», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кочегар», 2010

Почти немое кино.

Контуженный на войне якут работает кочегаром. Бывшие снайперы договорились с кочегаром и сжигают трупы в его печах. Героя войны обманывают, говорят, что убивают только «очень плохих людей». В это время якут пишет книгу про якутов, которые вынуждены терпеть издевательства русского разбойника.

История проста и стара, как мир. История о возмездии простого работяги. То, что в среднем ожидаешь увидеть от фильма Балабанова, получаешь в полной мере: Питер – девяностые – бандиты – трупы. Короче говоря, это самый простой фильм режиссёра. Оно и хорошо, потому что из оригинальных идей Балабанова когда-то вырос «Груз 200». Вам надо, чтобы было ещё раз такое? Вот и мне не надо. Довольствуюсь тем, что в фильме никого не изнасиловали. Хотя других форм насилия хватает вполне. Не прочувствовать хотя бы небольшую мерзость в любом фильме Балабанова не представляется возможным. Даже в таких шедеврах, как «Брат» и «Война» присутствуют изнасилования. Но что в этих фильмах, что в «Кочегаре» не возникает вопроса: «А зачем всё это добавили? И зачем вообще я всё это смотрю?»

При просмотре «Кочегара» часто возникала мысль о том, что подозрительно мало реплик. Главный антагонист в фильме молчит – фишка у него такая. Кочегар молчит, потому что старый и контуженный. Много сцен, где человек просто идёт по улице и ни с кем не говорит. Он просто идёт и всё. Это такое многозначительное молчание, в течение которого зритель может задуматься над тем, что в фильме происходит.

Из самих персонажей мне не нравится никто, было бы странно симпатизировать контуженному якуту, который почти ничего в окружающем мире не понимает и годами просто кидает уголь в печку. Актёры сыграли свои роли, как полагается. Именно сама история дополняет героев, и потому они чуть лучше, чем просто скучные.

Я благодарен Балабанову хотя бы за то, что в этом фильме не было изнасилований. Сам фильм просто интересный с удовлетворительным финалом. Восторга не было, но впечатление осталось положительное. Рекомендую, но совсем чуть-чуть.

7 из 10

2 октября 2024

Алексей Балабанов, гений безвременья (часть 11)

Кто-то из критиков заметил, что в предпоследнем фильме мастера формальная лаконичность достигает мельвилевских высот, и действительно, смотря «Кочегара» в первый раз и потом неоднократно пересматривая, ловил себя на мысли, что режиссер, безусловно, ориентировался на «Самурая» и «Красный круг», изображая насилие как ритуальный пластический танец. Думается, что маркировка действия этой картины 1990-ми не совсем верна: в провинции тогда ни у кого еще не было таких иномарок. Скорее он о том, что российская провинция и сейчас продолжает жить по законам 1990-х. Однако, если бы социальный фон имел для Балабанова в данном случае решающее значение, он снял бы «Жмурки 2», но пошел по иному пути. Ведь достаточно короткий метраж ленты весьма беден событиями, и его большую часть составляют проходы-проезды персонажей в полном безмолвии и под музыку.

Никогда раньше Балабанов столь не обнажал свои формальные приемы. Но с какой целью? Не знаю, насколько безумна эта идея, но мне представляется, что «Кочегар» - это прежде всего автопортрет (для этого режиссер дарит главному герою свою шляпу и делает его также ветераном Афгана). Теперь уже, смотря ретроспективно в творчество выдающегося режиссера, которого сейчас все чаще называют гением, можно смело сказать, что он был сильно контужен жизнью. Не физически, как его герой, а экзистенциально. Он, так любивший Кафку и Беккета, свой предпоследний фильм назвал также, как первую главу «Пропавшего без вести» назвал великий чешский еврей. Вроде бы мало что понимающий в окружающем герой Скрябина будто сошел со страниц «В ожидании Годо» или «Эндшпиля»: его связь с миром затруднена, он – инвалид.

Также в безупречно построенных планах-эпизодах, где всегда присутствует стихия огня, возникают призраки «Иллюзиониста» и «Стрелочника». Кажется, что мир Балабанова вот-вот замкнется, полностью выразив себя, прежние мотивы возвращаются вновь, но на новом уровне сложности и вместе с тем безыскусственной простоты. «Кочегара» можно было бы назвать иначе: «Огонь и музыка», где первый пожирает тела, завораживая работой смерти, а вторая испепеляет души своими нарочитыми повторами. Кстати у Скрябина-композитора есть «Поэма огня». Некоторых критиков планомерное использование постановщиком одних и тех же музыкальных тем в кажущихся однообразными перемещениях персонажей сильно раздражало. Действительно, вроде бы нет никакой разницы, кто идет в кадре по одним и тем же улицам да еще под одни и те же (всего два-три) мотивы.

Однако, впервые использованный в «Замке» прием противопоставления диалогов в помещениях безмолвным проходам по улицам под музыку, Балабанов с каждым новым своим фильмом делал все более очевидным и едва ли не главным в своем творчестве, чтобы в итоге в «Кочегаре» и «Я тоже хочу» сделать стержнем, на котором держится вся киноструктура. Изменилось ли что-либо со времен «Замка»? Решительно ничего: люди все также движутся в смысловой пустоте по замкнутому кругу своих маний. Им кажется, что они сами управляют своей жизнью, но их поступки выправляет музыка – искусство передачи темпоральности, то есть символ работы времени самого по себе. Музыка в «Кочегаре» - это время, которое вот-вот оборвется в тишине вечности (для передачи состояния запределья и нужен черно-белый эпилог в абсолютной тишине).

«Кочегар» - это притча о творчестве (не зря Скрябин все время пишет), о взаимодействии режиссера со своими героями, о невозможности не убить их в финале (как говорил Роб-Грийе, «персонажи рождаются с началом фильма и умирают с его концом»). Это кино о понимании неизбежности смерти в том числе и для режиссера (неслучайно в «Я тоже хочу» он станет своим собственным персонажем). Балабанов в «Кочегаре» не зря ассоциирует себя с якутом, то есть нерусским – это, видимо, вызов, брошенный оппонентам «Груза 200», обвинившим его в отсутствии патриотизма. Он, напротив, так сильно любит свою страну, что готов мстить ее обидчикам хотя бы на экране. Россия образца 2010 года – совсем еще молодая страна, которой еще и 20 лет не исполнилось, то есть как раз годящаяся режиссеру в дочери.

Не желая сводить счеты с абстракциями, Балабанов делает друга главного героя предателем: те, кто сделали с Россией то, что они сделали, когда-то были близкими друзьями и объектом веры, даже обожания, для ее граждан. Не думаю, что «Кочегар» - кино о расправе «маленького человека» над теми, кто его предал. Оно, скорее всего о предательстве вообще, о разочаровании в Данилах Багровых, о внутренней экзистенциальной истерике большого художника (мощнейшей вышла сцена проезда Скрябина в трамвае после двойного убийства под песню «Агаты Кристи»: режиссер смело столкнул в ней визуальную упорядоченность внешнего и акустический хаос внутреннего).

В «Кочегаре» уже сильно ощутимо присутствие смерти, предчувствие режиссером того, что и он сам – всего лишь персонаж в грандиозном фильме Величайшего из режиссеров. Огонь и музыка все стирают и уравнивают в правах, две стихии – жизни и искусства готовят каждого отдельного человека и всех людей вообще к общему финалу. В «Кочегаре» есть пока предчувствие этого, в «Я тоже хочу» - уже основная тема. Рискну предположить, что по тому значению, какое музыка имеет в последнем фильме Балабанова, его можно сравнить ни много ни мало со «Смертью в Венеции». Раньше (например, в «Брате» или «Брате 2») постановщик отдавал предпочтение более традиционным направлениям русского рока с их сильным приоритетом текстовой составляющей. В «Я тоже хочу» звучат композиции «АукцЫона» - достаточно экспериментальной, даже авангардной в музыкальном плане рок-группы, что позволяет режиссеру высечь из причудливых аудиовизуальных сочетаний искры невероятной онтологической силы.

