Я убил свою маму
J'ai tué ma mère
7.4
7.4
2009, мелодрама, драма, биография
Канада, 1 ч 40 мин
16+

В ролях: Ксавье Долан, Сюзанн Клеман, Нильс Шнайдер, Моника Спациани, Бенуа Гуэн
и другие
16-летний Юбер пытается отстоять независимость и собственное достоинство перед матерью, которую он как любит, так и ненавидит. Мать любит его, но не умеет показать свои чувства сыну, она замучена работой, страдает от одиночества после того, как муж ушёл из семьи. Юбера, талантливого художника, раздражает в матери всё: безвкусная одежда, манера есть, неумение разговаривать. А его мать Шанталь не находит в себе силы и не умеет понять проблем юноши. Она не готова признать сына самостоятельным взрослым человеком, выпустить его из-под своей часто излишней опеки. Друзья, первый сексуальный опыт, одиночество, поиски юношей своего места в жизни – всё остаётся скрытым от матери.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Я убил свою маму

английское название:

J'ai tué ma mère

год: 2009
страна:
Канада
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Стефани Энн Вебер Бирон
композитор:
художники: Николь Пеллетье, Анетт Белли, Ксавье Долан
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, биография
Поделиться
Финансы
Бюджет: 800000
Сборы в России: $23 368
Дата выхода
Мировая премьера: 18 мая 2009 г.
на DVD: 7 октября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, биография

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Я убил свою маму», 2009

Видео: Фрагмент (Я убил свою маму, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент
Видео: Трейлер (Я убил свою маму, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Я убил свою маму», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Я убил свою маму», 2009

Иногда личному лучше оставаться личным

Во время просмотра, начиная минуты с десятой и вплоть до самого конца, меня время от времени посещал один вопрос: интересно, как бы я понял, что это хороший фильм, если бы мне предварительно об этом не сказали?

Потому что, если не знать, что фильм был высоко оценён на Каннском кинофестивале и обласкан критиками, и сесть за его просмотр с разумом, незамутнённым чужим мнением, то очень скоро начинаешь понимать, что наблюдаешь весьма и весьма слабую картину. 'Я убил свою маму', снятый двадцатилетним юношей по имени Ксавье Долан, очень хочет казаться глубоким, наполненным смыслом полотном, но в итоге сводится к многократному повторению примерно одной и той же последовательности сцен: главный герой (в исполнении того же Долана) ни с того, ни с сего срывается на свою мать, кричит, как её ненавидит, уходит прочь, потом возвращается, говорит, как любит, затем следует чёрно-белая сцена с псевдофилософскими рассуждениями, короткий статичный кадр, якобы наполненный символизмом - и всё по-новой.

Конфликты здесь однотипны и отыгрываются Доланом одним и тем же способом: он истошно орёт, после чего убегает. Все они начинаются из ниоткуда и идут в никуда. Высоколобые критики в один голос твердят, насколько это личная история, снятая - подумать только - двадцатилетним парнишкой.

Но, прошу прощения, личная история, коль уж она показана широкому кругу зрителей, не освобождает фильм от необходимости быть качественно поставленным и интересным. Тот факт, что фильм снят совсем молодым режиссёром, не делает его автоматически интереснее и лучше. Я не хочу все полтора часа держать в голове ни возраст режиссёра, ни знание о том, что этот фильм наполовину является слепком его собственной жизни. Я хочу получить вменяемую историю с завязкой, развитием и финалом, с интересными и мотивированными персонажами, со стройным сюжетом, реалистичными конфликтами, умными диалогами и запоминающимися сценами.

Когда я понял, что фильм не может мне предложить ничего, кроме того, что я уже видел десять минут назад, а до этого - ещё двадцать минут назад, я не выдержал и поставил скорость на 1,25. Затем на 1,5, а после и на 2,0. И за все оставшиеся сорок минут мне лишь два раза захотелось убавить скорость до нормальной, чтобы понаблюдать за сценой повнимательнее.

Единственное, за что можно похвалить фильм - это за игру Энн Дорваль и Сюзанн Клеман. Но этого слишком мало для того, чтобы обменивать полтора часа жизни на это кино.

3 из 10

13 октября 2023

We should be able to kill each other. In our minds.

Картина встречает нас эпатажным названием «Я убил свою маму» громко заявляя о себе, вызывая бурный восторг.

Юбер - неугомонный подросток, вечно спорящий со своей матерью. Шанталь и её шестнадцатилетний сын имеют очень схожие характеры, из-за чего у них возникает непрекращающаяся борьба. Они любят друг друга, но не той любовью, не материнской и «сыновьей». Возможно у них есть только привязанность к друг другу, но дальше они уйти не могут, так и держат в оковах. У них нет выхода, но и терпения выдерживать капризы друг друга.?

Юбер обладает творческими навыками и богатым воображением, поэтому мы часто видим вставки, как когда он думает о смерти совей матери и представляет её лежащей в гробу. Он всё время пытается её задеть, хочет сделать больно, но это лишь для того, чтобы она его услышала, но та постоянно забывает о чём он говорил и делает вид, что такого никогда не было. Каждое их общение омрачено, визуально это подчёркивается темнотой, в которой они утопают так, что их почти не видно.

Игра актеров настолько эмоциональная, чуть ли не сумасшедшая, они будто бы срываются цепи, по щелчку пальца закипают изнутри и выдают эту невероятную бешеную экспрессию. Они просто сносят тебя этим.

Крупные черно-белые планы, в которых Ксавье Долан (Юбер) рассуждает на тему их отношений. Когда он говорит о матери, камера стоит очень близко, вырисовывая его чувства к ней. Он не может быть её сыном, но «если кто-то обидит её, он его убьёт», но всё же может «назвать сотню других людей, которых он любит больше». С Шанталь у них только общие кадры, никакой близости между ними не ощущается, они совершенно чужды друг другу.

В большинстве кадр выстроен так, что персонаж находится в нижнем углу, изображает их отчужденность и неприятие.

Слоу-мо и ускорение резко контрастируют.

Симметричные кадры мелких деталей, как бабочки на стене или готовка завтрака сняты эстетично.

Этот фильм выглядит как исповедание, искреннее сердечное признание и как некое наказание собственной матери режиссёра(ведь фильм наполовину автобиагрофичный) тем не менее, вызывает восхищение. Как кто-то в таком раннем возрасте делает столь осознанную и достаточно зрелую картину. Удивительно, действительно вундеркинд.

«Мы любим своих матерей, почти не задумываясь об этом, и не осознаем всей глубины этой любви, пока не расстанемся навсегда…» Ги де Мопассан.

23 декабря 2021

Начать нужно с того, что фильм этот был снят в 21 год и относиться к нему нужно именно с этой точки зрения. Если кому-то показать данную картинну ничего не говоря об авторе, цифру 21 никто не назовёт, оно и верно, ведь в голове этого человека уже сформировались стержень, мышление, стиль. и всё это в 21 год.

Идя по сюжету мы видим обычную семью матери и сына и в какой-то момент они оба переходят черту молчания друг к другу и начинается взрыв. Ничего необычного в них нету, сын ничего не рассказывает своё матери о своей жизни вне дома, имея бойфренда — оно и нормально, большая часть детей не разговаривают со своими родителями, что плохо. И перейдя через эту черту, начинается очень душераздирающие зрелище и драма.

Проблема героев, в их большой любви друг к другу, о которой они не могут рассказать и показать, а лишь довольствуются записи на камеру. Это очень личная история и Долан донёс её. Процентов 80 людей, которые смотрели эту картину, переживали эти же эмоции, когда мы не можем поведать о своих эмоциях. В этом и есть смысл данного фильма. Финал тоже не предвещает нам чего=то светлого в дальнейшем, а наоборот, делает паузу перед худшим.

8 из 10

17 апреля 2020

Замечательно поданная сомнительная рефлексия

Некоторые критики пишут, что видят в этом кино смешную комедию, но я этого не понимаю. По-моему, это максимально авторский фильм, передающий исключительно личную драму и переживания. По-моему, в фильме показана самая искренняя трагедия. Пусть и подростковая, но настоящая. В чём проблема? Проблема лишь в том, что это трагедия человека, которого я вряд ли смогу когда-либо понять. Хочется симпатизировать романтичному протагонисту и его простой матери, но мне просто не удаётся. Более того, их переживания вызывают во мне, в первую очередь, не сочувствие, но… отторжение?

Очень тяжело досматривать фильм до конца: местами тоскливо, местами слезливо (не шутка), местами просто неприятно. Но как ни крути, это по-настоящему милое, до дрожи трогательное и просто прекрасное кино. Сценарий написан в 16 лет, как это постоянно повторяется во многочисленных статьях и рецензиях, вундеркиндом, и это всё легко заметно. Заметно, что сценарий написан в 16 лет, и заметно, что автором фильма выступил вундеркинд. Взрослый, сформированный человек никогда не смог бы продемонстрировать мир глазами юнца, и в этом главная уникальность этого кино: Ксавье Долан наглядно продемонстрировал, как выглядит мир глазами трудного подростка. Возьмите любого другого режиссёра, будь то Пон Джун-хо или Уэс Андерсон. Они могут попытаться написать кино о трудных подростках, но это не будет настолько искренним фильмом, насколько искренним фильмом оказался «Я убил свою маму».

