Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сумасшедшая помощь |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Борис Хлебников |
сценаристы: | Александр Родионов, Борис Хлебников |
продюсеры: | Михаил Колодяжный, Роман Борисевич, Рубен Дишдишян |
видеооператор: | Шандор Беркеши |
художники: | Ольга Хлебникова, Светлана Михайлова |
монтаж: | Иван Лебедев |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $10 063 |
Мировые сборы: | $10 063 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 февраля 2009 г. |
на DVD: | 19 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
История, рассказанная о 3х героях — Женя, Участковый и Старик.
Первый — Женя, настоящий стереотипный лентяй, который не просто плывет по течению жизни, а он в прямом смысле лег и поток несет его в какую-то неведомую сторону. Ради его лучшей жизни, родная сестра, жертвует любимой свинкой, чтобы другая свинка… то есть Женя, отправился в Москву. Будучи пассивом в своей жизни, он постоянно притягивает неудачи: теряет телефон, вещи, ботинки. Он есть воплощение безответственности и как-будто излучая эту ауру, притягивает к себе нового, после сестры, покровителя — Старика со странностями.
Старик опять позволяет Жене впасть в свою привычную среду — жить на шее, как домашнее животное с отсутствием ответственности. При своем восприятии мира Женя с легкостью вовлекается в беззаботный мир пенсионера, где каждый день надо творить необычные дела, правда большинство из которых, должны были бы привести, как минимум, к административке. Когда же появляется дочь Старика, утверждающая, что тому необходимы лекарства для лечения, Женя, видя как прием таблеток влияет на поведение его хозяина, отказывается участвовать в лечении, желая оставить все как было, продолжая ни за что не нести ответственности.
Третий герой — Участковый, который видит свою работу как самоутверждение над окружающими. В свободное от «работы» время, сливает на слабых свой негатив и гнев на начальство, желающего его отставки.
Так и получается, что все герои, кроме Старика — НЕ живут наполненной жизнью. Что Женя, при любой возможности ищущий возможность поспать, а так же гипнотизируясь от одного только вида еды, что Участковый, живя лишь тенью, которую не замечают ни жена, ни сотрудники (даже жалующиеся при его появлении на тленный запах).
Что же Старик? Да, он в какой-то мере опасен в своих выходках. Но здесь, по-моему мнению, демонстрируется аллегория «дерзости». Ведь непросто быть живым сейчас, нужно интересоваться людьми и делать для этого шаги навстречу им. А он реально ими интересуется! И они ему важны! В наше время быть живым и включаться в окружающих, участвуя в их жизни — почти сумасшествие.
История заканчивается тем, что мир злых и ленивых все же побеждает Человека. Изменилась ли жизнь у других героев? Нет. Но все же после продемонстрированного контраста в фильме, остается именно чувство желания жить ярко и не бояться чудачить. Отличный фильм.
7 апреля 2018
Наверное, можно было бы охарактеризовать «Сумасшедшую помощь» как комедию, если бы не слишком безвылазно выглядела инкубаторская часть России и если бы не было в ней таких героев, как господин — невесть кто — участковый. Детализация деменции и общее слабоумие персонажей, безусловно, в своей природе также трагичны, однако их трагичность — естественная и вызвана исключительно природным характером, что не скажешь о сумасшествии тех, кто в общем-то может всё ещё обладать ясным умом, но в силу разных жизненных принципов, именно принципов и никак иначе, предпочитает это не делать.
Трагикомедия Бориса Хлебникова немного потерялась в истории российского киноискусства, и, при этом, весьма незаслуженно. Привычно отвергая социальные подтексты своего произведения, режиссёру удаётся создать слепленную из российской бытовухи и панельного деспотизма, картину, отражающую нелепейший и открытый мир человека в своей самой чистой сущности — либо непосредственное созерцание природы, либо бесконечное её познавание. Причём оба этих явления, и созерцание, и познавание, в полной мере зависимы только от одного фактора — отторжения от действительности-поручателя.
Даже если задуматься, то убежать по-хлебниковски от этой окружающей обстановки можно только поддавшись на уговоры стать комедийным персонажем и пойти на отрицание. Его герои так же невинны, как герои Каурисмяки. Бесконечное молчание приехавшего белоруса напоминает точно таких же героев Матти Пеллонпяя, как-то бродивших сотнями километров на север. Им не нужно ничего, кроме наивного странствия, для них мир внутри, эта компенсация человеческой морали и ненависти через гармонию, куда важнее, чем мир снаружи, где мораль и ненависть находятся в бесконечной конфронтации, которую никто не хочет замечать, которая находится кажется где-то на задворках города, хотя распространена повсеместно.
Режиссёр ищет свою гармонию, то молчание, которое позволит ему говорить куда больше, чем просто выражая своё несогласие.
28 февраля 2018
«Сумасшедшую помощь» как только ни называли. Пародия на «Дон Кихота». Новое прочтение старых сказок про Гену и Чебурашку, про Пуха и Пятачка, про Малыша и Карлсона. Трагикомедия о сумасшествии и доброте. Драма с вкраплениями иронии, где на примере частной истории нащупывается слом двух времён — давно завершённой эпохи СССР и века социальной разобщённости в нынешней России. А кому-то фильм и вовсе показался бессмысленным, беспощадным клинком, направленным в грудь ничего не понимающего зрителя, привыкшего к внятным сюжетам с логичными, близкими, умными персонажами, действительно достойными сопереживания.
Возможно, всё вышеперечисленное — правда. Потому что правда у каждого своя.
Для меня «Сумасшедшая помощь» — тот фильм, который не совсем доступен для разума, однако почему-то очень приятен сердцу. Борис Хлебников снимает свои картины с особой эстетикой каждого кадра. С особым подходом, нарушающим некоторые законы драматургии, но оттого более притягательным и живым. Сама история предстаёт отстранённой снаружи, но горячей внутри.
Невозможно до конца разобраться в том, что здесь положительно, а что отрицательно. Положительна ли доброта, не знающая рассудка, не ведающая такта и этикета по отношению к ближнему? Отрицательно ли зло, если оно возникает от надменности окружающих, от незамеченной человеческой обиды, от неспособности противостоять обстоятельствам? Две сюжетные линии, главная и побочная, могут в один роковой момент столкнуться, но, пока они существуют и развиваются по отдельности, режиссёр отчётливо намекает на повседневную актуальность простой и мудрой истины: все наши поступки имеют свои последствия. Как противодействие, так и бездействие. Как участие, так и безразличие. Как желание помочь, так и желание уйти от помощи.
Разбираться в режиссёрском замысле, в идеологии, в метафорах можно ещё очень долго. Однако этот фильм имеет за собой крайне полезное преимущество. Как бы ты к нему ни относился, проникся ты им или остался равнодушным, так и не разобравшись в логике поступков во имя так называемого «добра» — история о дружбе странного пожилого москвича и потерянного провинциала по-настоящему многогранна и не может трактоваться только под определённым углом зрения, что позволяет искать нечто новое в увиденном ранее, приписывать фильму совершенно разные жанровые определения — от сухого реализма до аллегорического гротеска, и, в конце концов, не забывать эту притчу, стилизованную под частный случай, сразу же при наступлении финальных титров, а проживать её для себя снова и снова, пытаясь разобрать и прочувствовать уже совсем не так, как в первый раз.
Отдельная благодарность Борису Хлебникову за то, что «Сумасшедшая помощь», помимо очевидной смысловой глубины, крайне приятна на ощупь. Каждый участник съёмочной группы честно делает то, что от него требуется. Операторские планы, актёрская игра, сценарные решения — всё работает как один механизм, в итоге преподнося весьма годный результат.
Результат, после которого перестаёшь скептически относиться к отечественному кинематографу. Ведь иногда у нас действительно получаются прекрасные картины. Спорные, неоднозначные, в чём-то шероховатые, но прекрасные.
И это вселяет надежду.
7 из 10
24 октября 2017
Как это часто со мной бывает, этот фильм я поняла не полностью. Пересматривать не стала — не та это картина, чтоб ее проходить заново. Но задуматься она меня заставила, этого у нее не отнять.
Итак, что же я поняла сразу? Что главный герой, деревенский увалень с сонным лицом, частично похожим на коровье вымя, настолько достал «свою» сестру бездельем, паразитизмом и обжорством, что она пожертвовала кабанчиком, продав его соседу и купив билет на поезд горе-братцу, как она, видимо, втайне надеялась — навсегда, в один конец.
После стандартных московских скитаний герой попадает в оруженосцы к городскому сумасшедшему, у которого есть перезрелая дочь шибко мещанского пошиба.
И вот тут для меня началась моя личная область тьмы. Сначала насторожили кости, которые, перед тем как сварить, старик художественно разложил на столе, чтобы было «красиво». На память сразу пришел «Декоратор» Акунина (Джек-потрошитель). Вскоре последовала также непОнятая мной (может, потому, что пришлось от телевизора отвлечься, хоть и совсем ненадолго) насильственная стрижка соседки-блондинки, что я тоже записала в пользу версии с маньяком-убийцей (тут еще и аллюзии с «Парфюмером» возникли).