7 апреля 2024

Добрался, спустя тысячу лет после всех. Балабанов, если не брать, допустим, хмурую, высокую, сосредоточенную достоевщину 'Счастливых дней', большой шутник. Сперва в топку загружаются тела каких-то, как нам подаётся, плохих жмуриков, а потом детвора, видимо, не впервой, приходит посмотреть на прекрасный огонь, как некий духовно наполненный моцион совершая. 'А кочегар хороший?' — интересуется одна девчушка. 'Очень хороший, — информирует вторая. — Только странный.' Кочегар-то заторможенный, потому что контуженный. Набор текста сочиняемого или не очень рассказа о русском не бандите, а, как он выражается, 'разбойнике', которого после каторги, по существовавшей в царской России практике, отправили жить к якутАм (ударение главного героя), а он злоупотреблял там их гостеприимством, но больше о самих якутАх, — сизифов для кочегара труд упорный: поиск литер на печатной машинке прорву времени занимает. И после такого усыпляющего адажио Балабанов... внезапно демонстрирует акт энергичного коитуса с сисястой нимфой. А в субтитрах для глухих сообщают: [девушка тяжело дышит]. Такие вот триеровские провокации. А ещё ранее, словно оммажем 'Сломанным цветам' Джармуша, в дверь, также неожиданно, дочь кочегара в чём мать родила входит. Представляю, как Октябриныч ей разъясняет примерно: 'Зима. А ты это, значит, в солярий давай. Только без всего. Следов не должно быть'. Вообще эти смены тонально планов хорошо ведь характеризуют оксюморонную мешанину 90-хх, когда ларьки на фоне храмов и прочее. Классически, зрителя долго интригуют, чего там у героинь под. Тут Балабанов сразу вскрывается, а потом одевает. Колоду мы ещё, кстати, увидим, что опять к печи кочегара ведёт. Печи, камины — они тут у каждого в фильме. Фичей является и то, что нам в большом объёме показывают путь (хождения) до цели персонажей. То бандюки долго в тачке едут, то девки по тропинкам в снегу семенят, мимо прохожих, задевая плечом, дома огибая. Снайпер тоже долго с гитарным футляром вышагивает, и испанская гитара десперадно звучит. Ладно, хватит лирики. Низкий это всё-таки жанр, вот что. Поверхностный и непритязательный. Есть, по мне, три сорта простоты: 1. Всё гениальное просто, 2. Срединная лаконичность, 3. Низовой примитив. Ближе к последнему здесь, к картону. Не чета никакая это тем же 'Счастливым дням', 'Замку' режиссёра. Да и 'Груза 200', 'Брата', 'Жмурок', чего там ещё, попсовых — огрызок такой, чтобы говорить о полноценном произведении. Дальше, при таком возникшем обстоятельстве, ты знаешь, что бывает, сто раз видали, но ты надеешься, что если уж и не по сути, то по исполнению здесь будет как-то иначе, оригинально. Но ровным счётом ничего подобного. И банально, и скомкано, и где-то нелогично. На 'отвяжись' финишировал.

5 из 10

Кочегар Скрябин пережил фильм всего на год. Поэтому признаки нездоровья, вероятно, не были так уж им сыграны. Балабанов протянул немногим более. Тут уже уважительно помолчать.

10 февраля 2024

Я месть, и мстя моя страшна

Закрытие фильмографии Балабанова продолжается, и на сей раз я ознакомился с его 'Кочегаром'.

Ошибочно полагать, что вы увидите здесь криминальную драму. На самом деле, я половину фильма смеялся. Это настолько ироничное и забавное кино, что улыбка часто не сходила с моего лица. За всей этой чернухой и мрачнухой наблюдается как сатира на подпольный мир 'бандосов' 90-х, так и история мести 'маленького человека'. Чисто литературное кино от и до, и оттого прекрасное. Мне нравится, как ведется повествование, где ты до последнего не знаешь, так кто же из всей россыпи персонажей протагонист, или каждый раз при длинных планах пешей прогулки героев негодуешь мол 'Нахрена эти сцены вообще тут нужны?', но на финальных титрах осознаешь, что все проще некуда: кочегар и есть главный герой, что немудрено по названию, а 'пешкарусом' все гоняют туда-сюда с целью экспозиции. Отлично написанный сценарий: ритмично, увлекательно, карикатурно, да и вся комедия выстроена в формате ванлайнов. Тут, по большей части, люди не говорят, а делают, поэтому витать в облаках вы точно не будете при просмотре.

Актерские работы, как и обычно, в фильмах Балабанова нормальные. Скрябин пришел прямиком из 'Реки', к которой сам же и отсылает в финале. Хорошая операторская работа и монтаж. Дефолтный саунд-дизайн и плюс-минус 'пойдет' липсинк.

'Кочегар' - это очередное кино Балабанова о том же самом, о чем и всегда. Леша на протяжении 20 лет не переставал говорить о наболевших темах, будто за этим всем есть некий бэкграунд. Хорошо хоть, что не кончил, как Круг, а по болезни. Успел пожить. Я считаю, что фильму надо было выйти лет на пятнадцать раньше, а не опосля всех переворотов в стране. По идее, картина смотрится, скорее, ретроспективно, чем актуально и в разрезе времени, но это меня никак не смутило.

8 из 10

20 декабря 2023

Важность маленького человека.

Боль малого народа и малого человека между собой очень схожи. Первая представляет угнетение историческо-национального характера и может выражаться как в чем-то материальном, отнятие природных ресурсов, так и даже переходить на более высокий уровень, к примеру лишение самоидентичности. Вторая таким же образом затрагивает физику и метафизику, но уже одного человека. Стеснение жизненных условий и неуважение высоких чувств. «Кочегар» - это удивительная история, которая показывает переплетение двух вышеперечисленных проблем и предупреждает о возможных последствиях.

Балабанов силен, все и так это знают. Начиная с операторской работы и заканчивая художественной поставкой - все на своем месте. Даже музыкальное сопровождение, которое зачастую играет важную роль в фильмах режиссера, идеально ложиться на кадры фильма. Возможно, я бы сказал, что цветокоррекция и освещение делают картинку немного плоской, но это единственный недочет который только можно найти. Из отдельного отмечу необычную постановку действия. Зрителю очень часто демонстрируется обычная ходьба, которая, на первый взгляд, кажется простым и даже немного ленивым филлером для увеличения хронометража ленты. На самом же деле, при близком рассмотрении, становится понятно, что это тоже средство художественной выразительности, демонстрирующие эмоции персонажей и их внутренний мир. Сколько всего о человеке, его намерениях и чувствах может сказать походка? Будучи своего рода склейкой между эпизодами фильма и, одновременно, зеркалом в душу героев, частые кадры прогулок основных действующих лиц идеально дополняют картину.

Актёрский состав, честно говоря, совсем не блещет звездами первого эшелона. В основном, нам представлены друзья Балабанова, которые только у него и снимаются. Из всей этой шайки могу выделить Михаила Скрябина, знакомого зрителю еще по «Грузу 200». Его перформанс может и не блещет какой-нибудь сумасшедшей экспрессивностью голливудских звезд, но именно так, спокойно и отстранено, должен выглядеть персонаж Михаила, контуженый ветеран Афгана по прозвищу Майор. Остальные участники съемочной группы, попавшие в кадр смотрятся средне. Зачастую кто-то из них переигрывает или же наоборот, смотрится слишком пресно. Но, стоит отметить, что впечатление от фильма это не особо портит.

Сюжет является демонстрацией той самой точки кипения, до которой могут довести как отдельного человека, так и целый народ. Слава богу, что со временем якутская культура становится все более освещена как в масс-медиа, так и в авторских проектах. Вот только на момент съемки «Кочегара» ситуация была абсолютно другой. Своего рода крик души - вот о чем фильм. Когда достояние твоих предков становится просто товаром на торговом прилавке. Когда к тебе самому относятся с пренебрежением и снисходительной сиюминутной добротой, рамки которой кончаются сразу, как ты пропадаешь из виду. Когда все это происходит, ожидать можно только одного ответа. И он вряд ли хоть кому-то понравится. Причем в картине очень удачно выставлены акценты. Важность маленького человека подчеркивается вездесущим символом кочегара - печкой. А финальный аккорд - это демонстрация того, насколько бессмысленным, беспощадным и никому не нужным является процесс постоянного угнетения.

Под конец хочется сказать, что я все же не разделяю всеобщего обожания и восхваления «Кочегара». Как по мне, фильм является отличным произведением на вышеназванную тему, но это явно не самая сильна работа Балабанова. Что не есть плохо. Алексей за свою карьеру снял настоящие шедевры, величайшие картины, которые невозможно переплюнуть. Так что позиция достойного фильма, находящегося в тени величия, как по мне, очень справедлива и подходит «Кочегару» как нельзя лучше.

31 июля 2023

Музыкальная ирония над кликбейтом

Фильмы Алексея Октябриновича дошли быстрее «Мастера и Маргариты» Булгакова до уровня «ой ты не смотрел Балабанова, да ты и кино не смотрел». Сами понимаете, что понимание выше уровня описания в Википедии не требуется. Такая вот постмодерновая (кому «метамодерновая») народная любовь. В то же время фильм «Кочегар» можно рассмотреть как тонкую иронию на данную тенденцию.

Притча о мести маленького человека, бесчеловечные каторжники по акции от русских царей – это всё только лишь средства режиссёрской манипуляции и мистификации. Как и печи с кочегаркой – символ вечной жизни и в то же время разрушения этой самой жизни. Данные средства весьма отчётливы и где-то банальны, если брать высокую балабановскую планку. Посмотрев ленту, казалось, что это самый обыденный фильм, что мог придумать Алексей Октябринович. Быть может, многочисленные спойлеры, что льются со всех сторон, сделали своё дело. Но это всё лишь часть картины, что нам открывает Википедия и Юрий Дудь.