Актёрская игра абсолютно каждого персонажа вызывает восхищение. Язык не поворачивается критиковать их. Невозможно не признать чувство вкуса и стиль режиссёра. Каждый кадр вызывает желание пересмотреть всю сцену. Каждое произнесённое слово отточено до идеала, вплоть до якобы незначительной усмешки, ухмылки и случайно брошенного взгляда, которые на самом деле имеют огромное значение и постепенно, шаг за шагом помогают зрителю конструировать характер персонажей.

Интересно было представить, что будет с персонажами фильма после титров, и я не хочу показаться нигилистом или просто пессимистом, но, на мой взгляд, у истории Юбера (так зовут протагониста) и Шанталь (так зовут его мать) нет счастливого конца. Хочется верить, но, как мне кажется, счастливая жизнь сложилась только у Ксавье Долана, а не его альтер-эго.

Фильм, как ни скрывай, апеллирует к детству самих зрителей, поэтому восприятие продемонстрированной квебекским гением может быть совершенно полярным. Я не был трудным подростком. У меня всегда были хорошие отношения с родителями. Бунтарские настроения вызывают во мне неприязнь. Этот фильм не про меня и не для меня. Но тем не менее:

9 из 10

13 апреля 2020

До сих пор под впечатлением от шедевра Это всего лишь конец света молодого талантливого режиссера Ксавье Долана, поэтому появилось желание посмотреть все остальные его работы, они все очень разные и очень своеобразные.

Фильм Я убил свою маму, насколько я знаю, был самой первой работой, во время просмотра мне показалось, что режиссер, который еще и в главной роли, играет сам себя, будто это выстраданный фильм.

То ослепительно ярко, то черно-бело, осколки посуды, желтая осень, брызги краски на стене, истеричные крики, очень эмоционально. Мне кажется, французы сами по себе очень эмоциональные, а тут прям на грани. Музыкальное сопровождение подобрано очень удачно, и тоже на грани.

Сюжет не оригинален, проблема отношений матери и сына-подростка. Мне фильм показался однообразным и поэтому немного затянутым, вроде бы одно да потому, но если убрать любой кадр, будет уже не так остро.

Особенно зацепил момент — разговор матери с директором школы по телефону.

Я б не сказала, что в восторге, как от последней работы, может, тема мне уже не так близка, хотя для родителей мы остаемся всегда детьми, отсюда и все проблемы, не могут они воспринимать нас на равных, но о просмотре точно не жалею.

17 декабря 2019

Это был дебютный фильм Ксавье Долана. Обратил внимание Каннский кинофестиваль, обратили внимание и критики с продюссерами. Когда любишь киноискусство и являешься исключительно искренним человеком, тебя любят и чувствуют.

Опираясь на киноведческие справки, можно узнать, что сценарий ленты был написан Доланом в шестнадцать лет и являлся его полубиографией. Лента действительно открыта зрителю, и проблемы главного героя, которого исполняет сам режиссёр, близки его поколению и узнаваемы поколением старших. В фильме есть одна внушительная и обаятельная линия — взаимоотношений матери и сына. Ей кажется, что она понимает своё чадо, и её поступки обоснованы методизмом и общими понятиями о воспитании ребёнка. В нём же бурлит страсть и беспокойство от развивающего опыта жизни и грядущего обретения свободы.

Даже без работы Долана и без его личного отображения понятно, что такое противостояние зачастую патовое и не может быть решено простым примирением и успокоением сторон. У двух самых близких людей всегда противоположное направление. Непонимание, являющееся причиной конфликта, найдёт выход только через общую боль. В этом плане фильм Долана — взрослое и наглядное пособие для семей, чтобы быть открытым и честным друг перед другом, дабы формировать культуру общения и осознать настоящие трудности близкого. Лента являет собой классическое произведение, которое можно назвать семейным не из-за домашней обстановки, милости, простоты и праздника, а по причины затрагивания и обрисовки каждой линии каждого заинтересованного члена семьи.

Конечно, нельзя в связи с этой ленте не упомянуть и ещё одну смежную проблематику — самоидентификацию подростка. Персонаж Долана здесь влюбляется, совершает каминг-аут, ищет собственное жильё отдельно от матери, пробует наркотики, ищет отношение с чужими парнями, пытается сформировать своё направление в жизни. Он органичен в своей роли из-за главной силы актёрского мастерства — прожитию персонажа. Ему не нужно подстраиваться, задача одна — вспоминать то, чем ещё недавно занимался.

Большое спасибо Долану за то, что в тот момент, как он задумал эту картину, он стал искренним.

18.5.2019

18 мая 2019

Портрет молодости.

Истории, без сомнения, суждено повторять себя: в общем-то, выбор у неё небогатый, как и у человека. В 1959 году на фестивале в Каннах пальмовую ветвь получил дебютный фильм Франсуа Трюффо «400 ударов», полвека спустя, в конкурсной программе участвует тоже первая картина Ксавье Долана, которая завоевала приз, в чём прослеживается замечательная преемственность. Некоторые эпизоды в фильме «Я убил свою маму» имеют сходство с работой Трюффо, прямая отсылка, когда ненадолго в кадре появляется постер из фильма «400 ударов».

Молодой канадский режиссёр К. Долан написал сценарий для своего фильма в возрасте шестнадцати лет, часть съёмок финансировал из личного бюджета, исполнил главную роль и признался, что частично сюжет ленты основан на его личной биографии. Удивительно, что при всем малолетстве, автор ощущает трагедию и в довольно обескураживающей форме преподносит её.

А тема вечная, острый конфликт поколений: 16-ий Убер живёт со своей матерью, когда странную напряжённость в воздухе создает болезненная фаза их взаимоотношений. Многочисленные конфликты между матерью и сыном, превратили женщину в серый равнодушный океан со смертельными эмоциональными волнами, нарциссизм Убера становится неизбежным. На этом фоне в жизнь подростка врываются вехи первой любви, наркотиков, поиска своего истинного места в жизни, уникального развития.

Недовольство ребёнка родительской властью и паника взрослого перед ответственностью — вещи одного порядка, и в картине «Я убил свою маму» ощутим этот нематериальный, призрачный сигнал о том, как самые близкие люди могут быть абсурдно далеки друг от друга, но при этом имея один корень страха.

Обычно, фестивальные фильмы губят концептуальные и аналитические знания, но данная картина настолько запредельно искренняя, что в лишнем анализе не нуждается, своей честностью она цепляет надолго.

31 января 2019

Приводить цитату Кокто или Мопассана значит закрывать глаза на многообразие отношений между людьми, детьми и матерями.

Дебют Долана восхищает разве что тем, насколько серьёзно он вложился (в т. ч. материально), и обескураживает тем — что в этот фильм. Не добавив ничего особенного (кроме своей гомосексуальности и юного возраста) к обычной проблеме общения матери и ребенка, он заявил о себе в Каннах в 2009 году.

Начиная смотреть фильма, я знал, что буду ругать режиссера за самовлюбленность, поэтому так тяжело писать о том, что фильм не без этого. Если Долан может позволить себе теплые чувства в отношении китча героини матери, то любая ирония по поводу молодого и очень талантливого Юбера-Ксавье под запретом. Мог ли он быть таким же хорошим писателем и художником, не будь он геем с кипой проблем вплоть до избиений, оказывается загадкой.

Очень претенциозный фильм. При этом тяжело сказать, понимает ли это Долан, потому что его невозможно отделить от его роли. Нет дистанции между героем и автором, но если в случае с Вуди Алленом, который так же «пытается казаться неотразимым», это выглядит легко, то ЯУСМ, особенно его ч/б фрагменты, слишком серьёзен, чтобы воспринимать его серьёзно. А ещё эти кадры из детства в финале.

Причина непонимания в между персонажами — честолюбие (ксавье-долан) и его отсутствие (его мать), ответственность и безразличие соответственно, находит своё разрешение у Долана в парадоксальности сочетания любви и нелюбви, но решает ли понимание этого проблему? Подобная диалектика по Гегелю вряд ли поможет тем, кто столкнулся с похожей ситуацией. Но Долан предлагает насладиться его безвыходностью, что, наверное, вредно.

ps. Девочки 15-ти лет, не забывайте о том, насколько вы склонны приписывать хорошие качества красивым мальчикам.

23 июля 2018

Непростой подросток Юбер.

Довольно интересный фильм с точки зрения человека, который не особо увлекается фестивальным кино, а особенно канадским. Могу сказать от себя, что в свой лист просмотра включила его во многом из-за друзей, которые являются настоящими поклонниками фильмов Долана. И очень часто советовали мне. Могу сказать, что вполне неплохо, и даже местами меня впечатлила эта картина.

