Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Город жизни и смерти |
английское название: |
Nanjing! Nanjing! |
год: | 2009 |
страны: |
Китай,
Гонконг
|
режиссер: | Лу Чуань |
сценарий: | Лу Чуань |
продюсеры: | Джон Чон, Хань Саньпин, Цинь Хун, Энди Чжан, Ли Чжоу, Изабель Глашан, Штеффен Вильд |
видеооператор: | Цао Юй |
композитор: | Лю Тун |
художник: | Хао И |
монтаж: | Тэн Юнь |
жанры: | боевик, драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 12000000 |
Сборы в России: | $1 690 |
Сборы в США: | $122 558 |
Мировые сборы: | $10 687 316 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 апреля 2009 г. |
на DVD: | 7 апреля 2010 г. |
на Blu-ray: | 21 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Я всё думала, почему этот фильм произвёл на меня не такое же впечатление, как «Иди и смотри». То есть, понимаете, в течение всех двух с небольшим часов советского фильма, кажется, будто тебя бьют мешком по голове, а потом — добивают. Возможно, потому что «Иди и смотри» — про нашу историю и отголоски песенки про Мэри из «Цирка» ещё больше усиливают понимание происходящего ужаса. Но, думаю, главная причина в том, что у Климова история показана глазами единственного персонажа — подростка и из-за этого эффект вовлечённости сильнее.
В «Нанкин! Нанкин!» же режиссёр показывает события нанкинской резни глазами разных персонажей, иногда и просто даёт общее обозрение, словно стремится максимально абстрагировать зрителя от происходящего, придавая фильму некую форму документалистики.
В итоге же получилось два часа концентрированной мерзости. После просмотра которой вполне понятно желание пойти и застрелиться в поле, и вызывает удивление, как китайский мальчик в финале ещё может срывать одуванчики и радостно улыбаться.
8,5 из 10
P.S. Наши переводчики вслед за англоязычными перевели название фильма как «Город жизни и смерти». Что, в общем-то, неудивительно и вполне оправдано: в моём школьном учебнике по мировой истории, например, про события в Нанкине написано только «Летом 1937 г. японская армия оккупировала восточные провинции Китая, началась затяжная японо-китайская война».
14 июня 2020
Во время просмотра я задался мыслью: а почему фильм так называется? Уж слово «жизнь» в названии явно лишнее. В нём смерть, густым и плотным, всепроникающим туманом покрыла абсолютно всё, что можно покрыть, и из этого тумана хваткими руками пытается дотянуться до всех. А ты смотришь на эту серую мглу и чувствуешь неотступную смерть, которая везде и всюду, как ты от неё не прячься. Тебе не спрятаться от неё в дымящихся руинах города, нельзя залезть под кровать или спрятаться в подвале — рано она тебя настигнет.
Множество людей, подчиняясь воле общества и дурных идей, переплыло море, чтобы творить ужасные вещи в чужой стране. Беспомощный и напуганный город впустил в себя озверевших победителей, которые принялись убивать всё живое, не японское, без разбора, не глядя на пол и возраст. Горели дома, женщины, оставшиеся без мужей, остались с незавидной участью. Победители словно состязались между собой в жестокости и изощрённости.
Глядя на мастерски снятую картину, я смотрю на происходящее словно потухшими глазами насилуемой китаянки, а надежда прощально машет мне рукой трупа, свисающей из удаляющейся телеги.
7 марта 2018
Фильм получился в чем-то, можно сказать, германовским: тот-же черно-белый вкус времени, та же жидкая мгла, съедающая глубину кадра. Не хватает только избытка посторонних деталей, какофонии случайных реплик и звуков — всего того, что создает особую вязкую атмосферу, лишенную привычных смыслов. Здесь же, казалось бы, наоборот: аккуратность располагает к дистанции, непричастность (это ведь не про нас) — к анализу.
И, однако, совершенно невозможно как-то противопоставить этих людей, настолько похожих друг на друга. Кто из них хуту, а кто тутси, кто реальный ариец, а кто так себе… Видимо с этой целью на экране регулярно появляются черно-белый флаг восходящего солнца и звездочки на пилотках — надо было придать хоть какой-то историчности происходящему. Увы, эти маркеры остаются довольно абстрактными. Основное содержание, которым наполнены кадры, примерно таково: человек истребляет себе подобных и придается этому с извращенным равнодушием.
А вот историю надо тянуть за уши. У нее найдутся причины и предпосылки, чтобы помочь нам как-то объяснить увиденное. Иначе будет абсурд. Тот самый абсурд, который от фильма к фильму все больше проявлялся у Германа.
6 мая 2017
Как известно историю пишут победители. Наверное именно поэтому, история Второй мировой войны начинается с 1 сентября 1939 года. Ведь именно в этот день началась война в Европе. А то, что до этого Япония воевала с Китаем уже 7 лет, никого не смущало, кому какое дело до Азии? Не каждый даже покажет где этот Нанкин находится на карте. А теперь узнали. Вернее Китай напомнил. И миру, и самому себе. Ведь внутри Китая до недавнего времени, не любили вспоминать эту войну. Она напоминала о временах, когда Китай был слабым, и не мог дать достойного отпора соседней Японии, и когда любой европеец воспринимался как представитель`высшей» расы. Теперь времена изменились, и Китаю уже недостаточно звания «мастерской мира». Теперь уже китайские бизнесмены — желанные гости в странах Европы, и Азии. Мускулы страны выросли, и пришло время напомнить миру о прошедшей трагедии.
Рассказывать о том, что происходило в Нанкине в декабре 1937 года, наверное невозможно. По крайней мере описать словами. Кто захочет может найти подлинные исторические материалы. Достаточно сказать что на фоне зверств японских солдат меркнут даже некоторые преступления гитлеровских СС. И режиссёр Лу Чуань показывает всё это без прикрас, но и без излишней патетики. И среди китайцев были предатели, шедшие на сделку с врагом, кто из цели сохранить свои семьи, а кто и из простой личной выгоды. Точно также как и среди японских солдат были люди, сумевшие сохранить часть человечности, и соответственно не превратиться в зверей.
Правда не надолго. Такие как правило на войне не выживают. И это ещё одна горькая правда фильма.
А в остальном? Фильм надо просто смотреть. И завидовать китайцам, которые научились снимать отличные исторические фильмы на военную тематику, а мы наоборот разучились. Увы.
10 из 10
8 января 2017
Сильный фильм, очень сильный! Почти документальный. Основные аналогии напрашиваются сразу — «Список Шиндлера», «38 параллель», и, наверно главная, по крайней мере, для меня — «Иди и смотри».
Режиссёр, съемочная группа и актеры пугающе достоверно воспроизвели события тех дней, c предельным натурализмом, в итоге получились почти что кадры кинохроники. Вдобавок фильм специально сделан чёрно-белым. Мало слов и диалогов, немного музыки (но хорошей), в основном — действие. Страшное действие. «Нанкинская резня» «во всей красе», если конечно так можно выразиться. Конечно, азиатская жестокость даёт себя знать, но в тот раз захватчики «постарались» на славу. Такого не прощают, никогда. И помнят, всегда.
Фильм изобилует сильными, очень сильными сценами.
