Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мухи и ангелы |
английское название: |
Fliegen und Engel |
год: | 2009 |
страны: |
Германия,
Россия,
Италия,
США
|
режиссеры: | Нильс Болбринкер, Kerstin Stutterheim |
сценарий: | Kerstin Stutterheim |
продюсеры: | Томас Тильш, Рейнхард Вульф |
видеооператор: | Нильс Болбринкер |
композитор: | Владимир Тарасов |
монтаж: | Нильс Болбринкер, Kerstin Stutterheim |
жанры: | документальный, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Этот документальный фильм посвящен творчеству Ильи Кабакова — одного из самых известных на западе современных русских художников. Уехав в 1989 году в возрасте 56 лет за границу, он сделал там головокружительную карьеру и сейчас входит в пятерку самых дорогих художников мира. Например, созданный в 1982 году «Жук» в году 2008-м ушел на аукционе за 5 с лишним миллионов долларов. Певец коммунальной советской жизни как-то сразу оказался на художественном олимпе рядом с Энди Уорхолом, и все музеи выстраиваются в очередь за его инсталляциями.
***
Кабаков — концептуалист, и, чтобы понять его картины, надо вначале определиться с терминологией. Вот как характеризует это направление критик Михаил Эпштейн: «Идеи, понятия, универсалии отвлекаются от предметов, с которым их связывает наивно-реалистическое мировоззрение, и образуют самодостаточную область, «эмпиреи» чистых знаков, «концептов».
На практике это проявляется, например, в том, что в основу концепции мироздания можно положить любой объект. В фильме демонстрируется трактат Кабакова «Муха с крыльями», где «муха», как философское основание всех оснований, играет ту же роль, что «идея» у Гегеля или «материя» у Маркса, воссоздавая целую систему соотносительных и производных категорий — политических, экономических, эстетических… Например, на полном серьезе исследуется влияние мушиных полетов на финансы.
***
Выставки Кабакова — это не выставки картин, это, скорее, объемные композиции. Он выходит из плоскости полотна, обрамляя его трехмерными предметами или обстановкой, создающими настрой для восприятия. И часто этим обрамлением служат воспоминания детства — жизни в коммунальной квартире. Режиссер фильма очень наглядно продемонстрировал источник творчества художника, показав вначале реальную коммуналку и затем отображение ее в инсталляцию.
Вообще фильм сделан очень «качественно». Много уникальных кадров, связанных с жизнью Кабакова в СССР. Много разговоров с самим автором, после которых наконец-то начинаешь воспринимать показанное не просто как набор предметов, а единую концепцию. И главное, становятся понятными истоки, как, например, в инсталляции «Туалет» (которая, кстати, демонстрируется в настоящем советском туалете). Она опирается на реальный эпизод из жизни матери художника.
Рекомендую. Интересный фильм.
8 из 10
27 февраля 2015