Перед нами Юбер, которому 16 лет и которого в собственной матери раздражает всё. Как ест, как говорит, как ведет себя. Но больше всего то, что она не понимает и не пытается сблизиться с сыном. Они существуют как две отдельные Вселенные. Она — приземленная женщина, которой вполне хватает земных радостей в виде сериалов, работы, еды и того, чтобы её оставили в покое. Он — буря эмоций и чувствительности, художник, который пытается найти и выразить себя, с немного инфантильными замашками и поиском себя.

Картина больше о том, что порой в семьях рождаются дети, кардинально отличающиеся от родителей и порой не приемлят тот образ жизни, который те ведут. Они тянутся к искусству, более чувствительно воспринимают окружающий мир и совсем отличаются от людей, привыкших к стандартному образу жизни: работа-дом. Они пытаются выразить себя, найти своё предназначение и не впустить в свою жизнь «серые» краски, которые каждый день они видят рядом с собой.

Фильм снят в жанре документального кино с привязкой к реальности — это завораживает. Радует, что все актеры выглядят естественно будто это люди, которые живут в своей обстановке и даже не знают, что их снимают. Это подкупает.

Игра актеров на твердом среднем уровне. Долан сыграл очень натуралистично и прекрасно передал эмоции подростка, который пытается вырваться и быть уникальным, а не «серой массой». Плюс впечатлил Франсуа Арно, появляющийся на экране не так часто, но вполне эффектно.

Кино под настроение. Кино подходящее для просмотра осенью с чашкой чая. Но пересматривать часто не будешь, так как оставляет глубокое сильное впечатление, которое надо пережить внутри в течении какого-то времени.

6 из 10

14 марта 2018

#естьпосмотретьчто

Дебютный фильм молодого канадского режиссёра, открытие каннского фестиваля, собравший там три награды. Частично основанная на реальных событиях кинолента повествует о сложных чувствах мятущейся подростковой души юного гея, испытывающего сложные чувства к своей матери.

Я не знаю, почему именно этот фильм Ксавье Долана является знаковым, по мне так «Мамочка» намного глубже и интересней, но о ней на напишу позже. Пока «Я убил свою маму».

В течение всего действия меня не оставляло ощущение, что я смотрю на жёсткую сублимацию и явно не проработанный Эдипов комплекс. Мне не хотелось участвовать в этом патологическом процессе, а очень хотелось дать ему контакт хорошего психоаналитика. Мне кажется, этот фильм был нужен не публике, а самому Долану, чтобы проработать эти сильные амбивалентные чувства, но нужно ли нам участвовать в этом процессе большой вопрос.

Почему он стал таким модным и почему стал самым обсуждаемым фильмом каннского фестиваля 2009 года для меня большой вопрос. Но Канны любят фильмы-откровения, потому что, конечно, они не оставляют никого равнодушными, они тяжёлые, надрывные и обладают особой атмосферой.

Но по мне, здесь слишком много непроработанного психоаналитического материала, одни переносы и сублимация. Нет конечного продукта работы и творчества. Именно поэтому я не могу поставить ему высокую оценку и наверное, вряд ли рекомендовала его к просмотру.

Но если вы любите авторское кино, то конечно без него вам не обойтись?

7 августа 2017

Приятно удивил

Не скрою, что начинала смотреть настроенной скептически: уж больно его нахваливали. Не удержалась. И не пожалела. Понятно, что есть недоработки, которые можно простить из-за молодости режиссёра, но хотелось бы отметить две сцены, которые показались, пожалуй, самыми удачными.

Во-первых, постельная сцена. Она порадовала своим грамотным построением. Можно было бы скатиться в слащавую восторженность, но Долан этого не сделал (и молодец). Достигает он такого эффекта благодаря музыкальному сопровождению, которое, как мне показалось, контрастирует с визуальной составляющей, что создает ироничную дистанцию от происходящего на экране. Ценная находка в 19 лет! Признаюсь, на первых секундах было беспокойство, что она получится вульгарной, однако сделано со вкусом. Точно определить, что такое вкус, наверное, сложно, возможно, чувство меры играет здесь не последнюю роль. А Долан нашёл этот баланс.

Во-вторых, понравился эпизод сразу следующий за постельной сценой, когда Юбер, узнав, что придется ещё год провести в новой школе, закатывает истерику и разбрасывает вещи. Всё действо разворачивается под ту же хулиганскую песню, что звучала в предыдущем эпизоде, то есть ироничная дистанция здесь тоже подразумевается. И, действительно, герой вовремя останавливается, так и не разбив блюдо, и как хороший сын начинает убирать тот бардак, который сам же и создал. Думаю, что этот эпизод, длящийся незначительное время, является яркой и ёмкой метафорой отношений Юбера с матерью: сначала попытка всё разрушить, за которой следует раскаяние и стремление всё исправить.

Нельзя отождествлять героя Долана на экране с Доланом-режиссёром, именно благодаря ироничному отношению автора. Юношеский максимализм, подвергшись художественному осмыслению, уже не столь драматичен. Но вечная проблема пропасти между поколениями от этого остаётся окрашенной в печальные тона, так как в фильме нет ответа на вопрос, как такие разные, но любящие по-своему друг друга люди, как Юбер и его мать, могут жить дальше.

8 из 10

13 февраля 2017

А убил бы ты свою мать?

Фильм-произведение искусства. Так бы я охарактеризовала эту картину. Невероятно красивая, душевная и добрая автобиография Ксавье Долана. Изначально фильм меня привлек тем, что главную роль в нем играет сам режиссер. Позже я узнала, что это еще и автобиография, к тому же дебютная. С учетом того, что это первый фильм Ксавье, фильм невероятно красиво снят. Ксавье подошел к фильму как к картине. Он нарисовал его. В фильме множество неброских, но важных деталей, будь то капельки лимона на губах матери Юбера или бабочки на стенах их дома, все это создает полноценный образ и по-своему раскрывает каждого из героев.

Фильм открывает перед нами очень щепетильную и интересную тему. Тему отношений детей и родителей. Есть множество книг, фильмов, направленных по этой же тематике, но ни одни из них еще не показывали все как есть. Этот фильм раскрыл все карты перед зрителем. Не бывает идеальных семей, так же как и не бывает совершенно непонимающих. В каждой семье есть своя дилемма. Ксавье показал жизнь обычного подростка, такого же, как и все. Время от времени фильм заставлял меня улыбаться, несмотря на то, что это драма, а не комедия. Именно эта натуральность меня тронула в этом произведении. Здесь жизнь показана такой, какая она есть, она может быть грустной, веселой, милой, одинокой, все это есть в фильме, он полон эмоций, притом самых разнообразных. Жанр не должен создавать какие-либо рамки для фильма.

Особенно мне нравились размышления Юбера и его матери, то как они относились друг к другу. В один день они нежно говорили, что любят друг друга, а уже на следующий день они друг друга ненавидели. Между ними, несомненно, было недопонимание, то, которое практически всегда возникает между детьми и родителями. Это не означает, что Юбер не любит свою маму, так же как и не означает, что она не любит его. Главная мысль этой картины заключается в том, что мы любим своих матерей, несмотря ни на что, какими бы они не были, потому что они любят нас.

10 из 10

31 января 2017

Мы любим своих матерей…

Кино появилось как развлечение, оно влетело поездом в жизнь людей и, начало свою трансформацию. Оно переродилось из развлечения в искусство и философию, позволяя нам применить новое в попытках нахождения ответов на вопросы так нас волнующих.

Неисчерпаемая тема. Тема отцов и детей. Она не теряла своей актуальности никогда: ни сто, ни двести лет назад, ни сейчас. Менялись лишь средства выражения, способы понимания, выяснения.

«Мы любим своих матерей, почти не задумываясь об этом, и не осознаем всей глубины этой любви, пока не расстанемся навсегда» Ги де Мопассан

Этими словами начинается дебютный фильм юного режиссера Ксавье Долана.

О чем же этот фильм?

Синопсис гласит:«16-летний Юбер пытается отстоять независимость и собственное достоинство перед матерью, которую он как любит, так и ненавидит. Мать любит его, но не умеет показывать свои чувства сыну, она замучена работой, страдает от одиночества после того, как муж ушёл из семьи.

Юбера, талантливого художника, раздражает в матери всё: безвкусная одежда, манера есть, неумение разговаривать. А его мать Шанталь не находит в себе силы и не умеет понять проблем юноши. Она не готова признать сына самостоятельным взрослым человеком, выпустить его из-под своей часто излишней опеки.

Друзья, первый сексуальный опыт, одиночество, поиски юношей своего места в жизни — всё остаётся скрытым от матери».

Исчерпывающе. Но это лишь касаемо сюжета. А ведь фильм завоевал золотую пальмовую ветвь, да к тому же был выставлен на премию «Оскар» от Канады (не прошел в финал). Что же в нем такого? Режиссура.