Нацистский чиновник, стоящий на коленях перед китайскими беженцами, кланяющийся им и просящий прощения за то, что вынужден уехать назад в Германию, а их оставить на растерзание японцам. Китайский помощник этого чиновника, который перед расстрелом заявляет японскому офицеру о том, что его жена беременна — но нет, не чтобы вызвать жалость! «Всех не перевешаете!» — вот что он ему завуалировано говорит! Японец, выбрасывающий маленькую дочку этого помощника в окно просто ради забавы — а ведь чтобы спасти свою дочь, тот китайский чиновник предал своих — но в итоге предательство было напрасным. Тела погибших китайских женщин, горой сваленные на телегу, провозят мимо японских солдат, распевающих милые японские песенки, тех самых солдат, которые только что насиловали их, до изнеможения, до смерти. Средневековые повадки японцев — уничтожение всевозможными жестокими способами боеспособных мужчин противника, превращение их женщин в сексуальных рабынь, а под конец — впечатляющая демонстрация древней церемонии поклонения Солнцу с огромными барабанами и завораживающими японскими танцами.
В чем мораль фильма, в чем его посыл? Живые — помните! Да, помнить нужно. Нельзя забывать. Но есть кое-что ещё. Не сдаваться! Китайские солдаты, бежавшие в панике из города, в надежде спасти свои жизни, в итоге всё равно зверски перебиты. Город и его жители отданы на поругание победителю — ибо горе побеждённым!
P.S. Слабонервным смотреть не рекомендуется. Серьёзно.
9 из 10
14 марта 2015
Я даже не знаю, с чего начать. Наверное, с того, что, едва увидев первые кадры, я по-настоящему материл гоминьдановских вояк, оставивших свой народ на растерзание империалистическим оккупантам, пытавшихся трусливо бежать. С того, что, глядя на то, как цинично вели себя с беззащитными гражданами японские солдаты, я вспоминал прочитанные в глубоком детстве письма жителей оккупированных территорий, девушек, угнанных в рабство в Германию. С того, что не чувствовал… ничего. Ничего, когда смотрел на то, как японцы врываются в церковь, где спрятались женщины и дети, пустив солдата с депешей о «китайских солдатах» в храме, когда девушку в поношенной, изорванной одежде, пытавшуюся напеть старый мотив, взял за шиворот и застрелил в углу самурай, когда безжизненные тела (не могу сказать: «Трупы») изнасилованных китаянок выносили из дома и грузили на телегу, а затем увозили рикши со свастиками на спинах (символично, не правда ли?). Этот фильм переполнен бессмысленным, исступленным насилием, подлостью, коварством и отчаянием. Помню, как на литературы мы обсуждали «Войну и Мир» Льва Николаевича Толстого. В особенности затронули на одном из уроков сцену короткого разговора маршала Даву и Пьера Безухова, где между оккупантом и дворянином наладился «человеческий» контакт. Я тогда цинично рассмеялся над этой сценой и понял, что был совершенно прав в этом, увидев момент, где японский офицер говорит Тангу, помощнику немца Рабэ, что «теперь мы — настоящие друзья», а затем милитаристы врываются в «безопасную» Зону, расстреливая раненых, насилуя женщин, выбросив в окно пятилетнюю дочку Танга.
Один из рецензоров заметил, что этот фильм или пробивает на слезу, или заставляет выговориться. Со мной произошли обе вещи. Я действительно плакал трижды, когда видел искреннюю, неподдельную радость на лице Юрико, которой влюблённый Кадакава подарил новогодние подарки, на лице маленького мальчика (имя забыл, как назло), оставшегося в живых, на лице взрослого человека, шедшего с ним. Это так необычно: увидеть посреди этой насквозь мрачной картины плена настоящее счастье, и лишь тогда понимаешь, что счастье — это действительно миг между прошлым и будущим. В прошлом остались кинжальные штыки японцев, огонь, пожирающий дом этого парня, сержант Кадакава, застрелившийся за его спиной. А впереди — ещё целых двенадцать (!) лет оккупации, пока в город не войдёт Народно-Освободительная Армия Китая.
Я чувствовал и гордость за китайских защитников, которые, подобно нашим парням в Брестской крепости, стояли до последнего. Даже сцена их казни была до боли схожа с письмом жительницы Бреста, чудом сбежавшей от нацистских палачей, где точно так же пулемётчик крикнул: «Бегите!» и расстрелял в спину уходящую толпу. И точно так же, как наши солдаты и сограждане, китайские патриоты кричали: «Да здравствует Родина!»
Так же другой рецензор заявил, что, мол, «Спасти рядового Райана» было бы снять проще, чем подобный фильм. На что я отвечу, что это отнюдь не так. Разница между этими двумя фильмами (отмечу только самую кардинальную) лишь в том, что в фильме Спилберга показан быт американских солдат в те времена, а в этом фильме — китайских гражданских, и сюжет (а он здесь есть) крутится, в первую очередь, вокруг этого странного немецко-американского союза по защите беженцев с оккупированных кварталов города.
Фильм, пожалуй, один из самых тяжёлых, какие я видел. Фильм без мистики, без каких-либо интриг, связанных с «отрядом 731» — главным ужасом Японской Империи. Это просто фильм о том, как люди по приказу мелкой кучки людей сверху жестоко убивали других людей. И о том, что счастье есть даже в самой безвыходной ситуации.
10 из 10
26 апреля 2014
Буквально недавно открыла для себя азиатское кино. Это произошло благодаря фильму «Цветы войны» Чжана Имоу, в рецензиях к которому я и узнала об этом шедевре. Здесь не показаны политические игры, предшествующие происходящим событиям, только лишь реалии жизни и смерти завоеванного в 1937 году Нанкина.
Можно и не смотреть подобные фильмы, опасаясь тяжелого повествования, а можно прожить вместе с героями их чувства, сделать выводы, не быть причастным к подобным ситуациям в будущем.
Заметила, что гораздо спокойнее стала смотреть фильмы об ужасах войны, с тех пор как уверовала в высшую справедливость. В логичность всего происходящего с человеком. Я давно знаю, что в человек состоит не только из любви и доброты, имеется в нем также и животная часть. Именно она помогает закрыть глаза на то, что женщины побежденного города тоже являются чьими-то матерями, женами, сестрами и дочерьми, страдают и умирают.
Бог позволяет совершаться нашим желаниям. Если желания несут вред другим людям и самому человеку, то Бог предупреждает, что желать этого не стоит. Если же человек настаивает, то получает требуемое и, естественно, последствия этого. Таким образом, не зря в японской армии в одно и то же время в одном и том тоже месте собралось столько кровожадных людей. Они имели возможность без ограничений насиловать до смерти, убивать, потому что кто-то раздражает, закапывать и сжигать заживо, требовать от насилуемой женщины улыбку.
Но даже в этой ситуации победитель может вспомнить о том, что он человек и побежденные тоже люди. Так и произошло с одним из солдат японской армии. Он осознал ужас происходящего, сделал все возможное для тех, кто был в его власти.
На китайской стороне, стороне истребляемого народа, собрались те, кто, по всей видимости, ранее вел себя подобным японцам образом, и теперь расплачивался за эти грехи (мне кажется логичной идея реинкарнации). Здесь мы видим и безропотное подчинение, и необоснованные надежды на спасение жизни при этом самом подчинении.
Мне нравится, что в китайской картине китайцы показаны обычными людьми, со своими сильными и слабыми сторонами, и то же самое можно увидеть и в японских завоевателях.
Но также здесь мы видим и героев. Тех людей, кто пользуется любой возможностью для помощи ближнему, кто не сдается до последнего, рискует своей жизнью, спасает людей и помогает по мере возможного всем, кому можно хоть чем-то помочь. Война оголяет лучшие и худшие качества человека. Здесь нам очень хорошо все это показали.
Фильм страшный, тяжелый и абсолютно великолепный. Начиная со съемки в черно-белом формате, заканчивая драматургическими параллелями и игрой всех без исключения актеров. Однозначно рекомендую к просмотру!