И только потом, когда старик стал сноровисто готовить фосфоресцирующую мазь и обрабатывать куртки, поясняя, что на стенах утиного домика ночью надо будет прочитать письмена от инопланетян, мне стало не страшно, странно узнаваемо и вместе с тем немного неловко. Почему? Да потому, что тут герои уже вторглись в мою личную епархию последовательницы системы практического волшебства «симорон». Да, мне, как симоронщице со стажем, тоже вполне может прийти в голову идея тайной вылазки к утиному домику, дабы узреть на его стенах волшебные письмена. Единственное отличие — в том, что эту надпись я загодя сделаю сама. Что отнюдь не помешает мне, если страстно захочется исполнения какого-либо заветного желания, провести симоронский ритуал и прочитать это «послание» в час ночи, при этом будучи одетой в светящуюся хламиду.
В свете моего безнадежного симоронства для меня и самопроизвольно подскакивающая крышка от мусорного контейнера была «в кассу» (для симоронавтов это тоже — «знак»), и некоторые последующие выкрутасы безумного старикана.
Вообще образцово сумасшедший старик-инженер мне понравился. Вот только покоробило, как он сожрал курицу на глазах у своего голодного пухлого сожителя, не поделившись хотя бы крылышком.
Проблески постижения мессиджа от создателей фильма появились у меня во время разговора дочери инженера с героем (та сцена, где она просит его незаметно скармливать ее отцу лекарства, чтобы он стал спокойным, безразличным и «не шастал»). Совершенно бездушный, аморфный и туповатый на первый взгляд бомж-приживала отказал хозяйской дочери в такой пустяковой, казалось бы, просьбе. Почему он это сделал? Да потому, что понял если не умом, то пробуждающейся душой, что лекарства убили бы в его друге то, что и делало его самим собой, ту безУминку, которая была его движущим мотором и позволяла ему не терять из виду свою путеводную звезду. А что это за звезда? Я думаю, это — детсткость. И игра в волшебную картину мира.
Дальше мне пришлось сморгнуть непонятые для меня рисунки старика на уличном стенде, над которыми животики надорвали менты, и показавшуюся уж совсем сбоку припеку сцену изгнания участкового из органов. Почему после этого его вновь отправили на дежурство по участку, проверив наличие всех оперативных примочек типа оружия и аптечки, естественно, также осталось за гранью моего понимания. Равно как и то, отчего инженер считал этого участкового врагом.
Забитого старика мне было почему-то не жалко. Вот не знаю почему. Может, потому, что это был предопределенный и своевременный ход, пока старикан не натворил что-нибудь совсем уж безумное и к тому же не столь безобидное. Все-таки мозги-то набекрень.
Потом были странные метания бомжеватого героя меж двух городов и не менее странный (на мой упорно «не догоняющий» взгляд) звонки в пустую квартиру.
А затем — неожиданная встреча на ночном дворе с дочерью старика и выстрелившая крышка мусорного контейнера, как привет с того света от их общего знакомого.
Мое отношение к героине Михалковой к концу фильма претерпело изменение: от скучливой неприязни до приятного удивления. Во-первых, ее уличное одеяние — детская голубая курточка и шапочка с помпоном — выказали симпатичный инфантилизм натуры. Сразу вспомнились все книжки, сохранившиеся в квартире, которыми, по всей видимости, она зачитывалась в детстве.
К тому же оказалось, что вся та снедь (и жареная курица), которую она приносила отцу, была вовсе не приготовлена ее руками, как полагал старик, а попросту куплена в ближайшей кулинарии: «Папа любит». Почему-то эта маленькая мистификация дарит мне глоток свежего воздуха. И не только потому, что сама я не умею так мастерски готовить курицу, и мне приятно, что я такая не одна. А еще и потому, что не такой уж мещанистой оказалась эта дочка. К тому же, возможно, ей генетически передалось это умение ее отца увлеченно и самозабвенно «играть» в свою картину мира.
Подумалось, что, наверное, она так же одинока, как был одинок ее отец. И после ухода старика в ее жизни образовалась огромная пустота. Которую, как нам намекнули в конце, имеет шанс заполнить тот, с кем ей кажется вполне нормальным гулять по темному зимнему двору с салютующим мусорным контейнером или дремать всю ночь рядом на тахте, словно играя в детскую игру «Кто кого пересидит».
Немного о главном герое. На мой взгляд, жизнь бок о бок с человеком действия, каковым был инженер (уж это точно был тот, для кого жизнь — не состояние, а предприятие), повлияла на деревенского бездушного «пня с ушами» самым благотворным образом. Пробудив в нем человека, до этого безнадежно спавшего сном, который, еще совсем чуть-чуть, и стал бы окончательным, мертвым. Вот эти проблески ума и души во взгляде главного героя ближе к концу картины и есть то, что вызывает мое скромное зрительское умиротворение.
Еще я подумала о том, насколько гениальна и жизненна формула союза, открытая Сервантесом: Дон Кихот и Санчо Пансо. Она работает в жизни и у меня, и у сотен тысяч других людей.
… А на полициантов мы, симоронавты, не кидаемся с трубочками от клизмы наперевес. Мы за их спинами (стараясь оставаться незамеченными) прыгаем с закрытыми глазами, сжимая в руках тюбик с клеем «Момент» и приговаривая волшебную считалочку:
За спиною у мента
С этого момента
Мне везет тотально,
Супермоментально!
СтОит провести такой ритуал — и сразу же начинают смещаться пласты реальности, все дела сдвигаются с мертвой точки, проблемы решаются, желания исполняются, цели достигаются…))).
24 марта 2015
Как сказал один хороший писатель: «Мир не спасти, ни хрена не спасти. но спасать его все-таки нужно.»
В этом фильме мне понравилось совершенно все: простая и одновременно сложная история, длинные немногословные сцены и остроумные диалоги, и мудрые наблюдения из жизни, и много юмора, актеры не играют, а живут. Просто такая вот неожиданная Помощь от искусства кино.
Лишний раз я убедилась в том, что без хорошего сценария никуда, а маленький бюджет — преумножается в руках талантливых людей, а большой утекает сквозь пальцы, если их нет.
Но хочется похвалить даже не технические инструменты и не умение режиссера поставить актерскую задачу, это будто само собой, а то невесомое чувство, такое тонкое настроение, когда ты вдруг увидел жизнь под увеличительным стеклом, и она гораздо полнее и осмысленней, чем кажется со стороны. Вот так загадка… Главный герой так естественно по-детски принимает постепенно навязанную ему игру (хотя вроде бы не должен был) и как будто говорит нам — еще надо разобраться, кто тут сумасшедший, вы считаете себя эдакими нормальными, но это вы зря! Вот так теория относительности.
И на фоне пронзительного юмора, есть какая-то обреченность: «Ну, вот — все одно к одному, даже одежда не светится». Он как будто знает истину, он — и жертва и герой, блаженный верующий и честный.
Уж не знаю почему, но в таких фильмах есть что-то классическое. Как и античные трагедии, они радуют, отрезвляют, и дарят надежду. Грустно, а человек выходит наполненным.
Парадокс, загадка.
10 из 10
6 января 2013
Наконец-то! Дождался! Думал уж не суждено — случилось. Поздравляю вас, родные и друзья, с выходом на DVD нового фильма Б. Хлебникова. С прокатом, судя по всему, у кинокартины будут проблемы, но частный кинолюбитель имеет теперь возможность почти на два часа погрузиться в мир настоящего кино. Причем, как ни странно, отечественного. Причем, еще более странно, описывающего не мир изнывающего от веселья голографического гламурла, с дорогими тачанками и квартирами-студиями на центральной столичной улице, а самый-разсамый реал с гастарбайтерами, бомжами, панельными многоэтажками-неубаутенами, безумными призраками зловещих ментов и чистой совестью свихнувшихся от перемен пенсионеров ИТР. «Опять чернуха», — скажете вы. «Опять», — соглашусь я. Да куда же я без нея? Хотя, конечно, нет тут никакой чернухи. Лукавлю. А также белухи, желтухи и любой другой ухи. Здесь есть жизнь. А её в какой цвет не ряди, если её нет — то уже нечем помочь.
Хлебниковский герой едет в Москву разжиться, а встречает смерть. Ему эта встреча идёт на пользу. Но только потому, что несказанно повезло. Повезло ненароком стать Санчо Пансой настоящего Дона Кихота. Понаберёшься тут! Вот и понабрался. В результате — действительно разжился. Только по-настоящему, т. е. почувствовал, что жить и жрать не одно и то же. А ещё в его сердце появилась Она — женщина в голубой вязанной шапке с брошью на лбу. Это уже путь в вечность.
Такой вот фильм, про который не хочется писать, а хочется ещё и ещё раз смотреть. Сам, кстати, Хлебников, из Москвы по-прежнему бежит и, судя по титрам, всю Москву снимал в Ярославле. Хотя дело, разумеется не в Москве, а сами знаете в чём.
Так что всем советую вместо очередных лунгинских симулякров смотреть «Сумасшедшую помощь» становящегося великим (в малом) Бориса Хлебникова
12 ноября 2012
Сумасшедший инженер-пенсионер стал легендой одного из московских дворов. Не буйно помешанный, безобидный старичок в нелепой шапочке убирает скамейку подальше от окна бабушки, обстригает волосы женщине, якобы отравленной мужем и хочет выпустить всех людей, спрятанных за оконными решетками и «запертых» в подвалы, чтобы они могли «добрые дела делать». И в этой истории есть три человека: случайный знакомый пытается ему помочь, дочка вылечить, а участковый помешать.
