Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гадкий утенок |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Гарри Бардин |
сценаристы: | Гарри Бардин, Ханс Кристиан Андерсен |
продюсер: | Гарри Бардин |
видеооператор: | Иван Ремизов |
композиторы: | Сергей Анашкин, Пётр Чайковский |
художник: | Аркадий Мелик-Саркисян |
монтаж: | Ирина Собинова-Кассиль |
жанры: | мюзикл, мультфильм |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1500000 |
Сборы в России: | $162 484 |
Мировые сборы: | $162 484 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 2009 г. |
на DVD: | 14 октября 2010 г. |
на Blu-ray: | 14 октября 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Этот долгострой отечественной анимации разродился-таки премьерой. Гарри Яковлевич снял полнометражку! Айда перемывать кости, что ли...
А перемывать особо нечего. Мультфильм блестящий. Смотрел с утра в воскресенье в полуполном зале, сидели сплошь родители с детками. В других залах шёл 'Любитель зла 4', 'Альфа и Омега' и прочая лабуда. А вот детишечек повели на мультик от создателя 'Летучего корабля' и отца создателя 'России 88'.
Мюзиклы Гарри Яковлевичу удавались всегда, взять хотя бы 'Летучий корабль', где он сам спел за царя или 'Чучу'. А ведь Бардин - аниматор нерисующий, по профессии актёр и режиссёр... театральный. Но именно он первым получил на территории бывшего СССР Каннский золотой веник. Именно он покопавшись в рисованной анимации расширил границы до кукольной из чего угодно. Вот вам и 'Конфликт' спичечный, и верёвочный 'Брак', затем ушёл в пластилин и кукольную анимацию, основал собственную студию 'Стайер', где и снял постмодернистскую музыкальную 'Чучу'. А 'Гадкий утёнок' сумма (или как любят выражаться журналисты: компендиум) его прежних работ. В мечтах утёнок рисованный, сам вылеплен из пластилина, а прочие куклы из перьев лишь с пластилиновыми клювами. Хороша динамика. Лебеди летают как стая Б-17 над Дрезденом, ползущий червяк (судя по всему, его озвучил сам Бардин) как комментатор, его постоянно хотят съесть, но всякий раз ускользает, сами танцы.
Музыкальное наполнение - продолжение 'Чучи'. Исполненная 'Виртуозами Москвы' музыка Чайковского и Мусоргского с положенными на неё словами идеальна, вышибает слезу получше лука.
Сюжет чуток растянули, показав все стороны жизни изгоя. Его никто не принимает, пытаются спихнуть соседям, не принимают, пусть он частенько спасает своим 'родственникам' перья. Ну и финальный аккорд полёта с пике замечателен.
Голоса поют хорошо. Самого утёнка спела Светлана Степченко, оперная певица, есть и Константин Райкин, и Юлия Рутберг, в эпизодах появились Армен Джигарханян и в роли дикого вольного гуся спел Владимир Качан.
Художником-постановщиком стал Кирилл Чёлушкин, знакомый нам по красивым иллюстрациям и эротической серии 'У порно'. Ему удалось соблюсти ту тонкую грань, где утёнку мы сочувствуем, а вот его ровесники - обладают отталкивающей внешностью. Сами фигурки ближе скорее к 'Рейнеке лису' Старевича, чем к работам Бёртона и Селика.
Советую поглядеть. Правда, насколько стоит вести на этот фильм детей... Те, что повзрослее пойдут на 'Ночных стражей' и 'Альфу и Омегу', а вот пятилетки сидели раскрыв рты... Очень надеюсь на западную окупаемость, у нас такое вряд ли принесёт миллиарды.
26 июля 2024
Великолепный мультипликатор Бардин на старости лет решил создать вроде как свой первый полнометражный мультфильм. Хотя и «Красная Шапочка» и «Кот в сапогах» уже были, мягко говоря, не короткометражками. Но не о них речь. Что же у него вышло? К сожалению, вышло очередное подтверждение тезиса о том, что если кино снимать очень долго, то ничего хорошего из этого не выходит. После шедевра «Адажио» (2000 года) Бардин снял только два совершенно необязательных продолжения своего, на мой взгляд, самого неудачного (до настоящего фильма) творения «Чуча», после чего целых 6 лет занимался этим самым «утёнком». И что на выходе? На выходе получился однозначно самый слабый фильм Бардина вообще, включая все его короткометражки.
Из плюсов — замечательная музыка Ильича (который Чайковский) и работа тех, кто делал куклы. Всё остальное — в минус. Забавно, что мотив фильма прямо перекликается с вышедшей примерно в то же время «Границей рассвета» с тогдашним кумиром девочек-подростков Луи Гаррелем, в том смысле, что тут тоже видна тема эмо-готов (в большей степени, конечно, эмо). Ах, они меня не любят, не ценят, смеются надо мной, а я вот ведь весь такой хороший и замечательный, но меня не понимают, пойду я во садочек, наемся червячков…
Главный герой, которого все травят, по идее должен определённо вызывать сочувствие (классический пример этого — «Чучело»), но уж явно не раздражение, которое сей персонаж вызывал у меня. Дело в том, что на экране я вижу существо, которое ведёт себя как придурок (другого слова не подберу), всюду лезет и всё портит, за что, собственно и получает общественное «фи». И ЭТОМУ я должен сочувствовать? Далее, в чём, собственно, заслуга утёнка, что он превратился в лебедя, в которого он бы всё равно превратился, вне зависимости от того, как к нему относились окружающие? Про концовку в стиле «вы все в дерьме — а я весь в белом» лучше промолчать, ради памяти некогда прекрасного режиссёра.
Единственный эпизод, в котором надо отдать должное Бардину — это встреча с дикими гусями (отцом и сыном) и то, чем она закончилась. Вот это действительно на уровне прежних шедевров. А всё остальное — какое-то примитивное подростковое нытьё: «они хотели, чтобы их любили» и т. д.
4 из 10
13 ноября 2018
Одним из моих любимых режиссёров мультипликационного кино является Гарри Бардин. Именно он снял такие мультфильмы, как «Летучий корабль», «Брэк», «Выкрутасы», «Серый волк энд красная шапочка», «Кот в сапогах» и другие. Но я считаю, что самой лучшей его работой является мультфильм «Гадкий утёнок».
В первый раз я даже не смог досмотреть мультфильм до середины, поскольку тогда он мне показался очень скучным. Но, пересмотрев его несколько раз, я начал понимать, что смысл находится не на поверхности. В каждом, даже, на первый взгляд, незначительном эпизоде, есть какой-то смысл. Пусть самый маленький, но он есть.
Если говорить о смысле мультфильма, то я думаю, что их здесь два. Первый смысл — истина гадкого утёнка. От самого рождения до изгнания, бедного гадкого утёнка оскорбляли и унижали абсолютно все жители птичьего двора, хотя, несмотря на это, главный герой был всегда добр к ним. Но что же вышло в итоге? Герой оказался прекрасным лебедем, а все жители птичьего двора, наоборот, «гадкими утятами». Второй смысл — столкновение власти и свободы. Безусловно, птичий двор символизирует тоталитаризм. Все жители не знают ничего, кроме своей родины. Сам гадкий утёнок тоже, до какого-то времени, не знал про окружающий мир. Но, увидев его, он понял, что свобода — есть самое лучшее, что есть на свете.
Конечно, нельзя не сказать про чудесную музыку Петра Ильича Чайковского. Особенно хочу выделить финальную сцену. Прекрасный лебедь отталкивается от земли и, сделав сильный взмах крыльями, взлетает высоко вверх. Всё это сопровождается величественной музыкой из балета «Лебединое озеро». Данный эпизод является самым лучшим из всех, что я видел в кукольной мультипликации.
Мультфильм — почти шедевр.
9 из 10
9 октября 2016
Многие кинокритики ошибочно рассматривают «Гадкого утенка» как итог художественных исканий Бардина лишь на том основании, что это его единственный полнометражный фильм. Однако, такое мнение не совсем верно, поскольку в данном случае социальный критицизм и пессимизм Бардина вступает в противоречие с его поисками человечности в человеке, ослабляя и замедляя их. «Гадкий утенок» содержит все признаки острого оппозиционного политического заявления, но при этом в некоторых своих лучших сценах превращается в притчу об инородности миру добра и искренности, обнажая интуитивную, неосознанную симпатию Бардина к христианской этике.
