Иоанна – женщина на папском престоле
Die Päpstin
7.6
6.7
2009, мелодрама, драма, история
Германия, Великобритания, Италия, 2 ч 29 мин
18+

В ролях: Йоханна Вокалек, Дэвид Уэнэм, Джон Гудман, Иэн Глен, Анатоль Таубман
и другие
В тайных хранилищах Ватикана сокрыта история запрещенной страсти и интриги, державшаяся в секрете Католической церковью более тысячи лет. Хотя официально Ватикан до сих пор не признал того факта, что два года на святом престоле пребывала женщина, легенды об этом бытуют до сих пор. Год 814 от Рождества Христова. 28 января умирает Карл Великий, в тот же день рождается Иоанна - страстная натура, умевшая любить, рисковать и побеждать...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Иоанна – женщина на папском престоле

английское название:

Die Päpstin

год: 2009
страны:
Германия, Великобритания, Италия, Испания
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Том Фарманн
композитор:
художники: Бернд Лепель, Хуки Хорнбергер, Уве Селашко, Йоханнес Вайлд, Эстер Вальц
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 22000000
Сборы в России: $204 419
Мировые сборы: $26 375 075
Дата выхода
Мировая премьера: 19 октября 2009 г.
на DVD: 23 ноября 2010 г.
на Blu-ray: 23 ноября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, история

Постеры фильма «Иоанна – женщина на папском престоле», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Иоанна – женщина на папском престоле», 2009

Легендарные женщины. Часть 2.

«Я независима, я вправе действовать, как захочу. Я могу приносить пользу. Женщины даже и мечтать не могут о таком»

© Иоанна

Если бы этот фильм вышел лет на шесть позже, то почти наверняка стал бы более мужененавистническим. История Иоанны – пожалуй, самая интригующая легенда католической церкви и самая постыдная для папства даже в наши толерантные дни. Мнение о мизогинном прошлом сейчас настолько укоренилось, что даже если историчность Иоанны будет опровергнута ещё много раз, всё равно будут оставаться те, кто продолжат обвинять папство в сокрытии фактов. Да и нельзя отрицать того, что оснований для таких обвинений предостаточно…

Попытки обсуждения «Иоанны» неизбежно уводят нас в историю. Мир, в котором живёт главная героиня, далёк от совершенства. Какие ассоциации приходят на ум при слове «Средневековье»? Роскошные дворцы, короли в коронах, рыцари в облегающих доспехах. Таким было Высокое Средневековье, начавшееся в XI веке, но ему предшествовало менее притягательное Раннее Средневековье, поздний период которого также именуется Тёмными веками из-за падения уровня жизни в Европе. Сейчас это звучит дико, но даже грамотность была тогда доступна далеко не каждому. Не стоит удивляться, что легенда об Иоанне относится именно к Тёмным векам, когда происходило много странного и абсурдного. Фильм Зёнке Вортманна без стеснений показывает противоречивость христианских догм на фоне той же самой мизогинии и неоправданного презрения к рассудительным язычникам. На самом деле чудо, что из трубы пережили Тёмные века.

Если женщина, подобная Иоанне, существовала на самом деле, то её жизнь вполне могла стать такой, как показано здесь. Скрытная и полная переживаний за свою безопасность посреди враждебных мужчин. Родная деревня с жестоким отцом, школа с таким же жестоким преподавателем, аббатство, Рим… Величайший город со времён Античности показан во всей своей красе и со всеми своими недостатками. Поскольку события происходят в IX веке, то многие черты ещё напоминают Античность. Продемонстрированные уклад жизни правителей, манера держать себя и даже одежда – всё напоминает времена Цезарей, изменилась только религия и возросла нетерпимость. Образы, воплощённые Джоном Гудменом, Анатолем Таубманом и Бранко Томовичем, смотрелись бы одинаково органично как в первом веке до нашей эры, так и в том времени, где происходят события фильма.

Испытания, которые проходит Иоанна, шокируют. Тяга к знаниям, столь поощряемая в наши дни, вызывает у персонажей большую критику. Даже у образованного слоя общества, которому требуется какой-то объединяющий враг. Режиссёр подчёркивает, что этим врагом становится, конечно, дьявол, кознями которого объясняют в частности ведьмовство. При том, что по факту ведьмы, корни которых «растут» как раз из таких женщин, как Иоанна, стремились улучшить несправедливый мир, в котором страдали не только женщины, но и бедняки и инакомыслящие. Без сокрытия своего пола Иоанна никоим образом не добилась бы своих целей, и всё это вызывает большую грусть… В воспроизведённые режиссёром времена каждая сильная женщина в любом регионе мира вызывала такое удивление, что становилась легендой.

Не только Йоханна Вокалек, но и Лотте Флак заслуживает аплодисментов за отличную игру. Взрослая Иоанна и она же в подростковом возрасте вызывает одинаковую симпатию, поскольку даже при маскировке под мужчину сохраняет привлекательность. Союзником Иоанны становится Герольд, которого играет Дэвид Уэнем, и надо сказать, что клеймо Фарамира из «Властелина колец» прочно привязалось к актёру, чьи самые известные роли похожи друг на друга весьма сильно. Герольд, как и сын Дэнетора, самоотверженно исполняет свой долг, не страшась смерти. А Иоанна… её слова, вынесенные в эпиграф данной рецензии, найдут отклик как минимум у половины женской аудитории фильма. Сколько сейчас таких же Иоанн в странах третьего мира – и представить сложно.

Что сказать ещё. «Иоанна» снята с большим старанием, поэтому оставляет положительные впечатления даже у зрителей-атеистов. Единственными недостатком ленты является финал, который вызывает небольшую путаницу. Надо было чуть более внятно истолковать зрителям, кого же они видят в последнюю минуту. Кроме того, сильное недоверие вызывает пир возле школы, который посещает Иоанна перед первым занятием. Показанная в этой сцене единственная сортирная шутка очень уж притянута за уши.

9 из 10

27 июня 2022

«Зачем бояться сопоставлять разум и веру? Если Бог дал нам разум, то как же разум может увести нас от Бога?»

Иоанна — женщина на папском престоле — драма совместного производства Германии, Великобритании, Италии и Испании. Фильм снят по роману Донны Вулфолк Кросс. А режиссировал картину Зёнке Вортманн, подаривший нам такие европейские картины как «Чудо Берна» и «Знак Голливуда». Бюджет картины составил 22 миллиона евро, при этом в прокате она собрала 26 миллионов долларов, тобишь по сути смогла окупить свой бюджет.

В центре сюжета невероятная история сильной женщины Иоанны, родившейся в семье деревенского священника, которая с детства демонстрировала незаурядные умственные способности и непреодолимую тягу к знаниям. Получив, вопреки существовавшим запретам, образование, но едва оставшись в живых во время нашествия норманнов, она решает выдать себя за мужчину, и пройдя череду событий и испытаний займет Папский престол в Ватикане. Сюжет фильма линеен, но грамотно продуман. Несмотря на большой хронометраж в 149 минут, за становлением героини интересно наблюдать. Фильм нигде не провисает и воспринимается динамично. Данная лента на примере одной сложной судьбы повествует о великих человеческих качествах и людских пороках, о любви и власти, о предвзятости и несправедливости окружающего мира. Картина ненавязчиво задевает тему религии а также остро поднимает тему сексизма, что по сути является «мейнстримом» в наши дни. Тема детально раскрыта и показана через отношение к женщинам в ту эпоху, где женщина имеющая права голоса — это моветон. Эпоха средневековья показана весьма детально и правдоподобно. Антураж в фильме создает весьма колоритную, историческую атмосферу. Единственное что смотрится чужеродно — это «притянутая за уши» любовная линия, которую можно было подать несколько иначе, для полноты восприятия и целостности картины. Да и концовка фильма оставила странное послевкусие.

Актерский каст подобран хорошо. Актеры прекрасно воплотили на экране своих персонажей. Йоханна Вокалек выложилась на полную, и остальные актеры поспевали за ней. В целом актерской игрой остался доволен.

Касательно аудио и видеоряда, могу сказать что музыкальное оформление на высоком уровне, полностью вписывается в повествование и видеоряд. Как уже было сказано раннее антураж и манера съемки весьма точно передают эпоху и создают правильную историческую атмосферу.

В итоге получился неплохой исторический фильм, с глубоким смыслом, о непростой жизни сильной личности! Рекомендую к просмотру любителям исторических и биографических фильмов. Лично для меня — фильм обязателен к просмотру, но на один раз. Я доволен что посмотрел данную картину, но к повторному просмотру не стал бы возвращаться.

6 из 10

27 июля 2017

Are you ready for a miracle?

История Иоанны имеет по меньшей мере две известных экранизации: с Лив Ульман и эту. Если первая очень тяжелая, то у Зёнке Вортманна прилизанная, голливудская и безэмоциональная. Исключая кое-какие пакостные моменты, можно увидеть, что фильм о превозможенке на папском престоле получился почти семейный — минимум драмы, глубоких эмоций, непредсказуемых поворотов.