«Все-таки, он зачем-то нужен»
Сестра отправляет ленивого простачка Евгения на заработки в Москву из Белоруссии. В один из первых дней его грабят дворовые гопники, отбирая даже дешевый телефон — единственное средство связи с парнями из рабочей группы. После непродолжительного бомжевания его подбирает главный герой — инженер. И без единого вопроса Евгений селится в его квартире и становится своеобразным оруженосцем-борцом за свободу и справедливость. Или ему просто деваться некуда. И вот они вместе облагораживают памятники гениталиями, пытаются добыть послание в утином домике, не только стригут, но и веселят игрушками жену участкового. Инженер и Евгений даже не знают имен друг друга. Старик обращается к нему просто — малыш. И действительно взрослый мужик — это бессловесное, покорное, вечно голодное дитя. Возникает всего один вопрос: почему Евгений стал участником этой «Сумасшедшей скорой помощи»? Наверное, Малыш — это его настоящее имя. Он не похож на человека, способного обокрасть беззащитного сумасшедшего старика. Но, в то же время, осознавая неадекватность инженера, отказывается поспособствовать его лечению. За несколько дней жизни с дворовым миротворцем он проникся теорией сумасшедших малых дел? При всем отношении к Евгению как к глупому, безвольному человеку, надо признать, что он понимал всю сложность своего положения. По нелепой случайности он из свидетеля происшествия — жестокого избиения старика — превратился бы в главного подозреваемого. Поэтому он поспешно вернулся в родные края, не сообщив даже дочери инженера о случившемся. Нерешительность не покидала его даже при звонках с «Белпошты». Так получилось, что трагедия, которая должна вот-вот придти в жизнь дочери инженера, для Евгения — сумасшедшее приключение.
«Мы самые лучшие папа и дочка на свете»
Дочка — самый «прозаический», самый адекватный персонаж всей истории. Она любит своего отца. При любой возможности посещает его, приносит ему курицу и салатики. Героиня Анны Михалковой одержима идеей вылечить отца таблетками, избежать отправки в психиатрическую лечебницу. Папа не является для нее обузой, хоть в какой-то момент, устав от его упрямства, дочь восклицает «У меня больше нет сил!»
Она не одобряет появление Евгения в квартире отца, особенно ее задевает то, что пришелец живет в ее детской комнате, спит на ее диване. Отчаявшись избавится от незнакомца, она предлагает ему стать «скорой помощью» для отца — следить за тем, чтобы главный герой обязательно три раза в день после еды принимал лекарство. Конечно же, не от пневмонии.
Как ни странно, но именно «больному» удалось перехитрить всех адекватных людей. Инженер понял, что лечить его собираются не от пневмонии. Он настоятельно требовал инструкцию к лекарству, которую не получил. В свою очередь он считает любимую дочку «сумасшедшей помощью», называет ее дурой. И, конечно, не одобряет поведения Малыша, подсовывающего ему с наивными глазами таблетки.
Но что может еще лучше характеризовать главного героя, как не трепетное хранение детских игрушек дочери, соковыжималки с нарисованным для нее жучком, тетрадки с рецептами? А почему дочка, взрослая женщина, носит шапку с помпоном, как у папы? И почему отец во время ссоры восклицает «Самое смешное, что если я начну их есть [таблетки — прим. авт.], ты не будешь ко мне приходить каждый день. Ты скоро вообще не будешь ко мне ходить». А ведь вполне возможно, что отец — единственный близкий человек для героини. И ежедневные посещения с едой (по часам, как будто в больницу) — это для нее, скорее, спасение от вечеров в одиночестве.
«Я знаю только один-единственный способ, как, не убивая, помешать ему»
Наверное, картину «Сумасшедшая помощь» можно было бы назвать комедией, если бы не герой-участковый. Безусловно, и в комедиях не обойдешься без отрицательного персонажа. Но там они не избивают до смерти главного героя. «Это человек, который все портит!» — так характеризует Годеева инженер. По идее, участковый — человек, которому больше всего требуется помощь во всей это истории. С ним не разговаривает жена, и дело явно движется к разводу. Под вопросом и его профпригодность. Работу свою он явно не любит, да и жители его, мягко сказать, не жалуют. По комедийным традициям герои проучили бы его, и он бы превратился в Дядю Степу. Но когда Годееву дается второй шанс — его признают профпригодным — он в первый же час совершает преступление.
На мой взгляд, это самый лживый герой картины. Конечно, поначалу в лицемерии можно заподозрить Евгения, но лейтенант Годеев, рассуждающий о дружбе, справедливости, угрожает пистолетом беззащитной старушке. Участковый, являясь представителем власти, оказывается самым слабым. Если для инженера он — источник всего зла на Земле, то для коллег он неудачник и объект для насмешек. Особое ликование среди работников отделения вызывает записка «Он не участковый. Чмо попрут» неизвестного автора, которая решает судьбу главного героя. Режиссер очень явно насмехается над сотрудниками органов правопорядка, изображая их людьми из желтого дома. В картине метафора изображена буквально, а смысл ее в том, что сумасшествие присуще не тем, кто пытается достать послание из утиного домика, а делает виновным в своих неудачах постороннего.
«Не спорь. Пусть он будет»
Парадокс в том, что каждому из трех вышеперечисленных героев старичок-инженер нужен именно таким, с причудой. Малышу — для того, чтобы спасти от возможных неприятностей, а позже — чтобы разрушить аморфность, увлечь каким-нибудь делом. Одинокой героине нужен отец, для которого она всегда будет самым важным человеком, смыслом жизни. Ведь не зря герой, показывая свое добро, говорит «Я богат ради дочки». И даже жестокий участковый должен быть благодарен инженеру. Ведь старичок с безумными, «жгущими» для неприятелей глазами и доброй улыбкой всем вокруг — это «поставщик» работы для Годеева. Главный герой — виновник всех ЧП в районе: перетащенной скамейки, выпущенного в подвал дома газ, разбитого окна совершенно незнакомым людям. Как ни крути, каждому требуется сумасшедшая помощь.
7 из 10
10 октября 2012
Помощь конечно нужна всем, и оказывает эту помощь тот, кто больше всех в ней нуждается. Драматический сюжет с иронией и особым юмором, которые преподносятся так легко и безобидно, так по детски все рассказывается и показывается. Но за этим сокрыт такой глубокий смысл и реальность жизни, что иногда и грустно и смешно одновременно.
Конечно персонажи очень интересные, таких я не видел никогда. А сыграно как! Никого другого то на жту роль и не подставишь.
Главное в фильме — это, конечно же, отношения между людьми и отношение к жизни. Кто то живет, а кто то пытается её изменить всеми подручными способами. И у всех к этому отношение и понимание происходящего.
Своеобразное кино, рад, что снято в России, так как такого толка фильм понятен только русскому пониманию.
10 из 10
28 ноября 2011
Наше современное кино, на мой взгляд, делится на две большие категории: кино фестивальное и то, чем в ближайшее время нас пытаются «накормить», издавая ремейки советской классики или же глупые и бессмысленные псевдо комедии). От этого факта, конечно, грустно, но, всё-таки, надежда есть, и хочется верить, что мы доживём до того времени, когда наши кинематографисты будут радовать нас фильмами, которые будут вызывать в нас только самые лучшие чувства, а главное, гордость за то, что это наше кино!
Может столь лирическое отступление и звучит слишком напыщенно и громко, но, на мой взгляд, таким образом на сегодняшний день выглядит данная ситуация. Но перейдём, собственно говоря, к картине.
«Сумасшедшая помощь». Уже только, исходя из названия, сразу возникают мысли о том, что звучит это словосочетание весьма странно и необычно. А главное, что под этой помощью подразумевается и как всё это выглядит на деле?
Что ж, ответы на эти вопросы находятся довольно быстро. Два главных героя, один из которых обворованный гастарбайтер из Минска (Евгений Сытый), вынужденный скитаться по улицам города босиком, ночуя на лавочке во дворе. Другой же бывший труженик завода, а ныне пенсионер, живущий один в квартире, выступающий с разгромной критикой всех лекарственных препаратов, которые его постоянно просит принимать его единственная и любящая дочь. Но судьба сводит этих людей и герой Сергея Дрейдена решает, что именно им двоим удастся изменить окружающий их мир и как ему кажется, помочь тем, кто больше всего в этом нуждается. В итоге, каждый раз, выходя на улицу, он замечал того, кому, по его мнению, необходима была помощь и действовал, как считал нужным.
Сразу начну с того, что «Сумасшедшая помощь» — кино явно не для массового зрителя. НО что в нём действительно, есть, так это его оригинальность. Подобного мне, например, ещё не довелось видеть. И вроде бы простая история, но сама подача художественного материала увлекает и заставляет обратиться не к тому, что как говорится, лежит на поверхности, а то, что от нас спрятали. И в этом, безусловно, заслуга тех, кто для нас всю эту историю «оживлял» на экране. Кино игровое и от этого никуда не денешься. Но зато как актёрскому дуэту С. Дрейдена и Е. Сытого удалось создать такие богатые образы — это просто сказка! Ведь их образы получились настолько многослойными, что сей факт не может не удивлять: образ Чебурашки, литературного персонажа одноимённого романа Гончарова «Обломов», как можно было всё это совместить, просто диву даёшься?!