Долан рос в среде «киношников», с детства играл в телевизионных сериалах, впитывал атмосферу. Он явно знал как строятся мизансцены, как строится кадр. Но мы не увидим «сериальщины» в его работе. Нет. Его фильм пестрит цитатами из режиссеров-мастеров, пестрит до неприличия. Кажется, что он собрал в свой фильм чуть ли не все режиссерские приемы, которые были изобретены со времен появления кино. И это должно было бы раздражать, но — нет. Столь умело, столь четко это вкраплено в фильм. Эти приемы, как восточные пряности: каждая имеет свое место, чтобы придать именно тот вкус блюда, который задумал повар.

Долан сделал историю-дневник, с одной стороны, с другой — попытался показать сторону матери. Не могу сказать, что она открыта полностью. Пожалуй, он дает ей слово раза три-четыре за фильм, слово, которое бы намекнуло на ее внутреннее состояние. Но из всех этих моментов можно уделить внимание только двум: моменту отъезда Юбера, и моменту общения матери с директором по телефону.

Цвет фильма сменяется от желтого, отдающего марокканским теплом и скрежетом песка в глазах, до холодно белого. Это также показывает домашний безвкусный, по мнению героя, «уют», созданный матерью. Это все ему ненавистно: и вещи, и атмосфера. Он хочет другого. И сбегает от матери раз за разом в дом к своему бойфренду, дом полной противоположности: белый, минималистичный, современный.

Меня этот фильм поразил одним кадром: кадр диалога героя с матерью. Кадр построен так, что они практически отрезаны по краю, еще немного, и нос коснется края кадра, а со стороны затылка очень много пространства-каждому из них есть что скрывать друг от друга. Можно подумать, что это прием драматургии со смыслом, но в последующих диалогах с другими людьми, мы увидим тот же прием. Хотя они понимают друг друга, и близки.

В фильме помимо основной истории с матерью, разворачивается история любви двух парней. Это первая любовь, любовь-дружба, любовь-секс. Они молоды и им хорошо вместе. Их сцены близости сняты скачками, ярко и эмоционально. Жизнь кипит в них.

Но и тут появляется тень матери, которая еще не в курсе предпочтений ее сына…

В целом, фильм стоит того, чтобы его посмотреть, потому что в нем есть все: от юношеского максимализма до намека на эдипов комплекс. Это фильм-взросление. Сам Долан написал сценарий в 17 и сказал, что он автобиографичный. Причин ему не верить нет.

Ксавье Долан открытый гей, ему 27, он молод и красив. Его называют любимчиком Канн и золотым мальчиком. Не знаю как ему это удается, но многие считают его гением.

В 2015 он снял клип на песню Адель «Hello». А в 2016 вновь взял пальмовую ветвь в Каннах.

28 января 2017

Та работа Долана, о которой я всегда говорю одно лишь хорошее и настоятельно её рекомендую всем, дабы окончательно не разочароваться в юном и весьма любопытном, в общем и целом, канадце.

Работа абсолютно сырая, совершенно не долановская, без всех уже ставших привычными его «выкрутасов» с цветом и сепией — нормальная полноценная лента с хорошим сюжетом. Больше у него таких попросту нет, потому если сюжет является ключевым при выборе фильма — то особо тут разгуляться и негде. Либо она — либо ничего. Все остальные работы Ксавье — это скорее уж визуальный рай, нежели претендующие на звание «серьёзного» кинематографа работы.

Оно и понятно, более чем — парень юн, проблематику выбирает весьма острую и, казалось бы — а на кой чёрт ему вообще глубоко погружаться в проблему, если его о том, по существу, никто и не просит, более того — ждут от него совершенно иного, что он и продемонстрирует впоследствии и в «Томе на ферме», и в «Мамочке», и, особенно, в «Конце света», коий вообще задумывался как театральная постановка, но в итоге оказался фильмом — со всеми мыслимыми последствиями.

Если говорить о сюжете работы в целом — перед нашим взором предстаёт среднестатистический европейский подросток, живущий с одной лишь мамой, нагруженный доверху собственными комплексами, максимализмом, неприятием себя как личности, желанием сбежать куда угодно, лишь бы от матери подальше, с абсолютно иным жизненным укладом и другими семьями друзьями, и, что совсем уже добивает картину — ещё и гей. В общем, полнейший набор подростковых проблем, которые, по сути, яйца выеденного не стоят и спустя пару лет покажутся абсолютно незначительной мелочью, однако же именно в таком возрасте оказываются ключевыми и определяющими чуть ли не отношение к мирозданию в целом.

Также стоит отметить прямо с ходу тот факт, что главную роль играет сам Ксавье, не мудрствуя лукаво.

Именно последний означенный факт определяющим и является — здравствуйте-приехали, как-то так вышло, что вместо подростковой драмы вам подсунули автобиографию самого режиссёра, которую он аккуратно так, под шумок, протащил под апплодисменты всех мыслимых фестивалей равно как по Америке, так и по всей Европе. Никто даже заметить ничего не успел, как этот хитренький парнишка в одночасье стал звездой, именно закрутив жестокий роман, по сути, с самопиаром, заснятым на камеру. Идеальное решение, которое обычно все склонные воспринимать как недюжинную внутреннюю смелость, крепчайший внутренний стержень, волевой характер, в общем, вот это вот всё, присущее любому уважающему себя человеку, на деле же оказывается банальной работой во имя собственной медийности. Но сделанной очень хорошо, спору нет.

Тут даже придраться не к чему. Действительно — история показана от и до, насколько это возможно в рамках заданной фабулы ленты. Действительно, весь материал прекраснейшим образом и отснят, и смонтирован. Действительно — показано всё ровно так, как оно и должно было бы происходить в реальности (притом, в принципе, в любой стране вне зависимости от наличествующей в ней ментальности). Более того — показано максимально правдиво, и все эти сцены объяснений бесконечных, паники матери, попыток наладить коммуникацию в том интернате, куда главного героя в итоге отправили, и, опять же, первые влюблённости — да, это всё доведено самим Доланом до крайности. И не верить ему попросту не выходит.

Потому смотреть стоит — по меньшей мере, один раз-то точно. На пересмотр — да не думаю я, если откровенно, что захочется. В данном случае одного раза более чем достаточно.

9 января 2017

Долан написал сценарий к этому фильму, когда ему было 16 лет и это объясняет многое, по крайне мере, лично мне. Такой сногсшибательной дозы нарциссизма ещё не приходилось наблюдать, особенно такого откровенно-наглого, никакой попытки завуалировать. Конечно, может показаться, что это так задумано, этакая деталь общего плана, себя успокаивал именно так, но по прошествии половины фильма ясно осознаёшь, что Долан всего лишь мелкий, самовлюблённый пакостник, пускай и не лишённый таланта.

Вся эта подростковая рефлексия весьма болезненно зациклена, так бывает, не отрицаю, но такие моменты обычно не являются затяжными и за них, как правило, очень стыдно. Но вот Долан, уже взрослый парень, вдруг вспоминает своё трудное подростковое детство, где с жаром не уважает никого и с большим удовольствием отдаётся парню. Весь фильм жаждал дать ему хорошего подзатыльника, чтобы он наконец заткнул свой грязный рот и начал прежде думать, чем орать свои претензии.

Даже если не брать в расчёт скверный характер юного Долана, в остатке остаётся техническое заимствование. Операторская работа, постановка света, практически каждая деталь, уже смутно знакома зрителю. Ладно, молодое дарование учится у профессионалов, так должно быть, тем более у него получается, но вот всё это мастерство, которое накапливалось годами, кинуто на алтарь одной личности. Слишком самовлюблённо, аж до самозабвенности. До смешного.

Фильм тяжело рекомендовать к просмотру, для меня он оказался пуст, претенциозен, нарочито криклив. Картина достойна внимания, как отправная творческая точка молодого режиссёра. Набольшее явно не тянет.

29 октября 2016

Я убил свою маму

О фильме с интригующим названием я узнала уже после просмотра прогремевшей нежно-нервной «Мамочки». А посмотрела еще пару лет спустя. Но не бойтесь, «Я убил свою маму» — всего лишь метафора, хоть и хлесткая, как и весь фильм. Правда, фильмом в том смысле слова, в каком это привык понимать зритель, картину назвать сложно, скорее видео-дневник, причем видео-дневник 16-летнего подростка, со всеми вытекающими. Тем не менее фильм (давайте я все таки буду называть его так) приковывает внимание, а значит, есть, с чем разбираться.

Во-первых, стоит смотреть его в оригинале и с субтитрами (для тех, кто, как я, ни слова не понимает по-французски). И это вовсе не для того, чтобы похвастаться тем, что вы смотрите авторское кино не для всех (этих «не всех» стало так много, что элитарность давно уже сменилась массовостью), а просто потому, что французский действительно красиво звучит, особенно в эмоциональны сценах, которыми фильм напичкан.