История легендарной папессы сама по себе неправдоподобная. Представите себе, как некая женщина, пускай некрасивая и маскулинизированная, долгое время убедительно претворяется мужчиной. Можно перевязать грудь и остричь волосы, но голос не изменишь. Есть пара реальных историй, когда женщины прикидывались мужчинами и добивались успеха в мужских занятиях, но их обман раскрывался всегда быстро. А уж в фильме Вортманна мягкая и женственная Иоанна совсем не выглядит мужчиной. В более раннем шедевре это бы простили, скинув за то, что кино вообще условное искусство, но сейчас видеть подобные уже забавно. Поэтому когда закадровый голос последовательницы и летописецы жизни сей особы вопрошает, были ли еще подобные таящиеся женщины, это смешно. Видно же за сто верст.

В вортманновской экранизации история вышла тем более сказочная, что у самой папессы нет недостатков, а у ее врагов нет достоинств — как в лучших голливудских кинокомиксах.

Иоанна влюблена в бывшего покровителя, а он отвечает ей взаимностью. Можно ли представить, что стереотипно мужественный воин влюблен в женщину, внешне похожую на католического попа? Представьте, как они придавались любовным утехам. Что значит «я ем»?

Эта любовь слишком нелепа, чтоб рассказывать о ней подробно, поэтому нам просто показывают главных героев в целомудренных объятиях, в обозначение, что к чему. А уж чего-то большего и ждать было нельзя — получилось бы такое, что даже самая отъявленная бодипозитивщиа загрустила.

Конец тоже не создан по законам логики. Как-то вышло, что бывалая и всеведущая Иоанна не угадала, что будет, если отправиться на многолюдное мероприятие на последних часах беременности. Вторая причина заключается чуде: бритая, разодетая в помпезные мужские одежды женщина с позором умирает из-за неудачных родов посреди площади, а ты под это ешь макароны без шока, брезгливости и негодования. Умеют же люди снять!

«Иоанна — женщина на папском престоле» — чудесный подарок любой феминистке или поклоннику гламурных исторических фильмов, а вот остальным будет скучно без экшна и драматизма и странно от всех этих казусов, которых, наверное, и нельзя было бы избежать даже при самой хорошей постановке. История с Иоанной настолько нелогичная, что в принципе не может быть реалистично воспроизведена.

13 сентября 2015

Иоанна — обман и вера.

Вы хотите покорить мир, оставить в нем след. Но как это сделать, если Вы женщина и на дворе девятый век?! Героиня почти это сделала, обманув Святую Матерь Церковь и заняв место викария Господнего — Папы Римского. Но в итоге мы видим, что тайное становиться явным, ложь побеждается истиной, вопрос обстоит только во времени!

Однако красивая история о сильной женщины была испорчена в этой картине Зёнке Вортманна. Актриса Йоханна Вокалек почти меня убедила, да, вот она — Епископесса Рима, средневековая Гипатия Александрийская! Но остальные герои разочаровали. В сценарии много клише, типичных до банальности персонажей, типа героя Дэвида Уэнэма, ситуаций проигранных сотни раз, но сама идея ведь нетривиальна! А зачем сценаристу вообще думать? Зритель и так съест.

Проводя параллель с фильмом Майкла Андерсона «Папесса Иоанна» (1972 год) я убеждаюсь — забытое старое лучше нового.

Фильм советую к просмотреть, но он кажется «сильным» и с намеком на «философию» только с первого просмотра.

8 из 10

26 марта 2014

Просмотр фильма «Иоанна — женщина на папском престоле» вызывает неоднозначную реакцию. История рассказывает историю жизни женщины Иоанны — первой и последней папесы в истории Святого престола.

Плюсы:

Прекрасный антураж на протяжении всего фильма, очень красиво и исторически верно показана жизнь варварских германских племен, раннесредневековые города, монастырь, панорамы Рима.

Прекрасный актерский состав, очень хорошо подобраны актрисы играющие главную героиню — похожи друг на друга. Да и остальные актеры не подкачали.

История показана в классической манере, так как фигурирует в легенде, отходов от канона почти нет.

Минусы:

Непонятно поведение, а точнее отношение и терпение к нему со стороны жителей деревни и семьи, отца-фанатика.

Абсолютно идиотская линия любви между Иоанной и графом, заменившей ей в детстве отца. Нелогичная, глупая, банально показанная. Влюбись она например в сына графа или младшего брата (если бы такие присутствовали по сюжету) было бы все нормально и логично.

В целом же фильм вызывает приятные впечатления, скука при просмотре отсутствует, конец непредсказуем и резок.

8 из 10

18 декабря 2013

Папесса.

В первую очередь этот фильм заинтересовал меня, конечно, своей тематикой. Я никогда не понимала позицию некоторых общественных организаций по поводу вторичности женского пола в отношении мужского. Для меня это то же, что говорить, что синий цвет лучше красного только потому, что он синий. Если в любой из этих цветов добавить грязь, то оба в грязь одинаково и превратятся.

Такие личности как папесса Иоанна лишний раз доказывают всю абсурдность так называемого гендерного неравенства. Нельзя судить о душе и внутреннем мире человека, видя в нём только мужчину или женщину.

Картина пугает откровенными сценами жестокости, грязи того времени и нашего мира в целом. Слова из Священного Писания вновь и вновь перевираются. Священник бьёт и насилует собственную жену на глазах у собственных детей, говоря о должной женской покорности и нарочито забывая о любви ко своей второй половине, завещанной нам Христом. Сказано: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова… (Еф.5:22—33). Об этом поучении мужчины часто забывают.

Почему — то я склонна верить тому, что легенда о папессе Иоанне не выдумка. История знавала множество гениальных и сильных женщин в любых эпохах. Папесса — одна из них, но бесспорно, самая скандальная. Ведь папство в Ватикане — самая мужская сфера, куда женщинам испокон веков вход был заказан, даже таким непомерно талантливым и даровитым. Но на всё Воля Божья…

Кинематографическое исполнение мне понравилось. Мрачная атмосфера начала Средневековья передана реалистично. Йоханна Вокалек прекрасно вжилась в свою роль. Могу придраться только к некоторой нелогичности построения сюжета. Неясно выражена обоснованность восхождения Иоанны на папский престол. Всё подано как некое чудо. А ведь эта женщина добилась подобных высот лишь своим трудом и талантом.

Но идея прекрасна. Нет понятия слабый и сильный пол. Есть понятие человек.

8 из 10

11 июня 2013

Мудрость покупается волей.(с)

Перед нами насыщенная прекрасными историческими и психологическими наполнениями картина. Это история не только для феминисток — нет в ней никакой «ненависти к мужчинам», есть множество достойных мужских персонажей. Нельзя сказать, что это история сугубо о вере или не вере. Это история про сложность женской судьбы на протяжении истории, а также еще раз о всей неоднозначности главных событий и персонажей.

Фильм начинается с неоднозначного вопроса и заканчивается им же — греховность тела… Также поднимается вопрос цены и смысла власти. Эта власть, а также просвещение, ставит в противопоставление главная героиня: «ничтожности существования в статусе жены». По мнению героини — будучи женой она ничего не даст людям. Эта идея показана как основная в жизни героини. Хоть ее возлюбленный и помогал ей взглянуть на все по-другому:

- Но ведь все, что свершишь — легко разрушат другие.

Это история любви и власти, и возможности жить этими двумя понятиями одновременно. Конечно, неоднозначность самой истории, которая также и отображена в фильме — в том, что Иоанна, понимая в конце свое положение — не сделала шаг к побегу, ведь ситуация, в которой она оказалась, не могла дать ей ничего другого как только наказание, презрение и полное уничтожение общественностью того времени… Также смущает, идеальной во всем остальном игре, женственность манер героини, подражая мужчине.

Феминистические моменты проглядываются в фильме, но все же он на них только не построен. Одни из таких есть то, как Иоанна рассказала, что женщина намного более волевая, так как Адам попробовал яблоко только тогда, когда Ева ему предложила.

Характеристика церкви дана словами врага героини:

- Церкви не нужен речистый популист, церкви нужна влиятельная персона.

И все же, даже, если забрать все «табу» с этой темы, фильм показывает не совершенную мораль общества того времени еще в первых кадрах картины. Не столь важно, насколько сама история есть правдоподобной, даже представить потенциальную возможность такой истории, дает много пищи для размышлений.

10 из 10

24 марта 2013

Давно хотела посмотерть этот фильм и вот, наконец-то, собралась это сделать.

Я не критик, я просто люблю кино, так что попытаюсь проанализировать «Иоанну» с точки зрения обычного зрителя.

Фильм хорош, тут нечего сказать. Перед просмотром я прочитала множество рецензий, говорящих о том, что фильм ни о чём, скушен и так далее. Я не понимаю, как можно писать подобное об этой картине! Сюжет интересный, обстановка той эпохи воссоздана достойно, актёры потрясающие! Внесу этот фильм в список любимых обязательно.

Об актёрах хочу сказать отдельно. Девушка, Йоханна Вокалек, отлично сыграла Иоанну, она мудрая, в ней чувствуется необычайная сила воли, при этом она достаточно мила и нежна в тех сценах, когда это нужно. Эта девушка так молода, и при этом волшебно сыграла такую сильную женщину.

Дэвид Уэнэм. Тут я не могу быть объективной, ибо он для меня один из тех актёров, на которых приятно смотреть всегда. Он — это воплощение того идеального воина, образ которого рисует воображение каждой девушки при слове «рыцарь». Уэнэм и Вокалек отлично смотрелись и мне трудно представить кого-то ещё на их месте.