Нам показали людей, которым важнее всего было почувствовать себя в этом мире попросту нужным, нужным…обществу. Да, быть может, в действиях одного из главных героев и можно заметить признаки неадекватного поведения, но главное, что мотивация этих действий не была окрашена в тёмные цвета.
Этот фильм получил приз за гуманность и, наверно, само это говорит уже куда больше, чем всё сказанное выше, так что и добавлять в данном случае ничего не хотелось бы…
14 апреля 2011
Нужно сразу сказать, что фильм действительно неординарный. Он выходит за рамки обычных и даже необычных фильмов, которые мы смотрим. Именно поэтому и отношение к нему неоднозначное. В основном, фильм остается и останется не понятым. Увидев немало отзывов о непонятности и неприятии фильма, не мог не поделиться своим мнением.
Режиссер активно использует аллегорию. Увиденное зрителем — не простое повествование, не история отдельно взятого гастарбайтера, сумасшедшего старика и унылого участкового. Это история современной действительности.
Фильм смотрел по телевизору, поздно ночью. Начал смотреть, хотя очень хотелось поспать, но заинтриговало, а что будет дальше. Очень неторопливый, размеренный, темп, скучные и серые пейзажи и люди невольно заставляли собирать волю в кулак, чтобы досмотреть фильм.
Немногословный, невозмутимый, терпеливый, безропотный, исполнительный житель белорусской деревни, приехавший на заработки в Москву, и которого в первый же день ограбили, явился обобщением простого народа, молчаливого и готового по привычке снести любые лишения, унижение и несправедливость, не рассчитывая на помощь, не обращаясь за ней и не пытаясь что-то изменить. Пример тому — уже поселившись у инженера, белорус несколько дней ходит на улицу обутым в пакеты (в холодное время года), даже не спрашивая обуви у старика.
Ботинки с гастарбайтера сняли, когда он спал на скамейке во дворе того же (!) дома, где его ограбили. Здесь определенно имелось в виду то, что в повседневной жизни люди даже не замечают, как их постоянно обкрадывают. «Солдат спит — служба идет».
Интересен случай в подземном переходом. Сойдя с электрички (живущей своей жизнью), белорус проходит через холодный подземный переход, в котором ведутся ремонтные работы. Ремонтируемый участок огорожен шторкой, и через отверстие белорус видит светлое помещение, в котором рабочие сытно и в тепле обедают. Это видится герою идеалистическим миром, раем на земле. Именно туда он возвращается спать после ограбления, и именно там его находит старик, который как бы наперед знает, где искать угнетенных.
Простой народ — это и забитые, незащищенные старики, которых никто не слышит и не видит, с которыми никто не считается. Молчаливые соседи старушки в лице молодой пары. Безразличные прохожие, не обращающие внимание на избиение инженера. Непонимающее среднее поколение (в образе дочери старика), которая постоянно пытается убедить своего отца не заниматься не нужной никому помощью и воспринимает это как простое чудачество. При этом можно найти и другой смысл. Дочь как олицетворение власти как бы замасливает реалии с ее недостатками, не давая отцу бороться и отвлекая его от борьбы. Пичкает его ненужными тортами и деликатесами — что ясно напоминает подачки нашим старикам из некинематографической реальности. Рацион же старика в обычные дни — простая дешевая еда.
Безумный инженер — это небольшая часть общества, бедного, но справедливого, которая пытается, но практически не может самостоятельно бороться с бульдозером реальности, улучшать, насколько возможно, нашу жизнь и среду обитания, помогать окружающим. То незначительное, что ему удается сделать, сметается, и каждый раз все нужно начинать заново. Сизифов труд!
Поступки старика действительно чудаческие. Некоторые я пока не успел осмыслить. Старик убежден, что все делает правильно, и даже тем, кто не смог оценить его помощь, он считает, что оказал большую помощь, которая будет оценена по заслугам, но намного позже. Здесь, видимо, имелось в виду, что люди настолько привыкли к своему быту, порядку, и любое вмешательство в эти тесные рамки не воспринимается ими как попытка улучшить их жизнь. Люди уже не способны осознать, что можно жить как-то иначе и как-то выбираться из трясины бедности и серости.
В то же время режиссер пытается обратить внимание и на избыточный идеализм старика. Инженер, подобрав белоруса, за своими мыслями об улучшении мира даже не замечает, как тот уже несколько дней ходит без обуви с пакетами на ногах. При этом белорус жалеет свои поношенные носки, а старик невзначай говорит: «Все мои носки будут твоими, главное стань мне другом». К слову, одиночество — еще одна тема, поднимаемая режиссером. Возможно, у старика были более высокие цели, и он просто не заметил совсем небольшого лишения гостя. Старик сам ведет аскетический образ жизни. Непритязателен ни в еде, ни в одежде, ни в быту. Удобствам и сытости предпочитает борьбу.
Преступники и нарушители общественного порядка чувствуют абсолютную безнаказанность и ничего не боятся. В фильме это показано в образе грабителей белорусского жителя, которые после преступления во дворе собственного дома буднично и неторопливо расходятся по своим подъездам.
Отдельного внимания заслуживает участковый милиционер, который не любит свою работу, людей и не пытается наводить порядок. Жильцы района с этим давно смирились, и не рассчитывают на милицию. «Обличение» старым инженером на территории ОВД своего участкового вызывает только улыбку у сотрудников милиции. По отзывам на фильм, наибольшие симпатии вызвал именно милиционер, как самый живой образ. Преступник, действительно, выделяется среди других героев. Но проявляется он только как агрессор. Активный преступник зацепил внимание зрителей — не добропорядочные тихие жильцы (порой эта молчаливость преступна) или те, кто пытается сделать мир лучше.
В образе милиционера предстала власть, которую люди боятся, и которая способна их уничтожить. Именно поэтому все покорны и невидимы. Страх загнал всех в угол, в тесные убогие квартирки.
Сценка в конце фильма, когда старик, отчаявшийся что-то улучшить, единственным способом видит уничтожение источника зла. Но он бессилен. Резиновая трубка, которую старик достал вместо ножа, чтобы убить участкового — это не просто чудаческая ошибка старого инженера, а олицетворение того, что любые средства и орудия борьбы тех, кто пытается бороться с режимом, несправедливостью и преступностью, ничтожны и не помогут что-либо изменить. Радикальная попытка старика бороться с режимом, попытка отчаявшегося человека, заведомо обречена на провал.
Можно подробно рассматривать каждую сценку фильма и найти то, что режиссер закладывал в них и пытался (или не пытался) донести до зрителей. Каждый увидит то, что захочет.
8 из 10
30 марта 2011
Боброта все это! Фильм о сумасшедших, двое из которых, как Санчо Панцо и Дон Кихот, носятся по живописному району Москвы в надежде изменить этот мир к лучшему. И одни мент, как антагонист их, сумасшедший мент, которого так и преследуют видения, порочащие его звание и должность.
Фильм не о доброте, а о добрых порывах тех двух сумасшедших — это и вызывает умиление у зрителя, это и является ЗА. Так же стоит отметить режиссерскую работу отчасти и драматургию также лишь отчасти. Много интересных ходов и приемов, до этого ни где не использовавшихся, но к сожалению, есть и масса уже надоедливых искушенному зрителю. Примеры приводить не буду, потому как пишу рецензию, уже после давнего просмотра, все растаяло со временем.
Во первых Арт-хаус или Мейн стрим? Определенно не первое! Такой фильм может завоевать подобную марку только заграницей, где не посвященный зритель, опираясь на стереотип о русском менталитете утвердительно воскликнет: «О, Боже, так у них на самом деле в России!» Но мы то знаем сами себя, и нас совсем не удивляет мент с порно журналом, перелистывая его во время работы.
В фильме присутствуют моменты которые прямо раздражали. Эти сцены с едой, о, зачем режиссер давал такую задачу актерам? Да, конечно, все это очень талантливо подмечено, но, простите изящное дерьмо, все равно будет дерьмом по сути. Так же эти настойчивые параллели то с Крокодилом и Чебурашкой, то с Карлсоном и Малышом, то героями Сервантеса, то другими, не менее узнаваемыми персонажами классики.
Фильм определенно талантливый, но достаточно ли этого? Мне, кажется, нет. Но что поделать? Это русское кино и оно про нас, больше никто не снимет про нас фильмы — ни Африка, ни даже США, а если и снимет, то неправдиво!
Ставя оценку, очень затрудняюсь в выборе. Смотреть его стоит — это точно, но хорошее это кино или плохое, не могу однозначно сказать, так как одинаково и положительных и отрицательных мнений в воспоминаниях. Единственное что, преобладает, так это чувство отвращения к финалу. Все еще в глотке кость стоит, во-первых от предсказуемости (Дон Кихот также легко начинался, а заканчивался трагедией), во-вторых от стандартного выбора приема, который ПРОКАТИТ, как думается режиссером.
Это боброта искуственна!
27 марта 2011
Кроме крика о помощи, не могу смотреть больше эту картину… но пришлось…
Если не было картин Звягинцева, то хвала Хлебникову и слава, мы умеем снимать новое кино, заглядывать в глубины доселе неизведанные, наполнять воздухом кадры, раскрашивая реальный мир в цвета улиц, неба, природы, городских стен и заборов. Люди, с их молчаливой враждебностью, несущие свои судьбы, словно крест на Голгофу, открытие, что мы не только смеемся, но и плачем.