Во-вторых, нет необходимости воздавать хвалы Ксавье Долану только за то, что он в 16 лет сам написал сценарий, а в 20 и фильм поставил, и роль главную сыграл. Пушкин еще в лицее начал писать стихи, и что? Молодость не порок и не повод для гордости.

Из вышесказанного вытекает, что, в-третьих, фильм имеет смысл оценивать без скидки на возраст режиссера, и, следовательно, воспринимать тот факт, что он снят как видео-дневник как жанровую принадлежность, а не как неопытность и незрелость создателя.

Теперь об актерах, ибо актерская игра порой может вытащить даже самый затрапезный сценарий.

Долан. Молод, красив, не впервые на экране. Вероятно, играет сам себя, что вполне уместно в автобиографичной ленте. В его герое Юбере больше Эдипова комплекса, чем гомосексуальности, поэтому всем, кому тема сексуальных меньшинств показалась недостаточно раскрытой, советую обратиться к иным картинам. Что касается жалоб на то, что ни одна из затронутых тем в работе так и не была раскрыта, то напоминаю о жанре: это видео-дневник, следите за действием, а не за подтекстом, здесь все на поверхности.

Дорваль. Мама. Образ молодящейся женщины, забывшей, что висячие бантики на ядрено-розовой кофточке и переизбыток загара в ее возрасте уже ни к чему, разведенки без намека на личную жизнь, для которой сын — на самом деле центр Вселенной, ось, вокруг которой она вращается и никак не может сойти с орбиты, а потому так боится потерять связь со своим сыном и власть на ним, Энн Дорваль удался. В «Мамочке» она снова мама, но уже не такая, хотя вроде бы тема фильма та же и расстановка персонажей аналогична, но все таки это уже другая история, и мадам Дорваль играет иначе.

Клеман. Роль учительницы — роль спасательного круга. Ей предстоит то же в «Мамочке». Да, Долан явно любит перетаскивать команду из фильма в фильм и показывать, какими разными они могут быть в одних и тех же образах. И Клеман, как и Дорваль, будет уже другой. Здесь у нее меньше экранного времени, персонаж менее запоминающийся, но герою Долана без такого круга никуда, возможно, поэтому он потом больше разовьет эту тему.

Арно. Любовник, друг. С тем же взглядом на жизнь, с той же любовью к искусству. Еще один спасательный круг. Наиболее далекий человек от образа матери, в которую влюблен главный герой, становится параллельной Вселенной. Органичен, большего не требуется.

Монтаж и санудтрек доставляют эстетическое удовольствие. Крики чаек стали, пожалуй, лучшим закадровым сопровождением. Вставки, иллюстрирующие мысли Юбера, дают лучше понять его эмоциональное состояние. Крупные черно-белые планы, когда видно только часть лица, или, наоборот, в кадре яркое пятно стены и персонаж где-то в уголочке, для многих — претензия на уникальность и потому претензия к режиссеру за нарциссизм. А по мне — просто красиво. Потому что для меня красота — это когда нет ничего лишнего.

Главный герой говорит, что у него по крайней мере есть вкус. Да, вкус у Долана действительно есть.

Наивны зрители, ждущие, что в итоге герой изменится, станет образцово-показательным сыном, и отношения в семье наладятся. Невозможно в 16 лет перестать быть максималистом. Зато через несколько лет можно подрасти, посмотреть на некоторые вещи со стороны и снять другой фильм. Как говорится, кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, а кто в старости не стал консерватором, у того нет головы.

Итак, в сухом остатке получаем красивое автобиографичное полотно, в котором самые эмоциональные сцены полностью перекрываются плотным саундом, замедленная съемка заставляет наслаждаться картинкой, а в общем и целом возникает ощущение подглядывания в замочную скважину за чужой, но какой-то очень знакомой жизнью. Для дебюта очень и очень неплохо.

9 из 10

14 августа 2016

Эти люди — живые

Садясь смотреть этот фильм, я не ожидала ничего. Ну ладно, вру, я ожидала махрового артхауса с ноткой занудства. Была уверена, что через десять минут всё моё естество закричит «выключи, а засыпаю».

Но прошло около часа, когда я первый раз очнулась. Фильм затянул меня. Удивительно, но я смотрела на отношения матери и сына на экране, и вспоминала себя в 16. Я понимала, что он чувствовал. Я понимала, что чувствовала она. Мне хотелось закричать в экран волшебной женщине, чтобы она проснулась, поговорила с сыном, сделала шаг в его сторону. Когда она уехала от него из магазина, где он выбирал фильм, я расплакалась. Я действительно вернулась на пять лет назад где были я, мои родители и гора недопонимания. Вот только на места героев периодически менялись. И меня не отдавали в интернат, это, пожалуй, тоже.

Мне нравится, что Долан показывает на экране эмоции. Он не боится их, не боится сделать фильм перегруженным, смешным. Сцена, когда он, приняв наркотики, приходит к маме для того, чтобы сказать как он её любит, еще раз заставила меня кусать губы и смотреть на экран сквозь ладони. Я вспомнила себя: мне 16, я, пьяная, бужу маму посреди ночи, чтобы извиниться, сказать, как сильно люблю её и как хочу, чтобы у нас всё наладилось. Мама обнимает меня, я чувствую облегчение и плачу, плачу.

Или сцены, когда он громит комнату, а потом собирает все вещи обратно. Помню, я рвала тетради, сбрасывала вещи из родительского шкафа, один раз разбила тарелку. А потом всё убрала до того, как они это увидели.

После титров я поняла, что этот фильм стал для меня личным. Личным и немного страшным. Но от этого не менее прекрасным — потрясающие саундтреки и невероятно красивые кадры оставили неизгладимое впечатление.

Посмотрите этот фильм. Посмотрите это так, будто это не просто какая-то нелепая картинка на экране. Посмотрите так, будто такая семья действительно существует, такие дети — а потом и взрослые — дышат, ходят по улицам, существуют. Они реальные, не выдуманные, им больно и они жаждут любви своих родителей. На самом деле жаждут.

Слишком личная вышла рецензия, но что поделать.

10 из 10

7 августа 2016

Молодой человек (Ксавье Долан) парень с неровной челкой и тонкой натурой, проживает с разведенкой-матерью- бальзаковского возраста, злоупотребляющей винтажными платьями, брюками леопардовых расцветок, люрексом и искусственным загаром. В родной матери, парня раздражает абсолютно все: от чавканья за столом и манеры красить губы до нежелания решать квартирный вопрос, и помощи в деньгах на съемную жилплощадь, что раз, в десять минут порождает на экране бурные, визгливые скандалы. С каждым новым витком взаимонепонимания в юной безотцовщине просыпается латентный гомосексуалист и мощная тяга к прекрасному, за которое в фильме отвечают одноклассники главного героя и спонтанные занятия живописью методом прицельного метания красок в стену. От всего этого образа жизни парень скитается в уголках собственной души, то принимая, то отвергая ее, мучаясь вопросом «хорошо или плохо ли убить свою мать?» Он страдает. Он ненавидит ее, и в то же время нуждается в матери, но в такой ли?

Этот фильм входит в разряд «фильмов не для всех «кто-то его просто не сможет и не захочет смотреть, а кто-то просто может ничего не понять, фильм построен на метафорах и образах, он заставляет думать и анализировать, фильм снят в темных тонах и сложно воспринимается, а множество сцен сняты с бурным всплеском скандалов на пустой почве, что может поначалу оттолкнуть зрителя, но именно этого требует сегодня фильмы постмодернизма. Его следует посмотреть и разобраться, вместе с героем пройти этот момент, длиною в 90 минут, погрузиться в атмосферу, и посмотреть на ситуацию с разных сторон, чтобы в полной мере понять замысел режиссера.

«Я убил свою маму» — кокетливое хлесткое признание юного режиссера-дебютанта, на фестивале МКФ в Каннах, где Долану устроили овацию.

30 ноября 2015

Дебют

Ну что ж, дебют — он и есть дебют. Пишут, что сценарий режиссер написал в 16 лет. Охотно верю — столько эмоций, прям одни эмоции. Все на грани, на надрыве, столько диалогов на повышенных тонах. В той же «Мамочке», которую Долан снял пять лет спустя, куда больше глубины, размышлений, созерцаний. А сюжет все тот же. Да у него это, похоже, самый главный в жизни сюжет — отношения матери и сына. Ну да и ладно.

Не смотря на то, что драматургия и режиссура еще сыроваты, фильм смотрится легко, на одном дыхании. И сразу же виден тот самый стиль, который Ксавье усилит и разовьет потом. Все здесь уже есть: монтаж под музыку в замедленном движении, большой акцент на цвет, немного нервное движение камеры, которая следит за героем (хотя, конечно, с «Воображаемой любовью» это не сравнится, там просто апофеоз трясущейся камеры у Долана). Монтаж, который обращает на себя внимаение, звук, который заставляет задуматься (последняя сцена на берегу с убийственными просто криками птиц за кадром и молчащими героями). И странные «восьмерки», которые стремятся как можно больше разъединить героев, а не сблизить их.