10 из 10
4 марта 2014
Тяжелая, жестокая, не справедливая война, забравшая тысячи жизней. Фильм передает всю боль, что пришлось испытать жителям Нанкина: массовое убийство, насилие, разрушение. При этом всем они сохраняли человечность, помогая друг другу, жертвуя своей жизнью.
Много моментов в фильме, которые заставляют сердце биться чаще. На мой взгляд, отличная игра актеров, помогла в этом. Особенно хочу выделить троих: китайский мальчик, чудом выживший в массовом расстреле; сержант японской армии, который не смотря на поставленные ему цели — убивать, смог сохранить в себе каплю милосердия; и миссис Танг — храня под сердцем ребенка, осталась с надежной, что ее муж вернется.
В целом, фильм заслуживает высокую оценку. Он смог раскрыть всю трагедию, произошедшую в 1937 году. Показал нам сущность человеческой души. У нас появились герои, и мы точно знаем, кто проигравший…
10 из 10
18 января 2014
Через несколько лет мы будем поняты миром, как им был понят Иисус из Назарета… Миссия Японии состоит в том, чтобы руководить миром духовно и интеллектуально… Япония станет колыбелью нового мессии.
Есукэ Мацуока, министр иностранных дел Японии. 1933 год.
У китайцев была своя «Великая Отечественная война». Это вторая война с Японией, в ходе которой погибло около 30 млн. китайских граждан (включая и военные потери). Война с Японией началась еще в 1937 году и завершилась лишь в 1945. Одним из наиболее страшных эпизодов той войны стала так называемая «нанкинская резня»-массовое уничтожение японскими солдатами жителей оккупированного ими города Нанкина (тогдашней столицы Китая). В результате этой бойни было убито около 500 тыс. человек. Только вдумайтесь в эти цифры! Полмиллиона человек были уничтожены по прихоти ублюдков, стремившихся, как и их союзник-фюрер, создать колоссальное, контролируемое только ими пространство, за счет порабощения, ограбления и геноцида соседних народов. Вот она, «духовная миссия» Японии! Впечатляет, что тут скажешь!
Фильм «Город жизни и смерти» как раз посвящен «нанкинской резне». Должен сказать, что это один из лучших военных фильмов, которые я когда-либо видел. Картина выполнена в черно-белой стилистике (так же снимал свой «Список Шиндлера» Спилберг), что придает ей сходство с военной хроникой, в результате чего все происходящее на экране выглядит еще более реалистично. «Город»-кино невероятно тяжелое, страшное, берущее за душу.
Разрушенный до основания город, горы трупов, бесконечные расстрелы-все это проносится перед глазами уже в первые мгновения фильма. Интересно, что в картине очень мало говорят. На протяжении первых минут десяти-пятнадцати герои практически не произносят ни слова. Режиссеру удается донести до зрителя свои мысли не благодаря диалогам, а за счет великолепно поставленных эпизодов и блестящей операторской работы. Постановщик как будто нам говорит: «Зачем нужны слова, это нужно увидеть, и без лишних фраз все будет ясно! Так было!» Некоторые эпизоды сразу врезаются в память. Мне, например, очень запомнилась сцена расстрела военнопленных. Огромная масса людей, согнанных на небольшое пространство, расстреливается из пулеметов. Люди падают один за другим, создавая волну из убитых (посмотрите и поймете, о чем я говорю). Те, до кого эта «волна смерти» еще не добралась, бегут прочь, но убежать некуда, позади них море. Ужасающая сцена. Другой эпизод: китайские солдаты, стоящие перед жерлами пулеметов, выкрикивают лозунги, славящие свободный Китай. Эта патриотическая сцена меня также весьма впечатлила.
В фильме только один боевой эпизод, но снят он на высоком техническом уровне, сопоставимом с уровнем постановки боевых сцен из картин «38 параллель» и «Во имя чести» (кстати, также азиатского производства).
Следует отметить, что картина несет ярко выраженный гуманистический посыл. Даже в хаосе и жестокости войны, среди страха и ненависти, найдутся люди, готовые протянуть руку помощи, те, кто будут идти на любые жертвы, ради спасения других, те, кто еще не забыл, что означает-быть человеком. В «Городе» таких персонажей много: это и немец Рабе, сделавший все для спасения беженцев; его секретарь, жертвующий собой ради другого; японский офицер, который, прежде чем пустить себе пулю в голову, отпускает двух китайцев, спасая их от расстрела и пр.
P.S. Это, безусловно, один из самых сильных фильмов о войне, и, вне всяких сомнений, лучший китайский фильм, виденный мной. Рекомендую к просмотру.
17 июля 2013
Не могу сказать, что мне понравился фильм. Понравилась работа режиссера — это да. Фильм же оставил неоднозначное впечатление. В двух словах, сюжет таков — японские зверства во время оккупации Нанкина в ходе японо-китайской войны. Вообще, это довольно эксцентричный шаг — снимать фильм про свое национальное унижение, причем снимать его довольно правдоподобно.
Картина в деталях описывает суровое бремя любой оккупации: убийства, грабежи, насилия (сексуальная тема в фильме подчеркнута особо). Однако, есть и подтекст. Каждый усмотрит что-то свое, но общий смысл таков — «горе побежденным». Тем более, горе от той страны, где военное поприще особо культивируется. Ну а дальше следуют, так сказать, «подсмыслы»: «не предавай», «не доверяй», «сражайся до конца», и. т. д. Стандартный набор для любой военной киноленты. Но в «Городе…» эти подсмыслы обретают особый характер. Тем более на фоне тотальной безысходности.
Символична и несколько наивна концовка фильма — японский офицер, отпустив на свободу китайского пленного и его малолетнего сына на свободу, кончает жизнь самоубийством, не выдержав всех ужасов войны. В войне не бывает победителей, она забирает всех — и жертву, и ее палача.
9 из 10
5 июля 2013
Китайский фильм «Нанкин!Нанкин!» (в русском прокате — «Город жизни и смерти») повествует о событиях т. н. «нанкинской резни», устроенной японскими войсками после взятия Нанкина в 1937-ом году, в ходе Второй Японо-Китайской войны. Тогда японские войска подвергли Нанкин, бывший в то время столицей гоминьдановского Китая, варварскому разграблению. За шесть недель, последовавших после взятия города, японские войска убили более трехсот тысяч мирный жителей и китайских военнопленных, как в разрозненных случаях насилия, так и в 28-ми специально устроенных бойнях. Помимо этого, японские военнослужащие изнасиловали более 20 000 женщин. Нанкинская резня стала одним из самых громких военных преступлений японской военщины, для китайского народа эта трагедия имеет такое же значение, как Хатынь для советского. Из этого можно понять, что перед китайскими кинематографистами встала серьезная задача — показать этот тяжелый момент в истории. И они с ней справились отлично.
Сам фильм, снятый в черно-белом цвете, разбит на несколько пересекающихся сюжетных линий, связанных с героями, в ней фигурирующими. Это как китайцы — военнопленные и мирные, так и японские солдаты. Действие начинается со взятие Нанкина японской императорской армией. Стоит отметить: несмотря на то, что фильм посвящен в большей степени самой резне, а не военным действиям, боевые сцены в нем поставлены с высочайшим мастерством, китайские кинематографисты достаточно скрупулезно восстановили как вид города, так и обмундирование китайских и японских войск и бронетехнику. Видно, что снимая, режиссер ориентировался в том числе и на фотографии того времени.