Только увы…
Хлебников уже не единственный, кто снимает кино в таком ключе. И подача не удивляет, а скорее настраивает на определенный лад, итак начнем идти в глубину человеческого подсознания, откроем и обнажим тайну человеческой души.
только почему так убого? Почему так серо и уныло все, люди, заторможенные, не видящие ни входа, ни выхода, снующие по своему, ни с кем не пересекающему пути.
Сумасшествие? Возможно… только нет ни истории, ни драмы, один сплошной пессимизм и замороженность.
Единственный персонаж — милиционер — оживлял этот мир, невидимый, но во плоти, маленький человек в погонах, но жаждущий работы. — его история стала развиваться, чтобы резко оборваться, оставив за собой зрителю короткое недоумение, как же гадко все в нашем мире.
Плоско и искусственно.
Никогда не поставлю такой картине высокий бал. ибо подражание раздражает, а отсутствие живой истории, жизни, мира, глубины в картине вызывает тошноту и депрессию.
14 января 2011
Финальные титры. Создатели фильма благодарят… тех-то, тех-то… жителей села Диево-Городище. Начинаю вспоминать кадры, снятые в селе — самое начало фильма, когда героя отправляют на заработки, и финал, когда он вернулся из неласковой Москвы. Нет, не могу соотнести с Городищами — селом в Ярославской области, где жил каждое лето все семидесятые годы.
Киношники любят Диево-Городище. Но в «Сумасшедшей помощи» сельская фактура режиссёру не нужна — поэтому белорусское село можно снять на Волге, зато очень точно воспроизведена среда городская. Панельные многоэтажки, продуваемые ветрами дворы, тесные, старые, убитые квартиры. Пятна на обоях, фотографии, нелепые дверные ручки, лампочка, которая особенно ярко вспыхивает перед тем, как перегореть — вещественность жизни передана невероятно точно, детально. Хлебников насыщает этой неподложной фактурой каждый кадр, снятый в интерьерах. В такой атмосфере невозможно играть фальшиво — и актёры работают точно, достоверно, не подыгрывая сентиментальным ожиданиям и не впадая в гротеск, хотя сама по себе история таит такую опасность прочтения. Белорусский гастарбайтер (Евгений Сытый) приезжает в Москву, терпит беды, попадает к безумному бывшему инженеру и вместе с ним начинает творить добро — столь же безумное и бесстрашное, одновременно. Но рядом с этими воскресшими из литературы Дон Кихотом и Санчо Пансо живёт и злой волшебник Фрестон, принявший обличье здешнего участкового…
Инфернальный мент не получился. Для оборотня в погонах слишком уныл и пришиблен, для психа-силовика — чересчур слишком ненормален, потусторонен. Ходячая конструкция в полноценном и витальном мире. Безумию, которое играет Сергей Дрейден, веришь абсолютно (был у меня сосед с похожими гонами). Мента Игоря Черневича словно импортировали из трэшевого хоррора.
И большая неувязка с финалом — кажется, как будто из другого кино. Новый поворот, новая интонация, продолжение там, где пора ставить точку. Но первые 4/5 фильма — очень достойная, сильная работа.
5 из 10
9 ноября 2010
Неуклюжий и добрый «Санчо Панса» по имени Евгений приезжает в Москву из белорусской деревни на заработки. Столица нашей родины не встречает героя с распростёртыми объятьями, а скорее, наоборот, даёт ему хороший подзатыльник: его грабят дворовые хулиганы, оставляя без денег и документов. Незадачливого провинциала решает приютить чудаковатый «Дон Кихот» на пенсии. Вместе герои из спального района отважно бросаются на битву с «ветряными мельницами» и «домашним скотом» города Москвы.
«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова — это взгляд режиссёра на то, как живут в современном мире люди, похожие на персонажей Сервантеса. Странный старичок, напоминающий по своим поступкам Дон Кихота в исполнении Сергея Дрейдена, балансирует на грани безумия и помешательства, ведя борьбу с «ветряной мельницей» в лице спятившего участкового милиционера, который ненавидит свою работу. А помогает ему в этом его верный «оруженосец», сыгранный Евгением Сытым. Боясь потерять кров над головой, он пускается в такую же авантюру, из которой победителем может быть только случай.
Не ощущаются в этой картине даже родственные связи. Героине Анны Михалковой приходится быть нянькой своему сумасшедшему отцу. Она принесла себя в жертву отцовской болезни. Любимая дочь пытается помочь своему родителю, заставляя его принимать лекарства. Всё свободное время девушка проводит рядом с ним. Личная жизнь для неё роскошь.
В общем, фильм получился недосказанным, но интересным. Одновременно смешным и грустным.
8 из 10
19 сентября 2010
Сразу скажу, что начинал смотреть фильм без всяких ожиданий динамичного сюжета. Приготовился получать удовольствие от утонченного кино «не для всех». Приготовился подумать, поразмышлять над вопросами и проблемами, которых в отличие от острого сюжета я от картины ждал.
И не дождался. Вероятно, конечно, что глубокий смысл и проблематика в фильме присутствует, однако для меня и то и другое так и осталось, к сожалению, за кадром. Наверное, нелегко высказать многое в истории, главный герой которой за весь фильм произносит лишь несколько фраз и вообще не слишком активен. Энергия, исходящая от его деятельного дедушки-приятеля, не спавшего кучу времени, конечно, подкупает, но для полноты впечатления одного этого образа недостаточно.
Вот кто мне понравился, так это участковый — ему в фильме уделяется довольно много времени и в результате его характер описан с мелкими подробностями, зритель явно видит, что сумасшествие бывает разное. С одной стороны мент, замкнутый исключительно на себе, не замечающий, что доставляет страдание даже своим близким, не говоря уже о своих «подопечных», которым посчастливилось жить на его территории. Так вот его сумасшествие носит сугубо личный характер и отталкивает — ему везде мерещатся заговоры против него и его болезнь съедает его без остатка, из-за чего его перестают замечать окружающие, он перестал существовать для нормальных людей и способен только на вспышки слепого гнева.
А с другой стороны — веселое, доброе, обаятельное и бесшабашное сумасшествие дедули-благодетеля, которому его патология наоборот дарит энергию, которую он без остатка выплескивает на всех, кто его окружает, стремясь помочь им и видит, кому эта помощь действительно нужна. Даже крышка мусорного бака чудесным образом распахивается при его появлении под влиянием его бьющей через край энергии. Откуда эта энергия только берется, ведь спит дедушка лишь по большим праздникам?
В общем несмотря на достаточно интересные образы героев (исключая главного) сюжет фильма уж очень явно провисает. Плюс совершенно мне неясный финал. То есть что же все-таки хотел сказать своим творением режиссер мне так и осталось не понятным.
27 августа 2010
Обычно мы не балуем отечественное кино, а тем более его т. н. «новую волну», но вот сегодня сделаем сделаем исключение: «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. Действие фильма — это своего рода история сумасшествия, но каждый, разумеется, сходит тут с ума по-своему, поэтому шизофреники в разной степени тут все, начиная от белорусского гастарбайтера и заканчивая участковым. Причем шизофрения по Хлебникову — недуг заразный, по стране передается воздушно-капельным путем ну и лечится разве что препаратами от пневмонии.
При вполне очевидных ассоциациях с Дон Кихотом и Санчо Панса, Чебурашкой и крокодилом Геной или Джеком Лукасом и бродягой Пэрри (это кому как удобнее) режиссер смог историю поставить на рельсы нашему зрителю очень понятные, при этом чернухи тут щепотки две-три, ну т. е. практически добавлены «по вкусу». Хлебников, кстати, в интервью постоянно отмахивается от ярлыка «социальный режиссер», что формально вроде и правильно — масштабы действия его фильмов масштабам страны не соответствуют, но, к сожалению, миры новостроек в спальных районах — и есть наиболее четкие слепки действительности. Именно в загаженных дворах живут майоры евсюковы, которые потом попадают на первые полосы светских газет и резко становятся интересными и нужными для всех. «Сумасшедшая помощь» — это своего рода продолжение «Свободного плавания», который Хлебников снял тремя годами ранее. И если в том фильме герой-Леня из провинциального города уплывает в «новый мир», то приплывает он именно в Москву, которая ни лучше и ни хуже, а точно такая же — куцапая на слова и порой невнятная на поступки.
В сети фильм уже успели прозвать политическим, отталкиваясь от каких-то подчас умозрительных образов, мол, толстый гастарбайтер Евгений, подобно медведю Винни-Пуху застрявший между домами, это наш президент, а долговязый инженер, у которого явно не все в порядке с головой, — это, прости Господи, Пу (мне вот также про «Двенадцать» Михалкова рассказывали несколько лет назад, что это кино про Путина и Патрушева, которые Чечню пилят). Есть и другая категория критиков, которые успели Хлебникова наречь молодым Балабановым, который страну родную не любит и только и может что грязь на нее лить. Глупо это конечно всё, хотя бы потому, что в шизофрении героев (а то, что сумасшедшие тут все, я надеюсь, сомнений нет) есть какое-то очарование, и не какое-то буржуазно-надменное, а именно искреннее. Простыми перемещениями камеры и односложными репликами героев Хлебников свои фильмом расчерчивает координаты духовности, которые кажутся чудовищно неверными, прочерченными детской несмышленой рукой. Нехитрым языком режиссер говорит, что помогать в этой стране могут лишь люди больные, из поколения хрущевских оттепелей и космических бумов. Только не очевидно, где начинается и заканчивается шизофрения инженера, умеющего сжигать врагов взглядом, — то ли в его желании почтить память тружеников завода, то ли в том, что эта самая память почитается выпеченными членами? Где в нашем обществе находится грань рационального эгоизма и социальной взаимопомощи, скатывающейся в юродство и сумасшествие? И если для нас эти понятия разделены уж совсем непролазным забором, то может и лечить надо нас?
