Рейтинг фильма | |
![]() |
5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Как Рай земной |
английское название: |
An Earthy Paradise for the Eyes |
год: | 2009 |
страна: |
Чехия
|
режиссер: | Ирена Павласкова |
сценарий: | Тереза Боучкова |
продюсеры: | Veronika Schwarczov, Виктор Шварц, Ярослав Кучера, Jordi Niubo |
видеооператор: | Дивиш Марек |
композитор: | Иржи Хлумецки |
художники: | Петр Пиштек, Ярмила Конечна, Jarmita Konecna |
монтаж: | Алоис Фишарек |
жанры: | комедия, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
17 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 54 мин |
Музыка… Весь фильм меня преследовала музыка. Поначалу я не столько смотрела за мельтешением, каскадом кадров, сколько пыталась как можно полнее впитать музыку фильма. Спокойную, таинственную, драматическую, временами даже рок-н-рольную — эти слова ничего не объяснят, музыка просто привязывает канатами к происходящему на экране.
Фильм — трезвый современный взгляд на события пражской весны, которые вроде бы так далеко и так близко. Так далеко, потому что мы живём во времена относительной свободы, так близко, потому что эта свобода относительна.
Камера достоверно отображает ужас, коллапс, хаос происходящего, не затягивая зрителя в подводные течения и под подводные камни. Со временем можно заметить, как происходящий ужас люди пытаются перебороть и с помощью самоорганизации исправить ситуацию. В такие времена будут всегда те, кто идут прямо на штыки (в данном случае это штыки коммунизма) и кто пережидает; те, кто не стесняется открыто выражать свою позицию и те, кто остаётся в толпе (вспомним диалог между директором киностудии и режиссёром).
Заскучать при просмотре не даёт динамическое перемежение близкого горя и далёкого счастья, контрастность эмоций и сближение-отдаление выхваченных кинооператором событий. Личная и общественная жизнь смешивается, образуя целостное восприятие тех дней. Вообще, присутствует этакий налёт сумасшествия и круговерти: никто не понимает, зачем эта мини-война, никто не знает, сколько это продлится, но все пытаются жить как прежде. Не у всех получается.
Приступая к просмотру фильма, надо понимать, что дан срез только интеллигентской части общества. И простую жизнь простого народа обнаружить будет трудно. Муж бухгалтер, которого можно было бы причислить к «народу», благополучно исчезает в первой части киноленты, правда, неожиданно появляясь в конце, скорее всего, по задумке авторов картины символизируя единство чехословаков. Уж не знаю, огорчит ли кого такой — на первый взгляд — одноформатный взгляд на волнения пражской весны.
Фильм начинается с того, что семью Марты обворовывают, а заканчивается гордой и бесстрашной демонстрацией своей позиции у стен тюрьмы, набитой диссидентами… И в каком-то смысле это достойная и прямая, холодная метафора происходящего: чехословаков обворовали тогда, нагло и беспощадно. Но у многих хватило силы через потери, боль и ужас случившегося продолжить борьбу за человеческое достоинство, своё личное и общее — национальное. Ведь свобода — это то, что нельзя ограничить режимом, временем, счастьем или несчастьем.
7 из 10
23 июля 2011