Долан дает понять, что его фильмы, в основном, настроенческие, атмосферные. И этого же он придерживается и дальше. Что касается его актерских способностей, то тут вспоминается цитата, которую вычитала в связи с фильмом «Том на ферме»:

The Hollywood Reporter called Tom At The Farm the work of a narcissist. To which Dolan tweeted: «You can kiss my narcissistic ass.»

7 из 10

12 августа 2015

Так о чем этот фильм?

Если посмотреть положительные рецензии то можно заметить, больше половины от еще не совершенно летних детишек. Положительно они оценивают данный «фильм» только из за того что увидели в нем что то знакомое из личного опыта. Но задается вопрос. О чем этот фильм, и что Ксавье хотел нам донести этим произведением?

Сначала я был уверен что в конце он исправится полюбит маму, сойдется с учительницей (куда лучше чем с голубым дружком) или найдет девушку и все станет нормально, и его и так бедная мать, которую на протяжении всего фильма безумно жалко, наконец то искренне улыбнется. Но что мы видим — главный герой ноет, потом возмущается, потом ноет, потом спит с парнем, потом ноет, и собственно проблему мы поняли — но где решение? Логичной концовки которая дала бы ответ я так и не увидел.

Теперь про самого эгоиста режиссера. Все положительные оценки сделаны так же пункту «Такой молодой и уже фильм снял» ну, люди, это что за аргумент такой вообще? Причем тут возраст — и кино как продукт. Фильм снят для себя, про себя, с собой в главной роли. Снят ужасно, дешевые попытки сделать фильм особенным снимая половину лица, или персонажей в углу картинки, смотрятся дешево и начинают быстро раздражать. Весь фильм копирует множество других картин подобного жанра.

Ничего нового тут нету. Глубинный мир подростка не раскрывается даже близко. Проблема однополой любви вообще почти не трогается. Проблема матерей одиночек не раскрыта (даже не пытались). Проблема отношений в семье открыта — но не развита вообще.

Собственно задается главный вопрос, а зачем этот фильм вообще надо было снимать?

Приятная музыка, за что фильм и получил 2 балла.

2 из 10

18 апреля 2015

«Я в своем королевстве»

Рядом с именем Ксавье Долана всегда идет слово «вундеркинд». А ему уже, между прочим, 25. Кажется, этот стремительно взлетевший киномастер на все руки до старости обречен на поблажки. И публика, и критики носят его на руках: такой юный — и такой талантливый! Но сколько бы лет ни было Долану, похвалы абсолютно заслужены.

«Мамочка», прогремевшая недавно, — одна из самых запоминающихся семейных драм, что я видела. И вот я посмотрела «Я убил свою маму», дебют Долана. Мальчик написал сценарий в 16, а в 20 экранизировал, порвал Канны и влюбил в себя 2 огромные мировые тусовки: хипстеров и ЛГБТ.

«ЯУСМ» — портрет проблемных отношений 16-летнего гея с матерью. Написал, смонтировал, снялся в главной роли (и прочее) сам режиссер. Быть многостаночником, кстати, — его «фишечка». Оно и понятно: Долан рос на Годаре, Антониони и прочем авторском кино.

Режиссер говорит, что стремится каждый фильм делать радикально отличным от предыдущего. У него это плохо получается, если честно. Стиль Долана узнается на раз-два. А «ЯУСМ» и вовсе напоминает ген. репетицию шедевральной (да, она такая) «Мамочки». Оба фильма автобиографичны, в обоих маму играет Энн Дорваль. Ее образ словно перекочевал из одного фильма в другой: та же недалекость ума, те же безвкусица и чрезмерность в одежде и в жизни, та же нечуткость к сыну. Кажется, кое для кого мама — больная тема.

В отличие от «Мамочки» (цельного, полновесного фильма, снятого зрелым режиссером), «ЯУСМ» — крик души подростка с проблемами в семье, самого Долана. «Мамочка» — отстраненный взгляд на отношения «сын-мать», практически без перевеса в какую-либо из сторон. «ЯУСМ» — точка зрения сына, с колоссальным акцентом именно на его проблемах и понимании ситуации. Кажется, что в дебюте Долан высказал все, что хотел высказать собственной матери в 16 лет.

«Мамочка» — это фильм.

«Я убил свою маму» — это высказывание о наболевшем, сделанное в форме фильма.

В»… маме» несколько наивные, упрощенные, прямолинейные сцены выдают в Долане и новичка в профессии, и юношу. Все, как у подростков: если хочу плакать — плачу. Хочу кричать — кричу. То ненавижу, то люблю, то глотаю наркотики, то снова ненавижу, и все это — прямым текстом. Но проблема заявлена все-таки не поверхностно. Здесь есть попытки понять мать, а чувства сына показаны многогранно.

Там, где не добирает драматургия, спасает стиль. Я считаю, это конек Долана. В двух словах его можно описать как «радикально современный». Вот самые заметные «фишечки» фильма «Я убил свою маму»:

- слоу-мо. Всегда уместно, всегда эмоционально подчеркивает сцену, в общем, вкусно.

- ассоциативный монтаж. Не тот, что по Кулешову, а ассоциации самого героя. Вот он ругается с мамой — и мы видим кадр, где мама в гробу. В гробу он ее видал, в общем.

- отличный саундтрек. Долан любит инди.

- нетривиальные композиции. Полно кадров, где много «воздуха» (как в той же «Иде», например, но не так явно и не так геометрично).

- занятное решение съемки диалогов. Преимущественно на крупных планах; лицо говорящего видим только строго с правой или строго с левой половины кадра.

- обилие концентрированных эмоциональных сцен. Напряженные эпизоды пиковых состояний, полностью перекрытые музыкой. Рисование красками с любовником, сцена разгрома спальни, погоня за матерью, одетой в свадебное платье… Прекрасно расставленные акценты на чувствах!

А есть еще необычный подход к титрам, игра с цветом, сверхкрупные планы лиц… Вкупе с идеальным темпоритмом и хорошим сценарием это всё делает фильм просто отличным!

8 из 10

7 апреля 2015

Автобиография

Так и оставшись в шестнадцатилетнем возрасте (а именно столько было постановщику на момент написания сценария), Ксавье Долан воплощает свой текст в жизнь, и снимает киноленту о всех чувствах и переживаниях того времени.

И главная проблема в том, что «Я убил свою маму» просто эмоциональный автопортрет шестнадцатилетнего подростка, в котором нет абсолютно никакой трагедии, которую нам пытается навязать автор. Он рассматривает действительно серьезную проблему недопонимания родителей и детей, на своем примере. За реакцией и поведением главного героя просто смешно наблюдать, он не обоснованно груб и даже жесток. И вся эта наигранность сводиться к тому что в кино перестаешь верить, что перед тобой фальшивая попытка показать что то действительно ценное, но ни как не то, что будет достойно такой личной темы как отношения матери и сына.

Ксавье Долан сделал действительно много, с точки зрения кинопроизводства, но совершенно забыл воплотить самое главное — идею. Вместо этого он показал нам свои переживания, свои первые познания в любви, и свою ненависть, которую зритель вынужден наблюдать.

Здесь есть хороший стиль, хорошие диалоги, отличный звуковой ряд, но фильм пуст и наивен, как и пример на котором он строиться. Поэтому и получается что вместо киноленты о проблемах детей и родителей мы получаем автобиографию эгоиста, который запечатлел свои эмоции на киноленте. Кино должно быть для зрителя, а не о нём.

Общая картина такова, что ты наблюдаешь не взрослое, целостное произведение, а детский рисунок, который очень старается быть серьезным, без каких либо на то причин.

3 из 10

21 октября 2014

Красивый артхаус молодого режиссера.

Я не люблю чувственность и экспрессивное выражение своих эмоций. Если это вам покажется таким, дайте мне знать.

«- Странная закономерность. Если бы кто-то обидел мою маму, я бы убил обидчика. Но в то же время есть сотня человек, которых я люблю больше: школьного учителя, официанта в столовой. Это парадоксально. Я с рождения призван любить и оберегать свою мать. Но иногда кажется, я не создан для того чтобы быть сыном.

— А может, твоя мать не создана быть матерью?»

Красивый артхаус молодого режиссера.

Я не находила точных цитат с фильма «Я убил свою маму». Мне захотелось собрать в кучу все слова, которые мне запомнились.

Этот фильм был дебютным для Ксавье Долана. Сюжет был написан в 16 лет, и это просачивается сквозь образы, картины и манеру. Он мне симпатичен, это была игра режиссера на экране в прямом смысле этого слова. Создать такой фильм сложно и очень рискованно. Ведь это даже не столь лично, как интимная связь с любимым человеком, например. Это запрятано в заднем кармане брюк и мы забываем об нем, когда даем на стирку, это мы стараемся пережить.