Возможно, сюжет фильма немного предсказуем, но сама идея рассказать историю женщины на месте папы, для меня лично, интересна и нова.

Идея хороша, воплощена она в жизнь качественно и здорово, актёры впечатлили. Что ж, ставлю 10 баллов без всяких угрызений совести.

10 из 10

4 января 2013

Главная тайна Ватикана

Не стоит говорить о том, какую огромную роль играла церковь в 7—10 веках новой эры. Она была главной силой всего известного мира, она устанавливала порядки, правила и запреты. И самое главное — идти наперекор церкви — означало смерть. Но по легенде, в конце 9го века новой эры случилось нечто, что могло бросить тень на ее могущество: что в течении 2х лет папский престол, престол главы католической церкви занимала женщина! Сейчас — Ватикан упорно твердит, что все это вымысел, но сей факт — не имеет аналогов!

Это возможно биография, никогда не существовавшей женщины, но она полна трагичных моментов. Иоанне было предназначено необычное будущее еще при рождении — ибо она родилась в день смерти Карла Великого, в семье священника. Ее мать и старший брат, заметив ее тягу к знаниям, начинают обучать девочку, чем вызывают ярость отца, считавшего, что женщине не подобает быть ученой. Иоанна сбегает из дома, опасаясь гнева отца, поступает в школу вместе с братом, становится лучшей ученицей, влюбляется в своего покровителя, молодого рыцаря Джеральда… Но когда в городок приходит война, Иоанна решается на отчаянный поступок — переодевается мужчиной, изменяет имя на Иоанн и отправляется в путь, который приводит ее в Ватикан, где она становится советником Папы Сергия.

Йоханна Вокалек — Иоанна. На вид в ней нет ничего особенного. Просто молодая девушка с большими глазами. Но в этих глазах можно увидеть все остальное: жажду знаний, несокрушимую внутреннюю силу духа и жажду добиться перемен в существующем мире. Кто сказал, что женщины не могут учиться? Иоанна доказывает это на себе — она кажется умнее многих своих современников-мужчин, которые занимают высокие должности при Папе и не умеют читать. А будучи избранной Главой Церкви Иоанна хочет изменить предвзятое мнение к женщинам. Но до равноправия полов еще почти целое тысячелетие…

Дэвид Уэнэм — Джеральд. Должна сказать, что Дэвиду очень удаются роли средневековых рыцарей. Он очень органично смотрится в тяжелых доспехах с мечом на поясе и верхом на коне. Также он очень хорошо сыграл: Джеральд — человек чести и доблести. Он сражается за справедливость. А его чувства сначала к девочке, которую он приютил в своем доме, а затем к женщине, которая не похожа ни на кого — настоящие. Джеральд готов защищать любимую ценой жизни и готов на все ради ее счастья.

Джон Гудмен — Папа Римский Сергий. Хоть роль небольшая, но Джону удалось показать самый правдивый образ священнослужителя той эпохи: которого не очень волнуют проблемы народа, а только свое благосостояние. Но радует, что такой, казалось бы, испорченный человек смог прислушаться к голосу разума в лице Иоанны, которая его вылечила.

Фильм Зёнке Вортманна не просто очередная биография исторической личности. Это история жизни женщины, которой возможно никогда не было. Но мне не очень хочется в это верить — есть многие доказательства, начиная с несовпадений в датах между правителями и заканчивая знаменитым стулом. А также несколькими средневековым иллюстрациями — они не возникают просто из воздуха. И я верю, что больше тысячи лет назад жила женщина, которая благодаря своему уму и смелости, смогла добиться таких высот, каких не добиваются и сегодня…

8 из 10

14 ноября 2012

Не знаю как вам, а мне понравилось.

Начать рецензию хочу с заявления, что она будет положительной, т. к. фильм мне очень понравился, но вот оценка данного творения будет немного непонятной, всё таки нет в мыслях оценивания после просмотра, есть только впечатления.

Йоханна Вокалек, кстати имя созвучное с Иоанной. Как же она изобразила всё! Мне жутко понравилось. Есть в ней что-то от мужчины, но при этом она женственная, красивая. Красивая, не в образе той женщины, в образе женщины в ней нет той невообразимой красоты. Она красива в образе мужчины, в образе папы. Вы вряд ли сочтёте мои мысли нормальными, но всё таки я продолжу. Эти скулы, глаза, губы, в такого мужчину я бы влюбилась, но это женщина и она сыграла мужчину. К сожалению, а может и к счастью в то время женщины были только как хранительныцы очага и матери детей, их ни во что не ставили, можно даже сказать, что их не уважали. Возьмём момент в начале фильма, когда муж отказывается помогать жене при родах, лишь потому что полностью основывается на священные писания, в которых говорится «Да сказал господь: «в муках будешь рожать детей своих»», конечно хорошо, что он такой верующий, но данному персонажу, как отцу-мужу-тирану не свойственно сочувствие и сострадание, он хочет чтобы всё было так, как он считает нужным, до конца жизни данный персонаж не познаёт сострадание. Мать Иоанны полностью зависит от мужа, под «прогибом» тирании она и живёт. Но речь не о них, а о Иоанне. Иоанна росла умной, красивой девочкой. Её старший брат обучил её письму и чтению, может благодаря ему всё происходит (в фильме) так, как происходит. Она бежит из своей захалустной деревни… Но всё же вокруг таких добрых людей, как Иоанна всегда крутятся злобные, завистливые люди. По идее есть 2 версии смерти Иоанны, одна из них показана в фильме, другая же изображает смерть от рук людей, которые закидывали Иоанну камнями.

Такое странное ощущение после просмотра. Вроде бы очень хороший фильм, но финал кино… Мне не хотелось бы смотреть фильм ещё раз, но то, что для меня он хорош я не могу не написать.

Хочу отметить озвучку, голос Иоанны в детстве как будто бы был позже голосом Иоанны — женщины. И вообще, подросток была похожа на женщину в будущем, как будто выращивали девушку для фильма. Уж очень было похоже. Подбор актёров нормальный, не могу кого-то выделить, кроме Йоханны.

Притензий к фильму у меня нет, мне было интересно.

Сие творение заслуживает

7—10 из 10

Данная история имеет место быть, и она была… она, Иоанна.

26 марта 2012

Средневековый феменизм: миф или реальность?

Заголовок мой, конечно, бессмысленный. Кино — это всегда смесь мифа и реальности. И фильм «Иоанна — женщина на папском престоле» яркая тому иллюстрация. Довольно забавно наблюдать как средневековой легенде исправно сдобрив реалистическими эпизодами придали современную смысловую нагрузку.

Ну, никакой папессы Иоанессы не было в действительности. Эта легенда XI века лишь отражение разврата и распущенности папства в X веке, хотя папесса должна была по легенде жить в IX веке, примерно тогда, когда и происходит действие фильма.

От творения Донны Вулфолк Кросс (по книге которой снят фильм) феминизмом несет за версту. История о том, как умной и некрасивой женщине трудно в мире мужчин. Лишь немногие из них способны оценить её ум, а остальные либо очень тупы, либо завидуют ей. Забавно то, что все злодеи в фильме лопоухие. Личный комплекс режиссера?

Трактовка легенды довольно легкая. Не совпадает часто место, да и время. Отец Иоанны изображен жестоким тираном, хотя по легенде они вместе ходили проповедовали. Это видно было сделано, чтоб подчеркнуть ограниченность и жестокость мужчин даже на уровне семьи. Иоанна стала известна благодаря своему богословия, а не врачеванию (хе, тут феминистки прогнулись под гендер: медицина — как более присущее женщине занятие, чем схоластика).

Иоанна почему-то становится папой после Сергия II, хотя по легенде после Льва IV, кстати, святого, который следовал за Сергием. Может именно Лев и был папессой Иоанной, так задумали создатели? Но про Льва много известно, совпадения исключены. А между Львом и следующим папой Бенедиктом III интервал был всего три месяца. Это слишком короткий срок, чтоб «сделать так много великих дел».

Забавно, что автор прогнулась ещё раз под свою бабскую сущность при любовной линии. Любовник Иоанны — граф, воин, начальник папской гвардии. Всё таки даже феминисткам нужен суровый мужик с бицепсами, и большим и длинным.. . мечом. Хотя по легенде её последним любовником был капеллан. Думаю, что все эти неточности должны были подчеркнуть суровый шовинизм больших мужеподобных свиней в средневековье, пытавшихся запретить женщинам учится из-за страха перед их умом.

Кстати, не совсем понятно, зачем церковникам нужно было скрывать имя Иоанны? Ведь, если исходить из того, как умерла в фильме Иоанна, то делать это было ненужно. Просто объявить, что папа умер в следствии открывшейся раны или что-то такое ещё придумать. Ведь публичного обнародования обмана по фильму не произошло. Оставим всё это на совести сценаристов и Донны Вулфолк Кросс в частности.

Если особо не заморачиваться по поводу смысла фильма (особенно если учесть, что кое-что правдиво), то «Иоанна» вполне сносный исторический фильм. Хорошо показана эпоха, средневековые отношения, исторические реалии (хотя шлему-капеллину в IX веке я удивился). Да, ещё вкрапление современных имен (Метью, Джеральд) было неуместно. Почему они возникли — не понятно. Сакская деревня, как и монастырь, да и Рим очень хорошо реконструированы. Пир у епископа так вообще восторг вызвал. Хорошие диалоги, яркие образы, неплохая игра (особо Джона Гудмана) в фильме есть.