Главное оружие фильма – это музыкальный ряд. Он не особо разнообразен. Русско-роковая инструментальная минорная зарисовка, пара треков Дидюли, Агата Кристи и Чёрный Лукич в финальных сценах. Кто бросился в глаза – так это белорусский гитарист-виртуоз. Ваш автор всячески клял его нехорошими словами долгое время, но под занавес жизни начал всё же понимать его природу и ценить скорее искусство игры данного исполнителя. Камнем преткновения же всегда была нью-эйджевая промазка из весьма назойливого прямого бита в четыре четверти. Да вот Дидюля появляется здесь весьма быстро и не уходит практически с авансцены. Пара тем для Кочегара и его дочери играют повсеместно. Они по идее засоряют звуковое пространство фильма, вытягивая внимание на себя, мешают слушать диалоги. Вообще, не должно вроде как в фильме быть столько музыки по-хорошему. Но мы должны понимать, что в этом забитом аудиопространстве существуют и главные герои. Они подчинены этому прямому биту и свои вопросы тоже решают весьма прямо на уровне «закрой вопрос». А что будет, если эти ритмы где-то войдут в диссонанс, а на дворе девяностые? Как будут закрываться вопросы? Вот эту тему прорабатывает Алексей Октябринович вместе с кочегаром Скрябиным.

Фильм «Кочегар» – это повсеместный бит, следование кликбейту, постмодерн на фоне, который является серым кардиналом событий, в котором тонет статус героя прежней эпохи и прочие высшие ценности. Нам же остаётся смотреть фильмы Алексея Балабанова, чтобы вселенная дала нам право смотреть остальное кино и чувствовать, что мы в нём разбираемся. В то же время стоит понимать, что гений Балабанова состоит в том, чтобы такие тонкости где-то предчувствовать в своих фильмах.

14 марта 2023

Повесть о настоящем человеке

Один из лучших, пронзительных и тяжёлых фильмов Алексея Балабанова, в центре которого стоит сложный и многогранный герой, живущий жизнью маленького человека. Большой человек, настоящий офицер, писатель, да ещё и из народов крайнего севера живет практически затворником, работает кочегаром. Дух времени, перевернувший всё с ног на голову, стирает различие между плохим и хорошим. Превозносит бандитов, а людей, живущих по совести, опускает на дно. Так доживает кочегар, то и дело пособляя бандюкам сжигать в печать неугодных людей. По сути, он связующее звено между двумя мирами: криминальным и человеческим. И суд он свой вершит с точки зрения совести, и отвечает за содеянное так, как подобает офицеру. Кровь за кровь. Такие вот звериные порядки наступают, как только в стране неразбериха.

Фильм пронизан жалостью к человеку, что вообще свойственно эстетике балабановского кино. Это та прекрасная Россия, которая теперь в кочегарке сжигает трупы таких же убийц и воров. По сути, Россия Достоевского: горько, беспросветно, серо, тоскливо… Но аж душу щемит – Родина. И любишь её «странною любовью». Вот такие фильмы Балабанова. Правда неприукрашенная, от которой душа болит.

Дух эпохи в музыке. Буквально заело «Словно ветер в степи, словно в речке вода…» ДиДюЛи. Может, вкусовщина, но я это всё люблю. В этом есть что-то настоящее, наивное, живое.

В общем, это такой сырец. Много чего можно было бы с точки зрения психологии докрутить, убрать ляпы. Герои кроме кочегара, надо признаться, все статичны, просто амплуа: дочка, бандиты и т.д.

7 декабря 2021

XIII фильм «маэстро» Балобанова

Никогда не любил режиссуру Алексея Октябриновича. Всегда раздражали хвалебные оды недалёких лизоблюдов, о якобы гениальности его кинокартин, о тонком символизме и скрытом для простых смертных высшем смысле. Не знаю, никогда этого тонкого символизма не улавливал. Вместо этого в его работах всегда мозолили глаза унылая чернуха и психоделия, помноженная на вопиющую русофобию, антисоветчину и ложь. К сожалению «Кочегар» не стал исключением.

Итак, какие собственно у меня претензии к этому фильму?

Во-первых, якутов Балобанов описал эдакими дикими чукчами. Тогда как это далеко не так. Из всех малых народов Сибири, якуты пожалуй самый цивилизованный и самый обрусевший. Они отличаются от русских максимум разрезом глаз. И то — практически все они метисы. Создается впечатление, что даже печально известные Равшан и Джамшут более обрусевшие чем Балобановские «якуты». Почему? Между собой говорят по-якутски. Верят в духов. Ходят в мехах. Держат исторические обиды на русских. Шедевр «великого маэстро» скатился до уровня анекдотов про чукчу.

Во-вторых, как Балобанов изобразил титульный народ России? Уродами! Вот буквально уродами из своего предыдущего «шедевра» Про уродов и людей. Уродами и моральными и физическими. Есть ли в кадре хоть один положительный русский персонаж? Лично я не увидел. Балобанов противопоставляет скромным, трудолюбивым честным якутам вечно пьяных, беспринципных, завистливых бандитов, убийц, пьяниц и картёжников. И даже русская женщина была противопоставлена высокой стройной красавице-якутке. Маша — дочь главного мафиозо, избалованная, ленивая, завистливая, жирная, с обвисшими сиськами, целлюлитными бёдрами, безобразными волосами и широкой пастью до ушей, через которые виднеются плохие зубы.

В-третьих, что собой представляет главный герой и чем он занят? Балобановский кочегар совершенно дикий туземец якутской тайги. Он с огромным трудом разговаривает по-русски. Как ему удалось поступить в военную академию, и дослужиться аж до майора советской армии? До командира инженерно-сапёрного батальона? Для меня загадка. Настолько плохо образованные призывники обычно не шли дальше стройбата. И вот сидит старик-кочегар у себя в котельной, в шкуре и с причёской как у эскимоса. И чем он занят? Пьёт, пасьянсы раскладывает? А-нет! Кочегар занят искусством! Он стряпает книжонку о том, как вечно пьяные русские скоты издевались над якутами. Абзац!

Что режиссёр поставил своей целью? Разжечь межнациональную рознь там где её и в помине не было? Выразить свою ненависть и презрение к собственному народу? Ему это удалось.

В-четвертых, что мне ещё не понравилось, это сцены эротики и порнографии в фильме. Не люблю такие фильмы тем, что они резко сужают аудиторию. Такое стыдно кому-то посоветовать и с кем-то посмотреть. Последняя вишенка на торте в том, что жертвами сексуального насилия опять таки оказываются красавицы-якутки.

5 из 10

25 августа 2021

Ночью пересмотрел спустя десять лет фильм, который, как мне кажется, и не поняли, и пропустили, и не заметили, не понял, хотя и впитал кино любимого режиссера, тогда и я. А теперь пересмотрел и уже сутки он стоит в глазах, переполняя меня. Великое русское кино, могучее, страшное, пропитанное каким-то бешеным и запредельно концентрированным русским, нашей экзистенцией, сутью, русской душой.

Нет, такого режиссера не было и не будет. Хотя годы жизни и даже рост его точно совпадают с параметрами Тарковского. Забавно. А фильм этот его как бы проходной — на самом деле исключительный и очень европейский и необычный шедевр, в котором люди говорят очень мало, говорят как неживые, как роботы, в котором 80% времени забивает музыка и 50% времени герои тупо идут по улицам, ну блин прямо как в моих фильмах ? И да, он ругал Феллини за то, что тот якобы ни черта не умеет работать с фактурой. И он действительности умел. Никто этого не замечал, но он мастерски работал с изображением и образом.

Этот фильм это визуальная память эпохи, времени, его вообще можно смотреть без звука. Это режиссер Балабанов, мой вечный кумир, и его фильм «Кочегар».

20 августа 2021

Ради чего жить… или умереть

Главный герой Кочегар — ветеран с атрофированными после войны чувствами. Он живет незаметной жизнью и пишет рассказы, погружающие его в свой собственный мир, ограждающий от реалий.

Единственная ниточка связывающая его с реальностью — дочь, которой он помогает и ради которой живёт. Неожиданно эта единственная «ниточка» рвётся и его жизнь теряет всякий смысл.

Кочегару остаётся завершить своё последнее дело — совершить возмездие за утрату последней надежды.

Современному поколению мне кажется сложно понять чувства отрешенности и безысходности людей с покалеченными судьбами в 90-е. И события тех лет судя по комментариям многим кажутся нереальными.

Фильм очень точно передаёт ощущение человека доведённого до края. Себя он уже «списал» и единственное, что его держит — надежда на то, что его детям повезет больше, что у них будет абсолютно другая жизнь. Ради этого нужно жить, стараясь в меру возможностей помочь воплотиться этой мечте.

Фильм правдивый, без искусственно «вылизанной» по шаблонам картинки. Здесь нет того привычного супер-героя которым бы зритель хотел стать, поэтому создаётся ощущение наблюдения со стороны, вызывающее при просмотре самые разные и противоречивые чувства.