25 мая 2010
Почитал рецензии на фильм и отметил интересную закономерность: позитивные рецензии все оценены как «полезные». Негативные — как «НЕ полезные». Моя рецензия, думаю, тоже окажется «НЕ полезной». Когда пошли финальные титры, у меня в голове возник только два вопроса, и оба: «зачем»? Первый: «зачем это кино было снято», и второй: «зачем я его смотрел». Я не являюсь профессиональным критиком, не разбираюсь в понятиях типа «провисший сюжет», «невнятный киноязык» и тому подобных. Но я могу сравнивать. Если допустить, что фильм повествует о одиноких и весьма экзальтированных людях, а также допустить что эта тема не раскрыта в новом российском кино — получится неубедительно.
Ведь есть же шедевральные «Дура», «Страна глухих», вообще фееричные «Даун Хаус» и «Пыль» (это как минимум) по сравнению с которыми этот фильм смотрится явно блекло. Если допустить, что фильм повествует о суровой жизни московских окраин, о буднях гопников, мусоров, гастарбайтеров — то есть, например, фильм «Кремень» — там это все очень красочно и смачно представлено, хотя фильм этот конечно тоже не шедевр. А уж если представить, что этот фильм — российский ответ европейскому артхаусу — то там такого добра столько, что за всю жизнь не пересмотришь. Сплошь и рядом одни униженные и оскорбленные, с психическими проблемами, вписанные в суровый быт какой-нибудь исландской деревушки или французского пригорода.
Хотя, возможно, именно поэтому это кино было снято. Но тогда это не более чем конъюнктурный эрзац европейского кинематографа, эпигонство чистой воды, безжизненное подражательство, не более. Конечно, актер Дрейден сыграл не совсем вменяемого деда очень убедительно. Но это и все. Остальные же, на мой взгляд, просто находились в кадре, и создавалось впечатление, что они даже не актеры, а герои кинохроники. А какой в хронике психологизм? Какие характеры? Какие сюжетные линии? — Да никаких. Думаю, удачным решением для создателей было бы сделать фильм черно-белым — тогда было бы еще больше позитивных рецензий на вторичность.
Остается только поставить 5 баллов игре Дрейдена.
5 из 10
11 мая 2010
Очень странный фильм. Хоть и указана что комедия, но это скорее трагикомедия.
Как мне показалось, фильм показывает мир людей которых мы «не видим» в обычной жизни. И мир как видят «они».
Под «они» я имею ввиду людей которых в большинстве случаев многие считают если не сумасшедшими, то странными. Взять хотя бы момент игры в выбор лишнего предмета, и логику выбора. Это интересно.
В фильме хорошо показана обыденность жизни.
Участковый набрал в себе злую энергетику от той работы которой он занимается и выплёскивает её вокруг себя.
Два персонажа пытаются ему противостоять делая вроде бы абсурдные вещи, но вкладывая в них свою доброту. В результате даже мусорный контейнер открывается при их виде, как бы показывая что в героях есть природная сила добра.
16 января 2010
Название фильма, как мне кажется, на 100% отражает его суть. Маниакальное желание старика «помочь» оборачивается трагедией, и уже непонятно, кто в итоге сумасшедший, а кто — нет. Палачи и жертвы, здоровые и больные, «нормальные» и «сумасшедшие» — все меняются местами, помощь и насилие намертво сплетаются друг с другом в морской узел.
«Апофеоз беспочвенности», душная атмосфера, все летит вверх тормашками, полная потеря ориентиров, и над всем этим — уверенность в том, что надо кого-то спасать (хотя не совсем понятно — кого именно), и шизофреническая страсть к порядку, к тому, чтобы «было красиво», даже если это «красиво» строится на костях.
Главные герои фильма повисают где-то между, на грани. Их абсурдные поступки то дико смешат (чего стоит только «в глубине утиного домика мы прочтем слова, которые написали для нас наши друзья» — за точность цитаты не ручаюсь), то ужасают. Сами того не подозревая, герои открывают ящик Пандоры, он же — мусорный ящик.
Даже после просмотра «Сумасшедшая помощь» еще долго продолжает тыкать вас носом в логическую задачку и заставляет снова и снова задавать себе вопрос — кто же лишний в заданной самой жизнью цепочке понятий, суждений и умозаключений?
Фильм выгодно выделяется на фоне многих представителей современного российского кинематографа и однозначно рекомендован к просмотру.
9 из 10
11 января 2010
Игоря Черневича и Евгения Сытого я впервые заметила в фильме «Коктебель», с которого началось мое знакомство с режиссером Борисом Хлебниковым.
Я узнала его почерк, буквально, по первым кадрам трагикомедии «Сумасшедшая помощь», в которой он опять совершенно по-своему рассказал очередную историю неприкаянного человека, точнее — сразу нескольких людей, между собою похожих разве что тем, что таких обычно называют «не-пришей-кобыле-хвост».
Можно ли им помочь? Не уверена…
Однако, если слегка отойти от общепринятых стереотипов оценок и попытаться понять логику жизни и поступков каждого из этих людей в отдельности, оправдание можно сыскать для каждого, включая участкового — морального урода, с которым вступил в смертельную схватку бывший инженер, творящий чудовищные чудеса…
У каждого их них своя правда, каждому можно посочувствовать, что не помешает содрогнуться, если представить, что придется соприкоснуться с ним в реальной жизни. Осудить и отодвинуться от них подальше — наверное, нормальная первая реакция. Но ведь и это не всегда так просто, как может показаться…
И все-таки фильм, по большому счету, светлый, ибо заставляет и со-чувствовать, осознавая, что даже не нашедший своего места и самый не похожий на нас человек имеет право на внимание, понимание и стремится быть нужным людям — кто уж как сумеет…
8 из 10
2 января 2010
Для меня это третья просмотренная из четырех вышедших картин Бориса Хлебникова, смотреть ее приятно и легко ибо актеры все знакомые и проверенные (Евгений Сытый и Александр Яценко, которые присутствуют во всех четырех ныне вышедших лентах режиссера, Игорь Черневич, тоже знакомый зрителю, Сергей Дрейден, не нуждающийся в представлениях и Анна Михалкова, которую мне в этой картине было видеть удивительно, но затем дисгармонии я не ощутила).
Итак, начало сюжета, казалось бы более чем стандартно — главный герой отправляется из глубинки в Москву на заработки, только в данном случае его отправляют, а ему настолько лениво, что он не сопротивляется, тем не менее — герой положительный и симпатичен зрителю. Пока разворачиваются сцены с избиением, отниманием телефона и сумки с вещами, только успеваешь подумать о банально-изъезженном развитием и тут раз, словно один фильм закончился и начался другой, все кардинально меняется: дворик среди панельных домов, герой наблюдает за вспыхивающими желтым светом и гаснущими окнами в доме, как буд-то перед ним процесс сотворения мира — таким завороженным и непонимающим взглядом смотрит он на них.
Пробудившись после ночевки на лавочке без обуви, намотав на ноги пакеты, ободрав ягодное деревцо чтобы подкрепиться, наш герой отправляется на поиски нового пристанища, которое находит в ремонтируемом подзеном переходе. Вот там-то его и найдет волшебник, который приведет его в дом, будет звать «малышом» и брать с собой на рейды добрых дел.
Удивительный взгляд на вещи, доброта и искренняя наивность, абсурдные поступки и трактовки положения вещей заставляют взглянуть на мир по иному.
7 из 10
22 декабря 2009
Фильм однозначно не для большого круга любителей кино, но в целом стоящий внимания! Лично у меня по ходу просмотра фильма бывало возникало желание закончить просмотр, но не позволил себе этого сделать, о чем собственно не жалею! Своеобразный и специфический фильм — это уж точно! Но данная лента она тем и хороша, что не похожа на другие своей неординарностью, к тому же впечатляет достойная игра актеров.
К тому же фильм имеет некие награды: Приз федерации киноклубов России за лучший фильм российской программы на 31 ММКФ; Специальный приз газеты «Московский комсомолец» с формулировкой «за добрый фильм, снятый в недоброе время» в конкурсе «Великолепная семерка МК» на VII Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера»!
В общем — думайте сами, решайте сами…
8 из 10
14 декабря 2009
Очень сложно подобрать слова, сформулироваться свои впечатления об этом фильме. Борис Хлебников работает здесь в своей излюбленной стилистики, медленно и детально рассказывая историю странных людей в странном мире. Бесспорно, это блюдо на любителя, но, на мой взгляд, всё-таки лучшая работа Хлебникова.
Во многом своей удачностью фильм обязан актёрскому составу. Сергей Дрейден в роли безумного инженера настолько правдоподобен и убедителен, что кажется, будто ты каждый день сталкиваешься с этим «чудиком» из соседнего подъезда. Он ведёт отважную борьбу с мировым злом, которое воплотилось в образе мрачного участкового, от которого веет замогильным холодом и несёт серной вонью.