Так что любителям исторических фильмов и вообще истории, а так же феминистам/феминисткам смотреть нужно. Просто любителям кино — можно. 2,5 часа не бессмысленно проведете.

ЗЫ Играл как-то в игру Medieval II Total war. Там у меня был один священник со свойство «скрытая женщина». Так вот — он тоже стал папой. :-))

12 декабря 2011

Иоанн(а) VIII

Несмотря на то, что явление феминизма, в человеческой истории относительно молодо, как рассказывает и показывает этот фильм (основанный, несомненно, на самых точных фактах) и в средние века находились примеры жестокой битвы за равноправие полов. Веке в IX от рождества одного из пророков, женщина стала папой! Хотя в наше время таким заявлением никого не удивишь.

Целевая аудитория фильма огромна — большая половина человечества. Ведь такое кино в первую очередь для всех девушек и женщин, отчаянно сражающихся, и по сей век за равноправие. Но, как показывают кассовые сборы, то ли раскручивали проект слабо (заговор, ведь продюсеры — мужчины) то ли, дабы избежать волнений, женщин не пустили в кинотеатры их мужья, сыны и отцы (тоже заговор, ага) то ли тема все же неактуальна. Не может же быть что кино настолько плохо?

Режиссер, не откладывая дела в долгий ящик, с первых сцен начинает перегибать палку. Каждая мелочь подчеркивает как тяжело жилось женщинам в темные века. Их били, заставляли пахать в три смены, рожать детей и что самое ужасное не учили писать и читать! Мужская часть в лице отца главной героини — негодяй и тиран, даром что священник. Каста последних к слову странно толкует слова своего Бога и лишь помогает притеснять слабый пол. Отдельные персонажи, мужские-положительные редки, но присутствуют. Как же иначе, без посторонней помощи будущей папе римской пробиться? Режиссер все же тоже мужчина!

Сюжет на самом деле настоль малоинтересен и предсказуем, что говорить о нем нечего. Все действия и решения направлены на то чтобы зрители жалели и сопереживали Иоанне. Эти приемы настолько откровенны, что относиться к героям как к реальным личностям, а фильму как к (хоть пусть и чуть-чуть) историческому не получается. Кино больше напоминает фэнтези. Продолжительный квест восхождения на папский трон. С печальным финалом, объявленным заранее — раз было раскрыто, что Иоанна женщина, хорошей концовки ждать не приходилось.

Переборщил режиссер и с деяниями своей героини. Настолько все положительно, что поверить в реальность невозможно. Недостаток у Иоанны только один, истинно женский — любовь к мужчине. В остальном — идеал, лучший папа всех времен, Ватикану, однозначно стоит задуматься.

Из явных недостатков еще стоит выделить раздражающий закадровый голос — всегда плохой прием и то, что Йоханна Вокалек на мужчину вовсе не похожа. Неизвестно как было на самом деле и почему мужчины не доглядели, но такого монаха думается мне раскусили бы быстро. Впрочем, может быть, может быть, это только так кажется, потому что зрителям заранее все известно. Тем не менее, женщин и актрис в частности, более мужеподобных найти было бы несложно. Хотя почему-то думая о роли Иоанны в первую очередь мысленно представляется Кейт Бланшетт.

Вдаваться в подробности и разбирать излагаемые события с исторической точки зрения, желания и смысла нет. Думается, что тщательной критики сюжетные повороты фильма не выдержат. Но один момент особенно бросается в глаза. Иоанна (в ленте) не была кардиналом на тот момент, когда ее вдруг выставили кандидатом на пост понтифика, после смерти предыдущего папы (почему-то в фильме его звали Сергий, хотя должен был быть Лев IV). Что совсем противоречит правилам.

А в целом, фильм смотрится, особенно если не относиться ко всему серьезно. Исполнено все качественно. Сейчас с фэнтези дела обстоят неважно в мировом кино, потому, если после прочтения желание появилось — вперед.

10 декабря 2011

Уже упоминалось о том, что историки так и не нашли подтверждений существования данного исторического персонажа. Я лично была этим фактом немного раздосадована, так как фильм заявлен как исторический, ну да ладно, главное, чтобы кино было хорошим, не правда ли?

Мне понравилось, как снят фильм. Я имею в виду передачу быта, обычаев, атмосферы мрачного средневековья. Актеры играют замечательно, но достаточно ли этого для того, чтобы фильм получился? Думаю да, если речь идет о развлекательном кино. Но этот фильм претендует на большее. А потому мой отзыв негативный.

В начале фильма все вроде как внятно — одаренная девочка, стремящаяся к знаниям, сталкивается с ситуацией, когда для реализации этого желания, да что там, просто для того, чтобы оставаться живой и свободной, вынуждена притворяться мальчиком. Смелый шаг целеустремленного человека. Браво, снимаем шляпу! Но дальнейшие события повергают в полное смятение по поводу ее истинных целей и мотивов. А вот они совершенно не раскрыты в картине. Лично у меня под конец героиня вызывала чуть ли не отвращение. Я ожидала увидеть целостную личность, имеющую большие устремления и готовую поступиться многим ради них. А в результате увидела похотливую, властную дамочку, до последнего цепляющуюся за власть, ползущую по ступеням храма, пребывающую в полном равнодушии к судьбе своего ребенка.

Через весь фильм проходит идея о глубокой и искренней вере Иоанны в Бога. Конечно вера и религиозность не равнозначные понятия, но согласитесь, даже в наше продвинутое время беременная монашка это скорее нонсенс, чем правило. А тут ПАПА. Нам же показано ежедневное глумление над верой, лицемерие и обман, без малейших следов раскаяния или хотя бы смятения.

Также Иоанна заявлена как необыкновенно искусный целитель. Я думаю, что уже в те времена на поддержание здоровья папы денег не жалели и к нему имели доступ только лучшие доктора. То есть, исходя из логики, Иоанна как врач не просто хороша, а лучшая из лучших, искусно ставящая диагноз только по виду, запаху и вкусу мочи. Почему же тогда фильм заканчивается так, как он заканчивается? Несостыковка, причем явная.

Красной нитью сквозь фильм проходит мысль о том, сколько же женщин вынуждены притворяться, чтобы найти свое место в этом мире, и как нехорошая католическая церковь уничтожила все следы пребывания женщины на папском престоле. Если все было так, как описывает фильм, то я полностью солидарна с католической церковью. Ну не удалось режиссеру показать, чем именно Иоанна была так важна как папа, как личность, кроме своего пола.

6 из 10

исключительно за съемки и актерскую игру

6 декабря 2011

Реальность или вымысел?

Поставив с самого начала вопрос, я вряд ли дам на него ответа. Могу лишь привести некоторые факты, рассуждения, и свое мнение. А что из всего этого верно — решать вам.

Существует довольно много версий по-поводу того, когда могла женщина очутится на папском троне. Дело в том, что записи о ней, находятся лишь с 13 века, а возможность ее правления — начиная с 9 века, и вплоть до 12 века. Очень большой разброс во времени.

В 14—15 веках, папесса считалась историческим персонажем, ее существование не отрицали даже священники — кардиналы, епископы, богословы. Но уже с 15, ближе к 16, канонники стали отрицать что имело место такое событие как женщина, ставшая папой. В качестве аргументов против, приводится следующее:

1) Ни один исторический источник — среди всех историй папства — ничего не знает о женщине-папе; более того, нет ни единого упоминания о ней до середины XIII века. Однако, с другой стороны, исторические источники, современные Иисусу Христу, также ничего не знают о Христе, что не мешает воспринимать его как реально существовавшего.

2) В современной истории папства нет места, куда эта фигура могла бы поместиться. Между Львом IV и Бенедиктом III, куда её помещает Мартин Поляк, она вставлена быть не может, поскольку Лев IV умер 17.7.855, и сразу же после его смерти духовенством и римским народом был избран Бенедикт III. Ещё менее вероятно, что папесса могла бы быть помещена в списке пап около 1100, между Виктором III (1087) и Урбаном II (1088—99) или перед Пасхалием II (1099—1110), как предполагается в хронике Жана де Мейи.

Это вообщем все доказательства, которые нам приводят. Но разве не возможна подтасовка фактов как показано в фильме — вычеркнуть женщину из папских книг, предать забвению, попытаться скрыть неприглядную для католиков действительность.

Почему существуют легенды о женщине-папе? Почему будущих пап подвергают процедуре определения пола? Дыма без огня не бывает. Все эти толки, разговоры должны были на чем-то основываться. И желание скрыть правду священниками тоже вполне понятно. Конечно же! У католиков мужчины даже жениться не могут, не то что у нас в православии. А тут женщина, которая в блуде родила! Для религиозных фанатиков это должно было стать жестоким ударом. И тут уж не важно какой была та женщина — умной, доброй, просвещенной. Главное что женщина не вписывается в религиозные догмы как папа.