10 из 10

27 апреля 2020

Огонь Балабанова. Предпоследний фильм.

Многие люди, впоследствии ставшие великими, вышли именно из кочегарки. Это место было пристанище недопонятых, обездоленных гениев, выброшенных на задворки общества.

Режиссёр показывает нам может быть и не гения, но значимого человека. Значимого в прошлом, сейчас же он, ветеран Афганистана, герой Советского Союза, всеми забыт и никому не нужен. В нём осталось творческая жилка, у него остались друзья. Но пропало самое важное — уважение и память его подвигах и заслугах. Хотя, по нынешним реалиям(которые закладывались именно в девяностые), всё верно. Ведь страны не существует, а значит можно всё забыть.

В фильме снялись всего лишь два профессиональных актёров. Самый заметный — Михаил Скрябин, который так же играл у Балабанова в Грузе 200 и в недоснятой Реке. Вечная память этому замечательному актёру! Так же из Груза 200 вы можете узнать актёра Александра Мосина, он исполняет роль Снайпера.

Многие отмечают не естественную музыку для фильма Балабанова. Да, композиции ДиДюЛи не привычны для Алексея Октябриновича, но они прекрасно ложатся под картинку фильма. Но режиссёр не забыл и о» своей» музыки

Речь идёт о песни Агсты Кристи.» Истерика». Песня, как впрочем все у Балабанова, прекрасна и органична.

Атмосфера Кочегара- просто квинтэссенция Балабановской атмосферы. Проходные дворы, обшарпанные стены домов… Настоящая Русскан жизнь после Империи! Стоит отметь что Балабанов снимал в своём любимом городе — Питере и в Кронштадте.

Итог: крутой фильм от мастера. Если вы готовы увидеть правдивый и горький рассказ о беспределе тех лет- то не пропускайте этот короткий, но очень важный фильм. Настоящая огненная криминальная драма! Шедевр!

10 из 10

10 мая 2019

Фильм для тех, кто ненавидит 90-е как время большой общественной деградации, вне зависимости от наличия собственных достижений. Не все, к примеру, смогут отдохнуть душой в красивом месте, где тусуются сплошь одни крутые, блюдущие себя, но всё засыпано их мусором. Даже если свой клочок чист, как можно радоваться реальной жизни во всеобщем срачье, когда мусор так и лезет в поле зрения, куда ни глянь?

А ведь привычка к житейской грязи может передаваться из поколение в поколение, и это только одна из смысловых нагрузок, которые несёт в себе фильм «Кочегар». Его кинематографический язык несложен и отражает жизнь на постсоветском пространстве как прозябание в очереди, ведущей в глобальный крематорий, где сжигается отработанный человеческий материал.

Цинизм происходящего на экране зашкаливает даже в мелочах, например, когда дочь — учредительница фирмы — для поддержания имиджа берёт у отца деньги из его нищенской пенсии. Интимные отношения героев фильма, которым уделено предостаточно много экранного времени, ассоциируются с отсроченной групповухой, что годится на видеоряд под похабную частушку: «У меня была милёнка, я к милёнке хаживал. У неё была подружка, я обеим всаживал». Оказывается, у некоторых людей секс — это ещё не повод для проявления человечности в своих чувствах живому человеку, если он рассматривается только лишь как инструмент наслаждения. Больно смотреть, с какой лёгкостью предают якутяночку, буквально автоматически меняя эту роскошную женщину и талантливую предпринимательницу на настоящую жабу — потому что так выгоднее! Потому что сыграло вековое «курица не птица, баба не человек» или в современной обработке: «женщина не человек, а друг человека».

Несмотря на то, что главные действующие лица — русские по национальности — сплошь люди плохие, как и русские из этнографического пересказа, что пишет якут, всё же Балабанова нельзя обвинить в русофобии. В фильме показаны и хорошие русские — это две девочки, забирающие рукопись, и их папа полковник, что разрешил своим маленьким принцессам дружить с маленьким человеком — общаться со старым кочегаром.

5 марта 2019

Давайте делать что угодно, ибо нам можно. Пост-фактум

Вот скажите, есть ли плохие люди? Дядя, знаете? Всё зло в людях. Но принцип «око за око» должен работать. Вот и сработал в очередном кино.

В 90-е пришло время, когда можно было всё, только для тех, у кого оно уже было. Деньги, слава, почесть в погонах. А потом всё рухнуло. Пришли воротилы и сказали, что они теперь главные. Распродавать тряпки и сжигать непроданное стало нормой. Это работа такая. А вот кто работать не хочет, с такими не разговаривают.

Некий монолог майора, в виде недопечатанного рассказа, является его размышлениями о прошлом. В его опусе жестокость и цинизм времени, которому он служил. Его дочь является семечком того времени, но она ходит на плохую работу. Когда её не станет, умрёт мечта и реальность в его глазах. И он отомстит.

Музыка Дидюли — некий звуковой фон Петербурга 90-х. Вроде все слышно, но не ясно слов. Они и не нужны вовсе, чтобы понять то время. Она даже не мешает мыслить над кино. У Балабанова всегда было всё точно и правдиво. И у Кочегара нет образов, он видит в каждом добро и зло. Второе можно убить, первое родить. Плохо только, что когда второе убивает первое, оно живёт, как паразитная рыба. Чисто метафорически проще убить себя, но зачем делать это впустую?

Балабанов уже тогда понял, что ему простят этот ужастик. Ибо фильм реально страшный. Может, оттого он и велик, что снимал всегда просто и не по нужде, а только лишь видимое с натуры ? Эпоху Кочегара снимать надо было только прожив 90-е. И запомнить хорошее не вышло, вокруг только грязь и отморозки. Эхо «Груза» живо.

9 из 10

21 января 2019

Заходи на огонёк

«Кочегар» — это предпоследний фильм режиссёра Алексея Балабанова: о 90-х, женской зависти и пожилом якуте, работающем в кочегарке и там же в свободное время пишущем рассказ. К этому безобидному (или нет) дядьке периодически хаживают русские бандиты, чтобы сжечь в огне очередной труп. В течение всего фильма кочегар (Михаил Скрябин) рассказывает то бандитам, то маленьким девочкам, которые приходят к нему посмотреть на огонь, про свой рассказ. Рассказ о том, как русские люди в царское время «якутов обижали». Словосочетание это взято в кавычки не потому что употребляется в переносном значении, а потому что его предельно харизматично произносит сам главный герой.

Вопрос о том, смотреть этот фильм или не смотреть, стоит решать, имея ввиду следующее — фильмы Балабанова далеки от логики Голливуда. И об этом свидетельствует несколько факторов:

1) антураж 90-х не столько эффектный, сколько реалистичный;

2) если в людей стреляют, то пули в них попадают;

3) секс бывает некрасивым;

4) насилие — не зрелище, оно изображается Балабановым по-человечески;

5) политкорректность — не главное.

У Алексея Балабанова, как у режиссера и сценариста, есть собственный стиль. Хотя, «стиль» звучит пошло применительно к маэстро. Скорее, это «видение», максимально удачно уложившееся в этот простой и складный сценарий. Поэтому, чтоб без отвращения глядеть на происходящее в «Кочегаре», да и в остальных его картинах, наверное, стоит заранее понять творца, узнав его поближе с помощью прессы и книг. Хоть до конца это и невозможно. А потом — с лёгкостью отправиться в объективно раскрашенный серенький Петербург двадцатипятилетней давности с его квартирными печками, нелепыми шубами, доступными девками и лицами нерусской национальности.

22 мая 2018

Балабановский минимализм

Я думаю, никто не будет спорить, что Алексей Балабанов был великим режиссёром, у которого был свой неповторимый почерк, своя философия и своё мировоззрение. Он режиссёр, у которого каждый фильм всегда становился предметом общественной дискуссии, который делил его зрителей на «сторонников» и «противников». И мне кажется, что его самым полярным и самым оспариваемым фильмом стал, даже не «Груз 200», а «Кочегар».

Я знаю, что его многие не любят, считаю бессмысленным. Но мне этот фильм очень даже понравился. Хотя я и не осуждаю людей, которым он не понравился. Я согласен с противниками, что большая часть фильма действительно к общему сюжету отношения не имеет.

Фильм нам рассказывает историю бывшего военного, а ныне просто кочегара-якута, который скромно себе работает, пишет роман и к которому в котельную каждый день приходят «братки», которые сжигают у него в печах, тела своих жертв. Сюжет действительно не особо замудрён, где-то на уровне НТВшевских сериалов. И возможно снимай фильм кто-нибудь другой, он бы сделал из этого фильма новый боевик, про то, как якут обнаруживает какую-то тайну в одном из тел и вступает на тропу войны с мафией и т. д.