Сама сказка Андерсена, которую режиссер значительно переработал, представляет собой не что иное, как историю о Другом в нас, о «внутреннем человеке», который ломает скорлупу наших привычек и страстей, о преображении души. Гадкий утенок некрасив лишь внешне, но внутренне он уже — прекрасный лебедь, ибо все его устремления, мысли и поступки свидетельствуют о невероятной красоте души, которая как раз и вызывает отторжение и ненависть окружающих.
Бардин уловил эту особенность сказки Андерсена очень точно, предоставив Юлию Киму возможность запечатлеть переживания главного героя и его антагонистов в замечательных песнях, которыми они изъясняются между собой. Отказавшись от любого текста, кроме песенного, Бардин придал повествованию необходимую интонацию небудничного, возвышенного высказывания (несмотря на жесткость некоторых акцентов в описании персонажей, говорящих о так и неизжитой со времен «Банкета» мизантропии режиссера).
Яркие актерские индивидуальности Райкина, Степченко, Джигарханяна, Рутберг, а также привлеченные к работе над озвучанием В. Спиваков и хор Турецкого придают анимационным персонажам характерный объем, который соединяет социальную типажность, выразительный аллегоризм (ведь каждый из персонажей гипетрофированно выражает тот или иной порок или добродетель) и психологическую конкретику.
Либеральные политические взгляды Бардина сказались в саркастических сценах пения героями гимна, военного парада и самом описании повседневной жизни обитателей птичьего двора. Очевидные аллюзии как на «Скотный двор» Оруэлла, так и на «Побег из курятника» вечного соперника Бардина Ника Парка, в современном российском контексте выглядят дерзким и бескомпромиссным заявлением в адрес правящей партии и правительства. Но не это главное, ведь все политические режимы одинаково неполноценны, ибо пытаются воспитать в человеке в лучшем случае социальную марионетку, обязанную соблюдать законы на благо общества и не более того. Всячески играя на человеческих страстях, мир, вместе с тем, пытается держать их в узде, когда ему это нужно. Это очень хитрая и подлая позиция, свойственная любому режиму: не убивать лишь из страха быть посаженым в тюрьму, и при этом дышать злобой и ненавистью к человеку иной идеологии — что это, если не опасное двуличие, которое всегда заканчивается взрывом сдерживаемого негатива?!
Зло надо не подавлять в себе, не вытеснять, а переставать жить им, стараясь переориентировать свое поведение и внимание на его полную противоположность — это начало тотального преображения человеческого характера. Так учит Евангелие и святые отцы, но не мир, которому выгодно превращать людей в животных. В «Гадком утенке» эта несовместимость устройства мира, созданного страстями и эгоизмом, и мира Божиего, узловым принципом которого является самоотвержение, показано очень наглядно и убедительно. Гадкий утенок с самого начала уже был прекрасным лебедем, это ясно по тому, как он жил, как относился к другим, его ненавидели не за то, что он гадкий, окружающим была непереносима именно его красота, нездешняя, непонятная, свидетельствующая о бытийном превосходстве Творца над Своим творением.
В «Гадком утенке» нет лаконичной завершенности «Адажио» (десятиминутного шедевра Бардина, о котором речь впереди), инерция политических и мизантропических клише тянет режиссера назад, в вязкий пессимизм «Банкета» и «Выкрутасов», но при этом стремление постановщика преодолеть ограниченность своей мрачной антропологии, найти человеческое в человеке, оправдать и защитить столь уязвимую и редкую в наше варварское время гуманность делают данную картину достойным продолжением художественных поисков этого прекрасного мультипликатора. Бардин слишком остро воспринимает зло в людях, чтобы ограничиться лишь ядовитым сарказмом, он любит человека, хотя тот все более расчеловечивается.
8 января 2016
Моя мама от этого «шедевра» просто в восторге. А я в недоумении. Никогда еще не видела подобных мультфильмов, таких как бы добрых, но при этом страшных и жестоких. Один только петух, выпивающий яичную жидкость для улучшения голоса меня напугал до дрожи, сразу на ум пришли маньяки, питающиеся младенцами для омоложения.
Сказать, что персонажи уродливы-значит не сказать ничего. Никогда еще вроде бы милые курочки и уточки не выглядели так отталкивающе.
Согласна с тем, что главного героя жалеть совсем не хочется. Страдания изгоя можно было показать так, что бы трогало до глубины души, а тут просто издевательство. «О Боже мой, ах, я, несчастный…» и все в таком духе. И ужасные слова на такую красивую музыку Чайковского.
Длинный и растянутый сюжет, полный повторений. И совершенно ненужное убийство двух гусей-единственных приятных персонажей. Когда в них выстрелили, у меня аж душа на куски разлетелась. Могли бы и не делать такими живыми персонажей, которых надо по сюжету убить.
Ребята, пользователи, где вы тут углядели мораль и глубокий смысл? В чем вообще мораль? Разве можно испытывать сострадание к этому нытику, который получив власть, нагло отомстит тем, кто хоть как-то, да о нем заботились? Отлично, если тебя травят, не пытайся изменится, ной и реви, зато потом станешь лебедем, и пролетев над их птичьим двором, сбросишь с них оперение и ощутишь удовлетворение от этой сладкой мести. Вот и вся ваша мораль. Мерзостный мультфильм.
1 из 10
30 апреля 2014
Эта история, хоть такую интерпретацию я видел впервые, по определению не явилась для меня новой. Сказку Ганса Христиана Андерсена люди моего поколения если не знали, то их могли и засмеять, и заклевать. Вот как раз подобно тому бедному утёнку. Самое время поговорить о самом мультфильме.
Это вышел потрясающий до глубины заскучавшей по свету души мюзикл. Да и уже одно то удивило, что я морально был готов, что «ремейк — это почти синоним слову «извращение». И это самый наглядный пример того, что ничто не мёртво, пока не похоронено. Это я о мультфильмах во всеобъемлющем смысле. Прошлись галопом по европам? Теперь ещё ближе, непосредственно к самой ленте.
Как уже сообщил, я был трону. Я сидел, и у меня наворачивались слёзы от того, что я увидел в новом времени мультфильм этой эпохи, который не просто живой источник, но и словно он сам ликвидирует непроходимую глубокую пропасть, что вырыли безалаберные мультипликации неореализма.
Не помню, какие эмоции вызывал у меня советский мультфильм 1955 года (маленький был), но этот как в страшном сне вскрыл проблемы всего общества. Всем небезызвестный принцип курятника: «Клюй ближнего, сри на нижнего», — вроде смешно, но вдуматься если, то так и бывает. Хотя здесь обычаи птичьего двора подразумевают сплочённость всех птичьих стай (если это можно сказать о домашней птице). Здесь один изгой — утёнок не такой как все. Ярче проиллюстрировать быт просто невозможно. Каждый норовит ущипнуть, толкнуть и всячески поиздеваться над несчастным. И не только те, которые недавно с ним же были яйцами, но и взрослые.
Бедный ребёнок ищет любви, ласки, утешения, но найти их не может. Но однажды он обращает свой взор в небо, где летела стая белых красивых лебедей… Интересно, но я не понял роль червяка, который всё наблюдал за происходящим. А может никакого тайного смысла он не несёт?..
Потрясающая музыка Петра Чайковского сопровождала весь мультфильм, добавляя в него драматичности. Само собой, я не зря ждал услышать «Лебединое озеро»…
Кстати о драме. Не только всё так безрадостно для зрителя. Будет где и посмеяться. Но всё-таки акцент у картины другой. А мультфильм, считаю, получился для зрителя всех возрастов.
Отличная работа! Браво!!!
10 из 10
25 марта 2014
Когда я слушаю сказки со стороны, а не читаю их ребенку сам, то порой понимаю, что они очень часто строятся на повторах, элементарных аллегориях и очень чёткой градации Добра и Зла. И мне, как человеку взрослому, всё это, говорят открыто и прямо, совсем не по душе.
И в то же время понимаю, что именно незатейливость и постоянные возвращения к ключевым моментам создают для юных слушателей неповторимую атмосферу погружения и волшебства: они сопереживают героям, страдают и веселятся с ними, развивая и одновременно осваивая свою фантазию и умение видеть в словах нечто большее.
В этом смысле «Гадкий утенок» может не понравится многим. Но он — лучшее подтверждение того, что любые «взрослые» метафоры можно (и зачастую — нужно) передать языком детей.
Именно этот мультик заставит расплакаться любого ребенка, который еще не привык к натуге американских сюжетов и не делит мир на темно- и светло-серое, а точно знает, что голод и холод — это плохо, а любовь к маме — хорошо.