Сюжет о папессе Иоанне был неоднократно разработан в мировой литературе. Он привлек внимание и А. С. Пушкина, который предположительно в 1835 году написал наброски сюжета к пьесе «Папесса Иоанна» в трех действиях. Эти наброски были на французском языке. Папесса Иоанна -британский фильм 1972 года. И данный фильм.

«Иоанна — женщина на папском троне» снят очень атмосферно. Это качественная лента, отражающая дух того времени, о котором повествует.

Это кино — историческая драма, с хорошим сценарием, сильной игрой актеров, и очень красочной картина, которая погружает нас в 10 век. Женщина тогда — ничего не значила. Она была лишь придатком, рабой своего мужа. Ей нельзя было учится, у нее не было никаких прав свободного человека. Собственно и человеком она почти не считалась. Так, подсобной скотиной, помогающей по-хозяйству, и удовлетворяющей потребности мужа. И все. Такое до сих пор есть в большинстве в арабских странах. В цивилизационных странах женщины конечно равны мужчине. Но разве это стало так давно? Нет… пусть этот фильм кажется кому-то феминистическим. Пусть. Вся эта история, была она легендой или все-таки реальностью, наверняка очень вдохновляла женщин средних веков. Она могла согревать их душу, вселять уверенность, и показывать что женщина это не бессловесное животное, она тоже может много достичь. Только надо добиваться своих прав…

Это хороший фильм. Он очень близко отражает легенды. Женщина, которая возможно существовала, родила ребенка — либо от того что роды пошли не так, и она истекла кровью; либо, по другой версии легенды, когда начались роды, возмущенные священники и народ замучили ее до смерти… Все возможно в те времена…

O tempore, o more!

Хорошо показана семья Иоанны, трагедия маленькой девочки, чей отец — чудовища, а мать, слишком слаба и безропотна, чтобы защитить от мужа своих детей. Мое сердце наполнялось возмущением и гневом, пока я смотрела сцены из детства Иоанны. Драма получилась глубокая, всеобъемлющая. Драма отдельной семьи, драма эпохи.

10 из 10

15 октября 2011

Этот фильм для меня перекликается с фильмом Агора. И в этом сравнении Агора выигрывает за счет большей реалистичности. Может быть потому что об Иоанне известно мало, намного меньше, чем о героине Агоры.

Сама атмосфера средневековья в фильме достаточно правдива, никакого романтизма. И точно так же верно показано, что на тот период церковь была как единственным источником знаний для тех, кто хотел ими обладать, так и подавителем знаний, которые считала не нужными. Но никакого откровения тут нет, все это сказанно персказано сто раз.

А вот судьба женщины -папы показана уж очень мелодраматично. Если уж стала женщиной в те времена каким -то путем папой, то врядли она была такой как героиня Йоханны Вокалек. А внешне типаж как раз хорошо подобран

7 из 10

29 сентября 2011

Честно говоря, в период предпродакшена я от фильма ожидала несколько иных идей. Но ожидание обманулось, можно сказать, в лучшую сторону. Предполагалась скученная каша из морализаторско-духовной этики, раз уж взяли в оборот историю пусть и с префиксом «псевдо», но родом из самого Ватикана, только что оправившегося от экранизаций Дэна Брауна.

А на деле вышла приятная глазу и прочим органам чувств костюмированная мелодрама из разряда «жизнь и подвиги монарших особ». Здесь сразу отмечу, что к церковности, как к заканодательно-исполнительному органу религии, у меня отношение скептичное. И то, что у создателей сценария настроения были похожего толка мне симпатично. По части феминистской окраски, скажу, что любую историю, где женщину ставят во главу угла, считают таковой. К подобному социальному мнению всегда относилась достаточно лояльно, но без поддержки оного.

И наконец, непосредственно об Иоанне. Образ получился! Живой, многогранный, «достоверный», конечно, — прилагательное дурно пахнущее огульностью в историческом контексте, но в романтическом, думаю, уместно. В общем, мужчина/женщина Иоанна в лице Йоханы Вокалек сделана очень добротно, грамотно и гармонично.

Так что если оставить за кадром весь скепсис по исторической надуманности на выходе мы получим захватывающую историю о жизненном пути «просто женщины» к «НЕ просто женщине». В этом ракурсе кино более чем стоящее.

11 сентября 2011

А была ли женщина..?

Замечательный фильм! Сильный, красивый, захватывающий. Несмотря на то, что он идет более двух часов, не могу припомнить ни одного затянутого момента. События развиваются очень динамично и незаметно для себя ты начинаешь чувствовать и жить той атмосферой.

«У женщин очень мало полезного мозга… Они не способны на логические заключения…». И вот такое общество существовало на самом деле, независимо от того занимала ли Иоанна папский престол.

Я не фанат исторических фильмов, в основном потому что их финал всегда предсказуем. Историю не переписать даже Голливуду. Я не сильна в религии, хотя и не отрицаю ее полностью. Я не феминистка. Дело не в исторической точности данного случая и не в жестокости церкви того времени, не в унижении женщин, а в том какой, в целом, была жизнь 1000 лет назад…

Несмотря на то, что нет однозначного мнения по поводу того «А была ли женщина на папском престоле?» или это чистой воды вымысел — на хорошую концовку рассчитывать было бы глупо. Любой человек, неважно женщина то или мужчина, посмевший бросить вызов обществу — обречен. Каждый в отдельности. Но, может быть, именно такие люди медленно и неумолимо меняют наш мир к лучшему.

18 июля 2011

Та, которая не должна была существовать в природе?

Я начинал смотреть фильм слегка заинтригованный. Середине века, история «не заезженная», ну и конечно же Йоханна Вокалек, полюбившаяся мне после фильма Босиком по мостовой.

Фильм описывает историю девушки, в которой бушевала жажда знаний, желание служить господу и самое главное найти свое место в жизни.

Девушка эта, как бы нас не уверял Зёнке Вортманн является все же полу легендарным персонажем. О ней не сохранилось сведений современников, а последующие крайне разрознены и противоречивы. Под впечатлением от фильма я начал искать информацию о Иоанне и у меня сложилось впечатление, что она похожа на Короля Артура. Она и существует, но только в легендах, сказаниях и в литературно приукрашенных исторических источниках.

Что же касается фильма с профессиональной точки зрения. Персонажи прописаны качественно, да и игра самих актеров завораживает. Йоханна Вокалек удачно показала терпеливую, спокойную, жаждущую знаний дочку священника. Дэвид Уэнэм был выбран замечательно. Для начала он уже играл подобных персонажей в своей карьере, да и внешность его, лично у меня, напоминает мне средневекового война. Единственный кто мне не импонирует так это Джон Гудмен, ну не верится мне что он Папа Римский.

В фильме церковь показали во всей красе. Начиная крещением «огнем и мечем», властью повелевать жизнью людей, ничего не давая им взамен. До урегулирования феодальных конфликтов и полным контролем в городах. Папский двор тот же королевский, со своими интригами и заговорами. И лишь сильный Папа мог удержать этих «пресмыкающихся» в узде.

Таким образом, фильм «Иоанна…» входит по праву в список моих любимых фильмов. В нем конечно же есть свои минусы, но я с радостью закрываю на них глаза под сеянием положительных моментов.

30 июня 2011

Правда или вымысел?

Давно собирался посмотреть этот фильм, название которого меня сразу заинтриговало. Неужели такое возможно, чтоб женщина восседала на папском престоле? Интерес все-таки оказался сильнее моего скептицизма к историческим драмам с религиозным уклоном.

Иоанной еще с детства завладела тяга к знаниям, но в то время девочкам запрещалось посещать школу. А отец был слишком строгим, чтоб нарушить эти правила. Старший брат в тайне от отца научил ее читать и писать, но болезнь сразила его. Судьба подарила девочке нового наставника, который многому ее обучил. Слухи о смышленой девчушке быстро разошлись по округе и ее пригласили в школу. Получив там образование и выжив при нашествии норманов, девушка решила выдать себя за мужчину и выбрала себе имя Иоанн Англикус. С этого момента ей больше не нужно было доказывать свои способности. Она быстро добилась признания среди братьев и даже стала личным врачом и советником Папы Римского. Но риск разоблачения все равно оставался.

Ну, что я могу сказать об этом фильме? История сильной духом женщины не может не восхищать. Столько трудностей она повидала на своем пути, но при этом не утратила свою веру и любовь к знаниям. Она вытерпела не только побои отца в детстве, но и пожертвовала своим личным счастьем во благо других. Съемка очень хорошая. Режиссер постарался и картинка получилась красивой. Много ярких сцен. Например, побои отца, о которых я уже говорил. У меня аж сердце заболело от увиденного.

Йоханна Вокалек блестяще справилась с этой ролью. Была бы моя воля, я наградил бы ее Оскаром. Из минусов можно выделить только продолжительность фильма. Слишком длинный, хотя это логично, потому что история Иоанны рассказывается с самого рождения. Но в целом создателям удалось сделать так, чтоб внимание зрителя сохранялось до конца. Здесь и стремление, и вера, и любовь. Каждый найдет что-то интересное для себя. Не знаю, насколько эта история правдива, но мне она определенно понравилась.

9 из 10

7 июня 2011

Cogito ergo sum!

Первое, что поразило меня в этом фильме, это настолько полное погружение в атмосферу Средневековья — варварского, нищего, полного предрассудков, причем удивительно глупых и совершенно не логичных, времени, что довольно долгое для художественного фильма время (2,5 часа) пролетели ну максимум как 10 минут!