Но не у Балабанова. У него большая часть фильма посвящена описанию жизни героев фильма. Нам показывают, как работает якут, как пишет роман; как к нему ходят две девочки, чтобы послушать его истории; его дочь, которая работает в магазине, пытается наладить личную жизнь; парень дочери, который на самом деле — киллер и как он работает; как обстоят дела у мафии; как они все куда-то ходят и что-то делают. Сама развязка, про войну маленького человека с мафией происходит в финальные пару секунд и длится она столько же. Но, чёрт возьми, мне всё это интересно было смотреть. Во всём этом, была какая-то магия, какой-то шарж. Мне не было скучно, наоборот, я понимал, что хочу смотреть фильм дальше и узнавать, что будет дальше. Наверное, в этом и есть гений Балабанова, то, что он из любой, самой мало-мальской фигни умел сделать шедевр. Ведь сними кто-то другой как главный герой 10 минут бродит по улице, это нагоняло бы скукоту. Но это снял Балабанов и это было сделано классно.

Что касается развязки, то она хорошо сделана. Вот, казалось бы, идёт главный герой минут 10 в одну сторону и минут 10 в другую, под какую-то мелодию. Но, как это снято, с какой предысторией, что в итоге реально начинаешь жалеть главного героя. Мне ещё очень понравилась эта его трансформация из кочегара в военного. То есть, весь фильм он одет в какие-то лохмотья, выглядит он жалко, такое ощущение, что ударь его и он рассыпется, возникает вопрос, как вообще эта развалина может быть героем Афганистана. Но потом, главный герой одевает свою военную форму со всеми медалями и он как будто молодеет, он сразу приобретает обаятельность и мужественность. И становится понятно, что бывших военных не бывает.

Вывод: Если кому-то не понравился «Кочегар», я не виню. Я сам не люблю такие фильмы, где предыстория длится больше, чем сам фильм. Мне, например не понравился, в своё время «Молох» А. Сокурова, как раз, потому что большую часть этого фильма составляют бессмысленные похождения и разговоры, а развязка только в самом конце. Но у Сокурова это было реально скучно и не интересно. А вот «Кочегар» Балабанова, другое дело. Этот фильм умудряется быть интересным, так что его хочется смотреть. Наверное это гениальное мастерство Балабанова, по другому это не объяснить.

9 из 10

2 октября 2017

Собственно, я и начал писать эту рецензию, чтобы хоть как-то скрасить скуку. С этим опусом Балабанова настолько всё понятно, что я даже фильм не досмотрел, просто сжал его в маленькое окошко и начал писать отзыв. Конечно, как порядочный рецензент, я не делаю этим себе чести, но и «Кочегар», коль уж старается претендовать на звание «настоящего кино», должен бы быть чем-нибудь поинтереснее полуторачасового переливания из пустого в порожнее.

Где здесь конфликт? Развитие персонажей? Хотя бы «кривое зеркало нашей страны», как это было в «Грузе 200», который тоже не хватал звёзд с небес, но, по сравнению с этим фильмом, являлся прямо таки мощным кино-высказыванием (а «Брат», «Война» и «Про уродов и людей» — вообще недостижимейшие шедевры раннего и среднего периодов творчества Алексея Балабанова!). Главный герой фильма — кочегар. Он хороший, хоть и дурачок, а все вокруг плохие, хоть и умные. Пожалуй, я даже одним предложением больше раскрыл суть этого фильма, чем сам фильм рассказал о себе за полтора часа.

Боже, лучше было бы просто смыть плёнку во время монтажа и не позориться! Настолько здесь всё убого и наигранно, что от фальши скулы сводит. Не веришь никому, не сопереживаешь — тем паче. Вообще, фильм мне напомнил среднестатистическую порнушку из девяностых годов. Тоже одна мелодия играет «фоном» 90% всего фильма (а она начинает бесить уже в первые 5 минут!), почти те же диалоги и характеры, написанные как будто для «галочки», но если в порно-фильмах есть хоть какое-нибудь действие, то тут… серо, блекло и уныло.

Почему я его всё-таки досматриваю? Для меня это тоже большой вопрос, и уже потому, что я не знаю адекватного ответа, стоит поставить сей ленте всё-таки 2 балла из 10, а не 1, как и следовало бы.

2 из 10

3 апреля 2017

Как не надо писать рецензии N12

Надо правильно воспринимать показанное. Режиссёр показал то, что хотел и так, как хотел. Если вы не оценили — он не виноват, если ничего и не обещал.

Весь фильм — это «кул стори». Тут нет натурализма. Главные герои живут в духе «времени», которое Балабанов представил так: никто ничего не стоит и человек человеку зверь.

И в этом суть происходящего в фильме. Главный герой Якут — юродивый. Он получил травму на войне, после чего перестал воспринимать реальность адекватно (это видно по тому, как именно он записывал по памяти «рассказ»).

Герои намеренно упрощены.

Вот Якут кочегарит. Вот ему сказали, что надо сжечь тело — он сжёг. Вот один человек убил другого. Потом этот убил того. Этот этого.

Убивают тут проще и быстрее, чем едят. Вот ты с человеком говорил нормально, обсуждал что-то, а спустя минуту уже убиваешь и его и всю его родню. Без злобы, без истерик. Тихо, спокойно и максимально быстро.

И в этом суть. Суть в том. что абсолютно дикие и жестокие вещи тут представлены, как абсолютно обыденные для местных персонажей. Они даже не плохие — у них вообще нет морального вектора и системы ценностей. Они бездушны. А Якут болен, поэтому он не может быть как остальные. Он тоже не плохой и не хороший — он Якут.

Если вы готовы смотреть полуторачасовую притчу о людской бездушности — смотрите. Ничего особенного ждать не стоит. Если это не про вас — не смотрите.

22 марта 2017

Про уродов

Давно известно, что покойный Алексей Октябринович Балабанов снимал кино про уродов и людей. В основном — про уродов.

Вот и в фильме под названием «Кочегар» количество уродов на сантиметр гипотетической киноплёнки явно зашкаливает.

В «Кочегаре» Балабанов вернулся к собственным истокам и мастерски изобразил атмосферу бандитских тёрок-разборок в стиле знаменитых 90-х годов прошлого века. Всё как всегда: любовь и смерть, предательство и смерть, азарт и смерть. Смерти — много, остального — мало.

Как любил говорить кругосветный путешественник Филеас Фогг, «привычность мысли нужно гнать — столовый нож оружьем может стать». В «Кочегаре» в качестве непривычного оружия используется палка для лыж. Ну что ж, пуля — дура, лыжная палка — молодец.

В общем, «Кочегар» — это тот же «Брат», только вид сбоку. Правда, вместо музыки Бутусова в фильме звучит музыка Дидюли, а вместо героя Сергея Бодрова мы имеем честь лицезреть потасканного Героя Советского Союза из солнечной Якутии.

В итоге получился полу-артхаусный полу-боевик с фирменными балабановскими штучками и фишками. Добротный фильм от одного из лучших режиссёров российского кинопространства. Но — на любителя.

7,7 из 10

18 июня 2016

Опять виноваты русские?

Всем добрый день!

Запоздало посмотрел фильм «Кочегар». Написание рецензии осложняется тем, что режиссера и сценариста картины, увы, уже нет с нами. И вроде как критиковать произведение неудобно. Но, фильм остался, его продолжают смотреть и обсуждать.

Так уж вышло, что пока не увидел титры, не знал, что это произведение Алексея Балабанова. Но в голове свербило, что похожую «картинку» уже встречал. Конечно, фильмов про 90-е снято достаточно много, у каждого автора свой стиль, но когда герои картины очень много «идут» — это по-Балабановски. Разумеется, в памяти всплыл теперь уже культовый «Брат» (и первый и второй). Но, если в «Брате» герой Бодрова не просто передвигался по местности — он шёл от одной цели к другой. И зрителю давали это понять соответствующим антуражем, музыкальным наполнением. В «Кочегаре» почти все герои совершают длительные перемещения из пункта А в пункт Б под виртуозное сопровождение гитариста Дидюли. То есть, картины можно сравнивать с очень большой натяжкой. Такое ощущение, что их снимали совершенно разные Балабановы.

Мне осталось не понятным, для чего Алексей Балабанов спустя 10 лет снова вернулся к теме 90-х. Тем более, что смысловое наполнение названных картин диаметрально противоположно. Конечно, и там и там зрителю показывают бандитский беспредел, героя-одиночку, восстановление попранной справедливости или месть. Но, если «Брат» патриотичен, а его главный герой — воплощение справедливости, мужества, силы и прочих брутальных качеств. В «Кочегаре» всё иначе. Почему так изменились взгляды автора, который сам был офицером советской армии, участвовал в войне в Афганистане и, думаю, знаком с многими войнами-афганцами лично, а также сам пережил те самые 90-е? Останется теперь загадкой. Фильм насквозь антирусский, антисоветский и, видимо, антироссийский.