У меня работал рефлекс защиты от информации, которая противоречит иллюзорным представлениям об окружающей реальности. Но это еще больше притягивало. Это чувство было ново для меня. Это было настолько не формат, без спецэффектов чисто, что якупилась.

Это один из тех фильмов, которые как книга при чтении, неуверенно и с детской искренностью, как отзвуки отзвуков в голове от собственных слов и мыслей, вдохновляют.

А история о мальчике гомосексуалисте, художнике и писателе мне показалось настолько близкой, что я в восторге.

30 сентября 2014

Мама — не знает, а порой и не хочет, а может просто устала. Сын — которого все в матери раздражает, испытывает тоску по прежнему общению. Громкие ссоры по пустякам. Истеричные и редкие признания в любви друг другу. Вообщем обычный фильм о непонимании между одинокой, пустившей на самотек отношения с сыном, матерью и сыном-геем.

У него есть возможность видеть дружеские отношения между матерью и сыном в семье его парня. Есть преподавательница из колледжа -которая добра к нему и заигрывает с его нелюбовью(любовью) к матери.

Он пытается в очередной раз наладить все — готовит ужин и завтрак, моет посуду, убирает в доме, запускает стиральную машину — а у нее не хватает терпения подождать его возле магазина с кинодисками… Она может быть устала — от своей работы, от того что она долгие годы пять раз в неделю встает в полшестого утра, от того что отец от них ушел и она одна, от сына, который ведет себя ужасно несправедливо к ней. Она рада безвкусным покупкам, пустым шоу по телевизору…

Все слишком запущено в этой семье — и единственный выход, который находит мать — отдать сына в пансионат.

Это сюжет — но сам фильм очень эстетичен, как и другие фильмы Долана: крупные планы, сигареты, красивые кадры наполненные вкусом и эмоциями.

И возможно, все кончиться хорошо…

7 из 10

23 августа 2014

Самолюбование

Давно уже не было такого негодования от фильма. Нет, это не тот случай, когда лента задевает за живое и вызывает самые разные эмоции и чувства. Полтора часа невыносимой апатии и раздражения ко всему творящемуся на экране безобразию.

За что так называемого «вундеркинда» Долана надо похвалить, так это за смелость снимать кино в столь юные годы. Попытка попыткой, но смотреть на этот выкидыш получается с трудом. А уж считать его каким-никаким серьезным кинематографическим произведением, сопоставлять его с действительно талантливыми Озоном и Трюффо. Да кому вообще пришло в голову их сравнить?!

Возможно, все дело в том, что мне совершенно не понятен конфликт между героями. Будучи практически ровесником главного героя, живя с матерью-одиночкой, у нас замечательные отношения. Да, без недопониманий не обходится, но это нормальная часть жизни. Здесь же автор любуется откровенно одуревшим от всеобщей заботы мальчишкой, устраивающим истерики на каждом шагу, требующим от каждого встречного к себе «любвизаботыпонимания». Я не требую осуждения героя или выведения морали, это было бы еще хуже. Но мне хочется хоть немного сочувствовать ему, понять его, какой бы скотиной он ни был, а никак не получается.

Ладно, в жизни всякое бывает и порой конфликты берутся из воздуха. Окей. Но если уж ты взялся за такую планку, то будь добр раскрыть характеры, показать какую-никакую мотивацию, работать на тонких чувствах, улавливать мельчайшие эмоциональные реакции. Но автор предпочитает вопить, топором вырубать характеры, заниматься самолюбованием.

Кстати о самолюбовании или, извините, онанизме. Возможно, Ксавье неплохой актер, но только если с ним работает хороший режиссер. Здесь парень окончательно рушит и без того отвратительную драматургию. Вот никогда не поверю артисту, который все свои чувства выражает лишь воплями/истериками/«СТРАДАНИЯМИ». Переживания можно показывать как угодно, люди вообще нечасто выставляют их напоказ. Но когда главный герой начинает «СТРАДАТЬ», всеми силами пытаясь выпячить свои «СТРАДАНИЯ» путем сжимания челюстей, лба и взгляда «я как разревусь сейчас!». И смешно и тошно от такого.

К счастью, все это безобразие вытягивают на себе хорошие актрисы Энни Дорвал и Сюзанн Клеман. Возможно, Долан не самый плохой режиссер и умеет работать с актерами, хотя скорее это заслуга самих исполнительниц, сумевших оживить картонные сценарные схемы, превратив героинь в живых людей.

Молодой постановщик, дабы оживить скудную картину, решает воспользоваться «изобразительным» визуальным рядом. Люди внизу кадра, намеренно ломающиеся монтажные оси, клиповые вставки — все это использовано совершенно без толку, но так хотя бы веселее.

И все бы это сошло за неудачный первый опыт или же поиски творческого «я», если бы не крикливая интонация автора, его отвратительное самолюбование и абсолютная уверенность в своей безупречности и «гениальности». Смех да и только.

Разочаровал ты меня, парень.

13 июня 2014

Такой как все

У меня уже вошло в привычку настораживаться, когда говорят, что фильм не такой как все, что режиссер сломал все существующие стереотипы и останавливаться не собирается. Только тш-ш-ш, об этом фильме никто не должен знать, ведь это просто шедевр, настоящее авторское кино… Настолько авторское, что собирает миллионы зрителей и не меньше фанатов. Реклама и пиар — действительно сильная штука, особенно когда говорят, что ни рекламы, ни пиара нет. Это является прям-таки магнитом для всех, ведь так хочется сказать, что смотришь авторское кино, да еще и с субтитрами… В общем, «Я убил свою маму» как раз входит в число фильмов не для всех. Однако последнее стоит закавычить, потому что, как оказалось, «не всех» слишком много.

Тема «отцов и детей» затрагивалась не раз в литературе и кинематографе. Тема становления личности и противоречий подросткового возраста, наверное, и того больше. Этот фильм показать необычного подростка, который связан необычными отношениями со своей матерью, который живет в таком необычном собственном мире. В общем, от слова «необычный» меня уже тошнит, а вас? Здесь слишком много всего накручено, слишком сложно, слишком глубоко, что кажется нереальным. И это в плохом смысле. Фильм будто бы не реальная автобиографическая история, а желание видеть такой свою историю. Это словно выдумка, фантазия, облаченная в краски, сигаретный дым, алкоголь и философию. На деле же, все куда прозаичнее, как и отношения отцов и детей.

Пожалуй, это и есть самая неудачная часть фильма, если он был бы проще, он был бы и глубже, а так «Я убил свою мать» — картинка из хипстерского журнала. Можно было показать трагедию, трагедию этого одинокого мальчика, его взаимоотношений с матерью, которую напоминают Эдипов комплекс. Можно было показать это по-новому, не прибегая к эффектам Гаса ван Сента, не прибегая к слепому копированию Ривера Феникса и «Моего личного штата Айдахо». В общем, меня это только оттолкнуло от картины. Молодого режиссера не видно сквозь клубы сигаретного дыма и через стекла очков от Ray Ban. Не видно его переживаний, его биографии… Лишь безликие плакаты, фотографии, сделанные на Polaroid, и пр., и пр., что сегодня вошло в тренд.

В общем, создалось такое впечатление, что Ксавье Долан потерялся среди всего этого, да и некоторых зрителей он тоже ввел в заблуждение. Фильм ведь неплохой, действительно неплохой. Некоторые кадры сильные (например, меня впечатлила мать в образе Девы Марии, плачущая кровавыми слезами, аж мурашки по коже); музыка отлично подобрана: то экспрессивная, то трагичная; эмоциональное состояние и матери, и сына показано также достаточно хорошо. Однако, как уже говорилось выше, весь пафос, в сегодняшнем значении этого слова, перекрывает талант молодого режиссера. Буду надеяться, что рано или поздно он это поймет и создаст действительно качественную и самостоятельную картину, в которой будет поменьше сигаретного дыма и крупных черно-белых планов.

5 из 10

20 мая 2014

Знакомство с Доланом

Нужно быть достаточно смелым режиссером, чтобы выпустить такой дебютный проект, дело даже не в дебюте, а в том, что этот фильм был снят и выпущен. Это первый фильм Хавьера Долана, который мне довелось увидеть, и пока, у меня достаточно свежый взгляд, конечно, с каждым фильмом он будет меняться. Вообще, испитывал невероятные сомнения по поводу просмотра, потому что уже был наслышен насчет нетрадиционных отношений в фильме, но решил, что нужно трезво и объективно взглянуть. На середине фильма поймал себя на мысли, что хочу, чтобы этот фильм был не сильно автобиографичен, чтобы убедиться в том, что Долан не только сильный актер, но и сильный писатель. Если верить принципу, что режиссеры с каждым проектом растут и делают фильмы лучше, то от Долана стоит ждать невероятных проектов. Будем надеяться.