Чем лично меня потряс этот мультфильм?
Во-первых, отличной анимацией. Это искусство. Прочитав о создании, еще раз убедился в этом.
Во-вторых, отлично подобранной и главное — абсолютно русской, классической музыкой.
В-третьих, детальностью многих сцен, филигранностью обработки характеров, внешности и всего, на что только можно обратить внимание.
И, наконец, тем, что мультфильм создан по канонам сказок: повторы, акценты на важных аспектах еще и еще раз, очень понятные и простые к восприятию сцены. И одновременно — явные параллели с жизнью реальной, той, в которой обитаем мы, люди далеко не юные.
И отдельное спасибо создателям за голос и песню утенка-лебедя: он стал ключевым штрихом для донесения содержания детям.
Шикарно. Просто. Для всех, кто готов отбросить надоедливые шаблоны жанра
9 из 10
8 марта 2013
Мультик этот я впервые посмотрела по телеканалу «Культура». Я, 18-тилетняя девушка сидела, смотрела мультик и слёзы утирала! Этот мультик- шедевр. Это мультфильм, который переживёт десятилетия! Вот это я называю эталоном мультипликации! Из старых советских мультиков, практически все стали классикой, а из нынешних будут жить всегда только этот «Гадкий утёнок» и ещё несколько мультиков. Остальные штампованные, конвейерные «Шреки» и прочие уйдут в небытие.
Почему они туда уйдут. Потому что все эти конвейерные мультфильмы построены на глупом американском юморе. Серьёзных мультиков нет, кроме, пожалуй, «Валл-И», да и тот не могу назвать шедевром, хотя идея и смысл, в него заложенные, хорошие.
Многие писали в рецензиях, что это мультик не для детей. Почему? Потому что там нет мелькающей яркой картинки, персонажей с неестественными пропорциями и глянцевого гламура? Нет глупого юмора?
Друзья, это мультик о жизни, которая окружает всех и детей тоже. Он не пудрит неокрепшие умы мнимыми ценностями. Он заставляет задуматься, а не посмеяться.
И тем, кто скажет: «Что тут ребёнок может понять?», вот вам пример:
Я включила диск с «Гадким утёнком» своей 10-тилетней племяннице и оставила одну смотреть. Через полчаса ребёнок, выросший на «Шреке» и которого за всю его жизнь ни один мультик не тронул и не разжалобил, пришёл и сказал: «Настя, выключи! Я сейчас разревусь! Мне так утёнка жалко! Эти птицы все злые и гадкие, а утёнок добрый и хочет с ними подружиться, а они его обижают!». Только когда я сказала, что всё хорошо кончится, она села смотреть дальше. После просмотра притихла, задумчивая ходила (чего никогда не бывало) и рассказала, что поняла из мультика: утёнок, добрый и никому зла не желающий не просто стал лебедем, а ещё и заслуженно проучил всех птиц, которые ему столько зла причинили.
И тут она права. Принцип всепрощения в мультике отменён и, тем самым, мультик очень приближен к реалиям жизни. Как видите, ребёнку всё понятно.
А теперь о самом мультике. Мы видим возрождение пластилиновой мультипликации. Гениальное возрождение! Да, всё не очень ярко, но в этом и вся задумка. Это цвета жизни, и если это мультик, то это не значит, что детей надо пичкать только непомерным буйством красок. Персонажи все очень красивые, а не странных пропорций нарисованные на компьютере зверьки.
Музыка. Соединить мировую музыкальную классику и мультфильм- было гениальным и мастерски выполненным решением режиссёра! Музыка не просто дополняет сюжет, на ней всё построено! Оригинально, гениально и просто красиво.
«Гадкий утёнок! не только вложит в голову детей и взрослых достойную, умную и жизненную мораль. Этот мультфильм несомненно привьёт ребёнку хороший музыкальный и художественный вкус, чего от современных мультиков вовек не дождёшься!
Итог:
10 из 10
3 февраля 2013
Мультфильм слабый и малоприятный для просмотра. Многие современные мультики, которые причисляют к «попсовым» гораздо позитивней и моралистичней.
Ну ладно, пусть сатира остается сатирой с уродливыми куклами и нравами, но то что фильм неоправданно затянут — это правда. Картину просто испортили уж не знаю ради чего — хронометража, проката, номинации?
Есть ли тут какая-то настоящая мораль? Видимо есть конечно, но её катастрофически мало. И соответственно сочувствия и сопререживания тоже не особо возникает. Только чувства способны вызывать отклик.
Да и какая мораль здесь может быть, особенно для детей. То, что не нужно быть курицей, а лебедем? Пусть все остаются внизу, а я полечу? Ничего поучительного для детей, а взрослым — как горький и болезненный упрек.
А защищать подобные «шедевры» видимо хочется только избранному кругу «истинных ценителей». Все можно было сделать гораздо лучше даже в плане техники — это мне как художнику кажется.
15 января 2013
История о гадком утенке тем и прекрасна, что все ее знают. Даже если ее рассказывать ребенку, то хватит совсем немногих слов. Работа Бардина интересна просто как факт. Редкая птица полного метра отечественной анимации, которая сделана в уникальной, авторской манере, а не в стиле западных, диснеевских фильмов. Именно за визуальный ряд можно поставить даже не пять, а десять.
Конечно, мульт насыщен идеями. Но их так много, что голова раскалывается. Противопоставление рабства и свободы, толпы и самородка, семейные конфликты, скоротечность жизни, храбрость и трусость, поиск себя, ребенок опять же в себе… И миленький червячок — своеобразное проявление автора. Но этих идей так много, что голова идет кругом. Поэтому за проблематику и тематику можно выставить от 3 до 4 баллов, «с хвостом». А все из-за пародии на парад (каламбурчик). Как бы не относились люди к власти, к политике (все эти гимны и песнопения хором), но показывать, что на Парад Победы ходит быдло, что быдло в нем участвует — это низко. Мерзко и отвратительно. Это было как пощечина.
И, наконец, главное. В «Гадком утенке» почти постоянно поют. И хотя есть хорошие обработки Чайковского (как раз песенка птиц из ролика про славных ребят), но постоянный текст надоедает. Андерсен лиричен, поэтичен, трагичен без слов. А прекрасную историю превратили в банальный мюзикл. То есть один из потрясающих отечественных аниматоров пошел по накатанном западному пути. Это от него ждать было нельзя.
И вот уже мне начал нравиться финал этой истории с просыпающимся из под снега лебедем и маленьким, живущим в нем гадким утенком. Но тут же прекрасный лебедь делает круг над птичьем двором, и все его обитатели превращаются в гадких утят. Читай «быдло». Вот это уже излишне, это уже перебор.
Резюме: если из мульта убрать слова и всю эту надуманность, то он стал бы только лучше.
26 мая 2012
Мультфильм потрясающий. Это не ярко-глянцевый мультик для тех, кому нравятся рекламно-шаблонные персонажи — нет, это произведение искусства для взрослых людей, которые умеют и любят думать. Так что сразу спросите себя, кто вы, и уже потом решайте, смотреть ли вам «Гадкого утёнка». Просто чтобы потом не плеваться и не жалеть «бездарно потраченного» времени.
Сюжет простой, знакомый с детства, но его подача невероятно глубока и бьёт навылет, в самое уязвимое место. Боль, обида, непонимание, неприятие личности обществом — всё это показано незатейливо и в то же время с пугающей прямотой. В некоторые моменты я не могла удержаться от слёз, а ведь я далеко не самый сентиментальный человек. Будьте готовы к тому, что некоторые моменты заставят вас переживать сильнее, чем вы могли бы предположить.
Музыка Чайковского удивительно органична, без неё мультфильм не был бы таким стопроцентным шедевром. Картинка не поражает буйством красок, но этого и не нужно — не в этом её ценность. Нет натужно-остроумных диалогов и неуместных хохм. Есть просто кусочек грустной и нелёгкой жизни одного гадкого утёнка, рассказанный языком мультипликации — но кажется, что именно этого кусочка и не хватает в мозаике жизни любого человека.
26 мая 2012
Недавно я вспомнил об одном замечательном мультфильме, который смотрел еще в детстве — «Гадкий утенок», который, оказывается, был создан в далеком 1957 году. И пока искал его, я узнал, что сравнительно недавно нарисовали еще одну версию по этой же сказке Андерсона, и решив, что новая версия будет еще интереснее, сел смотреть ее. О Господи, как же я ошибался!