Постараюсь пояснить свою точку зрения. Что мы видим. Главный герой картины — якут, бывший майор советской армии, воевал в Афганистане, тяжело контужен, работает кочегаром. По рассказам сослуживцев (кстати, сплошь бандитов), он в прошлом успешный воин, герой Советского Союза и вообще — Герой. Надо думать, чтобы стать майором действующей армии необходимо закончить высшее учебное заведение, что само по себе подразумевает некий кругозор и определённое мировоззрение, а также наличие многочисленных навыков, немалый срок службы и жизненный опыт. Но наш герой после контузии мыслит родоплеменными категориями. Из прочитанного он помнит только одно произведение, в котором его народ притесняли плохие русские. Из навыков у него осталось только способность кидать лопатой уголь. А из жизненного опыта — утрированное деление людей на плохих и хороших. Вдобавок в нём проснулись некие литературные дарования, без сомнения, доставшиеся от предков, которых жестоко притесняли русские. Поэтому в промежутках между работой бывший майор печатает на машинке некое произведение, где русский опять плохой, а якуты — несчастные и гонимые. При этом он с дочкой (красивой якуткой) живёт не на далёком севере среди угнетённых сородичей, а в городе Санкт-Петербург, и, бросившая его жена, непременно в Детройте.

Чтобы у зрителя отпали всяческие сомнения в правоте кочегара-якута, вокруг него постоянно вращаются отрицательные персонажи из числа исключительно русских. Бывшие сослуживцы — отмороженные бандиты. И вправду, кем ещё может стать русский солдат в мирное время — только бандитом. Какие они циничные, эти русские, как нагло они обманывают доверчивого якута, сжигая в топках убитых людей, говоря, что те плохие. У бывшего майора даже тени сомнения нет, раз сказали «сжигаем плохих», значит плохих, разве люди умеют врать? И русские же продолжают угнетать якута: пенсию ему не платят, зарплату хамски задерживают, а красавицу-дочку сжигают в топке его же кочегарки. Тогда кочегару вспомнилось, что он боевой майор сапёрных войск, китель в медалях, выправка, парадный шаг. Думалось, что месть его будет неумолима и страшна — минимум взорвёт всю кочегарку вместе с притоном и его завсегдатаями — плохими русскими. Ошибся. Всё вышло просто и без затей. Он же якут, два тычка лыжной палкой — два трупа плохих русских. Плохой дочери, плохого русского объяснил, что когда «на расстоянии — это не война».

В концовке фильма совершенно «логично» зачитан и показан неоконченный рассказ писателя-якута. Читала его русская, на вид 10-летняя девочка, которая посещала «дядю кочегара», чтоб посмотреть на огонь и набраться якутской мудрости про плохих и хороших. У русской девочки, по Балабанову, не возникнет мысли вызвать скорую помощь, когда «у дяди кровь», зато совершенно естественно возникнет желание сфотографировать его перед смертью и забрать печатные листы. Она тоже плохая, т. к. русская.

Зачем это всё показано мы, видимо, уже не узнаем. Нашёл только одну цитату Балабанова близкую к контексту его творчества: «Я просто снимаю кино». Это равноценно «выдающейся» сейчас фразе, которой прикрывают свою деятельность очень многие творческие люди: «Я так вижу». И ни кого не волнует, что зрители (читатели, слушатели) могут видеть и слышать иначе. И, если мнение зрителя не совпадает с авторским, значит, зритель просто не понял, он тупой. Очень интересно было прочитать, что упомянутый «Брат» за пределами России в своё время подвергся определённой критике за некий «националистический» окрас и низкую толерантность. Видимо автором была проделана «работа над ошибками — «Кочегар» заслужил похвалы ряда зарубежных критиков. Правда, холодно встречен дома. Отчего бы так?

От всей души не рекомендую данную картину к просмотру. Такой низкой оценки я ещё не ставил ни одному фильму.

1 из 10

4 апреля 2016

Надо ли отдыхать?

Случайно зашёл, случайно зарегистрировался…

Просто увидел среди комментов (тоже случайно!) выхлопы какого-то кривого отродья, пытающегося умничать (что, впрочем, совсем не получилось)… Ну, да такого всегда было много! Пытаться выглядеть умнее, чем ты есть — идея не новая совсем и заметная за километр аж…

Так и вот…

Что касается фильма (да и вообще всех фильмов Балабанова), совсем не нужно его рассматривать отдельно от других. Они — единое целое. Они — точка зрения человека, жившего в годы, отбитые на камне. Девяностые. И никаких «аналитиков-киноведов» тут не надо. Оно и так видно. Вся биография режиссёра — в его фильмах. Какой ни возьми. И «достоевщины» никакой нет. Балабановщина. С нескольких фильмов уже просматривается имя. Стиль. Способ выражения мысли. Развесистый рассусол — удел убогих.

Что касается меня, то только глянув этот фильм, бросил машину под задницу, да полетел в Кронштадт, благо сам питерский, да ещё и некогда сосед Балабанова… Что интересно, даже начальник отдела не смог сходу вспомнить где и как оно снималось… Да и без него нашли, не дети, чай… Ну, фильм, скорее, бюджетный, конечно, возможно, «на любителя»… Как и «Груз 200». Там Лёхе (капитан Журов), тоже уже покойный, всё удалось… Опять же Балабанов… Нашёл-таки… Из питерских… Людей просто видеть надо уметь! Дано не всем…

Память. Имеет смысл смотреть. Сделано душевно. Музыка тоже грамотная и к месту.

15 января 2016

История одного Якута

Фильм «Кочегар» сочетает в себе две вещи; историю обычного человека, работающего в кочегарке, которую посещают две девочки и толпы бандитов, сжигающих свои жертвы. Всё это происходит на фоне Петербурга 90-ых годов. Атмосфера некоего холода, выраженного тем что действие происходит зимой и достаточно прохладными отношениями между героями. Сюжет довольно неприхотливый, весь фильм мы наблюдаем жизнь главного героя, в исполнении якутского актёра Михаила Скрябина. А в концовке наблюдаем историю мести. Вообще мотив мести свойственен почти всему творчеству Балабанова. Но здесь он не основополагающий. Здесь мы наблюдаем атмосферу безденежья, криминала и некой цели к которой идёт главный герой (речь о рассказе). Сей фильм рассуждает ещё о природе добра и зла. Снайпер говорит о сжигаемых в кочегарке, что они плохие люди. Но сам Снайпер и Бизон, разве лучше тех, кого они убивают?

Добро в фильме — это сам кочегар. Он брошен всеми. Дочерью, женой которая в Детройте, всеми кроме двух маленьких девочек. О том, по какому пути пойдут девочки покажет время.

Ещё одной интересной идеей фильма, является война. Незаконченная война. Все герои вернулись с войны усталыми и изменившимися. Но только кочегар в этом фильме изменился мало. Несмотря ни на всё он вернулся человеком. Что подтверждает идею, что всегда надо оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Ещё хочу отметить саундтрек, с песнями Лукича и гитарными переборами Дидюли

9 из 10

30 апреля 2015

Балабанов филмс

Просто так подобные фильмы не снимаются. И, конечно же, прежде чем приступить к просмотру, стоит усвоить целый перечень того, чем фильм не является.

Это не чернуха, сдобренная крайним цинизмом по отношению к жизни. Не психологическая драма, отягощенная остросоциальными проблемами и оттенком сюрреализма, со всеми этими печками в домах и музыкой для релаксации в самых неподходящих сценах. Даже не хороший повод плюнуть и отменить просмотр. «Кочегар» — верное средство в том случае, если жизнь вдруг стала наполнена светлыми красками, чересчур светлой и радостной.

Вы исполнены оптимизма? Посмотрите на место действия. Как минимум мороз по коже от впавшего в ледяной транс Питера. Как мне сообщают, вы любите людей? Родственники, сослуживцы и просто посетители контуженного якута, который, как выяснилось, в душе настоящий самурай, мигом сдуют ваши идеалы. Неужели любите Россию? Готовитесь принять ведро геморроя в форме бандитизма, равнодушия, проблем малых народов и обыкновенного скотства. Косите под Цоя, и считаете, что кочегарка — это романтично? Что ж, и здесь вас ждут некоторые разочарования, хотя, по сравнению с внешним миром, постоянное место жительства и работы Майора порой кажется островком покоя. До поры до времени. Пока не привезут свежую партию «дров».

Словом, приступайте к просмотру, руководствуясь практикой общего развития и чистого любопытства. Только не говорите потом, что я порекомендовал вам какую-то…

11 апреля 2015

Балабановщина в лучших традициях

На просмотр кинофильма человек тратит около двух часов своего драгоценного времени, тратить его непонятно на что не хочется ибо за два часа можно сделать очень многое. На просмотр «Кочегара» этого времени абсолютно не жалко, оно того действительно стоит.

Наверное, давно я не встречал ничего настолько атмосферного и увлекающего, как «Кочегар». В фильме всё подано в нужных пропорциях, к счастью, не обошлось и без традиционной балабановской «чернухи». Порадовало музыкальное сопровождение, особенно песня Чёрного Лукича, звучавшая в финале. Хотя, в фильме и не было ни одного профессионального актёра, но хуже он от этого явно не стал, наоборот — вышло меньше наигранной театральщины. Вряд ли в отечественном кинематографе в период с 2005 по 2010 найдётся что-нибудь лучше, тем не менее это — не самый выделяющийся фильм Балабанова за всю его режиссёрскую карьеру. Прыгнуть выше головы не получилось, но я получил от картины именно то, чего ожидал. Ложки дёгтя в бочке мёда обнаружено не было, но чего-то эдакого всё-таки не хватало.