Несмотря на то, что фильм посвящен героизму китайцев — как солдат, так и мирных жителей, он не скатывается в патетику. Показано и дезертирство войск с фронта (значительная часть защитников Нанкина — новобранцы или солдаты обескровленных боями за Шанхай дивизий), и паника среди мирного населения. «Героическая» линия связана с офицером по имени Лу Цзяньсюн и его товарищами — Шунцзи и солдатом-ребенком (еще одна тяжелая правда войны) по имени Сяодоуцзы. История «нанкинской зоны безопасности» связана с ее руководителем — Йоном Рабе, его секретарем мистером Тонгом и прочими китайцами, старающимися выжить во взятом городе, где могут забить насмерть за отказ снять шляпу перед японскими солдатами, или изнасиловать прямо в здании дипломатической миссии. Нашлось в фильме место и для того, что бы взглянуть на происходящее глазами «той стороны» — это линия японского сержанта Кадокавы и его товарищей по оружию. Он — «хороший японец» во всей этой нанкинской мясорубке.
Японская армия приносит Нанкину только смерть, боль и разрушение. За взятием ворот следует краткий налет солдат Лу Цзяньсюна на японскую колонну, в составе которой идет, в том числе и Кадокава. Отлично поставленная батальная сцена, в которой особенно силен подвиг «притворившегося мертвым» танка, в котором любители военной техники могут опознать Виккерс Е. После того, как Лу и его товарищей таки берут в плен, боев в фильме не будет.
Несмотря на то, что в русском прокате фильм называется «Город жизни и смерти», жизни в нем нет. На протяжении всего просмотра не покидает чувство безысходности, угрозы со всех сторон — мастерская работа кинематографистов, пытавшихся передать ощущения свидетелей, жертв и участников творившегося тогда в древнем Нанкине. Герои нигде не могут почувствовать себя в безопасности — японцы безжалостно, тысячами расстреливают пленных из пулеметов, закалывают их штыками. Город полон трупов — раздетые женщины, привязанные к столбам китайцы, обезглавленные солдаты — весь спектр средневекового зверства, действительно происходившего на протяжении шести недель в более чем миллионном городе.
Беженцы укрываются в Нанкинской зоне безопасности — учрежденной находившимися в Нанкине иностранцами — дипломатами, предпринимателями и членами христианской миссии. Руководит зоной немец Йон Рабе, предприниматель и член НСДАП, кстати. Впрочем, и исторический, и киношный Йон быстро убедились, что их гуманизм чужд нацистскому государству. Фильм дает нам понять, сколь эфемерна «дипломатическая защита» — ни крест, ни американский флаг, ни даже свастика не останавливают японцев, они постоянно вламываются на территорию зоны, подвергают укрывающихся там женщин изнасилованиям и захватывают лежащих в госпитале китайских солдат. Авторы фильма не побоялись показать и изнанку этой ситуации — несколько молодых китаянок отказываются остричь волосы и переодеться в мужскую одежду, решив «телом заработать себе на жизнь». На это их толкает чувство безысходности, голод и страх. С ними связана история «станций утешения» — полевых борделей, которые массово создавались японской армией для обслуживания офицеров и солдат. Работавшие в этих борделях девушки обслуживали по 20—30 солдат в день, часто не выдерживали и умирали от истощения или покончив с собой. Посетителем этой станции становится и Кадокава, который, однако, чувствует привязанность к проститутке, которая его «обслуживала». Японское же командование, чтобы наполнить «станцию» и, узнав, что Германия отзывает Йона Рабе (чьи попытки спасти жизни китайцам «отрицательно влияют» на взаимоотношения фашистского Рейха и японской империи), принуждает руководство «Зоны Безопасности» отобрать сотню женщин «для утех». Среди вызвавшихся оказывается и сестра мистера Тенга — китайского секретаря Йона Рабе, немного знающего японский. Под давлением творящегося ужаса Тенг решается на сотрудничество с оккупантами, однако во время рейда в госпиталь японцы не только убивают военнопленных, но и, пытаясь захватить прятавшихся на чердаке женщин, выкидывают маленькую дочь Тенга в окно. Другое решение принимает Кадокава — в происходящем нет места «хорошему японцу», который, даже не разделяя методов армии, ничего не может поделать с происходящем. Жить для человека, пусть и косвенно, несущего ответственность за произошедшее, оказывается тяжелее, чем умереть.
В общем, чтобы передать весь трагизм, разворачивающийся на экране, надо дословно пересказать весь фильм, описав все мелочи, всю операторскую работу. А еще нужно знать историю. Нанкинская резня — важное событие в истории Азии, увы, малоизвестна в России, где военные преступления, по очевидным причинам, ассоциируют в первую очередь с немцами. Хотя они — постоянный спутник империализма и милитаризма, чудовищный плод военной экспансии. Именно японский империализм и связанная с ним феодальная знать, столь кичащаяся своей «честью», запустила чудовищную машину насилия — которая перемолола более трехсот тысяч жизней в Нанкине, в которой погрязли и китайцы, и японцы. Хотя фильм и является историческим, но и этнические чистки, и массовые изнасилования на войне, и расправы над военнопленными, и варварские бомбежки можно видеть и сейчас, отнюдь не в черно-белом цвете.
2 февраля 2013
Возможно, я скажу нечто, что не понравится многим. И я их не виню. У каждого свой взгляд на жизнь. И на смерть.
Всегда очень сложно оценивать почти документальные фильмы. Вроде Брестской крепости, Самого длинного дня, Слишком далекого моста, Тора-тора-тора. И вот этого фильма. Снять рядового Райана намного проще. В твоем распоряжении полный набор драматургических приемов. А когда ты снимаешь Город жизни и смерти, ты не можешь отступить в сторону от реальности. Иначе получится вранье. Поэтому герои фильма всегда выглядят не так «выпукло», как в чисто художественном произведении. И их слишком много, потому что реальные участники войны редко живут долго.
Но даже с такими ограниченными средствами режиссеру «Города» удалось невероятное. В его фильме живут и умирают очень живые люди. Боль каждого видна так, что самому больно.
Но есть еще аспект. Может быть, режиссер его и не планировал, но он получился сам по себе. Это фильм о слабости сильных и силе слабых. И еще о том, что НИКОГДА нельзя сдаваться. Нельзя надеяться, что пронесет, что пощадят, что можно договориться с врагом. Не выйдет. Огромная толпа китайских солдат спасается бегством, бросая город и его жителей. После их ВСЕХ выкосят пулеметами уже беззащитных и сдавшихся. А те, кого они должны были защитить, будут преданы поруганию. Помощник Рэбе Тэнг идет на сделку с врагами. Они улыбаются ему. дают сигареты, говорят — мы друзья. Вскоре после этого его дочь. как брехливую собачонку попросту выбрасывают из окна на его глазах. Тэнг после этого расплатился сполна, совершил свой маленький подвиг, спасая другого ценой своей жизни. Как спасали других сотня китаянок, ушедших в сексуальное рабство к самураям. Как ценой своей жизни спасшая несколько солдат ухоженная и аристократичная госпожа Цзян, которая перед этим стригла китаянок, чтобы японцы не позарились, а сама сохранила прическу, потому что «мы из комитета, нас не тронут». Еще как тронули
Даже если ты слаб, у тебя есть силы остаться человеком.
Отдельно стоит безымянный китайский солдат в первой части фильма. Были бы все такими — трагедии Нанкина бы не случилось.
Тяжелый фильм. Сильный фильм.
3 января 2013
Один из самых страшных фильмов, которые мне доводилось видеть. Максимально реалистичное повествование о том, что творилось в оккупированном японскими войсками Нанкине в декабре 1937 года.