Мультфильм пластилиновый, то есть лепят фигурки, фотографируют, потом соединяют все кадры в видеопоток (ну это я так представляю). Очень оригинально для двадцать первого века, но у этого способа как минимум 2 больших недостатка. Первый — приходится тратить очень много времени, и поэтому этот мультфильм создавали 6 лет. Второй — оочень тяжело передать эмоции персонажей, и от этого персонажи получились какими-то ненастоящими, искусственными, вяло реагирующими на события. Конечно же, понастальгировать такой стиль мультипликации пойдет, но боюсь, что не более того.
Еще одна странная идея создателей — это написать слова под музыку Чайковского. И хотя некоторые песни вполне себе ничего, но все таки Чайковского здесь слишком много, можно было сократить мультфильм в 2 раза, если бы убрали эти до смерти скучные сцены танцующих цыплят и лебедей, поющих куриц и петухов, марширующих утят.
Если сказать все одним предложением, то этот мультфильм абсолютно не затронул мое сердце, в отличии от старой версии, которая каждый раз пробирала меня до слёз.
5 из 10
12 мая 2012
Недавно всей семьёй (мама, моя сестра и я) смотрели мультик «Гадкий утёнок» Гарри Бардина. Сказку Ганса Христиана Андерсена я читала довольно давно. Эти два произведения совершенно не похожи друг на друга. Возьмём, например, главного героя — Гадкого Утёнка. В сказке Гадкий Утёнок убежал от птичьего двора, что говорит нам о том, что он — смелая натура, потому что если бы не был таким, то, как бы его не обижали бы, он не убежал бы. В мультфильме же Гадкий Утёнок остаётся в птичьем дворе. Или, например, в сказке Утёнок старается не быть таким, какие представляют собой гуси, утки и курицы. Он остаётся таким, какой он есть, не смотря ни на что. А в мультике он наоборот, весь мультфильм пытается быть таким же, как и весь птичий двор. А уж что говорить о конце! Двое главные герои ведут себя совершенно по-разному.
Или, к примеру, птичий двор: в сказке куры, гуси, индюки, утки и прочее — это мы, обычные люди, которые припрятали свои необычности, что бы нас не обижали. Все мы на самом деле имеем своих тараканов. Мы недолюбливаем Гадких Утят, потому что не знаем, как с ними общаться. А в мультике птичий двор — это, какие — то негодяи. Они не кажутся для нас слабыми людьми, которые бояться унизиться, а агрессивными хулиганами, которые растопчут того, кто не согласен с ними. Но ведь мы далеко не все такие. Так можно говорить о любом персонаже. А теперь можно поговорить и о музыке.
Музыка Чайковского очень подходит к такой сказке, но есть по этому поводу минусы. Например, как птичий двор пел. В первый раз мне песня понравилась, но потом, когда стали повторять аж по три-четыре раза, то это меня наскучило, и если бы я не смотрела со своею семьёй, то так и не досмотрела бы этот мультик. А что уж говорить о песне Гадкого утёнка!..
Главные минусы этого мультика — это конец и смысл. Мне не понравился конец, потому что уж слишком пошло и глупо получилось. Ну, посудите сами, как может Гадкий Утёнок отомстить? Я этого не понимаю.… А что касается смысла, то он такой: « Не обижайте слабых, а иначе они рано или поздно вам отомстят». Но в сказке есть совершенно другой смысл. Это такой: «Будь таким, каков ты есть, и ты станешь сильным» В сказке Гадкий Утёнок стал сильным, а в мультике увы, каким был слабаком, таким и остался.
4 из 10
7 апреля 2012
На мой взгляд, тема раскрыта полностью. Стоит ли при этом говорить, какой глубокий смысл заложен в этот простенький сюжет. И очень, просто очень-очень, низкая оценка этого мульта побуждает сделать очень печальные выводы о ноэтических качествах просматривавшей его аудитории. Куда там с такими ценностями и запросами «вытерпеть»«сильно растянутый» «нудный» «несовременный» и такой, что самое противное, реалистичный и одновременно гротескный (такова уж наша с вами реальность) фильм. Про детей и говорить нечего, с такими родителями. А ведь это невероятно полезный в пропедевтическом педагогическом смысле мультик, если, конечно же, адекватный кто-нибудь сможет пояснить непонятное ребенку… Однако, все-таки, «Гадкий утенок» и очень многим взрослым непонятен до конца, а дети (если их еще не успели испортить) могут интуитивно схватывать суть, чувствовать незамутненно и т. д. В целом, вопрос о зрительской аудитории этого мультфильма очень сложен.
Что касается чисто внешних качеств этого произведения, то одна только музыка Чайковского, без сомнений, уже чего стоит. Карикатурные образы птичьего двора выполнены, на мой взгляд, точно, вполне соответствуют реальной действительности. А ведь именно и только человек и его взаимоотношения с миром — есть предмет искусства. Современные сапиенсы, судя по всему, все больше утрачивают чувство реальности, им подавай разноцветный мигающий калейдоскоп, сотканный из наших самых низких потребностей… Хотя наши знания о себе как никогда полны и доступны. И вновь, это печально.
Не стоит и сравнивать технику и манеру исполнения создателей этого мультфильма с большинством современных западных анимационных переложений известных и только что придуманных сказок. Это просто разные жанры. В первом случае — это классическое произведение, обращающее зрителя к глубоким размышлениям, вызывающее действительно настоящие чувства, которые иначе можно назвать высокими и пр. Во втором — очередная большая разноцветная сладкая конфета, приторная, с искусственными красителями, усилителями вкуса и т. п.
Печально, что такие произведения искусства так низко оцениваются.
10 января 2012
Надо сказать, впечатления крайне неоднозначные. Скажу сначала о безусловных плюсах, к которым, конечно, относится в первую очередь проработка персонажей. В принципе, герои Бардина всегда были очень четко вылепленными (в прямом и переносном смысле) и на этот раз он также себе не изменил. Причем дело даже не в техническом качестве исполнения, а в создании образов — и у Курицы, и у Петуха, и у Утенка есть свои особенности, по которым безошибочно угадывается их характер.
Кроме того, хотелось бы отдельно отметить главного героя мультфильма — утенок Бардина получился действительно гадким — глядя на него, сразу становится понятно, почему его так невзлюбили все обитатели птичьего двора — но вместе с тем невероятно трогательным и очень живым.
Особенно меня впечатлили эпизоды с желаниями Утенка, когда его пластилиновое тело оставалось на земле, а рисованная душа воплощала заветные желания. Несмотря на то, что прием нельзя назвать новым, эти сцены получились очень пронзительными, лучшими в картине, на мой взгляд.
Что же касается минусов, их в фильме, к сожалению, немало. Причем общую затянутость (больше часа посвящено показу невзгод Утенка на птичьем дворе), в том числе и приключение с лисой, объяснить очень легко — думаю, все дело в пресловутом «формате» — все-таки Бардин снимает короткометражки, а здесь, чтобы показать мультфильм в кинотеатре, надо было растянуть его до полутора часов. Думаю, лента бы только выиграла, если бы шла стандартные Бардиновские полчаса плюс-минус десять минут.
Но есть вещи, которые мне объяснить сторонними факторами довольно сложно — например, омерзительный эпизод с реакцией Петуха на опасность, убийство диких гусей и финальный поступок Лебедя. Это было сделано очень топорно, «в лоб» и как-то совсем не по-Бардински Такой же лобовой мне показалась тема «Фермы» Оруэлла — в третий раз повторенный птичий гимн не вызывает ничего, кроме раздражения.
Кроме того, изрядно притянутым за уши я сочла музыкальное сопровождение мультфильма — такое ощущение что Бардин вспомнил, что у нового поколения «Лебединое озеро» уже никаких негативнх ассоциаций не вызывает, и решил испавить эту оплошность. Тексты, положенные на эту музыку, слушать невозможно, особенно несколько раз повторяемую песенку Утенка с рефреном «О Боже мой». Кощунство какое-то, честное слово.
В целом, как мне кажется, мультфильм получился совсем не детским из-за очевидного смещения андерсеновских акцентов (опять же, вспоминая финальный эпизод с Лебедем) и общего настроения трагизма и безысходности. По мне, «Гадкий утенок» — это одна из немогих оптимистических сказок Андерсена, история со счастливым концом, а Бардин превратил ее в притчу с невнятной моралью. Пересматривать я это, конечно, не буду и считаю эту картину очевидной неудачей Бардина. Очень жаль, что так получилось.