В общем, фильм сильный, атмосферный, как минимум — смотрибельный. Заставляет задуматься? Да нет, скорее осознать. Рекомендую к просмотру. Если Вы фанат Балабанова — то вам точно понравится.

9 из 10

8 января 2015

Рыцарь на черно-белом коне

На обложке — бушующее пламя во весь формат, посередине — недвусмысленный череп. И если бы не имя Балабанова… Однако фильм еще страшнее. Балабанов — большой любитель маргиналий. У него если черное, то до ощущения черной дыры, если белое — то слепит, как утренний снег в горах. В этом фильме речь о двух представителях нацменьшинств, с их почти первобытной верой не в Бога, а в Человека, — подразумевается, что все заслуживают заглавной буквы. Живет в городе и работает в кочегарке бывший, и на все времена, Герой Советского Союза, отличившийся в войне, якут. И его красавица дочка, светлая и прекрасная и душой и телом.

Однако обращение с родителем у ней вполне цивильное, столичное. Для устройства личной судьбы — сверкающая уютом квартирка, а отец живет в кочегарке, поближе к огоньку, ест как-нибудь, одевается во что попало. Зато пишет рассказ из быта своего народа. «В царские времена после отбытия наказания каторжан посылали к якутам…» Далее рассказывается о взаимоотношениях коренного народа и распоясавшихся преступников. Герой увлечен творчеством и не замечает, что творится вокруг него.

Кочегар поддерживает фронтового друга, хотя вряд ли они преломляли хлеб вместе. И не отказывает ему в мелких просьбах. Плохих людей надо уничтожать, считает друг. Ну а если это друг, то ему виднее. В кочегарке постоянно толкутся люди, завершающие свои дела. Тут же — казино, где проигрываются свои и чужие денежки, а в случае несправедливостей начинается междуусобная пальба. Дочка тоже не чувствует присутствия оборотней и воспринимает все за чистую монету. Их мама — в Детройте(!), откуда дает указания воспитательного характера. В финале — все развенчаны, кроме детей, из которых возможно будет что-то другое. Наивность Балабанова заставляет его снимать невозможную сцену. Но как знать, может быть, меткость природного охотника, обеспечивающая ему жизнь, не так уж невероятна?

9 из 10

2 сентября 2014

Герой Советского Союза

Идет по улице человек. Маленький, с «чукотской» внешностью. Плохо одетый. А вокруг зима, слякоть, серость.

Он идет незаметно для людей, для окружающего мира. Его функция есть его жизнь, он обычный кочегар.

События фильма происходят в один из самых тяжелых и «по-бандитскому» романтичных периодов. Девяностые.

Человеческая жизнь не стоит ничего, стреляют во всех, стреляют все. Передел имущества и влияния, на фоне разрухи и совковости.

Жена кочегара давно живет другой жизнью, с другим человеком. Дочь, следуюя модной тенденции, хочет что-то значить, а поэтому носит дорогие шмотки, считает себя бизнес-вумен, но не стесняется брать\требовать деньги у отца. Отца, который живет не то чтобы в маленькой комнатке, а на маленькой кроватке. А из имущества у него только печатная машинка. Да форма.

Героя Советского союза. Герой страны, которой нет. Герой войны, которой давно нет и не должно было быть. Какие подвиги он там совершил, на какие жертвы шел, какие ужасы пережил за свою Страну, за свой народ, за своих товарищей. И не вызывает сомнения, что звание получил по делу.

Внутри он давно умер, конечно же, как человек. Безучастно и без вопросов наблюдает за тем, как приносят тела одно за другим. Наблюдает ровно до того момента, пока на теле не оказалась знакомая туфелька…

В этом фильме подняты воспоминания, напоминания, есть мораль. Чтобы кто не говорил о пустоте и негативности фильма. Пустого ничего нет. Даже когда этот человек идет по улице под музыку Дидюли, у зрителя в голове должны генерироваться мысли. Понять без слов, осмыслисть и почувствовать.

Как и многие, кто сейчас пишет громкие комментарии в интернете, но ничего не далает, как и так и он все свои мысли и боли выплескивал на бумагу. Но не жаловался вслух.

Как и большинство людей, которые сидят по домам и смотрят на беды других людей безучастно, так и Кочегар пропускал все эти трупы, пока это не коснулось и его. Но было поздно. И многое, многое другое. Каждый увидит то, через что прошел сам.

Одев форму, он снова стал прежним. В последний раз, потому как дальнейшее существование не имело смысла. Война закончилась окончательно. Солдат идет на покой.

8 из 10

Вы говорите такого не было в действительности, все абсурд, бред и выдумка. Хочу сказать на это, что многие не знали что такое очереди за хлебом и колбасой в СССР. Если вас 90-е минули стороной, то посмотрите что творилось на соседней улице.

27 августа 2013

1.

Жил человек маленький. Побывал на войне афганской. Не требуя от жизни больше, чем она может дать и не желая себе ничего лишнего, он, уйдя в отставку из-за контузии, устраивается в кочегарку, где и живет, пописывая время от времени произведение жизни всей. Работа идет медленно, но куда торопиться — пока горит огонь, время есть. Была у человека дочка-красавица, которую он любил просто, без громких слов, но оттого не менее сильно, чем любят другие. Иногда к нему в кочегарку приезжал знакомый по летам военным — перекинуться парой слов, да между делом сжечь в печи пару тел «очень плохих людей, настоящих мерзавцев и расточителей жизни, её не заслуживающих». Девяностые! А еще иногда заглядывала к хорошему кочегару маленькая девочка — смотрела на огонь, как в телевизор, и просила рассказать про плохих людей. И так могли б пройти долгие лета, не упади однажды, как в «Золушке», туфелька…

2.

Война — это другое, там все понятно: есть «наши», а есть «враги», и врагов ты должен убивать, а наших защищать. А здесь все «наши», но убийства почему-то продолжаются. И «наши» — это даже не национальность, не принадлежность одной земле, а буквально — знакомый, ближний. И этот мир закольцован на каком-то кругу ада. Ада, которого не надо, ибо ад среди нас, в нас. Здесь все друг друга знают, но ни во что друг друга не ставят, для каждого есть лишь своё «хочу/ не хочу». Жизнь человеческая — щепка. Повторяемость, закольцованность и замкнутость становятся основным приемом «Кочегара» и одновременно приговором времени, стране, человеку. В фильме можно увидеть и притчу, во многом благодаря рассказу о «плохом человеке», который пишет кочегар. И «плохой человек» — это не тот, второй, третий, а человек вообще, натура человека, однажды допустившего убийство, начавшего войну. В «Кочегаре» можно увидеть некий перелом в фильмографии Балабанова, так внезапно оборвавшейся, когда форма становится проще, а количество произнесенного сводится к минимуму, не уменьшая при этом количество сказанного. Но «Кочегар» — абсолютно балабановское кино. Снимаемое и снятое не для признания, сборов и наград, а из необходимости снимать кино. Это Питер, это девяностые, это война, это безупречный саундтрек, контрастирующий с картинкой, и тем самым подчеркивающий абсурдность происходящего и превращающий сюжет в грустный анекдот. Но пламя печи никого не пощадит. Всё — тлен. Все там будем. Поделом.

3.

А мы ждали нового «Брата»! А мы хотели увидеть что-то похлеще «Груза 200»! Фи-фи-фи! Что за форма? Халтура. Что за сюжет? Почему так условно? Что за схема? В чем высказывание? Что может извлечь зритель? Подкачал. Сдал, конечно, сдал. Ай-яй-яй. Не то, совсем не то. Что и кому Вы хотели сказать?

«Я просто снимаю кино», — ответил Режиссер, пожав плечами.

Почти теми же междометиями они встретили через два года «Я тоже хочу». А потом Режиссер ушел. И им не осталось ничего, кроме как заткнуться. Потому что когда был Балабанов и его кино, им было, что обсуждать. А о чем они будут говорить теперь — это пока вопрос открытый.

28 июня 2013

Сюжет этой картины практически полностью пересказ в аннотации: старый якут, герой Афгана, майор работает кочегаром. К нему приезжают разные люди (бандиты), которые сжигают в котельной убитых людей, рассказывая якуту о том, что они — убитые — плохие люди.

Этот фильм Балабанова, как и все прочие — «про уродов и людей». При этом трудно понять, меняется ли со временем пропорция между ними. Из фильма следует: «уродов» больше, но они пусты, молчаливы, карикатурны. Они не живут, а существуют, не любят, а совокупляются, не убивают людей, а просто режут/стреляют, мочат таких же как они — пустых и бессмысленных.