В фильме нетрадиционно по большей части все. Начиная от необычного строения сюжета, до операторской работы. Я вообще бы назвал фильм поэмой, причем очень трагичной. Сюжет и правда хорош, он абсолютно не дает скучать. Долан, на мой взгляд, сумел объеденить визуальное повествование и литературное. По началу может казаться, что структура фильма просто хаотична разбросана, но к счастью там есть логика и концепция, которая к концу фильма будет понятна.

Этот фильм скорее о том, что человек, не может выразить некоторых своих чувств, которые очень глубоко в нем сидят, даже самому близкому человеку. Героя Долана по ходу фильма сталкивается по сути со всем, что у него на пути: мать, отношения, в общем все — вся жизнь. От того и становится интересен фильм.

Постарайтесь перебороть свою ненависть к нетрадиционным отношениям и ко всему подобному. Да, у Долана это присутствует, я как понял, в каждом фильме, но он не делает большой акцент на этом, к счастью. Абстрагируйтесь, и попробуйте взглянуть на действительно стоящий фильм. Он ничуть не легкомысленен. И вообще Долан для меня феномен, в столь юном возрасте сделать такой проект, и еще получить что-то в Каннах — невероятно интересно.

11 мая 2014

«Если и стоит с чем-то бороться в этой жизни, то лишь с тем врагом, что внутри нас»

Самым невероятным аспектом об этом фильме является возраст режиссера. В то время как стремящиеся молодые режиссеры просто поражают киношколу в 19—20 лет или делают короткометражные фильмы, Ксавье Долан сделал полный художественный фильм с качеством опытного режиссера. Не только это, он не уступая никакой другой творческой силе кроме своей собственной, создал свой фильм с авторской чувствительностью и сделал все для развития главных ролей. Долан направил, написал, снял и сыграл главную роль очень профессионально. И даже с отсутствием опыта и огромной рабочей нагрузки его дебютный фильм — это лучший фильм, в истории киноиндустрии за последние 10 лет. Если когда-нибудь должен быть вдохновляющий пример для будущих режиссеров (4 художественных фильма в возрасте 25 лет) это должен быть Ксавьер Долан!

Сразу легко подводя итог фильма, я могу сказать что «Я убил свою маму» не напоминает мне ничего из дебюта всех режиссеров. Талант Долана кажется естественной чертой с его рождения, это как будто его изученное ремесло. Когда ты смотришь, как он играет, ты видишь, как невероятно искренним и правдоподобным он смотрится. Он прекрасен не только как актер, но и как режиссер, он производит ошеломляющую реакцию, и сцены с актерами, играющих с ним в одном фильме также производят впечатления, особенно включая его одноименную женщину, подходящую на роль матери Энни Дорвал. С технической точки зрения нет ничего, что могло бы испортить этот фильм.

Фильм содержал огромный посыл, и я не могу не сказать, что этот фильм затрагивал меня на личном уровне. Возможно, мне походит характер Долана, который говорит в фильме, что все ненавидят своих матерей, иногда в течение секунды или в течение года или если они просто больше не помнят, они все однажды, думали об этом. Это сильно вызывающий для меня фильм, и я не мог не видеть много схожести своего характера в характере Юбера и его желанием, невыполненным от его матери. Долан в таком молодом возрасте обладает бесконечной мудростью, чтобы сделать такой фильм и изобразить сырую честность во все же чутких разрушительных материнских отношениях. Для меня этот мальчик будет считаться силой в мире кино!

10 из 10

3 мая 2014

Мама, я люблю тебя. Мама, кто ты для меня? Мама, я тебя ненавижу.

Ксавье Долан, безусловно, очень талантливый парень, и его дебютная картина это доказывает. Но нельзя не признать её некую специфичность, ярко выраженную арт-хаусность, спорную притягательность, сквозящую более остального в эпизодах так называемого «созерцания», не продвигающих сюжет дальше субъективного отображения эмоционального состояния главного героя, или, скорее, самой ситуации. Выходя за рамки истории, Долан порой увлекается (как ближе к концу) и сводит развитие конфликта на красочное, чувственное «нет». Однако вместе с тем хочется вспомнить, что «Я убил свою маму» — именно ДЕБЮТ молодого режиссёра, и не каждый постарается с первого раза снять нечто подобное — такое неординарное…

Несмотря на собственное, немного неоднозначное впечатление, я с удовольствием отмечу плюсы картины (в кои-то веки современный фильм хочется без натяжки назвать картиной). Во-первых, индивидуальная красота. Красота во всём. Такая, наверное, хипстерская, женственная в мужском восприятии, осторожная красота. Мне было сложно оторваться от просмотра как в моменты «затишья», так и уже непосредственно во время ссор матери и сына. Нельзя не заметить личное участие во всём Ксавье Долана: это не просто выдуманная история, это как бы вырванная страница его биографии в более кинематографически выверенном оформлении. Во-вторых, хорошо показанный психологический аспект отношений между двумя людьми, не способными понять и принять друг друга, но так же жарко друг друга любящими. И тут мы сталкиваемся с некоей странностью этих отношений. Мать относится к Юберу вполне нормально; Юбер же — подросток, застигнутый врасплох своим переходным возрастом. Он то хочет отдалиться от родительницы, то не чает в ней души. Он изучает жизнь, пытается доказать свою самостоятельность, но все его ярые перепалки с матерью лично для меня объясняются больше не её слабоватой некомпетентностью в вопросах воспитания, а его юношеским эгоизмом, некстати проявляющимся всё чаще с каждым днём. Кто эти два человека друг для друга? Что их ждёт? Куда приведёт дорога, на которой ненависть и любовь сплетаются воедино? К очищению… или к новому кругу боли?..

Хорошо ещё и то, что Ксавье Долан не стал настойчиво и навязчиво вдаваться в размышления о важности присутствия матери в жизни молодого человека. То есть, он почти исключил из своей работы тот штамп, который гласит, что лишь потеряв близкого, мы понимаем, как же хорошо с ним было. Нет, здесь не место подобной напыщенной трагичности, однако здесь присутствует местами ироническая, а местами серьёзная семейная драма. Многогранная драма. Драма, посмотрев которую, можно ещё не раз обдумывать произошедшее и делать выводы. Конечно, режиссёр мог бы и сам постараться рассказать историю в более целостном свете, не сводя всё к открытому, оборванному, скомканному финалу, но такой вот он, арт-хаусный кинематограф: принимай его как хочешь, но в душу он непременно западёт.

6 из 10

23 апреля 2014

Главное не убить в себе себя

Сложная драма об отношениях матери и сына. В моей семье есть тоже мама и сын. Только они в другом городе. И драму их взаимоотношений мне приходится видеть не часто, редко, так как бываю у них не более двух раз в год. Почему я говорю о драме? Потому что, я, будучи девочкой, не смотря на сложный характер и своего рода бунтарство в подростковом возрасте, имела то самое уважение и сострадание к маме, основанное может быть по большей части на женской солидарности. Война полов, война возрастов, непонимание, ненависть, любовь… Я думаю — это разочарование.

Молодой юноша Юпер взрослея, приобретая опыт, изучая изобразительное искусства, читая философов — открывает для себя то, что он особенный. И он смотрит на свою мать, удрученную работой и одиночеством и понимает, что она простая, а особенная она лишь перед своими подругами. И он критикует ее за это. Его это бесит. Он закрывает глаза и бьет посуду в своем воображении, он раскидывает ее вещи, он хоронит ее. Взбалмошный мальчишка считает себя умнее матери.

Женщина, которая не нашла счастья в браке, и осталась одна с ребенком или находит замену сбежавшему мужу, или живет замкнувшись в своём одиночестве. Она как умеет, воспитывает свое чадо, особенно сына, для женщин, которые не находят следующего мужа, сын становится площадкой для эксперимента. И если что-то в воспитании пойдет не так, всегда можно будет все свалить на отсутствие мужика в доме.

В результате свое нетерпение и бунтарство главный герой выплескивает на белые стены, которые расцветают от обилия и буйства красок. Фотографии (читать как Инстаграм), замедленные и убыстрённые кадры, темп и ритм делают фильм очень современным, не смотря на его пятилетнюю давность. А поистине кинематографичные планы — делают фильм учебным пособием.

И Юпер, как и Ксавье любит маму, а убивает он только себя, точнее то что живет в нем от матери. Во время это понимает, и встречается с ней в месте, которое их роднит.

Я захотела, познакомится, с творчеством Ксавье Долана, в преддверии выхода его новой картины «Том на ферме».

И я наконец увидела, кто такие хипстеры в кино!

8 из 10

19 апреля 2014

Мелодрама Я убил свою маму в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Ксавье Долан. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ксавье Долан, Сюзанн Клеман, Нильс Шнайдер, Моника Спациани, Бенуа Гуэн, Джоанна-Мари Тремблэ, Франсис Дюшарм, Паскаль Одри, Марифлор Веронно, Мануэль Тадрос, Бьянка Джервис, Эмиль Майо, Стив Джеймс, Франсуа Арно, Патриция Туласне.

Расходы на кино составляют примерно 800000. Страна производства - Канада. Я убил свою маму — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.