После того, как японцы захватили Шанхай, китайские власти уже толком не могли обороняться. Под ударом оказалась столица, а лучшие отряды Чана Кайши уже погибли или были измотаны шанхайской резней. Нанкин думал только об одном: как в этой ситуации выжить. Остатки войск сдавались в плен, по некоторым данным сдалось около 300 000 солдат. Японское командование приняло решение, что такое количество пленников нечем кормить, их нужно уничтожить. Началась резня, за которой последовали массовые бесчинства японских солдат в оккупированном городе. Из-за, так скажем, дипломатической сложности темы точное количество жертв среди мирного населения разнится. По некоторым данным (например, в книге «Забытый Холокост» Айрис Чан) убито было 250—350 тысяч мирных жителей, число изнасилованных женщин составляло 20—80 тысяч. За японской армией возили специальных «женщин для утешения» — так называемые отряды, в которых содержали женщин, подвергавшихся постоянным изнасилованиям.
На фоне всего этого остававшиеся в городе иностранцы, в том числе нацист Йен Рабе, пытались сделать хоть что-то, чтобы спасти людей Нанкина. Была организована Зона Безопасности, но и она не была стопроцентным убежищем.
Фильм «Город жизни и смерти» показывает эти события. В отличие от других картин о нанкинской резне («Цветы войны», «Джон Рабе»), здесь, в первую очередь, показана история всего города, а не отдельных людей. Режиссер дает зрителю возможность посмотреть на нанкинский кошмар от лица китайских и японских солдат, от лица простых жителей города, от лица европейцев в Зоне Безопасности.
Хочется в какой-то момент подумать, что для яркости режиссер что-то приукрашивает, но, стоит заняться изучением этого вопроса, в ужасе понимаешь, что каждому кадру резни и бесчинств можно найти исторические свидетельства. На фоне этого в фильме очень важна сюжетная линия, в которой рассказывается о японском офицере, который не может полностью принять то, что творят его соотечественники.
Война ужасна, с этим вряд ли кто-то поспорит. Но «Город жизни и смерти» не только об этом. Нобелевский лауреат Эли Визель говорил, что забыть Холокост означает убить дважды. Нанкин — это забытый Холокост. Принц Асака, руководивший оккупацией, получил неприкосновенность как член императорской семьи во время суда над военными преступниками. Он умер от старости в 93 года. И этот фильм позволяет всему миру хотя бы узнать и запомнить трагедию Нанкина.
10 из 10
4 августа 2012
Подобного рода фильмы всегда оставляют тяжелое эмоциональное впечталение. В самом деле, при дотошном показе массовых убийств и изнасилованием с использование при этом максимального набора изобразительных средств любой фильм гарантированно пробьет на слезу. Наш «Иди и смотри» из того же ряда. Терапевтический смысл фильм имеет для сторонников «жетской руки», «былого величия», уверенности, что раньше хоть и война, а все были ближе и лучше. Дм. Быков в апологетике советского проекта порой перегибает палку, приписывая, например, Трифонову предпочтение резни Гражданской воны пошлости быта.
Если отвлечься от собственно эмоциональной составляющей — а от нее не отвлечешься, поскольку весь фильм представляет собой скорбный плач — то на режиссера повлияли черно-белые работы Спилберга о войне. «Список Шинделра» лежит на поверхности. а начальные сцены уличных боев не обошлись без влияния «Рядового Райна» (вообще этот фильм Спилберга в военном кино является с технической точки зрения этапным, разграничившим военные фильмы по съемкам на до- и после-).
Приходилось встречать отзывы о сходстве фильма с кинематографом Германа. Ничего общего, кроме черно-белой стилистики. Использованные режиссером приемы не являются новаторскими, все в рамках избранного направления «кинематографа жестокости». Герман потоньше.
Уж совершенно непонятно, почему при снятии впечатляющей гуманистической эпики на историческом материале Чжану Имоу для съемок своей эпики через пару лет понадобился тот же материал.
17 февраля 2012
Один из самых сильных моментов — в конце фильма, когда кончились динамические сцены и пойдут картинки.
На фото: персонаж, имя, год рождения, год смерти
… персонаж, имя, год рождения, год смерти
… персонаж, имя, год рождения, год смерти
мужчины, женщины
и последнее фото:
безымянный китайский мальчик
год рождения — нет
год смерти — нет
китайский мальчик, прошедший сквозь весь фильм: и через бои, борьбу и кровь; и через унижение, угрозу уничтожения — олицетворение всего китайского народа.
19 декабря 2011
Честно, пыталась удержаться от написания рецензии. Не вышло: ты должен либо плакать, либо выговориться. Плакать не получилось.
Честно, я не посмотрела фильм целиком. Правильно написали: фильм не для слабонервных. И сказать это, не сказать ничего. Я знала о том, что война на востоке была очень тяжёлая, но это стоило увидеть своими глазами, чтобы запомнить. Раз и навсегда. Однако того, что я увидела хватило мне, чтобы понять весь ужас войны, её отвратную сторону. Картинка страха, жестокости, убийства стоит в глазах — а ведь показано далеко не всё, что происходило в это время в Нанкине и других захваченных территориях.
Пока я смотрела этот фильм, приходило много слов в голову для описания мужества женщин, ужаса детей, беспредела и уродства героев; но как только фильм закончился, пришло оцепенение. Можно только сидеть и слушать биение своего сердца. Может быть, это своего рода защитная реакция от тяжёлого потрясения.
Фильм крайне тяжёлый; наверное, для того, чтобы зритель не отвлекался, его сделали чёрно-белым, в нём нет многословных реплик и сцен, музыки. Но имеющий глаза да увидит. Не исключено, что некоторое всё же преувеличено (хотя, тогда что именно?..), принимая во внимание отношения китайцев и японцев, и, честно говоря, фильм даже может заставить забыть о подвиге наших дедов и прадедов, которые в не менее жестоких боях побеждали врага на западных границах нашего государства. К слову, я бы очень желала, чтобы подобный фильм был снят и про Великую Отечественную Войну.
«Nanjing! Nanjing!» может оставить в прострации и недоумении, какими же подлецами и мерзавцами могут быть люди, но это правда, это история, которую мы должны знать и должны помнить и хранить в назидание.
Быть может, я очень сильно замахнусь, но я считаю, что это эпохальный фильм.
10 из 10
26 января 2011
Китай, зима 1938 года. Солдаты Японской Императорской армии сломляют оборону Нанкина. Армия Гоминьдана бежит из города вместе с правительством, оставляя женщин, детей, остатки солдат в разрушенном, пылающем, монохромном городе.