В центре фильма — «истории о плохих людях», которые рассказывает главный герой двум девочкам. Кто плохой, а кто хороший? — этот вопрос задает нам режиссер на протяжении всего фильма, давая для ответа определенные намеки и подсказки.

Как и во всех работах Балабанова, сопереживать не хочется ни одному герою — все они настолько мертвы внутри, что воспринимаешь их как кукл, а не как людей.

В этом и соль: хорошее и плохое существует только в мире людей, но людей в картине нет, кроме якута и двух девочек.

В общем, отличный «балабановский» фильм, после просмотра которого думаешь не о том, возможно ли в принципе вырваться из этой реальности вечных дворов-колодцев, гремящих пустых трамваев и серых снежных сугробов, замораживающих душу, а о том, как остаться человеком среди нелюдей, как остаться живым среди мертвых.

8 из 10

15 июня 2013

К нам идёт не парусный флот…

Картины «старых мастеров», как известно, производят особое впечатление на зрителя благодаря своей технике — трёхслойной живописи. Многие секреты этой техники утрачены, и поэтому воспроизвести шедевры Ренессанса сейчас практически невозможно. Однако точно известно, что слоёв три: «подмалёвок», «пропись», «лессировка», — причём каждый слой краски получает свой смысл только когда на него ложится следующий.

Я утверждаю, что «Кочегар» Балабанова — это картина, написанная, как выражались в эпоху Возрождения, «Мастером из Санкт-Петербурга». Можно сказать, что вы «смотрели, но не увидели» этот фильм, если не заметили следующее:

1. Нигде в фильме не говорится о времени фильма, «о лихих 90-х», — это фильм о вечности, но — о русской вечности, в которой «герой (СССР)' — «никто»

2. Нигде в фильме не говорится, что это С-Пб. Но это — С-Пб; мало того, это С-Пб нарочитого Достоевского: жёлтые стены присутственных мест, «униженные и оскорблённые» улицы, задворки, дома, комнаты, — «помещения», в которых «жарко», душно, тесно страстям человеческим

3. Огонь — метафизический атрибут Бога, но, в отличие от света, огонь есть «невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога»

4. Если Бог — огонь, то кто же тогда Кочегар? Кто поддерживает этот огонь из человеческих жизней? КТО??? — Контуженный якут, то самое «дитя» Гераклита. То есть, если смысл в горении и есть, то поддерживать его может только неразумный, иррационально играя в самую рациональную игру

5. Якут пишет книгу, которую прочитал. Это, однозначно, Борхес и его эпохальный рассказ «Пьер Менар, автор «Дон Кихота». Чтобы понять, какой феерический «сад расходящихся тропок» из этого получается, нужно, конечно, этот рассказ знать.

6.»… а дальше дядя Кочегар не написал» — заканчивается фильм. История любого из нас уже написана, история эта циклична, как заевшее музыкальное сопровождение, и она обрывается в любой момент, — ни на чём. Занавес? Пока что — титры. Время изменить историю — это время измениться, если вы видите титры, то оно ещё есть.

7. Кочегарка, это, конечно, и преисподняя. Вокруг крутятся бесы, очень занятые своими делами, они подбрасывают в огонь грешников, а снаружи — снег, холод и пустота; тут же и «подпольное казино», азарт, алкоголь и всё такое, «жизнь»; выигрывают там, может быть, и много, но проигрывают-то потом всё; на огонь в котлах приходят посмотреть и наши дети — дети трусливых лётчиков, — и узнают тут же, что такое хорошо, и что такое плохо

8. Откровенная телесность — это вызывающий художественный приём. Переходит этот приём из одного фильма Балабанова в другой, художник на нём настаивает. Поэтика Возрождения началась с созерцания красоты человеческого тела и без него немыслима. Но, рассматривая прекрасное человеческое тело в подчёркнуто бытовой обстановке, художник, уже в эпоху Декаданса, получает специфическую искру, в свете которой указывает на катастрофический разрыв между идеальным и реальным человеком…

Что об этом фильме я готов написать гораздо больше, чем вы — прочитать, тут уже заметил и я. В общем, не спешите бросаться в этот фильм комочками негодований. Фильм действительно глубокий и продуманный до мелочей, как и картины «старых мастеров» на библейские темы. Криминальный сюжет — это лишь основа, «подмалёвок» (как и у Достоевского), сверху которого идёт «пропись» деталей («адская» курточка киллера, несущего винтовку в футляре из-под гитары, к примеру), покрытая тончайшей «лессировкой» архетипических смыслов и символов.

«Дядя Кочегар, а можно я тебя сфотографирую?!»…

1 июня 2013

Для меня Балабанов является самым главным режиссером нашего времени. Если брать Россию конечно. Дело в том, что его действительно можно назвать настоящим поэтом в кино. В его любимой теме 90-х, которой он верен и в «Кочегаре», Алексей настолько четко прописывает и показывает апатию общества, какую-то безысходность, что создается ощущение, будто он её и создавал в мире, а не на экране.

Фильмы этого режиссера (и Кочегар в том числе) это такие картины, которые можно разбирать по сценам, спорить об образах, о метафорах, которые спрятаны в действиях героев. Причем говорить об этом можно бесконечно. Настолько глубокими являются его работы.

Мне кажется, что эту картину, как и предыдущие работы Балабанова, каждый поймет по-своему. О чем это кино? Наверное, о доброте. О мире, в котором, среди холодной промёрзлой зимы, есть удивительно теплое место. О мире, в котором, это теплое место одновременно и рай и ад.

Картина очень атмосферная. После просмотра, я поймал себя на мысли, что практически не слышал каких-то больших диалогов в этом фильме. В этом фильме очень мало слов. И это, не в коем случае, не претензия, а наоборот.

22 мая 2013

Не вниз и не вверх…

Скажу честно, Балабанов — не мой режиссер. Первый посмотренный мною балабановский фильм — «Про уродов и людей». Дело было в далеком 1999 году в Москве, купила «Уродов» из-за великой уценки и интригующего футлярчика. Посмотрела, испытала дрожь и ужас, прежде всего от отчаянно черного, струящегося вакуума глаз Маковецкого (видимо, играл в линзах). Душа тут же наполнилась пустотой, которая ощущалась почему-то как тяжесть и даже груз (правильное название он для одного из своих лучших фильмов придумал все же!). Кассету эту у меня выклянчил мой знакомый Лешка. Отдала и испытала облегчение, без всякой иронии, одним чертом на душе меньше стало!

Все, что потом у него смотрела, а смотрела практически все, кроме его кафкианских изысков, обжигало, огорошивало, било по темечку, перетряхивало, долго не отпускало. Ощущение мощи и энергии высказывания — от каждого фильма. Даже не знаю, кто в данном смысле сильнее — Балабанов (которого уважаю) или Триер (которого люблю).

Но «Кочегар» знаете ли… Это какая-то особая ступень в балабановском восхождении к истине. Наконец-то мне стало до конца ясно, что идет он вовсе не вниз и не вверх (в нашем обычном — моральном — понимании). У него какие-то особые маршруты, особые ступени и особые добро и зло. Не общие. Захочешь подступить к его убийцам и сумасшедшим (юродивым) с обычными мерками, останешься разочарован и раздосадован. Наверное, надо подходить к его фильмам как испытанию на прочность границ восприятия (а не моральных норм). У меня, говорю со стопроцентным убеждением, они в разы уже, чем у горящего апокалипсическими предчувствиями и очищающегося (а не только опаляющегося) в адовом огне режиссера.

«Кочегар», конечно же, — фильм о России и о традиционном для Балабанова, если так можно выразиться, типаже — «Иванушке-дурачке» (только здесь он якут, афганец, писатель, агнец и мститель в одном лице). Балабановские Иванушки — правдолюбцы больше, чем правдоискатели, больше мстители, чем спасатели, но всегда — лучи света (или, как кочегар, огня) в темном царстве.

Балабанов — это главная мощь современного российского кино, со своим ярким, стопроцентно узнаваемым стилем (эстетским, но вовсе не ориентированным на приоритет собственно эстетики, формы — чем, по-моему, грешит Федорченко). Он режиссер с четко сформулированной и твердой, как монолит, позицией (и философской, и гражданской, и (пусть от противного) патриотической, и человеческой). С бездонными максимализмом, категоричностью, контрастностью, сатирической яростью, оскорбленностью за весь мир (тут стоит поклониться Достоевскому, я думаю). Смотреть Балабанова можно только обнажив мужество и отбросив на время такие (несуществующие для него) категории, как толерантность, терпимость, политкорректность, гармония и… Надежда?!

8 апреля 2013

Драма Кочегар в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Алексей Балабанов. Главные роли в фильме исполняют: Михаил Скрябин, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Павлють, Вячеслав Тельнов, Петр Семак, Ирина Основина, Валерий Рыбин, Дмитрий Поддубный, Филипп Дьячков, Юлия Мен, Олег Юдин, Федор Балабанов, Юрий Матвеев.

В то время как во всем мире собрано 183,640 долларов. Страна производства - Россия. Кочегар — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.