Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дорогая Элис |
английское название: |
För kärleken |
год: | 2010 |
страна: |
Швеция
|
режиссер: | Карим Отман |
сценаристы: | Линда Аронсон, Карим Отман, Грэйс Махарай-Эрикссон |
продюсеры: | Малин Холмберг-Карим, Ханс Лённерхеден, Бо Перссон |
видеооператор: | Эса Вуоринен |
композиторы: | Магнус Ярлбо, Эмели Леннерхеден, Lukasz Duchnowski, Тьерри Ласса, Daniel Masajada |
художник: | Miriam Myrtell |
монтаж: | Дарек Ходор, Katarina Duske |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Что можно сказать об этом фильме? Первое, пришедшее на ум — показаны мытарства выходцев из Африки, угнетаемых «местными» белокурыми аборигенами. Одновременно с этим — проблемы самих этнических шведов: одиночество, налоговые путы и, как ни странно, конкуренция и агрессия со стороны «понаехавших». Момент, который мне понравился — это конфликт афрошведа Мозеса и телеведущего Боссе. Первые их столкновения, будучи незначительными, порождают трагический финал картины. Похоже на надкритический процесс в атомном реакторе. Не умеешь себя обуздать сразу — будь готов к последствиям для себя и окружающих. Параллельный рассказ историй Мозеса и Фрэнсиса до неприличия напомнил мне «Хижину дяди Тома», где был гордый и независимый негр Джордж, добившийся своих целей, и негр Том, богобоязненный и неагрессивный, который в конце произведения погибает. Хотя «нравственным авторитетом» является Том-Фрэнсис, его судьба как-то не вызывает желания последовать его примеру.
Если ещё немного задуматься, удивляет наивность героев-африканцев. По факту, убежав из своих стран, они надеются быть признанными за своих в Европе — даже не на уровне формальных прав, а на уровне отношений с окружающими. Формально и с Мозесом, и с Фрэнсисом в течение фильма поступали совершенно справедливо — согласно шведским законам (не считая избирательного «закона о террористах», конечно). Апелляция с их стороны к абстрактным понятиям толерантности и гуманизма не выглядит для меня убедительной. А конец с женой, увольняющейся из адвокатской конторы, мне кажется слишком сусальным и надуманным: вот, мол, шведы, берегите африканцев и уважайте их. Из гуманных соображений. И всё тогда будет отлично. Слишком уж простой предлагается выход, и он попахивает профанацией. Никак не освещается проблема общей политической обстановки в мире, которая и приводит к печальному эффекту: африканцы нуждаются в Швеции, этнические шведы нуждаются в африканцах, хотя по большому счёту эти две категории, мягко говоря, друг друга недолюбливают и наверняка предпочли бы жить врозь.
Напоследок отмечу, что ещё менее убедительным кажется сюжет, когда вспомнишь, что сам режиссёр — вовсе не этнический швед, а тот самый африканец-эмигрант. Имеет ли он право на подобную критику шведского общества, будучи «пришлым элементом»? Я не уверен.
6 из 10
22 сентября 2013
И снова авторы фильма «Дорогая Элис» эксплуатируют любимый прием Алехандро Гонсалеса Иньярриту, сплетая в один узел жизни пяти разных персонажей. На этот раз для того, чтобы напомнить о толерантности, вернее, о ее нехватке в обществе, провозгласившем себя терпимым и прогрессивным.
Позвав к себе на временное или постоянное жительство гостей с юга и юга-востока, шведы вдруг поняли, что поспешили, потому что их маленькая уютная страна, оказалась слишком мала для того потока мигрантов, что хлынул туда в последние пару десятков лет. Расслабленные сытой жизнью европейцы отвыкли от необходимости бороться за место под солнцем, и вот уже маститый телеведущий, двадцать лет назад стоявший у истоков нынешнего развлекательного телевидения, оказывается невостребованным в современном мультикультурном обществе, где на его место берут молодого «Безбашенного Турка», нового кумира многонационального зрителя. Однако это увольнение является лишь одной из немногих неприятностей, постигших главных действующих лиц картины «Дорогая Элис».
Не самый удачный день в жизни пяти главных персонажей фильма неумолимо ведет их навстречу собственной судьбе. Она будет упорно сталкивать героев друг с другом, чтобы в финале в одной точке встретились сотрудник социальной службы Мозес Саид, темнокожий гражданин Швеции, отец которого живет в Уганде; его жена Карин Саид, защищающая в суде известного актера по фамилии Хокан, многократно попадавшегося на вождении в нетрезвом виде; сам известный актер Хокан; уже упомянутый уволенный телеведущий Боссе и иммигрант из Гамбии Францис Намасси, владелец разорившегося магазина.
Создается впечатление, что Карим Отман, режиссер фильма, пытается внушить гражданам благополучного Запада чувство вины за их мелкие проблемы, не идущие ни в какое сравнение с теми несчастьями, с которыми ежедневно приходится сталкиваться населению стран третьего мира. Пока успешный адвокат Карин раздумывает, где бы раздобыть деньги на очередной взнос за новый огромный дом, в Уганде может лишиться ноги ее свекор, а совсем рядом, где-то на соседней улице, чтобы не умереть с голода и протянуть еще пару дней, сдает в ломбард оставшиеся в наследство от отца золотые часы иммигрировавший из Гамбии Францис. Вот сталкиваются в споре за место на парковке банка Мозес Саид, обезумевший от беспокойства за нуждающегося в дорогих лекарствах отца, и ослепленный ревностью уволенный телеведущий Боссе. Каждому из них кажется, что его проблема является наиболее важной, но режиссер упорно подталкивает зрителя к мысли, что европейцы не имеют представления о настоящих бедах.
Именно в те моменты, когда Мозес не может отправить больному отцу деньги из-за того, что является однофамильцем какого-то подозреваемого в терроризме, или когда Францис в отчаянии выбрасывает в ведро товары из своего магазина, разорившегося из-за строгого контроля служб безопасности, за кадром начинает звучать пронзительная, пробирающая до дрожи музыка. В то время как холеные шведы, «проживающие за оргией оргию, имеющие ванную и теплый клозет», выглядят смешными со своей подозрительностью к чужакам и надуманными проблемами.
И это однобокое освещение вопроса межнациональных отношений, делящее мир на черное и белое, слегка смазывает впечатление от хорошего в художественном плане фильма «Дорогая Элис», делая его пропагандистским и лишенным объективности. Разумеется, Кариму Отману, родившемуся в Уганде, хочется убедить зрителя в добрых намерениях всех своих соплеменников, но недавние волнения мигрантов в той же Швеции или Великобритании заставляют усомниться в истинности этой точки зрения, что, впрочем, не мешает данному фильму оставаться прекрасным произведением современного кинематографа.
20 июня 2013