Евгений Сытый в этом фильме предстаёт полной противоположностью своему предыдущему киновоплощению — разбитному бригадиру из «Свободного плаванья». Здесь он инертный и ленивый провинциал, которому-то в жизни ничего и не надо: поесть бы и поспать, а остальное — как получится, куда вывезет. Именно по такому своему жизненному принципу он и оказывается втянут в безумную борьбу за справедливость. Он практически безмолвно, по-собачьи предан человеку, который обогрел его и был к нему добр, поэтому готов ради него и в ледяной пруд нырнуть, и «знаки уважения» на памятники клеить.
В фильме масса «вкусных» деталей. Порадовал и насмешил эпизод с ложечкой — когда оголодавший Евгений украдкой, стесняясь быть пойманным «на месте преступления», ест салат и при этом, так сказать, «заметает следы»…
Словом, это очень качественная трагикомедия, добротный представитель так называемого «другого кино», вызывающего приятные эмоции при просмотре, но не несущего ничего свыше показанного на экране. Правда, справедливости ради, надо отметить, что в отличие от большинства фильмов этого жанра, после данной работы Хлебникова остаётся что-то светлое.
7 из 10
12 декабря 2009
В сказках постоянно торжествует добро, но всегда ли оно побеждает зло в жизни? Жил-был на белом свете парень. Жил себе не тужил, пока не решил отправиться на заработки в первопрестольную тридевятого царства-государства. В столице на него напала нечисть, и отбила добра-молодца от друзей-товарищей, обрекая его на смерть голодную. И быть бы беде, но пришел на помощь молодцу добрый старый волшебник. `Сказка ложь…`
`Сумасшедшая помощь` — третий фильм Бориса Хлебникова продолжает тенденцию, начатую еще год назад `Шультесом`. Это предельно открытое пространство в фильмах, здесь все лишено традиционных объяснений (по ходу или в конце), авторских подмигиваний зрителям и безбрежного, как сам океан, пафоса. Времена нынче не те, чтобы снимать кино по старым лекалам. Впрочем, вышеупомянутая тенденция сейчас присуща почти всем `новорусским` режиссерам, не желающим жить по законам отцов.
Хлебников — по образованию киновед, что отчетливо видно по его лентам. В своей третьей картине режиссер исследует природу большого города, переполненного агрессией и злостью, облекая свой опыт в форму сказки. Его картина балансирует на грани правды и вымысла, подчеркивая порой некую ирреальность нашего мира, потерявшего нравственную ориентацию. Инженер на пенсии (в великолепном исполнении Сергея Дрейдена) берет под опеку белорусского гастарбайтера Женю (не менее блистательный Евгений Сытый), чтобы вместе сделать окружающий мир чуточку лучше. На протяжении всей картины они будут выполнять всевозможные благие дела, которые со стороны воспримут как проделки не совсем вменяемых людей. Как спасти девушку от грусти? Надо вытравив яд, скопившийся на кончиках волос, срочно их остричь, отдав взамен мягкие игрушки, старательно выуженные из игрового автомата. Избавить старушку от смерти? Быстро перенести отравляющую ей жизнь скамейку из-под окна. Необходимо вызволить заточенного в темнице узника (нелегала-азиата, обитающего в подвале ввиду отсутствия прописки)? Непременно пустить туда газ, пусть и поставив под угрозу безопасность всего дома. А еще надо обязательно сплавать на сделанной из картонок лодке в домик к уткам, чтобы прочитать послание, которое поможет победить зло.
Город поглощает все-то немногое светлое, что есть в людях. И чем больше мегаполис, тем разрушительнее его сила. Главные герои Хлебникова — два ребенка (то ли взрослые дети, то ли детские взрослые, не пожелавшие превращаться в окружающую их серость), Дон Кихот и Санчо Панса, Карлсон и Малыш, крокодил Гена и Чебурашка, потерявшиеся в свихнувшемся пространстве. Причем даже дочь инженера (Анна Михалкова), пытающаяся адаптироваться во взрослом мире и послушно пичкает отца таблетками, точно такой же ребенок в нелепой и смешной синей шапочке. Только до поры до времени не осознающий сей факт. В противовес им (и это только один из многих) существует усталый и никому ненужный милиционер (Игорь Черневич), бывший когда-то счастливым и жизнерадостным человеком, а теперь превратившийся в скучную посредственность, придавленную грузом бытовых проблем. Мечта этого человека приземлена и невзрачна, впрочем, как и он сам. Агрессия и жестокость — единственные ответы на происходящее вокруг него. Немотивированные и оттого более страшные.
`Лукоморья больше нет, а дубы все пошли на гробы`. Неприветливые и похожие друг на друга как две капли воды новостройки, безразличные люди, словно тени, бредущие по одинаковым тропам. Отрицательная энергия накапливается, словно радиация, создавая практически безвоздушное пространство, и в нем невозможно выжить. Тут нет места сказке и детству. Остаются только радикальные вещи, такие, как бегство в иную реальность, названную теми, кто диктует устои и каноны жизни, сумасшествием. Побег туда, где живут добрые персонажи сказок и мультфильмов, где утки могут разговаривать, и не существует никаких жестоких социальных правил. Только сумасшедшая помощь может прийти на выручку нуждающимся. Спасти ненадолго от тотальной беззащитности, сквозящей из каждого взгляда, пусть и при всей нелепости данного выхода. И если в реальной жизни случиться несчастье, то в вымышленной всегда будут существовать старые советские логические игры, где из связки жучок — пальма — елка — береза, выпадает совсем не жучок, а елка, т. к. бедняга не сможет ее съесть.
Поэтому если в связке режиссера, где также присутствуют четыре элемента, выйдет из игры один персонаж в той, навязанной многим жизни, то двое других найдут свое место в параллельно-вымышленном жизненном пространстве. Что воспримется большинством зрителей, как мрачный финал, на другом, более глубоком уровне станет счастливым завершением сказки. Где Иванушка-дурачок и Царевна-Несмеяна обретут покой и долгожданное счастье, примирившись со своей непохожестью на других. Подскочившая к небу крышка мусорного бака — лишнее тому подтверждение. `Да в ней намек…`
`Сумасшедшая помощь` для кого-то станет правдивой зарисовкой из жизни мегаполиса, для кого-то историей двух нашедших друг друга людей, а кому-то покажется сказкой, где так отлично разобраны архетипы знакомых с детства персонажей. В любом случае, тем кино Хлебникова и хорошо, что в нем нет заранее придуманных сценаристом и режиссером смыслов. `Помощь` специально так сделана. Понятно и доступно. Просто для каждого зрителя она понятна по-своему. Как задача, имеющая несколько решений. Которые, по сути, все могут оказаться верными.
27 ноября 2009
Жанр «другое кино» еще только набирает обороты в Российском кинематографе, но с каждым днем он становится все более востребован. Конечно, он очень сложен для понимания и посмотрев любой фильм в этом жанре один раз, не сразу получится понять его до конца, но, по крайней мере, большинство людей картины подобного рода не оставляют равнодушными.
Так и в этом случае. Молодой режиссер Борис Хлебников снял фильм о том, что простому деревенскому мужику Евгению, приехавшему в Москву, не удалось уехать в родную деревню. Он столкнулся с новой, непривычной ему жизнью большого города. Его побили, и забрали все ценное, что было при нём. Евгению пришлось ночевать в обычном московском дворе. Наутро Евгений понял, что у него даже ботинки украли.
Затем он знакомится с добрым старичком, который его поселил у себя. Этот старичок пытался изменить мир к лучшему помогал другим людям и призывал к тому же Евгения. Почти весь фильм они попадали во всякие переделки.
Игра актеров меня поразила. Вся банальность жизни передана в чистом виде. Передать простое не так легко, как казалось бы. Отсутствие музыки в этом фильме было естественно.
Как я говорил, Борис Хлебников — начинающий режиссер, работающий в жанре «другое кино». Желаю ему дальнейших успехов в развитии нового в России жанра.
22 ноября 2009
Довольно странный фильм, после просмотра которого не так уж сразу сформулируешь какое-то мнение об увиденном. Это нечто действительно сумасшедшее, после просмотра которого реально требуется помощь.
Фильм об изнанке московской жизни и невероятно одиноких людях. Все, что хочется сделать после просмотра (кроме желания поесть) это включить песню The Beatles — Eleanor Rigby, отражающую суть фильма в нескольких строчках. Фильм об одиноких, об одиночестве, о жизни таких людей.
Развернувшееся действие демонстрирует отдаленный от центра район, не то «Бутово», не то «Люберцы», кишащий гопниками, гастарбайтерами, волками в погонах и своей сумасшедшей жизнью. Здесь воруют скамейки, красят фосфором куртки, и чудят настолько неповторимо и глупо, что нет сил не смеятся в отдельно взятых моментах. Помимо того, что это все дико абсурдно и смешно, это к тому же еще и очень грустно. И под конец грустно становиться уже до тоски и сочувствия, а этих одиноких людей только мусорный бак приветствует весело поднимающейся крышкой.