Оригинальное название картины: «Nanjing! Nanjing!» (хоть и латиницей) — это крик из прошлого, полный отчаяния, ужаса, холод японских штыков проскальзывающих вам под кожу, одновременно созвучный финальному титру в переводе на русский: «Живые — помните!». Нам, живым представителям начала XXI века, сложно что-то вдолбить в голову, зрителя не обманешь и не запудришь мозги, ведь он привык к формату роликов на ютьюбе, оставляющих тающие в течение пяти минут воспоминания. Чтобы мы запомнили нас нужно удивить, напугать. Лучше одновременно. И современные фильмы этого не умеют. Штампы легко улавливаются смышлённой аудиторией, и сюжет протекает в головах людей по готовым маршрутам, оттиснённым ранними опытами зрителя. Он знает, что ему нужно. И если вы попытаетесь затащить среднестатистического завсегдатая кинотеатров (если такой социальный подкласс вообще ещё существует) на «Город жизни и смерти» будучи под впечатлением от просмотра, и взахлёб описывая ваш шок, вызванный контрастно написанной картиной невиданных проявлений дифференциации человеческой природы… то скорее всего, среднестатистический завсегдатай кинотеатра откажется (пусть это будет откровенный и честный человек): «Это слишком напомниает «Список Шиндлера», «Очередная историческая драма с обилием батальных сцен, я это видел». И правда, сюжетная перекличка со «Списком Шиндлера» очевидна, хотя в «Городе жизни и смерти» не ставится акцента на деятельности мужественного европейца Рабе, до определённого момента защищающегозону беженцев от зверств японской армии, фильм Чуана Лу не гонится за мелодраматизмом в ущерб исторической правде, да и не о мужестве европейцев или американцев этот фильм (наконец-то). Совершеннно верно то, что описывая это кино на словах можно будет подобрать с десяток качественных аналогов того же жанра, и в итоге ввиду кинематографического скептицизма фильм увидят лишь историки и китайцы (что впрочем уже не сильно проиграет зрительной аудитории последнего фильма Джима Кэмерона). И всё же это ни на что не похожий, невиданный, божественный фильм. Он визуально безупречен.
Отбросим в сторону сюжет (его фактически нет ввиду отсутсвия ярко выраженных героев) и классический голивудский драматизм (смотря это кино ты сопереживаешь не конкретным людям, а сотням тысяч). Саундтрек (он скуп и это прекрасно) и актёрскую работу (она довольно традиционна для таких фильмов и ввиду этого однообразна) тоже оставим за скобками. Что создаёт драматизм ленты, что заставляет нас в ужасе впериться в экран костенея в кресле? Камера. Камера — отдельный персонаж и одновременно — все. Она многолика, она меняет свой характер поведения, меняет акценты, крупности, контрастности, тона, ракурсы, объективы в зависимости от ситуации. Она отражает настроение. Шок. Смятение. Угроза. Страх. Радость. Облегчение. Надежда. Отчаяние. Торжество. Решительность. Гнев. Актёры почти всё время молчат — за них говорит камера. Не отстранённая фиксация, нет — полное сопереживание. Не хронолия событий — а яркие монохромные видения проносятся на экране. Её движения красноречивей патриотических монологов, которыми как правило насыщают подобные фильмы. Не говоря о том, что изображение невероятно красиво, художественно, и хоть чёрно-белое и без красноты крови, но боль и ужас, кровь и грязь, видны не менее ярко чем в спилберговском «Спасти рядового Райана». Китайцы многому научились у него, судя по «Городу жизни и смерти».
Настоящее кино. Самое настоящее — без кривляний, пафосных реквиемов, бессмысленных сцен, мельтешения, глупых диалогов. Язык этого фильма — истиный язык кино. Это классика мирового кино рождённая на наших глазах. Будущее за Азией. Впереди вышагивает Китай.
20 октября 2010
Безумно жестокий, стильный, но потрясающе красивый фильм. Один из лучших фильмов о войне, что я когда-либо видел.
Достоинства фильма можно перечислять долго — это и манера повествования с разных сторон, и впечатляющие массовые сцены, и черно-белая гамма, которая придает реализма и трагизма, и музыкальное сопровождение от гробовой тишины до барабанного боя японских солдат, и множество запоминающихся символичных сцен…
Must see. Must remember.
9 из 10
8 августа 2010
Бесполезно в фильмах подобного толка искать истину, мораль и тем более справедливость. Война это особое состояние человека, которое с одной стороны дает ему возможность проявить то, что владеет им исподволь, то, что в жизни не применимо — власть и главенство над другим, а с другой стороны отбросить все человеческое для исполнения долга. Ведь не правда ли, кто бы не нападал, окажись победителем китайцы, едва ли они проявили бы милосердие.
Человек на войне это лишнее, именно поэтому не стоит ужасаться изнасилованными до смерти женщинами, страдать о невинно убиенных и закрывать глаза, глядя на подвешенные головы и лежащие прямо на тротуарах трупы. Война позволяет зрителю почувствовать духовность одного создания и участнику, трепет и восторг победы, в котором вопреки всем возгласам нет и не будет ничего милостливого. Если пришел с оружием, то делай свое дело. С этой стороны фильм идеально раскрывает и пресную, ложную боевую отвагу, возвышенность победы, и жалкий страх, через который надо пройти, чтобы стать героем-смертником. Сочувствие сводит с ума, когда твой разум во власти пульсации смерти, жизнь должна умереть, или умрешь ты. Познать трагедию войны можно увидев лишь судьбу одного человека, а великолепие и мощь, глядя на войско. Ну да не я это фразировал в свое время…
Этот фильм стоит оценивать только с точки зрения великолепных декораций, рядом с которыми могут стоять только старые советские картины и неприукрашенного действия, содержащего все, что противопоказано слабонервным и беременным. Совершенно потрясающе выбранный цвет картинки — черно-серый, показывает уличные бои и осаду почти гениально, разрушительно и убедительно. А моменты трагического личного быта, скупо и настолько серьезно, чтобы попытаться сделать все то, чего не стоит делать, согласно первым двум абзацам рецензии. Актеры только поддерживают художественно великолепие картины, играют натуралистично и интересно.
И при всем этом фильм трудно смотреть психологически, и еще трудней, физически: усидеть два часа перед серым дымом, в, словно находящемся под снотворным действии, которое даже когда разгоняется, кажется вялым. Это сложный фильм и хороший фильм.
В сухом остатке: мастерская военная драма, старательная, оставляющая после себя много серого пепла внутри. Точно подходит под мое эмоциональное определение драмы: «драма хорошая, если после кино, остается ощущение, что что-то в этом мире не так.»
25 июля 2010
Нанкин — столица Китая с 1927 по 1937 год. Прекрасный город с историей, насчитывающей более 2000 лет. Очень печально, что эти события произошли именно в этом городе. Да и вообще недопустимо, чтобы подобные события хоть где-то происходили.
Китайско-Японская война. Японцы захватили за несколько дней столицу Китайской Республики. Большинство китайских солдат бежали из города. Те немногие, кто остались, вели ожесточённое сопротивление. В течение 6 недель японские солдаты грабили, убивали, насиловали жителей Нанкина. Именно эти события отражены в картине.
Честно я не думал, что буду описывать сюжет в историческом фильме, потому что для исторического фильма трейлером может послужить учебник истории, и сюжет, обычно, проходит на фоне самих исторических событий. Здесь же нет фронтовых карт со стрелками продвижения войск, нет массовых танковых сражений и бомбардировок, нет седых и напыщенных генералов, обдумывающих планы контрударов. В фильме показаны события изнутри. Измождённые, усталые лица людей, массовые расстрелы, насилие. Гениальное решение режиссёра — это сделать фильм чёрно-белым. Во-первых, это делает фильм похожим на военно-историческую хронику. Во-вторых, мы видим фильм без буйства красок, которые обычно сопровождают подобные фильмы. Что позволяет зрителю сфокусироваться на эмоциях, чувствах, обстановке, а не на ярких взрывах, оторванных конечностях и крови. Это тоже является частью войны, но здесь показали, всю трагичность происходящего и обстановку, когда твой родной город разрушен, а соседи и родные убиты. В фильме всего одна сцена с перестрелкой. Однако, показаны бесчинства японских солдат: массовые расстрелы, жестокие убийства (закапывание живьём, закалывание штыками, сжигания), насилование женщин и детей, аукционы женщин и многие другие.