4 из 10
16 ноября 2011
Не буду убеждать всех пренепременно посмотреть данный мультфильм, так как вряд ли в наш компьютерный век всем понравится пластилиново-кукольная мультипликация. Но я в полном восторге, ощущения как будто на 75 минут вернулся в свое детство. Ограничусь лишь тем, что вкратце опишу причины, по которым мне понравился этот мультфильм:
1) Гарри Бардин. Просто обожаю наши старые добрые советские мультфильмы. Если с развалом СССР кинематограф хоть как-то проявлял признаки жизни, выпуская приличные фестивальные работы, то в мультипликации было развалено если не все, то практически все. Остались только очень немногие мастера своего дела, которые продолжают сохранять традиции. Прекрасно видно, что в этот мультфильм вложил не только шестилетний труд, но и душу. Может быть картинка не такая красочная, как к этому привык современный зритель, но лично мне этот пластилиновый утенок гораздо милее какого-то зеленого тролля. А еще в фильме было задействовано около 400 кукол, построены десятки макетов, снято более 700 сцен — все это просто титанический труд, который невозможно не оценить.
2) Ганс Христиан Андерсен. В детстве я просто зачитывался его сказками, но и сейчас сохранил к ним любовь. Хотя от сказки, по словам самого Бардина, он взял «только превращение гадкого утенка в лебедя», но сохранилась суть сказки и ее атмосфера. Получился очень трогательная и, может быть, даже чересчур грустная история. Можно увидеть в мультфильме что-то антитоталитарное, но, как мне кажется, «гадких утят» клюют не только в тоталитарных обществах. Та же сцена с поднятием флага и пением гимна больше напомнила мне что-то американское, чем советское — это они любят показывать какие они патриоты, поднимая свой звездно-полосатый флаг и распевая гимн. Однозначно на советское общество указывает только сцена парада, которая отлично пародирует эту традицию. Фильм же гораздо глубже — он о том, как сложно приходится людям (птицам), отличающимся от стандартов, принятых в обществе независимо от политического строя. Многие в заключительной сцене увидели наведение мести, я же думаю, что автор просто хотел показать пустоту внутренней сущности обитателей птичьего двора.
3) Петр Ильич Чайковский. Музыка этого великого композитора стала основой мультфильма. В детстве не очень хорошо понимаешь всю прелесть классической музыки, но сейчас, когда я слышу музыку Чайковского, у меня возникают только положительные эмоции. Музыка в аранжировке С. М. Анашкина звучит в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. На музыку положены слова Юлия Кима, написавшего песни ко многим всеми любимыми советским фильмам, а в озвучивании песен принимал участие Хор Турецкого. И ко всему этому еще добавили голоса Константина Райкина и Армена Джигарханяна.
В конце поставлю этому мультипликационному фильму свою субъективную оценку:
10 из 10
11 января 2011
Сегодня посмотрел этот с позволения так сказать шедевр. Это настолько убого, что без слез не рассказать. Если этот мульт для детей, то причем здесь эти гимны и поднятия флага? Причем по три раза, ну по три раза понятно нужно же было чем то заполнить 75 мин экранного времени, ведь сама история прекрасно умещается в 30 мин. Но при чем здесь дети? Я все понимаю, но балет в кукольном исполнении, причем на протяжении минут 10-ти, это вообще ни в какие ворота. На 15 -ой минуте меня начало колбасить от сюжета и я начал комментировать отсебятину. Как мне видится сюжет: в курятнике (Россия) (гимны, все ходят строем) родился гадкий утенок (Ходорковский), его никто не любит и не понимает. Старый индюк (Брежнев и поздний Ельцин в одном лице), грозный петух (Темный властелин Пу Тин), и сбитые на взлете вольные гуси (Литвиненко, Политковская и пр.), ну и гадкий утенок выбирающий демократию и летящий в светлое будущее.
Резюме: мультик ни для детей, ни для взрослых.
Классическую музыку которая идет в качестве саундтрека, можно и нужно послушать в оригинале, в «Лебедином озере» и «Щелкунчике», ну а про пластилин уже говорилось «Красная шапочка…»
3 из 10
10 января 2011
Да что же вы за люди такие, воспитанные на рисованных мультфильмах Disney, Pixar и тому подобных, в которых не требуется ни думать, ни чувствовать?
Право слово, обидно даже — многие настолько отвыкли «смотреть сердцем», что я в шоке.
Да, в этом (мульт?)фильме нет безумного буйства красок, раздражающего глаза и шуток, воспринимаемых не задумываясь.
Но есть гораздо более глубокое — то, что поймет только человек, который искренне, любит классику, у которого есть Душа и который готов переложить сюжет на нашу реальную жизнь. Не буду его пересказывать — он знаком всем с детства. Скажу только, что при некоторой затянутости, мультфильм смотрится на одном дыхании и оставляет о себе воспоминания.
Категорически не рекомендую смотреть его людям, считающим «Золушку», «Белоснежку» и «Спящую красавицу» эталоном мультипликации.
Однако же, если у Вас есть такая черта характера, как сострадание, чистый носовой платок, чтобы иногда вытереть слезу, любовь к таланту Чайковского и чуть больше часа свободного времени, я думаю, что Вы не пожалеете.
10 из 10
8 января 2011
Этот так сказать «мультфильм» мне категорически не понравился! Ужасно. Этот кошмар я смотрела в кинотеатре вместе с младшей 4-летней сестрой. К сюжету претензий нет, хоть всё это было очень нудно и затянуто.
Музыка. Знаете, каждый раз когда куры пели гимн, все дети, взрослые, которым пришлось идти вместе с детьми на это и мучиться, затыкали уши. Я — не исключение.
Меня убили эти страшные утята. Ну могли хоть как-то получше их сделать. Каждый раз, когда их показывали на экране, дети маленькие вздрагивали. Слегка веселила их «вражда».
Утёнок. Ужасный голос, каждый раз когда он пел, просто уши в трубочку сворачивались.
Я уже говорила, что всё это очень затянуто. К концу мультфильма сидело в зале человек 6—7. Стояли рядом уборщицы и перешёптывались: «- А эти еще долго отсидели!»
Единственное, что мне понравилось, это «Смотри на меня, учись у меня!»
Я не знаю, на что рассчитывали создатели, но вместо сочувствия это вызывает раздражение.
1 из 10
7 января 2011
После просмотра мультфильма «Валл-и» критик Юрий Гладильщиков так взбесился, что назвал потребителей современной анимации — цитата — инфантильными дебилами.
Читая многочисленные отрицательные отзывы на «Утенка» Бардина, поневоле соглашаешься с критиком. Современный инфант отвык судить о художественном произведении как о произведении и судит о нем как о товаре в магазине: звук, цвет… По этим параметрам новый шедевр, без шуток, классика советской мультипликации не канает. Куклы вместо три-дэ, Чайковский вместо Блэк Айд, извините, Пис. Одно слово: совок!
Мы же, как люди взрослые, подойдем к «Утенку» с «совковыми» (т. е. взрослыми) критериями.
Что хотел сказать нам художник? Рассказать сказку про мораль/нравственность для дошкольников? Поиронизировать эзоповым языком над политической ситуацией в стране? И то и другое можно сделать и без шестилетнего труда.
«Гадкий утенок» — почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. И этим режиссер гораздо ближе к Андерсену, чем без конца поминаемые «старые добрые» экранизации этой истории. Андерсен не был добрым, и Бардин своего зрителя не жалеет. В его мультфильме, например, есть смерть: гениальная сцена с дикими гусями, вызвавшая шок у некоторых чувствительных мамаш. В мультике убивают! Как можно такое показывать детям!.. Не такие дураки наши дети, какими мы их считаем. Им и не такое можно показывать.
И не надо кудахтать про финальную месть, якобы испортившую идею сказки Анедрсена. Герой им не отомстил, товарищи инфантилы, он их освободил.
И еще. Боюсь большое количество недовольных «Утенком» вызвано вовсе не качеством картины — качество там высочайшее. Просто зрителю показали зеркало. А что он там увидел — проблема вовсе не Бардина, — а его, зрителя.
31 декабря 2010
Прежде чем написать этот отзыв, я (что, кстати, на меня совсем не похоже) прочитал другие отзывы. Почему? Честно говоря, меня очень удивила слишком, на мой взгляд, низкая оценка этого мультфильма. Да-да, я понимаю, что оценка — это не главное. С другой стороны, как узнать, «оценить» мнения других членов нашего общества? Как понять, что людям нравится, а что нет? Кто вокруг меня?