Такое, на самом деле, мало где увидишь. Фильм, возможно, даже уникальный какими-то своими сценами, но какой-либо диалог со зрителем и посыл в зал отсутствует совершенно. Это безучастный взгляд со стороны на чью-то жизнь и судьбу, предсказумая история с невероятными деталями, и смотреть на неё получается как-то косо и с резким недоумением.
Ни мыслей, ни смысла в фильме я не нашел, как бы глубоко не пытался копнуть и увидеть какие-то метафоры, или же поверхностно оглядеть сложившуюся историю. Ну а побочная сюжетная линия с потерянным и никому не нужным миллционером, словно он главный герой «Шестого чувства» вообще, на мой взгляд, ни к месту и нужна была лишь для расширения экранного времени. Фильм серый, фильм скучный, не смотря на дикий смех и аплодисменты. Он грустный, но до такой степени не серьезный и абсурдный, что предлжение слогана «сойти с ума» так и хочется принять, быть может тогда в фильме будет видна какая-то идея и смысловая нагрузка.
Зато без них, он настолько легкий и непринужденный, что не загружает какими-нибудь проблемами. А все так или иначе задетое в фильме растворяется в абсурдности сюжета и средь сумасшедших выходок одного из героев. Такой видимо режиссер видит Москву, так видимо он отразил жизнь её окраин. Может кто-то и увидит что-то близкое ему, кто-то разглядит там глубину отражения современных проблем, другие просто увидят каждодневную реальность с видом в собственный двор, но мне (живущему в принципе тоже на окраине Москвы) все это невероятно далеко, и настолько не цепляюще, что даже положительные эмоции от глупого юмора забываются в итоге вместе с фильмом. Ах да, а хрюшку было жалко.
All the lonely people where do they all come from?!
All the lonely people where do they all belong?!
20 ноября 2009
Новый фильм Б. Хлебникова уже был отмечен на нескольких фестивалях, и главное достоинство этого хорошего, искреннего фильма — безусловно, замечательная игра актеров, всех без исключения, что, к сожалению, становится все большей редкостью в киноискусстве.
И тем не менее, на первый взгляд, в самой картине нет ничего особенного. Типичная история, персонажей таких вокруг масса, никаких новых идей, ответов или вопросов. Но внимательный и думающий зритель может обнаружить в фильме ряд интересных деталей, ярких маячков нашего времени, которые режиссер расставил на этом сером бытовом полотне.
Настоящий оборотень в погонах Годеев С. Р. является наяву своим жертвам, работу свою «выполняет» с большим усердием и считает, что он очень даже соответствует званию участкового. Но его периодическая невидимость для соратников по темному царству говорит о том, что даже злодей такого масштаба — всего лишь незаметная частица механизма, вбивающего страх в головы людей. И когда его злодеяния становятся слишком заметными, невидимого участкового под выдуманным предлогом переводят на улицу, в патрульно-постовые, чтобы не было вони у штаба.
И вот он, снаряженный смертоносными артефактами, как в компьютерной игре, принимает вызов Инженера, в арсенале которого тоже немало магических принадлежностей.
Яркий образ инженера, превратившегося в городского сумасшедшего, очень современен. Это положительный герой нашего времени, скучающий по старой Москве, еще способный помочь ближнему, заметить чудо у подъезда, но уже закормленный общепитовскими продуктами и «безопасными» таблетками, втянувшийся в неравную борьбу с «местной властью» и вынужденный соблюдать «общественный порядок»: носовой платок, расчесочка маленькая, карандаш, калькулятор старый солнечный… Список можно продолжать: ключи, деньги, паспорт, всевозможные пластиковые карточки, проездной билет, мобильный телефон, — предметы, наличие которых у себя проверяет каждый современный человек перед выходом из квартиры. Предметы, в чудесную силу которых он верит, верит в то, что они помогут ему выжить в этом мире, защититься в случае опасности, подтвердить свою нормальность перед обществом.
В фильме почти нет музыки, что тоже вполне cоответствует современной ситуации. Найти в хаосе нашего шоу-бизнеса музыкальное сопровождение для интеллектуального кино такого уровня — задача почти невыполнимая. Музыка в «Сумасшедшей помощи» традиционно звучит лишь в титрах, и еще акцентом в кадрах, с которых начинается жизнь главного героя в Москве. В автомобиле Богачки, первой и единственной работодательнице Евгения, играет песня модной столичной группы VFSix, известной в среде меломанов-интеллектуалов и жителей заМКАДовых вилл, предпочитающих лаундж и современный джаз. Творчество VFSix называют «саундтреком к московской меланхолии», и настроение песни «I Don`t Care» передает отрешенное состояние Евгения, которому в тот момент было абсолютно все равно, что с ним будет дальше.
Немногочисленные комичные моменты «Сумасшедшей помощи» слегка скрашивают общий драматизм событий, создавая смешанный стиль картины. Это драма-комедия, и точнее определить жанр фильма, наверное, невозможно, потому как не понятно, плакать или смеяться над нашей абсурдной и страшной реальностью.
13 ноября 2009
«Сумасшедшая помощь»- это фильм, обычное, я бы даже сказал, обыденное название которго отражает его суть и сущность глупо и просто, но в тоже время очень четко, как табуретка, и в связи с этим совсем ему не подходит.
Ведь картина Хлебникова совсем не одноэтажна, как говориться- «не для дураков», что и удивляет, в оссобенности когда смотришь ее, пусть даже и зная сюжет благодаря превью, но при этом ожидаешь увидеть если и не обычную проходную комедию, то хотябы нечто, что точно в последствии в голове не отложится. Здесь же иной случай. Отложилась. Я бы даже сказал- с грохотом упала и прилегла.
То, что открылось моему любопытствующему взору сначала даже немного оттолкнуло меня-» скучно» мол, но это было лишь мнгновение, после которого веки сами отказывались моргать.
Странный, казалось бы, банальный, растянутый сюжет оказался чем-то сверхестественным. Помещенный в спальные районы Москвы- пустынные, серые и отчужденные, он дарит нам неповторимую атмосферу происходящего- космос здесь как предчуствие. В нем все понимаешь на уровне осязания кончиками пальцев: отношения между героями- двумя одиночествами, мир вокруг них, мир вокруг нас… Это сложно описать, это просто надо понять, увидеть, и вовсе не обязательно формулировать эту мысль словами. Душа- вот что картина дарит зрителю, что она сама обнажает перед ним, заставляя недоумевать, удивляться, восторгаться, смеяться, плакать.
Посмотрите эту картину из за чудесной игры актеров, из за запоменающегося ландшавта, а самое главное- из за эмоций, который это фильм дарит.
9 из 10
30 октября 2009
Молодой режиссер Борис Хлебников снял всего три полнометражных фильма («Коктебель», «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь»), а также короткометражку для альманаха «Короткое замыкание», который был фильмом-открытием в этом году на «Кинотавре». Поговорим поподробнее о картине «Сумасшедшая помощь». Последней полнометражной работе режиссера.
Да, мы не умеем снимать блокбастеры и все наши попытки на этом поприще заканчиваются провалом, но во что не занимать российскому кинематографу, так это умению снимать глубокие по своему содержанию и в тоже время необычные фильмы. Добавьте сюда еще умение делать их интересными, а «не пойми о чем», чем периодически грешит «забугорное» авторское кино.
Хочется отдельно сказать об игре актеров. Она неотразимо. С ролью провинциального тюфяка великолепно справился актер Евгений Сытый, который, оказывается, снимается только в фильмах Хлебникова. Причем, играл во всех его работах. Удивительная верность. Быть может, поэтому их союз неотразим, а Сытый точно знает чего от него хочет режиссер. Никогда не забуду как точно и тонко он сыграл неловкость и стыд, когда сидя за столом и умирая от голода, он сглатывал слюну, надеясь что ему кто-нибудь предложит отведать пищу. Но никто не предлагал и он тайком отламывал куски от курицы, глотал толком не пережеванную пищу себе в рот, чтобы никто не заметил… Удивительная роль.
Впрочем, с ролью сумасшедшего деда не менее замечательно справился Сергей Дрейден, хороша его дочь Анна Михалкова, которую можно встретить не только в кассовых фильмах, но и в таких «фильмах не для всех». Это актерское трио порадовало безумно, как и отличный «жизненный» сценарий и хорошая режиссерская работа. Впрочем, тем кто любит жевать в кинотеатрах попкорн, этот фильм строго запрещено смотреть.
9 из 10
14 октября 2009
Может быть Хлебников и более искренен, чем например та же Гай-Германика, о которой, надеюсь, мы больше никогда ничего не услышим. Но и он заигрывает с форматом, вместо того чтобы просто снимать кино.
«Сумасшедшая помощь» — это в первую очередь очень сложный сценарий. Сплошные сумасшедшие, как вести логику сюжета для несумасшедшего зрителя? Оказалось Борису это не по зубам, он комкает, рвет линию. На самом деле можно догадаться что там дальше, не так уж это и сложно. Но чувства цельности фильма не возникает.
А главный вопрос «О чем кино?» — получает ответ «О сумасшедших, но не в больнице». Не так уж это и свежо, знаете. И не так уж злободневно. Сумасшедшие не опасны, они не пугают. Пугают психически нормальные, образованные, внешне привлекательные люди лишенные нравственности и совести. Вот эти люди действительно страшные. А сумасшедшие не только не страшны, они даже не смешны — кто же смеется над сумасшедшими. Они жалки, только и всего.
6 октября 2009