Также показана часть жизнь простого японского младшего офицера. Он всего лишь пешка и исполняет приказы. Он видит, всё, что делают его товарищи и собратья. Убийства и жестокость оправданы, когда идут боевые действия. Но это уничтожение. Резня. Он пытается с этим смириться, даже начать как-то просто жить, но это слишком большое потрясение для любого.
Игра актёров на высшем уровне. Они почти ничего не говорят, но ты всё равно как будто рядом. Переживаешь с ними, чувствуешь, что они чувствуют. Оператор прекрасно иногда создавал иллюзию, будто он очевидец событий. Музыки практически нет, но она там и не нужна. Единственный недостаток — немного скучновато смотрится.
Сначала я подумал, почему фильм снимался не совместно с Японией, потом понял. Япония до сих пор не признала факт жестоко истребления почти полумиллиона жителей Нанкина.
Игра актёров и актрис (главных, второстепенных, подходят ли на роль) 9/10
Сценарий (сюжет, идея, развитие) 8/10
Как смотрится (режиссура, монтаж, эффекты) 7/10
Общая оценка
8 из 10
Все войны — гражданские, потому что все люди братья. (Франсуа Фенелон, французский писатель)
25 июля 2010
Фильм произвел сильное впечатление в большинстве своем из-за того, что будучи человеком, чьи предки пострадали от японской оккупации, понимаю что все творящееся на экране на самом деле имело место, и скорее всего без сильных преувеличений. Потому что если Европа и Россия страдала от Гитлеровской армии, то практически весь восток был оккупирован японцами. Ни одна нация не избежала участи испытать на себе все тяжести японской жестокости. Можете мне поверить, но любой дальневосточный азиатский народ мог бы снять подобный фильм, и он был бы не менее ужасен. Я еще слишком молод, чтобы помнить все это лично, но генетическая память берет свое, так что обычный зритель возможно воспримет этот фильм как реабилитационная агитка побежденного народа, но человека что-либо понимающего эта картина определенно впечатлит.
P. S. Японское правительство официально так и не признала факта бесчинства своих солдат во время оккупации города Нанкин
5 июня 2010
Конечно же после просмотра вспоминался «Список Шиндлера» и немного «Пианист» в чем заслуга прежде всего музыкального сопровождения, чему и хотелось бы отдать должное прежде всего.
Фильм тяжелый. Очень тяжелый. Вообще к восточному кино, в частности китайскому я отношусь достаточно сдержанно, прежде всего потому что лично мне очень сложно различать лица и имена главных героев, особенно когда их много, таков уж мой европейский склад восприятия. Что интересно, в этом фильме у меня подобных затруднений почти не возникало, актеры подобраны непохожие, у каждого свои особенности, во внешности ли, в поведении. Замечу, что актеры очень хорошие, с легкостью дадут фору все тому же «Пианисту».
Почти все понравилось за исключением какой-то вопиющей пассивности китайцев, они даже позволяли себя заживо зарывать, вместо того чтобы взбунтовать и хотя бы получить пулю в лоб, избавить себя от страданий.
Шиндлер, Шиндлер, самое главное отличие от этого фильма в том что здесь не один, а много Шиндлеров: фашист, его помощник, 100 женщин ушедших на поругание, сержант Японской армии, иностранные наблюдатели — каждый внес свой небольшой вклад в расширение «списка». «Списка» длиною в будущее.
8 из 10
31 мая 2010
Фильм об отношениях японских завоевателей к мирному населению покорённых территорий Китая во времена 30—40 годов прошлого века.
Фильм Реалистичный. Война сама по себе ужасна и ждать от качественного фильма об оккупации положительных эмоций не следует.
Оккупация японцев в Китае имеет восточную специфику которую хорошо видно в этом фильме. Оккупация беспощадна к мирным жителям везде и всегда, а на востоке времён WW II более масштабна и безжалостна. Фильм реалистично раскрывает эту особенность.
Психика оккупантов неоднозначно реагирует на события. Одни становятся маньяками садистами. Другие испытывают депрессию от собственной жестокости и предпочитают самоубийство. Фильм для анализа и оценки оккупантов и их жертв. Она неоднородна и неоднозначна.
Работа создателей Фильма заслуживает уважение, а фильм неоднократного повторного просмотра. Фильм вызывает в зрителе интерес к современному китайскому кино.
14 мая 2010
Экзотическая птичка в российском прокате. Не потому, что из Китая. Чёрно-белое кино без выраженного сюжета, с натуралистическим визуальным рядом и сугобо авторской атмосферой не может являться приманкой для нашего кинозрителя, в массе своей жаждущего дешёвых эмоций и горы попкорна. Последний на сеансе явно противопоказан, а вот эмоции… пожалуйста, только будьте любезны оставить частицу своей твердокаменной души. Иначе смотреть этот, безусловно, значительный фильм, не имеет смысла.
Солнечный смайлик на сером небе в начале и в конце, пожалуй, единственные светлые кадры в мрачной гипнотической фреске Чуан Лу. «Город…» насыщен таким обилием чисто маргинальных эпизодов, по сравнению с которыми раздражители Фон Триера и Ханеке кажутся детскими байками. Хаос насилия и беспредела губящий красоту и невинность не оставит равнодушным даже негативно настроенного зрителя. У многих могут возникнуть логичные претензии: «мол, таланта не хватило без чернухи обойтись!». Таланта — море! Вот только ведь… это война, а значит пот, кровь и слёзы «по уставу» положены.
Говорить об актёрской игре сложно: то ли актёры гениальны, то ли режиссёр верно угадал типажи, но ансамблевая органика фантастическая. Поднять такой зрелищный и дорогостоящий проект с наплевательским отношением на прокатные цензы, в наше время, подвиг.
Впечатление депрессивное, как от хроники. Героика, характерная для жанра, отсутствует. Музыки почти нет. Мораль проста, но по прежнему актуальна. Кино неуютное, зудящее, проникающее в самую глубь. Не для поклонников изображения войны «по Спилбергу». «Тонкая красная линия» Малика и военная дилогия Иствуда ближе по духу. Как Иствуд не объяснял тонкостей причин и следствий в сражении при Иводзиме, так и Чуан Лу не погружает в контекст. Цель изображения — сам процесс, без заглавных букв, запятых и многоточий. Задача выполнена.
1 мая 2010
Страшный фильм. Очень страшный. Война нелицеприятна сама по себе, но когда она представлена так мастерски натуралистично, …мурашки по коже. Дай Бог, чтобы нам всем никогда не столкнуться с ней лицом к лицу.
В очередной раз с горечью задумался о скоротечности и «низкой цене» человеческой жизни; неоправданной, порой, животной жестокости в военное время. А иногда… и в мирные дни.
Замечательная картина! Обязательна к просмотру, чтобы НЕ ПОВТОРЯТЬ такое воочию. Как бы хотелось, чтобы подобные ужасы происходили ТОЛЬКО на экране.
Интересно черно-серое исполнение полотна. Превалирующие «моральные» цвета бойни!? Или автор, все таки, щадит нашу психику!? Вероятно, и то и другое имеет место быть.
Некоторые эпизоды показались чуть затянутыми, что не отразилось на общем впечатлении от картины: великолепная постановка, операторская и актерские работы.
9 из 10
15 апреля 2010
Последние время меня очень стал радовать китайский кинематограф. Все новые военные драмы казалось было (для меня) начинают себя изживать и на этот фильм я не возлагал благих надежд, однако для меня он стал глотком свежего воздуха.
Тяжёлый реализм выбранный режиссёром оказался верным путём, хотя очень сложным для легко восприимчивых людей, даже чёрно-белая картинка не спасает. Однако это всё только больше затягивает.