«Иоанна» не претендует ни на какую историческую точность — об этом не было ни малейшего упоминания в фильме. Каждый решает для себя, была ли папесса, или же это всего лишь легенда, придуманная, возможно, феминистками, возможно, богохульниками, а, вполне возможно, и историки, насколько мне известно, не отрицают этого, этот факт действительно имел место быть и жила такая женщина, ставшая Папой Римским…

Фильм, думаю, не вызвал общественного резонанса именно потому что он создан не для переубеждения масс, не для внушения всем и каждому, что не только мужчины, но даже и женщина, удостаивались чести быть наместником Бога на Земле… Это фильм диалог сильной личности Иоанны с нашим внутренним Я…

И я хочу сказать, что даже если Иоанны и не было, то этот фильм стоит посмотреть, чтобы убедиться, что даже в варварском Средневековье находились люди, и, более того, женщины (!!!) с пытливым умом и непростой судьбой! И как ни крути, а мы, девушки, именно таким, как Иоанна обязаны тем, что сегодня нас не притесняют так, как это имело место быть когда-то!

9 из 10

30 марта 2011

Случай в Ватикане

Сразу скажу, эта рецензия дается мне нелегко. История одиозной папессы весьма любопытна. Актер Дэвид Уэнам — красавец, каких поискать. Но труд американской, простите, гражданки Донны Кросс слова доброго не стоит.

А ведь как славно все начиналось. О том, что была такая папесса, я узнала из колоритнейшей книги «Священный вертеп» ярого антиклерикала Лео Таксиля. Боже, как там душевно описаны нравы, царившие в лоне католической церкви! Как славно это можно было бы изобразить! Иоанна представлена невероятно честолюбивой и жадной ханжой и вполне вписывается в теплую компанию, обосновавшуюся в Риме X-го века. Однако, информации в книге немного, в ней о папессе всего лишь одна глава.

Когда узнала, что снимается фильм, а мой любимец Уэнам играет там ее любовника, была малость скандализирована, но дико заинтригована. Мне казалось, что это будет нечто вроде рассказа о знаменитой семейке Борджиа. Властная, алчная и кровожадная баба захватила папскую власть, а при ней — невероятно красивый и столь же порочный подельник, или напротив, хрупкий страдалец, жертва скотской похоти этой мегеры.

Захотелось узнать побольше о папессе, о тех временах. Сейчас очень много говорится о некой красивой легенде, о благородной и мудрой женщине. Извините, но в Википедии я прочла нечто иное. Там говорится, что для того, чтобы опорочить римско-католическую церковь, в Константинополе где-то в XIII-м веке был сочинен похабный анекдот и изготовлена поддельная рукопись, якобы подтверждавшая существование папессы. На сайтах разного рода религиозных деятелей вся эта история оценивается аналогично.

Книга Кросс меня поразила. Местные кинопрокатчики прокатили нас с кинопрокатом, пришлось ознакомиться с первоисточником. Батюшки святы, и эта женщина еще считает себя историком! С одной стороны, видно, что автор много трудилась, изучая какие-то документы, с другой — исторической прозы не вышло, это даже не аналог Дюма, а обычная дамская порнография. Запись эротических снов госпожи литераторши. Единственное, что хоть немного меня утешило, что книга была написана в 1996-м году, когда Уэнам был мало кому известным даже в Австралии.

Как видите, я здорово обозлилась, просто сочилась ядом. Думала, сняли нечто, похожее на «Анжелику», жаждала поглумиться. Однако, сюжеты, появившиеся на ТВ перед выходом фильма, настораживали. Никаких там пикантностей, только чумазые иноки в грязных суровых одеждах. Настолько суровых и грязных, что ночами их, наверное, возле кровати ставят. Уэнам в веселой шляпке, сделавшей его похожим на пожилого Незнайку, говорил о высоком искусстве и великой трагедии. Бойкая худощавая девушка. Все это как-то не обнадеживало.

И вот получила я диск. Сразу скажу, если вам захотелось иметь фильм в своей коллекции, берите хорошее лицензионное издание с приложениями. Ибо это, увы, тот случай, когда приложения интереснее самого фильма. А так — вопиющие ужасы бытия, разного рода тяготы женской доли.

Опять-таки невероятно грязное семейство священника проживает в убогой хижине. Старик Ромуальдыч взглянул на экран и понял, что его носки еще чистые. Бедный священник не может приласкать жену в простоте — дети видят, и вынужден маскировать это под телесные наказания. Еще волнующий эпизод — маленькая вшивая Иоанна идет в школу. Мальчишки поливают ее чернилами, и те чудесным образом исчезают сами собой с ее немытой с рождения головки. А как безобразны практически все люди в фильме! Видно, долго искали таких уродов. Или это просто надо уметь снимать?

Дальше — больше. Вот он — благородный сэр Джеральд. Как он сияет среди всей этой гнили! Если есть на свете люди, достойные быть отлитыми в бронзе или высеченными в мраморе, то Уэнама обязательно следует вышить крестиком. В средневековых одеждах и в обществе девы с арфой.

Джеральд и в книге хорош до безумия, и почти идеальный мужчина, только плавает как топор. Собственно, весь интим был на том и завязан. Наш красавец ухитрялся где-нибудь регулярно тонуть, а храбрая девушка спасала его, откачивала и обогревала собственным телом. Очень жаль, что в фильме этот аспект упущен. Как и то, что книжный Джеральд бабник и потаскун, не пропускающий ни одной юбки. Судя по его интересу к папессе, он вообще настолько горяч, что готов поиметь все, что движется.

В фильме Джеральд вышел несколько вялым. Может быть оттого, что актеру Дэвиду Уэнаму было как-то неловко участвовать в этом действе? По информации, что я нашла на форуме КиноПоиска, актер вовсе не горел желанием украсить собой этот опус. Зато госпожа писательница, увидев его во «Властелине колец», прониклась страстным желанием видеть его и в этой роли. После чего она и режиссер этой ленты больше полугода выковыривали Уэнама из Австралии, где тот затаился в надежде пересидеть бурю. Впрочем, выглядит здесь он неплохо, только слегка зажат, будто боится прыснуть или расстаться с завтраком. И костюмы ему очень к лицу, жаль только, головные уборы великоваты размера на два. Когда шлем так болтается, он может легко быть утерян в битве.

Впрочем, я отвлеклась, главная здесь папесса. Удивителен был путь Иоанны к престолу. Добрая, скромная девушка как-то случайно шла мимо ворот Ватикана, а ее вдруг заметили и предложили: «Девушка, будьте-ка вы нашим папой!» Может, в фильме не все так буквально, но с той же степенью достоверности. Потому что принять то, что вышло в итоге из Иоханны Вокалек, за мужчину мне лично сложно. Может, окружающим просто до боли в сердце не хотелось видеть в этом уроде женщину? А ведь актриса даже хорошенькая. В общем, печальная ситуация.

Из всего фильма еще как-то запомнился и особо порадовал образ пожилой лесбиянки, от лица которой ведется повествование. Во всяком случае, в книге ее не было. А еще, какой простор для фантазии открывают подобные произведения. Есть такая старинная русская песня — «Случай в Ватикане». Думаю, она тоже заслуживает переработки и экранизации, и, конечно же, с Уэнамом в главной роли. Помните, как там было: «Этот случай был в городе Риме, /Там служил молодой кардинал…» Ничего, что актер уже не юн, фотошоп вернет молодость. Вы только себе представьте — «Кардинал не послушался папи/И пошел в Колизей по грибы./Там он встретил монашку младую/И забилося сердце в груди…» Ах, лукошко уронил, грибы рассыпались. Глаза вразбег, ротик раззявлен. И родилась новая прекрасная древняя легенда.

5 из 10

30 марта 2011

О такой жизни любая женщина может только мечтать.(с)

Вот так да… посмотрев этот фильм еще вчера, я тут же хотел написать отзыв, но просто не смог сделать это- эмоции настолько переполняли меня, что просто ну никак не мог собрать их воедино. Я в абсолютном восторге от всего увиденного- от операторской работы, от атмосферы, от самой истории, и конечно же от игры одной талантливой актрисы, женская роль в исполнении которой, стала для меня едва ли не лучшей за последние несколько лет.

Фильм рассказывает о судьбе девушки Иоанны, которой предстоит пройти одновременно непростой, но очень насыщенный и увлекательный жизненный путь, начиная с жестоких избиений отца и заканчивая папским престолом. Несправедливости, которые подстерегают ее на каждом шагу, казалось бы способны сломить абсолютно любого человека, но если у тебя есть цель и желание ее осуществить, то сам Бог тебе в этом будет в помощь. Ватикан до сих пор держит в секрете тот факт, что несколько лет на святом престоле была женщина, но легенды об этом продолжают ходить и до нашего времени. А как говориться «нет дыма без огня»…

Не хотелось бы сводить эту рецензию к долгим и нудным описаниям исторических событий, а просто рассматривать данную историю как обычную киноленту, выделяя ее основные плюсы и минусы.

Будь верен своим убеждениям.