Дальнейшее написанное будет лишь оправдывать фильм. Дальше можно не читать, не особо важно, что там будет написано. Многого не выскажешь вот так, с ходу, многое высказывать не буду. Я предлагаю вам самим прочитать другие отзывы, особенно красные. Они меня — а я до сих пор потрясён — ужаснули.
Исполнение
Начнём с наглядного. Утёнок страшен — потому, что без перьев. Пластилин блёкл, гамма мало-цветна, и вообще всё как-то не весело, не красочно, «скупо». Так оценивают зрители восхитительный по красоте мир. Так они видят игру душевных контрастов, именно душевных. Именно: блёкло, слабо, тускло, хило, скучно. Стихи им — не стихи, сюжет им — не сюжет (об этом после). Спорить не буду, наверное, просто не стоит. О сюжетах — далее, но по логике повествования напишу здесь следующее: о фильме по мере взросления с ребёнком можно будет разговаривать на многие разные и сложные темы. Горе родителям, которые этого не понимают. Не понимают, что ребёнок воспринимает мультфильм це-ли-ком, а не как одичавший, видимо, необразованный родитель. Ребёнок не раскладывает мультфильм на красивые стихи, приятную музыку, яркие цвета (это всё может привлекать взгляд ребёнка, его внимание). Люди забывают, например, про сюжет. Порою, сюжет — и плевать я хотел на краски, костюмы. Да что там говорить?! Дети верят в Деда Мороза на утреннике, а это всего лишь чей-то папа с бородой на резиночке. Спорить мне с этими тупоголовыми «взрослыми» нет необходимости.
Жестокость
Дальше начинают лезть в душу ленты. Людей бросает в крайности, и здесь они начинают высказывать мнения. Одни говорят, что столько жестокости терпеть невыносимо, что с экрана льётся нечто ужасное, пугающее, содрогающее душу. Вторые — что мультфильм скучноват, что местами провисает сюжет, что им не хватает действия. Те и другие схожи в том, что всё, что показывается — гипертрофированно, «в сказке не было столько жестокости», много отсебятины. Опять-таки спорить бессмысленно. Просто я вот сразу представляю себе сидящего человека, говорящего на просмотре какого-нибудь фильма: «Смотри-ка, жестокости в самый раз! Режиссёр в точку попал! Какой молодец.». Я чувствую, что эти фразы кажутся вам насмешливыми, и вы правы, вы сами почувствовали это. Эти люди могут говорить о жестокости, о её количестве, о том, что её невыносимо много. При этом они так же жестоки к творчеству, неуважительны и самоуверенны, как те же тупо-куры, скудо-утки, гордо-гуси, неваляшко-индюки. Эти две крайности — жестокость и затишье — в самой картине уживаются гармонично. Момент жестокости, размышление, отход от переживаний, связанных с жестокостью. Бардин (у меня, во всяком, случае) сшивает лоскутки жестокости и существования в спокойном одиночестве, спокойное одиночество с невольным отлучением от семьи и общества.
Подтексты
«Зелёные отзы́вчики» уловили сюжет советскости. Он и сам прорывается невольно. Ещё: сюжет свободы — защищённой несвободы. Сюжет постороннего, уставшего от такой жизни (может быть даже, в противовес гадко-утячей). А если покопаться? А если задуматься над осознанием уже-лебедя своей недавней гадкости — исполненной в потрясающей сцене «совмещения». Можно ещё много чего найти, но давайте-ка сами, без меня. Устройте хоть раз в год мозговой штурм что ли?
9 из 10
16 ноября 2010
Как только узнала про выход «утенка», тут же захотела его посмотреть.
Во-первых, чудесная сказка, с хорошей моралью.
Во-вторых, это же культурное образование для детей. Классическая музыка с юных лет, ведь сейчас так мало подобных вещей!
В-третьих, у нас есть опыт: мультики из пластелина делать научились давно, на классическую музыку накладывать картинку умеем (вспомнить хотя бы мультик «Гномы и горный король») и самое главное — у нас лучшая озвучка в мире!
Но в данном случае меня разочаровало все, «Гадкий утенок» действительно гадок.
Визуально все в «утенке» убого, серо и если бы можно было выразить каково это на вкус — горько. Складывается ощущение что весь цветной пластеин заныкали своим детям декораторы и до студии донесли только эти серо-бур-козявчатые цвета. Можно конечно сказать, что это не анимация, а пластилин и многого ждать не стояло. А к тому же все выдержано в одном «стиле». Но вспомним тот же мульт от создателей «утенка» — «Серый волк энд Красная шапочка», который к слову сказать снят аж в 1990 году и имеет вполне яркий, колоритный и цельный образ.
Даллее — музыка. Музыка звучащая в «утенке» написана великим композитором Пётром Ильи́чом Чайковским. Музыка классическая, к ней претензий естественно никаких. А вот то, как эта музыка, надергана из различных произведений и напихана в фильм — уже претензии вызывает. Когда вы знаете, что именно за музыкальное произведение играет и смотрите «утенка» — то полное чувство несовместимости не покидает вас весь фильм. Если вы конечно не знакомы с творчеством П. И. Чайковского, то просмотр пройдет для вас более безболезненно и вы сможете по наслаждаться хорошей классической музыкой. Но просто подумайте: на момент осознания нашим «утенком», что он прекрасный лебедь и его восхождения вставлена «Тема ГИБЕЛИ Лебедя» из балета «Лебединое озеро», это же полнейший абсурд! Как можно столь драматическую музыку наложить на столь радостное по идее событие?!
Теперь же перейдем к озвучке. Спели все весьма пристойно. Но вот голоса вызвали у меня ассоциацию людей едущих в час пик в автобусе. Какие-то слишком уж нервные, не культурные и острые. Объяснить это тяжело, такое надо слышать. Ну не озвучивают такими голосами… А «утенок» надрывался так, что хотелось не пожалеть его, а достать ружье и добить!
Сюжет. Сюжет сказки Андерсена всем известен с раннего детства. Но если вдруг вы никогда не слышали и не видели «Гадкого утенка», то с данной экранизации начинать не стоит. И тем более показывать данного «утенка» детям.
Гонениям «утенка» отдана львиная доля мультфильма, отчего пришлось опустить часть андерсеновского сюжета, а именно пару этапов путешествия героя после изгнания из отчего дома. Но при всем при том, как именно заполнить время фильма создатели явно не знали. Вас ждет «чудесный» повтор гимна птичьего двора 3 раза и душещипательная песня утенка 4 раза. Большую часть времени «утенок» бегает за мамой, просясь под крылышко, пытается «быть как все» и каждый раз получает клювом в темечко и одни лишь насмешки.
В результате одна из самых известных в мире сказок о том, как благородство, пережив немало испытаний, побеждает стадное мещанство, невольно превратилась в совсем другую историю.
Хотелось бы сказать, что все кончилось хэппи эндом, но счастье утенка не в том, чтобы увидеть в воде свое прекрасное отражение, а в том, чтобы гордо спикировать на недружелюбный птичий двор и отомстить.
В чем мораль, где доброта и что сделал Брежнев товарищу Бардину, раз он (Брежнев) выставлен в «утенке» в роли неуклюжего индюка так и осталось непонятным…
13 ноября 2010
Нужна или нет цензура? Единственно верного мнения по этому вопросу быть не может, но на примере современного российского кино очевидно, что цензура в советское время приносила и пользу. Конечно, она пресекала любое инакомыслие, но и не пускала на экраны откровенную безвкусицу и бездарность, а хорошему фильму была нипочем.
Последний пример из жизни — поход с детьми в кино на современный российский мультфильм «Гадкий утенок». Из хорошей сказки Андерсена автор умудрился сделать невзрачный мультфильм, с которого я увел детей через полчаса после начала сеанса, хотя хотелось мне этого с первых минут. Временами мне казалось, что петух, отчим главного героя, вот-вот начнет приставать к мачехе главного героя, настолько низким был уровень немногих шуток этого «произведения». Даже музыка Чайковского не смогла исправить ситуацию.
Чего стоит сцена, когда гадкий утенок победил лису, и защитил испуганного петуха-отчима. И как же выглядит испуг в современной трактовке? Выпученные глаза, мимика, жестикуляция, обыгрывается похожесть в такой момент животного на человека? Нет, с петухом приключилась банальная медвежья болезнь. Ну а как вам навязчивый повтор утра на птичьем дворе, которое пронизано откровенным садизмом под истеричный гимн в стиле 30-х годов? Многократный повтор одного и того же наводит на мысль, что автор просто увеличивал хронометраж фильма всеми доступным средствами.