Сюжет схлёстывает 2 вечно враждующие нации, путём вечно простого для одних и невероятно сложных для других — война.
Кто здесь оккупант, а кто жертва не ответит никто, жаль и тех и других.
И поэтому фильм стоит рассматривать как вечную притчу войны, никак просто взгляд со стороны, а сугубо философски — «есть ли дальше жизнь?»
События проходят, а люди остаются.
И лейтенант Кадокава не в силах ни помочь никому и сам лишённый любви к жизни делает опрометчивый ответ всей это резне.
Фильм нужно смотреть, если вам он интересен.
… есть жизнь.
27 февраля 2010
Только что просмотрел данную картину. Кино очень тяжелое. И по своей сути и для восприятия в целом. Все таки простому европейскому человеку всегда будет не очень легко воспринимать азиатское кино. Но фильм действительно стоящий. Где то просто шокирует и от этого шока наворачиваются слезы сами собой.
Не хочется писать много. Поэтому скажу кратко. Эта картина для тех кто может сопереживать горю других людей и чувствовать чужую боль. Эта картина не для тех кто любит голливудское кино, а для людей которые любят видеть на экране реальную жизнь без прикрас.
9 из 10
Потому что все таки навряд ли пересмотрю эту картину еще раз из за формы повествования, но свой горький отпечаток в голове фильм точно оставил.
Азиатский шедевр наряду с 38-ой параллелью.
23 февраля 2010
В фильме скорее больше второго, чем первого. Фильм очень тяжелый, если мне и захочется его пересмотреть — то нескоро. Картина снята в черно-белых тонах, музыка играет где-то на фоне, признаться я её почти не замечал по ходу действия. Такое ощущение, что все происходит в гробовой тишине. Это, а также отсутствие долгих диалогов придаёт фильму налет мрачности и устрашающей правдоподобности.
В фильме показано каким жестоким может быть человек, если ему дать немного власти над жизнями других людей, насколько легко может быть забыта мораль.
Фильм с глубокой философской составляющей, которую сложно сразу уловить. Мне особо запомнились танцы японцев с барабанами, своеобразный парад, уж извините — не знаю как это действо называется, а также финальная сцена фильма, которая подводит итог истории, меня тронула сцена когда японский солдат озвучил фразу, содержащую одну из основных мыслей фильма: «Жизнь более трудна, чем смерть».
Отлично снятый фильм, очень хорошая игра актеров, но при этом — это кино на любителя, которое нескоро захочется пересмотреть, т. к. оно давит атмосферой и содержанием, хотя пожалуй это же можно сказать практически о любом хорошем фильме про войну.
В целом фильм понравился, и заслуживает высоких оценок.
9 из 10
25 декабря 2009
Нанкин, тридцать седьмой год. Японская армия берёт китайский город штурмом, оставляя за собой одни руины и уничтожая любого, кто представляет потенциальную угрозу японским войскам. Кругом стоит всепоглощающий рёв орудий войны, по улицам гуляет разруха и смерть. После окончания штурма начинается военная оккупация города. Смогут ли японские командиры обуздать своих солдат, глаза которых залиты кровью, мозг — адреналином, а сердце — ненавистью?
Китайский режиссёр Чуан Лю снял чёрнобелую военную драму, основанную на исторических событиях — известной бойне, устроенной японцами в Нанкине. С помощью гигантских массовок и крупных планов, Лю погружает зрителя в атмосферу хаоса, в котором сознание одного человека перестаёт существовать, становясь лишь иррациональной частичкой неостановимого торнадо, сметающего всё на своём пути. Эта стихия несёт человеческие тела по инерции, превращая их в безликий сгусток генетического материала.
На фоне массового социального катаклизма показаны обрывки человеческих судеб, втянутых в этот конфликт. Китайцы и японцы, мужчины и женщины. Множество очень разных персонажей, но цель у всех одна — выйти живыми из этой бойни, не потеряв человеческое лицо. Чуан Лю поднимает важные вопросы о чести и совести, о человеческом разуме и животных инстинктах, о жизни и смерти. Как низко падает один человек, спасая собственную шкуру. Как другого пьянит ощущение абсолютной власти над людьми. Возможно ли спокойно продолжать свой жизненный путь после увиденного или сделанного собственными руками? Когда утихают страсти и кровавая пелена медленно сползает с глаз, люди начинают осознавать, что они натворили в пылу ярости. Но совесть часто просыпается слишком поздно, и тогда единственно верным решением становится традиционное харакири или пуля в висок.
Чуан Лю сильно акцентирует внимание на первобытности и варварстве японского поведения — расстрел боеспособных мужчин противника, превращение женщин в сексуальных рабынь, а под конец — подробный показ древней церемонии поклонения Солнцу с огромными барабанами и зловещими японскими танцами. Наблюдая за поведением этих людей, понимаешь, что они могут сильно отличаться от европейцев своим нравом, манерой разговора, обычаями, но человеческая сущность остаётся одинаковой в любом уголке Земли.
Рекомендуется всем, кого интересует психологический аспект военной оккупации. Людям со слабыми нервами смотреть не стоит.
23 декабря 2009
Китайские кинематографисты во главе с практически неизвестным в нашей стране режиссером Лу решили воскресить события давних военных лет и сделали это с предельным натурализмом, как в кадрах кинохроники. Действительно, черно-белая стилистика фильма наталкивает на такую мысль — художественное кино снимали «по мотивам» отрывистых кадров неизвестных операторов, павших от шальных пуль во время тотального разгрома бедного Нанкина.
Когда я смотрел этот ужасный (в плане того, с каким усердием восстановлены страшные подробности захвата и оккупации города) фильм, мне почему-то вспоминался учебник школьной истории и статьи различных копателей истины, которые опровергали школьное «видение». Но потом и это ушло, осталась только вечная мерзлота в душе, с которой я смотрел на это зрелище, и даже внутреннему содроганию места в сердце уже не осталось.
Жизнь в разрушенном городе показана как со стороны беснующихся японцев, впрочем, не менее человечных, чем униженные и недоистребленные китайцы, просто захватчикам дали возможность быть сверху. Но это не делало их счастливее, напротив, как-то нужно выживать и тем, и тем, а на дворе не технологическая война 21-го века, и никакие резолюции не могли никого остановить. Без жалости и без сострадания камера показывает сотни смертей, лиц, людей и улиц, то в огне, то в пыли от разрывов, и черно-белая съемка, как графика, отчетливо вырисовывает кадры, которые долго стоят перед глазами: вот бегущий солдат, его догнали пули, вот изнасилованная девушка с изможденным лицом, вот удивленное лицо японского офицера, кому отвратительно это все. Как и тебе, пока на это смотришь.
Музыки мало. Сюжета почти нет. Фильм будто снят и смонтирован с натуры — это, конечно, его главное достоинство. Впечатление о себе оставляет довольно тяжелое, но если вы любитель военного кино, то эта картина придется по душе. Не стоит смотреть неподготовленному зрителю, который не видел новой классики милитари-жанра: Список Шиндлера, Спасение Райана, Пианист, Письма с Иводзимы — кое-какие штрихи из вышеперечисленных работ можно найти в Городе Жизни и Смерти, но это не говорит о плагиате, многими чертами фильм также напоминает 38-ю Параллель, ведь снято на Востоке, и бессмысленная война похожа: узкоглазые убивают таких же узкоглазых по приказу командиров, которым не место на этой безумной войне.
Честное слово, не хочется там, за кадром, ненароком очутиться…
11 сентября 2009