Иоанна- женщина, о которой ходят легенды, но до сих пор никто так и не знает наверняка была она или нет. Но знаете, если она и существовала, то надеюсь она была именно такой, какой ее показывают создатели этой картины. Мудрость, уверенность в своих силах, верность своей цели, доброта и искренность- это далеко не все качества присущи главной героине. Очень редко у меня бывает такое, что в течении просмотра я просто начинаю влюбляться в главную героиню той или иной киноленты. Так было только в трех фильма, из которых в двух главную роль играла невероятно талантливая и интересная актриса Йоханна Вокалек. Вот и здесь в роли Иоанны она создала просто неповторимой образ женщины- умной, напористой, абсолютно чистой и искренней. Жаль, очень жаль, что фильмы с ее участием выходят крайне редко, хотя с другой стороны может быть в этом и вся прелесть- ее образ не приедается, как случается с многими голливудскими звездами, а каждый раз возникает как что-то новое и совершенно чистое… Так же стоит отдать должное еще совсем молодой 17- летней актрисе Лотти Флэк, которая очень хорошо раскрыла образ Иоанны раннего детства. По актерам собственно и все, так как весь фильм крутиться исключительно вокруг одного человека.

Шикарное воссоздания облика эпохи.

Так четко передать всю атмосферу происходящего пожалуй может только такое качественное европейское кино. Смотря на экран абсолютно четко видишь куда пошел каждый потраченный цент, вложенный создателями в данную работу. Здесь вам и укрытая дремучими лесами Центральная Европа, которая представляет собой редкие деревушки, перемежающиеся суровыми замками и расположенными вокруг монастырей поселениями, и прекрасная Италия, в частности Рим, который показан со значительно меньшей долей романтизма, коим мы привыкли видеть его ранее.

Вывод.

В завершении хочется сказать, что вышло очень качественное европейское кино, которое обязательно рекомендую к просмотру всем ценителям исторического жанра, да и не только. История жизни такой женщины, уверен, никого не оставит равнодушным.

Приятного просмотра!

10 из 10

11 марта 2011

Интересный взгляд на спорную легенду…

Моя оценка: 6 из 10

Первое, что хочется сказать, это то, как же здорово создателям фильма удалось воссоздать атмосферу Средневековья. Ты не просто смотришь картинки, а возникает ощущение, что ты вместе с героями находишься в том времени и вместе с ними боишься, переживаешь, борешься, идешь вперед.

Костюмы, декорации, тонкие интересные образы персонажей — все на высшем уровне.

Но я снизила оценку, потому что фильму не хватает…не знаю, огонька, что ли?

Сухая история. Любителям исторических фильмов должно понравиться. Но тех, кто знает легенду заранее, чем она закончится и т. п., фильм не будет держать в таком уж сильном напряжении.

Хотя какие-то редкие моменты скупых проявлений чувств Иоанны и ее возлюбленного заставляли умиляться (в легенде об этом не говорится), но уже через пару секунд тебя возвращают в суровую реальность. Как обычно: актуальная в фильмах борьба чувств и долга.

Но, если говорить откровенно, то мне эта история запомнилась тем фактом, что одна женщина уделала всех напыщенных и самодовольных мужиков того времени! Вот как-то так, да.

Р.S. Особенно хотелось бы отметить детство Иоанны- этот наиболее жизненный и суровый период меня особенно тронул во всей истории. Достоин отдельного плюса.

11 марта 2011

«…Видно, мы за одну женщину с Ним соперничаем…»

Фильм стоит посмотреть даже хотя бы потому, что он отличается от других. Среди прочих кинолент про Средневековье он как свежее дыхание. Оригинально в нем почти все — подбор актеров, их игра, само преподнесение средневекового быта.

Во многих, даже практически во всех фильмах про средние века те годы представляются этаким романтичным, хоть и слегка темным временем доблестных рыцарей, прекрасных дам и рыцарских турниров. О грязи, разврате, высокой смертности, грехах и, собственно, о моральном разложении самой католической церкви режиссеры предпочитали умалчивать. В данном же фильме все это показано и развернуто как нельзя лучше.

Отлично показано умаление прав женщин. Какое несчастье для гениального ребенка, жаждущего знаний, мечтающего об образовании, быть лишенным всего этого только потому, что он принадлежит к слабому полу. И это имело отражение не только в бедных семьях. Стереотип о том, что женщине не следует знать грамоту, существовал и в высших сословиях. «… — Грамота ниже достоинства благородной дамы…» — бросает Иоанне супруга доблестного графа Джерольда.

Бес прикрас переданы условия жизни низших сословий того времени — грязь в жилищах, антисанитария, болезни, нищета, высокая смертность из-за недостатка врачей и целителей, неумения правильно поставить диагноз, а короче от незнания и необразованности.

О легендарности самой Иоанны. Ну, никто не знает, правда ли это или же вымысел, но, даже если такое действительно было и папский престол действительно занимала женщина, это был случай единичный. И в этом и есть главный минус фильма — намек на то, кем является человек, от лица которого ведется повествование истории Иоанны. Хотя, несомненно, именно это прибавляет эффекта концу фильма.

Актерский состав очень порадовал. Не думаю, что кто-то смог бы сыграть Иоанну лучше, чем Вокалек. В киноиндустрии есть немало актрис с мальчишеской фигурой и грубоватыми чертами лица, но все равно, я не могу представить в роли Иоанны кого-то другого. Дэвид Уэнем в роли возлюбленного Иоанны, графа Джерольда смотрится как нельзя более выигрышно, хоть и напоминает Фарамира. Так же есть много актеров, которым хорошо удается играть доблестных рыцарей, но тут дело другое. Это, пожалуй, именно тот случай, когда актер просто создан для этой роли. Так же стоит отметить игру Айэйна Глена — ярко, точно, страстно.

Но больше всех порадовал Джон Гудмэн. Этого чрезвычайно талантливого актера можно представить почти в любой роли, но все же больше в комедийной, но НИКОГДА, повторяю, никогда я не смогла бы представить его а роли пантифика. До этого фильма. Нужно сказать мистеру Гудмену спасибо за такой яркий, запоминающийся образ Папы Сергия, потому что играть служителя Католической церкви того времени очень сложно, но еще сложнее актеру при этом не потерять свою неподражаемую изюминку, свое актерское «Я». Браво Джону Гудмену.

Идея фильма… Борьба в сердце Иоанны между верой и любовью. Вера выиграла, но, что радует, любовь не пострадала.

«… — Видно, мы за одну женщину с Ним соперничаем…» — пожалуй, именно эта реплика графа Джерольда может определить весь фильм.

Я бы поставила

9 из 10

8 февраля 2011

Правдивый фильм

Средневековье показано честно. Грязь, любовь к грубым развлечениям (огнемет на пиру, ловля слепыми свиней), невежество, спекуляция на религиозных чувствах (молоко девы Марии), фанатизм, насильственное обращение в новую веру и насаждение её огнем и мечом, жестокость (не как в «Жанне д`Арк» Бессона конечно, но кровавая баня вместо свадьбы прямо в церкви — сцена явно не для слабонервных), ненависть ко всему языческому (даже прекрасным литературным произведениям и научным трактатам). Ну и притеснение женщин естественно (воспитательные меры отца Иоанны плюс постоянное напоминание о вторичности и грешности слабого пола). Хотя и женщины далеко не все ангелы. Чего стоит хотя бы жена возлюбленного Иоанны.

Правильно сделали, что не выбрали на заглавную роль гламурную красавицу. В те времена женщина из низших сословий не могла быть красавицей: тяжелые условия жизни плюс хорошенькую могли счесть ведьмой и сжечь. А вот возлюбленный Иоанны- просто красавец. И умудрился, не смотря на все тяготы походной жизни, практически не постареть за тридцать лет.

Духовенство показано «во всей красе». Праведных и искренне верующих единицы. Хотя чего ожидать, если многих запихали в монастырь силком. Слава Богу, хоть не показали, какие «братские отношения» в обителях завязывались. Но фильм не такой уж антиклирикальный. Ведь бешеному папе Иоанны противостоит добрый и мудрый Асклепий, да и папа Сергий, хоть и не блещет праведностью, но милый. Плюс некоторые монахи, оказывается, очень хорошо умеют хранить секреты. Лотарь хоть и не самый положительный герой, но в нем чувствуется сильная личность и этот персонаж по своему притягателен.

Небольшое неприятие вызывают некоторые физиологические детали. И вовсе не раны и язвы, которые лечил «брат Иоанн Англикус». Про «огнеметателя» на пиру епископа я уже писала. Но есть еще и постановка диагноза по желтой жидкости (причем не один раз и со снятием пробы). Ну и конечно же «Ты ранен, брат Иоанн?» (у девушки действительно бежала кровь по ноге и дело было судя по всему в конце месяца). Несколько притянуто за уши то, что в заглавной героине упорно не узнают женщину плюс некоторые сюжетные ходы уж слишком очевидны, а так фильм очень даже неплохой.

6 февраля 2011

Сильная женщина с сильным характером.

Это моя первая рецензия и я постараюсь передать то, настроение, которое появилось и продолжалось на протяжении всего фильма.

Довольно часто слышу о том, что Иоанна была вымышленным персонажем и фильм является лишь домыслами, фантазиями и ничем большим. Но не стала бы я писать положительную рецензию, если бы не считала иначе. А все благодаря замечательной актерской работе и стараниям режиссера и его команды.