Я сам не смог досмотреть этот фильм, и мне было неприятно, что его со мной смотрели мои дети. Я не ханжа и не сталинист, но выходит, что цензура — не очевидное зло, это эффективный инструмент формирования человеческих умов, вопрос только в том — в чьих он руках.
1 из 10
1 ноября 2010
Вот и настал час моего позора. Сидящие рядом зрители возмущенно оглядывались — кто тут сморкается на весь зал? Ряд сотрясался от рыданий. А всего лишь Гадкий Утенок запел свою грустную песню.
Новый маленький шедевр от Гарри Бардина просто нельзя было пропустить. Авторитетнейший российский аниматор, автор знаменитого и уморительно смешного «Серого волка энд Красной Шапочки». Чего стоит только одна сцена утреннего туалета бабушки! Лишь помня об этом, стоило идти, и я сходила не зря.
Мультик просто изумительный. Он не только не разочаровал, но и превзошел все мои ожидания. Удивительно добрый, смешной и трогательный. Хотелось смеяться и плакать одновременно.
На сеанс две молодые учительницы привели группу детишек. Мне сначала казалось, что современные дети, избалованные компьютерной графикой и эффектом 3-D, не поймут и не примут этот мультфильм. Как же я ошибалась. Все дети затихли, не отрываясь, глядя на экран. И лишь во время финальных титров прозвучал голосок: «А мне понравилось», — и тех, кто против, похоже, не было.
Пусть поначалу картинка казалась немного тусклой, но как любовно собраны, вылеплены из пластилина все эти милые персонажики. Все птицы, за исключением собственно утенка, одеты в настоящие перья. У рыжей лисицы — пушистый хвост, она мягкая и меховая. Пейзаж выглядит очень живым, здесь все почти как настоящее.
А как здорово легли стихи Юлия Кима на музыку Петра Ильича Чайковского! Темы из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» звучат на удивление современно и выразительно. До чего же смешны сводный курино-утино-гусиный хор, зажигательная перепалка мамы-курицы и мамы-утки! Как драматична сцена схватки Утенка с лисой!
Возможно, будь этот Утенок хилым и маленьким, его бы еще пожалели. Но он не просто уродливый, это крупный, сильный и шумный птенец. Этот малыш никогда не сидит на месте, он всегда на виду, постоянно путается у всех под ногами, лезет, куда не просят. Гадкий Утенок настолько храбр и силен, что даже укусил лису за хвост. А однажды, вконец обнаглев, выдрал парочку перьев из хвоста петуха.
Несчастный уродец, он пытался ими как-то украситься. Смех сквозь слезы. Пристраивая их, то так, то эдак, бедняжка выглядел нелепым и жалким, но, почему-то, странно изысканным. Видимо, уже начала проявляться его лебединая сущность. И особенно горько было не оттого, что Утенок уродлив, а потому, что он здесь вообще не нужен.
Вы только представьте прекрасного белого лебедя на птичьем дворе. Много ль проку от малосъедобной, агрессивной, прожорливой птицы? Лебедь может в любой момент улететь, а посадишь на привязь, крылья подрежешь, он заболеет и сдохнет.
И как все-таки здорово, что «Утенок» нашел свою стаю. Фильм заканчивается невероятно красиво, на очень пронзительной ноте. Белый лебедь расправил крылья, взлетел, и вся стая, величественная и прекрасная, под великую музыку русского классика устремилась навстречу солнцу.
Я вышла из кинотеатра, пережив настоящее потрясение. Слезы смыло дождем, а в душе все звучала чудесная музыка, и словно сияло то самое солнце далеких краев, куда улетели белые лебеди.
10 из 10
25 октября 2010
Никогда не любила кукольные и пластилиновые мультфильмы. Но этот меня удивил и даже потряс! В нем всё чудно. Музыка — это что-то. Хор Турецкого поёт под Чайковского. Как такое придумали? Весь птичий двор в перьях, а утёнок голенький, то есть слабый перед птичьим двором, потому что противостоять системе не возможно. Я вспомнила, как великие люди уезжали жить за границу, потому что жить у нас не давали — клевали. Жизнь в птичьем дворе — жизнь в России. Есть над чем подумать.
Сцена с дикими гусями — жестоко, но правда. Я аж вздрогнула. Так и у нас в стране стреляли раньше тех, кто свободно мыслил.
А червяк — это точное воплощение основной массы нашего народа — трусливой, которая может только убегать и прятаться. Червяку все не нравится, но уходить с птичьего двора он не решиться.
Великолепно! Ставлю 10 из 10
P.S: Маленьким детям до 10 лет не смотреть из-за сцены с дикими гусями. Или со взрослыми.
22 октября 2010
Российская мультипликация в том варианте, который сделал её великой, видимо, стремительно теряет своего зрителя. По крайней мере, у себя на родине. С развалом крупнейших отечественных студий и фактическим закрытием легендарной студии «Пилот» лично мне смириться очень трудно, потому что объективно лучше российской мультипликации в 70—90 гг. в мире ничего не было. Дисней к тому моменту уже почти выродился, европейская школа анимации стала закрываться в маргинальный авангард и потеряла связь с массовым зрителем. А в СССР и позже на постсоветском пространстве происходили чудеса. Российские, а вместе с ними и чешские, польские, украинские мультипликаторы, не имевшие десятилетиями даже возможности конкурировать с попкорном, научились двум важным вещам — работать в стол и не на бокс-оффис. Это очищало совесть художника в той же мере, что и его карманы, но в итоге к моменту возникновения великой студии «Пилот» в художественной среде набралась критическая масса людей, привыкших работать на оригинальность и содержательность видеоряда без оглядки на результаты маркетинговых исследований.
Советская школа анимации была оригинальна, самобытна, изобиловала разными направлениями, далёкими от унифицированного диснеевского конвейерного производства, и была в состоянии развлечь зрителя в той же мере, что и заставить его задуматься. Тем страннее, что Гарри Бардин, типичный её представитель, не справился с задачей поставить полный метр на нынешнем безрыбье. «Гадкий утёнок» получился затянутым, и, что самое страшное, скучным. Вот уж чего нельзя было раньше вменять Бардину, так это скучность. Одна «Красная Шапочка энд серый волк» чего стоит. Оправдывать Бардина тем, что он вынужден состязаться с качественным силиконом «Пиксара», творя в морально устаревшем жанре кукольной анимации не выходит — не так давно вышел откровенно удачный «Великолепный Мистер Фокс», да и студия Аардман с её побегами из курятника и «Creature comforts» не сказать, чтобы бедствовала. Классический сюжет, тривиальный с точки зрения толкования, должен был сделать последнюю ленту Бардина доступной, классическая музыка — изысканной, фанатично проработанный визуальный ряд должен был сделать «Гадкого утёнка» примером вершины мастерства, но новой классикой мультфильм не стал. В нём не оказалось ни чувства юмора, в своё время сделавшего заезженный сюжет Красной Шапочки чуть ли не манифестом доступного постмодернизма, ни каких-либо по-настоящему ценных находок. Ведь именно в постоянном производстве нового, абсолютной свободе формы и есть величие мультипликации, этого не понимает только японец с его проклятой мангой. Настоящий аниматор — это всегда апофеоз самобытности, генератор нового, и с этой, самой фундаментальной, первичной задачей постоянного самообновления Бардин не справился. Так и выходит, что суть ли не самый долгожданный после Норштейновской «Шинели» проект, выйдя на экран, не находит в зале зрителя.
20 октября 2010
Пластилиновая история гадкого утёнка могла бы стать откровением и потрясти умы зрителей, если бы появилась лет.. . дцать назад. Это было бы очень смело, а аллюзии на Брежнева и общество, которое «всегда поёт только общим хором» и не приемлет тех, кто «ходит не так, и поёт не в лад», считывались бы на раз и заставляли благоговейно трепетать перед дерзкими авторами. Однако, время было упущено…
В итоге получился достаточно скучный мультфильм, рассчитанный исключительно на взрослую аудиторию. Здесь нет ни шуток, понятных детям, ни способных захватить их внимание событий, ни ярких и симпатичных персонажей, а странный «вставной номер» с дикими гусями (точнее его исход), на мой взгляд, даже противопоказан малышам.
Единственный бесспорный плюс фильма — игры с Чайковским. Замечательный и заразительный гимн птичьего двора, который даже в третий раз идёт на ура. Очень интересные маршевые аранжировки в сцене парада, «приблатнённая» основная тема в эпизоде «травли» («Гадкий, утёнок гадкий…»).