Иоанна — женщина с поистине сильным духом и сильным характером. Ее силе воле стоило бы не только позавидовать, но и в первую очередь поучиться. Фильм не несет в себе явного нравоучения, он лишь только подталкивает к тому, чтобы мы сами пришли к логичным выводам,к тому, чтобы мы поучились у этой женщины выдержке, терпению, вере.

«Она сделала важное дело- доказала, что нельзя отступать от веры, какой бы не была цена.»-говорит Иоанна, рассказывая историю маленькой девочке. Это настроение передается нам на протяжении всего фильма.

Фильм не дает скучать ни минуты… Режиссеру удалось сделать образ и культуру 19 века реалистичными:дома, пиры, люди и нравы. Совершенно поразила откровенность жизни простых людей… откровенно, но правдиво?

Правдиво. Я почему-то ни на минуты не сомневаюсь в том, что жизнь и была именно такой. Никто не делал скидку, на «слабый пол»,женщин просто не считали за людей…

- Почерк неуверенный здесь, здесь и здесь. Что ты можешь сказать в оправдание?

- У меня нет оправдания.

- Чтобы загладить вину и понять что такое смиренность — сегодня вечером вымоешь пол. В это время подумай о писаниях святого Павла о положении женщины. Ты их знаешь?

-Женщина не достойна ни учиться, ни пользоваться властью мужчин — ее удел тишина.

- Не забывай.

- Да, господин настоятель. (с)

Такой и была вся жизнь женщин — жизнь Иоанны.

Но было бы все еще хуже, если бы Иоанна не встретила на своем пути такого мужчину, как Геральд. Если бы в фильме его не присутствовало, я бы наверное вообще разочаровалась во всех мужчинах того времени, без исключения. Граф Геральд искренне вызвал у меня восхищение, симпатию и заставил меня сопереживать. Мой внутренний мир содрогнулся, после завязки их с Иоанной отношений. В фильме (к моему сожалению) не так много сцен, где показывается их духовная близость, а именно этой близостью они обладали,они были созданы Богом друг для друга.

- Почему Ты так безжалостен? Я думала, что он навсегда ушел из моего сердца… Зачем снова испытываешь меня?(с)

Весь смысл фильма в том, что нужно верить, всегда!Никогда не отступать, быть честными перед другими, быть честными перед собой. Быть благородными, не унижать слабых, помогать бедным. И до конца идти к своей цели.

Так, Иоанна прошла путь от нищенки до Папессы…

Она завоевала любовь тысяч при жизни, и наверняка- любовь миллионов после нее. Она очаровывает своей внутренней красотой и восхищает своими мудрыми словами.

И я верю, я искренне верю в то, что это не вымысел, я верю в существование Иоанны и ее приближенных в далеком 19 веке. И вряд ли кто-то после этого фильма сумеет доказать мне обратное.

В общем, личная оценка

10 из 10

10 января 2011

Сказ про женщину, которая во времена тотальной дискриминации смогла обрести власть большую, чем у всех королей Европы, но потеряла ее, поддавшись преступным страстям, это по всем параметрам идеальный сценарий для авантюрной мелодрамы с претензией на историзм. Экранизация этого сюжета удобна ещё и потому, что сюжетные рамки очень размыты. Легенда рассказывает об Иоанне не так уж много, и сценаристы могли добавлять какие угодно детали в эту историю ведь неизвестно, как всё было на самом деле, (да и было ли вообще).

Весь фильм пронизан идеями феминизма и борьбы за свободу женщин. Пожалуй, в этом главный недостаток фильма. Иоанна предстаёт в разы умнее всех своих современников, что, кажется, будь у неё чуть больше свободного времени, она бы теорию относительности открыла. Ну не может человек быть настолько свободен от влияния среды, в которой он обитает! У главной героини слишком современный образ мысли, менталитет, поэтому среди средневекового антуража она выглядит инородно, как путешественник во времени.

В том, что героиня способна на какие то сильные чувства, я тоже сильно сомневаюсь. Ибо её лицо абсолютно не выражало никаких эмоций.

Дэвид Уэнем напротив, смотрится весьма органично, но ничего нового он не показал. Его герой, это постаревший и грязный, но с первого взгляда узнаваемый Фарамир. Он тоже пришёл сюда из другой эпохи и тоже страдает от непонимания.

Некоторые сцены в фильме так же показались мне неправдоподобными, например сцена бойни в церкви: отсечение головы архиепископу и бьющий из шеи фонтан розоватой крови уместнее бы смотрелись в фильме Тарантино, чем здесь. Так же непонятно, почему на телах и одежде убитых не видно никаких следов зверств, которые они пережили, перед кончиной.

Если подводить итоги, то мне кажется, что создателям следовало чуть — чуть сместить акценты и попытаться показать эту историю с разных сторон, раскрыть характеры других персонажей. А о том, как тяжела женская доля мы и так знаем достаточно.

12 декабря 2010

Я мыслю, следовательно Бог есть

Вот такая простая мысль отбрасывает меня назад лет эдак на десять, заставляет забыть про Декарта, про сомневающееся сознание, позже обросшее нигилистическими и эстетскими замашками, про зыбкость матрицы и диалектику неоднозначного… В общем, десять лет назад я была довольно простой девочкой, любящей читать книжки. Я верила в бога и в то, что нужно помогать бедным. Я пребывала в полной уверенности, что люди могут быть беспрекословно хорошими, а государством управлять легче лёгкого — стоит только отказаться от лишней роскоши. Я настаивала на равноправии полов и усердно зубрила уроки. Иногда в мозгах моих появлялись идеи, которые переворачивали всё с ног на голову…

В общем, если вы когда-нибудь были такой девочкой (или хотели ей быть, или хотите, чтобы ваша дочь была такой), то фильм для вас. Он и сделан-то по лекалам десятилетней давности — тогда я ещё смотрела фильмы по телевизору, очень любила «Жанну Д’Арк». Ровное добротное полотно, длящееся примерно половину выходного дня (со всеми рекламными вставками). Конечно, ничего шедеврального, ничего выдающегося. Ни спецэффектов, ни дух захватывающей обстановки, ни яркой актёрской игры. Но несмотря на всю обыденность, на удивление не раздражающее кино. История движется естественным ходом и несёт зрителя вниз по течению — а он и рад расслабиться и наблюдать за простыми людьми. Хороший/плохой — тут ясно, как божий день, ну и что? В определённые периоды жизни всё-таки хочется иметь точки отсчёта.

Фильм светлый и на удивление не агрессивный. Ни о каком феминизме и речи нет. Я бы сказала, что фильм сняли в эпоху Просвещения, научись тогда люди фильмы снимать. Единственный вывод, который из него можно сделать, это о необходимости знания. Всем и каждому. Что нужно прежде всего воспитывать мозг и собственное дело ставить выше собственного человеческого счастья. Если у кого-то от этого мошонка сжимается, то простите.

Фильм слишком беззуб, чтобы вызвать сейчас хоть малейший резонанс. Может быть, поэтому он прошёл достаточно незамеченным. Для меня лично в настоящий период моей жизни он тоже не стал революцией или откровением. Но я была бы рада увидеть его десять лет назад. И я теперь знаю, что можно порекомендовать подрастающему поколению.

7 из 10

7 ноября 2010

Фильм понравился жизненной неприкрашенной правдой. Хорошее европейское кино. Противостояние гениальной личности и невежественного ханжеского мира. Иоанна гениальна, но она женщина, поэтому ей вдвойне труднее, чем гениям мужчинам отыскать свое место в мире. Она наделена всем: ярким умом, добротой, состраданием, скромностью и способностью любить, истинным мужеством и силой воли. Но парадокс жизни в том, что именно эти ее качества отвращают от нее людей. Ведь женщина по средневековым представлениям-ничто, даже не человек, а существо, подчиненное полностью мужчине. Умную, смелую и волевую женщину мужчины не приемлют, по их взглядам, такая женщина просто не может существовать.

Зато когда Иоанна перевоплощается в мужчину, мир принимает ее с распростертыми объятиями.

26 октября 2010

Не знаю к какой категории фильмов отнести этот. К историческим? да, но не совсем. Философским? тоже не то. Он просто интересный. Затрагивающий не только тему женщины в христианстве, но и вообще тему достижения цели. Она рискнула. Я бы так не смогла, да и не стала бы.

Затянутый. Смотрела в три подхода. Конечно, хотелось узнать, как закончится судьба храброй девушки.

Музыка особо не запомнилась, что не есть хорошо. На мой взгляд она могла бы оживить картинку. Игра главной героини превосходит ожидания, но не гениальна.

6 из 10

24 октября 2010

Мелодрама Иоанна – женщина на папском престоле в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Зёнке Вортманн. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Йоханна Вокалек, Дэвид Уэнэм, Джон Гудман, Иэн Глен, Анатоль Таубман, Лотте Флак, Йёрдис Трибель, Оливер Коттон, Николас Вудесон, Сюзэнн Бертиш, Рихард ван Вайден, Бранко Томович, Ленн Кудрявицки, Иэн Гелдер, Александер Хельд.

Расходы на кино составляют примерно 22000000.В то время как во всем мире собрано 26,375,075 долларов. Производство стран Германия, Великобритания, Италия и Испания. Иоанна – женщина на папском престоле — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.