Эх, а ведь неплохая аудио-сказка получилась! Жаль, что не удалось поддержать всё это достойным по разнообразию и психологической обоснованности видеорядом.
5 из 10
17 октября 2010
Долгожданный полнометражный фильм Гарри Бардина превзошел все ожидания и озадачил. Нет сомнений, в том, что в российской мультипликации Гарри Бардин — последний гений, но через призму его новой работы «Гадкий утенок» просматривается вопрос не только о душевной красоте, толерантности и ксенофобии, но и о такой русской черте характера — не ценить своих гениев. Достоевский и Чайковский, те два уникальных примера, которыми можно это продемострировать. Для европейца «Братья Карамазовы» — это настольная книга, а «Лебединное озеро» — одно из музыкальных величайших произведений, так почему же в России по-настоящему талантливые вещи так мало ценятся, и почему на фестивале в Локарно восемь тысяч человек апплодировали «Гадкому утенку» стоя, под проливным дождем, а в нашем прокате он собрал несчастные шестнадцать тысяч долларов?
В этом кукольно-пластилиновом мультфильме, снятом по технологии шестидесятых-семидесятых, Гарри Бардин, не изменяя себе, создает парафраз на известную сказку Ганса Кристиана Андерсена, собственную авторскую версию, правда, чуть менее авторскую, чем в «Коте в сапогах». Взяв вечную историю о превращении гадкого утенка в прекрасного лебедя, Бардин, смешав Андерсена и Оруэлла, осовременнил сказку и постралася донести ту простую мысль, что красота внутри, а общество жестоко. Жестоко настолько, что маленьким детям эту сказку до поры до времени лучше не смотреть, но однажды посмотреть обязательно. Сиротство, тоталитарность и одиночество, то, через что проходит гладкий-гадкий утенок, на глазах изумленной публики, надрывным голосом взывая к Богу, постепенно взрослея и осознавая себя еще более несчастным. Кажется, что Бардин стал чуть мягче, политические заявления в его новой работе не так явны, но та откровенная жёсткость, с которой «этого уродину» шпыняют, колотят и награждают презрением не может не поразить. Ну а сцена каннибализма петуха, который пьет яйца для голоса вне комментариев. Детям такого не понять, как и житейскую проблему «мужика в доме». Вновь Гарри Бардин снял мультик для взрослых. Однако взрослые способны оценить этот маленький шедевр еще меньше.
Помимо социального пафоса, необходимо отметить потрясающую музыку Чайковского в исполнении оркестра Владимира Спивакова. Финальными кадрами и их звуковым сопровождением я был пригвожден к дивану. Кажется, для этого Петр Ильич и писал свою великую музыку, которая как нельзя кстати пригодилась Гарри Бардину. А как же не порадоваться стихам Кима и аранжировкам в исполнении хора Турецкого! «Гадкий, утенок гадкий, ужасно гадкий, гадкий и плохой». Нет, определенно, до этого мультфильма так остро классику я не воспринимал.
Так почему же этот пронзительный, лишенный пошлости мультфильм оказался невостребованным у себя на Родине? Почему центральные каналы отказались его транслировать? У меня есть мнение по этому поводу, но оно весьма неутешительное. Ну а впрочем зачем метать бисер перед свиньями, кому надо, тот найдет «Гадкого утенка» и посмотрит. Уж извините, но это самое крупное достижение российской мультипликации за последние не десять, а двадцать лет, и то благодаря старому составу. Пускай в «Гадком утенке» нет 3D, и рисовка не пиксаровская, в нем есть нечто большее и глубокое. Огромное спасибо Гарри Бардину за этот потрясающий мультфильм, вместе с публикой Локарно я апплодирую стоя.
9 из 10
P.S. Я хочу домой такого петуха. Хоть персонаж и отрицательный, и кукольный, но шрековским котам до него глазет и глазеть.
13 октября 2010
Начало было многообещающим: чарующие звуки, блистательный Чайковский, не заезженная передовыми технологиями картинка, предвкушение большого и праздничного зрелища.
Очарование довольно скоро сошло на нет. А потом и вовсе проклюнулись первые ростки раздражения. На финише, кроме них, разросшихся до могучих кустарников, ничего другого не осталось.
Раздражение прежде всего вызывают все мультипликационные герои, кроме Гадкого Утенка, и по всему широкому спектру. Первое — что касается аудио.
К сожалению, преимущественно они не говорят, а потому услышать связную речь Райкина или Джигарханяна здесь невозможно. Герои издают всякие мерзкие звуки: «гавки», «кряки», шлепки — это цветочки, а ягодки — рвотные (в прямом смысле слова, я помню четыре эпизода с рыганиями), звуки физических воздействий или милой на то реакции типа «шмяк», от которой я тихо вздрагивал. С другой стороны, в самый космос возносились звуки иной, божественной природы, написанные Петром Ильичем к «Лебединому озеру». Диссонанс вопиющий! В конце концов, раздражение начал вызывать даже Петр Ильич.
Мысль была тонкой и навязчивой: чего ради я смотрю этот уродский спектакль с мычащими курицами, а не бессмертный классический балет?
Нельзя сказать, что мультфильм уродлив или, тем паче, безобразен. Здесь другое: его герои не пробуждают в душе зрителя позитивных чувств. В отличие от музыки. Герои только усиливают довольно варварский и жестокий контекст сказки Андерсена. По сюжету действительно все так. И действительно, сказки порой жестоки, как и сами дети. А уж если про братьев Гримм вспомнить… Но «Гадкий утенок» советской эпохи пронизан родительским нравоучительством, с одной стороны, и отеческой теплотой, с другой.
А здесь какие-то безобразные утята… Моральные уроды и визуальные монстры.
Не понравились песни, не легли на фантастические мелодии Чайковского стихи Юлия Кима. Не впечатляет «о, боже!» в исполнении Гадкого Утенка как центральный эмоциональный квинтехит.
Не понимаю, зачем надо было проводить аналогию с советским счастливым детством («Эх, хорошо в стране советской жить!») То есть прообразом курятника стал летний советский поинерлагерь с громкоговорителями, бравурными маршами, поднятием флага, утренней линейкой… Зачем?
И явно не хватало закадрового текста от большого сказочника. Междометий было много, но почему так мало букофф?
Где сказочный текст? Где она вообще, сказка? Я услышал только музыку, да и то… К «Лебединому озеру».
Жаль, что я смотрел не балет.
13 октября 2010
Как, я думаю, вы поняли из названия заголовка, фильм мне не понравился. Сейчас попробую вкратце написать, почему.
Во-первых, сама анимация, выполненная из пластилина и перьев, поражает, нет, ужасает. К главному герою, которому в теории мы должны сопереживать и сочувствовать, никаких подобных чувств не возникает. Ну хотя бы просто потому, что он реально стремный. А сцены, когда его гнобят на птичьем дворе, выполнены в стиле фильмов Чаплина: «Посмейтесь, как весело его пнули!» И непонятно, что же нам, простым зрителям, делать, сопереживать утенку или смеяться над ним.
Второе. Нам показывают несколько дней из жизни двора, которые одинаковы чуть более, чем полностью. Каждый день начинается с исполнения одного и того же гимна всем двором, каждый раз два птенца дерутся друг с другом. Одну и ту же драку нам показывают четыре раза! Четыре! Каждый раз, когда гадкому утенку становится одиноко, он начинает петь одну и ту же песню! Четыре раза за фильм! Хотя тут я не уверен, возможно, слова в ней были каждый раз разные. Дело в том, что музыка точно была одна и та же, а насчет текста, сколько я не напрягал свое сознание, смысл понять не смог. Слова были настолько смазливы и примитивны, такое ощущение, что автор песен вечером получил гонорар за тексты к последнему альбому Филиппа Киркорова, в тот же вечер их все пропил, а наутро к нему пришли и сказали: «Мы тут мультфильм сняли, к нему песни нужны. За пару часов слова напишешь?»
Ну и нельзя не отметить лису — воплощение зла леса, в который попадает главгерой после того, как его выгоняют со двора. Лиса, которая должна вызывать у нас ужас и страх за утенка, ничего, кроме сострадания у меня не вызвала. Она даже еще более убога, чем остальные персонажи мультфильма. Хвост, который больше туловища, дистрофичное тело и голова муравьеда ну никак не вызывают страх.
Можно еще долго описывать прелести этого мультфильма, но зачем?
P.S. Во время просмотра один мальчик в зале заплакал. В его возрасте я бы тоже не выдержал.
30 сентября 2010